Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Синельникова_Муз. форма. от 15.01.14. Учебно-методический комплекс Оркестровые струнные инструменты


НазваниеУчебно-методический комплекс Оркестровые струнные инструменты
Дата01.12.2019
Размер1.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСинельникова_Муз. форма. от 15.01.14.doc
ТипУчебно-методический комплекс
#65500
страница1 из 22
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет

культуры и искусств»

Институт музыки

Кафедра оркестрово-инструментального исполнительства

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

Учебно-методический комплекс





«Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано»

Кемерово

2013

Автор-составитель: доцент О.В. Синельникова


Утвержден на заседании кафедры оркестрового инструментального исполнительства

30.08.2013 г., протокол №1
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом института музыки КемГУКИ

21.11.2013 г., протокол №3

Синельникова, О. В.Музыкальная форма [Текст]: учеб.-метод. комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 073100 «Музыкально-инструментальное искусство», профили подготовки «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано» / доцент О. В. Синельникова. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2013. – …. с.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………....

1. Структура и содержание дисциплины…………………………………………

1.1. Структура дисциплины………………………………………………………..

1.1.1. Тематический план для студентов очной формы обучения

1.1.2. Тематический план для студентов заочной формы обучения…………………

1.2. Содержание дисциплины…....…………………………………………………

2. Учебно-теоретические материалы

2.1. Конспект лекций

3. Учебно-практические материалы

3.1. Описания семинарских занятий

3.2. Задания для самостоятельной практической работы студентов

4. Учебно-методические материалы по курсу………………………….

4.1. Методические указания для студентов………...……………………………..

4.1.1. Методические указания к выполнению целостного анализа музыкального произведения

4.1.2. План анализа музыкальной формы……………………………………………..

4.1.3. Основные принципы построения тонального плана произведения….........

4.2. Методические рекомендации для преподавателя…………………………

4.2.1. Общие методические рекомендации и требования к контролю успеваемости

4.2.2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

студентов заочной формы обучения…………………..

4.4. Образовательные технологии………

4.5. Материально-техническое обеспечение дисциплины…

5.Контрольно-измерительные материалы

5.1. Вопросы для текущего контроля………………………………….……………

5.1.1. Контрольные вопросы…………………………………………………

5.1.2. Задания в тестовой форме……………………………………………..

5.2.Темы рефератов для студентов-инструменталистов заочной формы обучения……………………………

5.3. Вопросы к экзамену………………………………………………………………

6.Список рекомендуемой литературы

6.1. Основная литература……………………………………………………..

6.2. Дополнительная литература……………………………………………

6.3.Интернет-ресурсы………………………………………..

7. Учебно-справочные материалы

7.1. Словарь музыкальных форм и жанров………………………………

7.2. Список ключевых слов

Приложение: Аналитический этюд…………………………
Введение
Цель учебной дисциплины «Музыкальная форма» – формирование у студентов установок для самостоятельного освоения конкретных образцов музыкального искусства не только с исполнительской, но и с музыкально-теоретической стороны, включающей анализ и осмысление законов построения музыкальной формы.

Место дисциплины в структуре профессиональной подготовки:

Учебный курс является составной частью цикла истории и теории музыкального искусства (базовая часть) образовательной программы по направлению подготовки 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство», профилям «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты», «Фортепиано». Для его освоения необходимы знания по теории музыки, гармонии, музыкальной форме в объеме курсов музыкального училища (колледжа).

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Способность и готовность

- применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности (ПК-16);

- пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, понимание особенностей национальных школ, исполнительских стилей (ПК-4);

- постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте (ПК-5);

- овладевать музыкально-текстологической культурой, углубленно прочитывать и расшифровывать авторский (редакторский) нотный текст (ПК-6);

- анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-26);

- работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией (ОК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа (ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-26);

- теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка (ОК-4, ПК-16);

- законы формообразования (ПК-16);

- жанры и стили оркестровой, инструментальной, вокальной музыки, направления и стили зарубежной и отечественной музыки (ПК-4, ПК-5).

уметь:

- применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры; различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять теоретические знания в процессе исполнительского анализа и поиска интерпретаторских решений (ПК-16, ПК-4, ПК-5, ОК-4);

- выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения (ПК-6, ПК-26);

- анализировать музыкальную форму (ПК-4).

владеть:

- профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыкальной науки (ОК-4);

- навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; методами и навыками критического анализа музыкальных произведений и событий (ОК-4, ПК-4, ПК-26);

- развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению (ПК-5, ПК-6).

Учебная дисциплина «Музыкальная форма» является составной частью системы профессиональной подготовки бакалавров. Изучение музыкальных форм предусматривает развитие у студентов аналитических навыков в объеме, необходимом для дальнейшей работы выпускников в качестве концертных исполнителей, артистов ансамблей и оркестров, концертмейстеров, преподавателей. Наряду с приобретением практических навыков в задачи курса анализа музыкальных произведений входит воспитание у студентов художественного вкуса и чувства стиля.

Современное состояние музыкальной науки позволяет создать рабочую учебную программу курса, учитывающую: а) главные стимулы формообразования – гармонические, метрические, тематические; б) конкретное строение форм на разных исторических этапах – барокко, классико-романтическом, современном. Поэтому методологическая основа данной программы соединила достижения немецкого учения о музыкальной композиции (А. Рейх, А. Б. Маркс, Й. Х Лобе, Х. Риман, Э. Праут), советской музыкально-теоретической школы (Ю. Тюлин, И. Способин), разработавшей метод целостного анализа (Л. Мазель, В. Цуккерман), функциональную теорию музыкальной формы (В. Бобровский) и теорию исторических стилей (С. Скребков) с обобщениями и открытиями современных музыковедов (Ю. Холопов, В.Холопова, Г. Григорьева, Т. Кюрегян, Е. Чигарёва, В. Фраенов, Г. Заднепровская и др.), охватывающими широкий исторический период – от средневековья до начала XXI века.

Наряду с музыкальным жанром, стилем, драматургией, систематикой и строением музыкальных форм не обойден и ряд иных ее аспектов, таких как специфика тексто-музыкальных композиций средневековья и Возрождения, вокальных форм эпохи барокко, композиционных техник и формообразования XX столетия.
Структура и содержание дисциплины
    1.1. Структура дисциплины

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы –144 часа, в том числе для студентов очной формы обучения 72 часа аудиторной работы, 36 час. – СРС. Для студентов заочной формы обучения 16 часов аудиторной работы, 92 часа – СРС. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 073100.62 «Музыкально-инструментальное искусство» 40% аудиторных занятий проводится в интерактивных формах: игровые ситуации, имитация профессиональной деятельности, творческие задания, дискуссионное обсуждение.

    Промежуточный контроль осуществляется в форме устных опросов на семинарских занятиях, тестовых письменных опросов и контрольных практических занятий по анализу музыкальных произведений. Итоговый контроль - экзамен.
    Тематический план для студентов очной формы обучения




    п/п

    Раздел

    Дисциплины
    Семестр
    Виды учебной работы, включая и трудоемкость (в часах)
    Формы текущего контроля успеваемости.

    Форма промежуточной аттестации (по семестрам).
    Лекционные
    Практические
    Семинарские
    СРС
    1.
    ВВЕДЕНИЕ В МУЗЫКАЛЬНУЮ ФОРМУ
    4










    1.1



    2
    -
    -
    1

    Устный опрос.

    Творческие задания


    1.2
    Функциональные основы музыкальных форм. Музыкальная драматургия.


    1
    -
    -
    1
    1.3
    Музыкальный язык и его структура.


    -
    1
    -
    1
    1.4
    Музыкальный синтаксис. Музыкальная тема и принципы тематического развития. Масштабно-тематические структуры


    1
    -
    -
    1
    итоговое сем/з по разделу
    Основы музыкального формообразования


    -
    -
    2
    1
    интер. форма
    2.
    КЛАССИКО-РОМАНТИЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ












    2.1
    Общая классификация музыкальных форм (от средневековья до XX века). Классификация классико-романтических инструментальных форм.


    1
    -
    -
    1
    Тестовый контроль.

    2.2
    Период.


    1
    1
    -
    1
    Индивидуальные творч. задания.

    Защита результатов анализа музыкальной формы

    Дискуссион. обсуждение
    2.3
    Простые («песенные») формы.

    Простая двухчастная форма. Простая трехчастная форма.


    1
    1
    -
    1
    2.4.
    Сложные (составные) формы: общая характеристика. Сложная трехчастная форма.


    1
    1
    -
    1
    2.5.
    Сложная двухчастная форма.Форма Adagio


    1
    1
    -


    2.6.
    Зеркально-симметричные формы. Концентрическая форма.


    1 1 - 1 2.7.
    Разновидности простых и сложных форм.


    1 1 - 1 итоговое сем/з по разделу
    Классические музыкальные формы: малые формы


    - - 2 1 интер. форма
    2.8.
    Вариационная форма: общая характеристика и классификация. Фигурационные (орнаментальные) вариации. Вариации на выдержанную мелодию.


    1 1 - Защита результатов анализа музыкальной формы.

    Дискуссион. обсуждение
    2.9.
    Жанрово-характерные вариации.


    1 1 - 1 2.10.
    Двойные и многотемные вариации. Обращенные вариации. Вариантная форма.


    1 1 - 1 2.11.
    Рондо: общая характеристика и классификация.

    Рондо венских классиков.


    1 - - 1 Защита результатов анализа музыкальной формы.

    Дискуссион. обсуждение
    2.12.
    Рондо в XIX и XX веках.


    1 1 - 2.13.

    Сонатная форма: общая характеристика и классификация.

    Классическая сонатная форма.


    1 - 2.14.
    Эволюция сонатной формы в XIX – ХХ веках.


    1 1 - 1 Самостоятельно подготовленное сообщение по инд. творч. заданию.

    Дискуссион. обсуждение
    2.15.
    Разновидности сонатной формы.

    Рондо-соната.


    1 1 -

    итоговое сем/з по разделу
    Классические музыкальные формы: крупные формы


    - - 2 2 интер. форма


    итого за 4 семестр


    19 13 6 18

    2.16.

    Смешанные, свободные и контрастно-составные формы: определение, классификация, функциональная организация.

    Смешанные и свободные формы.
    5
    1 1 - 1 Индивидуальные творч. задания.

    Защита результатов анализа музыкальной формы.

    Дискуссион. обсуждение
    2.17.
    Контрастно-составные формы.


    1 1 - 1 2.18.

    Циклические инструментальные формы: определение, классификация.

    Сонатно-симфонический цикл. Циклы сюитного типа.


    1 1 -

    -

    1 2.19.
    Вокальные формы: слово и музыка.

    Вокальный цикл.


    1 -

    2.20.
    Оперные формы. Музыкально-хореографические формы балета


    2 - итоговое сем/з по разделу
    Эволюция классических музыкальных форм в музыке XIX-XX века. Формы романтического типа


    - - 2 2 интер. форма
    3.
    ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ И ЖАНРОВ




    3.1.
    Музыкальные формы и жанры культовой монодии западноевропейского средневековья. Жанры и формы русского знаменного распева


    1 - 1 инд. творч. задния
    3.2.



    1 - 1 итоговое сем/з по разделу
    Музыкальные формы и жанры Средневековья и Возрождения


    - - 2 2 интер. форма
    4.
    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ЭПОХИ БАРОККО




    4.1.
    Общая характеристика и классификация музыкальных форм барокко


    1 1

    4.2.
    Период типа развертывания и барочная одночастная форма. Малые формы эпохи барокко. Барочные двухчастная, трехчастная и многочастная формы.


    2 - 1
    Индивидуальные творч. задания.
    Защита результатов анализа музыкальной формы.
    Дискуссион. обсуждение
    4.3.


    1 1 1 4.4.
    Вариации и хоральные обработки.


    1 1 - 1 4.5.
    Куплетное рондо.


    1 - 1 4.6.
    Концертная форма.


    2 - 4.7.
    Старинная и предклассическая сонатная форма


    1 1 - 4.8.



    1 - - 1 Самостоятельно подготовленное сообщение.
    4.9.

    Циклические формы эпохи барокко: общая характеристика. Инструментальные циклы. Вокально-инструментальные циклы.


    2 - 1 итоговое сем/з по разделу
    Музыкальные формы эпохи барокко


    - - 2 2 интер. форма
    5.
    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ В МУЗЫКЕ XX ВЕКА


    1
    1




    Дискуссион. Обсуждение.

    Тестовый контроль.


    итого за 5 семестр:


    21
    7
    6
    18














    36
    Экзамен


    всего:
    144
    40
    20
    12
    72




    В т. ч. в интерактивных формах

    29 час. (40%) –

    в интеракт.

    формах




      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
    перейти в каталог файлов

    Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей