Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Трансгендерность


Скачать 3.08 Mb.
НазваниеТрансгендерность
АнкорYana_Kirey-Sitnikova__Transgendernost_i_transfeminizm.pdf
Дата02.11.2016
Размер3.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаYana_Kirey-Sitnikova_Transgendernost_i_transfeminizm.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#925
страница2 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
2. Компоненты пола/гендера
Существует множество признаков, которые обозначают как «половые». На каком основании одни признаки названы
«половыми» в отличие от всех остальных? Разделение на
«половые» и «неполовые» биологические признаки возможно только в бинарном дискурсе в контексте полового размножения.
Здесь будут рассмотрены некоторые биологические и социальные признаки, которые определяются как «женские» и «мужские».
2.1. Биологические признаки
Выделение «половых» органов у живых организмов в целом основано на их функциональности в контексте «полового» размножения. Организмы с органами, имеющими ту или иную функциональность в процессе размножения, называют организмами разного пола («женского» и «мужского»).
Биологические признаки, характерные для организмов с определёнными «половыми» органами, называют «половыми» признаками (вторичными), даже если они не имеют прямого отношения к размножению. Наконец, у многих животных, включая людей, к наличию органов, выполняющих ту или иную функцию при размножении, привязываются социальный статус и роль. К этой очевидной для обывателей конструкции есть следующие вопросы. Почему на основе функции, выполняемой определёнными органами в процессе размножения, производится разделение признаков, никакого отношения к размножению не имеющих? Почему возможность выполнять за счёт наличия определённых органов функцию при размножении превращается

16
в наименование людей, способных эту функцию выполнять?
Для аналогии, профессиональные функции людей часто превращаются в наименование самих этих людей: например, некто, занимающаяся продажей чего-либо, называется продавщицей, хотя её работа — это не единственное, чем она занимается в жизни. Так же и функция вынашивания ребёнка в циснормативном обществе превращается в «женщину». Наконец, можно ли относить людей, по физиологическим причинам или по собственному желанию не участвующим в размножении, к какому-то «полу»?
В основе наименования органов, не имеющих отношения к размножению, половыми — статистический критерий. Если встречаемость некоторого признака коррелирует с наличием тех или иных первичных «половых» органов, то и эти признаки называют «половыми». Таким же образом происходит отнесение тех или иных социальных функций и поведений к «женской» или «мужской» гендерной роли. Некоторые из этих корреляций определяются биологическими механизмами, некоторые — социальными. Эти корреляции, также по биологическим и социальным причинам, не абсолютны. Проблема возникает тогда, когда обыватели воспринимают эти корреляции как взаимооднозначное соответствие. Их подход понятен: они пытаются построить в своей голове максимально простые
модели мира, которые наилучшим способом его бы описывали.
Если они всю жизнь видят людей, для которых определённым
«половым» признакам отвечают определённые модели поведения, социальные функции, стиль одежды и так далее, то неудивительно, что они нарисуют в своей голове схему, в которой не будет места другим комбинациям этих признаков. Эту модель, предполагающую единственно верное сочетание «половых» признаков, мы будем называть циснормативной.
Для деконструкции циснормативной модели необходимо наличие информации о возможности иных сочетаний признаков, которые называют «половыми». Более того, если эти признаки не будут ассоциироваться с людьми какого-то конкретного «пола», вскоре они перестанут восприниматься как «половые». Когда начинаешь последовательно деконструировать представления,

17
которые большинство людей сомнению не подвергает, есть опасность остаться без точки опоры, на основе которой можно было бы вести дальнейшие объяснения. Поэтому, хотя в продвигаемой мной системе «пола» не существует, я, чтобы соединить её с существующими представлениями, вынуждена употреблять известные термины, и далее буду писать «пол» и
«половые» в кавычках; однако стоит помнить, что эти слова здесь
– лишь временная подпорка, используемая для объяснения.
Ниже будут рассмотрены несколько уровней, на которых признаки считаются «половыми», на основании чего выделяют несколько так называемых «полов», или компонент «пола».
Разные автор_ки выделяют их по-разному. Я не буду вдаваться в вопрос о том, какое разделение более правильное. Сам факт, что их можно выделить по-разному, показывает умозрительность этой конструкции. В моём представлении, такое разделение – лишь педагогический манёвр, полезный для того, чтобы показать, что
«пол» является немонолитной и небинарной конструкцией. Для целей этого обзора мне кажется важным выделить следующие
«компоненты» «пола»:
• Хромосомный уровень. «Половыми» у человека называют хромосомы 23-ей группы
7
, они бывают двух видов: X и Y. В циснормативной терминологии хромосомные наборы XX и
XY считаются, соответственно, «женскими» и «мужскими».
Однако существует множество вариантов с сочетанием трёх, четырёх и более хромосом (полиплоидия) в одном наборе. Не будучи в состоянии приписать эти случаи к бинарной модели женского/мужского, их именуют синдромами и патологиями
(например, Клайнфельтера).
• Генетический уровень. Присутствие гена SRY (sex-determin- ing region Y) регулирует выделение фактора TDF (testis-de- termining factor), определяющего развитие организма по
«мужскому» гонадному, гормональному и морфологическому
7 Употребление словосочетания «пары хромосом» исключает людей с так называемой анэуплоидией, то есть числом гомологичных хромосом, отличным от двух. Предлагается вместо этого говорить
«группы гомологичных хромосом».

18
типу, отсутствие — по «женскому»
8
. В большинстве случаев, ген SRY находится на Y-хромосоме, но иногда и на X-хромосоме. Существуют люди, организмы которых общество определяет как «мужские», но при этом у них есть
XX-хромосомы, и люди с «женскими» организмами и XY- хросомами. В циснормативной терминологии эти состояния также именуются синдромами: в первом случае — де Ля
Шапеля, во втором — Суайра.
• Гонадный уровень. Гонады — это железы, вырабатывающие
«половые» гормоны, — яичники и семенники. При внутриутробном развитии они формируются из «бесполых» прогонад, которые под действием фактора TDF превращаются в семенники, а при его отсутствии — в яичники. На этом уровне также есть различные варианты, в том числе наличие гонад разных типов — либо отдельных, либо объединённых в одну железу.
• Гормональный уровень. После формирования гонад они начинают вырабатывать гормоны, которые в циснормативной терминологии называют «женскими» или «мужскими». Здесь ещё меньше, чем на предыдущих уровнях, возможности провести какую-то чёткую границу, потому что количество вырабатываемых гормонов отличается плавно в широких пределах, в том числе в одном организме в различные периоды жизни.
• Морфологический уровень. Самые разнообразные внешние признаки тела называются «половыми». Это строение гениталий, развитость грудных желёз, рост волос и так далее.
Каждый из этих признаков может быть выделен в отдельную компоненту «пола». Не всегда определённый гормональный уровень приводит к той же конфигурации признаков на морфологическом уровне, например нечувствительность к андрогенам (в медикализирующей терминологии, AIS, an- drogen insensitivity syndrome) может приводить к «женской» внешности у людей даже с высоким уровнем андрогенов.
8 Приведённая здесь схема крайне упрощена. В развитии организма по тому или иному типу принимают участие большое число генов.

19
На каждом из этих уровней есть более двух вариантов, что подрывает представления о бинарности и наличии чёткого разделения на «женщин» и «мужчин» даже на уровне биологии. Вариации, выходящие за пределы этих двух искусственно сконструированных понятий, объединяются зонтичным термином «интерсексность»
9
. Чтобы поддержать циснормативную модель, всё, что в неё не вписывается, объявляется патологией, а над гениталиями интерсекс* детей проводятся так называемые «нормализующие», или
«корректирующие» операции
10
без их согласия.
Перечисленные выше категории показывают, что понятие
«биологического пола» социально сконструировано — на самом деле, только на нескольких уровнях есть биологические признаки, коррелирующие с функцией размножения, но эта корреляция не абсолютна.
2.2. Гендер
Поведение, социальные функции, стиль одежды и другие признаки, которые коррелируют с принадлежностью людей к некоторому «полу» и при этом не определяются биологически, принято объединять понятием гендера. Как и «пол», в этой главе
9 Термины «интерсекс*» и «интерсексность» предпочтительнее, чем
«интерсексуальность», так как последний словно предполагает некую разновидность сексуальности. Термин, который применяется для описания «не-интерсекс*» людей — «dyadic»
(малораспространённый термин, который я ещё не встречала в русскоязычном контексте). Неправильно использовать термины
«женщины» и «мужчины» для описания людей, не являющихся интерсексами, так как они относятся к гендерным идентичностям, — и есть «интерсекс* женщины» и «интерсекс* мужчины». Звёздочка в слове «интерсекс*» применяется для того, чтобы подчеркнуть зонтичность термина (как и в случае с «транс*»).
10 Неприязнь к интерсекс* людям и причисление их к больным называется интерсексофобией. Одними из важнейших требований интерсекс* активизма являются прекращение нежелательных операций над интерсекс* детьми и депатологизация половой вариативности. Эти требования также актуальны и для транс* активизма, что наводит на очевидную мысль о необходимости сотрудничества между и движениями.

20
я буду писать слово «гендер» в кавычках, чтобы показать, что это просто обобщённое название множества разнообразных признаков, которые в циснормативной модели коррелируют между собой — что и позволяет их объединить в некую общую конструкцию и назвать её «гендером». Признаки, относимые к «гендеру», как правило имеют намного меньшую корреляцию с функцией размножения, чем признаки, относимые к «биологическому полу», в том числе благодаря работе феминистских активисток
11
Нередко «гендер» приравнивают к более узкому понятию
гендерной роли, то есть набору ожидаемых образцов поведения и социальных функций, которые коррелируют с принадлежностью к «полу». Однако в контексте трансгендерности такое слияние понятий не работает. Из числа феноменов, которые можно отнести к «гендеру», но которые не входят в понятие «гендерной» роли — например, гражданский «пол», то есть содержание графы «пол» в документах, выдаваемых государством, или
«гендер» / «пол» восприятия, то есть то, каким образом человека воспринимают другие люди.
Другим понятием, включённым в «гендер», является гендерная
репрезентация, или гендерное (само)выражение (англ. gen- der expression). Это набор признаков, с помощью которых человек сообщает обществу (включая воображаемое) о своём
«гендере», что включает одежду, жестикуляцию, употребляемый по отношению к себе грамматический род, выбор имени, ассоциирующегося в данном языке с каким-то гендером или гендерно-нейтрального. Гендерная репрезентация может быть, а может и не быть выражением гендерной идентичности. Во- первых, репрессивные циснормативные механизмы могут не
11 Моё глубокое убеждение – в том, что цели феминизма и транс* активизма одни и те же. Первый разрушает циснормативную модель на уровне представлений о корреляции между «гендерными ролями» и «биологическими полами», тогда как второй идёт дальше и разрушает представления о корреляциях между различными признаками, относимыми как к «гендеру» (в более широком значении, чем «гендерная роль»), так и «биологическому полу», а также «гендерной» идентичностью. О трансгендерности и феминизме см. главу 3.

21
позволять трансгендерным людям выражать свою идентичность.
Во-вторых, существующий репертуар «гендерных» признаков часто ограничен бинарной моделью, и люди с небинарными идентичностями не имеют средств для их выражения. Например, в то время как существует «женская» и «мужская» одежда, не существует одежды для гендерквиро_к. Другой пример: в большинстве языков существует «женский» и «мужской» грамматический род, а средний либо отсутствует, либо применяется к неодушевлённым предметам. Решением является либо смешивание существующих бинарных средств, либо создание новых.
В евроцентричном обществе традиционно принята бинарная гендерная схема, в которой есть только «женщины» и «мужчины»
(«женский» и «мужской» гендер), которые рассматриваются как противоположные и взаимодополняющие. Идея об их противоположности лежит в основе циснормативности, идея о взаимном дополнении — гетеронормативности. В ряде неевроцентричных культур традиционно существовали — и иногда до сих пор продолжают существовать — гендерные схемы с большим числом гендеров: тремя, четырьмя, пятью
12
2.3. Гендерно-половой континуум
Для достижения своих политических целей мейнстримный феминизм противопоставляет «биологический пол» и «гендер» (как правило, имеется в виду «гендерная роль»). Бинарное разделение между «полом» и «гендером» целесообразно в некоторых контекстах и сыграло важную роль в развитии феминизма. Однако с помощью вышеописанной логики можно осознать искусственность этого разделения. Прежде всего, стоит помнить, что и «биологический пол», и «гендер» являются не цельными феноменами, а названиями для набора коррелирующих между собой признаков. Эти признаки могут определяться как биологически, так и социально, в первом случае их относят к «полу», во втором — к гендеру.
Однако есть часть признаков, которые определяются совместно
12 Однако я бы хотела предостеречь от идеализации этих культур и их отношения к людям, чья гендерная репрезентация выходит за пределы бинарной модели. Подробнее об этом см. (Towle, 2002).

22
как биологическими, так и социальными причинами. Как пишет трансфеминистка Эми Койама, «трансфеминизм утверждает, что как пол, так и гендер социально сконструированы; более того, разделение между полом и гендером проведено искусственно в целях удобства» (Koyama, 2003).
Одним из наглядных примеров является так называемый
«пол»/«гендер» восприятия (англ. perceived gender / sex). Это
«пол» или «гендер», к которому нас приписывают другие люди на основании своих заданных культурой представлений о том, как должны выглядеть «женщины» и «мужчины». На то, как нас воспринимают окружающие, влияют как наши биологические
(уровень гормонов, наличие волос на лице, развитость грудных желёз), так и социальные факторы, характеризующие как воспри- нимаемых (наши одежда, поведение, походка и другое), так и воспринимающих индивидов. Таким образом, «пол / гендер» восприятия нельзя однозначно отнести ни к «биологическому полу», ни к «гендеру». То же относится, например, к голосу, на тембр которого влияют биологические данные, но который многие из нас могут изменить, в том числе при помощи специальных упражнений, и в результате наш голос будет восприниматься как «женский» или
«мужской».
Другими примерами совместного действия биологических и социальных факторов являются гормональный и морфо- логический «пол». Изменение гормонального «пола» можно произвести при приёме гормональных препаратов, доступ
Рис. 1: Гендерно-половой континуум.

23
к которым определяется экономическими и политическими факторами (получение рецепта, стоимость препаратов).
Аналогично, морфологический «пол» можно изменить путём хирургических операций, возможность, а часто и необходимость прохождения которых определяется через законодательные акты и медицинские процедуры, наличие квалифицированных хирургов и финансовую доступность.
Акушерский «пол» (и определяемый на его основе гражданский
«пол») определяется не только биологическими признаками ребёнка, но и тем, какие признаки медицинский персонал считает подходящими для «женщины», и какие для «мужчины».
Основываясь на сказанном, вместо бинарного разделения «пол» vs. «гендер» я предлагаю понятие гендерно-полового континуума, в котором признаки (компоненты «пола» и «гендера») распре- делены вдоль оси, одно направление которой отвечает биологичности, а другое — социальности (рис. 1).
2.4. Гендерная идентичность
Гендерная идентичность — это идентификация себя с одной или несколькими гендерными группами: «женщинами» или
«мужчинами» в гендерно-бинарной схеме и другими гендерами в случае наличия у человека информации о них. Некоторые люди идентифицируют себя с двумя (и более) гендерными группами
— либо по очереди, либо одновременно — в этом случае речь идёт о бигендерности, тригендерности и так далее. Гендерная идентичность может и не опираться на какие-то принятые в данной культуре гендерные группы. Люди, отрицающие свою принадлежность ко всем принятым гендерам, могут идентифицировать себя как агендер_ки
13
. Люди, отрицающие принятую в культуре гендерную схему (как правило, речь идёт о гендерной бинарности), часто идентифицируют себя как
гендерквир_ки. Существуют подвижные, или плавающие (англ.
13 Вопрос о том, является ли агендерность (гендерной) идентичностью, вызывает дискуссии. Думаю, что да, как и любое слово, используемое для самоописания. В то время как одни привязаны к гендеру, агендер_ки привязаны к отрицанию у себя какого-то гендера. И то, и другое является формами привязанности.

24
gender-fluid) гендерные идентичности, которые изменяются в определённых пределах под воздействием внешних факторов или эмоций. Некоторые люди идентифицируют себя по-разному в зависимости от контекста: например, в рамках гендерно- бинарной схемы я выбираю меньшее из двух зол и для простоты называю себя «женщиной», однако гендерно-бинарная схема мне в принципе не подходит, и когда я не ограничена ей, то либо идентифицирую себя как гендерквир_ка, либо же вовсе отказываюсь от политики идентичностей и не идентифицирую себя никак.
Могут существовать пересечения гендерной идентичности с другими идентичностями. Для кого-то может быть важна их трансгендерная идентичность (то есть принадлежность к трансгендерным людям), и у них может быть сложная идентичность, например, «трансгендерная женщина» или «женщина с трансгендерным прошлым». Другие, напротив, всячески стараются отрицать в себе трансгендерность и идентифицируют себя как
«просто (иными словами, цисгендерные) женщины».
Идентичность не обязательно должна присутствовать. Не все люди идентифицируют себя с людьми какой-то национальности
(национальная идентичность), классом (классовая идентичность), профессией (профессиональная идентичность) и так далее. Наличие той или иной идентичности может быть связано с отсутствием или наличием привилегий. Так, если кого-то угнетают по признаку национальности, то зачастую у не_ё будет национальная идентичность. Цисгендерные люди благодаря цисгендерным привилегиям редко идентифицируют себя как цисгендер_ки.
Причина, по которой большинство людей имеют гендерную идентичность, даже если не осознают её как идентичность, состоит в огромном внимании, которое общество уделяет вопросам
«гендера» и «пола». В последнее время я стараюсь избавляться от идентичностей, осознавая ограничения, которые они накладывают.
В том же смысле, что и «гендерная идентичность», иногда употребляют термин «психический пол», или «пол мозга». Эта терминология поддерживается сторонни_цами биологических теорий трансгендерности, которые утверждают, что ощущение

25
себя «женщиной» или «мужчиной» задаётся при внутриутробном развитии. Будучи сторонницей социальных объяснений, я не употребляю эти термины.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей