Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

спиноза. Трактовка Спинозой проблемы необходимости и свободы составляет, безусловно, его историческую заслугу


Скачать 376.71 Kb.
НазваниеТрактовка Спинозой проблемы необходимости и свободы составляет, безусловно, его историческую заслугу
Дата02.04.2019
Размер376.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласпиноза.docx
ТипДокументы
#44489
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

d:\валерия\музыка\1безымянный.png
d:\валерия\музыка\2безымянный.png
d:\валерия\музыка\3безымянный.png
Трактовка Спинозой проблемы необходимости и свободы составляет, безусловно, его историческую заслугу. Спиноза – первый из мыслителей нового времени уразумел, что понятия необходимости и свободы, которые до него всеми рассматривались, как полярные противоположные, исключающие друг друга, образуют на самом деле диалектическое единство, являются не только взаимными отрицаниями, но в то же время суть члены диалектического отношения».
Неразрывное единство этих понятий несомненно для философа, каждое из них включает в себя другое. «Абсурдным и противным разуму кажется мне утверждение о том, что необходимое и свободное суть [взаимоисключающие] противоположности», – заявляет Спиноза. Само определение свободной вещи может быть дано только через понятие необходимости. Правда, во второй части этой дефиниции свобода как будто противопоставляется необходимости: определяя несвободную вещь, философ именует ее необходимой вещью. Однако «необходимость» употребляется им здесь не в собственно спинозовском, а в обычном понимании, и не случайно философ тут же добавляет, что вещь несвободную лучше называть не необходимой, а принужденной.
На обязательность различения необходимости и принуждения, или насилия, Спиноза прямо указывает в одном из писем Г. Бокселю, считая, что именно смешение этих понятий и служит основанием для ошибочного рассмотрения свободы и необходимости как взаимоисключающих противоположностей. Необходимость может быть «свободной и вынужденной», – указывает Спиноза. Первая – это свобода, вторая – принуждение и, следовательно, не истинная необходимость. Определяя в том же письме свободную вещь опять таки через понятие необходимости, философ противопоставляет ей уже непосредственно не необходимую, а принужденную вещь: «Я называю свободной такую вещь, которая существует и действует из одной только необходимости своей природы; принужденным же я называю то, что чем-нибудь другим детерминируется к существованию и к действию тем или другим определенным образом». Так, «Бог существует хотя необходимо, но свободно, потому что он существует из одной только необходимости своей природы». «Бог действует с тою же необходимостью, с какой существует» , т. е. «действует абсолютно свободно» и «без чьего-либо принуждения». Итак, действия Бога и свободны, и необходимы, так как они следствия его природы. Необходимость и свобода не различаются в Боге, как не различаются в нем причина и действие. Субстанция свободна, поскольку она причина самой себя, но она необходима, поскольку она действие этой причины, стало быть, сама необходимость ее свободна, как и свобода ее необходима. И в этом нет никакого противоречия. Свобода и необходимость в их истинном значении не противоположные, а тождественные понятия. Истинная свобода противоположна не необходимости, которую она предполагает и включает в себя, а принуждению, насилию. Истинная необходимость противоположна не свободе, а всякого рода произволу и беспричинным явлениям. Но поскольку истинная необходимость и есть свобода, она так же противоположна всякому принуждению и насилию, а свобода в свою очередь исключает всякое своеволиеи произвол.
Таким образом, истинная необходимость есть свобода, а свобода есть необходимость, но не принужденная, а свободная.
«Стремление человека жить, любить и т. п. отнюдь не вынуждено у него силой, и, однако, оно необходимо; тем более нужно сказать это о бытии, познании и деятельности Бога». Бог, говорит Спиноза, действует абсолютно свободно по необходимости своей природы. Но думать на основании этого, будто Бог может сделать так, чтобы все вытекающее из его природы не происходило, будто Бог может не делать того, что делает – столь, же нелепо, как и утверждать, будто «Бог может сделать так, чтобы из природы треугольника не вытекало равенство трех углов его двум прямым». Подобная точка зрения вовсе не есть «оскорбление и умаление Бога», как полагают некоторые. Их ошибочное мнение основывается только на том, «что они не понимают как следует, в чем состоит истинная свобода», которая «вовсе не означает, как они думают, возможности делать или допускать что-либо хорошее или дурное»; истинная свобода «состоит только в том, что первая причина не побуждается и не принуждается ничем иным и только через свое совершенство есть причина всякого совершенства» . Следовательно, уже сама возможность для Бога не делать того, что он делает, была бы свидетельством его несовершенства. Нелепо также «мнение тех, которые полагают, будто Бог все производит под идеей блага». Подобное телеологическое истолкование деятельности Бога равносильно подчинению Бога фатуму, но это неприемлемо для Спинозы .
Сторонники критикуемых Спинозой взглядов, стремясь доказать всесовершенство и абсолютное могущество Бога, под его могуществом «обыкновенно понимают свободную волю и право Бога надо всем существующим», в силу чего утверждают, «что Бог имеет власть все разрушить и обратить в ничто», т. е. объявляют случайным самый мир, отрицая его необходимость и закономерность. Но «Бог не действует по свободе воли». Ум и воля принадлежат «относятся к природе Бога точно так же, как движение и покой и вообще все естественное», необходимо следующее из этой природы. Утверждение, что Бог действует по свободе воли, столь же нелепо, как и утверждение, что Бог действует по свободе движения и покоя, ибо «воля имеет место в природе Бога не более, как и все остальные естественные вещи; она относится к ней таким же образом, как движение, покой и все прочее», вытекающее из необходимости божественной природы. Ум и воля, таким образом, лишь одно из многочисленных проявлений деятельности Бога, но ни в коем случае не основа этой деятельности. Так философ в теологической форме утверждает закономерность всего существующего.
Подчеркивая необходимый характер действий Бога (субстанции), Спиноза тем самым указывает на причинную обусловленность всех явлений, на закономерность мира; признавая свободный характер действий Бога, философ тем самым отрицает фатальный характер этих действий, указывает на их естественность; отрицая же абсолютную свободу воли Бога, он тем самым признает объективный характер господствующей в мире закономерности, исключающей всякий произвол. Действия Бога, т. е. явления природы, таким образом, необходимы, закономерны, но не фатальны и не произвольны. Они не проявления слепых, роковых сил, но и не продукты расчета, сознательных устремлений или произвола.

Многочисленные предрассудки, препятствующие людям «понимать связь вещей таким образом, как я раскрыл ее», говорит Спиноза, «имеют один источник, именно тот, что люди предполагают вообще, что все естественные вещи действуют так же, как они сами, ради какой-либо цели». Более того, люди принимают за достоверное, «что и сам Бог все направляет к какой-либо определенной цели». Спиноза доказывает беспочвенность этих предрассудков, ставя под удар своей критики самое квинтэссенцию телеологии, выраженную в формуле: «Бог все сотворил для человека, человека же – для того, чтобы он чтил его».
Этика Спинозы

В природе все целесообразно и практично, всякая вещь находится на своем месте и соответствует своему назначению. Поэтому в мире физической природы нет, и не может быть места понятиям «хорошего» и «плохого», «доброго» и «злого». В самом деле, разве можно назвать, к примеру, тигра нехорошим животным, а крокодила – безобразным, несовершенным? Все это наши человеческие понятия, перенесенные на мир вещей. Но ни одна вещь, убежден Спиноза, сама по себе ни хороша, ни плоха – она всего лишь то, чем она является, и не более того. Что же касается «доброго» или «злого», то об этом человек судит с точки зрения собственной выгоды: «Я понимаю под хорошим то, что нам достоверно известно как полезное. Под плохим, наоборот – то, что, как нам достоверно известно, препятствует обладанию добром».

Человек – особая часть мира. Человек есть существо природное, говорит Спиноза, поэтому и рассматривать его надо с точки зрения Природы. Все страсти, которые порой нас обуревают, представляют собой обычные природные явления. Они не выводятся из сущности человека, а являются некими смутными влечениями, вызываемыми соответствующи
перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей