Главная страница
qrcode

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине методы педагогического исследования для специальности 1-01 01 01 Дошкольное образование


НазваниеУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине методы педагогического исследования для специальности 1-01 01 01 Дошкольное образование
Дата12.01.2020
Размер1.2 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаeumk_metody_ped_issledovaniya_posl_var._2015.docx
ТипУчебно-методический комплекс
#66208
страница1 из 15
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Учреждение образования «Брестский государственный университет

имени А.С.Пушкина»


Регистрационный № _____________

Факультет
Кафедра
СОГЛАСОВАНО

Заведующий кафедрой

_____________ Г.Н. Казаручик



«____» ________________ 20___ г.
СОГЛАСОВАНО

Декан факультета

_____________ Н.А. Леонюк



«____» ________________ 20___ г.


ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
для специальности 1-01 01 01 Дошкольное образование
Составитель: М.С. Ковалевич

Рассмотрено и утверждено на заседании Научно-методического совета «____» ______________
Председатель

________________ Т.А. Ковальчук
Учреждение образования «Брестский государственный университет

имени А.С.Пушкина»
М.С. Ковалевич

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Электронный учебно-методический комплекс
для специальности

1-01 01 01 Дошкольное образование

2015
УДК
ББК 74.58
АВТОР: Ковалевич Мария Степановна

Доцент кафедры дошкольного образования

учреждения образования «Брестский государственный университет

имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических, доцент
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
кафедра психолого-педагогического обеспечения системы образования

области ГУО «Брестский областной институт развития образования»
заведующий кафедрой социальной работы учреждения образования «Брестский государственный университет

имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук

Е.А. Бай
РЕДАКТОР

декан социально-педагогического факультета

учреждения образования «Брестский государственный университет

имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент

Н.А. Леонюк
Рекомендовано Редакционно-издательским советом

учреждения образования «Брестский государственный университет

имени А.С.Пушкина».
М.С. Ковалевич. Методы педагогического исследования. Электронный учебно-методический комплекс / М.С. Ковалевич; Брест. гос. ун-т, 2015. – 175 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Образовательного стандарта высшего образования

1-01 01 01-2013, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 30.08.2013 № 88 на основе учебной программы по учебной дисциплине «Методы педагогического исследования».

Учебно-методический комплекс включает программный материал, курс лекций, методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям, глоссарий, тестовые вопросы для самостоятельной подготовки, вопросы к зачету, вопросы к экзамену, контрольные тесты.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование.

Введение…………………………………………………………5…
Программный материал…………………………………..7

содержание учебного материала……………………………………7

примерный тематический план………..............................................12
Курс леекций…………………………………………………...15
1 Основы методологии педагогического исследования…………….15

1.1 Содержание основных понятий темы……………………………..15

1.2 Сущность и функции методологии педагогического исследования17
Многоуровневый характер методологии ………………………22
2 Педагогическое исследование: сущность, специфика. …………….30

2.1 Педагогическая реальность и её исследование……………………30

2. 2 Логика научно-педагогического исследования……………………34

2.3 Основные методологические принципы организации научно-педагогического исследования………………………………………………….40

3 Классификация методов педагогического исследования .. ………….46

3.1 Эмпирические методы исследования………………………………..46

3.2 Методы теоретические исследования……………………………….70

3.3 Математические методы исследования……………………………..79

3.4Требования к применению методов исследования………………….97

3.5 Организация педагогического исследования………………………99
Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям……………………………………………………………………….123

Семинар 1.Философский уровень исследования.....…………………..123

Семинар 2. Общенаучный уровень методологии исследования……..125

Семинар 3. Уровень методологии гуманитарных наук…………….....127

Семинар 4. Технологический уровень методологии………………….128

Семинар 5. Педагогическая реальность и её исследование…………..129

Семинар 6. Логика научно-педагогического исследования…………..131

Семинар 7. Основные методологические принципы организации научно-педагогического исследования………………………………………133

Семинары 8,9 Эмпирические методы исследования ………………..135

Семинары 10,11 Методы теоретического. исследования ……………142

Семинар 7. Математические методы исследования…………………..145

Семинар 8. Требования к применению методов исследования……....147

Семинар 9. Опытно-экспериментальная работа в учреждении дошкольного образования.

Глоссарий ………………………………………………………..149

Тестовые вопросы для самостоятельной подготовки………………………………………………………………158

Вопросы к зачету………………………………………………161

Вопросы к экзамену…………………………………………..166

Литература………………………………………………………….169

Введение
Учебно-методический комплекс (УМК) разработан в соответствии с требованиями Образовательного стандарта высшего образования 1-01 01 01-2013, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь 30.08.2013 № 88 на основе учебной программы по учебной дисциплине «Методы педагогического исследования» (протокол № 8 от 24.06.2015 г.).

Цель УЭМК: развитие методологической культуры, системного мышления педагога в контексте синергетической концепции самоорганизации, теоретико-методологическая и методическая подготовка будущих специалистов в области дошкольного образования к активному участию в исследовательской деятельности, развитие интереса к инновационным поискам, исследовательской деятельности, педагогическому экспериментированию.

Задачи УМК:

1. Обеспечить овладение студентами фундаментальными методологическими знаниями о сущности, принципах и методах педагогического исследования.

2. Ввести будущих специалистов в области дошкольного образования в проблематику современных педагогических исследований.

3. Раскрыть особенности методов педагогического исследования в практике учреждения дошкольного образования.

4. Обучить будущих специалистов применению методов педагогического исследования в практике учреждения дошкольного образования.

5. Осуществить опытно-экспериментальную работу по диагностике владения педагогом методами научно-педагогического исследования в практике учреждения дошкольного образования.

6. Ориентировать исследовательскую и опытно-экспериментальную работу на решение актуальных проблем развития учреждения дошкольного образования.

УМК включает: программный материал, курс лекций, методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям, глоссарий, контрольные тесты, вопросы к зачету и экзамену.

Программный материал отражает содержание, соответствующее учебной программе по учебной дисциплине «Методы педагогического следования» и состоит из содержания учебного материала и учебно-методической карты дисциплины.

Содержание курса лекций включает следующие разделы:

1 Основы методологии педагогического исследования.

2 Педагогическое исследование: сущность, специфика.

3 Классификация методов исследования.

В рамках УМК студентам также предложены планы практических занятий и рекомендации по подготовке к ним. Цель практических занятий: актуализация изученного материала; освоение способов организации и проведения педагогического исследования в практике учреждения дошкольного образования; развитие творческого подхода к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

В процессе изучения курса студент должен овладеть следующими группами компетенций.

Академические компетенции, включающие знания и умения:

логики, принципов, методов педагогического исследования;

сущности системно-синергетического подхода к постановке и решению научно-педагогических проблем;

особенностей методов педагогического исследования в практике учреждения дошкольного образования.

умение применять методы педагогического исследования в практике учреждения дошкольного образования.

Профессиональные компетенции, включающие знания и умения:

формулировать педагогические проблемы, подбирать адекватные методы исследования;

проектировать, осуществлять, рефлексировать процедуру и результаты педагогического исследования;

проводить научно-исследовательскую работу в области дошкольного образования на синергетической методологической основе.

Эффективное преподавание данного курса предполагает сотрудничество с кафедрами философии, психологии и социологии. Дисциплина изучается студентами дневной формы получения высшего образования на 3 курсе в 5 семестре. Общее количество часов по дисциплине – 112. Аудиторных часов – 42, из них 12 часов – лекции, 30 часов – семинарские занятия. Студентами заочной формы получения высшего образования дисциплина изучается на 3 курсе в 6 семестре и на 4 курсе в 7 семестре. Аудиторных часов – 10, из них 4 часа – лекции, 6 часов – семинарские занятия. В процессе преподавания используются следующие формы (лекции, практические занятия) и методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, эвристические, интерактивные, а также личностно-ориентированные, гуманистические технологии развития и саморазвития обучающихся.

Контроль текущей работы студентов над данным курсом предполагается производить в процессе проведения семинаров, создания электронных портфолио, презентаций, уплотненного опроса, диалога, полилога, коллоквиумов, контрольных работ, написанию рефератов, созданию проектов, где синергетическая теория развития выступает в качестве методологической основы исследования педагогических проблем. Итоговая аттестация для студентов дневной формы получения высшего образования – зачет на 3 курсе в 5 семестре, заочной – экзамен на 4 курсе в 7 семестре.
Программный материал
Содержание учебного материала
Раздел 1 Основы методологии педагогического исследования
Тема 1.1Содержание основных понятий темы

Методология как учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Критерии качества педагогических исследований. Логика научно-педагогического исследования. Методы исследования. Исследование в педагогике. Научное исследование. Объект педагогического исследования.

Тема 1.2 Сущность и функции методологии педагогического исследования

Методология и методика педагогического исследования. Структура методологического знания дескриптивная (описательная) и прескриптивная (нормативная) составляющие части. Методология педагогической науки и методология педагогической деятельности. Функции педагогики как гуманитарной науки: научно-теоретическая и конструктивно-техническая или нормативная. Основные функции педагогической теории: описательная, объяснительная, прогностическая, методологическая.

Тема 1.3 Многоуровневый характер методологии

Философский уровень
Философско-антропологическое учение (В.С. Библер, Н.А. Бердяев, В. Франкл, Э. Фромм, М. Хайдеггер). Принцип антропоцентризма в педагогике.

Учение философской антропологии о человеке. Идея самосозидающего человека, открытого для всех возможностей как центральная идея философской антропологии. Концепция стратегии жизни.

Учение о временной перспективе личности. Планирование жизни человеком в условиях дефицита времени. Структурированность будущего.

Учение о стремлении к смыслу жизни. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как природное качество человека (В. Франкл). Специфические задачи и ограничения в педагогической поддержке самоопределяющейся личности.

Концепция самоактуализации А.Х. Маслоу и В. Франкла. Потребность в самоактуализации как важнейшая человеческая потребность. Важнейшие рекомендации А.Х. Маслоу о путях самоактуализации помогли нам при разработке гуманистической технологии организации ПСО.

Аксиология как учение о личностных ориентациях личности. Сущность аксиологического подхода. Роль ценностей в личностном и профессиональном самоопределении.

Общенаучный уровень методологии исследования

Общенаучные концепции, которые выполняют методологические функции и выступают нормативным основанием исследований в рамках большинства научных дисциплин (кибернетический, системный, синергетический и др. подходы).

Системный подход (работы философов Н.Т. Абрамовой, В.Р. Афанасьева, В.Ф. Беркова, М.М. Бахтина, В.С. Библера, И.В. Блауберга, М.И. Вишневского, М.С. Когана, В.Ф. Сержантова и др.). Сущность системности процесса. Концепция коэволюции как методологическая основа взаимодействия самоорганизации, организации и управления педагогическим процессом (С.М. Родин, Э. Янч).

Конкретно-научный уровеньметодологии. Конкретно-научная методология как система принципов, методов и процедур исследования, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, например, в педагогике или психологии.

Личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, А.П. Сманцер, И.С. Якиманская). Акмеологический подход (Б.Г. Ананьев, А.С. Анисимов, Г.С. Альтшуллер, Н.Ф. Вишнякова, А.Х. Маслоу, К.Р. Роджерс).

Технологический уровень как набор процедур, обеспечивающих получение единообразного и достоверного эмпирического материала, его первичную обработку, с целью включения в массив научного знания. Теоретические и практические методы: моделирование, монографический метод, педагогический эксперимент, опытная работа, педагогический консилиум, педагогическое прогнозирование, обобщение педагогического опыта, методы математической статистики.
Раздел 2. Педагогическое исследование: сущность, специфика
Тема 2.1Педагогическая реальность и её исследование

Педагогическое исследование как процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о сущности, содержании, закономерностях, нормах проектирования и осуществления, критериев качества и эффективности педагогического процесса. Фундаментальные, прикладные педагогические исследования и разработки. Специфика научно-педагогического исследования.

Тема 2.2 Логика научно-педагогического исследования

Типы педагогических исследований. Фундаментальные и прикладные исследования, разработки. Логика фундаментального и прикладного исследования. Выделения проблемного поля, проблемы и формулировка темы исследования. Обоснование актуальности избранной темы. Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования. Гипотеза исследования. Этапы и сроки исследования.

Тема 2.3 Основные методологические принципы организации научно-педагогического исследования

Раздел 3. Классификация методов исследования

Тема 3.1 Эмпирические методы исследования

Наблюдение. Научное и обыденное (житейское) наблюдение. Особенности наблюдения как основного метода педагогического исследования в практике учреждения дошкольного образования. Виды наблюдений. Опосредованное (косвенное) и непосредственное (прямое), открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое, узкоспециальное и поисковое, стандартизированное и нестандартизированное. Достоинства и недостатки наблюдения.

Эксперимент в сфере образования. Специфика метода эксперимента.

Педагогический эксперимент как метод комплексного характера. Типы экспериментов. Классификация педагогического эксперимента по длительности во времени, по структуре, по целям, по организации проведения, по степени гласности и др. Длительные и кратковременные эксперименты. Простые и сложные эксперименты. Естественный, лабораторный и комплексный эксперименты. Параллельный и перекрестный эксперименты. Открытые и закрытые эксперименты. Разведочный, основной и контрольный эксперименты. Пилотажный эксперимент.Традиционный (классический) и многофакторный эксперименты. Линейный и параллельный эксперименты.

«Независимая переменная», «зависимая переменная» в педагогическом эксперименте. Этапы проведения эксперимента. Констатирующий этап. Формирующий (обучающий) этап. Контрольный этап. План эксперимента.

Тестирование в психолого-педагогическом исследовании. Генезис и развитие метода тестирования. Типы тестирования. Личностные тесты. Проективные тесты. Виды тестов. Тесты скорости и тесты мощности. Тесты интеллекта Тесты достижений Тесты креативности. Тесты критериально-ориентированные. Техника построения тестов. Mетодические критерии качества измерений в социальных науках: объективность; надежность; валидность.

Применение опросных методов исследования. Специфика опросных методов. Диагностическая беседа. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к беседе как к методу диагностики личности. Индивидуальная, групповая и коллективная беседы. Метод интервью.Индивидуальное и групповое интервью. Стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное интервью.

Педагогическое анкетирование. Типы анкет: открытые, закрытые; именные и анонимные, полные и урезанные; пропедевтические и контрольные. Полярная» анкета с балльной оценкой. Анкеты-интервью.

Метод изучения педагогической документации и продуктов детской деятельности.

Метод изучения и обобщения педагогического опыта.  

Тема 3.2 Методы теоретического исследования

Методы теоретического исследования: абстракция и конкретизация, индукция и дедукция, экстраполяция,анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение, моделирование, идеализация. Абстракция как один из типов умозаключения и методов исследования. Индуктивное обобщение. Индуктивное умозаключение и его виды: полная индукция и неполная индукция. Дедукция как один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Анализ как логический приём и метод исследования. Цель анализа. Связь анализа и синтеза. Анализ и синтез как логические приемы мышления. Естественная и искусственная классификации. Правила классификации. Сравнение как сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. Требования к осуществлению сравнения. Обобщение как переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Идеализация как один из видов абстрагирования. Моделирование как метод создания и исследования моделей. Признаки научной модели.

Тема 3.3 Математические методы исследования

Основные направления в использовании количественных методов в педагогике. Статистический метод и методики его использования. Разделы статистики: описательная статистика, индуктивная статистика, измерение корреляции. Параметрические и непараметрические методы. Данные в статистике: количественные, порядковые и качественные. Гистограммы и полигоны распределения частот. Средние показатели результатов. Мода и медиана. Нулевая и альтернативная гипотезы. Проблема репрезентативности выборки. Понятие генеральной совокупности.

Методы установление количественных зависимостей, метод вычисления элементарных статистик, методы статистического выявления связей.

Регистрация, ранжирование, шкалирование. Основные градации измерительных шкал: шкалы наименований (или номинальные); шкалы порядка (или ранговые); интервальные шкалы; шкалы отношений.

Графопостроение, сравнение элементарных статистик, метод корреляций, факторный анализ.

Математизация педагогики и ее гносеологический потенциал. Условия успеха формализации. Логическая цепочка диалектических переходов от педагогического явления к его математическому описанию.
Тема 3.4 Требования к применению методов исследования

Совокупность методов исследования; адекватность методов сущности изучаемого явления, предполагаемым результатам, возможностям исследователя; ненанесение вреда (запрет использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных навредить испытуемым, педагогическому процессу). Специфические функции и роль методов исследования в изучении педагогического процесса.

Тема 3.5 Опытно-экспериментальная работа в учреждении дошкольного образования

Формирование умений проведения научно-педагогических исследований в деятельности учреждения дошкольного образования. Научно-педагогическая рефлексия результатов исследовательской работы. Консультация для педагогов УДО по развитию умений осуществлять принципы и методы научно-педагогического исследования. Педагогическое проектирование инновационной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Учебно-методическая карта учебной дисциплины

(дневная форма)

Номер раздела, темы
Название раздела, темы
Количество аудиторных часов
Средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.)
Форма контроля

знаний
Лекции
Практические

занятия
Семинарские

занятия
Лабораторные

занятия
Количество часов

УСР
1
2
3
4
5
6
7
8
9


Методы педагогического исследования (42 ч.)
12
30








зачет
1
Основы методологии педагогического исследования (12 ч.)
4
8






Мульти-медийное оборудование


1.1
Содержание основных понятий темы
2










Контрольная работа
1.2
Сущность и функции методологии педагогического исследования.
2










Диалог
1.3 
Многоуровневый характер методологии. Философский уровень.


2






Презентация

«Много-уровневый характер методологии»
Презентация авторских

программ интерпретации философских учений и концепций


Общенаучный уровень методологии исследования.


2








Подготовка информаци-онно-поисковых тезаурусов


Конкретно-научный уровень методологии.


2








Диалог


Технологический уровень исследования.


2








Микродис-куссия
2
Педагогическое исследование: сущность, специфика(8 ч.)
2
6










2.1
Педагогическая реальность и её исследование.
2
2








Тестовые задания
2.2
Логика научно-педагогического исследования.


2








Реферат
2.3
Основные методологические принципы организации научно-педагогического исследования.


2






Презентация «Принципы организации научно-педагогиче-ского исследования».
Портфолио (на основе анализа литературы, Интернет-ресурсов)
3
Классификация методов исследования (22 ч.)
6
16






Презентация «Классифи-кация методов исследования».


3.1
Эмпирические методы исследования.
2
4








Коллоквиум
3.2
Методы теоретического исследования.

2
4








Промежу-точный контроль в форме уплотнённого опроса
3.3
Математические методы исследования.
2
2








Контрольная работа
3.4
Требования к применению методов исследования.


2








«Электронный портфолио»
3.5
Опытно-экспериментальная работа в учреждении дошкольного образования.


4








Включенное наблюдение-оценивание

Учебно-методическая карта учебной дисциплины

(заочная форма)

Номер раздела, темы
Название раздела, темы
Количество аудиторных часов
Средства обучения (оборудование, учебно-наглядные пособия и др.)
Форма контроля

знаний
Лекции
Практические

занятия
Семинарские

занятия
Лабораторные

занятия
Количество часов

УСР
1
2
3
4
5
6
7
8
9


Методы педагогического исследования (10 ч.)
6
4








экзамен
1
Основы методологии педагогического исследования (2 ч.)
2












1.3 
Многоуровневый характер методологии
2








Презентация

«Много-уровневый характер методологи».
Презентация авторских

программ интерпретации философских учений и концепций
3
Классификация методов исследования (8 ч.)
4
4






Презентация «Классифи-кация методов исследования».


3.1
Эмпирические методы исследования.
2
2








Коллоквиум
3.2
Методы теоретического исследования.

2










Промежу-точный контроль в форме уплотнённого опроса
3.3
Математические методы исследования.


2








Контрольная работа

Курс лекций
1 Основы методологии педагогического исследования
1.1 Содержание основных понятий темы.

1.2 Сущность и функции методологии педагогического исследования.

1.3Уровни методологии педагогического исследования.

Содержание основных понятий темы
Ключевые понятия: методология, научное исследование, исследование в педагогике, критерии качества, логика научно-педагогического исследования, объект педагогического исследования, метод исследования.
Наука развивается только тогда, когда она пополняется новыми фактами, знаниями. Для их накопления и интерпретации нужно научно обоснованное понимание процедуры и методов исследования. Научная обоснованность осуществляется методологией.

Методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач. Следовательно, методология в педагогике (дошкольной педагогике) рассматривается как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Научное исследование отличается от стихийно-эмпирического средствами познания, характером целеполагания, требованиями к точности понятийно-терминологического аппарата. Изучаются не только используемые в непосредственной практической деятельности объекты, но и новые, выявленные в ходе развития самой науки, нередко задолго до их практического применения. Отличие научных исследований от спекулятивных рассуждений, использующих аналогичные методы, логические процедуры, понятийно-терминологический аппарат, состоит в исходных предпосылках, степени проверяемости конечных результатов. Спекулятивные рассуждения нуждаются только в подтверждении своих исходных установок, которые фактически задают направление и конечные результаты логических рассуждений. Здесь нельзя провести чёткую дифференцировку познавательных задач, разграничить твёрдо установленные и гипотетические положения, полученные логические выводы и эмпирически проверяемые следствия, точно оценить конечные результаты.

Исследование в педагогике – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, её содержании, принципах, методах, формах организации. Педагогическое исследование основывается на фактах, допускающих их эмпирическую проверку, характеризуется целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов, опирается на разработанную теорию, строится в рамках логико-конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковывать и использовать в научной и практичной деятельности.

Задача педагога-исследователя не только объяснить («что есть?») педагогический феномен, но и изменить его, преобразовать в соответствии с собственными идеалами, смыслами, ценностными установками.

Основными критериями качества педагогических исследований в области дошкольной педагогики и образования являются: актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость. Степень соответствия исследования этим критериям определяет его значимость и качественный уровень.

Научные педагогические исследования осуществляются по определенной логике. Логика (греч. logikos – построенный на рассуждении) – последовательность (алгоритм) осуществления деятельности. Логика научно-педагогического исследования  – это последовательность осуществления научно-исследовательской деятельности, упорядоченный и обоснованный алгоритм исследовательских действий. Основываясь на логике этих действий, исследователь организует научно-исследовательскую работу.

Таким образом, методология дает обоснование принципов построения, способов и форм научно-познавательной деятельности. Логика научно-педагогического исследования определяет алгоритм исследовательских действий, а методы представляют собой способы решения научно-исследовательских задач, инструменты, с помощью которых осуществляется познание педагогической действительности.

Объектами педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (
Понятно, что для осуществления научного исследования нужен инструментарий. Таким инструментарием являются методы исследования. Метод (греч. methodos – способ исследования, познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

1.2 Сущность и функции методологии педагогического исследования
Ключевые понятия: методология и методика педагогического исследования, дескриптивная методология, прескриптивная методология, методология педагогической науки и методология педагогической деятельности, описательная, объяснительная, прогностическая, методологическая функции педагогического исследования.
Одной из наиболее динамично развивающихся областей научно-педагогического знания является методология педагогики.

Методология – от метод («способ, путь к цели») и логия («научное учение») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Наличие методологии – признак научной организации любой деятельности, поскольку благодаря методологии  деятельность становится предметом осознания, обучения и рационализации. Существует методология различной деятельности. Например, А.М. Новиков и Д.А. Новиков выделяют методологию научного исследования, практической деятельности, учебной деятельности, а также деятельности художественной и игровой [1].

С позиции Э.Г. Юдина, методология научного познания есть учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности [2].

В педагогике наряду с понятием методологии существует и понятие методика. Внешнее сходство и общность смыслового значения основы деятельности нередко приводит к некоторой путанице, смешению этих понятий. Так, в ряде словарей в качестве одного из лексических значений слова методология указывается, что это «то же, что и методика».

Применительно к педагогике это недопустимо, ведь в структуре педагогических наук существует множество частных методик обучения и воспитания, и поэтому термины методика и методология разграничиваются достаточно чётко. Методика обычно понимается как совокупность методов, приёмов практического выполнения чего-либо или конкретизация отдельного метода, в то время как методология является научной основой деятельности.

В структуре методологического знания можно выделить две составляющих части: дескриптивную (описательную) и прескриптивную (нормативную). Дескриптивная методология описывает научные подходы, концепции, принципы, способы и средства деятельности. Прескриптивная методология характеризует содержание деятельности, последовательность основных этапов и отдельных действий, содержит предписания и нормы деятельности.

Изучая методологию в курсе теоретической педагогики, следует помнить о том, что смысл понятия педагогическая методология включает в себя два аспекта: методологию педагогической науки (научно-педагогического исследования) и методологию педагогической деятельности (практической деятельности педагога: учителя, преподавателя, воспитателя).

Методология педагогической науки– это совокупность принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, оптимизации способов и средств организации педагогического исследования.

Наличие собственной методологии является условием развития любой науки, поскольку «двигателем» этого развития как раз и являются научные исследования, обогащающие науку новыми знаниями и расширяющими сферу её применения (рисунок 1.1).


Рисунок 1.1 – Роль научной методологии в развитии науки
Методологию педагогической деятельности можно определить как совокупность принципов построения педагогической деятельности, оптимизации способов и средств её осуществления.

Методологии педагогической науки и педагогической деятельности неразрывно связаны друг с другом общностью охватываемых ими предметов и явлений. Взаимосвязь методологии педагогической науки и педагогической деятельности схематично показана на рисунке 1.2.

Так, если педагогическая наука в целом сориентирована на познание педагогического процесса, то педагогическая деятельность – на его практическую реализацию. Они опираются на некоторые общие подходы (личностный, деятельностный и др.), в педагогической деятельности используются разработанные наукой методы познания (наблюдение, анкетирование, диагностическая беседа и т.д.).


Рисунок 1.2 – Взаимосвязь методологии педагогической науки и педагогической деятельности
Функции педагогики как гуманитарной науки. Педагогика как гуманитарная наука выполняет две основные функции: научно-теоретическую и конструктивно-техническую или нормативную (рисунок 1.3).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов


связь с админом