Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности


Скачать 420.49 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Анкор[Voronkova E.G.] Immunologiya Uchebno-metodichesk( BookSee.org).pdf
Дата25.01.2018
Размер420.49 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVoronkova_E_G__Immunologiya_Uchebno-metodichesk_BookSee_org.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методический комплекс
#35460
страница7 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7
Введение. Возникновение и развитие иммунологии. Теории иммунитета
1
Исторические этапы развития иммунологии. Основоположники научной иммунологии – Л. Пастер, Э. Беринг, Р. Кох. Возникновение неинфекционной иммунологии –
И.И. Мечников, П. Эрлих, Ж. Броде,
Н.Н. Чистович, К. Ландштейнер и другие. Основные этапы и направления развития современной иммунологии
2
Научное сообщение, научный доклад, защита реферата
Практическое занятие № Зачет Исторический аспект инструктивных и селективных теорий иммунитета. Теория боковых цепей П. Эрлиха.
Клонально-селекционная теория Ф.
Бернета. Инструктивная теория Полинга. Теория естественного отбора Н. Ерне. Теория непрямой матрицы Ф. Бернета и Ф. Феннера.
2
Научное сообщение, научный доклад, защита реферата
Практическое занятие № Зачет Антигены. Антитела

3
Виды антигенной специфичности. Гаптены и гаптеноспецифичность. Синтетические антигены
(полиаминокислоты). Конъюгированные антигены, носители. Изоантигены человека. Система Ни система HLA. Антигены как индукторы иммунного ответа. Миелоидные белки. Синтез антител in vitro и гибридомы. Изотипы, аллотипы и
идиотипы. Генетический контроль структуры Научное сообщение, научный доклад.
Тестирование Защита реферата на зачете
Практическое занятие № Зачет
60
иммуноглобулинов.
4
Афферентный этап. Роль рецепторного аппарата Т- и В- лимфоцитов в распознавании антигена и участие макрофагов в переработке антигена.
Центральный этап. Генез и механизм взаимодействия Т- и В- лимфоцитов в периферических органах иммунной системы. Основные этапы клеточных реакций,
происходящих в лимфоидных органах.
Эфферентный этап. Реализация и понятие об иммунологической памяти. Роль взаимодействия клеток при первичном и вторичном иммунном ответе. Регуляция иммунопоэза. Связь иммунной, эндокринной и нервной систем в поддержании гомеостаза.
Понятие о неспецифических и специфических (иммунологических) факторах защиты организма.
Антиинфекционный иммунитет. Феномены агглютинации, преципитации,
лизиса, цитотоксические реакции, реакции связывания комплемента и др.
Иммунодиффузионный анализ, иммуноэлектрофорез. Научное сообщение
Защита реферата на зачете
Практическое занятие № 3, Зачет Иммунная система. Эволюция иммунитета

5
Центральные и периферические органы иммунной системы.
Структурно-функциональные отношения. Формирование и дифференцировка Т, В- и А- клеточных систем.
Становление иммунитета в эмбриональном периоде.
Эмбриогенез костного мозга и тимуса.
Иммуногенетические основы старения. Причины и механизмы нарушения иммунитета в старости.
4
Решение задач, тестирование
Защита реферата на зачете
Практическое занятие № 5, Зачет Основные феномены клеточного и гуморального иммунитета
6
Основные положения учения об аллергии. Виды аллергии, анафилаксия. Клеточные основы гиперчувствительности замедленного типа (ГЗТ). Отличие Тестирование Защита реферата на зачете
Практическое занятие № Зачет
61

ГЗТ
от реакции гиперчувствительности немедленного типа. Сенсибилизация и десенсибилизация. История развития учения о толерантности. Высокодозовая и низкодозовая толерантность. Индукция толерантности после облучения. Роль генотипа в индукции толерантности. Отмена толерантности,
аутоиммунная патология.
7
История становления трансплантационной иммунологии. А. Карель, П. Медавар.
Аутотрансплантация. Сингенная и аллогенная трансплантация.
Ксенотрансплантация. Иммунологическая природа отторжения. Значение системы Ни при трансплантации органов. Феномен усиления роста трансплантата. Эмбрион как аллотрансплантат. Иммунологический конфликт между организмом материи плода. Гемолитическая болезнь новорожденных.
2
Научное сообщение
Тестирование Защита реферата на зачете
Практическое занятие № Зачет Генетические аспекты антителогенеза. Иммунологическая память. Клональность популяции антителопродуцентов. Индивидуальные различия силы иммунного ответа. Гены иммунного ответа (Ir – гены) и их сцепления с главной системой гистосовместимости. Ia – антигены, локализация, структура и участие в представлении антигена лимфоцитам.
Генетический контроль иммунного ответа на уровне Т, В-клеток и макрофагов.
2
Защита реферата
Зачет Антигенная характеристика опухолевых клеток. Иммунологический надзор и механизмы противоопухолевого иммунитета.
Преодоление иммунологического надзора опухолевыми клетками. Разработка способов иммунотерапии Научное сообщение
Тестирование Защита реферата на зачете
Практическое занятие № Зачет
злокачественных опухолей.
Иммунодефицитные состояния
10
Первичная
(врожденная) иммунологическая недостаточность. Вторичный иммунодефицит. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ. Специфическая иммунокоррекция.
4
Научное сообщение
Решение задачи тестирование Защита реферата на зачете
Практическое занятие № Зачет. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Цель: приобретение навыков анализа научной литературы по определенной теме.
Тематика рефератов:
Значение работ Луи Пастера.
Клеточная теория иммунитета И.И. Мечникова.
Гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха.
Клонально-селекционная теория иммунитета М.Ф. Бернета.
Развитие иммунологии на современном этапе.
Система Ни система HLA: наследование, распределение в тканях, функция.
Механизмы формирования иммунных реакций.
Медиаторы и гормоны иммунной системы.
Иммунодиффузионный анализ, иммуноэлектрофорез.
Развитие иммунологической реактивности в филогенезе Иммунопатология детского возраста Причины и механизмы нарушения иммунитета в старости Аутоиммунные заболевания Нейрофизиологические процессы в мозге в динамике развития иммунных реакций Клинические проблемы трансплантации Иммунологический надзор и механизмы противоопухолевого иммунитета.
Особенности иммунологической реактивности в различных климатогеографических условиях сезонные и суточные колебания, питание, стресс, антропогенные факторы внешней среды, микробное окружение Сравнительная феноменология трансплантационного иммунитета Иммунологические отношения между организмом материи плода при нормально протекающей беременности Иммунологический конфликт между организмом материи плода Первичные и вторичные иммунодефициты, пути их преодоления.
Биологические препараты профилактические, лечебные, диагностические Перспективы иммунологической диагностики
Значение иммунологического мониторинга в экологических исследованиях Воспаление как основа иммунных процессов.
Содержание и объем пояснительной записки (или введения актуальность проблемы, обоснование темы. Постановка цели и задач. Объем 2-3 стр. (2 ч).
Основная часть должна включать основные вопросы, подлежащие освещению. Самостоятельной работой студента является подбор и составление полного списка литературы (кроме указанных преподавателем) для освещения и обобщения новейших достижений науки по теме реферата. Выявление дискуссионных, выдвигающих спорные вопросы и проблемы ученых. Объем
20-25 стр. (8 ч.).
Заключение: должно включать обобщение анализа литературы и выводы. Объем 2-3 стр. (1 ч).
Список использованной литературы не менее 10-15 источников.
Примечание: Тематический план примерный. Студенты имеют право на выбор темы по своим интересам. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЧЕТ Понятие об иммунитете и его виды.
Клеточная теория иммунитета.
Теория боковых цепей.
Развитие иммунологии на современном этапе.
Свойства и классификация антигенов.
Гетерогенность иммуноглобулинов.
Главный комплекс гистосовместимости: генетическая организация и основные белки комплекса.
Центральные органы иммунной системы.
Периферические органы иммунной системы Иммунологическая толерантность.
Неспецифические факторы защиты и резистентности организма Эффекторные механизмы иммунитета Взаимодействие клеток в иммунном ответе Противоинфекционный иммунитет Аллергия.Анафилаксия.
Аутоиммунные состояния.
Трансплантационный иммунитет Противоопухолевый иммунитет Первичные иммунодефициты.
Вторичные иммунодефициты. ВИЧ – инфекция Иммунологические механизмы оплодотворения.
Иммунологический конфликт между организмом материи плода Иммунитет новорожденных.
Иммунитет при старении Эволюция иммунных механизмов

VII. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ Оценка знаний по модульно-рейтинговой системе при изучении курса Распределение баллов по отдельным видам работ при изучении курса Иммунология для студентов 4 курса биолого-химического факультета очного отделения.
Максимальное количество - 100 баллов.
Лекции – 16 часов, за посещение лекции начисляется 1 балл, те. всего 8 баллов.
За пропуск лекции по уважительной причинено при наличии конспекта лекции устанавливается балл в размере L = 0,5 * НС, те. L = 0,5 * 1 = Практические занятия – 20 часов Название темы
Баллы (НС)
1
Историческое развитие теории иммунитета Антигены и антитела. Теоретическое и практическое значение Характеристика гетерогенных популяций Т- и В – лимфоцитов.
Антиинфекционный иммунитет
10 4
Анатомо-морфологическая характеристика органов иммунной системы Аллергия. Анафилаксия. Аутоиммунитет
5 Трансплантационный иммунитет
5 Иммунитет к опухолям
5 8
Иммунодефицитные состояния Итого Примечание НС – начальная стоимость.
Дополнительные баллы за:
реферат от 5 до 10 баллов научное сообщение от 1 до 5 баллов Примерные тесты

1.Основоположник экспериментальной иммунологии:
а. Пастер б. Мечников в. Павлов. Метод позволяющий стимулировать иммунный ответ и создавать иммунитет к возбудителю:

а. вариоляция б. вакцинация в. презентация антигена. Исследователь, открывший общий принцип стимуляции иммунитета с помощью вакцина. Дженнер б. Пастер в. Миллер
65

4. Исследователь, доказавший, что гены иммунореактивности относятся к
ГКГС:
а. Мак-Девит б. Бенацерраф в. Бернет
5. Создатели клонально-селекционной теории иммунитета:
а. Тизелиус, Кэбот б. Келер, Мильстайн в. Бернет, Ерне
6. Исследователь, доказавший зависимость иммунного ответа от тимуса:
а. Миллер б.Кох в. Бернет
7. Создатели клеточной теории иммунитета:
а. Ландштейнер б. Эрлих в. Мечников. Открытие явления анафилаксии принадлежит:

а. Медавару, Гашеку б. Рише, Портье в. Бернет, Ерне
9. Теория боковых цепей сформулирована:
а. Ландштейнером б. Эрлихом в. Монтанье
10. Учение об иммунологической толерантности сформулировали:
а. Келер, Мильштайн б. Медавар, Гашек в. Бернет, Ерне
11. Один из основателей трансплантационной иммуннологии:
а. Ж.Доссе б. Д.Гоуэнс в. Д.Снелл
12. Фактор, от которого зависит степень иммуногенности:
а. антигенность б. чужеродность в. специфичность. Валентность антигена зависит от числа:
а. эпитопов б. антидетерминант в. гаптенов. Неимунногенны:
а. белки б. полисахариды в. липиды. Вещества, усиливающие иммуногенность антигенов:
а. детерминанты б. гаптены в. адьюванты
16.Способность к специфическому взаимодействию с продуктами иммунного
ответа:
а. иммуногенность б. антигенность в. специфичность. Субстанция, способная вызывать иммунный ответа. антиген б. антитело в. гаптен
66

18. Наибольшей способностью к фагоцитозу обладают:
а. базофилы и лимфоциты б. нейтрофилы и моноциты в. эозинофилы и лимфоциты
19. Антитела синтезируются в:
а. нейтрофилах б. базофилах и эозинофилах в. лимфоцитах. Участок антигена, не перекрывающийся с эпитопами, но взаимодействующий с продуктами МНС: а. носитель б. гаптен в. агретоп
21. Субстанция, специфически реагирующая с антигеном:
а. агретоп б. антитело в. гаптен
22. Антигены генетически идентичных индивидов:
а. аутоантигены б. ксеноантигены в. изоантигены
23. Антигены вызывающие повышенную реактивность:
а. аллергены б.толерогены в. гаптены. Антигены клеточной поверхности, контролируемые ГКГС:
а. трансплантационные б. толерогены в. изоантигены
25. Антигены, вызывающие гиперчувствительность немедленного типа:
а. аллергены б.толерогены в. гаптены. Аффинность – это:
а. прочность связи антитела с соответствующим антигеном б. прочность связи между отдельными антидетерминантами и детерминантами в. прочность связи тяжелых и легких цепей. Иммуноглобулин, обладающий способностью проходить через плаценту:
а. Ig G б. Ig в. Ig D
28. Обнаружение у плода антител этого класса указывает на внутриматочную инфекцию:
а. Ig D б. Ig А в. Ig М. Иммуноглобулин, содержащийся как в сыворотке, таки в слизистых
оболочках:
а. Ig G б. Ig A в. Ig D
67

30. Приносящими называют те лимфатические сосуды, по которым лимфа поступает в:
а. лимфатические узлы б. лимфатические протоки в. артериальное кровеносное русло. Кровь в лимфатические узлы поступает:
а. по венами артериям б. по венам в. по артериям. Периферическая иммунная система состоит из:
а. лимфатических узлов и нервных сплетений б. скоплений лимфатических узлов и прилегающих к ним межклеточных пространств, заполненных межтканевой жидкостью в. проводящих путей – протоков, сосудов, капилляров, лимф. узлов, скоплений лимф. фолликулов (типа миндалин, селезенка. Орган, служащий фильтром, улавливающим антигены:
а. тимус б. селезенка в. лимфатический узел. Способность восстанавливать Т-систему иммунитета принадлежит
гормону:
а. тимозин б. АФТ - 6 в. тироксин. К центральным органам иммунной системы относят:
а. костный мозг б. селезенка в. лимфатический узел. Селезенка закладывается на недели эмбриогенеза:
а. 5 – 6 недели б. 9 – 12 недели в. 14 – 16 недели. Патологически повышенная реакция организма на определенные субстанции антигенной природы:
а. анафилаксия б. аллергия в. аутоиммунные заболевания. Микробы, вирусы, грибки, гельминты, вакцинные препараты относятся к
аллергенам:
а. биологическим б. лекарственным в. физическим. Феномен, в результате которого на несколько дней утрачивается
гиперчувствительность к данному антигену:
а. сенсибилизации б. десенсибилизации в. Артюса
40. Бактерии, защищенные слоем арабиногалактанта и миколовыми
кислотами:
а. грамотрицательные б. микобактерии в. спирохеты

41. В качестве защитного механизма после адгезии бактерий на клетках эпителия является:
а. Ig A б. Ig E в. Ig D
42. Гельминты способны инфицировать человека, и могут вызвать рак желчного протока:
а. глисты б. филярии в. клонорхи
43. В структуре вирусов содержится:
а. ДНК и РНК б. только ДНК в. ДНК или РНК. Вирус полиомиелита относится к группе:
а. риновирусы б. энтеровирусы в. ретровирусы
45. Переносчик возбудителя энцефалита:
а. таежный клещ б. чесоточный клещ в. блоха. Патогенными называются бактерии:
а. вызывающие заболевания живых организмов б. живущие на теле других организмов в. вызывающие гниение пищевых продуктов. Вирусы гриппа, кори относятся к группе:
а. риновирусы б. миксовирусы в. ретровирусы
48. Локальное тканевое скопление лимфоцитов вдоль тонкого кишечника -
это:
а. первичные фолликулы б. пейеровы бляшки в. тучные клетки. Возбудитель Спида поражает:
а. Т- помощники б. Т- киллеры в. Т- супрессоры
50. Наиболее активными клетками в разрушении опухоли являются:
а. Т- клетки б. В- клетки в. макрофаги. Опухоль возникает в результате:
а. отторжения чужеродной ткани б. действия канцерогенных веществ в. аллергических реакций. Вирус Спида относится к группе:
а. риновирусы б. аренавирусы в. ретровирусы
69

53. От подбородка, губ, щек, зубов, носа, нижнего века лимфа оттекает в лимфатические узлы:
а. околоушные б. шейные в. поднижнечелюстные
54. От нижней конечности, нижней части спины, ягодичной области лимфа
оттекает в лимфатические узлы:
а. подколенные б. паховые в. подвздошные
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Биолого-химический факультет
Кафедра безопасности жизнедеятельности, анатомии и физиологии СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ»
Декан БХФ Проректор по УР
__________В.Н. Алейникова ___________ О.А. Гончарова
«____» _____________200 г. « ___»____________200_г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Иммунология»
по специальности 020201 «Биология»
Составитель:
к.б.н., доцент Воронкова Е.Г.
и.о. завкафедрой безопасности жизнедеятельности, анатомии и физиологии Воронков Е.Г.
Горно-Алтайск, 2008 г
1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей