Главная страница

Мастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч., ч. 1. Учебник по сексологии, а энциклопедия для всех, кто интересуется проблемами секса


Скачать 1.07 Mb.
НазваниеУчебник по сексологии, а энциклопедия для всех, кто интересуется проблемами секса
АнкорМастерс и Джонсон о любви и сексе. В 2 ч., ч. 1 .pdf
Дата18.06.2018
Размер1.07 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMasters_i_Dzhonson_o_lyubvi_i_sexe_V_2_ch__ch_1.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебник
#38342
страница9 из 19
Каталог
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19
ГЛАВА ПЯТАЯ. Детская сексуальность
Детство считается "последним рубежом" в изучении сексуального поведения, так как исследователи к настоящему времени располагают крайне ограниченным объемом достоверной информации о сексуальном поведении в этом возрасте. Опрос взрослых об их поступках или ощущениях в детстве дает неточные сведения. Как правило, за годы взрослой жизни отдельные детали забываются, другие же, наоборот, становятся более яркими. Те подробности, которые, по
69
мнению опрошенных, относятся к разряду "ненормальных", вообще опускаются. Попытки опросить детей на сексуальные темы приводили к взрыву негодования и протесту общественности. При этом нас обвиняли в подрыве моральных устоев общества путем внушения детям непристойных мыслей. В связи с этим все наши выводы и заключения мы вынуждены строить на непосредственных наблюдениях, а также на результатах изучения детских сексуальных игр в некоторых слаборазвитых странах, где развлечения подобного типа не запрещены.
До исследований Фрейда и некоторых других сексологов начала века считалось, что детской сексуальности не существует вообще, либо это явление рассматривалось как что-то противоестественное, порочное и требующее подавления. Подобные точки зрения бытуют до сих пор, однако у некоторой части современных родителей формируется реалистичное отношение к сексуальному развитию своих детей как к нормальному явлению. Вместе с тем немало родителей впадает в панику, услышав от ребенка вопрос на тему пола или заметив проявление сексуальности. Это происходит потому, что, во-первых, они считают это отклонением от нормы,
во-вторых, не знают, как себя вести в этой ситуации, в-третьих, поглощены своими собственными сексуальными проблемами.
Только изучив характерные особенности сексуального развития, родители (в том числе и будущие родители) смогут спокойно и мягко объяснить своим детям проявления сексуальности.
СЕКС В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
Исследования ультразвуком показали, что еще в утробе матери за несколько месяцев до рождения у мальчиков наблюдаются случаи эрекции. У многих новорожденных мальчиков эрекция возникает в
125
первые несколько минут после рождения, часто даже до перерезания пуповины. Точно так же можно наблюдать появление вагинальной смазки (любрикацию) и эрекцию клитора у новорожденных девочек в первые сутки жизни. Все это говорит о том, что сексуальные рефлексы начинают действовать уже в младенчестве, а может быть, и до рождения ребенка.
Важным шагом в развитии сексуальности становится постоянная близость родителей.
Младенцы чувствуют их ласку, прикосновения, просто близость. Эта связь матери и ребенка,
начавшаяся еще до рождения, продолжается дальше: кормление, купание, пеленание, игра.
Обычно ребенок, лишенный в детстве материнской ласки, испытывает различные затруднения в своей дальнейшей жизни, как в сфере общения, так и в интимной жизни.
Вполне естественной реакцией на некоторые физические ощущения у младенцев является эрекция. Например, у мальчиков во время кормления грудью. Многие родители считают это ненормальным и очень переживают. Такое явление объясняется очень просто: тело ребенка тесно прижато к телу матери и ощущает его тепло и нежность, и к тому же интенсивные сосательные движения (на губах расположено очень много нервных окончаний) посылают в мозг сигналы, которые интерпретируются как приятные и, в свою очередь, активизируют сексуальные рефлексы. Появление эрекции клитора и увлажнение влагалища у девочек тоже проявляется, как правило, во время кормления грудью. Следовательно, это явление в равной степени присуще обоим полам (хотя у мальчиков его легче наблюдать). Аналогичные проявления можно наблюдать во время купания, пеленания детей. При этом очень важно понять, что, как отмечает Мартинсон,
"младенец слишком мал, чтобы сознательно воспринимать подобные реакции, и поэтому это не социо-сексуальное эротическое пробуждение"(1981). Большое влияние на формирование сексуального самосознания в самом раннем возрасте оказывает реакция родителей на проявление этих рефлексов. Паника, шумная и беспокойная реакция передаются ребенку в виде чувства дискомфорта и беспокойства. Если родители не заостряют внимание на этом моменте или реагируют спокойно, то это передается и младенцу.
Наблюдательные родители знают, что все дети, как мальчики, так и девочки, начинают прикасаться к половым органам, как только овладевают координацией движений. Кинзи и другие авторы отмечают, что подобные прикосновения могут привести к оргазму у детей в возрасте до 1
года. Вопрос в том, что значат для них эти действия? Либо ребенок просто исследует свое тело,
прикасаясь ко всем частям, до которых может дотянуться (локти, животик, половые органы), либо в этих действиях присутствует сексуальный компонент с подлинным желанием получить удовольствие от повторения самостимуляции. Хотя сами дети не могут ответить на этот вопрос,
доказательства говорят в пользу последнего. Хелен Каплан пишет, что "младенцы
126
очень радуются, когда их половые органы возбуждают прикосновением "(1974). Баквин обращает внимание на то, "что младенцы выражают большое неудовольствие, если делаются
70
попытки отвести их ручки от половых органов" и "они повторяют эти действия по нескольку раз в день"(1974). Трех - четырехмесячные младенцы при раздражении половых органов улыбаются или издают звуки, означающие удовольствие. Можно наблюдать, как годовалые дети играют со своими гениталиями во время купания или переодевания. Генитальные игры чаще наблюдаются среди детей, воспитывающихся в семье, в отличие от тех, которые воспитываются в домах ребенка. Этот факт наводит на мысль о важности семейного общения и о его влиянии на развитие последующей сексуальности. Родители младенцев реагируют на такие игры по-разному. Одни смеются, другие удивляются, третьи начинают беспокоиться, не понимая, что это совершенно нормальный процесс развития ребенка.
СЕКС В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ (ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ)
К двум годам большинство детей начинает ходить, говорить и понимать, кто они: мальчик или девочка. Их начинают интересовать отдельные части тела, а большинство детей уже ощущают (если они не почувствовали это раньше), что раздражение половых органов приятно.
Сначала в эту игру ребенок играет сам с собой, а затем начинается игра в "доктора" или "покажи ты мне, а я тебе". Одни раздражают свои половые органы ручками, другие используют для этого игрушки, подушки, одеяла и т.п.
Общение с трехгодовалыми детьми показывает, что они знают, какие приятные ощущения приносит генитальная стимуляция, но при этом эти чувства не определяются как эротические или сексуальные (дети еще просто не понимают этого). Иллюстрацией служат следующие примеры.
Трехлетняя девочка: "Когда я тру у себя между ног, мне приятно и тепло. Иногда щекотно, а иногда и очень горячо". Обратите внимание, что девочка не конкретизировала, как именно она раздражает лобок и клитор. Делала она это по полдюжине раз в день. В возрасте с 2,5 до 3,5 лет ей нравилось ходить без трусиков, чтобы можно было легко достать до своих гениталий, а часто и снимала штанишки сама.
Трехлетний мальчик: "Посмотрите на мою "писулю". Я могу заставить ее встать. Я ее потру,
и она встанет. Мне приятно. Иногда я тру ее очень очень долго и мне очень приятно. Иногда я только немножечко потру и мне немножко приятно". (Этот мальчик очень гордится своей "писулей"
и любит показывать ее гостям. Родители ребенка говорили нам, что он делает это по нескольку раз в день
127
у них на глазах, однако подозревают, что он занимается тем же и когда остается один.)
Примерно с этого возраста дети начинают осознавать, что родителям не нравится эта игра.
Они не могут понять, почему ко всем остальным частям тела родители относятся хорошо, а к этим плохо. В этот период нужно научить ребенка правильно вести себя в обществе (не демонстрировать свои гениталии и не играть ими в общественных местах). Но, к сожалению, часто воспитание сводится к полному запрещению сексуального экспериментирования: "Не трогай там",
"Это нехорошо", а порой и просто без слов отталкивают ручку ребенка. Этот отрицательный сигнал может закрепиться и стать одной из причин последующих сексуальных затруднений.
Постепенно ребенок начинает считать эти места "грязными" - ведь именно об этом ему все время твердят, когда приучают к чистоплотности: "Вытирайся как следует!" или "Мой руки после туалета!". Так при помощи взрослых у ребенка может сформироваться отрицательное отношение к половым органам. Родители, заботясь лишь о здоровье сына или дочери, совсем упускают из виду этот аспект.
В возрасте четырех лет у малышей уже возникает вопрос, откуда берутся дети. И опять родители очень по-разному реагируют на это: одни объясняют спокойно, другие теряются и стараются уйти от ответа. Дети очень хорошо улавливают состояние родителей в этот момент и стараются либо вообще больше не задавать этот вопрос, либо, наоборот, постоянно пристают с ним к родителям, получая явное удовольствие, когда те приходят в замешательство.
Дети четырех лет обычно имеют смутное, не совсем реальное представление о сексе.
Некоторые из них абсолютно уверены, что детей приносит аист, другие, получившие более реальное объяснение, формируют свое собственное мнение по этому вопросу. Так одни из них свято убеждены в том, что "мамино яичко", из которого вырастает ребенок, точь-в-точь такое же,
как то, что покупают в магазине. Те малыши, которым пытались объяснить процесс оплодотворения и беременности "как выращивание папой семечка внутри мамы", считают, что "у мамы в животике есть земелька, которую надо время от времени поливать, чтобы из семечка вырос ребеночек". Подобное понимание сексуальных проблем говорит о том, что дети воспринимают окружающий мир буквально.
Детям, посещающим детские учреждения, нередко приходится сталкиваться с ситуациями сексуального характера. Например, четырехлетним Питеру и Билу приходится часто запрещать
71
целовать друг друга во время игры. В этом же детском саду Джерри развлекался тем, что гонялся за девочкой и пытался задрать на ней платьице. ("Я хотел посмотреть на ее штанишки!" •
говорил мальчик и при этом очень веселился). Как девочки, так и мальчики с большим интересом наблюдают друг за другом в туалетной комнате и в душе.
128
В это же время появляется желание повторять новые "плохие" слова - вполне обычное явление, беспокоящее родителей гораздо больше, чем педагогов.
В возрасте 5 лет в детском саду у девочек и мальчиков начинает появляться чувство смущения по отношению друг к другу, и сексуальные игры становятся все реже. В это время дети интересуются новыми неизвестными словами, которыми называют их половые органы, а также назначением этих органов. Малыши с большим .вниманием прислушиваются к анекдотам на эту тему, рассказываемым ребятами постарше. Пятилетний ребенок может и не понять смысла рассказанного, но охотно смеется (порой даже невпопад). По свидетельству Мани, когда у ребенка нет правдивой, понятной информации о половых вопросах, его единственным источником информации становятся анекдоты, рассказанные сверстниками. Поскольку даже маленькие дети очень хорошо понимают разницу между пристойными и непристойными шутками, то очень скоро секс в их понятии становится чем-то непристойным.
Примерно в это же время у ребенка начинает складываться понятие об интимных отношениях. В первую очередь за основу берутся отношения между родителями, свидетелями которых становятся дети. Если ребенок видит, что родители относятся друг к другу с лаской и нежностью, обнимают и целуют друг друга, то у него формируется отношение к интимности как к чему-то очень приятному. Возможен и обратный вариант: родители постоянно ссорятся, кричат, у ребенка складываются негативные представления об интимных отношениях.
СЕКС В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Шести - семилетние дети обычно хорошо представляют себе анатомические различия полов и, как правило, стыдятся своей наготы. Степень застенчивости и стыдливости зависит в основном от того, как относятся дома к обнаженному телу. И в то же время детская любознательность влечет их к познанию половых органов. Они играют "в больницу" и другие подобные игры. Во время этих игр дети могут просто рассматривать половые органы друг друга,
иногда трогают их, целуют, трут, даже вводят различные предметы в задний проход или влагалище.
Сексуальное общение подобного рода характерно как для детей одного пола, так и для разнополых. Главной целью этого общения становится желание узнать: "Чем я отличаюсь от остальных?" и "Чем отличаются люди другого пола от меня?" Другой движущей силой является стремление прикоснуться к чему-то запретному и посмотреть "что из этого выйдет": как к этому отнесутся, что мне за
129
это будет и т.д. Эти два обстоятельства тесно связаны, так как известно, что запретный плод сладок.
Практически все в детстве участвовали в подобных играх, хотя имеющиеся данные
(основанные главным образом на воспоминаниях) дают меньшую цифру. Например, Кинзи свидетельствует, что примерно 45% взрослых женщин и 57% мужчин припомнили свое участие в сексуальных играх в возрасте до 12 лет. При опросе детей в возрасте от 4 до 14 лет было установлено, что 35% девочек и 52% мальчиков играли в сексуальные игры с представителями своего пола. Последние исследования, основанные на показаниях родителей, свидетельствуют,
что 76% девочек и 83% мальчиков в возрасте 6-7 лет принимали участие в сексуальных играх,
причем большая часть со своими братьями и сестрами. Одним из объяснений того, что многие взрослые забыли о своих детских сексуальных играх, по мнению австрийского сексолога Эрнеста
Борнемана, может служить такое, как амнезия, т.е. разновидность утраты памяти в период полового созревания. Наличием такой селективной амнезии у части родителей, по мнению
Борнемана, объясняется и то, что их буквально потрясало известие о сексуальных играх их детей.
Просто взрослые забыли те игры, в которые они играли в детстве. Эта гипотеза весьма интересна,
хотя ее и не поддерживают другие ученые.
В обычных обстоятельствах сами по себе сексуальные игры никак не вредят детям.
Психологическую травму ребенку может нанести грубая, невыдержанная реакция родителей.
Детям, застигнутым во время сексуальной игры в одиночку или со сверстниками, трудно осознать отрицательное отношение родителей к их занятиям, но они очень хорошо чувствуют общее настроение. Для детей - это игра как игра, но у родителей же, заставших своих детей за сексуальной игрой, сразу мысленно встает перед глазами слово "СЕКС", начертанное гигантскими
72
буквами. Ребенка пугают реакция родителей, их угрозы и пророчества, мрачные перспективы такого "плохого" поведения. Если родители кричат, что это "гадко и грязно", то ребенок понимает их буквально. Так закладываются семена, которые дадут всходы в будущем.
Обычно родители относятся к сексуальным играм школьников двояко. Девочек, как правило, предостерегают от сексуальных игр, особенно с мальчиками. Мальчики же получают другие наставления: с одной стороны, их предупреждают, что за эти игры они будут строго наказаны, а с другой - в этих словах звучит гордость, что "парень есть парень". Один папаша,
узнав о сексуальных проделках своего семилетнего сына, отреагировал следующим образом:
"Молодец. Рано начинает". Итак, по отношению к мальчикам в американском обществе действует молчаливое разрешение на удовлетворение сексуального любопытства (за исключением случаев гомосексуализма, когда родители возражают категорически), в отношении девочек действуют более строгие правила. С наступлением пубертата роди-
130
тели реагируют еще больше с позиций двойного стандарта на сексуальное поведение своих сыновей и дочерей.
В настоящее время многие сексологи не разделяют точки зрения Фрейда о наличии периода приостановки сексуального развития у детей школьного возраста, т.е. такого момента,
когда сексуальные импульсы и интересы направляются на несексуальные поступки и поведение.
Мани (1980) считает, что это период своего рода притворства, когда дети участвуют в сексуальных играх тайно. Изучение культур разных народов показало, что если в обществе сексуальные игры не подавляются, то они могут (с разной частотой) продолжаться вплоть до юношеского возраста.
Данные Кинзи также подтверждают, что сексуальное экспериментирование не останавливается и,
более того, встречается не реже. Детальное изучение детской сексуальности, проведенное
Гольдманом и Гольдманом (1982) в виде опроса, в котором участвовали около 800 детей в возрасте 5 лет и старше из Австралии, Северной Америки, Британии и Швеции, тоже не подтвердило тезис Фрейда о том, что существует период остановки сексуального развития детей.
Эти исследователи подчеркивают следующее: "Существует множество данных, опровергающих тезис Фрейда и подтверждающих рост интереса к вопросам пола у детей в возрасте от 5 до 15 лет пропорционально возрасту". Приведенный ниже абзац иллюстрирует и подтверждает сказанное.
"Дети следуют по пути своего психосексуального развития, не предполагая возможности существования какой-то фазы задержки. Единственный их "кивок" в сторону теоретических выводов выражается в том, что они приняли правила игры взрослых. Они научились следовать букве закона, хотя продолжают все потихоньку делать "по-своему".
(Гедпейл, 1974)
Среди детей более старшего возраста сексуальные игры встречаются реже. Они вытесняются другими событиями, но иногда заходят довольно далеко, вплоть до попыток совершения полового акта, что нередко и удается. В этом периоде встречаются мастурбация, как в одиночестве, так и в гомо- и гетеросексуальных группах, сексуальные игры с животными,
оральный или анальный секс. В возрасте 8-9 лет дети уже осведомлены об эротическом характере подобных взаимоотношений, поэтому к этим действиям уже нельзя относиться как к только игре. Все это делается исключительно для получения сексуального наслаждения и не может рассматриваться как случайность. Эротическое возбуждение может сопровождаться различными фантазиями, а иногда и чувством любви. Все это дает детям опыт взаимоотношений и очень важно для психосексуальной приспособляемости.
131
Многие родители не подозревают о том, что гомо- и гетеросексуальные игры подрастающих детей - нормальное явление. Родителям не надо беспокоится - гомосексуальные игры не ведут к развитию гомосексуальной ориентации в будущем.
Еще одной формой сексуальной активности детей являются сексуальные контакты между братьями и сестрами. Официально такое поведение можно рассматривать как инцест, но было бы странным называть так детские игры "покажи-посмотри" между пятилетним братом и шестилетней сестрой. Однако нелегко определить, когда рассматривать сексуальное общение разновозрастных братьев и сестер как невинную игру, а когда надо принимать соответствующие меры.
В настоящее время наиболее полными данными по сексуальным играм детей- родственников располагает Финкелхор. Он выяснил, что 13% опрошенных студентов колледжа в детстве участвовали в сексуальных контактах со своими братьями и сестрами (данные, по его мнению, сильно занижены). Примерно три четверти этих отношений были гетеросексуальными
(брат - сестра), и одна четверть гомосексуальными (сестра - сестра или брат - брат). Ниже мы приводим выводы, сделанные Финкелхором.
Сексуальные контакты между братьями и сестрами не ограничиваются только ранним
73
детским возрастом; в 73% случаев одному из детей было больше 8 лет.
Наиболее распространенная форма сексуальных действий между детьми-родственниками - генитальные прикосновения и
только в
4% случаев встречаются половые акты. Среди детей младшего возраста первой стадией сексуальной игры становится разглядывание гениталий у своих сверстников.
Сексуальные контакты могут иметь различную продолжительность. Примерно 1/3
приходится на однократные контакты и
в то же время в 27% случаев наблюдаются длительные, продолжающиеся, по крайней мере, год.
В 25% случаев таких сексуальных экспериментов было принуждение, чаще со стороны брата.
Среди участников половых контактов более 25% составляют дети с разницей в возрасте около 5 лет.
Изложенные выше выводы, возможно, заставят врачей-сексологов изменить свое отношение к сексуальным контактам братьев и сестер как к невинным играм. Ситуации, когда кто- то из детей значительно старше другого (разница в 4 года и больше) и когда может быть использована сила (а это случается чаще, чем казалось раньше), могут привести к постоянной эксплуатации, поэтому требуют к себе особого внимания. Если разница у ваших детей больше,
чем 2 года, постарайтесь сделать так, чтобы дети не спали в одной спальне, не купались вместе.
Более подробно проблемы инцеста, в том числе родитель - ребенок, будут рассмотрены в гл.16.
132
В тех случаях, когда нет проявления агрессивности или принуждения со стороны одного из детей, не стоит рассматривать единичные случаи сексуальных проявлений как отклонение от нормы. Родителям следует помнить, что строгое наказание детей, замеченных в сексуальных контактах, не всегда полезно. Порой спокойное, доступное детскому пониманию разъяснение сложившейся ситуации как чего-то вполне нормального может принести гораздо больше пользы,
чем угрозы и сцены, отрицательно влияющие на психику ребенка.
СЕКСУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В последнее врем» развернулась широкая полемика по вопросу сексуального воспитания детей. Необходимость такого образования признается единогласно, а вот вопросы: кому, как и где учить детей вызывают много споров.
Итак, мы наблюдаем следующую картину: по свидетельству многих сексологов, вклад родителей в сексуальное образование своих детей ничтожно мал. Например, в Америке основную часть информации по вопросам пола дети получают от своих сверстников, а не от родителей. До последнего времени по отношению к сексуальному образованию общество делилось на две группы: одни приветствовали преподавание в школе сексуальных знаний, другие считали это ненужным, более того, неблагоразумным Противники школьного сексуального образования детей выдвигали такие аргументы:
если дети будут получать информацию о сексе, это вызовет у них преждевременный интерес к половым вопросам, что скажется на их поведении;
так как сексуальные темы тесно связаны с религиозными и моральными проблемами, то лучше изучать эти вопросы дома или в церкви;
уровень сексуального образования и учебные пособия не на высоте даже в лучших школах,
не говоря об остальных.
В настоящее время почти не слышно голосов противников сексуального образования, хотя они и существуют: 77% взрослого населения Америки считают сексуальное воспитание в школе необходимым, и только менее 5% опрошенных заявили, что запрещают своим детям посещать эти занятия. Все большее число американских школ вводят в программы такие курсы (иногда их называют "курсом обучения семейной жизни"), а три штата: Нью-Джерси, Мериленд и Кентукки, и часть Колумбии добиваются этого. Кроме того, некоторые общественные организации, такие как
Армия Спасения, Женские клубы и другие, начинают внедрять программы сексуального образования, рассчитанные как на детей, так и на родителей.
Однако, несмотря на некоторый прогресс, в области сексуального образования детей и сегодня много проблем. Пожалуй, основной
133 становится та, что в Америке очень мало отцов активно участвуют в разъяснении половых проблем своим детям. Далее, ни родители» ни школа не дают детям младшего школьного возраста никаких знаний об анатомии половых органов человека (дети получают только скупые сведения об анатомии и размножении пчел и птиц). Под влиянием телевизионных передач, книг,
фильмов и множества других источников у ребенка может сформироваться неправильное
74
представление о сексуальных отношениях, что грозит в
будущем серьезными разочарованиями.
Несмотря на то что часть родителей являются ярыми противниками полового воспитания детей в этом возрасте, единственное, что они могут сделать - это решить, принимать ли в этом участие, поскольку сексуальное образование уже существует. Поняв это, некоторые родители начинают заниматься образованием своих детей самостоятельно. Однако они не знают, с чего начать, действуют неуверенно, боясь перегрузить ребенка ненужными сведениями.
Суть в том, что обучать детей вопросам секса нужно точно так же, как я всем другим предметам. Например, совершенно не обязательно иметь ученую степень, чтобы обучать детей работе в саду. Поэтому не дожидайтесь, пока ребенок начнет задавать вопросы, берите инициативу в свои руки и сами начинайте разговор на эту тему.
Дадим несколько советов родителям, собирающимся беседовать со своими детьми на сексуальные темы.
1 Старайтесь говорить о сексе так же, как и о чем-либо другом.
Избегайте чтения длинных лекций. Если взрослый вполне способен говорить на эту тему в течение 15 минут, то ребенок не может так долго быть внимательным, ему становится скучно.
Дайте детям возможность задавать вопросы.
Старайтесь в своих беседах не ограничиваться только биологией. Дети должны понять моральную и эмоциональную стороны, меру ответственности.
Пусть вас не беспокоит, что вы сказали ребенку "слишком много". Дети почти всегда отбрасывают то, чего они не понимают. В большинстве случаев это пролетает у них мимо ушей.
Если вы услышали, что ваш ребенок говорит матерные слова, спокойно объясните ему их значение, а затем также спокойно скажите, почему вы не хотите, чтобы он их употреблял.
Например, вы можете сказать: "Некоторые люди очень огорчатся и расстроятся, если услышат эти слова", или же "Я не думаю, что это самый лучший способ выразить то, что ты чувствуешь".
Помните, что если вы будете со смехом и шутками реагировать на произнесенные детьми матерные слова, это может их только подзадорить, и они с удовольствием будут браниться и впредь.
Старайтесь использовать правильную терминологию при определении различных половых органов, например, половой член, а не"пи-пи" и т.д.
134 7.
Даже дети дошкольного возраста должны знать, как защитить себя от сексуальных посягательств. А это значит, что их нужно научить сказать "нет" даже взрослому в такой ситуации.
Построить беседу на эту тему с 4 - 5-летним ребенком можно, например, так:
"Ты знаешь, что есть много взрослых людей, которые никак не могут подружиться с другими взрослыми. Тогда они стараются подружиться с детьми. Это очень хорошо, но некоторые взрослые просят детей иногда делать такие вещи, которые взрослые не должны просить делать детей. Они могут попросить, например, чтобы дети засовывали им руки в брюки или чтобы они трогали что-нибудь. Я очень тебя люблю, и если какой-нибудь дядя когда-нибудь попросит тебя сделать что-то такое, что может показаться тебе странным, и будет просить никому не говорить об этом, я хочу, чтобы ты сказала "НЕТ", прибежала ко мне и все рассказала".
(Санарорд, 1982)
Обсуждайте половые проблемы со своим ребенком, не дожидаясь его полового созревания. Физиологические изменения в организме, такие, как увеличение грудных желез,
менструации, ночные поллюции, могут начаться в возрасте до 10 лет.
Постарайтесь рассказать о менструации не только девочкам, но и мальчикам. А девочки должны представлять себе, что такое эрекция. Не упускайте случая рассказать детям о гомосексуализме и проституции. Многие дети встречают эти слова в книгах или слышат по радио,
поэтому желание узнать, что это значит, вполне естественно.
Постарайтесь создать такую атмосферу, чтобы ребенок без смущения мог задавать вам любой вопрос на сексуальную тему. Не приводите ребенка в замешательство, отвечая "ты еще слишком мал и сейчас этого не поймешь". Если ребенок формулирует вопрос, значит он может понять и ответ.
Если вы не знаете, как ответить на вопрос вашего ребенка, не бойтесь в этом ему признаться. В этом случае вам нужно либо почитать литературу, либо проконсультироваться у домашнего врача, который, несомненно, вам поможет.
Ответив на вопросы ребенка, постарайтесь проверить, правильно ли он вас понял, получил ли ответ именно на тот вопрос, который задавал.
75

Мы убеждены: для того, чтобы начинать сексуальное воспитание, не нужно дожидаться,
пока ваши дети вступят в пору юношества.
135
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   19

перейти в каталог файлов
связь с админом