Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

термины_для_каждого_раздела. Термины обществознаниеВ данном материале вы найдете термины по обществознанию по основным разделам социального знания


Скачать 279.84 Kb.
НазваниеТермины обществознаниеВ данном материале вы найдете термины по обществознанию по основным разделам социального знания
Анкортермины для каждого раздела.pdf
Дата13.01.2017
Размер279.84 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаterminy_dlya_kazhdogo_razdela.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#5510
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

Термины обществознание
В данном материале вы найдете термины по обществознанию по
основным разделам социального знания.
I.
Раздел "Философия"
Обществознание
- это наука, которая изучает, развитие человеческого общества и место в нём человека. Оно включает знание из других отраслей науки, таких как философия, социология, политология, этика, история, экономика. Обществознание включает в себя следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества, экономика, социальные отношения, политика, право.
ОБЩЕСТВО. Современные представления о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные отношения, которые и есть структура общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой
- целостностью, то есть ему присущи свойства, которые нельзя вывести из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество постоянно воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений
(инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению к отдельным элементам и даже структурным звеньям.
Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер.
Степень удовлетворения этих потребностей
- материальных, социальных, духовных
- выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы.
Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и
гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.
Общество—динамичная система с саморазвитием и самовосстановлением.
Общество —отличная от природы часть материального мира.
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ
ОБЩЕСТВО
- по Д. Беллу и др., общество, пришедшее в сер. 20 в. В развитых странах на смену индустриальному. Для П.о., согласно данной концепции, характерны занятость большинства населения в сфере информации и услуг; дифференциация не по классам, а по профессиям, стремление индивидов к высокому не только уровню, но и качеству жизни и к максимальной реализации своих способностей.
ИСТИНА
- соответствие знания вещам (теория корреспонденции,
Аристотель); соответствие знания ощущениям познающего субъекта
(теория когеренции, Юм), согласие мышления с самим собой, его соответствие априорным, изначально существующим формам рассудка (теория когеренции, Кант); благо, возможность получать полезные следствия (концепция прагматизма, Джемс).
МАТЕРИАЛИЗМ
- учение, утверждающее, что материя вечна и никем не сотворима, что сознание
- свойство материи и что мир познаваем
(Демокрит, Л. Фейербах, К. Маркс).
ФОРМАЦИЯ
ОБЩЕСТВЕННО
-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
- одна из центральных категорий марксизма. Маркс полагал, что общество в своем развитии проходит пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
Основу каждой формации составляет экономический базис
- тип производственных отношений, обусловленный уровнем развития производительных сил. Базис, в свою очередь, определяет политическую, юридическую, идеологическую надстройку общества.
Человек
биосоциальное существо, высшая ступень развития живых организмов на
Земле. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическая природа проявляется в анатомии и физиологии человека. Социальная сущность проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Название
версии
происхождения человека
1.
Биологическая
Человек произошел от обезьяны (Ч.
Дарвин, учение об эволюции)
2.
Религиозная
Бог создал Адама и Еву (Священное писание)
3.
Цивилизационная
Человек
- результат ориентации на создание культурных форм выражения
(Л. Мамфорд) и цивилицационных способов жизни
4.
Космическая
Палеовизит: пришельцы пришли из космоса
Основные отличия человека от животного:

мышление и речь,

сознательная, целенаправленная творческая деятельность,

преобразование окружающей действительности в процессе деятельности,

изготовление орудий труда и использование их как средств производства материальных благ.

удовлетворение духовных потребностей.
Мировоззрение

система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы и ценностные ориентиры. Основные тины мировоззрения:
Обыденное мировоззрение возникает в процессе личной прак
- тической деятельности человека.
Религиозное мировоззрение основывается на ценностях того ли иного религиозного учения.
Научное мировоззрение включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания.
Функции мировоззрения:
- мировоззрение дает человеку ориентиры для всей его прак
- тической и теоретической деятельности, позволяет ему сфор
- мулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности;
- мировоззрение дает людям понимание того, как достичь на
- меченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания;

- на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в своей деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для жизни от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
Познание

активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный, прежде сего, практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Основные направления в теории познания:
- эмпиризм

единственным источником наших знаний является чувственный опыт;
- рационализм

наши знания могут быть получены только с помощью ума. без опоры на чувства.
Чувственное познание человеком мира осуществляется в таких нормах, как:
- ощущение, т. е. отражение свойств предметов и процессов, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств, первоначальный источник наших знаний;
- восприятие —
воздействие на органы чувств целостного об
- раза предмета;

представление

чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый и вое производимый в сознании без их непо
- средственного воздействия на органы чувств.
Рациональное познаниеосуществляется в следующих формах:

понятие, т. е. мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках;

суждение

такая форма мысли, в которой через связь по
- нятий утверждается или отрицается что
- либо о предмете, явлении, процессе;

умозаключение

логическая связь нескольких суждений и выделение на их основе нового суждения.
Научное познание

процесс получения объективного, истинного знания.
Признаки научного познания: непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность.
Формы научного познания: вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция. Уровни научного познания: теоретический (методы: анализ, синтез, обобщение) и эмпирический (методы: эксперимент, сравнение, наблюдение).
Социальное познание —
изучение общества и протекающих в нем процессов. Особенности социального познания: совпадение субъекта
и объекта познания, сложность изучаемого объекта, ограниченные возможности в проведении наблюдений и экспериментов.
Принципы социального познания: рассмотрение социальной действительности в развитии; изучение общественных явлений в их многообразных связях: выявление общего и особенного в социальных явлениях.
Основой знаний об обществе являются социальные факты:
события, имевшие место в действительности (объективный факт) и знание о событии (научный факт).
Виды социальных фактов: действия людей и социальных групп, продукты человеческой деятельности, словесные действия.
Ценности
- результаты преобразовательной деятельности че
- ловека и общества в процессе материального и духовного произ
- водства, а также характеристика определенных идей, принципов, предметов с точки зрения их значения для человека и общества.
Ценности играют роль ориентиров в повседневной жизни человека.
Выделяют личные, групповые и общечеловеческие ценности.
Материальные ценности

предметы материальной культуры: здания, скульптуры, машины, мебель и т. п.
Духовные ценности

продукты духовного творчества людей: музыкальные и литературные произведения, научные открытия, религиозные учения, традиции, моральные нормы, юридические законы и т. д.
Прогресс

направление общественного развития, для которого характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенного к более совершенному. Понятию прогресс противо
- положно понятие регресс. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Критерии прогресса:

прогресс науки и техники;

развитие производительных сил, включая самого человека;

совершенствование нравственности людей;

возрастание степени свободы, которую общество может предо
- ставить человеку.

Свобода

способность человека к активной творческой дея
- тельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями.
Понятие «свобода» тесно связано с понятием ответственность».
Ответственность

вид взаимоотношений между личностью и коллективом или обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Виды ответственности: историческая, политическая,
юридическая, индивидуальная, групповая.
Потребности

это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности. Виды потребностей:

биологические

жизненная необходимость в дыхании, питании, воде, в движении, самосохранении, сохранении рода и т. д.;

социальные

нужда личности в многообразных взаимоотно
- шениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании се достоинств;

идеальные

потребности в познании окружающего мира, в осознании своего места в нем, смысла и предназначении своего существования.
Удовлетворение потребностей является важнейшим мотивом деятельности человека.
Истина

процесс адекватного, правильного отражения дей
- ствительности в сознании человека. Виды истины:

объективная истина —
отражает реальное положение вещей, окружающий мир таким, какой он есть, каким он существует вне и независимо от нашего сознания:

абсолютной истина

полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое последующим развитием науки;

относительная истина —
неполное, ограниченное знание. За
- висит от конкретных исторических условий и познавательных возможностей человека.
Критерии истины: чувственный опыт, разум, теория, практика.
Деятельность

вид человеческой активности, имеющий целью познание и изменение окружающего мира и самого человека, в
результате которой создастся нечто новое. В структуре деятельности выделяют:

цель

осознанный образ предвосхищаемого результата;
субъект

тот. кто осуществляет деятельность;

объект

то, на что направлена деятельность;

средства достижения

то, при помощи чего осуществляется деятельность;

результат

то, что получается в итоге деятельности. Виды деятельности: игра, учеба, труд, общение.Материальная деятельность

создание необходимых для удовлетворения потребное гей людей материальных предметов.
Духовная деятельность

создание идей, образов, художе
- ственных и нравственных ценностей.
Эволюция и революция

два пути общественного развития.
Эволюция

постепенное последовательное изменение всего общества в целом либо его отдельных сфер.
Революция коренное, качественное изменение в основах социального устройства всего общества или его отдельных сферах
(науке,
технике).
Общество и природа.
Общество в широком смысле —
обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая способы взаимодействия и формы объединения людей. Общество в узком смысле:

круг людей, объединенных общностью цели, интересов, про
- исхождения;

отдельное конкретное общество (например, российское);

исторический этап в развитии человечества (например, фео
- дальное общество);

человечество в целом.
Природа в широком смысле —
весь окружающий нас мир в разнообразии его форм и проявлений.
Природа в узком смысле —
природно
- географическая среда.
Глобальные проблемы

группа проблем общепланетарного масштаба, возникших во второй половине XX в., от решения которых зависит существование человеческой цивилизации.
Признаки глобальных проблем:

затрагивают интересы всего человечества:

настоятельно требуют решения;

проявляются как объективный фактор развития общества;

предполагают сотрудничество разных стран в их решении;


от их решения зависит дальнейшая судьба человеческой цивилизации.
Приоритетные глобальные проблемы: экологическая, энерге
- тическая, продовольственная, сырьевая, демографическая, между
- народный терроризм, наркомания, предотвращение новой миро вой войны, преодоление отсталости развивающихся стран.
Направления решения глобальных проблем:

широкое информирование людей о глобальных проблемах:

всеобъемлющее изучение причин и условий возникновения и обострения проблем;

наблюдение и контроль за глобальными процессами на пла
- нете;
создание четкой международной системы прогнозирования;

концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем.
II.
ЭКОНОМИКА

1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов,
используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда;
2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования средств.
Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр. В РФ государственный бюджет разделяется на федеральный и бюджеты субъектов Федерации.
Спрос и предложение.
Спрос

это желание и возможности потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте.
Основа спроса

потребности, но ограниченные платежеспособностью покупателя, т. е. той суммой средств, которую он может выделить из своих доходов для приобретения конкретного товара или услуги. Спрос находится в обратной зависимости от цены.
Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар.

Предложение

это желание и возможности продавцов про­дать конкретный товар в конкретное время и в конкретном ме­сте.
Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товара производители согласны произвести и продать.
Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по такой цене, сколько покупатель захочет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием.
Прибыль

исчисляемая в денежном выражении разница между выручкой от продажи продукции и затратами на ее про­изводство.
Прибыль служит наиболее важным показателем, обобщающим финансовые результаты деятельности предприятия.
Получение максимальной прибыли является целью произво­дителя.
Для этого он стремится снизить затраты (издержки) про­изводства.
Величина прибыли в сравнении с затратами показывает результативность работы предприятия, выгодность той или иной предпринимательской деятельности. Если выручка не покрывает всех затрат, то предприятие является убыточным.
Производитель (производство).
Производитель

субъект экономической деятельности, ис­пользующий экономические ресурсы для изготовления товаров и услуг с целью продажи и получения прибыли.
Производителем товаров и услуг может быть и государствен­ное предприятие, и частный предприниматель. Продукт, произ­веденный свободным производителем для обмена, называется товаром.
Производитель выбирает для выпуска те товары, но которым прибыль является наибольшей.
Производство —
процесс превращения экономических ресур­сов в экономические блага, т. е. предметы, удовлетворяющие те или иные потребности человека.
Основные группы ресурсов, используемых в процессе про­изводства, называются факторами производства. Факторы производства:

природные ресурсы. используемые в производстве: земля
(па­хотные земли, место размещения производственных объектов), полезные ископаемые, леса, вода и воздух, растительный и животный мир;

труд —
это участвующая в производстве рабочая сила, так называемый «человеческий капитал» —
способности и умения, здоровье, образование, квалификация работников:


капитал —
это финансовые ресурсы и созданные людьми средства производства (здания и сооружения, машины и инструменты, оборудование);

предпринимательские способности —
совокупность актив­ной деятельности предпринимателей, их организационно
- хозяйственного новаторства (поиск и реализация новых идей, технологий, подходов) и готовности к риску при организации нового дела;

информация —
важный ресурс, используемый в экономических процессах. Это прежде всего знания, сообщения, данные, ис­пользуемые в процесса анализа и выработки экономических и управленческих решений и т. д.
Налог —
определенная сумма денег, которую каждый про­изводитель товара, получатель дохода, владелец того или иного имущества
(строение, транспортное средство и др.) ежегодно обязан уплатил» государству.
Прямые налоги взимаются непосредственно с какого
- то до­хода или имущества в установленном размере. Все предприятия и организации платят налог на прибыль, а население —
подо­ходный и поимущественный налоги.
Косвенные налоги —
налоги на продажи товаров и услуг, су­ществующие в виде надбавок к цене.
Деньги —
это товар, посредством которого измеряется цен­ность других товаров, оплачивается покупка. В настоящее время деньгами являются особые бумаги и монеты, выпускаемые Цен­тральным банком каждого государства.
Функции денег: средство платежа, средство обмена, средство измерения стоимости товара, средство накопления сбережении.
Рынок. Экономическая система, в которой решение вопроса о том, что, как и для кого производить, является результатом взаимодействия продавцов и покупателей на рынке, называется рыночной экономикой.
Свободная рыночная экономика характеризуется гремя важней­шими признаками:
1) нерегулируемым предложением (производители самостоя­тельно решают, какие товары и в каком количестве произвести):

2) нерегулируемым спросом (покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и в каких количествах приобрести);
3) нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и пред­ложение. При наличии всех этих признаков происходит рыноч­ная самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.
Ситуацию на рынке, когда продавец может и хочет продать ровно столько товара и по какой цене, сколько покупатель захо­чет и сможет купить за эту цену, экономисты называют рыночным равновесием, а цену, по которой заключается реальная сделка, —
равновесной иеной.
Равновесная пена не просто условие продажи товара, она становится важным ориентиром для производителей, подсказывая им, что и при каких иенах может быть куплено на рынке и что. следовательно, можно производить.
Конкуренция —
борьба производителей (продавцов) товаров и услуг за рынок сбыта и симпатии потребителя с целью получении более высокой прибыли.
Конкуренция побуждает производителей совершенствовать свои товары, искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов для их изготовления. Типы конкуренции:

совершенная (борьба множества производителей одного товара, не имеющих возможностей влиять на цену товара);

монополистическая (борьба за симпатии потребителя между производителями взаимозаменяемых товаров, например, сти­рального порошка и мыла);

олигополистическая (борьба между несколькими крупными производителями одного товара, имеющими возможность влиять на иену).
Собственность —
имущество, принадлежащее частному лицу, органу местного самоуправления, государству.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему желанию совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.
Владение —
фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного воздействия на вещь.
Пользование —
извлечение из имущества полезных свойств.

Распоряжение —
возможность изменения его принадлежности, состояния, назначения.
Собственниками могут быть физические лица (граждане) и юридические лица, государство и органы местного самоуправления.
Способы приобретения имущества: покупка вещи, изготов­ление вещи, использование имущества, получение по наследству или в подарок и т. д.
Предпринимательство

осуществляемая по собственной ини­циативе, самостоятельная, рискованная, ответственная деятель­ность граждан, направленная на получение прибыли.
Виды предпринимательства: индивидуальное (один человек); партнерское
(группа лип); производственное
(строительство, сель­ское хозяйство, изготовление потребительских товаров); оказание услуг (общественное питание, развлечения, транспортные пере­возки. страхование).
Предприниматель имеет право: приобретать необходимое иму­щество, использовать по соглашению имущество других граждан, нанимать работников на условиях трудового договора, устанавли­вать формы и размеры оплаты труда, самостоятельно определять программу хозяйственной деятельности, устанавливать цены, свободно распоряжаться прибылью.
Эти и другие права пред­принимателя регулируются законами.
Потребитель
(потребление).
Потребитель

субъект экономической деятельности, при­обретающий товары и услуги для личного использования, а не для перепродажи с целью получения прибыли.
Потребителем товаров и услуг может быть государство, фи­зическое лицо (гражданин), юридическое лицо (организация).
Потребление —
процесс использования человеком эконо­мических благ для удовлетворения своих потребностей. Уровень потребления зависит от величины доходов потребителя.
Банк

это коммерческое предприятие, являющееся юридическим лицом, действующим в соответствии с законом страны местопребывания.
Валово й вн тренний прод кт
, общепринятое сокращение—
макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства

Валовой национальный прод кт (ВНП)

это произведенный в течение года совокупный объем конечных товаров и услуг жителями страны, выраженный в деньгах. Определение ВНП можно сформулировать и иначе: ВНП —
это рыночная стоимость совокупного объема конечных товаров и услуг, произведенных в течение календарного года.
Доход

средства в денежной или натуральной форме, полу­ченные в результате хозяйственной или финансовой деятельности отдельных лиц. предприятий и государства.
Источники и соответствующие им виды доходов:

труд (заработная плата);

капитал (процент);

земля (рента);

предпринимательская деятельность (прибыль).
НОВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК (НМЭП)

концепция, положенная в основу движения развивающихся стран за демократическую перестройку международных экономических отношений, ликвидацию неравноправного положения стран на мировом рынке. В основе движения лежит идея создания межгосударственного механизма регулирования внешнеэкономических связей.
Основные принципы
НМЭП: преобразование системы международной торговли сырьевыми товарами; увеличение экспорта готовых изделий из развивающихся стран, открытие для этого рынка развитых стран; контроль за деятельностью транснациональных корпораций и устранение дискриминации с их стороны; финансовая помощь развивающимся странам со стороны развитых, уменьшение их задолженности путем списания части долгов; расширение экономического сотрудничества.
Деномина ция
изменение нарицательной стоимости денежных знаков после гиперинфляции с целью стабилизации валюты и упрощения расчётов.
В ходе деноминации происходит обмен старых денежных знаков на новые, имеющие, как правило, меньший номинал. Старые денежные знаки могут изыматься из обращения:
в течение нескольких недель, что приводит к обмену не всей имеющейся на руках денежной массы, что выгодно государству в течение года или нескольких лет, когда старые деньги ходят одновременно с новыми и постепенно изымаются из обращения
Девальвация
-
1) уменьшение стоимости национальной валюты по отношению к мировому денежному стандарту; 2) снижение
официального курса валюты; метод стабилизации валюты после инфляции: открытая Д.
- изъятие из обращения или обмен обесценившихся бумажных денег на устойчивые кредитные деньги, в той или иной мере сохраняющие связь с золотом по курсу, который соответствует фактическому обесцениванию денег; скрытая Д.
- снижение государством реального золотого содержания денежной единицы в соответствии с обесцениванием бумажных денег (при этом прежние бумажные деньги остаются в обращении).
Эми ссия
выпуск в обращение бумажных денег и ценных бумаг.
Дефо лт

невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа. Бывает «суверенный дефолт».
Ревальвация

повышение курса валюты по отношению к валютам др. стран, международным счетным денежным единицам.
Акционерное общество (АО)

одна из разновидностей хозяйственных обществ. Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу
Деятельность акционерного общества в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах».
Фирма
это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства. Понятие "фирма" и "предприятие" идентичны, если предприятие является самостоятельным юридическим лицом, реализующим свои экономические интересы
Безработица —
это наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу
Виды безработицы
Фрикционная
Технологическая (структурная)
Связана с поиском нового места работы по разным
Связана с изменениями в технологии производства,
связанными:
причинам:
смена места жительства;
временная потеря сезонной работы;
увольнение;
поиск более выгодной работы с ликвидацией устаревших техно
- логий;
появлением новых профессий, обусловленных техническим про
- грессом;
изменением потребительских вкусов
Застойная
Циклическая (сезонная)
Порождается длительным отсутствием работы
Возникает в периоды экономического спада иобусловлена снижением совокупного спроса на рабочую силу
Скрытая
Выражается в режиме неполного рабочего дня (недели)
Последствия безработицы
Экономические
Социальные
Потеря части ВВП
Сокращение налоговых поступле
- ний в государственный бюджет
Рост государственных затрат на выплату пособий по безработице и финансирование учреждений, занимающихся вопросами труда
Снижение уровня жизни населения
Снижение уровня рождаемости и повышение уровня смертности
Отток интеллектуальной элиты за рубеж
Рост социальной напряженности
Рег лирование ровня безработицы (гос дарственные программы
занятости)
Активные
(благоприятствование занятости)
Пассивные
(поддержка доходов)
Выделение субсидий на стимулирование занятости отдельных групп трудящихся
(напримермолодежи) или на сохранение рабочих мест для работников, которых должны уволить.
Поддержка предприятий, которые создаются безработными (социальная, денежная помощь или другие
Оказание помощи в связи с потерей работы
(пособие по безработице, выходное пособие и др.)
Предоставление льгот безработным при выплатах в социальные фонды
Компенсация затрат на профессиональную подготовку и повышение квалификации
Снижение ставки налогообложения предприятий при создании новых рабочих мест
бесплатные услуги).
Непосредственное создание рабочих мест в государственном или коммерческом секторе
Создание гибкой системы профессионального обучения
Административные наказания (штрафы) за нарушение руководителями предпри
- ятий трудового законодательства
Особенности безработицы в странах с переходной экономикой
Проблемы
Пути решения
Структурная перестройка экономики, которая приводит к высвобождению рабочей силы
Невысокая мобильность рабочей силы
Высокие цены на рынке жилья
Медленное развитие негосударственного сектора экономики
Недостаточно развитая система информирования о возможностях
Развитие сферы услуг
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, фермерства
Реорганизация государственных предприятий с сохранением рабочих мест
Дальнейшее развитие и совершенствование деятельности служб занятости
Создание условий для возможного перехода работников к новым видам деятельности и на других территориях
III.
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей