Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Мастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч., ч. 1. Учебник по сексологии, а энциклопедия для всех, кто интересуется проблемами секса


НазваниеУчебник по сексологии, а энциклопедия для всех, кто интересуется проблемами секса
АнкорМастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч., ч. 1 .pdf
Дата18.06.2018
Размер1.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMasters_i_Dzhonson_o_lyubvi_i_sexe_V_2_ch__ch_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#38342
страница1 из 19
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Пер. с англ. Н.М.Пивоваренок, Т.П.Романовой, Е.А.Яблочкиной Мастере У. и др.
М32 Мастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч., ч. 1 /У.Мастерс, В.Джонсон, Р.Колодны; Пер. с англ. Н.М.Пивоваренок, Т.П.Романовой, Е.А.Яблочкиной. - СПб.: СП "Ретур", 1991. - 264 с.: ил.
ISBN 5 85068 003 9
Работа выдающихся современных американских сексологов У.Мастерса и В.Джонсон впервые публикуется на русском языке. В американском издании книга содержит 20 глав. В
русском издании эта работа разделена на две части, каждая из которых выпускается самостоятельно. Часть 1 охватывает вопросы анатомии, физиологии и психологии сексуальности.
Эта книга - не просто учебник по сексологии, а энциклопедия для всех, кто интересуется проблемами секса.
ББК 75.0
Copiright ©1982, 1985, 1986,
1988 by Willam H.Masters,
M.D., Virginia E.Johnson and
Robert C. Kolodny, M.D.
Illustrations Copiright ©1982,
1985 by Little,
Brown and Company (INC.)
©Перевод на русский язык. Н.М.Пивоваренок, Т.П.Романова, Е.А.Яблочкина, 1991.
ISBN 5 85068 003 9 1

Предисловие............................................................................................................................................. 4
Глава первая. Перспективы развития сексуальных отношений...........................................................6
АСПЕКТЫ ПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ...................................................................................................7
НЕСКОЛЬКО ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ "СЕКС"...........................................................................7
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ.....................................................................................................................8
Биологический аспект........................................................................................................................ 9
Психосоциальный аспект..................................................................................................................9
Поведенческий аспект.......................................................................................................................9
Клинический аспект......................................................................................................................... 10
Культурный аспект........................................................................................................................... 10
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.............................................................11
ГЛАВА ВТОРАЯ. Анатомия половых органов.......................................................................................18
ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ.........................................................................................................19
Вульва............................................................................................................................................... 19
Влагалище и другие внутренние органы........................................................................................22
Молочные железы............................................................................................................................ 25
МУЖСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ........................................................................................................26
Половой член................................................................................................................................... 27
Мошонка........................................................................................................................................... 29
Яички................................................................................................................................................ 30
Придаток яичка и семявыносящий проток.....................................................................................30
Предстательная железа (простата) и вспомогательные органы..................................................31
Грудные железы............................................................................................................................... 31
Другие эрогенные зоны...................................................................................................................31
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Физиология сексуальности........................................................................................32
Источники полового возбуждения......................................................................................................33
Половой цикл....................................................................................................................................... 34
Возбуждение.................................................................................................................................... 35
Плато................................................................................................................................................ 39
Оргазм.............................................................................................................................................. 41
Фаза разрешения............................................................................................................................. 44
СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕДРАССУДКИ.....................................................................................................45
ГОРМОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОЛОВЫХ ФУНКЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ.........................................46
МЕНСТРУАЦИЯ.................................................................................................................................. 47
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Контроль за рождаемостью................................................................................49
ЗАЧЕМ НУЖНА КОНТРАЦЕПЦИЯ.....................................................................................................50
ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И БЕЗВРЕДНОСТИ ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫХ СРЕДСТВ......................51
СПОСОБЫ КОНТРАЦЕПЦИИ............................................................................................................52
Оральные контрацептивы (противозачаточные таблетки)...........................................................52
Внутриматочная контрацепция.......................................................................................................54
Диафрагмы....................................................................................................................................... 56
Шеечный колпачок........................................................................................................................... 57
Презервативы.................................................................................................................................. 58
Спермециды..................................................................................................................................... 59
Контрацептивная губка....................................................................................................................60
Физиологический метод предупреждения беременности.............................................................61
Стерилизации................................................................................................................................... 62
Женская стерилизация....................................................................................................................62
Мужская стерилизация....................................................................................................................63
Другие методы контрацепции.........................................................................................................64
МЕТОДЫ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ.....................................................................................64
Таблетки "Утром после ..." (посткоитальные препараты)..............................................................64
Менструальная экстракция.............................................................................................................65
Аборт................................................................................................................................................ 65
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОТИВОЗАЧАТОЧНЫХ СРЕДСТВ................66
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ КОНТРАЦЕПЦИИ.............................................................68
ГЛАВА ПЯТАЯ. Детская сексуальность................................................................................................69
СЕКС В РАННЕМ ДЕТСТВЕ...............................................................................................................70 2

СЕКС В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ) .............................................................................71
СЕКС В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.......................................................................................................72
СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.......................................................................................................74
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Сексуальность подростков.......................................................................................76
ПОЛОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ........................................................................................................................ 76
Половое созревание девушек.........................................................................................................77
Половое созревание юношей..........................................................................................................77
Гормоны в период половой зрелости и сексуальность.................................................................78
ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА..............................................79
ВАРИАНТЫ СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ....................................................................................80
Мастурбация.................................................................................................................................... 80
ПеттингI............................................................................................................................................ 81
Половой акт...................................................................................................................................... 81
Гомосексуальные отношения..........................................................................................................83
НЕПРЕДНАМЕРЕННАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ...........................................83
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Сексуальность в зрелом возрасте.........................................................................85
МОЛОДОСТЬ....................................................................................................................................... 85
СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ........................................................................................................................... 90
МЕНОПАУЗА....................................................................................................................................... 93
Симптомы......................................................................................................................................... 94
Психологические аспекты................................................................................................................95
СТАРОСТЬ.......................................................................................................................................... 95
Биологические аспекты...................................................................................................................95
Психосоциальные аспекты..............................................................................................................96
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Половые роли.........................................................................................................98
МУЖЕСТВЕННОСТЬ И ЖЕНСТВЕННОСТЬ.....................................................................................99
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВЫХ РОЛЕЙ............................................................................................100
АНДРОГИНИЯ................................................................................................................................... 106
ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ...........................................................................................107
ТРАНССЕКСУАЛИЗМ........................................................................................................................109
ПОЛОВЫЕ РОЛИ И ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ.................................................................................110
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Любить и быть любимым......................................................................................112
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?.....................................................................................................................112
РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ...........................................................................................................114
ЛЮБОВНЫЙ СОЮЗ.......................................................................................................................... 117
ИЗУЧЕНИЕ ЛЮБВИ.......................................................................................................................... 118
ЛЮБОВЬ И СЕКС.............................................................................................................................. 119
ЛЮБОВЬ И БРАК.............................................................................................................................. 121
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. Интимность и искусство общения........................................................................122
ИНТИМНОСТЬ И ИНТИМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.................................................................................123
Половые различия в интимных отношениях................................................................................126
Проблемы интимности...................................................................................................................127
ОБЩЕНИЕ......................................................................................................................................... 129
Четкая посылка сигнала................................................................................................................129
" Бессловесное общение (невербальная коммуникация)............................................................130
Ранимость и доверие.....................................................................................................................131
Язык "Я".......................................................................................................................................... 131
Выражение нежности.....................................................................................................................133
Выражение гнева........................................................................................................................... 133
Искусство слушать......................................................................................................................... 134
Разговоры о сексе.......................................................................................................................... 135
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. Сексуальные фантазии............................................................................136
СОДЕРЖАНИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ..................................................................................137
ФУНКЦИИ СЕКСУАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ..........................................................................................139
Фантазия и сексуальные ценности...............................................................................................140
Фантазия как факт.......................................................................................................................... 142
ТИПЫ СЕКСУАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ.................................................................................................143
РАЗЛИЧИЯ СЕКСУАЛЬНЫХ ФАНТАЗИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН...............................................145 3

Предисловие
Предлагаемая советскому читателю книга - популярный вариант ранее опубликованного авторами учебника "Человеческая сексуальность", который используется во многих американских колледжах. Вообще говоря, учебных пособий такого рода на Западе много, и по своему содержанию данная книга не так уж сильно отличается от других. Однако Уильям Мастере и
Вирджиния Джонсон - не простые университетские профессора и популяризаторы науки, а всемирно известные ученые, бесспорные классики сексологии XX века. Младший автор Роберт
Колодны - эндокринолог по специальности, их ближайший ученик и сотрудник.
Чем же прославились эти люди?
Уильям Хауэлл Мастерс (род. в 1915 г.) по образованию врач-гинеколог, а Мэри Вирджиния
Джонсон-Мастерс (род. в 1925 г.) -психолог. Их совместная работа началась в 1954 г., с 1971 г. они состоят в браке, оба имеют детей от первых браков.
Всемирная известность пришла к Мастерсу и Джонсон в 1966 г., когда был опубликован их первый совместный труд "Человеческая сексуальная реакция". До появления этой книги главным источником научных знаний о физиологии человеческих сексуальных реакций и природе оргазма были клинические наблюдения врачей и рассказы пациентов. Но эти источники не всегда надежны, особенно когда речь идет о женщинах. Если мужские сексуальные реакции - эрекцию,
семяизвержение и т.д. - можно наблюдать, так сказать, невооруженным глазом, то о женском оргазме приходилось судить лишь по рассказам самих пациенток. Не было объективных данных и о природе партнерского взаимодействия, а ведь сексуальное поведение в большинстве случаев является парным, сексуальные реакции женщины зависят от действий мужчины и наоборот.
Но можно ли наблюдать секс в лабораторных условиях? Ведь сексуальное поведение так интимно. Уильям Мастерс заинтересовался этой проблемой еще на студенческой скамье, но его университетские учителя объяснили ему, что изучать половой акт в лабораторных условиях сложно не только технически, но и морально. Чтобы рискнуть на это, нужно быть человеком зрелого возраста, иметь солидную профессиональную репутацию и поддержку авторитетного научного учреждения. Эти условия Мастере выполнил к 1954 г. Отобрав группу добровольцев,
мужчин и женщин, Мастере и Джонсон экспериментально, в лабораторных условиях исследовали их индивидуальные сексуальные реакции (эрекцию полового члена, семяизвержение, изменение клитора, влагалища, груди, кожного покрова, кровяного давления и т.д.) и особенности протекания поло
10
вого акта. В результате ученые смогли объективно зафиксировать важнейшие стадии копулятивного цикла, особенности и последовательности мужских и женских сексуальных реакций,
значение разного рода анатомических факторов, например размеров мужского полового члена и влагалища. Впервые была объективно описана физиология женского оргазма и многое другое.
Работа такого рода требовала от ученых большого мужества. Мастере и Джонсон начинали свои исследования в период, когда американские ультраправые яростно травили Альфреда
Кинзи, осмелившегося опубликовать данные массового опроса о сексуальном поведении американцев. Кинзи обвинили не только в безнравственности, но и в том, что его исследования подготавливают в США "коммунистический переворот". Интересно, что наши "ревнители морали"
считают сексологию результатом "жидо-масонского" империалистического заговора,
направленного против советской молодежи. И хотя в 1966 г. моральная атмосфера в США стала уже другой, чем во времена Кинзи, работа ученых-сексологов никогда не была легкой.
Уже первая монография Мастерса и Джонсон оказала сильное влияние на практическую медицину. А в 1970 г. вышла их вторая монография "Человеческая сексуальная неадекватность",
посвященная методам лечения сексуальных расстройств.
Мастере и Джонсон разработали принципы психотерапии, позволяющие корректировать поведенческие и психологические отклонения исходя из исследования сексуальных реакций человеческого организма и психосоциальных обстоятельств, воздействующих на эти реакции.
Методика Мастерса и Джонсон позволяет устранить отдельные сексуальные нарушения (такие,
как преждевременное семяизвержение и импотенция у мужчин и отсутствие оргазма у женщин) в двухнедельный период и одновременно, помогает пациентам осознать причины, которые вызывают эти сексуальные расстройства, на основе анализа и устранения факторов,
препятствующих естественному проявлению сексуальных реакций в повседневной жизни. Эта методика дает возможность избавлять людей от целого ряда сексуальных нарушений и трудностей, перед которыми были бессильны как психоанализ, так и традиционная психотерапия и лекарственная терапия. Причем неудачи составляли, по данным Мастерса и Джонсон, всего
20%. Неудивительно, что предложенные ими методы парной сексотерапии были сразу же приняты
4
на вооружение сексологами США и других стран мира.
В 1979 г. появилась третья исследовательская монография Мастерса и Джонсон "Гомосексуальность в перспективе" - результат многолетнего клинического изучения сексуальных реакций и поведения гомо- и бисексуальных мужчин и женщин в сравнении с аналогичными гетеросексуальными парами. Как и другие современные
11
ученые, Мастере и Джонсон не считают гомосексуализм болезнью. Психофизиология гомосексуальной активности подчинена тем же законам, что и в гетеросексуальном варианте, и методы лечения сексуальных расстройств, таких, как импотенция или аноргазмия, в обоих случаях совпадают. Изменить сексуальную ориентацию, по мнению ученых, в некоторых случаях можно,
хотя авторы отмечают, что в этих случаях необходим высокий уровень мотивации, и браться за это дело без достаточных шансов на успех не следует.
Кроме исследовательских монографий Мастере и Джонсон опубликовали несколько научно-популярных трудов и учебников, а основанный ими Исследовательский институт в Сент-
Луисе, который они возглавляют в течение многих лет, проводит большую терапевтическую и консультативную работу.
Однако быть живым классиком науки в наше время очень трудно. Научные теории и методы обновляются очень быстро, и никакие прошлые заслуги не избавляют ученого от критики.
Скорее даже наоборот.
Общеизвестно, что наши недостатки - это продолжение наших достоинств. Сильной стороной работ Мастерса и Джонсон всегда были объективизм и физиологизм. Но человеческая сексуальность, если рассматривать ее в целом, явление не столько физиологическое, сколько субъективно-психологическое. Она не сводится к сумме физиологических реакций и сексуальных автоматизмов. Более того, даже сами эти реакции и способы их переживания зависят от множества тонких психологических причин, условий воспитания, религиозно-нравственных и эстетических представлений. Разумеется, Мастере и Джонсон осознают необходимость учитывать эти факторы даже при изучении сексуальных реакций в лабораторных условиях. Наиболее естественная и высшая форма сексуальности, с их точки зрения, - гетеросексуальный брак,
который они хотели бы сделать более прочным и полноценным, и за это некоторые критики обвиняют их в консерватизме. Но выбранные методы исследования неизбежно накладывают отпечаток на его результаты.
Уже при обсуждении первых работ Мастерса и Джонсон вдумчивые критики, особенно психологи, указывали на некоторую механистичность их методологии и одновременно - на отсутствие четких теоретических определений и установок, которые существуют в экспериментальной биологии. Сексуальные реакции, изучаемые физиологическими методами, не охватывают целостности человеческого сексуального поведения, которое всегда имеет какой-то субъективный личностный смысл и соотносится с соответствующими нормами культуры. Мастере и Джонсон признают и понимают это, их общая позиция, безусловно, гуманистическая. Но экспериментальная сексология неизбежно больше тяготеет к биологии, чем к психологии.
12
Речь идет не просто о философских ориентациях. Американские сексологи Берни
Зилбергельд и Майкл Эванс уже в 1980 г. указывали, что Мастере и Джонсон нигде четко не сформулировали критерии "успешности" своей сексотерапии. Другие специалисты, пользуясь теми же методами, чаще терпели неудачи. Мастере и Джонсон объясняют это тем, что их последователи и критики не смогли осознать динамику, лежащую в основе их методологии, но такое объяснение не для всех приемлемо. Вообще сексуальную технику нельзя понять в отрыве от социальной и психологической природы партнерских отношений. Как пишет в книге "Расстройства желания. Секс и пол в современной американской сексологии" (1990 г.)
сексотерапевт Джанис Ирвайн, "чувственный фокус и техника сдавливания - потенциально важные терапевтические средства, но они не затрагивают самых сложных сексуальных проблем гетеросексуального населения: страха, гнева, скуки, утомления и отсутствия времени,
неравенства в отношениях, прошлого опыта сексуальных нападений у женщин, различий в половой социализации и сексуальных сценариях".
Ни на одном уровне анализа человеческую сексуальность нельзя понять без связи с каким- то целым, будь то жизненный мир личности или символическая культура общества. Поэтому даже частные проявления сексуальности требуют гораздо более глубокого и сложного подхода, чем тот,
который предлагает поведенческая терапия. Изменить сексуальные установки и ценности человека, его сексуальный сценарий значительно труднее, чем модифицировать отдельные элементы его сексуального поведения. Кроме того, при этом неизбежно возникают определенные социально-нравственные вопросы.
5

Например, при обсуждении книги Мастерса и Джонсон "Гомосексуальность в перспективе" поднимается вопрос, почему они обсуждают только возможность смены гомосексуальной ориентации на гетеросексуальную, а не наоборот? Для большинства людей такой упрек звучит странно: кому нужна такая переориентация? Но для гомосексуалистов этот вопрос имеет принципиальное, в том числе нравственное, значение, да и с точки зрения логики науки он правомерен.
Некоторые теоретические установки и практические выводы Мастерса и Джонсон далеко не бесспорны. Их упрекают, с одной стороны, что они физиологизируют и технизируют человеческую сексуальность, а с другой стороны, в том, что их понятия и методы недостаточно строги. Но хотя оба упрека в чем-то справедливы, это никак не обесценивает того вклада в науку, который внесли американские ученые. Следует также помнить, что их исследовательская деятельность началась более 30 лет назад, задолго до того, как сексология стала общепризнанной научной дисциплиной.
Конечно, поведенческая сексотерапия не решает всех проблем. Но во многих случаях она помогает и нужно ею пользоваться.
13
Книга "Мастере и Джонсон о любви и сексе" - первая большая американская научно- популярная книга по сексологии, переведенная у нас. Она не претендует на всесторонность.
Психофизиология секса изложена в ней гораздо лучше, чем, например, таинство любви. Однако советский читатель найдет в ней массу ценной информации об анатомии и физиологии половой жизни, ее возрастных особенностях, половых ролях, соотношении любви и секса, сексуальной фантазии, мастурбации, соотношении гетеро-, гомо- и бисексуальности, о разных вариантах сексуального поведения, сексуальном насилии, способах предотвращения беременности, лечения сексуальных расстройств и профилактики заболеваний, распространяемых половым путем.
Все эти знания необходимы не только специалистам, но и любому человеку. Поэтому СП
"Ретур", организовавшее русский перевод и издание этой книги, заслуживает благодарности.
И.С.Кон, академик АПН СССР
14
Заинтересованным читателям этой книги
... В Нью-Йорке, на Пятой Авеню, меня терзали сомнения: надо ли покупать эту книгу,
чтобы издать ее в нашей стране?
Позднее я понял: если она не будет у нас издана, это будет нечестным по отношению к моим коллегам - предпринимателям, мучительно и фанатично ведущим свою страну к свободе.
Я очень хорошо знаю этих людей, азартно вступающих в оглушительные споры о власти и рынке, истово встающих на баррикады, продирающихся сквозь тернии бредовых указов и постановлений. Но они, освоившие лексику митингов, всегда собранные, как солдаты перед атакой, - уже истерзаны повседневностью.
А западные бизнесмены - обаятельны и улыбчивы. И они хотят видеть своих партнеров такими же раскованными и уверенными в себе.
Проблема эта мучает многих: как сбросить с себя липкую паутину обыденности, как обрести подлинную радость общения, как вернуть остроту восприятия жизни?
Авторы книги, которую вы начинаете читать, дают нам шанс. Непростительно им не воспользоваться. Так как, согласитесь, мы не должны входить в открывшуюся щелку западной цивилизации, как варвары, со своими комплексами и табу. Свободный мир только для свободных людей, способных достойно Человека распоряжаться своей свободой.
Приятно сознавать, что попытка адаптировать наши культуры в достаточно деликатной сфере, ставшей предметом этой книги, падает на благодатную почву многочисленных деловых,
научных и культурных контактов, которые столь энергично возникают в наше динамичное время благодаря подвижничеству предприимчивых людей.
Мне и моим соратникам из "Ретура" небезразлично какими эти люди приходят в залы переговоров, на трибуны конференций и ассамблей.
Поэтому мы и решили издать эту книгу. И замечательно, что наше желание разделили авторы и американское издательство Little, Brown and Company, вступившие с нами в сотрудничество.
Спасибо им большое!
Александр Генделев,
Председатель Правления совместного советско-шведско-германского предприятия "Ретур".
8 сентября 1991 года Санкт-Петербург
15 6

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей