Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебник Азбука (раздел Давайте знакомиться ), рабочая тетрадь Рисуй, думай, рассказывай


Скачать 475.5 Kb.
НазваниеУчебник Азбука (раздел Давайте знакомиться ), рабочая тетрадь Рисуй, думай, рассказывай
Анкорuroki po obuch.gr. l.f. klimanova.doc
Дата01.10.2017
Размер475.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаuroki_po_obuch.gr._l.f._klimanova.doc
ТипУчебник
#23320
страница6 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8

Урок 14. Мир полон звуков (С. 42-45). CD.
Целевые установки урока: а) обобщить сведения о способах записи высказывания с помощью рисунков и символов; б) дать представление о звуковых способах передачи сообщений; в) привлечь внимание учащихся к звукам окружающего мира и через их воспроизведение развивать произносительные навыки учащихся; г) сопоставить звуки природы со звуками человеческой речи; д) ввести понятия «звуки речи» в их «житейском» понимании; е) обратить внимание учащихся на речевой аппарат, органы речи; ж) развивать фонематический слух детей, умение устанавливать последовательность звуков в слове на основе их условных обозначений.

Ход урока.

1. Обобщение изученного.

Проблемно-речевая ситуация на основе ролевой игры.

— Представьте, что мы с вами путешествуем на необычном космическом корабле — «машине времени» — и сейчас отправляемся в прошлое. Вот мы пролетаем над нашим городом и видим, каким он был сотни лет назад: старинные дома, узкие улицы, а вокруг сторожевые башни, на которых сидят дозорные воины и наблюдают, не наступает ли на город враг. Но что я вижу внизу? Дозорные воины уснули, они связаны врагами, которые вот-вот нападут на город, сожгут его, а жителей уведут в плен. Надо сделать посадку и предупредить жителей города об опасности. Но как это сделать? (Высказываются предположения, на которые учитель реагирует встречными вопросами.)

— Можно, конечно, побежать по домам будить людей. Но в старину люди говорили не совсем так, как мы сейчас, и могут нас не понять. Что мы используем в помощь словам? (Жесты, мимику, интонацию …) Покажите, как с их помощью вы будете убеждать людей о наступлении опасности.

— А если устного сообщения будет недостаточно? (Можно нарисовать чужеземных воинов.)

— Но в городе жителей много, а нас мало. Всех предупредить мы не успеем. Что же ещё можно предпринять? (Учащиеся ищут ответ на вопрос.)

— Кто из вас читал сказку А.С.Пушкина о золотом петушке? Как предупреждал петушок горожан о наступлении врага? Что в реальности может заменить крик сказочного петушка? (Удар колокола, сигнал военной трубы и т.п.)

— Молодцы, вы нашли правильное решение. Издавна и до сих пор люди передают сообщения с помощью звуковых сигналов.

Кто подскажет, какой звуковой сигнал следует подать, чтобы все путешествующие на нашей «машине времени» поняли, что пора снова отправляться в путь? (Гудок, звонок и т.п.)

— Мы снова улетели в прошлое и попали на нашу планету в то время, когда на ней ещё не было ни растений, ни животных, ни человека, ни всего, что создано его руками. Тут царит полная тишина. Опишите свои ощущения: что вы чувствуете, представляете. Хочется ли вам надолго оставаться в этом мире безмолвия? Скорее снова в путь. Кто подаст сигнал к отправлению?

2. Работа по стр. 42 азбуки.

Чтение названия страницы, постановка учебной задачи:

— Мы с вами прилетели в наш сегодняшний день, на урок. Прочитайте тему урока. Попробуем доказать, что мир общения, в котором мы живём полон звуков. Посмотрите на верхнюю картинку. Что делают ребята? (Поют.) Для чего люди поют? Что они выражают при этом? (Свои чувства, настроения.) Почему дети поют не в одиночку, а хором? (Им нравится быть вместе, пение их объединяет. Хоровое пение, когда голоса звучат слаженно, является особенно красивым.) Петрушка подсказывает, что есть даже такая песня: «Вместе весело шагать по просторам, и конечно, припевать лучше хором …» Кто знает её?

3. Физкультминутка под песню В.Шаинского «Вместе весело шагать».

4. Осмысление звуковых сигналов. Упражнения в звукоподражании.

— Какими звуками может быть наполнена нижняя часть страницы? Попробуйте воспроизвести эти звуки. (Изображая звучащий мир вещей, учащиеся передают звуками речи бой часов, свисток футбольного судьи, удары барабанных палочек, сигнал трубы, звуки колокола и т.п.)

— Для чего нужен свисток футбольному судье? Зачем бьют часы? (Попутно выясняется значение слова бьют.) О чём возвещает сигнал охотничьей трубы? (О начале или окончании охоты.) Какой звук сообщает нам, что кто-то пришел?» (Звенит звонок: «Дззз...»).

5. Знакомства с правилами использования звуковых сигналов, культура их применения:

— Следует ли звонить в дверь незнакомым людям просто так, ради шутки? Стоит ли приходить на стадион, чтобы поболеть за любимую команду, с трубами, барабанами, свистками? Представите, что вы приехали в гости и вас уложили спать в комнате, где старинные часы бьют через каждый час... Сможете ли вы спать спокойно в такой обстановке?

6. Работа по стр. 43 азбуки. Чтение названия страницы «Звуки в природе», постановка проблемного вопроса.

— Какими звуками природа сообщает о себе?

Рассматривая рисунок, учащиеся отмечают наглядные признаки приближающейся грозы (склонившиеся деревья и травы, стрелы молнии), определяют цвет неба (темное, серо-лиловое ...).

— А какие звуки природы могут нам рассказать о приближении грозы? (Передача учащимися звуков грозы может иметь театрализованную форму: дети изображают ветер и его вой (ууу...), качаются, как деревья, и передают шелест листьев (шшш...).

7. Сравнение рисунков, расположенных наверху и внизу страницы.

— По каким признакам вы можете установить, кончилась гроза или нет? (Учащиеся называют соответствующие признаки: выглянуло солнце, перестали качаться деревья, появились птицы и животные.)

— Какими звуками наполнился лес после дождя?

Изображается жужжание насекомых (жжж...), зудение комара (ззз...), фырканье ежа (ффф...), стрекотание кузнечика (ццц…).

Воспроизводится стук последних дождевых капель (кап-кап), голоса птиц: «ку-ку», «кар-кар», «чик-чирик». Попутно анализируется значение звукоподражательных слов: кукует, каркает, чирикает.

— Можно ли сказать, что ворона чирикает или кукует?

8. Упражнение в произношении, интонировании отдельных звуков.

В качестве материализованной опоры для звукового анализа и синтеза предлагаются условный значок «бусинки», и звуки собираются в «бусы для сороки»:

— Пробуйте соединить звуки лесных обитателей в одну песенку. (Учащиеся изображают жужжание жука, писк комара, стрекотание кузнечика, фырканье ёжика: жжж-ззз-ццц-ффф …)

— Звуковая песенка очень понравилась насекомым, птицам и зверюшкам. Но как сохранить, запомнить её, чтобы ветер не разнёс её звуки или они бы не спрятались в лесной траве? Призадумались лесные обитатели. И тут застрекотала сорока: «Я придумала, я придумала. Посмотрите на мои разноцветные бусы. Они состоят из отдельных бусинок, которые связаны между собой. Если каждую бусинку наполнить отдельным звуком, а затем собрать эти звуки-бусинки вместе, мы сохраним свою лесную песенку.»

— Ребята, вам понравилось предложение сороки?

Учитель выставляет наборное полотно в виде контура сороки, на шее у которой нанизывает «бусинки» (картонные кружки):

— Какую бусинку выберет себе жук для своего звука «жжж…»? А какую комар? …

9. Уточнение и расширение полученных представлений о «мире звуков». Создание учебной мотивации.

— Бывали ли вы летом за городом: на даче, в деревне? Нравится ли вам загородный отдых? Какими звуками наполнена загородная жизнь в отличие от городского шума? (Нет такого, как в городе, шума машин, а слышится щебетание птиц, крики домашних животных, всплески воды на речке, стук лопат и т.п.)

— Можно ли среди этих звуков услышать человеческие голоса, и какие? (Смех детей, разговоры дачников, песни и т.д.)

10. Введение понятия «звуки речи».

— В общении между собой люди пользуются речью, а звуки, из которых состоит человеческая речь, называются звуками речи. Отдельные звуки речи сливаются в слова. Кто из вас прислушивался, как звучат слова? Кто хочет этому научиться?

11. Работа по стр. 44 азбуки. Чтение названия страницы. Игра «Подскажите словечко».

— Чтобы подсказать словечко, которого недостаёт, нужно внимательно прочитать каждую стихотворную строчку. Кто сможет прочитать первую из них? (Один из учеников читает, затем класс хором повторяет прочитанное, следя по строчке.) Услышали ли вы в слове «журчит» звуки ручья? Это слово так и называется: звукоподражательное. Кто прочитает вторую строчку? Покажите, как кричит петух. А как стучит топор? Кто догадался, какое слово следует подсказать, чтобы закончить стишок? (А речь звучит.)

— Что значит «речь звучит»? (Звучат слова человеческой речи, которые состоят из звуков.)

12. Рассматривание рисунка «На даче».

— Расскажите, что происходит на даче. Что обозначают, выражают лица, позы, жесты дачников?

13. Звуковой анализ слов.

— Обратите внимание: рядом с фигурами дачников изображены «бусинки». Вспомните прошлый урок: чем могут быть наполнены эти бусинки? Верно, звуками, а именно — звуками речи, из которых образуются слова. Как бусинки в бусах, так и звуки в слове связаны невидимой нитью. Их надо слышать и различать.

Проводится выделение звуков, составляющих звукоподражательные слова. Анализ сочетается с синтезом: дети соединяют звуки в слова, используя образ бусинки (условный значок звука).

— Попробуйте догадаться, какие слова звучат на странице азбуки.

Каким коротким словом, состоящим всего из двух звуков, можно передать крик девочки, которая заблудилась в зарослях малины? (Ау.) Проверим, послушаем эти звуки: а-у. Сколько звуков в слове обозначено рядом с плачущим малышом в коляске? (Два.) Переставьте местами звуки в слове ау, и вы узнаете, как плачет малыш. Каким словом обычно понукают лошадку? (Но!) А что значит но? (Быстрее, быстрее.) Определите, какие два звука образует слово «но». Потяните это слово: нн-оо. Может, и мама говорит но плачущему малышу? (Нет, она говорит ребенку на, т. е. возьми.) Каким звуком: первым или вторым — отличаются слова «но» и «на»? Кто нашёл то слово, которым дедушка помогает себе рубить дрова? (Ух.) Из каких двух звуков оно состоит?

14. Формирование представлений о речевом аппарате и органах речи. Чтение учителем загадки о зубах и языке. Объяснение значения слова «калач»: пшеничный хлеб, напоминающий по форме замок с дужкой.

15. Поиск отгадки с помощью рисунка. Работа в парах.

— Чтобы найти отгадку, назовите хлебобулочные изделия, которые изображены на рисунке к загадке. Посоветуйтесь друг с другом в парах, и посмотрим, какая пара даст полный и правильный ответ (торт, кулич, батон, баранки и т.п.). Где находится калач? (В руках у мальчика.) Какие же «белые силачи» его «рубят», то есть пережёвывают? Кто им помогает? (Язык.) Почему язык назван «говоруном»? (С помощью языка человек не только пережёвывает пищу, но и говорит).

— А что еще помогает человеку говорить?

Делается попытка произнести загадку со сжатыми зубами, сомкнутыми губами. Необходимость движений нижней челюсти в процессе говорения можно показать, удерживая ее ладошкой снизу.

Делается вывод: губы, зубы, язык помогают человеку говорить, и поэтому называются органами речи.

16. «Загадка в картинках».

Вводится акрофоническая схема слова (акро — крайний, фон — звук). Подход к разгадыванию слова следующий: называется каждый изображенный предмет, из каждого названия выделяются первые звуки, и затем все звуки соединяются в слово:

— Кто нарисован на первой картинке? (Кот.) С какого звука начинается это слово? (Со звука «к».) Что нарисовано потом? (Арбуз.) С какого звука начинается это слово? (Со звука «а».) Соедините звуки «к» и «а». (Ка …)

Аналогично продолжается работа по анализу слов «лук», «арбуз», «часы» и из первых звуков этих слов составляется слово-отгадка «калач».

17. Раскрытие значения четкой и правильной речи.

Чтение пословиц, их повторение хором, объяснение смысла.

— Почему во время приёма пищи лучше помолчать? (Говорить с набитым ртом некультурно, и, главное, — трудно понять, что говорится.) Почему нужно произносить слова внятно, четко? (Чтобы тебя хорошо понимали.)

Некоторые люди, когда у них даже нет ничего во рту, говорят так, как будто их рот забит кашей: проглатывают и искажают звуки, нечетко произносят слова. Про них так и говорят: «У него каша во рту.»

18. Чтение стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».
Урок 15. Гласные и согласные звуки. Звуковой анализ слов (С. 46-49). CD.
Целевые установки урока: а) осмысление разных способов обозначения звуков устной речи на письме (бусинками, акрофоническим способом, звуковой схемой); б) выявить особенности произнесения гласных и согласных звуков; в) ввести понятия «гласный звук» и «согласный звук»; г) формировать умения в звуковом анализе слов; д) закреплять представления о гласных и согласных звуках, особенностях их произношения; е) развивать фонематический слух детей, их умение устанавливать звуковой состав слова.

Ход урока.

1. Работа по стр. 46 азбуки. Рассказ по рисунку.

— Кого зовёт мальчик и почему? Когда мы обращаемся за помощью к маме? (К ней мы обращаемся в трудные минуты.)

2. Звуковой анализ слова мама. На основе протяжного произношения слова выделяется каждый звук, определяется их количество.

3. Наблюдения за особенностями произнесения звуков в слове мама с опорой на его наглядно-образную схему:

— Как вы думаете, что так внимательно рассматривает Аня в зеркале, над чем наблюдает? (Как произносятся звуки речи, как работают органы речи.) Понаблюдаем вместе с ней, как произносится каждый звук в этом слове. (При произнесении звука [м] губы смыкаются, образуя преграду выходящему воздуху, и наоборот, при звуке [а] рот широко открывается и воздух проходит свободно.)

4. Введение понятий «гласные звуки» и «согласные звуки».

— Все звуки делятся на две группы: одни произносятся при свободном прохождении воздуха через рот и называются гласными. Они обозначаются таким условным значком . При произнесении других звуков выходящему воздуху мешает какая-то преграда со стороны органов речи. Такие звуки называются согласными и обозначаются значком .

— Пустая «бусинка» будет напоминать вам, что воздух свободно проходит через открытый рот, а поперечная черта в «бусенке» — о преградах на пути выходящему воздуху.

5. Работа по стр. 47 азбуки. Беседа о семье, ее родословной.

— Посмотрите на рисунок, который сделал Ваня. Кто сможет прочитать надпись к рисунку? Как называется такое дерево, и кто на нём обычно изображается? (Это родословное дерево, которое символизирует род, семью.) Большая ли семья у Вани? Назовите членов его семьи.

6. Работа в парах.

— Расскажите друг другу о члена своей семьи.

Учащиеся проверяют свое умение правильно называть всех членов семьи и употреблять слова со значением родства (дочь, сын, бабушка, дедушка, тетя и т.д.).

7. Представление модели слова.

— Обратите внимание на портреты под родословным деревом. Это не обычные портреты — это портреты слов, или, иначе говоря, модели слов. Модели каких слов представлены? (Мама, папа, сын.)

Чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно учитывать, что у каждого слова есть значение и звучание, которые существуют в единстве, и это отражено в моделях слов. Значение слова изображено в рисунке, а звучание слова обозначено звуковой схемой.

Покажите на модели слова «мама», где отражено его значение, а где — его звучание. Ещё раз назовите все звуки в слове «мама».

Покажите, на модели слова «папа», где отражено значение этого слова, а где — звучание слова. Сколько звуков в звуковой схеме? (Четыре звука.) Произнесите слово «папа» и выделите эти звуки. (П-а-п-а). Какой первый звук: гласный или согласный? Что подсказывает условный значок? (Это согласный звук.) Попробуйте доказать, почему. Как работают органы речи? (При произнесении звука губы плотно смыкаются и образуют преграду выходящему воздуху.)

По такому же образцу рассуждения анализируются и другие звуки в словах «папа», «сын».

Характеристика звуков в слове сын: [с] — согласный, так как прохождению воздуха мешают зубы и язык; [ы] — гласный, так как произносится с голосом и воздух при произнесении звука не встречает преграды; [н] — согласный, так как преграду образует язык, упирающийся в верхние зубы.

8. Рассказы учащихся о своих дедушках и бабушках.

В продолжение разговора о семье учитель ставит перед детьми вопросы:

— Есть ли у вас бабушки, дедушки? Как их зовут? Где они живут? Как часто вы с ними общаетесь? Каковы ваши любимые совместные занятия?

9. Работа по стр. 48 азбуки.

— У Ани, нашей доброй знакомой, тоже есть дедушка, и она хочет вам о нём рассказать. Кто сможет прочитать название страницы? Рассмотрите рисунок. Где живёт дедушка: в городе или сельской местности? Что выражает его лицо, жесты при встрече с внучкой? Какими словами дедушка и Аня приветствуют друг друга?

Что интересного увидела и услышала Аня в гостях у дедушки? Кто знает, как называются эти птицы? Может быть, ответ мы найдём, прочитав текст?

10. Комбинированное чтение текста: детьми, умеющими читать, последующим хоровым перечитыванием текста всем классом с элементами чтения по ролям (за журавлей, котиков).

11. Упражнение в различение гласных и согласных звуков.

— Аня решила разложить по местам привезённые вещи: те из них, названия которых начинаются с гласного звука, — в одну сторону, а те, названия которых начинаются с согласного звука, — в другую сторону.

Выставляются предметные картинки: альбом, игла, обруч, кружка, брюки, шляпа. Учащиеся должны произнести название каждого предмета, выделить первый звук, определить, гласный он или согласный, показав сигнальную карточку с условным обозначением. Задача состоит в том, чтобы дети, опираясь на свои речедвигательные ощущения, осознали характер преграды: [б] — губы, [т] — язык и верхние зубы, [к] — задняя часть языка, [ш] — зубы, образующие щель.

12. Работа с моделями слов.

— Вы уже знаете, что у слова есть значение и звучание. Как называется «портрет» слова, на котором мы можем увидеть, как оно устроено? (Модель слова.) В свой альбом Аня собирает модели слов. Найдите на странице модель слова «кот»: покажите, где изображено его значение, а где обозначено его звучание. Сколько звуков в этом слове? (Три.) Произнесите слово так, чтобы услышать каждый звук. Почему условные значки звуков — «бусинки» — разные? (Потому что в этом слове разные звуки: два согласных и один гласный.) Докажите. (Объясняются особенности произношения каждого звука.)

13. Игра «Третий лишний».

— Чтобы определить, какое слово «лишнее», нужно сравнить их по значению и звучанию. Что такое «мак»? (Цветок.) А «жук»? (Насекомое.) А «лук»? (Овощ.) Можно ли назвать мак и лук одним общим словом? (Да, это растения.) Какое же слово лишнее? (Жук.)

Обратите внимание на звуковые схемы этих слов. Что в них общего? (Все слова состоят из трёх звуков: первый — согласный, второй — гласный, третий — согласный.)

Произнесите слово «жук» и выделите в нём каждый звук. Почему звук «ж» — согласный? (При его произнесении зубы сближаются, образуя узкую щель выходящему воздуху.) Почему звук «у» — гласный? (Воздух проходит свободно через вытянутые трубочкой губы.) Чем отличается произнесение последнего согласного звука «к» от гласного звука? (Прохождению воздуха преграждает путь язык.)

Как слово «жук» превратить в слово «лук»? (Поменять первый звук в слове.)

14. Работа по стр. 49 азбуки. Рассмотрение рисунка:

— Что интересного увидела и услышала Аня поутру?

15. Чтение текста с элементами ролевого исполнения (пения дудочки, мычания коров).

16. Составление высказывания по схеме.

— Аня тоже решила отправиться на прогулку вместе с пастушком, но, чтобы дедушка не волновался, оставила ему записку, которую написала самым простым способом — рамочками слов. Дедушке трудно понять, что написала Аня, и нужно помочь ему в этом. Сколько слов в начале записки? (Два.) Что же могла написать Аня? Я … (гуляю). Сколько слов в конце записки? (Три.) О чём она предупреждает? (Я скоро приду.)

17. Озвучивание слов по схемам.

— Модели каких слов собрала Аня в свой альбом после прогулки? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на их звуковой состав и значение:

Первое слово состоит из четырёх звуков и означает растение с древовидными стволами, но без основного ствола. (Куст.) Проверим правильность ответа. Назовите все четыре звука. (К-у-с-т.) А теперь ребята, которые знают буквы, прочитают это слово.

Учитель пишет слово на доске буквами, а умеющие читать первоклассники прочитывают его. Такая работа не только позволяет дифференцировать обучение грамоте, но и является пропедевтикой обучения чтению, позволяя соотносить звуки и буквы. С последующими словами проводится аналогичная работа.

— Второе слово состоит из пяти звуков и означает зелёный покров земли из растений с мягкими стеблями. (Трава.)

Третье слово состоит из четырёх звуков и означает небесное тело — спутник Земли. (Луна.)

18. Творческое рассказывание.

— Чей «разговор» услышала Аня вечером у пруда? (Лягушки и вороны.) Какими звукоподражательными словами можно передать этот разговор? (Ква, кар.) Попробуйте перевести этот «разговор» на человеческий язык. Придумайте, о чём могли «беседовать лягушка с вороной.

19. Загадка в картинках.

По начальным звукам в словах «кот», «ослик», «шар», «крот», «арбуз» учащиеся составляют слово «кошка».
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей