КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ ( ИНФОРМАЦИЯ , ТЕСТЫ , СИТУАЦИИ )
У Ч Е Б Н О Е П О С О Б И Е
КУРСК - БЕЛГОРОД -1999- ВВЕДЕНИЕ
Необходимость написания настоящего пособия продиктована рядом обстоятельств. Во - первых, потребностью внедрения в процесс обучения технологий, позволяющих оптимизировать работу студентов по самоподготовке и иметь объективную форму контроля уровня усвоения изучаемого материала. Во - вторых, реализация " Закона о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения РФ" послужила толчком к подготовке и пересмотру целого ряда нормативных документов, содержание которых не могло найти отражение в уже имеющихся учебных материалах, которые в последние годы практически не переиздавались. Этот пробел в значительной степени восполняется содержанием данного пособия.
Настоящее учебное пособие может использоваться при подготовке к тематическим и итоговым занятиям по общей гигиене (письменным, устным, компьютерным ) и к экзаменам ( информация, заложенная и дисциплинарном тесте является основой для допускных тестов к устному экзамену). Содержание пособия рассчитано на программу по общей гигиене для лечебного факультета, но материалы отдельных разделов и тем могут быть использованы в учебном процессе на других факультетах, обучающихся на кафедре.
Содержание каждой темы включает три блока информации. В "Информационной базе", предшествующей тестовым заданиям, представлены данные, которые вместе с эталонами ответов способствуют лучшему усвоению материала темы занятия. Кроме того в ней может содержатся информация, выходящая за рамки тестовых заданий и значительно расширяющая знания по изучаемому вопросу.
В пособии используются различные типы тестовых заданий, инструкция для выполнения которых в каждой теме предшествует содержанию группы тестов. Такое многообразие позволяет ознакомить студентов со многими формами тестов, используемых в России и за рубежом. Кроме того включение некоторых базовых вопросов в разные типы тестовых заданий позволит обучающимся лучшие усвоить эту информацию.
Третьим блоком являются ситуационные задачи, ответы на которые не приведены в пособие. Это обусловлено тем, что работа с ними предполагается не только в процессе самоподготовки, но и в ходе практических занятий.
Завершает пособие дисциплинарный тест по общей гигиене. Его тестовые задания по форме и содержанию преимущественно повторяют тематические, поэтому эталоны ответов в этом разделе отсутствуют. Дисциплинарный тест может быть использован как инструмент для организации самоподготовки и контроля уровня усвоения экзаменационного материала.
ОЦЕНКА АДЕКВАТНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПИТАНИЯ. Рациональное питание составляет один из важнейших элементов здорового образа жизни, который направлен на сохранение здоровья и поддержание высокой работоспособности. Соблюдение условий рационального питания позволяет в полной мере удовлетворить энергетические, пластические и другие потребности организма, а также поддержать на определенном уровне обменные процессы. Нарушение этих условий, согласно классификации ВОЗ, может проявляться в четырех формах:
а) недоедание (дефицит калорий и пищевых веществ);
б) переедание (избыток калорий и пищевых веществ);
в) специфическая форма недостаточности одного из компонентов пищи;
г) несбалансированность пищевых рационов.
Существует пять условий, одновременное соблюдение которых, позволяет организовать рациональное питание:
а) достаточная количественная ценность пищевого рациона – энергоемкость принятой в течение суток пищи должна соответствовать энергозатратам организма за этот период времени;
б) качественная полноценность и сбалансированность пищевого рациона – в течение суток в организм должны поступить продукты и пища, содержащие белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины; при этом их количества должны быть в определенных соотношениях между собой;
в) рациональный режим питания – подразумевает кратность приемов пищи в течение суток, удельный вес по калорийности каждого приема и химический состав продуктов, повторяемость блюд в течение дня и недели, объем принимаемой пищи;
г) обеспечение максимального использования пищевых веществ – достигается в результате рациональной кулинарной обработки пищи, придания ей приятного вкуса, аромата, вида, разнообразия, хорошей удобоваримости и усвояемости;
д) соблюдение санитарных правил при получении, транспортировке, хранении и кулинарной обработке пищевых продуктов;
Несоблюдение одного из четырех условий может привести к развитию алиментарных заболеваний, нарушение пятого условия может явиться одной из причин пищевых отравлений.
Утвержденные в 1991г. “Нормы физиологических потребностей¼” (№ 5786-91), являются государственным нормативным документом, определяющим величины оптимальных потребностей в пищевых веществах и энергии для различных контингентов населения при организации коллективного и индивидуального питания. По сравнению с Нормами 1982 года в них внесены существенные изменения, обусловленные углублением представлений о роли отдельных пищевых веществ в обеспечении процессов жизнедеятельности, изменением энергоемкости трудовых процессов, а также в связи с рекомендациями ВОЗ о введении объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергии для конкретных групп. Таким критерием является коэффициент физической активности (КФА), представляющий соотношение общих энергозатрат на все виды жизнедеятельности с величиной основного обмена (ВОО) – расходом энергии в состоянии покоя. Поскольку классическое понятие об основном обмене требует не только отсутствия всякой физической активности, но еще определенных комфортных метеоусловий и определенного промежутка времени после приема пищи (12 часов), то, по всей вероятности, ВОО включает еще один вид нерегулируемых энергозатрат, связанных с перевариванием и усвоением пищевых веществ (СДДПВ). Показатели ВОО в зависимости от пола, возраста и массы за сутки приведены в таблице 1.
Таблица 1.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |