Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебник практической психологии. Абрамов. Учебник для высшей школы


НазваниеУчебник для высшей школы
АнкорУчебник практической психологии. Абрамов
Дата15.11.2016
Размер1.81 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUchebnik_prakticheskoy_psikhologii_Abramov.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#1794
страница30 из 30
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30
ГЛАВА
1.
НЕНАПИСАННЫЕ
ПИСЬМА
(Из хроники жизни младенца)
Письмо 1. (Всем)
«Мне уже два месяца, сегодня я увидел, что кроме меня, в этом мире есть вы — другие люди. Я очень об- радовался, я смотрел вам в глаза, пытался поговорить, тянулся к вам руками и даже ногами. Я очень хотел вас любить. Я уже люблю вас.
Любовь такое сложное чувство, никогда не знаешь, как его выразить. Это от избытка чувств я укусил мамину грудь. Она ведь меня простила? Я не хотел, я не знал, что делал больно, я думал, что это тоже любовь.
Когда я закрываю глаза, вы исчезаете, и мне некого любить. Я должен тут же открыть глаза, чтобы вы были.
Без вас я могу любить только себя — вот мои пальцы, пятки, а это что такое во рту? Соска! Придется выбросить. Вот это уже интереснее, видимо, это мои волосы, почему-то больно... Что это упало мне на глаза?
Это же мои руки!
Если попробовать убрать, то сразу видно маму, а если еще раз закрыть рукой глаза... О, да это замечательная затея. Игра в «ку-ку» — это то, что надо, для того чтобы обнаружить не только для себя вас, но себя для себя.
Не держите мои руки, не закрывайте мои глаза надолго, а то мне страшно — вдруг я больше не найдусь...
Нашелся, я нашелся, да и вы тут.
Что это вы от меня хотите? Я уже показывал зайца, я уже приносил мишку. Еще раз? Ладно, принесу! Еще? Ну нет, не буду, не буду вас слушаться!
Я сам себя буду слушаться, я ручки спрячу и не буду, не буду, не буду...
Вы недовольны? Вы думаете, что я не слушаюсь. Правильно, правильно, я вас не слушаюсь, а себя я слушаюсь. Я уже знаю, что я есть, что у меня есть не только руки-ноги-голова, но и в голове что-то...
Точно не знаю, как это называется, но оно говорит мне: «Не слушайся других, а слушайся себя»...
Не бойтесь, я только недолго не слушался. Вот я уже снова с вами и я снова ваш, а вы мои. Я только хотел вам показать, что я — часть вас, я сам, я отдельный, у меня могут быть и есть свои желания, просто я не всегда могу их выразить.
Что с вами происходит? Вы всегда все знаете, все можете угадать. Поразительно... Я наблюдал за этим,
сначала радует то, что вы все знаете, но очень быстро вы становитесь грустными, скучными. Если происходит уже известное для вас, то вы редко смеетесь. А я так люблю смеяться!
Что если попробовать вас рассмешить? Например, так:
— Ава-мяу!
Почему вы не смеетесь, ведь так не бывает. Собаки не мяукают. Поняли, заулыбались, и мне стало веселее, да и сил прибавилось. Теперь не только я делаю то, что вы хотите, но и вы делаете то, что я придумал для вас. Мы стали понимать друг друга, мы стали изменять друг друга.
Но как это трудно, управляться с такими большими, как вы, — не выразить то, что я от вас хочу. С языком у меня еще плоховато, вот после двух лет, говорят, будет проще.

А пока приходится иногда и пореветь, и даже на пол упасть, чтобы вы — другие люди — поняли, чего я от вас хочу. Хочу немного — любви и радости.
Письмо 2. (Ответ единственному)
«Как мы тебя ждали и уже любили. Я думала, что все мои чувства и мысли изменятся — так и произошло. Но сколько хлопот свалилось на меня, нет ни сил, ни времени прислушаться к себе, да, порой, и к тебе — стирка,
уборка, бессонные ночи... Устаю очень...
Я себя не оправдываю, это очень трудно сразу привыкнуть к тебе. Ты какой-то незнакомый и родной одновременно, то улыбаешься даже во сне, то кричишь неизвестно почему и так трудно тебя успокоить. Вчера вот вздумал кусаться... С чего бы это? Я даже испугалась и никому об этом не сказала.
Нашел себе занятие: рассматриваешь свои ручки, ножки, за волосы тянул себя и кряхтел смешно при этом. В
прятки со мной играешь и уже не слушаешься. Скажу тебе, что в этом мало для меня приятного, ведь я должна тебя всему научить. Как же я это сделаю, если ты уже меня не слышишь, да еще и смеешься при этом.
А упрямый! Ни за что не сделаешь то, что не хочешь. Даже вопить начинаешь и ногами раз топал. Умные люди уже советовали шлепать тебя, да не могу — жалко. Но ведь недаром говорят, что детей надо учить, пока поперек лавки лежат... А ты уже вон какой большой — скоро полтора года будет, уже шутить научился. Не любишь, когда я грустная, да я не грустная, не бойся, я просто устала... Что ты еще от меня хочешь? Да, этот разговорчик только я могу понять. Вот бы записать все эти твои: «ти, ту... ав...» Нужен был бы переводчик с детского на взрослый, но ничего, справляемся пока сами...
А, ты хотел, чтобы я взяла твою собачку и одела ее. Я так и сделаю...»
ГЛАВА
2. «Я ЖЕ ВАМ ГОВОРИЛ»
(Из хроники жизни каждого трехлетки и чуть старше)
Письмо 1. (Самому себе)
«Вот уж действительно такие слова. Я на самом деле говорил, а они — другие — ничего не поняли. Я и мол- чал, и плакал, и даже орал и упирался, а они — Другие — ничего не поняли. Понять-то было просто — я хочу делать так, как я хочу, а не так, как они хотят. А сердиться здесь нечего. У человека есть его желания, он же чувствует, как они в нем живут, как они его заставляют говорить: «Я сам!» Это они и меня заставляли делать,
сопротивляться им очень трудно, да, признаться, и не хочется.
Когда чувствуешь, что можешь делать сам, что хочешь делать сам, что сам думаешь, о, это непередаваемый восторг. С тобой случается столько всего невероятного — начинаешь говорить, начинаешь думать о том, что говоришь, начинаешь разговаривать сам с собой — советуешься даже с собой. Я — это очень интересно и занятно. Это даже можно назвать — «Я», «мне», «мое», «хочу», «не буду», «могу», «не могу»... Очень увлекательно! Как не поговорить об этом с другими, жаль, что опять не всегда они меня понимают, словно не слышат.
Приходится им об этом попроще говорить, даже пореветь и посмотреть, что они будут делать. Помогает,
правда, не всегда. На стороне других больше силы — могут схватить и потащить, даже если очень не хочешь...
Но мама понимает, когда я для нее реву, а когда для себя. Как ей это удается? Я-то знаю, для кого я реву, даже ору... Как вот она догадывается? Никогда мне об этом говорила, да я и не спрашиваю — забываю, наверно...
А недавно сочинять начал — стихи сами получились, я даже не ожидал. Интересно, что еще я могу выдумать...
Вот и прыгать научился, и по горке лазаю, руками могу цепляться, а могу и без рук. Это я сам могу...»
Письмо 2. (Самой себе)
«Не справляюсь с трехлетним! Ничего не слушает! Я плохая мать, я ничего не понимаю, ничего не умею.
Стыдно перед людьми за его капризы, упрямство, бешенство какое-то. Как его такого любить!
С ним в люди выйти стыдно — опозорит своим непослушанием. Весь в папочку, тот тоже упрямец поря- дочный... Что мне с ним делать, неужели это никогда не кончится, есть же дети как дети... Неужели в нем ничего хорошего нет! Что это я... Он же буквами и цифрами интересуется, раскрашивал вот дома рыбку, сидел ведь, сосредотачивался... А как музыку слушает... Что это я? Я же очень люблю его — упрямца родного, —
вылитый он...»
ГЛАВА
3. «
МОГУ
ТАКОЕ СОЧИНИТЬ»
(Из хроники шестого года жизни каждого человека)

Письмо 1. (Всем-всем-всем)
«Вы не думайте, не думайте, не думайте, что все про детей знаете. Отдали нам игрушки, а сами в них .,, тоже играете. Кто вчера сказал, что его нет, а сам был дома? Кто сказал: «Я тебя не люблю», — а потом обни- мался?.. Мы же дети, играем только так: я говорю, что я еду, а сам знаю, что еду понарошку, ну, играю так... Я,
когда говорю, что я — волк и кого-то съем, уже знаю, что я не волк и есть никого не буду... Это все не на самом деле... Вы же сами так все делаете: одну и ту же кошку как только не называете. Перечислять не буду, а то еще обидитесь или вы, или кошка... Конечно, играть очень интересно: можно быть сразу и взрослым и маленьким — кем захочешь. Можно все сразу выдумать, а можно выдумывать долго-долго, медленно-мед- ленно, только бы захотеть... Я такое могу выдумать, такое... что никто не узнает — было это на самом деле или понарошку. Вы всегда говорите, что я вру, я даже не знаю, что это такое — я только выдумываю.
Мне надо выдумывать, иначе я не смогу понять, что на самом деле, а что понарошку...
Как я заметил, взрослые это тоже не очень хорошо знают, они не на все вопросы могут ответить... Вот я стараюсь задавать меньше — лучше сам придумаю, только потом не ругайте, что это неправда. Я еще не всегда понимаю, что такое правда, что такое «на самом деле было». Мне кажется, что на самом деле все, что происходит, зависит от меня, я — самый главный, даже луна ночью за мной ходит и тень моя за мной бегает, а я от нее прячусь. Что думают другие? Это я не всегда могу угадать — мне надо объяснять, я пойму. А вот то,
что чувствуют другие, я тоже чувствую, мне бывает всех очень жалко и я думаю о смерти, как ее победить...
Я могу это выдумать, тогда я ничего не боюсь, и маму могу защищать, и сам становлюсь храбрым и мудрым...»
Письмо 2. (Для очень-очень узкого семейного круга)
«Он врет ! Кто его этому учил ?! Выдумывает все, что было и не было. Его разоблачаешь, а он только больше врет. Никакие наказания на него не действуют. Такой маленький, а уже испорченный. Это все телевизор, нет,
причем тут эти мультики, среди них и ничего есть... Это все в детском саду они учатся, это влияние других детей!.. У нас же нормальная семья, мы же нормальные люди!
...Вот ведь, врет и не краснеет, боже, какой стыд... И это мой ребенок! Говорили, его лупить надо. Мало его били, считай, что и не били совсем... А зря, зря!
Как же он в школу пойдет — посмешищем для всех будет — врунишка. Учителя любить не будут... что де- лать?»
ГЛАВА
4. «
ЛУЧШЕ
БЫТЬ...»
(Из хроники жизни подростков — очень кратко, очень критично, очень лично)
Письмо 1. (Себе от себя)
«Не узнаю себя — расту ежедневно. Все время хочется есть и спать. Презираю себя за эти прыщи, за эти руки,
которые некуда девать, за эти так называемые ноги... Кто, когда говорил, что я симпатичный. Где этот человек? Нет его?
Отупел до неузнаваемости. Что помнил — забыл, ничего запомнить толком не могу, все путается. Да и логики ни в чем нет, особенно у этих взрослых — сегодня одно, завтра — другое. Не хочу о них — все врут и притворяются... Так хочется от них, от всех на необитаемый остров, хотя бы на недельку... Ничего ведь не понимают, ничего. Не хотел о них, да снова начал... Думают, что просто одному — один пропадешь. С ре- бятами нормально, даже хорошо, балдеем, расслабляемся, конечно, без них, без взрослых.
Быстрее бы вырасти, а то не знаешь толком, что еще от себя ждать, каждое утро надо с собой заново знакомиться.
Соображать вроде лучше начал, понимаю, что взрослые не всесильны. Так, грозят, прикидываются, — а сами всего боятся, да и ума у них... Я бы и то лучше делал, да и делаю кое-что уже.
Вот только любовь... выдумали ее, я запутался — уже и сам не пойму, что я от нее хочу, от этой любви. Еще говорят, что любовь и секс — это не одно и то же, как они понимают. Это только сам можешь понять, я так думаю... Да, тут еще все будущим пугают, что о нем надо думать... Я думаю, но как я могу думать о том, чего я не знаю, — бред какой-то... Как можно думать о том, чего нет, его только выдумать можно как фантастику...
трудно придумать
Мы тут с ребятами пробовали — интересное. Бросили.
Да, мы уже взрослые, мы все можем, что и они, мы же тоже как они. Я вот думаю, что мы их настоящее
зеркало, вот они нас и боятся, вот и говорят всякие глупости, грозят, да не боюсь я ничего — не маленький...»
Письмо 2. (Написано и отправлено без помощи почты)
«Я признаю за тобой право на ошибку и на неправильные ошибки.
Я признаю за тобой право на тайную и личную жизнь, если эта тайна не угрожает твоей жизни.
Я признаю, что могу тебя неправильно понимать.
Я признаю за тобой право не любить меня, но ты не можешь отнять у меня мою любовь к тебе.
Я признаю за тобой право на личную жизнь, на мои интересы. Я признаю за тобой право отвечать за самого себя и готова прийти тебе на помощь в принятии ответственных решений.
Я признаю, что ты знаешь и умеешь что-то лучше, чем я, но и я умею и знаю другое, чем ты, — мы могли бы обменяться... (письмо не дописано, оно заканчивается многоточием и следующими словами из стихотворения известного в домашних кругах автора:)
Все в мире кончается, Кончится детство — Оставит мечты и Дороги в наследство, Мечты окрыляют, Дороги уводят, По ним улетают, Бывает, уходят, Но, чтобы уйти, Улететь и умчаться, Нам каждому надо С чего-то начаться... С рождения, с дома, С любимого взгляда, С прощения, просьбы, Весеннего сада, С разлуки, с успеха, С руки подающей, С надежды — с семьи
Моей, нашей, живущей
В той точке земли, где
Дороги родятся, где
Дивные сны подрастающим снятся...
ГЛАВА
5. «Быть
ВЗРОСЛЫМ
...»
(Из хроники взрослой жизни — отдельные высказывания очень разных людей о жизни вообще)
Никогда не думал, что так можно уставать от жизни, просыпаться по утрам не хочется;
— Я и хлеб ем, как пряник, — очень люблю жизнь;
— Вот, говорят, что надежда умирает последней, я думаю, что ее давно похоронил;
— Я вдруг почувствовал, что если не я, то никто, понимаешь, никто этого не сделает...
— Я почувствовал, что стал взрослым тогда, когда защитил мать от отца. Это было страшно, но я смог.
— Как подумаешь о жизни, ничего-то не понимал в молодости, вот если бы все начать с начала...
— Никогда не завидовал молодым, а тут вдруг сердце защемило — жизнь-то проходит.
1994, Брест
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   30

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей