Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности


Скачать 420.49 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Анкор[Voronkova E.G.] Immunologiya Uchebno-metodichesk( BookSee.org).pdf
Дата25.01.2018
Размер420.49 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVoronkova_E_G__Immunologiya_Uchebno-metodichesk_BookSee_org.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методический комплекс
#35460
страница6 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7
3.6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Практические работы по каждому модулю, приведенному в технологической карте учебного курса, выполняются согласно Руководству к практическим занятиям по иммунологии Е.Г. Воронковой, Е.Г. Воронкова
(2005). Каждая работа включает теоретические вопросы для ознакомления с темой, материалы и оборудование для выполнения практической работы, контрольное тестирование. Результаты выполнения практических заданий заносятся в тетрадь для практических работ, рисунки и схемы студент выполняет аккуратно, карандашом, при необходимости получает консультацию преподавателя. Тетрадь по иммунологии является итоговым документом практических занятий.
Пропущенное занятие должно быть отработанно. При отработке студент полностью сдает теоретический материал по соответствующей теме, проводит практическую работу и защищает ее.
Занятие №1. Историческое развитие теории иммунитета (2 часа).
Вопросы контрольного опроса. Вклад Э. Дженнера в истории развития иммунологии. Значение работ Луи Пастера.
3. Первый период развития иммунологии. Инструктивные и селективные теории иммунитета. Клеточная теория иммунитета И.И. Мечникова.
6. Гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха.
7. Клонально-селекционная теория иммунитета М.Ф. Бернета.
7. Развитие иммунологии на современном этапе.
Литература: Занятие №2-3. Антигены и антитела. Теоретическое и практическое значение (4 часа).

Вопросы контрольного опроса. Классификация антигенов. Структура антигенов HLA.
3. Характеристика пяти классов иммуноглобулинов. Механизмы иммунных реакций.
Литература: Занятие № 4. Характеристика гетерогенных популяций Т- и В- лимфоцитов. Антиинфекционный иммунитет (2 часа).
Вопросы контрольного опроса. Лимфоцит – основная структурная и функциональная единица иммунной системы. Характеристика различных форм лимфоцитов. Функции лимфоцитов

4. Общая характеристика инфекционного процесса. Возбудители, оказывающие патологическое действие на ткани инфицированного организма. Неспецифический (врожденный) иммунитет. Специфический иммунитет при инфекциях.
Литература: Занятие № 5-6. Анатомо-морфологическая характеристика органов иммунной системы (4 часа).
Вопросы контрольного опроса. Строение и функции центральных органов иммунной системы красного костного мозга, тимуса. Строение и функции периферических органов иммунной системы селезенки, лимфатического узла.
3. Строение и функции системы лимфоэпителиальных образований. Онтогенез органов иммунной системы.
Литература: 1,2,3, Занятие № 7. Аллергия. Анафилаксия. Аутоиммунитет (2 часа).
Вопросы контрольного опроса. Гиперчувствительность немедленного типа. Классификация аллергенов. Механизм развития аллергического процесса. Гиперчувствительность замедленного типа. Особенности аутоиммунных заболеваний.
Литература:1,2,3,4,12,13.
Занятие № 8. Трансплантационный иммунитет (2 часа).
Вопросы контрольного опроса. История развития трансплантологии. Общая характеристика отторжения. Иммунные механизмы отторжения. Клинические проблемы трансплантации. Заготовка, методы консервирования и сроки хранения трансплантатов.
Литература: Занятие № 9. Иммунитет к опухолям (2 часа).
Вопросы контрольного опроса. Иммунологический надзор и механизмы противоопухолевого иммунитета. Факторы, способствующие развитию злокачественных опухолей.
3. Характеристика злокачественных заболеваний.
Литература: Занятие № 10. Иммунодефицитные состояния (часа
Вопросы контрольного опроса. Врожденные иммунодефициты. В-клеточные и Т-клеточные дефициты.
2. Приобретенные иммунодефициты.
3. Развитие ВИЧ-инфекции.
Литература: 1,2,3, 4,12,13.
3.7 ГЛОССАРИЙ
Адаптивный (приобретенный) иммунный ответ – специфический по отношению к антигену ответ, осуществляемый клонами Т- и В – клеток, имеющих соответствующие антигенраспознающие рецепторы.
Адъюванты – вещества, усиливающие иммунный ответ при одновременном его введении с антигеном в виде общей смеси или комплекса.
Адъювант Фрейнда – водно-масляная эмульсия, которую используют для повышения иммуногенности вносимого в нее антигена.
Аллерген – антиген внешней среды, инициирующий аллергическую реакцию гиперчувствительности немедленного типа.
Аллергическая реакция – ответ предсуществующих антител на контакт организма с аллергеном наиболее типичным проявлением реакции является взаимодействие аллергена с предсуществующими IgE – антителами, связанными с тучными клетками или базофилами, которые после прошедшего взаимодействия секретируют медиаторы воспаления.
Аллергия – реакция повышенной чувствительности немедленного типа в ответ наряд веществ внешней среды с антигенными свойствами.
Аллотрансплантат - обозначение для клеток, тканей, органов, пересаживаемых с одного индивидуума на другой внутри вида.
Аллотрансплантация – пересадка органов и тканей между генетически отличающимися особями одного итого же вида или между особями разных инбредных линий определенного вида.
Анафилактический шок – острая форма аллергической реакции на систематически поступающий в организм антиген, что приводит к отеку дыхательных путей, удушью в основе реакции лежит массированное взаимодействие антигена с IgE – антителами на тучных клетках соединительной ткани.
Анергия – состояние неотвечаемости клеток на внешние стимулы, или отсутствие реакции на антиген со стороны Т- или В-клеток.
Антиген – структурно чужеродное для данного конкретного организма вещество, способное вызвать иммунный ответ.
Антигенпрезентирующие клетки (АПК) - высокоспециализированные клетки, способные к поглощению и переработке антигена, а также представлению пептидных антигенных фрагментов переработанного антигена
54
на клеточной поверхности в комплексе с молекулами I и II классов ГКГС. Основные АПК – макрофаги, дендритные клетки, В-клетки.
Антисыворотка – жидкая часть крови, которая содержит антитела против антигенов, использованных для иммунизации.
Антитела (иммуноглобулины – белки сыворотки крови, продуцируемые плазмоцитами в ответ на введение антигена характерная особенность антител – строгая специфичность по отношению к введенному в организм антигену.
Апоптоз – програмированная клеточная смерть как нормальный физиологический процесс, сопровождающийся деградацией ядерной ДНК, разрушением ядра и последующим фагоцитозом погибшей клетки.
Атопическая аллергия (атопия) – явление, обусловленное немедленной гиперчувствительностью к аллергену, взаимодействующему с антителами IgE.
Аутоантигеныантигены собственных клеток, полимерных молекул конкретного индивидуума.
Аутоиммунитет – явление разрушения собственных клеток и тканей организма аутоантителами или Т – клетками.
Аутотрансплантация – пересадка ткани с одного участка тела на другой у того же самого индивидуума.
Аффинность – сила связывания между отдельными участками взаимодействующих молекул.
Большие гранулярные лимфоциты – клетки со значительным количеством включений (гранул, по размеру большие, чем типичные лимфоциты, к категории этих клеток относят киллерные клетки и НК-клетки.
Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекционный агент, вызывающий развитие синдрома приобретенного иммунодефицита человека СПИД ВИЧ является ретровирусом семейства лентивирусов. Вакцина – препарат, лишенный патогенных свойств возбудителя того или иного инфекционного заболевания (аттенуированный), но сохраняющий иммуногенные свойства, обеспечивающие развитие иммунного ответа.
Вирусы – внеклеточные формы жизни, способные проникать в определенные живые клетки и размножаться в этих клетках, используя их биосинтетический аппарат.
Воспаление – реакция организма на тканевое повреждение, инфекцию характеризуется повышением проницаемости сосудов, накоплением жидкости и клеток вместе инфекции или физического повреждения.
Вторичный иммунный ответ – усиленная иммунная реакция в ответ на повторное введение антигена, использованного при первичной иммунизации.
Гаптены – простые химические соединения в основном ароматического ряда, обладающие иммуногенностью, но характеризующиеся антигенной специфичность, что определяется по их способности взаимодействовать с предсуществующими антителами.
Гены иммунного ответа (Ir – гены – гены, контролирующие силу иммунного ответа локализованы в I – области главного комплекса гистосовместимости.
55
Главный комплекс гистосовместимости – группа близкосцепленных генов, кодирующих в основном иммунологически значимые молекулы трех классов наиболее значимыми являются молекулы 1 класса, принимающие участие в генерации СТ- клеток.
Гранулёмалокальное хроническое воспаление, образуется вследствие постоянного привлечения макрофагов в очаг воспаления. Не подвергающиеся перевариванию материалы могут быть изолированы плотными скоплениями макрофагов.
Иммунитет – способ защиты организма от всех антигенно чужеродных веществ как экзогенной, таки эндогенной природы, фактор стабильности онтогенеза.
Иммунологическая память – долговременное сохранение способности иммунной системы отвечать более сильной реакцией на повторную встречу с антигеном вызвавшим первичный ответ.
Инбредная линия – линия животных (в иммунологии главным образом мыши, все особи которой гомозиготны и генетически неотличимы друг от друга, как однояйцевые близнецы.
Интерлейкины (ИЛ – цитокины, продуцируемые лимфоцитами, макрофагами, натуральными киллерами, другими клетками основная функция
- регуляция иммунитета.
Комплемент – группа сывороточных белков, которые при активации вызывают широко распространенные воспалительные эффекты, а также лизис бактерий и др. Комплемент может быть активирован непосредственно бактериями, но обычно для этого необходимо присутствие антител.
Конгенные линии – линии животных, являющиеся генетически идентичными между собой за исключением одного какого-либо локуса у конгенных линий мышей – различия по главному комплексу гистосовместимости.
Киллинг – разрушение. Внутриклеточное разрушение захваченных фагоцитами микроорганизмов осуществляется лизосомальными ферментами. Внеклеточное разрушение осуществляется моноцитами, нейтрофилами и другими киллерными клетками.
Ксенотрансплантация – пересадка органов или тканей между особями, относящимися к разным видам.
Лизис – распад клетки, необратимое истечение её содержимого через поврежденную мембрану.
Лизоцимгидролитический фермент секретов слюны, фактор неспецифической иммунной защиты.
Лимфатические сосуды – тонкостенные, содержащие лимфу сосуды, разветвленные по всему организму внеклеточная жидкость и лимфоциты, которые накапливаются в тканях, собираются в лимфатических сосудах и, проходя через лимфатические узлы, поступают в основной лимфатический сосуд – грудной проток.
Лимфокины – цитокины, продуцируемые лимфоцитами

Лимфома
– злокачественное перерождение лимфоцитов, размножающихся в лимфоидной ткани и не проникающих в кровь.
Макрофаги – большие мононуклеарные клетки, широко представлены в тканях организма производные костномозговых предшественников играют критическую роль в развитии иммунитета в неспецифическом врожденном иммунитете выполняют роль фагоцитирующих клеток с киллерной активностью, а также участников воспалительной реакции.
Миастения гравис
– аутоиммунное заболевание, вызванное аутоантителами к ацетилхолиновому рецептору на клетках скелетной мускулатуры в результате иммунной атаки развивается нарушение мышечного сокращения.
Митогены – белки, способные не специфически активировать лимфоциты и вызывать их пролиферацию.
Монокины – цитокины, секретируемые макрофагами.
Натуральные киллеры (НК) – лимфоцитоподобные клетки, лишенные признаков Т – или В- клеток способны к уничтожению некоторых опухолевых и вирусинфицированных клеток являются важным фактором неспецифического (врожденного) иммунитета.
Некроз – гибель клеток или тканей в результате химического или физического повреждения.
Опухолевые антигены – чужеродные для данного организма антигены, возникающие на злокачественно трансформированных клетках в результате действия канцерогенных соединений, инфицирования клеток онкогенными вирусами, точковых мутаций генов, контролирующих поверхностные клеточные белки.
Отторжение трансплантата – разрушение тканевого или органного трансплантата иммунокомпетентными клетками генетически отличающегося реципиента.
Пейеровы бляшки – локальное тканевое скопление лимфоцитов вдоль тонкого кишечника.
Первичный фолликул – гистологически выявляемые структуры лимфоидной ткани, составленные из дендритных клеток и покоящихся В – лимфоцитов первичные фолликулы являются местом формирования центров размножения (вторичных фолликулов) при антигенной стимуляции.
Персистенция – защитные механизмы микроорганизмов, позволяющие избегать разрушающего действия иммунных факторов. Они способны длительно находиться в организме носителя, вызывая хронические и трудноизлечимые заболевания.
Презентация (представление) антигена – процесс приведения антигена на поверхность антигенпредставляющей клетки в иммуногенную форму.
Примирование – активация наивных Т-клеток при первичной встрече с антигеном.
Пролиферация – увеличения числа клеток путем митоза.
Реакция Артюса – кожная реакция, при которой антиген, введенный внутрикожно, реагирует со специфическими антителами IgG во внеклеточном
57
пространстве в результате взаимодействия антигена с антителом активируется комплемент и усиливается миграция фагоцитирующих клеток вместо введения антигена, что приводит к развитию локальной воспалительной реакции.
Секвестрация – участие микроорганизмов, которые не могут быть убиты, в образовании гранулём макрофагами.
Сингенная трансплантация – пересадка органов или тканей между генетически идентичными особями одного вида (однояйцевые близнецы).
СКЛ – реакция в смешанной культуре лимфоцитов – пролиферативный ответ Т-клеток на аллоантигены МНС в культуре, содержащей клетки двух генетически отличающихся индивидуумов.
Толерантность иммунологическая
– явление специфической иммунологической неотвечаемости.
Толерогены – антигены клеток, белков, полисахаридов, вызывающие при определенных условиях введения в организм специфическую неотвечаемость.
Трансплантационные антигены – антигены клеточной поверхности, контролируемые главным комплексом гистосовместимости.
Трансплантационный иммунитет – явление иммунного отторжения трансплантируемой чужеродной ткани или органа в реакции отторжения принимает участие главным образом Т- система иммунитета.
Фагоцитоз – захвати внутриклеточное переваривание корпускулярного материала (бактерий, чужеродных и собственных отмирающих клеток, инертных частиц и др.).
Хемокины – низкомолекулярные цитокины, принимающие участие в миграции и активации фагоцитирующих клеток и лимфоцитов играют центральную роль в воспалительном ответе.
Цитокины – эндогенные белковые регуляторы, принимающие участие в наиболее эффективном проявлении иммунного ответа.
Цитотоксические Т-лимфоциты (Тц)
– главные клетки противовирусного иммунитета. В его функцию входит распознавание и уничтожение инфицированных вирусом клеток.
Экзотоксины – токсины, продуцируются бактериальной клеткой во внешнюю среду.
Эпитоп (антигенная детерминанта – участок антигена, распознаваемый антителами РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература. Галактионов, В.Г. Иммунология / В.Г. Галактионов. - М Изд-во МГУ,
1998.
2. Галактионов, В.Г. Иммунологический словарь / В.Г. Галактионов. – М,
2005.
3. Попова, НА. Иммунология. Учебное пособие / НА. Попова- Новосибирск, 2000.
58

4. Воронкова, Е.Г. Руководство к практическим занятиям по иммунологии.
Учебно-методическое пособие / Е.Г. Воронкова, Е.Г. Воронков. – Горно-
Алтайск, Дополнительная литература. Бородин, Ю.И. Циркадные биоритмы иммунной системы / Ю.И. Бородин,
В.А. Труфакин, А.Ю. Летягин. – Новосибирск, 1992.
6. Девойно,
Л.В.
Нейромедиаторные системы в психонейроиммуномодуляции / Л.В. Девойно, Р.Ю. Ильюченок. – Новосибирск ЦЭРИС, 1993.
7. Кондратьева, И.А. Практикум по иммунологии Учебное пособие / И.А.
Кондратьева, А.А. Ярилин, С.Г. Егорова, Н.В. Воробьева, О.В. Буракова и др- М Академия, 2004.
8. Корнева, Е.А. Введение в иммунофизиологию. Учебное пособие / Е.А.
Корнева. – СПб, 2003.
9. Лебедев, КА. Анализ крови вчера, сегодня, завтра / КА. Лебедев, И.Д.
Понякина. - М, 1996.
10. Петров, Р.В. Иммунология и иммуногенетика / Р.В. Петров. - М Медицина, Петров, Р.В. Иммунология / Р.В. Петров. - М Наука, 1985.
12.Плейфэр, Дж. Наглядная иммунология / Дж. Плейфер. – М ГЭОТАР Медицина, 1998.
13.Потемкина, ЕЕ. Пособие по лабораторной клинической иммунологии с курсом практических занятий / ЕЕ. Потемкина, Р.З. Позднякова, Л.М.
Манукян. – М Изд-во Российс. унта дружбы народов, 2003.
14. Пояк, Р. Иммуноглобулины / Р. Пояк, Р. Кату, Ф. Каруш. - М Мир, 1981.
15. Сапин, М.П. Иммунная система человека / М.П. Сапин, Л.Е. Этинген. - М Медицина, 1996.
16. Стефани, Д.В. Иммунология и иммунопатология детского возраста / Д.В.
Стефани, Ю.Е. Вельтищев. – М Медицина, 1996.
17.Фримель, Х. Иммунологические методы / Х. Фримель. - М Мир, 1979.
18. Фримель, Х. Основы иммунологии / Х. Фримель, И. Брок. - М Мир,
1986.
19.Хаитов, Р.М. Иммунопатология и аллергология / Р.М. Хаитов. – М, 2001.
20. Шевелев, АС. Противоречия иммунологии / АС. Шевелев. - М Медицина, 1978.
21. Шевелев, АС. Память о будущем / АС. Шевелев. - М Советская Россия,
1985.
22. Яновская, ТЮ. Иммунная система / ТЮ. Яновская. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов по курсу призвана, не только закреплять и углублять знания, полученные на аудиторных занятиях, но и способствовать развитию у студентов творческих навыков, инициативы, умению организовать свое время.
При выполнении плана самостоятельной работы студенту необходимо прочитать теоретический материал не только в учебниках и учебных пособиях, указанных в библиографических списках, но и познакомиться с публикациями в периодических изданиях.
Студенту необходимо творчески переработать изученный самостоятельно материал и предоставить его для отчета в форме реферата или конспекта.
Проверка выполнения плана самостоятельной работы проводится на семинарских занятиях, вовремя защиты практической работы, индивидуальных занятиях п/п
Темы
Кол-во часов
Формы отчетности
Сроки
7 семестр – 24 часа
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей