Главная страница

Мастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч., ч. 1. Учебник по сексологии, а энциклопедия для всех, кто интересуется проблемами секса


Скачать 1.07 Mb.
НазваниеУчебник по сексологии, а энциклопедия для всех, кто интересуется проблемами секса
АнкорМастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч., ч. 1 .pdf
Дата18.06.2018
Размер1.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMasters_i_Dzhonson_o_lyubvi_i_sexe_V_2_ch__ch_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#38342
страница14 из 19
Каталог
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
АНДРОГИНИЯ
Читая эту главу, вы, возможно, ловите себя на том, что одни черты вашего характера представляются вам мужскими, а другие - женскими. Если это так, то вы ничем не отличаетесь от большинства людей: лишь очень немногие являются "стопроцентными представителями" того или другого пола.
В недалеком прошлом, когда психологи расправились с некоторыми устаревшими представлениями о природе мужского и женского начала, концепция андрогинии привлекла к себе большое внимание. Слово "андрогиния", образованное из двух греческих корней: а н д р о -
"мужской" и г и н - "женский", - означает сочетание мужских и женских черт в характере одного человека.
Как же определить соотношение этих черт? Мнения исследователей в этом вопросе расходятся. Во-первых, мужские и женские черты могут сосуществовать в вашем характере и проявляться только в определенное время. Каплан и Седни (1980) показывают двойственность проявления андрогинии на следующем примере: "Он или она могут настойчиво и убедительно отстаивать свою точку зрения в споре с коллегой по основному направлению развития производства, но будут стараться утешить этого человека и помочь ему, если у того личные неприятности". Иными словами, он или она сначала ведут себя типично по-мужски, затем - по- женски. Во-вторых, мужские и женские черты могут быть слиты воедино в характере одного человека. В этом случае эти черты проявляются не поочередно, а обе сразу. Например,
андрогиничная женщина может проявлять инициативу в сексуальных отношениях (что традиционно считается уделом мужчины), но будет делать это с чувством и ненавязчиво
(традиционно женское поведение). Следовательно, андрогиничный человек не теряет качеств,
свойственных его полу, и не приобретает черт, относящихся к противоположному полу: в нем
106
развиваются качества, присущие обоим полам и исходно заложенные в его природе, которые проявляются в зависимости только от его собственных половых наклонностей.
Результаты нескольких психологических обследований показали, что примерно 1/3 всех студентов колледжей и университетов - андрогиничны. Спенс и Хелмрайх выяснили, что лица,
сочетающие в себе мужские и женские черты, более уверены в себе, деловиты и
191
общительны, чем те, которые относятся к чисто мужскому или чисто женскому типу, или те,
у которых оба эти типа выражены достаточно слабо. Исследование, проведенное Бемом,
показало, что поведение андрогиничных людей более гибко, чем людей, для которых характерны традиционно мужские или традиционно женские модели поведения. Кроме того, имеются данные,
что андрогиничные женщины более психически здоровы, чем лица с чисто мужским или чисто женским стереотипом поведения.
Несмотря на все это, проявление черт андрогинии имеет ряд недостатков. Обследование преподавательского состава ряда колледжей выявило, что преподаватели с этими свойствами получали большее удовлетворение от работы, но при этом больше уставали. В других исследованиях выяснилось, что мужчины "мужественного типа" оказались более эмоционально приспособленными, чем андрогиничные. Андрогиничные мужчины чаще спиваются, тогда как "мужественные" лучше управляют собой, менее склонны к самокопанию, лучше разбираются в политике и больше ориентированы на результат. Более того, андрогиния не обязательно ведет к правильному поведению и быстрому нахождению выхода из положения в затруднительных ситуациях. Проведенное недавно обследование 236 студентов показало, что андрогиния не делает человека более разносторонним и приспособленным; оказалось, что для обоих полов более целесообразно наличие "чисто мужских черт, а не слияние мужских и женских характеристик" (Ли и Шрейер, 1983).
То, что исследователи, изучающие андрогинию, получают разные результаты в зависимости от самооценки индивида, мешает оценить данное явление однозначно. Поскольку такие исследования стали проводиться сравнительно недавно, то пока нельзя сказать, насколько андрогиния "полезна" или "вредна". Тем не менее с этим явлением связано много интересных проблем распределения традиционных мужских и женских половых ролей.
ПСИХОЛОГИЯ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ
Разногласия по поводу существования психологических различий между полами коренятся в исторически сложившихся стереотипах мышления. Первых исследователей, пытавшихся определить, какой пол обладает лучшими навыками в определенных сферах деятельности,
сейчас обвиняют в использовании некорректных методов и в искажении результатов с целью утвердить превосходство мужчин. Времена изменились, и фундаментальный анализ этого явления, опубликованный в 1974 г., развенчал многие предрассудки и позволил сделать вывод,
что между мужчинами и женщинами больше сходства, чем различия.
192
Элеонора Маккоби и Кэрол Джеклин затратили три года на сбор и изучение 2000 книг и статей по половым различиям у детей, чтобы выяснить, какие теории были подтверждены научными данными, а какие не основывались на достоверной экспериментальной информации.
Маккоби и Джеклин не ставили перед собой цели объяснить причины половых различий, они хотели только объективно проанализировать состояние науки на данный момент.
Чтобы проверить, насколько вы объективны в вопросе половых различий, попробуйте ответить на следующие вопросы:
Да Нет 1. Девочки более общительны, чем мальчики.
Да Нет 2. У мальчиков чувство собственного достоинства развито сильнее, чем у девочек.
Да Нет 3. Девочки лучше мальчиков справляются с простыми многократно повторяющимися операциями.
Да Нет 4. У мальчиков математические способности и пространственное мышление развито лучше, чем у девочек.
Да Нет 5. Мальчики обладают более аналитическим умом, чем девочки.
Да Нет 6. Речевые навыки у девочек развиты лучше, чем у мальчиков.
Да Нет 7. Мальчики в большей степени склонны мотивировать свои поступки, чем девочки.
Да Нет 8. Девочки менее агрессивны, чем мальчики.
Да Нет 9. Девочки более послушны, чем мальчики.
Да Нет 10. Девочки лучше воспринимают информацию на слух, а мальчики - визуально.
Проанализировав литературу с целью получить ответы на эти вопросы, Маккоби и Джеклин получили поразительные результаты.
107

Вопрос 1. Нельзя утверждать, что девочки общительнее мальчиков. В раннем детстве как девочки, так и мальчики в равной степени предпочитают групповую игру игре в одиночку. Утверждение, что мальчики предпочитают игру с неодушевленными предметами игре со сверстниками, неверно, и в определенном возрасте мальчики проводят гораздо больше времени с товарищами по играм, чем девочки.
Вопрос 2. Психологические тесты показывают, что чувство собственного достоинства у мальчиков и девочек в детстве и в период взросления развито одинаково, но для самоутверждения они выбирают разные области. Девочки считают себя более компетентными в вопросах жизни, а представления мальчиков сводятся к проблемам главенства (доминирования) и силы. Эти точки зрения не подтверждены экспериментально и скорее обусловлены воспитанием,
а не объективной оценкой своих способностей.
Вопросы 3 и 4. Как мальчики, так и девочки хорошо справляются с простыми повторяющимися заданиями. Примерно с 12 лет мальчики демонстрируют лучшие способности к математике и пространственному мышлению. Например, они лучше решают задачи,
193
требующие мысленного переворачивания предмета с целью посмотреть на него с другой стороны. Однако это различие не проявляется до периода полового созревания и может быть объяснено как условиями воспитания (возможно, мальчикам приходится чаще упражняться в совершенствовании этих навыков), так и гормональным развитием.
Несмотря на то что некоторые специалисты пытаются объяснить превосходство мужчин в точных науках социальными предпосылка: ми, научные данные в этом вопросе далеко не однозначны. Исследователи из чикагского университета, проанализировав способности к решению задач по геометрии среди 1366 десятиклассников, не обнаружили каких-либо признаков половых различий. Две другие работы, однако, заставляют предположить, что биологические факторы играют определенную роль в развитии способностей. В одной работе исследователи пришли к выводу, что недостаток андрогенов вызывает нарушения пространственного мышления у мужчин. В другой работе исследователи нашли дополнительное подтверждение связи между гормональным развитием и математическими способностями, заставляющее предположить, что андрогены "программируют" развитие мозга ребенка еще до рождения и это приводит к увеличению половых различий в пубертатный период за счет повышения уровня этих гормонов в организме мужчины. При этом нельзя не учитывать и того, что математические способности обоих полов во многом совпадают, и это незначительное различие в гормональном развитии не должно влиять на программу обучения или выбор профессии.
Вопрос 5. Мальчики не обладают лучшими аналитическими способностями. Способность к анализу предполагает умение отбрасывать второстепенные детали и выделять главное. При анализе проблемы мальчики и девочки в равной степени отвлекаются на второстепенные детали.
Вопрос 6. Вербальные навыки формируются у девочек быстрее, чем у мальчиков. С
младенчества до начала полового созревания речевые способности мальчиков и девочек примерно одинаковы, но в старших классах девочки вырываются вперед. Они набирают более высокий балл в тестах на понимание сложного по языку текста, в сочинениях, в проведении аналогий, беглости речи и в правописании. Как развитие математических способностей у мальчиков, так и опережение в формировании речевых навыков у девочек скорее всего можно объяснить воздействием культурных традиций общества, требующих от девушки совершенствования этих навыков.
Вопрос 7. Мотивировка в достижении цели играет одинаковую роль как у мальчиков, так и у девочек, но определяется различными факторами. Девочки чаще достигают хороших результатов при отсутствии конкуренции или давления социальных различий. Мальчикам для достижения соответствующего уровня мотивировки требуется обращение к их "эго" и ощущение соперничества.
194
Вопрос 8. Девочки менее агрессивны, чем мальчики; это качество проявляется уже в два года, когда дети начинают играть в группе. Мальчики более агрессивны физически и часто затевают драки и вступают в словесные перепалки. Обычно их агрессия направлена против товарищей по играм своего пола, а не против менее агрессивных девочек. При этом исследователи не располагают данными, которые свидетельствовали бы, что родители поощряют агрессивность мальчиков, - их действия, как правило, сводятся к подавлению агрессии как у мальчиков, так и у девочек.
Вопрос 9. Мальчики и девочки одинаково послушны и обычно стараются подражать поведению окружающих. У обоих полов наблюдается тенденция к подчинению правилам,
108
существующим внутри социальных групп.
Единственное незначительное различие заключается в том, что девочки легче адаптируются к мнению коллектива, тогда как мальчики способны принимать ценности старших по возрасту, не отказываясь от собственного мнения в данном вопросе, даже если оно противоречит общепринятому.
Вопрос 10. Слуховое и визуальное восприятие у детей обоего пола развито одинаково. Как мальчики, так и девочки одинаково хорошо воспринимают обороты речи, шумы, предметы, их форму и размеры. В данном аспекте между полами существует равенство, которое сохраняется на протяжении всей их жизни.
Альтернативным подходом к выявлению различий между полами является изучение работы мозга. Неврологи и психологи измеряют объем мозга и используют различные методы
(например, снятие энцефалограммы), чтобы выяснить, как мозг реагирует на различные раздражители. Эти исследования достаточно объективны, так как они в меньшей степени зависят от субъективной интерпретации наблюдаемого поведения, чем другие упоминавшиеся здесь методики.
Основное достижение этих работ (которые вышли в свет после опубликования результатов,
полученных Маккоби и Джеклин) -определение неврологической основы некоторых половых различий. Диана Мак-Гиннесс и Карл Прибрэм, используя методику анализа, сходную с методикой
Маккоби и Джеклин, получили данные, объединяющие результаты большинства этих исследований. Они выяснили, что женщины обладают более тонкими вкусовыми, осязательными и слуховыми ощущениями. Женщина воспринимает звуки высокой частоты настолько лучше мужчины, что звук в 85 децибел кажется ей в 2 раза громче. Мак-Гиннесс и Прибрэм пришли также к выводу, что девочки отличаются большей ловкостью пальцев, лучшей координацией движений,
больше интересуются другими людьми и внимательно вслушиваются в различные звуки.
Информация о структурном и анатомическом различии между мозгом мужчины и женщины только начинает появляться; в дальнейшем
195
она, возможно, позволит установить неясности, существующие в настоящее время в вопросе о половых различиях.
ТРАНССЕКСУАЛИЗМ
В 1953 г. мир потрясло сенсационное известие о том, что бывший американский моряк
Кристин Йоргенсен подвергся хирургической операции с целью превратиться из мужчины в женщину. С тех пор транссексуализм стал широко известен. В своей автобиографии ("Загадка") Ян
Моррис приводит удивительные факты из своей "Одиссеи" по изменению половой принадлежности. С именем Рэнэ Ричарде связан настоящий скандал, когда она (до операции бывшая мужчиной - известным врачом-окулистом и игроком в теннис) стала настаивать на участии в соревнованиях по теннису среди женщин. Лица, желающие изменить свой пол, постоянно ощущают несоответствие между анатомией своих половых органов и своим психологическим восприятием половой принадлежности. Они часто жалуются на то, что "родились в чужом теле".
Внутренне они чувствуют себя мужчиной или женщиной (половое восприятие), но внешний вид их половых органов и вторичные половые признаки не соответствуют внутреннему ощущению.
Транссексуал-мужчина хочет изменить свою внешность и анатомические признаки и жить как женщина; транссексуал-женщина аналогично хочет стать мужчиной и вести мужской образ жизни.
Точных статистических данных о лицах, изменивших свой пол, нет, но по некоторым подсчетам свой пол пожелали изменить один из 100 000 мужчин и одна из 130 000 женщин. Среди людей, обращающихся в специальные клиники с просьбой сделать им операцию по изменению пола, мужчин значительно больше, чем женщин. Несмотря на то что причины транссексуализма обсуждались достаточно широко, исследователи так и не пришли к единому мнению по Данному вопросу. В качестве предполагаемых причин рассматривался ряд биологических и психологических факторов.
В наиболее четких случаях проявления транссексуализма человек в течение всей жизни ощущает несоответствие между своим психологическим состоянием и анатомическим строением своих половых органов. Это психологическое несоответствие (правда, на короткое время)
частично удовлетворяется тем, что человек разыгрывает из себя представителя противоположного, "желательного" пола. Многие транссексуалы, любят переодеваться в одежду другого пола как в детском, так и в зрелом возрасте. При этом транссексуалов не следует путать с трансвеститами, которые переодеваются только для того, чтобы достичь сексуального возбуждения, и не преследуют изменить свою половую принадлежность. В ряде случаев
196
склонность к транссексуализму проявляется только при достижении половой зрелости.
109

Так как средствами психотерапии невозможно изменить отношение лиц,
страдающих транссексуализмом, к своему телу, им могут помочь только специальные хирургические операции, направленные на изменение половой принадлежности, т.е. изменяющие тело в соответствии с психическим состоянием. Поскольку последствия этих операций необратимы, то лицам, желающим изменить свой пол, врачи предлагают 2 - 3-летний переходный период, в течение которого человек имеет смешанную половую принадлежность и должен оценить серьезность предпринятого им шага. В этот период он живет открыто как лицо противоположного пола, изменив прическу, стиль одежды, манеры и имя.
Помимо хирургического вмешательства транссексуалы проходят курс лечения гормонами.
Мужчинам ежедневно дают эстрогены с целью достичь определенных анатомических изменений:
увеличить грудные железы, смягчить кожу, уменьшить мускулатуру и др. Однако лечение эстрогенами не позволяет избавиться от волосяного покрова на лице и на теле (здесь требуется электроэпиляция) или повысить тембр голоса (некоторые пациенты в этом случае берут специальные уроки, чтобы научиться говорить женским голосом). Терапия эстрогенами, кроме того, способствует снижению частоты эрекций и уменьшению объема простаты и семенных пузырьков.
Женщины, которые хотят стать мужчинами, принимают тестостерон, добиваясь прекращения менструаций, роста волос на лице и на теле и понижения тембра голоса. Объем молочных желез уменьшается хирургическим способом. При изменении половой принадлежности гормональное лечение необходимо на протяжении всего периода адаптации к новой половой роли. Кроме того, пациент должен время от времени консультироваться с психиатром или психологом Особое внимание в переходный период уделяется юридической легализации изменения пола и личным вопросам, таким, как отношения в семье и одобрение со стороны церкви.
Если переходный период проходит благополучно и специалисты считают, что пациент психологически и социально подготовлен к своей новой роли, то наступает последняя стадия процесса - хирургическая операция по анатомическому изменению первичных половых признаков.
В настоящее время операции по "переделке" мужчин в женщин более эффективны и просты, чем обратные. В этом случае у мужчин удаляют половой член и яички и формируют искусственное влагалище и наружные половые органы. Процедура по "переделке" женщины в мужчину более сложна и предполагает создание поло-вл-о члена из кожи живота или тканей половых губ и промежности. При этом искусственное влагалище часто выглядит вполне естественно и обеспечивает достаточно полную сексуальную реакцию (т.е выделение вагинальной смазки и достижение оргазма, подтвержда-
197
емые многими пациентами, но не доказанные научными методами); что же касается женской транссексуальной хирургии, то искусственный половой член не эрегирует и не создает тактильных (осязательных) ощущений. Частичное поддержание половых функций у мужчин,
бывших ранее женщинами, достигается имплантацией в половой член надувного механического приспособления для искусственной эрекции Опыт по применению этого метода в настоящее время сравнительно невелик, и в любом случае при его использовании эякуляция невозможна.
Многие лица, ставшие мужчинами с помощью вышеуказанных процедур, ограничились гормонотерапией и хирургическим удалением молочных желез и матки, отказавшись от формирования искусственного полового члена.
Операции по изменению половой принадлежности не позволяют стать полноценным представителем другого пола, но благоприятствуют эмоциональному состоянию пациента.
Недавно ученые из университета имени Джона Гопкинса подвергли сомнению целесообразность таких операций, заявив, что хирургическое вмешательство не способствует значительному улучшению психологического состояния пациентов. В настоящее время вопрос остается открытым, хотя несколько известных хирургических центров отказались от проведения операций по транссексуальной хирургии с 1980 г. из-за того, что достоверных данных о целесообразности таких операций нет.
ПОЛОВЫЕ РОЛИ И ПОЛОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Половые роли в большинстве социальных групп сильно влияют на сексуальные отношения и половое поведение. Например, в Америке до сих пор широко распространено мнение, что мужчины больше интересуются сексом, чем женщины, что мужчинам свойственно брать на себя активную роль в половых отношениях, а для женщин характерна пассивность, и что половое возбуждение у мужчин наступает быстро и самопроизвольно, а за женщинами нужно долго ухаживать и вести с ними нежные беседы, прежде чем она достигнет какой-либо стадии
110
возбуждения. Каждый из этих стереотипов накладывает отпечаток на поведение людей в обществе: мужчины стараются "соответствовать стандарту", а женщины смиряются со своей "второсортностью" с точки зрения сексуальности.
Ограниченность этих стереотипов хорошо видна, если обратиться к культурным сообществам, придерживающимся других взглядов на взаимоотношения полов. На Мангее,
крошечном полинезийском острове в южной части Тихого океана, культурные традиции требуют,
чтобы половая радость была уделом всех. В результате "менее одной из ста девушек и еще меньшее число юношей (если среди них вообще есть исключения) остаются неопытными в сексуальном плане до
198
вступления в брак" (Маршалл, 1971). Женская половая пассивность не одобряется мангейцами, и для вступления в интимные отношения не требуется взаимной привязанности.
Девочки учатся испытывать оргазм с ранних лет: первые половые контакты, как правило,
происходят со сверстниками, которых затем сменяют старшие и более опытные партнеры, так как они способны дать большее сексуальное удовлетворение. Вот один из интересных примеров мангейской точки зрения на сексуальные отношения: "Услышав, что некоторые американские и европейские женщины не достигают или не могут достичь оргазма, мангеец тут же спрашивает (с неподдельной тревогой), не опасно ли это для здоровья замужней женщины" (Маршалл, 1971). На
Мангее все женщины учатся достигать стадии оргазма.
Мы уже упоминали, что половое поведение в нашем обществе оценивается по двойному стандарту. Согласно этому стандарту, мужчины могут иметь добрачные связи, а женщины - нет.
После заключения брака, несмотря на то что "официально" обе стороны должны сохранять верность друг другу, негласно допускается, чтобы мужчина иногда изменял своей супруге, но она при этом должна оставаться верной. В течение последних нескольких лет двойственное отношение к половому поведению претерпело определенные (не очень значительные) изменения.
Молодежь отвергла мнение, что девственность женщины - необходимое или желательное условие при вступлении в брак, но чтобы вступить в интимные отношения девушке, по мнению общества,
следует дождаться "серьезного увлечения", тогда как юноши не слишком ограничены этим требованием.
Двойной стандарт также предписывает мужчине быть "опытным" в сексуальных отношениях. Считается, что мужчина должен проявлять инициативу в половом сношении,
регулировать его продолжительность и ритм, выбирать соответствующие ласки, способные возбудить партнершу и довести ее до оргазма. Несмотря на то что такое представление о роли мужчины (т.е. представление о сексе как о чем-то, что мужчина делает "для" женщины) несколько лучше старого предрассудка, исходившего из отсутствия у "порядочной" женщины сексуальных чувств (в этом случае под сексом подразумевалось нечто, что мужчина делал "с" женщиной для своего удовлетворения), оно не способствует уходу от односторонности и становлению равенства в интимных отношениях.
Наличие двойного стандарта и его разновидностей может привести к ряду нарушений.
Например, у женщины может создаться одностороннее представление о половом акте. Она чувствует, что мужчине "нельзя позволять абсолютно все", старается удержать его в определенных пределах и тем самым снижает свою потенциальную удовлетворенность. Мужчина,
в свою очередь, может оказаться перед необходимостью доказывать свою мужественность даже в тех случаях, когда он не в настроении или не испытывает влечения к партнерше.
199
В настоящее время двойственное отношение к половому поведению мужчины и женщины,
как и другие стереотипы половых ролей, заменяется принципами равных возможностей и взаимного удовлетворения. Многие люди начинают понимать, что они не смогут достичь желаемой удовлетворенности до тех пор, пока не признают, что секс - это не то, что мужчина делает "с" или "для" женщины, а то, что мужчина и женщина делают вместе как равноправные участники. Женщина, не желающая принижать свою сексуальность, осознает, что она может, если хочет, открыто выражать все свои чувства и ощущения - радость любить и быть любимой, ласкать и испытывать ласки, видеть и не скрывать свою красоту, слышать слова ц произносить их,
воспринимать запахи, прикосновения, звуки и молчание. Мужчина, ценящий женщину как равноправную партнершу, может освободиться от бремени ответственности за ее удовлетворение и разделить все ее прихоти и желания, не забывая при этом о себе.
Сексуальная эмансипация основана на признании друг в друге личности с присущими ей потребностями, надеждами и возможностями. Мужчина и женщина могут выразить свой творческий порыв, не боясь нарушить предписываемые половыми ролями правила "женской утонченности" и "мужской рыцарственности". Эмоциональные потребности, которые зависят от
111
настроения, времени и места, нельзя отнести к категориям "мужских" или "женских". Каждый партнер должен уважительно относиться к желаниям другого. Если их половые интересы периодически не совпадают, они могут спокойно найти компромиссное решение - не как представители двух различных полов, а как единомышленники.
Известно, что при половом контакте не меньше половины удовольствия человек получает от реакции (отклика) партнера. Если такой реакции нет или она выражается в пассивном "приятии", то наблюдается устойчивое снижение эмоционального настроя, который периодически вспыхивает, а затем угасает вовсе. Если же оба партнера активно реагируют на ласки, то спонтанность чувств и действий способствует обоюдному возбуждению на основе побуждений каждого. То, что женщина отдает мужчине, возвращается к ней, и то, что мужчина дарит женщине,
также возвращается к нему.
Взаимоотношения между полами часто представляют в виде качелей: если мужчина находится наверху, женщина должна опуститься вниз. Что женщина приобретает, то мужчина теряет. Однако опыт показывает, что этот образ неверен. То, что мужчина и женщина Достигают вместе, приносит пользу им обоим - жизнь каждого из них значительно обогащается, если взаимоотношения дополняются взаимопониманием.
200
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

перейти в каталог файлов
связь с админом