Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности


Скачать 420.49 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Анкор[Voronkova E.G.] Immunologiya Uchebno-metodichesk( BookSee.org).pdf
Дата25.01.2018
Размер420.49 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVoronkova_E_G__Immunologiya_Uchebno-metodichesk_BookSee_org.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методический комплекс
#35460
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра безопасности жизнедеятельности, анатомии и физиологии
ИММУНОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
Для студентов, обучающихся по специальности
020201 «Биология»
Горно-Алтайск
РИО Горно-Алтайского госуниверситета
2008
Печатается по решению методического совета
Горно-Алтайского государственного университета
УДК 577.083.3
ББК
Авторский знак Иммунология учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 020201 Биология) / Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2008. – 69 с.
Составитель:
Воронкова Е.Г., к.б.н., доцент
Рецензенты:
Гайнанова Н.К.,
д.б.н., профессор кафедры биологии и химии Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина.
Михайлова С.А.,
д.б.н., профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, анатомии и физиологии ГАГУ.
В работе представлены учебно-методические материалы по дисциплине Иммунология, в том числе рабочая программа, методические указания студентам к выполнению практических и самостоятельных работ, содержание и порядок проведения зачета. Дисциплина Иммунология является дисциплиной федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин для студентов 4 курса специальности 020201 Биология Воронкова Е.Г., 2008 2

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………………..4
I. Квалификационная характеристика выпускника. Компетенции выпускника. Рабочая программа 3.1 Объяснительная записка 3.2 Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины 3.3 Технологическая карта учебного курса 3.4 Содержание учебного курса 3.5 Курс лекций по дисциплине 3.6 Методические указания к выполнению лабораторных работ 3.7 Глоссарий 3.8 Рекомендуемая литература. Методические указания по самостоятельной работе студентов. Темы рефератов. Контрольные вопросы, выносимые на зачет. Контрольно-измерительные материалы по модульно-рейтинговой системе оценки знаний 7.1 Оценка знаний студентов по модульно-рейтинговой системе при изучении курса 7.2 Примерные тесты 3

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий Учебно-методический комплекс включает в себя квалификационную характеристику и компетенции выпускника-биолога; рабочую программу дисциплины с технологической картой курс лекций методические указания к выполнению практических работ, вопросы контрольного опроса глоссарий рекомендуемую литературу (основную и дополнительную методические указания по самостоятельной работе студентов темы рефератов контрольные вопросы, выносимые на зачет контрольно-измерительные материалы по модульно-рейтинговой системе оценки знаний, примерные тесты. Квалификационная характеристика выпускника

Специалист – биолог осуществляет деятельность по изучению и охране живой природы, использованию биологических систем в хозяйственных и медицинских целях. Разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности, организует и выполняет экспедиционные работы и лабораторные исследования анализирует получаемую полевую и лабораторную информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику составляет научно-технические отчеты и другую установленную документацию следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правили стандартов в области своей деятельности. Проводит экспериментальные исследования в своей области, формулирует их задачу, участвует в разработке и осуществлении новых методических подходов, обсуждении, оценке и публикации результатов, проводит патентную работу, участвует в работе семинаров и конференций. В области иммунологии специалист-биолог изучает механизмы функционирования и патологические нарушения в иммунной системе организма человека, возникающие под влиянием отрицательного воздействия экологических, антропогенных, социально-экономических, эмоциональных и других факторов. Знания в области иммунологии помогут осуществлять деятельность в научно-исследовательских сферах, общеобразовательных и специальных учебных заведениях (в установленном порядке. Компетенции выпускника

Профессиональные:
- уметь приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии- знать современные достижения в области иммунологии- иметь представление о формировании иммунитета в системах органов и о процессах, отвечающих за иммунную реакцию у различных организмов.
- иметь представление о методах исследований, оценки состояния гуморального и клеточного звена иммунной системы

III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Объяснительная записка
Иммунология – наука о системе, обеспечивающей защиту организма от интервенции генетически чужеродных биологических структур, способных нарушить гомеостаз. Курс Иммунология включает систематическое изложение теоретических основ современной иммунологии, отражает многие актуальные вопросы физиологии и медицины. В курсе представлены современные данные об антигенах и антителах, о достижениях в неинфекционной иммунологии Т- и В – системы, роли лимфоцитов и их рецепторов в иммунном ответе, разных типах аллергических реакций, иммунологической толерантности, трансплантационной иммунологии, иммуногенетики и т. д. Дана характеристика структурной организации иммунной системы, функций клеточного и гуморального иммунитета, их связи с неспецифическими факторами защиты. Кроме того, приводятся основные положения по иммунодефицитам, аутоиммунным нарушениям, иммунологии опухолей, старения, а также об инфекционном иммунитете и другие.
Целью дисциплины является более глубокое знакомство студентов со строением иммунной системы организма человека и механизмами иммунного ответа.
Задачи дисциплины. анализировать и объяснять механизмы иммунного ответа. использовать знания о нарушениях иммунной системы и факторах иммунной защиты в профессиональной деятельности. проводить профилактические мероприятия по предотвращению распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Место дисциплины в учебном процессе
«Иммунология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента. Курс тесно связан с молекулярной биологией, генетикой, биохимией, эволюцией. Дисциплина проводится на 4 курсе, в течение 7 семестра. Формой отчетности в ом семестре является зачет.
3.2 Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины
Курс Иммунология является частью дисциплины Физиология. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020201 Биология, утвержденного 10.03.2000 г, номер государственной регистрации 89 ЕН/СП.
Дидактические единицы дисциплины
Формирование иммунитета животных и человека

3.3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО КУРСА
Факультет: биолого-химический
Кафедра: безопасности жизнедеятельности, анатомии и физиологии Семестр Тема Всего часов
Аудитор. занятий лекций семин.
лаборат.
Самост.
Семестр Модуль Введение. Возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета 2
2 Модуль Антигены. Антитела 2
6 Модуль Иммунная система Эволюция иммунитета 6
4 Модуль Основные феномены клеточного и гуморального иммунитета 6
6 Модуль 5
Иммунодефицитные состояния Форма итогового контроля
Зачет
3.4 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Предмет и задачи иммунологии ее место и роль в современной биологии, медицине и народном хозяйстве. Фундаментальное и прикладное значение иммунологии. Социально-экономические и научные основы возникновения иммунологии и ее связь с молекулярной биологией, генетикой, биохимией, биофизикой, биотехнологией, физиологией и математическим моделированием процессов.
Возникновение и развитие иммунологии
Исторические этапы развития иммунологии. Работы Э. Дженнера. Рождение иммунологии как науки. Основоположники научной иммунологии –
6
Л. Пастер, Э. Беринг, Р. Кох. Возникновение неинфекционной иммунологии –
И.И. Мечников, П. Эрлих, Ж. Броде, Н.Н. Чистович, К. Ландштейнер и другие.
Традиционное определение иммунитета. Становление современной иммунологии. Новое определение иммунитета. Уровни изучения и проявления иммунологической реактивности. Биологический смысл иммунитета и биологическое содержание иммунологии. Открытие иммунологической толерантности в 1953 г. (П. Медавар и М. Гашек).
Роль российских ученых в развитии иммунологии (И.И. Мечников, Н.Ф.
Гамалея, А.А. Максимов, С. Метальников, Л.Л. Зильбер, П.Н. Косяков, А.А.
Адо, Р.В. Петров и другие).
Основные этапы и направления развития современной иммунологии. Создание и применение вакцины, стимуляция иммунитета при инфекциях, искусственные антигены и вакцины.
Нобелевские лауреаты по иммунологии И.И. Мечников, П. Эрлих, К.
Ландштейнер, Ф.М. Бернет, П. Медавар, Д. Эдельман, Р. Портер, Б.
Бенацерраф, Ж. Доссе, Д. Снелл, Р. Цинкернагель, П. Догерти.
Теории иммунитета
Исторический аспект инструктивных и селективных теорий иммунитета. Теория боковых цепей П. Эрлиха. Инструктивная теория Полинга. Теория естественного отбора Н. Ерне. Теория непрямой матрицы Ф. Бернета и Ф.
Феннера. Клонально-селекционная теория Ф. Бернета. Объяснение иммунологических феноменов с позиции каждой теории.
Антигены. Антитела
Основные понятия антигенов. Структура антигенной специфичности. Виды антигенной специфичности видовая, групповая, гетероспецифичность, типоспецифичность, стадиоспецифичность, функциональная специфичность, патологическая специфичность, антигенность и иммуногенность. Гаптены и гаптеноспецифичность. Синтетические антигены (полиаминокислоты). Конъюгированные антигены, носители. Адъюванты. Антигены тимусзависимые и тимуснезависимые. Изоантигены человека системы антигенов эритроцитов, лимфоцитов, гранулоцитов, тромбоцитов, белков плазмы.
Антигены главного комплекса гистосовместимости человека и животных. Система Ни система HLA: наследование, распределение в тканях, функция. Антигены как индукторы иммунного ответа. Основные понятия антител. История открытия и изучения. Физико- химическая характеристика антител. Молекулярная структура. Роль биохимии и молекулярной биологии в расшифровке структуры и синтеза антител. Специфичность и гетерогенность антител. Структура иммуноглобулина, легкие и тяжелые цепи, вариабельные и константные области. Активные центры молекулы антитела. Классы и подклассы иммуноглобулинов IgM, IgG, IgA,
IgE, IgD. Функциональная и физико-химическая характеристика каждого класса. Гетерогенность иммуноглобулинов. Миелоидные белки. Синтез антител
7
in vitro и гибридомы. Изотипы, аллотипы и идиотипы. Генетический контроль структуры иммуноглобулинов.
Механизмы формирования иммунных реакций
Понятие о неспецифических и специфических (иммунологических) факторах защиты организма. Неспецифические факторы защиты и резистентности организма барьерные структуры кожи и слизистых оболочек, бактерицидность ферментов и соков, воспалительные реакции, комплемент, лизоцим, интерферон, В-лизины, фагоцитоз и другие.
Специфические факторы защиты. Клеточный и гуморальный иммунитет. Виды иммунитета у различных представителей животного мира конституциональный (врожденный) и приобретенный (активный и пассивный) и т.д.
Эффекторные механизмы иммунитета
Роль цитотоксических Т-лимфоцитов, активированных макрофагов, эозинофилов, нейтрофилов, базофилов и других типов клеток. Роль протеолитических ферментов и регуляторных белков в реализации иммунных реакций, включая систему комплемента. Рецепторы Т- и В-лимфоцитов. Медиаторы и гормоны иммунной системы.
Взаимодействие клеток в иммунном ответе
Афферентный этап. Роль рецепторного аппарата Т- и В-лимфоцитов в распознавании антигена и участие макрофагов в переработке антигена.
Центральный этап. Генез и механизм взаимодействия Т- и В-лимфоцитов в периферических органах иммунной системы. Основные этапы клеточных реакций, происходящих в лимфоидных органах.
Эфферентный этап. Реализация и понятие об иммунологической памяти. Роль взаимодействия клеток при первичном и вторичном иммунном ответе. Регуляция иммунопоэза. Связь иммунной, эндокринной и нервной систем в поддержании гомеостаза.
Трехклеточная система взаимодействия. Двойное распознавание. Распознавание антигена, реакция антиген-антитело

Феномены агглютинации, преципитации, лизиса, цитотоксические реакции, реакции связывания комплемента и др.
Иммунодиффузионный анализ, иммуноэлектрофорез. Принцип методов. Определение концентрации иммуноглобулинов в сыворотке крови ив секретах методом радиальной иммунодиффузии. Получение моноспецифических антисывороток против иммуноглобулинов разных классов. Иммуносорбция и иммуносорбенты. Значение иммунологических реакций в лабораторной диагностике при выявлении антигенов и антител. Специфичность реакции антиген-антитело. Концентрация реагентов. Биологическая активность комплексов.
Иммунная система
Лимфоидные органы, ткани и клетки иммунной системы. Центральные и периферические органы иммунной системы. Структурно-функциональные отношения. Тимус и его центральная роль в иммунитете. История изучения.
8
Основные гормоны тимуса. Иммунобиотехнология – получение и применение различных гормонов и фракций тимуса. Костный мозг. Сумка Фабрициуса. Групповые лимфатические фолликулы (пейеровы бляшки. Лимфатические узлы. Селезенка. Кровь. Клетки иммунной системы. Тимусзависимый путь развития Т-лимфоцитов. Тимуснезависимый путь развития В-лимфоцитов. Т- лимфоциты и их субпопуляции. В-лимфоциты и их субпопуляции.
Эволюция иммунитета
Филогенез иммунного ответа
Развитие иммунологической реактивности в филогенезе. Эволюция лимфоидной системы. Стволовая кроветворная клетка и ее дифференцировка. Формирование и дифференцировка Т, В- и А-клеточных систем. Эволюция иммуноглобулинов.
Онтогенез иммунного ответа Развитие иммунологической реактивности в онтогенезе. Становление иммунитета в эмбриональном периоде. Развитие лимфоидных органов. Состав и строение центральных органов иммунной системы. Эмбриогенез костного мозга и тимуса. Состав и строение периферических лимфоидных органов, рециркуляция лимфоцитов.
Становление антигенной структуры тканей позвоночных входе эмбриогенеза. Старение. Иммунная недостаточность. Иммуногенетические основы старения. Причины и механизмы нарушения иммунитета в старости. Возможные механизмы врожденного (первичного) иммунодефицита. Классификация. Врожденные дефекты фагоцитарной системы и системы комплемента.
Основные феномены клеточного и гуморального иммунитета
Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов
Механизм реакции гиперчувствительности немедленного типа. Аллергические антитела – реагины и иммуноглобулины Е. Основные положения учения об аллергии. Виды аллергии, анафилаксия. Аллергия и иммунитет.
Классификация аллергенов.
Клеточные основы гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ). Отличие ГЗТ от реакции гиперчувствительности немедленного типа. Перенос клеточного иммунитета. Сенсибилизация и десенсибилизация. Трансплантационный иммунитет

История становления трансплантационной иммунологии. А. Карель, П.
Медавар. Определение понятия трансплантационный иммунитет.
Чистолинейные животные. Генетические законы совместимости тканей.
Аутотрансплантация. Сингенная и аллогенная трансплантация.
Ксенотрансплантация. Иммунологическая природа отторжения. Динамика отторжения. Механизм деструкции трансплантата. Значение системы Ни при трансплантации органов. Клеточные феномены трансплантационного иммунитета
Феномен усиления роста трансплантата. Феномены аллогенной ингибиции, цитопатогенного действия лимфоцитов и другие феномены.
Генетический контроль иммунного ответа
Динамика антителогенеза. Генетические аспекты антителогенеза. Этапы синтеза иммуноглобулинов, иммунологическая память. Клональность популяции антителопродуцентов. Индивидуальные различия силы иммунного ответа. Гены иммунного ответа (Ir – гены) и их сцепления с главной системой гистосовместимости. Ia – антигены, локализация, структура и участие в представлении антигена лимфоцитам. Генетический контроль иммунного ответа на уровне Т, В-клеток и макрофагов.
Иммунологическая толерантность
История развития учения о толерантности. Определение понятия толерантности. Эмбриональный период становления толерантности. Иммунная ареактивность во взрослом состоянии. Роль отдельных клеточных типов в индукции толерантности. Высокодозовая и низкодозовая толерантность. Индукция толерантности после облучения. Роль генотипа в индукции толерантности. Отмена толерантности, аутоиммунная патология.
Иммунология репродукции. Иммунологические взаимоотношения в системе «мать-плод»
Иммунологические механизмы оплодотворения. Иммунология имплантации. Эмбрион как аллотрансплантат. Иммунологические отношения между организмом материи плода при нормально протекающей беременности. Иммунологическая реактивность при беременности. Роль трофобласта и плаценты. Околоплодные оболочки и жидкости в регуляции иммунологических отношений мать-плацента-плод. Роль гуморальных и клеточных факторов в течение всего периода беременности вплоть до родов. Болезнь «малорослости». Иммунологический конфликт между организмом материи плода. Гемолитическая болезнь новорожденных. Способность к образованию антител. Профилактика антирезусной сенсибилизации.
Иммунитет к опухолям
Антигенная характеристика опухолевых клеток. Иммунологический надзор и механизмы противоопухолевого иммунитета. Преодоление иммунологического надзора опухолевыми клетками. Разработка способов иммунотерапии злокачественных опухолей.
Иммунодефицитные состояния
Первичная (врожденная) иммунологическая недостаточность дефекты фагоцитирующих клеток, недостаточность системы комплемента, дефицит компонентов комплемента С С, недостаточность В-лимфоцитов, недостаточность Т-лимфоцитов, недостаточность стволовых клеток.
Вторичный иммунодефицит вирусные инфекции, химические и физические факторы, питание (дефицит железа, хронические инфекции, стресс и другие
Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ. Специфическая иммунокоррекция.
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей