Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Трансгендерность


Скачать 3.08 Mb.
НазваниеТрансгендерность
АнкорYana_Kirey-Sitnikova__Transgendernost_i_transfeminizm.pdf
Дата02.11.2016
Размер3.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаYana_Kirey-Sitnikova_Transgendernost_i_transfeminizm.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#925
страница3 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
2.5. Гендерно-половое пространство
Определение. Гендерно-половое пространство — это N-мерное пространство, построенное на признаках, которые относят к
«гендерным» или «половым», где N – число признаков.
Существует огромное число признаков, называемых
«гендерными» или «половыми», соответственно, число N будет разным в зависимости от числа признаков, выбранных для рассмотрения.
3. «Женщины» и «мужчины»
В то время как разделение по признаку «пола» для живых организмов осуществляется исходя из их функции в процессе полового размножения, при переходе к человеку ситуация становится сложнее
14
. Если бы слово «мужчина» означало возможность размножаться определённым образом, без дополнительных смыслов, то я бы называла себя «мужчиной».
Проблема, однако, в том, что помимо функции размножения это понятие включает в себя и много другого. Делать так, потому что ты «мужчина», или выглядеть так, потому что ты «мужчина» – меня это не устраивает. Для того, чтобы общество признавало кого-то в качестве «женщины» или «мужчины», е_й необходимо обладать признаками, классифицируемыми как «женские»/«мужские», на всех уровнях гендерно-полового континуума. Если на одном или более уровнях происходит «отклонение», то вопрос о том, будет ли общество принимать таких людей как «женщин» или «мужчин», зависит от вклада (веса), который вносит данный признак в формирование представлений о «женщинах» и «мужчинах».
В обобщённом виде условие, при котором «общество»
14 Здесь я применяю такую логику исходя из последовательности описания. Видимо, в историческом процессе люди, напротив, приписывали свойства «пола» другим организмам исходя из своего собственного, человеческого, представления о нём.

26
будет считать кого-то «женщиной», можно представить как необходимость вхождения координат человека в гендерно- половом пространстве в область F, которую приближённо можно представить в виде N-мерного эллипсоида в N-мерном гендерно-половом пространстве: F
2
≤ ∑ (C
i
w
i
A
i
)
2
, где F — поверхность эллипсоида, отделяющая «женскость» от «не- женскости», A
i
— значение i-ого признака
15
, w
i
— вклад i-ого признака в «женскость», C
i
— координаты центра эллипсоида
16
Область принадлежности к «мужчинам» можно описать таким же эллипсоидом, частично перекрывающимся с первым.
Вклады разных признаков w
i
, в свою очередь, определяются культурой. Так, в евроцентричной культуре люди, которые по тем или иным причинам не рожают ребёнка, продолжают считаться «женщинами» или «мужчинами». Напротив, в древнеиндийском обществе людей, не участвующих в деторождении, относили к категории «нейтрального гендера»
(санскр. napumsaka), куда входили пять групп: 1) дети, 2) пожилые, 3) неспособные к зачатию по биологическим причинам, 4) давшие обет безбрачия, 5) люди «третьего гендера»
(санскр. tritiya-prakriti) (Wilhelm, 2004).
В рамках этой модели можно интерпретировать дискуссии о том, кто является «женщиной» и что требуется, чтобы стать «женщиной», как нахождение разделяющей поверхности F и значений вкладов w
i
Так, требование операций для трансгендерных людей происходит из-за того, что многие люди считают вклад «половых» органов в отнесение человека к «женщинам» или «мужчинам» наибольшим.
С другой стороны, среди транс* активисто_к распространена позиция, согласно которой главный вклад должна вносить гендерная идентичность, а значения всех остальных вкладов равны нулю.
15 Для количественного применения модели её необходимо параметризовать, то есть приписать определённым значениям признаков некие числа, например, наличию вагины приписать +1, наличию пениса –1, и так далее.
16 Эта модель имеет область применения, ограниченную координатами центров эллипсоидов C
i
с каждой стороны. Очевидно, что при дальнейшем повышении значений координат в сторону «женскости» никакого выхода за пределы «женскости» происходить не должно.
i

27
Таким образом, понятия «женщина» и «мужчина» являются социальной конструкцией в чистом виде. Что же остаётся после их деконструкции? Эти понятия остаются лишь как самоназвания, или гендерные идентичности. По мнению транс* активисто_к и трансфеминисто_к, «женщинами» следует называть людей, которые считают себя «женщинами», а «мужчинами» — тех, кто считает себя «мужчинами». Однако эта, остающаяся после деконструкции гендера, модель, при которой гендерная идентичность ставится во главу угла как единственная реальность, не лишена противоречий. Для существования идентичности необходимо существование группы, с которой происходит идентификация. Может ли существовать гендерная идентичность в отсутствие гендера? Надо признать, что стабильная идентичность — это такая же иллюзия и результат самовнушения, как и сам гендер.
Здесь же необходимо упомянуть о терминах «генетическая/
биологическая женщина и мужчина» (часто сокращаются до ГГ и
ГМ — англ. genetic girl и genetic male). Причём «генетическими» часто называют себя те, кто не делал_а анализ ДНК. Что значит
«биологические» в условиях отсутствия такого явления, как
«биологический пол»? Однако главная проблема этой фразы состоит в её циснормативности, с которой она подразумевает, что люди с определёнными хромосомами и гениталиями будут обладать идентичностями женщины или мужчины. Поэтому предлагается отказаться от использования этой терминологии и говорить о «людях с XX-хромосомами» или «людях с вагиной» вместо того, чтобы говорить «биологическая женщина».
4. Трансгендерность
Определение. Трансгендерные люди – это люди, которые изменяют свои координаты (совершают «переход») в гендерно- половом пространстве.

28
Вариант определения со словами «изменяют свои координаты» является более формальным, в то время как «переход» — это сленговый термин. Это слово здесь имеет более широкое значение, чем то, какое ему часто приписывают в транс* сообществе, подразумевая изменение гормонального и/или морфологического пола, и включает изменение по различным осям гендерно-полового пространства, в том числе идентичности. Следует иметь в виду, что некоторые компоненты пола при современном развитии медицины невозможно изменить (генетический, хромосомный, гонадный).
Людям, изменяющим свои координаты в гендерно-половом пространстве, можно приписать вектор перехода
17
, направленный из точки гендерно-полового пространства до перехода в точку после перехода (рис. 3). Это определение позволяет уйти от патологизирующих слов про «несоответствие» (биологического пола и гендера или гендерной идентичности), «несовпадение» и подобных, которые встречаются в классических определениях.
Встают вопросы: по каким координатам гендерно-полового пространства должен происходить переход и какой длины должен быть его вектор, чтобы люди могли называться трансгендерными?
На эти вопросы нельзя ответить однозначно. Даже если человек совершает бесконечно малый переход, он/а/о уже может считаться трансгендер_кой. Таким образом, трансгендерность и цисгендерность не являются оппозиционными взаимо- исключающими категориями, но между ними существует
17 Слово «вектор» не должно вводить в заблуждение, будто бы траектория перехода прямолинейна (см. рисунок).
Рисунок 3: «Переход» в трёхмерном гендерно- половом пространстве.
а а
а

29
плавный переход. Гендерквир_ки, агендер_ки, гендерно неконформные женщины и мужчины тоже попадают в категорию трансгендерных людей на том основании, что они изменили свои гендерную идентичность и/или гендер по отношению к тому, как их воспитывали. Наконец, цисгендеры — это тоже трансгендеры, потому что в процессе воспитания приобрели гендерную роль, отличную от гендерно-нейтральной, которой обладали при рождении. Даже если они ничего не меняют, они обладают нулевым вектором перехода, что делает их цисгендерность частным случаем трансгендерности.
Другой важный вопрос: обязательно ли под «переходом» подразумевается добровольный переход? Являются ли операции, которые проводят над интерсекс* детьми без их информированного согласия, разновидностью трансгендерного перехода и, соответственно, интерсекс* люди, перенесшие нежелательные операции, — трансгендерными людьми?
Думаю, во всех спорных случаях нужно не забывать об условности любой терминологии, включая бинарное деление людей на цис- и трансгендерных. Терминология должна создаваться в интересах угнетённых групп, и если она вместо освобождения накладывает запреты и мешает активистской работе, такая терминология должна быть изменена или отброшена. К трансгендерным людям следует относить тех, кто желает идентифицировать себя с ними точно так же, как в случае категорий «женщины» и «мужчины».
5. Другие термины
5.1. МтФ, ФтМ, «трансженщины» и другие
Термины МтФ и ФтМ (от англ. male-to-female, female-to-male) в переводе на русский означают «из мужчины в женщину» и «из женщины в мужчину». Главная проблема состоит в их употреблении в качестве существительных. Называя кого-то
«МтФ», подразумевают, что эти люди являются не женщиной, а чем-то средним, переходящим «из мужчины в женщину» (Ser- ano, 2007). Лучший способ — называть людей в соответствии с их гендерной идентичностью, то есть если некто считает себя

30
женщиной, её необходимо называть женщиной, а не кем-то иным.
В случаях, когда необходимо пояснить, что люди совершили трансгендерный переход, к названию гендерной идентичности можно прибавить слово «трансгендерная/ое/ый», или сокращённо
«транс*». Звёздочка в данном случае символизирует разнообразие идентичностей, описываемое этим зонтичным термином. Таким образом, слова «МтФ» или «транссексуалка» лучше заменить на словосочетание «транс* женщина»; аналогично, слова «транс- сексуал» и «ФтМ» — на «транс* мужчина». Прилагательное
«транс*» является в этих случаях дополняющим определением к существительным «женщина» и «мужчина». Поэтому нежела- тельно слитное написание «трансженщина», так как в таком случае подразумевается, что человек является не женщиной, а «трансженщиной», то есть чем-то отличным от «женщины».
Недопустимо использование отдельностоящего слова «транс*» в качестве существительного. Не следует употреблять в отношении незнакомых людей слова, пришедшие из порно- индустрии: шимейл, трэнни, лэдибой и прочие. В целом лучше пользоваться теми терминами, местоимениями и именами, которыми люди сами себя называют (это иногда противоречит приведённым выше рекомендациям).
5.2. Пре-, пост-, нон- оп
Тела трансгендерных людей выступают как поле битвы между различными политическими взглядами, поэтому неудивительно, что цисгендерные люди считают само собой разумеющимся упоминание строения наших гениталий, а себя
— вправе требовать от нас объяснения, что мы сделали с ними.
Вопрос гениталий кажется многим настолько важным, что на их основе транс* люди классифицируются на прошедших хирургические операции (пост-оп), не прошедших (пре-оп) и не собирающихся это делать (нон-оп). Такая терминология не должна использоваться.
5.3. Изменение vs. коррекция пола
Часто можно встретить высказывания о том, что трансгендерные люди «нуждаются в изменении/коррекции пола». В этой фразе

31
каждое слово спорно. Во-первых, непонятно, о каком «поле» идёт речь. Что касается «изменения» или «коррекции», то последний термин позиционируется как политкорректный, так как считается, что он указывает на то, что желание совершить переход для трансгендерных людей является не прихотью, а независящей от них биологически вызванной необходимостью
18
. Тем самым, слово «коррекция» поддерживает циснормативный дискурс и патологизирующую модель, подразумевая, что трансгендерность является неправильным состоянием, которое необходимо
«откорректировать», по возможности приведя к «правильному» состоянию, то есть цисгендерности. По этой причине активист_кам, выступающим за депатологизацию гендерной вариативности и деконструкцию циснормативности, лучше воздерживаться от употребления этого слова. В этом плане слово «изменение» является более подходящим, так как не содержит дополнительных смыслов.
5.4. Неявная циснормативность
Нередко можно встретить фразы, автор_ки которых пытаются подчеркнуть транс* инклюзивность и для этого пишут, например, «мероприятие для женщин и трансгендерных людей». Или однажды мне довелось увидеть поздравление
«женщин и транссексуалок» с 8 марта. В других местах при указании гендера предлагается выбрать из опций «женщина»,
«мужчина» и «трансгендер», либо «женщина» и «транс* женщина». Таким образом, получается, что женщины/
мужчины не могут быть трансгендер(к)ами, а трансгендер_ки женщинами/мужчинами, и трансгендерные люди вынуждены выбирать между своей идентичностью как трансгендеро_к и как мужчин/женщин. Решением является использование прилагательного «цисгендерные» для тех женщин/мужчин, которые не являются трансгендерными.
6. Сексуальная ориентация
Разбирая трансгендерную терминологию, хотелось бы коснуться темы сексуальной ориентации, которую применяют, и часто
18 О формировании гендерной идентичности см. в главе 9.

32
неправильно, в отношении трансгендерных людей
19
. На мой взгляд, концепция ориентации основана на а) цисгендерном допущении; б) бинарной гендерной системе; в) громадном значении, которое общество придаёт «полу» и «гендеру» — которые, в свою очередь, также являются социальной конструкцией.
Из-за вышеупомянутых допущений концепция сексуальной ориентации кажется многим настолько очевидной, что они готовы спорить и драться с теми, кто находится «по ту сторону» ориентации. Ещё одной характеристикой этих столкновений является подчёркнуто бинарный дискурс «гомо/гетеро», который продолжается рядом бинарностей «наши/ваши»,
«правильно/неправильно», «добродетель/грех» и так далее.
Однако чтобы разрушить аргументы обеих сторон и показать, что они спорят ни о чём, достаточно сказать, что «пол», который заложен в концепцию сексуальной ориентации, является многокомпонентной системой, причём эти компоненты мало связаны между собой.
Мне как транс* женщине приходилось часто думать о своей ориентации в связи с тем, от чего её отсчитывать. Эту проблему одним из первых сформулировал Гарри Бенджамин: «На вопрос “является ли транссексуал гомосексуалом?” следует отвечать и “да”, и “нет”. “Да”, если рассматривается анатомия;
19 При том, что разделение гомосексуальности и трансгендерности не вызывает сомнений в западном ЛГБТКИА+-движении, дела обстоят иначе в ряде неевропейских культур, где они зачастую обозначаются одинаковыми словами. И такой подход не лишён смысла. К примеру, «цисгендерная» лесбиянка явным образом отклоняется от партиархатной «женской» гендерной роли, потому что не выходит замуж. В то время как гендерную роль можно считать одной из компонент гендерно-полового пространства, такому поведению можно приписать вектор перехода, тем самым признав гомосексуальность «цисгендерных» людей разновидностью трансгендерности. ЛГБТКИА+ — аббревиатура от “лесбиянки, геи, бисексуал_ки, трансгендер_ки, интерсекс_ки, квир, асексуал_ки
(и другие)”. Количество и порядок букв варьируются. Термин неизменно вызывает споры между людьми, требующими включения
(инклюзивности) всех групп, и теми, кто выступает за лёгкость произношения — вопрос, выходящий за рамки лингвистики и относящийся к сфере политики.

33
“нет”, если предпочтение отдаётся психике» (Benjamin, 1966).
Современным нетрансфобным способом отсчёта сексуальной ориентации для трансгендерных людей считается использование гендерной идентичности в противовес морфологическому полу, как это нередко до сих пор встречается в трансфобной медицинской литературе. То есть если транс* женщине нравятся женщины, то она лесбиянка, а не гетеросексуальный мужчина, который поменял «пол». Казалось бы, такое решение вполне удовлетворяет и транс*, и цис* гендеро_к — тем не менее, сам факт наличия такого вопроса показывает иллюзорность концепции ориентации. Говоря об ориентации, люди подразумевают «пол» как единую неделимую сущность, забывая о том, что он состоит из генетического, хромосомного, гонадального, гормонального, морфологического полов, а также гендера, гендерной идентичности и другого. Мнение о том, что определённому генетическому или морфологическому полу у всех людей отвечают определённый гендер и гендерная идентичность, — иными словами, что все люди являются цисгендерами, — соответствует ничему иному как цисгендерному допущению.
Чтобы преодолеть трудности терминологии в отношении трансгендерных людей, одним из решений стало исключение из концепции сексуальной ориентации, включающей два пола — рассматриваемых людей и их партнёров, — одной компоненты — пола этих людей. Мы говорим о гинефилии, если человеку нравятся «женщины», и об андрофилии, если нравятся
«мужчины», но при этом не упоминаем, являются ли сами люди «женщинами», «мужчинами» или кем-то ещё. Учитывая трудность самоопределения, эта более новая концепция не учитывает трудность классификации тех, кто нам нравится.
Однажды я провела небольшой опрос, который звучал так:
«Если вы считаете себя лесбиянкой, имеете ли вы ввиду, что вам нравятся люди, идентифицирующие себя как женщины, люди с XX-хромосомами, люди с вагиной или люди с женской социализацией?». Ответы я получила самые разнообразные.
Оказалось, что кто-то, называя себя лесбиянкой, подразумевает, что ей нравятся люди, идентифицирующие себя как женщины, то

34
есть и цис-, и транс* женщины; другим важно наличие вагины, причём не сильно важно, идентифицирует ли себя человек как женщина, мужчина или кто-то ещё; в то же время другим важен сходный женский опыт и женская социализация. Таким образом, сказать «мне нравятся женщины» — значит лишь не сказать
«мне нравятся цисгендерные мужчины», так что эта фраза требует уточнения.
Учитывают ли активист_ки и исследовательни_цы, доказывающие врождённость сексуальной ориентации, которая, по их мнению, заложена где-то в мозге, то, что пол состоит из множества компонент? Очевидно, нет, они исходят из цисген- дерного допущения, что все эти компоненты есть одно и то же, и бинарного допущения, что не существует ничего, кроме цисгендерных «женщин» и «мужчин». Мало того, они придают такое огромное значение этому мифическому «полу», что не хотят замечать множество других факторов, оказывающих влияние на то, будет ли какая-то человек кому-то нравиться.
Транс* и квир-активист_ки должны не поддерживать, а деконстру- ировать концепцию сексуальной ориентации, которая исходит из представлений о циснормативности и гендерной бинарности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей