Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебно-методический материал по разделу Здоровый ребенок пм. 01 Проведение профилактических мероприятий


НазваниеУчебно-методический материал по разделу Здоровый ребенок пм. 01 Проведение профилактических мероприятий
Анкорuchebno metodicheskiy material-po-razdelu (1).doc
Дата15.11.2016
Размер396 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаuchebno_metodicheskiy-material-po-razdelu_1.doc
ТипДокументы
#2130
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7

Учебно-методический материал по разделу

«Здоровый ребенок»

ПМ.01 « Проведение профилактических мероприятий»
Преподаватель Каргапольцева Н.Ю.
Анатомо-физиологические особенности новорожденного и грудного ребенка

Анатомо-физиологические особенности (АФО) нервной системы

Нервная система обеспечивает согласованную деятельность всех органов и систем организма и осуществляет его связь с внешней средой. Однако нервная система к моменту рождения по сравнению с другими системами наименее развита и дифференцирована. У новорожденного ребенка нервная сис­тема имеет ряд морфологических и функциональных особенностей.

Морфологические особенности

  • Головной мозг у новорожденного относительно велик и составляет примерно 1/8 массы тела (у взрос­лого 1/40 массы тела).

  • Мозговые извилины, борозды развиты недостаточно.

  • Нервные клетки сформированы, их столько же, сколько у взрослого человека, но они плохо связаны друг с другом, так как имеют мало отростков. Раз­витие клеточных структур больших полушарий полностью заканчивается только к 10—12 годам.

  • Ткань мозга богата водой и в ней мало белковых веществ.

  • Головной мозг ребенка хорошо кровоснабжен.

  • У новорожденных повышена проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).

  • Спинной мозг к моменту рождения более сформирован. К 2 годам строение его такое же, как у взрослого человека.

  • Спинной мозг у новорожденного относительно длиннее (доходит до 3-4 поясничного позвонка), в связи с чем люмбальная пункция должна проводиться ниже, чем у взрослого.

Функциональные особенности

  • Ребенок рождается с безусловными рефлексами, которые осуществляют приспособление его организма к окружающей среде (сосательный, глотательный рефлексы, мигание глаз и т.д.).

  • У новорожденных имеется ряд примитивных, спинальных рефлексов. Наличие примитивных рефлексов у новорожденного ребенка и их исчезновение после определенного срока (сохраняются примерно до 4 месяцев) является признаком нормального развития малыша. Их сохранение или повторное появление у ребенка является патологическим признаком.

К основным примитивным рефлексам можно отнести:

Хватательный рефлекс = рефлекс Робинсона (при прикосновении к ладони малыша пальцем - его хватание). Данный рефлекс исчезает на 2-4 месяце жизни.

Рефлекс охватывания = рефлекс Моро (при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок, он сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем вновь приводит их к туловищу, то есть возвращает в исходное положение). Со­храняется рефлекс Моро до 4 месяцев.

Рефлекс ползания = рефлекс Бауэра (ребенка выкладывают на живот и подставляют к подошвам малыша свою ладонь, от которой он отталкивается и делает ползающие движения). Исчезает к 4 месяцам.

• На базе безусловных и примитивных рефлексов появляются условные рефлексы первой сигнальной системы, и происходит развитие функций второй сигнальной системы, которая в дальнейшем обеспечивает речевое общение ребенка с окружающими.

Как же происходит формирование первой и второй сигнальных систем? При рождении ребенка кора больших полушарий головного мозга уже готова к выработке условных рефлексов, но они почти не вырабатываются, так как здоровый новорожденный находится в состоянии бодрствования очень короткое время, он почти все время спит.

В начале второго месяца жизни у ребенка образуйся целый ряд условных рефлексов. Это свидетельствует о том, что кора больших полушарий начинают выполнять свою основную функцию - установление связи организма с окружающей средой.

Характерно, что образование условных рефлексов, т. е. развитие высшей нервной деятельности, у ребенка идет очень быстро, легко. Образующиеся временные связи очень устойчивы, в результате чего малыш может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые ютом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

Развитие первой сигнальной системы тесно связано с развитием органов чувств. Органами чувств являются: органы вкуса, обоняния, осязания, зрения, слуха.

ОРГАН ВКУСА у новорожденного достаточно развит. Ребенок отличает горькие и сладкие смеси (предпочитает сладкие). К 4—5 месяцам орган вкуса дифференцируется полностью.

ОРГАН ОБОНЯНИЯ развит недостаточно. В первые месяцы ребенок различает только резкие запахи, к 7—8 месяцам он хорошо ощущает и слабые запахи.

ОРГАН СЛУХА. Новорожденный ребенок слышит. На сильные звуки реагирует вздрагиванием.

ОРГАН ЗРЕНИЯ развивается параллельно с развитием всей центральной нервной системы. К физиологическим особенностям органа зрения относятся: светобоязнь в первые три недели, косоглазие на 1-2-м месяце, нистагм. Мигание у новорожденных редкое. Слезы появляются с 2 месяцев. Взгляд малыш начинает фиксировать примерно с 3-месячного возраста.

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ. Достаточно дифференцирован уже у новорожденных. Раздражение кожи у ребенка вызывает общую реакцию в виде двигательного беспокойства. Дифференцировать болевые точки ребенок начинает только к 7—8 годам. Реакция на температурные раздражители хорошо выражена даже у самых маленьких: когда им тепло, они успокаиваются, холодно — плачут.

Вторая сигнальная система - РЕЧЬ начинает формироваться с 2-3 месяцев, когда ребенок начинает гулить. Эти речевые звуки - зачатки будущей речи. Речь, как таковая, начинает формироваться во втором полугодии, то есть с шести месяцев. Ребенок произносит отдельные слоги, слова. В год ребенок говорит 8-10 слов. Наиболее бурное развитие речи происходит на 2-3 году жизни. К концу 2-го года малыш говорит 200-300 слов, строит простые предложения, к концу 3-го года - использует 1200-1300 слов, является «интересным собеседником».

Отставание в развитии речи в раннем детстве может иметь неблагоприятные последствия в дальнейшем, ведь с появлением речи тесно связано формирование восприятия, памяти, мышления, воображения, чувств, то есть задержка речи влечет за собой отставание в развитии психики ребенка.

В зависимости от рефлекторной деятельности нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни можно разделить на 4 этапа:

1-й этап (0 - 1 мес.)

Ребенок в основном спит. К концу первого месяца у него вырабатываются элементарные условные рефлексы: успокаивается, если взять на руки или под влиянием звуковых, зрительных впечатлении. Начинает следить за движущимся предметом, но быстро «теряет» его.

2-й этап (1 - 3 мес.)

Может спокойно бодрствовать. Следит за игрушкой глазами, рассматривает игрушку, висящую над ним. К 3 месяцам появляется «комплекс оживления» (когда с малышом разговаривают, он улыбается, гулит, двигает ножками, ручками).

3-й этап (3 - 6 мес.)

Во время бодрствования ребенок гулит, улыбается, громко смеется. К 5 месяцам отличает «чужих от своих».

4-й этап (6-12 мес.)

Ребенок начинает произносить первые слоги, слова, выполняет движения по просьбе, то есть начинает понимать смысл слов. Выполняет действия с предметами. В это время очень важно правильно подобрать игрушки для ребенка (ему необходимы кубики, пирамидки и т.п.).
Основные правила формирования речи:

  1. Говори правильно, так как речь ребенка формируется на основе подражания.

  2. Избегай использования стереотипных фраз.

  3. Действия сопровождай словами.

  4. Следи, чтобы ребенок не заменял слова жестами.

  5. При выборе книг для чтения учитывай возраст ребенка.

  6. Начиная с 2,5 лет исправляй речевые ошибки.



Особенности развития речи

Рекомендации


0-6 мес.

Это подготовительный

период для развития активной речи.

• В 2-3 месяца ребенок

начинает гулить. Гуление -

это зачатки будущей речи.

• В 5 месяцев появляется лепет.

• Формировать слуховое сосредоточение, умение прислушиваться к звукам.

• Эмоционально окрашивать обращенную к ребенку речь.

6-12 мес.

Активней этап развития речи.

Ребенок начинает говорить

• Произносит первые слоги в

7-8 месяцев

• Говорит облегченные слова.

• Начинает понимать смысл

слов.

• В год говорит 8—10 облегченных слов

  • Стараться свои действия сочетать со словами.

  • Использовать «контактные игры» (сорока-воровка, ладушки, догоню-догоню, поехали-поехали и т.п.).

  • Постоянно разговаривать с ребенком с целью накопления у него пассивного словаря.

  • Очень важно не «сюсюкать» с ребенком, ведь речь формируется на основе подражания.

1- 1,5 года

Накапливается пассивный

словарь.

• Ребенок понимает много слов.

• Активная речь не успевает за

пониманием, так как малыш еще слабо владеет органами речи

  • Облегченные слова сочетать с правильными словами («киса» -кошка, «ляля» - кукла, «би-би» - машина, «ав-ав» — собака и т.п.).

  • Больше разговаривать с ребенком.

  • Использовать «контактные игры».

1,5 – 2 года

«Видный» период в становлении речи

• Начинает заменять облегченные слова правильными.

• У ребенка быстро растет запас употребляемых слов.

• Начинает говорить предложениями из 2-3 слов.

• К концу 2-го года в его активе 200-300 правильно произносимых слов.

• Некоторые буквы еще может

не выговаривать.

  • Стараться, как можно больше с ребенком рассматривать и оговаривать картинки.

  • Начинать читать первые сказки — «Репка», «Курочка Ряба» и т.п. (книжки должны быть ярко иллюстрированы!).

  • Желательно начинать читать стихи («Уронили мишку на пол.» и т.п.).

  • Следить, чтобы малыш не подменял слова жестами (делайте вид, что не понимаете его жесты).

Особенности развития речи

Рекомендации


2-2,5 года

Это возраст относительного

покоя в развитии речи.

• Речь остается приблизительно

на уровне конца второго года.

  • Избегать употребления стереотипных фраз («пойдем гулять», «ешь»), так как стереотипная речь взрослого человека может быть основной причиной задержки речевого развития малыша. Она ведет к обедненности его разговорного словаря.

  • Следует читать сказки с повторами («Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др.).

Научить ребенка слушать. Он должен понять, что слушание - это серьезное занятие, а не забава.

2,5-3 года

Происходит «взрыв» развития речи

• Малыш свободно пользуется речью, он интересный собеседник.

• Активный словарь к трем годам достигает 1200-1300 слов. • Значительно чище становится произношение.

• Малыш говорит почти «не закрывая рта», говорит все, что видит.

• Строит сложные предложения.

  • Больше читайте и рассказывайте ребенку. При этом используйте тексты, доступные его восприятию, хотя и более сложные, чем на преды­дущих этапах.

  • Объясняйте смысл всех непонятных слов («по сусекам поскребли...»).

  • Обязательно исправляйте искаженные слова в речи ребенка. Не стоит слишком долго умиляться словам, произносимым ребенком по-детски («лябако» - яблоко, «ахолех» - орех и др.).


АФО мышечной системы

  • У детей первых месяцев жизни тонус мышц-сгибателей преобладает над тонусом мышц-разгибателей, в результате чего формируется поза новорожденного ребенка (лежит с согнутыми и приведенными к туловищу руками и ногами). Физиологический гипертонус мышц-сгибателей сохраняется наруках примерно до 2 месяцев, на ногах исчезает к 4
    месяцам.

  • У маленьких детей мышечный рельеф не выражен.

  • Сила мышц у ребенка слабая. Мышечная масса нарастает к периоду полового созревания.

  • Максимально мускулатура развивается в пубертатном возрасте.

Помните: важным показателем развития мышечной системы ребенка служит развитие стато-кинетических функций (двигательных умений), основными из которых являются: умение держать голову, сидеть, ползать, ходить. Ребенок держит голову примерно в 2 месяца, сидит - в 6-7 месяцев, ходит без поддержки - в 12 месяцев.
АФО костной системы

Костная система в процессе роста подвергается сложным преоб­разованиям. Костная ткань у ребенка имеет:

  • волокнистое строение;

  • хорошо кровоснабжена, в результате чего у маленьких детей имеет место быстрое развитие остеомиелита;

  • содержит много воды, в ней мало минеральных солей. Это обстоятельство делает кости детей раннего возраста мягкими, не прочными. Они легко искривляются, в связи с чем необходимо
    проводить профилактику сколиоза сразу после рождения и продолжать ее на протяжении всего детского возраста до полного и изгиб позвоночника окончательного развития костно-мышечной системы.

  • трубчатые кости ребенка имеют зону роста - метафиз - хрящевая пластинка между эпифизом и диафизом.


Основные профилактические мероприятия сколиоза следующие:

  • укладывать новорожденного в кроватку с ровной, твердой поверхностью, без подушки;

  • с 1,5 месяца проводить комплексы массажа и гимнастики соответственно возрастным группам;

  • использовать метод свободного пеленания;

  • стимулировать двигательную активность детей;

  • привлекать детей дошкольного и школьного возраста к занятиям физкультурой;

  • следить за осанкой;

  • следить за соответствием мебели возрасту ребенка;

  • носить в школу ранец или школьный рюкзак, но не портфель;

  • при переносе груза распределить его равномерно на две руки.

Череп

  • к моменту рождения череп ребенка относительно больших размеров, чем у взрослого (составляет 1/4 длины тела, у взрослого человека - 1/8);

  • швы черепа у новорожденного ребенка открыты, в результате чего кости черепа легко смещаются. Смещение костей черепа — необходимое условие при прохождении головки по родовым путям во время родов;

• имеются роднички (соединительнотканые мембраны на стыке костей). Различают:

  • большой родничок = передний. Он расположен между теменными и лобными костями, имеет ром­бовидную форму. Закрывается к 12-16 месяцам;

  • малый родничок = задний. Расположен между теменными и затылочной костями, треугольной фор­мы. После рождения задний родничок открыт толь­ко у 25% доношенных новорожденных детей. Закрывается, как правило, к концу 1-го месяца, иногда позже, но не позднее 3 месяцев;

  • боковые роднички. Открыты только у недоношенных новорожденных детей. Располагаются в об­ласти височных костей.

Позвоночник

  • у новорожденного ребенка не имеет физиологических изгибов;

  • изгибы, свойственные взрослым, появляются по мере развития статических функций:

  • шейный лордоз (изгиб позвоночника кпереди) появляется в 2 месяца, когда ребенок начинает держать голову;

  • грудной кифоз (изгиб позвоночника кзади) по­является в 6 месяцев, так как ребенок начинает сидеть;

• поясничный лордоз образуется в 11—12 месяцев,в результате того, что ребенок начинает ходить; позвоночник ребенка обладает большой гибкостью, следовательно, легко подвергается искривлениям. Об этом необходимо помнить с рождения; (нельзя туго пеленать ребенка, необходимо класть новорожденного в кроватке на твердую ровную поверхность, без подушки).

Грудная клетка

• имеет бочкообразную форму до 1,5-2 лет;

  • ребра на первом году жизни расположены почти горизонтально, в положении максимального вдоха;

  • с 1 года происходит физиологическое опущении ребер.

Таз

  • у маленьких детей таз представлен в основном хрящевой тканью;

  • отличается малой вместимостью;

  • не имеет половых различий в размерах. Таковые появляются с 6-7 лет (у девочек большее раз­витие таза).
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей