|
Метод. рек. к разработке учебных планов 16-17. Учебных планов образовательных учреждений санкт-петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, на МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАЗРАБОТКЕ
УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, РЕАЛИЗУЮЩИХ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД 1. Общие положения 1.1. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебные планы образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) (для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ) (далее – образовательные учреждения), формируются в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ) (для I классов образовательных учреждений и II классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями) (для I классов образовательных учреждений и II классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС обучающихся с ОВЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования) (за исключением I классов образовательных учреждений и II классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС обучающихся с ОВЗ);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для V классов образовательных учреждений и VI-VIII классов образовательных учреждений, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2016/2017 учебном году);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
распоряжением Комитета по образованию от 22.03.2016 № 822-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году»;
распоряжением Комитета по образованию от 23.03.2016 № 846-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год».
В переходный период до введения ФГОС основного общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями, учитывая психофизические особенности обучающихся с ОВЗ, использование федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», возможно в соответствии с данным инструктивно-методическим письмом.
1.3. При формировании учебных планов для обучающихся с ОВЗ со сложной структурой дефекта рекомендовано учитывать нарушения, входящие в структуру дефекта (например, для глухих обучающихся с умственной отсталостью, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития и другие).
1.4. Примерный учебный план образовательных учреждений на 2016/2017 учебный год обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 (далее СанПиН 2.4.2.3286-15).
Нормативный срок освоения образовательных программ общего образования каждого уровня может быть увеличен в образовательных учреждениях, реализующих основные адаптированные общеобразовательные программы.
1.5. Учебный год в образовательных организациях начинается 01.09.2016.
Начало учебного года может переноситься образовательным учреждением при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца.
Для профилактики переутомления обучающихся в календарном учебном графике рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.3286-15.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков;
для обучающихся 2-4 классов – не более 5 уроков;
для обучающихся 5-6 классов – не более 6 уроков;
для обучающихся 7-11 классов – не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 30 минут.
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся 2-4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
для обучающихся 5-7 классов – не более 7 уроков;
для обучающихся 8-11 классов – не более 8 уроков.
1.5. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 45 минут каждый);
рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Режим работы, согласно СанПиН 2.4.2.3286-15, осуществляется по пятидневной учебной неделе.
1.6. При наличии необходимых условий и средств при согласовании с администрацией района Санкт-Петербурга, в ведении которого находится образовательное учреждение, осуществляется деление классов на группы, в том числе при проведении занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей.
При составлении учебного плана образовательного учреждения индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.3286-15
1.7. При организации обучения в очно-заочной и (или) заочной формах учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС общего образования или ФБУП. Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется образовательным учреждением.
1.8. Образовательные учреждения для использования при реализации образовательных программ выбирают:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253);
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных программ.
1.9. Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательного учреждения. Нагрузка педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности. Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника. Часы коррекционно-развивающих занятий, определенные образовательной программой образовательного учреждения также подлежат тарификации.
2. Примерный учебный план образовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы
(для глухих и позднооглохших обучающихся) 2.1. Примерный недельный учебный план начального общего образования
Предметные области
| Учебные предметы
| Количество часов в неделю
| II
| III
| IV
| Русский язык и литературное чтение
| Русский язык
| 4
| 4
| 4
| Литературное чтение
| 4
| 4
| 3
| Иностранный язык
| Иностранный язык
| 2
| 2
| 2
| Математика и информатика
| Математика
| 4
| 4
| 4
| Обществознание и естествознание (Окружающий мир)
| Окружающий мир
| 2
| 2
| 2
| Основы религиозных культур и светской этики
| Основы религиозных культур и светской этики
|
|
| 1
| Искусство
| Музыка (музыкально-ритмические занятия)
| 1
| 1
| 1
| Изобразительное искусство
| 1
| 1
| 1
| Технология
| Технология (предметно-практическое обучение)
| 1
| 1
| 1
| Физическая культура
| Физическая культура
| 3
| 3
| 3
|
| Итого:
| 22
| 22
| 22
| Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений
| 1
| 1
| 1
| Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
| 23
| 23
| 23
| перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |
|
|