Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебник-методичка по мотокроссу и энудро. Учебник-методичка по мотокроссу и эндуро 2 мотокросс


Скачать 28.33 Mb.
НазваниеУчебник-методичка по мотокроссу и эндуро 2 мотокросс
АнкорУчебник-методичка по мотокроссу и энудро
Дата11.06.2017
Размер28.33 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаUchebnik-metodichka_po_motokrossu_i_enudro.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#22521
страница1 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6

Ф р а н ц у з с к а я ф е д е р а ц и я м о т о к р о с с а
Учебник-методичка по мотокроссу и эндуро

2
МОТОКРОСС
o
5
Таблица уровней o
4 6 - 10 11 - 15 17 - 21 22 - 26 28 30 - 34 36 - 40 41 - 43
Организация тренировки o
3
Анализ техники в мотокроссе o
Движение вперед
->
Прыжок в высоту / Импульс отталкивания
- o
Поворот
->
Разворот с задним тормозом
Уровень 1 - 5
Уровень 1 - 5
-
ЭНДУРО
o
Баланс
->
Камни
- Уровень 3 16 27 29 35
- Уровень 1 - 5
- Уровень 1 - 5
- Уровень 1 - 5
- Уровень 1 - 5
- Уровень 2, 4 и 5
->
Преодоление длинного вертикального препятствия o
Движение вперед
->
Преодоление вертикального препятствия
->
Преодоление бревен
- Уровень 3
- Уровень 2 и 3
->
Преодоление ступеньки
->
Возобновление зацепа
- Уровень 5
o
Поворот
->
Поворот < 90° (закрытый поворот)
->
Разворот 180°
- Уровень 1
->
Разворот на заднем колесе в свече o
Восприятие информации
->
Поворот < 90° в колеях
СОДЕРЖАНИЕ

3
Три основных направления (Баланс/Движение вперед/Повороты) нельзя отделить одно от другого.
Тем не менее, в каждой отдельной тренировочной ситуации наблюдается необходимость проработать какое-то одно из направлений. Тренер выбирает приоритетное направление и отрабатывает его со спортсменом с помощью упражнений.
Анализ техники в мотокроссе
Можно выделить три основных направления в технике мотокросса:
>
баланс
>
движение вперед
>
повороты
Что касается
баланса, то спортсмен постоянно перемещается на мотоцикле с целью найти положе- ние баланса или наоборот создать дисбаланс и использовать его затем для своих целей.
Точно так же можно видеть, что спортсмен должен постоянно находиться в поисках любой возмож- ности для
продвижения вперед - как на горизонтальных отрезках (во время фазы разгона или торможения, когда он ищет сцепление с поверхностью), так и на вертикальных отрезках (во время преодоления препятствия из триала или эндуро).
Наконец, третье направление, которое нам кажется наиболее важным, - это умение
поворачивать
мотоцикл. На трассе ежесекундно спортсмен вынужден искать наиболее выгодное
расположение
мотоцикла: в поворотах (чтобы добиться максимальной скорости на выходе) или перед препятстви- ем (чтобы суметь его преодолеть).
Спортсмену приходится постоянно работать в плоскости этих трех направлений, и именно они определяют его высокий спортивный результат.
Однако нужно принимать во внимание еще два других специфических аспекта подготовки спортсме- на в мотокроссе. Действительно оказывается, что способность спортсмена
воспринимать и обра-
батывать информацию извне (визуально и на слух) и изнутри (проприоцептивно - баланс, ощуще- ния в руках и ногах), растет по мере того, как растет его уровень по трем основным направлениям.
Также спортсмен должен взаимодействовать со своим мотоциклом посредством
органов управле-
ния (тормоза, газ, сцепление). Здесь также наблюдается, что точность и синхронность в использо- вании органов управления растет по мере того, как растет общий уровень спортсмена.
К этим трем основным направлениям можно добавить:
>
восприятие информации (визуальное, сенситивное, проприоцептивное)
>
использование органов управления
Техника
Восприятие информации
Органы управления
Баланс
Поворот
Движение вперед

4
Каждая тренировка длится в среднем 3 часа
(иногда до 5 часов в зависимости от задач).
Тренировка разбивается на три части:
->
Разминка и разогрев мышц
->
«Сердце» тренировки
->
Заминка и растяжка
>
Разминка и разогрев мышц
(30 - 45 минут)
Первые 20 или 30 минут, состоящие из легкого бега или спортивных игр
(с мячом или на баланс)
, предназначены пробудить весь организм спортсмена
(внимание, мышечную систему, кардио- и
дыхательную систему).
Далее 5 или 10 минут нужно посвятить разогреву суставов. Важно проработать все суставы, чтобы избежать риска травмы.
Последние 10 минут разминки - это езда на мотоцикле на низкой скорости; спортсмену нужно вспомнить механику движений и разбудить свои ощущения и восприятие трассы.
>
Основная часть тренировки
(2 - 3 часа)
Работа может проходить по двум направлениям:
- работа над ошибками / затруднениями спортсмена изолированно по очереди
по 30 - 40 минут;
- работа по всей трассе, где спортсмену встречаются различные его ошибки,
от 1 до 1,5 часов.
Во время тренировки можно комбинировать оба типа работ.
>
Заминка и растяжка
(15 - 30 минут)
В конце тренировки проводят 10 минут легких игровых упражнений, чтобы снизить напряжение спортсмена.
Затем, 15 минут растяжки помогают ускорить восстановление и уложить в голове спортсмена впечатления от тренировки.
Организация тренировки
Как работать с учебником
Организация тренировки
>
>
>
>
Наблюдение
Определение уровня
Организация тренировки
Оценка /
Контроль
Новые цели
На первом этапе
наблюдают за спортсменом, свободно едущим по трассе.
Затем с помощью таблицы уровней
определяют уровень спортсмена по каждому параметру.
После этого составляют программу тренировок
с помощью различных упражнений, приведенных для каждого уровня. Эти упражнения не являются типичной тренировкой, тренировка составляется из их комбинаций.
Цель этих упражнений - предложить задачи, адаптированные под уровень спортсмена, чтобы
создать оптимальный разрыв между способностями спортсмена и сложностью предлагаемой ему задачи, поддержав тем
самым уровень его мотивации на выполнение упражнения.
Необходимо регулярно
измерять прогресс спортсмена по различным параметрам, чтобы вовремя
ставить новые цели.

Moтокросс
Таблица уровней - Мотокросс
Информация в таблице предназначена для определения уровня спортсмена по каждому из пяти направлений в технике.
Направления
Уровни
Баланс Движение вперед Поворот Органы управления Восприятие информации
Уровень 1
Уровень 2
Уровень 3
Уровень 4
Уровень 5
- Систематически касается ногами земли
- Неподвижен на мотоцикле
- Почти все время сидит
- Восстанавливает равновесие поворотом руля
- Часто ставит ноги на землю
- Слабо двигается на мотоцикле
- Стоя едет редко и напряженно
- Отказывается от бокового нарушения равновесия (заносов)
- Действия слабо связаны (резкие ускорения, блокировка заднего колеса)
- Слишком медлительное торможение
- Неэффективно работает со сцеплением
- Отсутствие связи в своих действи- ях
- Малая скорость в поворотах
- Ускоряется нескоординированно
- Тормозит слишком заблаговре- менно
- Неохотно ездит со скольжением
- Предвидит изменение рельефа трассы и меняет положение тела
- Двигается легко и динамично
- Правильно перераспределяет вес в 4-х направлениях: вперед-назад, влево-вправо
- Принимает нарушения равнове- сия (заносы)
- Создает нарушения равновесия,
помогающие двигаться вперед
- Активно работает сидя и стоя
- Владеет сносами
- Наблюдается подвижность корпуса, но не всегда соответствующая моменту
- Начинает активно двигать ногами
- Начинает изменять положение тела в зависимости от рельефа трассы
- Часто ездит с заносами
- Начинает увязывать свои действия (появляется скорость)
- Использует торможение двигате- лем
- Выраженные переходы между действиями
- Выбор передачи не всегда правильный
- Постоянно пытается связать действия
- Более плавные переходы между действиями
- Правильно выбирает передачу
(вращающий момент/мощность)
- Справляется с непроизвольным скольжением
- Постоянно ищет, как ускориться
- Использует рельеф
- Торможение агрессивное и спланированное
- Ускорение открытое и полное
- Создает ситуацию скольжения в свою пользу
- Использует исключительно руки
- Двигается вместе с мотоци- клом
- Плохие траектории
- Начинает грузить подножки
- Не делает поворот одной линией (внутренняя рука часто согнута)
- Заднее колесо бесконтрольно срывает
- Почти не использует рельеф
- Нестабильные траектории
- Использует загрузку подножек
- Использует плечи / корпус
- Использует колеи
- Скорость захода очень высокая
- Отрывистые переходы между действиями
- Использует колеи для отталки- вания и ускорения
- Быстрота на различных траекториях
- Действует «на автомате»
- Сбои в переходах между действиями случаются редко
- Плавные переходы между действиями
- Способен менять траекторию по ходу выполнения поворота
- Охотно идет на снос и управляет сносом
- Высокая степень координации: чувствует и управляет движениями корпуса и ног по отдельности
- Торможение, ускорение и переключе- ние передач нескоординированы
- Отсутствует автоматизм (думает над своими действиями)
- Действия не связаны с рельефом
- Пользуется исключительно задним тормозом
- Вцепляется в руль
- Достигнут автоматизм (но не идеальный)
- Использует оба тормоза
- Действия резкие, напряжен- ные и часто не адаптированные к рельефу трассы
- Полный автоматизм, владеет прогрессивным использованием органов управления (чувствует постепенное прибавление газа/тормо- за)
- Начало расслабленности в работе
- Начало синхронизации действий
- Владеет прогрессивным и регрес- сивным использованием органов управления (чувствует постепенное прибавление и убавление газа/тормо- за)
- Полная расслабленность и синхро- низация
- Действует так, чтобы как можно лучше использовать рельеф
- Тормозит так, чтобы как можно раньше ускориться
- Постоянные плавность и точность в работе
- Каждое действие с органами управления способствует продвижению вперед
- Через зрение: да, исключи- тельно визуально, но смотрит невпопад
- Через тело: отсутствует
- Через звуки: нет, звуки мешают спортсмену
- Через зрение: взгляд зафикси- рован в одном направлении
- Через тело: начинает получать информацию, но не умеет ее использовать
- Через звуки: нет
- Через зрение: взгляд живой и подвижный, немного дерганный.
Начинает смотреть в правильных направлениях.
- Через тело: начинает получать информацию, но не умеет ее использовать
- Через звуки: начинает обраба- тывать информацию
- Через зрение: взгляд рассла- бленный и подвижный
- Через тело: через руки и ноги, чтобы скорректировать положение на мотоцикле и ускориться
- Через звуки: слышит мотор
- Воспринимает информацию
«на автомате», теми органами чувств, которые наиболее соответствуют моменту
5

Прыжок в высоту / Импульс отталкивания
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД
Цель: прыгнуть кочку с помощью меньшей кочки
Развиваемые навыки:
o прочувствовать момент ускорения o
прочувствовать скорость захода на прыжок и необходимое ускорение
Уровень 3 Уровень 4
Уровень 5
Уровень 2
Условия
Площадка:
• площадь: 40м x 5м
• зацеп: хороший
• рельеф: плоский с кочками
Инвентарь:
• фишки: 4 - 6
B
A
1m
0,5m
1
2
3m
2m
Мотокросс
Уровень 1
Возможные сложности
Эволюция упражнения
Наблюдаемые сложности
Решение
Возможные объяснения
• Мотоцикл врезается в кочку 2 - в точку А или еще раньше
• Спортсмен перепрыгивает кочку 2 и приземляется на плоское
- недостаточное ускорение
- слишком «зажатый» корпус спортсмена
- слишком высокая скорость разгона
-> обозначить фишками зону ускорения
-> требовать полное ускорение
-> больше гибкости и раскрепоще- ния от спортсмена
-> снизить скорость захода на прыжок
-> обозначить фишкой точное место ускорения (вплоть до точки В)
Спортсмен не справляется:
• Снизить высоту кочки 2
• Уменьшить расстояние между кочками
Спортсмен справляется:
• Снизить высоту разгонной кочки 1
• Увеличить расстояние между кочками
• Увеличить высоту кочки 2
Инструкция
• Заход на прыжок на маленькой скорости
• Приземлиться задним колесом после точки А
• Смело и сильно ускориться за 2 м до кочки 1
Критерии выполнения
• Оба колеса приземляются после точки А
• Ускорение не раньше 2 м до разгонной кочки
• Оба колеса находятся в воздухе между кочками 1 и 2
Критерии реализации
Положение:
• ноги полусогнутые
• тело центрально над подножками
Управление:
• заход на 1 передаче для 85’’
заход на 2 передаче от 125’’
• смело и живо ускориться за
2 м до точки В
• слегка согнуть ноги при заезде на первую кочку
Восприятие информации:
• руки слегка согнуты (в локтях не прямые!)
• в полете вернуться в исходную позицию

зрение: - взгляд на В во время захода на прыжок
- взгляд на А до прибытия в точку отрыва В

тело: - через подножки и ручки руля вплоть до прибытия в точку В
6

Прыжок в высоту / Импульс отталкивания
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД
Цель: прыгнуть выше с помощью загрузки подножек
Развиваемые навыки:
o синхронизация ускорения / загрузки подножек o
подвижность на мотоцикле
Уровень 3 Уровень 4
Уровень 5
Уровень 2
Условия
Площадка:
• площадь: 40м x 5м
• зацеп: хороший
• рельеф: плоский с кочками
Инвентарь:
• фишки: 4 - 6
Мотокросс
Уровень 1
Возможные сложности
Эволюция упражнения
Наблюдаемые сложности
Решение
Возможные объяснения
• Заднее колесо недостаточно отрывается от земли
• Мотоцикл в воздухе не горизонтален
- загрузка подножек происходит до или после точки ‘P’
- недостаточная загрузка подножек
- плохая синхронизация ускорения и распрямления спортсмена
-> обозначить фишками место загрузки ‘P’
-> отрабатывать загрузку мотоцикла и сжатие подвески при разгоне и остановке (без прыжка)
-> отрабатывать синхронизацию
«ускорение-распрямление» на ровном месте (без прыжка)
Спортсмен не справляется:
• Тренироваться только на одной кочке
• Тренировать импульс отталкивания на ровной поверхности без кочек
Спортсмен справляется:
• Снизить высоту разгонной кочки 1
• Увеличить расстояние между кочками
• Увеличить высоту кочки 2
Инструкция
• Быстро согнуть ноги и присесть к мотоциклу в точке P и, загрузив подножки, «придавить» мотоцикл своим весом
• Смело и сильно ускориться за 2 м до кочки 1
Критерии выполнения
• Оба колеса приземляются после точки А
• Подвески сжаты на кочке 1
• В воздухе мотоцикл горизонта- лен. Переднее и заднее колесо на одной высоте в полете.
Критерии реализации
Положение:
Управление:
Восприятие информации:

зрение: - взгляд на вершину второй кочки

тело: - через подножки чувство- вать сжатие и обратный ход подвески
B
A
1,25m
0,5m
1
2
P
3m
2m
- стоя до точки Р
- ноги согнутые в ’P’
- корпус над подножками
- ноги и руки прямые, как только переднее колесо проходит ‘P’
- ноги и руки снова сгибаются, когда заднее колесо ставится на землю
- надавить на подножки, чтобы прижать мотоцикл в ‘P’
- открыть газ, ускориться и выпрямиться после ‘P’
- слегка согнуть руки-ноги и самортизи- ровать на приземлении
• Заднее колесо приземляется до ‘A’
- недостаточная загрузка подножек или недостаточное ускорение
- спортсмен слишком зажат
7

Прыжок в высоту / Импульс отталкивания
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД
Цель: создать отталкивающий импульс за счет выпрямления ног
Развиваемые навыки:
o координация сгибания/выпрямления ног o
еще большая подвижность на мотоцикле
Уровень 3
Уровень 4 Уровень 5
Уровень 2
Условия
Площадка:
• площадь: 40м x 5м
• зацеп: хороший
• рельеф: плоский с кочками
Инвентарь:
• фишки: 4 - 6
Мотокросс
Уровень 1
Возможные сложности
Эволюция упражнения
Наблюдаемые сложности
Решение
Возможные объяснения
• Переднее колесо выше заднего в воздухе
• Спортсмен в момент приземления слишком зажат (риск перевернуться при подбое)
- недостаточное выпрямление ног
- выпрямление ног в неправильный момент времени
- не успел подготовиться к призем- лению (не согнул ноги)
- задержался и не успел подать корпус вперед за мотоциклом в полете
-> отрабатывать упражнение на ровном месте при разгоне и остановке (симуляция прыжка)
-> отрабатывать прыжки с приземлением на плоское, чтобы спортсмен приучился амортизировать приземление
Спортсмен не справляется:
• То же самое упражнение на велосипеде на месте
(придавить - оттолкнуться), чтобы почувствовать импульс отталкивания
Спортсмен справляется:
Пробовать приземляться на переднее колесо
Инструкция
• Согнуть ноги на разгонной кочке
• Смело и живо ускориться за 2 м до точки В
Критерии выполнения
• Заднее колесо находится выше переднего в воздухе и на призем- лении
• Ноги выпрямлены при отрыве с разгонной кочки в точке В
Критерии реализации
Положение:
Управление:
Восприятие информации:

зрение: - взгляд на вершину второй кочки

тело: - чувствовать положение тела и мотоцикла через подножки и через раму прижатыми к ней икрами
- стоя до точки Р
- ноги сильно согнуты в ’P’
- ноги выпрямлены в точке В
- ноги согнуты в момент приземления на кочку 2
- ускориться в точке Р
- загрузить подножки в точке Р
- поднять заднюю часть мотоцикла выше передней за счет распрямления ног
B
A
1,5m
0,5m
1
2
P
3m
2m
• Выпрямить ноги в момент отрыва
• Мягкое приземление на полусогнутые ноги
-> плечи над рулем во время полета
8

Прыжок в высоту / Импульс отталкивания
ДВИЖЕНИЕ ВПЕРЕД
Цель: научиться поднимать сначала переднее, потом заднее колесо
Развиваемые навыки:
o координация движений o
подвижность на мотоцикле
Уровень 3
Уровень 4
Уровень 5
Уровень 2
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей