Главная страница

2001_Кузнецов ИН_Информация - сбор, защита, ана... Учебник по информационно-аналитической работе


НазваниеУчебник по информационно-аналитической работе
Анкор2001_Кузнецов ИН_Информация - сбор, защита, ана.
Дата08.09.2017
Размер0.9 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2001_Kuznetsov_IN_Informatsia_-_sbor_zaschita_ana.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#26236
страница1 из 16
Каталог

С этим файлом связано 40752 файл(ов). Среди них: и ещё 40742 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

И.Н. Кузнецов
ИНФОРМАЦИЯ:
сбор, защита, анализ
Учебник по информационно-аналитической работе
М., ООО Изд. Яуза, 2001
В учебнике рассматривается широкий круг проблем по работе с разными по форме и
содержанию источниками информации, обеспечению процесса подготовки и ведения
информационно-аналитической работы. Подробно раскрываются основные понятия,
выбор методов исследования, структура и содержание этапов информационной и
аналитической деятельности, последовательность поиска, анализа и обеспечение их
защиты.
Учебник адресован, в первую очередь, тем, кто заинтересован в овладении теорией и
практикой информационно-аналитической работы: преподавателям, аспирантам,
руководителям и менеджерам организаций, сотрудникам правоохранительных органов и
служб безопасности, сотрудникам аналитических служб и, конечно, журналистам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБ АВТОРЕ
Глава I. МЕТОДИКА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Логика процесса исследования
Применение логических законов и правил
Глава II. СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ И АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Информационная работа
Аналитическая работа
Основные этапы информационно-аналитической работы
Глава III. РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ
Планирование работы
Поиск информации
Методы изучения документальных источников
Техника изучения документов
Фиксирование информации
Глава IV. СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИИ
Источники информации
Принципы оценки и анализа информации
Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Безопасность информационной работы
Защита информационных объектов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Глава I.
МЕТОДИКА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ
ЛОГИКА ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ
Методический замысел исследования и его основные этапы
Структура и содержание этапов исследовательского процесса
ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И ПРАВИЛ
ЛОГИКА ПРОЦЕССА ИССЛЕДОВАНИЯ
Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет: объект и предмет исследования; последовательность их решения; применяемые методы.
Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования: a)
эмпирический; b)
теоретический.
Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.
Факты действительности – это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.
Научные факты – это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.
Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:

первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов;

вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя: осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка; классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.
В ходе этого этапа исследователь осуществляет: критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей; описание каждого факта научным языком; отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития; классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему; вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т.е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.

Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений.
Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.
Великий первооткрыватель периодического закона Д.И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:
«Изучать» – значит:
не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно; измерять все, что подлежит измерению; определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями; находить закон; составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями; проверять гипотезы опытом; составлять теорию изучаемого».
Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.
Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит: определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей; сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки; наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.
Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие.
Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.
Доказательство – следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.
Доказательство осуществляется, прежде всего, практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве – его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.
Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.
Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

получение и описание фактов – постановка научных проблем;

выдвижение гипотез новых идей и положений;

формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.
Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.
Методический замысел исследования и его основные этапы
Замысел исследования – это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.
В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:


цель, задачи, гипотеза исследования;

критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;

определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.
Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.
Первый этап работы включает в себя: выбор проблемы и темы; определение объекта и предмета, целей и задач; разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит: выбор методов и разработку методики исследования; проверку гипотезы; непосредственно исследование; формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение; обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Третий этап (заключительный) строится на основе внедрения полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала, которым он располагает, уровня оснащенности исследования и своих возможностей. Чем характерен каждый этап работы?
Первый этап состоит из выбора области сферы исследования, причем выбор обусловлен как объективными факторами (актуальностью, новизной, перспективностью и т.д.), так и субъективными – опытом исследователя, его научным и профессиональным интересом, способностями, складом ума и т.д.
Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать.
Тема – в ней отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом.
Объект – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.
Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.
Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Формулировка гипотезы.

Уяснение конкретных задач осуществляется в творческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему.
В этих целях: изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решения которых представляют прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требуют принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.
Гипотезы бывают: описательные (предполагается существование какого-либо явления); объяснительные (вскрывающие причины его); описательно-объяснительные.
К гипотезе предъявляются определенные требования: она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше; в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем; при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности.
Гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно отнести к
инструктивным или дедуктивным.
Д е д у к т и в н а я г и п о т е з а , как правило, выводится из уже известных отношений или теорий, от которых отталкивается исследователь. В тех случаях, когда степень надежности гипотезы может быть определена путем статистической переработки количественных результатов опыта, рекомендуется формулировать нулевую, или отрицательную гипотезу.
При ней исследователь допускает, что нет зависимости между исследуемыми факторами
(она равна нулю).
Формулируя гипотезу, важно отдавать себе отчет в том, правильно ли мы это делаем, опираясь на формальные признаки хорошей гипотезы: адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посылками (иногда исследователи формулируют проблему в определенном, одном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы); правдоподобность, т.е. соответствие уже имеющимся знаниям по данной проблеме
(если такого соответствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории); проверяемость.
Второй этап исследования носит ярко выраженный индивидуализированный характер, не терпит жестко регламентированных правил и предписаний. И все же есть ряд принципиальных вопросов, которые необходимо учитывать: вопрос о методике исследования, так как с ее помощью возможна техническая реализация различных методов.
В исследовании мало составить перечень методов, необходимо их сконструировать и организовать в систему. Нет методики исследования вообще, есть конкретные методики исследования.
Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня квалификации исследователя.
Составить программу исследования, методику невозможно: во-первых, без уяснения, в каких внешних признаках проявляется изучаемое явление, каковы показатели, критерии его развития;
во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемого явления.
Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные выводы.
В ходе исследования составляется программа. В ней должно быть отражено: какое явление изучается; по каким показателям; какие критерии оценки применяются; какие методы исследования используются; порядок применения тех или иных методов.
Таким образом, методикаэто как бы модель исследования, причем развернутая во
времени. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования.
При выборе методики учитывается много факторов, и прежде всего предмет, цель, задачи исследования.
Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее основные компоненты: теоретико-методологическая часть, концепция, на основании которой строится вся методика; исследуемые явления, процессы, признаки, параметры; субординационные и координационные связи и зависимости между ними; совокупность применяемых методов, их субординация и координация; порядок применения методов и методологических приемов; последовательность и техника обобщения результатов исследования; состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла.
Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения и есть искусство исследования.
Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы.
Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи.
Эти выводы должны отвечать следующим методическим требованиям: быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги исследования; вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.
При формулировании важно избежать двух нередко встречающихся ошибок: своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка ограниченные выводы; непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно широкие выводы.
Академик И.П. Павлов к ведущим качествам личности ученого-исследователя относил: научную последовательность; прочность познания азов науки и стремление от них к вершинам человеческих знаний; сдержанность, терпение; готовность и умение делать черновую работу; умение терпеливо накапливать факты; научную скромность; готовность отдать науке всю жизнь.
Академик К.И. Скрябин отмечал особую значимость в научном творчестве любви к науке, избранной специальности.

Третий этап – внедрение полученных результатов в практику. Работа литературно оформляется.
Литературное оформление материалов исследования – трудоемкое и очень ответственное дело, неотъемлемая часть научного исследования.
Вычленить и сформулировать основные идеи, положения, выводы и рекомендации доступно, достаточно полно и точно – главное, к чему следует стремиться исследователю в процессе литературного оформления материалов.
Не сразу и не у всех это получается, так как оформление работы всегда тесно связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т.д. Многое здесь зависит от уровня общего развития личности исследователя, его литературных способностей и умения оформлять свои мысли.
В работе по оформлению материалов исследования следует придерживаться общих правил: название и содержание глав, а также параграфов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание глав должно исчерпывать тему, а содержание параграфов – главу в целом; первоначально, изучив материал для написания очередного параграфа (главы), необходимо продумать его план, ведущие идеи, систему аргументации и зафиксировать все это письменно, не теряя из виду логики всей работы. Затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку; проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список литературы
(библиографию); не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными. Нужно их улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое; избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение большого количества ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняют понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность; изложение материала должно быть аргументированным или полемическим, критикующим, кратким или обстоятельным, развернутым; соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы, трезво и объективно оценить свой вклад в науку; перед тем как оформить чистовой вариант, провести апробацию работы: рецензирование, обсуждение и т.п. Устранить недостатки, выявленные при апробировании.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов
связь с админом