Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебно-методический материал


Скачать 45.82 Mb.
НазваниеУчебно-методический материал
АнкорЛевикова С. И. Молодежная субкультура. Учебно-методический материал.pdf
Дата09.05.2017
Размер45.82 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаLevikova_S_I_Molodezhnaya_subkultura_Uchebno-metodicheskiy_mater
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#17682
страница1 из 9
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

, ; к ,
IV -

I. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ НАРКОТИКИ И МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В обыденном сознании молодежная субкультура прочно увязывается с наркоманией. И действительно, хотя бы то, что наркома- нов-стариков практически не существует и наркотики потребляются, прежде всего, молодыми людьми, превращающими все, что связано с наркотиками в проблему и для себя и для старших поколений, невольно наводит на мысли, что здесь не обходится без молодежной субкультуры. Однако юный возраст наркоманов определяется в первую очередь не их принадлежностью к молодежной субкультуре, а тем, что мало кому из них, как правило, начинающих потреблять наркотики вовсе не на старости лет, удается излечиться от наркотической зависимости и банально дожить до преклонных лет. Ведь никому жене приходит в голову на основании того, что алкоголь потребляется практически в любом сознательном возрасте, утверждать, что молодежной субкультуры как феномена не существует. Да, употребляющие наркотики молоды, однако далеко не все наркоманы входят в какую-либо молодежную субкультуру. Наркоманов намного больше, чем субкультурных молодых людей, и тому есть много серьезных социальных причин, рассмотрение которых выходит за рамки нашей тематики. При этом нельзя сказать, что и молодежная субкультура обходится без наркотиков. Даже более того, именно в рамках молодежной субкультуры были созданы специальные наркофилософия, наркорелигия и особая наркокультура, предполагавшие «нерутинное» отношение к наркотиками к их применению. Но все это было в далеких х годах XX столетия в Соединенных Штатах Америки. Создателя этих религии, философии и культуры, американского ученого Тимоти Лири, уже нет в живых. Однако еще задолго до своей смерти он пришел к выводу, что ни наркотики, ни наркомания не могут привести человека ник счастью, ник мировой гармонии, ник расширению сознания. Он отрекся от утверждения, сделанного им ранее Горизонты современного поколения молодежи, благодаря расширению его сознания, чрезвычайно широки
в сравнении с ее родителями. Переворот произошел, нет путина- зад. Психоделическая битва выиграна, и столь же азартно, как в свое время наркотики, стал пропагандировать иной мир — виртуальный. Личность Тимоти Лири уникальна во многих отношениях. Он был ученым — биологом и психологом, который вначале в рамках своих служебных обязанностей, а затем, когда с ним расторгли договор, уже по собственной инициативе изучал воздействие ЛСД на организм человека, на его сознание. Как и Кен Кейси, автор книги, по которой впоследствии был снят фильм Пролетая над гнездом кукушки, Лири пришел к выводу, что «когда-нибудь ЛСД спасет Америку. Однако после того как он испробовал на себе действие многих наркотиков, создал наркоцерковь, написал книгу Политика экстаза, многие годы нес крест наркогуру и практически богоподобного существа для многих молодых людей, а затем за все это отбыл наказание в тюрьме, где узнало компьютерах и о том, что сознание можно расширять и не столь вредным для здоровья способом, каким был прием наркотиков. Он сумел излечиться от наркозависимости и стать пропагандистом здорового образа жизни и виртуального расширения сознания. При этом оба дела Тимоти Лири не пропали и то, которое было до исцеления, и то, что пришло ему на смену. И посей день осколки наркофилософии и наркорелигии
Лири продолжают будоражить умы части субкультурной молодежи, в то время как другая часть, возможно, и не подозревает, что следует заветам Тимоти Лири, расширяя собственное сознание посредством компьютера, позволяющего оказываться вином измерении в виртуальном мире. Вопрос о наркотиках и наркомании в контексте молодежной субкультуры вовсе неоднозначен, как это, вероятно, может показаться с первого взгляда. Так, в одних неформальных молодежных объединениях и peer groups употребление наркотиков обязательно для их членов в других — оно не запрещается и не навязывается, а решение потреблять или не потреблять наркотики остается за каждым молодым человеком в третьих же потребление наркотиков подпадает под строжайший запрети условием пребывание в составе такого неформального объединения является полное соответствие так называемому здоровому образу жизни и отсутствие вредных привычек и пристрастий.
1
Leary Т The Politics of Ecstasy. NY, 1968. P. 103.
Наркотики, как и многое другое, в рамках молодежной субкультуры играют сразу несколько ролей ив различных ситуациях выполняют различные функции от разделения, дифференциации до соединения и уравнивания молодых людей. Так, в одних случаях наркотики и их потребление оказываются лишь фоном (в зависимости от контекста — положительным или отрицательным, на котором разворачиваются события, и их роль аналогична массовке в театре. В других случаях роль наркотиков возрастает, в том числе и сих помощью молодежная группа отделяет своих от чужих. В иных ситуациях наркотики помогают молодым людям стереть все различия и барьеры между собой, дабы возникло не объединение большого количества Я, а одно общее большое МЫ. Ведь недаром американский хиппи Реймонд Мангоу в свое время сказал Я понимаю теперь, марихуана, эта бесцветная "травка, приводила нас к общему знаменателю»
1
Да, феномен молодежной субкультуры довольно тесно связан с наркоманией. Причина обращения молодых нонконформистов к наркотикам кроется в самой специфике молодежного протеста, насквозь пронизанного иллюзиями, придающего первостепенное значение нравственно-психологической трансформации личности. Наркотики как бы раздвигают границы сознания, благодаря чему появлялась возможность совершать невероятные путешествия внутри самого себя, когда время, кажется, останавливается, а все предметы реального мира воспринимаются лишь фрагментарно или же вином обличье. Однако наркоманию в общество привнесла вовсе не молодежная субкультура. И наркотические вещества, и их потребление стары как мир. Но пристрастившаяся к наркотикам уже на начальных стадиях своего существования молодежная субкультура, умудрившаяся еще в х годах XX столетия ввести моду на наркотики среди молодежи, практически выпустила джинна из кувшина, способствуя приданию наркомании статуса молодежной проблемы мирового масштаба. Мода на наркотики в молодежной среде пошла из Соединенных Штатов Америки периода Студенческой революции, несмотря на то, что и на начальных стадиях существования молодежной субкультуры, в х годах XX столетия, ее первые представители битники и хипстеры — вовсе не чуждались наркотиков. Однако они и представить себе не могли, каких масштабов достигнет
1
Цит. по Боноски Ф Две культуры. МС наркомания в США периода Студенческой революции периода контркультуры, хиппи и новых левых. Тимоти Лири в книге Политика экстаза отмечал, что в США каждый четвертый регулярно использовал успокоительные средства Наше общество уже на пути к превращению в измученного наркомана. И помог обществу в этом в том числе и сам Тимоти Лири, не без помощи которого молодежная культура получила непросто наркоманию, а наркокуль- туру, наркорелигию и наркофилософию. Основные положения наркофилософии состоят в следующем в процессе воспитания, инкультурации, социализации общество наделяет человека определенными ограничительными рамками, в которые заключает его личность. Таким образом, человек из свободного активного существа превращается в «робота-актера», действующего по заранее уготованным ему схемами в соответствии с выработанными у него стереотипами поведения. В результате между людьми устанавливаются непреодолимые барьеры, разрушить которые могут лишь наркотики. Таким образом, именно наркотики служат средством духовного раскрепощения личности, позволяющего сформировать нового гармоничного человека. Студенческая революция кроме наркофилософии обогатила молодежную культуру и новыми видами наркотиков, вызывавшими изменения интенсивности зрительных и слуховых ощущений, — галлюциногенами. Эта особая группа наркотиков, добывавшаяся из некоторых видов грибов и кактусов, произраставших в Мексике, изначально применялась для лечения алкоголиков и называлась психоделическими средствами, а практика их применения — психоделией или психоделической терапией. В х годах эти наркотики, в число которых входили ЛСД, не без помощи К. Кейси
3 и Т. Лири стали доступны для массового употребления. Появились
1
Leary Т The Politics of Ecstasy. NY, 1968. P. 170.
2
Данную группу наркотиков не совсем верно называли галлюциногенами, поскольку подлинных галлюцинаций, самостоятельных образов в сознании они не вызывали. Кроме того, и к наркотическим веществам галлюциногены причисляли условно, поскольку, не будучи наркотиками и не вызывая зависимости, они всегда оказывались первым шагом попробовавших их на пути к потреблению действительно сильных наркотиков Впоследствии автора очень нашумевшей книги Пролетая над гнездом кукушки (1962), по которой Милош Форман в 1976 году снял одноименный фильм. Кен Кейси (р. 1935) в конце х годов подрабатывал в
идеи наркотической революции, психоделической революции, очень быстро доведенные Лири до идеи создания наркорелигии.
Тимоти Лири (1920—1996), профессиональный психолог-кли- ницист, любил повторять Вы получаете того Тимоти Лири, которого заслуживаете. Он сыграл роль мозгового центра контр- культурной психоделической революции. Узнав о существовании психоделических препаратов в 1960 году, увидел в них химический преобразователь сознания и стал исследовать их воздействие на человеческую нервную систему, используя в качестве подопытных себя и своих друзей. Богатый материал, накопленный в результате экспериментов, принес ему признание в Гарвардском университете, куда он был приглашен возглавить исследовательскую группу. Следующим этапом его деятельности стало исправление преступников в тюрьме посредством ЛСД. Однако в 1963 году эту программу закрыли, поскольку в прессе была развернута кампания против ЛСД и других психоделических средств, и Лири был вынужден покинуть государственный центр психологических исследований в Гарварде и приступить к реализации собственной широкой программы научных исследований психоделических веществ С контркультурой Лири неожиданно попал в струю его рекламирование, всяческое поощрение ЛСД, а также распространение среди молодежи инструкции по безопасному применению данного препарата превратили его в «ЛСД-гуру». Лири создал независимое исследовательское общество — Международную федерацию внутренней свободы организовал ряд эксперимен- психиатрической больнице в качестве добровольной подопытной свинки для исследований воздействия галлюциногенов на человеческий организм. В результате Кейси стал ярым пропагандистом и практиком психоделической революции. Сначала он устраивал в студенческих кампусах психоделические пирушки, а затем организовал на своей вилле довольно знаменитую коммуну хиппи Веселые проказники. Кейси настолько пристрастился к психоделическим средствам, что, когда во второй половине х годов XX столетия правительство США причислило их к наркотикам, был вынужден переехать на время в Мексику, где на эти средства не распространялся запрет. Вернувшись в США, он вместе с друзьями был арестован и посажен в тюрьму за хранение и употребление марихуаны, но вовсе не ЛСД.
' Эти работы он вел либо за собственный счет, либо на деньги пожертвований от частных лиц, если таковые находились.
тальных групп, изучавших влияние галлюциногенов наличность кроме того, не без его участия в США и Мексике появились экспериментальные трансцендентальные коммуны, которые вели поиск новых форм социального общежития, непременным атрибутом которого были психоделические переживания. Опыты с психоделическими средствами к 1966 году привели Лирик мысли об идентичности религиозных и психоделических переживаний, к идее о необходимости создания психоделической религии, или наркорелигии. Он писал Мой труд в основе религиозен, поскольку его целью является систематическое расширение сознания и раскрытие внутренних энергий, называемых божественными. Он был убежден, что только религиозное переживание придает ценность жизни, а приобретаемое в нем мистическое откровение составляет единственную ее цель. Религия — это экстаз, в котором, как он считали заключаются свобода и гармония. В 1966 году Лири создал религиозную организацию Лига духовных исследований, целью которой были поиски Бога в себе, а также причастие через кайф, то есть через вхождение в состояние наркотического опьянения. Поэтому священные методы связи с внутренней божественностью включали психоделическую еду, марихуану, гашиш, священные грибы, кактусы, ЛСД и т. п.
Тимоти Лири разработал философскую концепция, согласно которой природа затратила 2 миллиарда лет на создание на Земле сада Эдема и его обитателя — человека — божественного мутанта, являющего собой верх адаптации. Каждый человек рождается совершенным. Но каждый младенец, хотя и рожден совершенным, сразу же оказывается в несовершенной, искусственной, дисгармоничной социальной системе, которая постоянно лишает его божественности. Когда же поведение и сознание отдельного человека оказываются полностью вплетенными в стандартную последовательность внешних действий, он превращается в мертвого робота и, как считал Лири, наступает его время умереть и возродиться. То есть наступает время умереть человеку-роботу и возродиться человеку-совершенству. Но как это сделать
1
Лири отмечал Главное побуждение в работе шло от семинара по религиозному переживанию (Leary Т The Politics of Ecstasy. NY, 1968. P. 14).
2
Leary T. The Politics of Ecstasy. NY, 1968. P. 112.
3
См Leary T.
Start Your Own Religion / / The Timothy Leary Text Archives.
Millbrook Archives. NY, 1998.
Это согласно Лири возможно, если ВЫПАСТЬ, ВКЛЮЧИТЬСЯ и НАСТРОИТЬСЯ. Именно так выражается неумолимый закон Смерти, Жизни и Изменения, являющийся ритмом галактик, времен года, жизни. Ритмом, незатухающим никогда. Для пояснения сказанного Лири сравнивает современное общество с телестудией, на сцене которой в фальшивых декорациях люди (актеры-роботы) играют заранее навязанные им кем-то роли. Чтобы не стать мертвым роботом, каждому необходимо запустить новую последовательность поведения, которая будет отражать уже собственное видение человека, а не то, которое навязано ему извне обществом. В свою очередь для этого необходимо
• во-первых, ВЫПАСТЬ, то есть оторваться, отстраниться от внешней социальной драмы (пьесы, которая является таким же сублиматом, или эрзацем, как и телевидение. Проще говоря, необходимо перестать играть те роли, которые общество заранее уготовило тебе в кем-то когда-то написанной пьесе
• во-вторых, ВКЛЮЧИТЬСЯ, то есть получить такое причастие, которое вернет вас храму Господню, то есть вашему телу, поскольку оно, как храм, вмещает в себя вашу божественность. А следовательно, надо выйти за пределы своего разума, сознания, которое не может самостоятельно оторваться от пьесы, написанной для него кем-то извне. Ему надо помочь. А поэтому кайфуйте, поскольку глубокое трансцендентальное переживание оставляет после пробуждения изменившегося человека и изменившуюся жизнь
• в-третьих, НАСТРОИТЬСЯ, то есть возродиться, вернуться назад к своей божественности и начать отсчет последовательности поведения от нее, а не оттого, что навязывает вся пронизанная фальшью атмосфера телестудии. Иными словами, необходимо начать играть уже собственную роль в еще никем ненаписанной пье-
1
«Drop-out, Turn-on and Tune-in» — это классическая формула, своеобразный символ веры наркокультуры и психоделической революции, созданная Т. Лири, выражала кредо психоделического движения. Кроме того, она напоминала эзотерическое, тайное религиозно-мистическое учение.
2
На языке контркультуры выражениями для определения наркотического опьянения были to get high, to become high, которые перешли в русский язык в виде слова кайф (high хай кайф.
3
Leary Т The Politics of Ecstasy. NY, 1968. P. 19.
се, быть актером — творцом своей роли, а не исполнителем кем- то заранее написанной партии. При этом не следует ни на секунду останавливаться, поскольку последовательность не может прерываться. И Тимоти Лири даже выводит формулу, согласно которой все очень хорошо получается. Он берет компоненты ритмичной последовательности Смерть Жизнь Структура
Death Life Structure
D L S И далее, поиграв с первыми буквами слов этой последовательности, приходит к следующему
D. L. S.
D. L. S. D. L. S. D.
L. S. D. L. S. D. L.
D. L. S. D. Из этой игры с буквами он делает вывод, что любое действие, не являющееся сознательным выражением ритма Выпадение — Включение — Настройка, есть мертвое состояние актеров-робо- тов на фальшивой сцене телестудии, называемой американской действительностью. А действия, являющиеся сознательным выражением этого ритма, религиозны, поскольку они ведут к раскрытию божественности в самом человеке, тщательно истребляемой современной теледействительностью. Религия — это настройка на естественный ритм. Религия — это процесс включения, настройки, выпадения. И при этом вы — БОГИ только вы сами для себя можете найти и «подпитать» вашу божественность. Никто извне не может создать религию для вас. Лишь в таком, предлагаемом Лири религиозном поиске, как он считает, и заключается истинный экстаз и единственный смысл жизни. Все же остальное — возня заместо на пыльной сцене или, еще хуже, голливудская любовь. Уникальными же средствами выхода за рамки телесценария, интенсификации созидательности, творчества, катализаторами углубления мудрости, по Лири, служат марихуана, ЛСД и т. п. Он считал, что психологический транс, наступающий в результате при Leary Т Start Your Own Religion / / The Timothy Leary Text Archives.
Millbrook Archives. NY, 1998.
нятия наркотиков, — это просветление, пробуждение от долгого онтологического сна. ЛСД — это западная йога, с помощью которой можно достичь экстатического откровения, выйти в потустороннее и даже встретиться с богом»
2
Другим героем психоделического движения, невероятно гордым тем, что Билли Грэхем назвал его «хиппи-освободителем», был уже упоминавшийся Кен Кейси. Призывая сосредоточиться на позитивном и стремиться сделать мир вокруг себя как можно лучше, он поместил изображение американского флага на свой вставной зуб. Кейси активно выступал за оздоровление индивида, понимаемое достаточно своеобразно, и требовал идти от сердца, а не от спорных проблем. При этом универсальным средством решения всех как личных, таки социальных проблем Кейси считал наркотики (в основном, марихуану. Он утверждал, что именно наркотики смогут смягчить общественные нравы, ив результате люди станут просто гуманными»
4
Однако вернемся к Тимоти Лири. В 1968 году вышла в свет его программная и основная психоделическая контркультурная книга Политика экстаза, в которой он провозгласил пропаганду и распространение галлюциногенов политикой глобального переустройства всего человеческого сообщества — от сознания и до экономики и экологии. В ней он разработали концепцию психоделической революции, явно отличающуюся от концепций революции Маркса и Маркузе. Лишь некоторые моменты собственной теории революции Лири заимствовал у предшественников, хотя и трактовал он эти моменты по-своему. Так, в концепциях и Мар-
1
Leary Т The Politics of Ecstasy. NY, 1968. P. 17.
2
Ibid. P. 242.
3
Цит. no: Voices of Revelation. N.H. Deane(ed.). Boston, 1970. P. 73.
4
Ibid. P. 75.
5
Книга Т. Лири Политика экстаза представляла собой сборник, включавший такие его работы, как «The Seven Tongues of God» (Семь языков Бога, «The Fifth Freedom — The Right to Get High» (Пятая составляющая свободы — право кайфовать, «The Buddha as a Drop Out» (Будда как "Выпадение, «Start Your Own Religion» (Начни свою собственную религию, «American Education as an Addictive Process and its Cure» Образование в Америке как пагубный процесс и его "излечение,
«Drop Out or Сор Out» (Выпасть или попасться, «Neurological Politics» Неврологическая политика) и др.
кса и Маркузе движущей силой революции была наиболее угнетенная, порабощенная часть общества Лири не отступил от этой идеи, но наиболее угнетенными у него оказались совсем другие слои населения. Если для К. Маркса движущей силой революции был пролетариат, которому кроме своих цепей терять нечего, для Г. Маркузе — студенчество, то для Т. Лири эту силу представляла одна из самых больших групп угнетенных в его стране — национальные меньшинства (негры, пуэрториканцы и индейцы, а также работники творческих профессий (художники, поэты, музыканты и т. д. Он делал такие выводы, исходя из статистических данных о том, кто чаще других в американском обществе прибегал к потреблению наркотиков. Итак, согласно Т. Лири движущая сила психоделической революции наркоманы (а также пропагандисты и разносчики наркотиков, осуществляющие эволюцию нового века. Они подразделяются натри группы 1) торговцы наркотиками, 2) рок музыканты,
3) подпольные художники и писатели, или андерграунд. При этом Лири утверждает, что данная революция является по существу молодежной и что психоделический наркотик является медиумом молодежи»
2
«Психоделическая революция согласно Лири проходит несколько этапов. Первый этап — леворадикальный, типичный для Студенческой революции х годов, для начального этапа и контр- культуры. Лири писал Обратите внимание, что в движение включились именно учащиеся колледжей — умнейшая и самая многообещающая часть молодежи. Какая восхитительная перспектива поколение творческой молодежи отказывается маршировать в ногу, отказывается идти в конторы, отказывается покупать в рассрочку, отказывается от изнурительного механического труда на борту современных каторжных галер. Они отказываются от всего, кроме наркотиков. Но этот этап продлится недолго. Как в гегелевской триаде — тезис, антитезис, синтезе годы в США выдвинули тезис первые две трети х годов — антитезис и последняя
1
Согласно широким исследованиям, проводимым Лири, среди американской молодежи 60% студентов использовали запрещенные наркотики, а среди арестованных за хранение 70% составляли молодые люди
(Leary Т The Politics of Ecstasy. NY, 1968. P. 75-77).
2
Ibid. P. 102.
3
Ibid. P. 118.
треть хе годы — синтез. Отрицание общества молодыми вскоре сменилось стремлением к примирению с ним, левый радикализм религиозностью, естественно, в рамках психоделической революции. Именно психоделическая революция, помысли Т. Лири, служит всесильным социально-реформистским средством проведения в кратчайший срок изменений в социальной системе современного ему американского общества. В результате в течение двадцати лет каждый социальный институт будет трансформирован новым пониманием, возникшим из экспериментов по расширению сознания. Ион считал, что это уже происходит Психоделическая революция с невероятной быстротой завоевала сердца и умы американцев, в течение шести неправдоподобных лет легко опрокинула самую могущественную империю в мировой истории»
2
Безостановочная гонка современного общества извратила сущность человека он занят поиском работы, зарабатыванием денег, вкладыванием их в имущество и т.п. Приверженцы же галлюциногенов вырываются из этого круговорота, рвут эту бесконечную цепь, становясь фанатиками, активно перестраивающими современные общественные отношения. В будущем же технологическом обществе, по Лири, проблема будет не в том, чтобы найти работу, а в том, чтобы с помощью наркотика обрести благодатный путь достижения спокойной, красивой, творческой, гармоничной жизни. Он называл эту концепцию бесконфликтной эволюцией к гомогенному обществу. Именно эта эволюция должна была привести ко второму этапу психоделической революции, и благодаря ей психоделия полностью должна была переродиться в религиозное движение нетрадиционного типа, характерное для периода заката контркультуры х годов XX столетия в США. Хотя Лири и говорил многие думали, что он стал предателем, поскольку обратился к религии, такое развитие психоделии для США было абсолютно закономерным, поскольку принцип индивидуализма, как один из столпов протестантско-пуританской этики, неминуемо должен был сместить акцент молодых людей с
1
Leary Т The Politics of Ecstasy. NY, 1968. P. 59.
2
Ibid. P. 259.
3
Ibid. P. 221.
4
Ibid. P. 223.
внешнего мира на внутренний. И ко второй половине х годов даже те молодые люди, которые вначале х годов были все же обеспокоены происходившими событиями в обществе, обратились к поискам счастья, гармонии, любви лично для себя, стали больше интересоваться тем, что происходит в голове, чем событиями в мире. К тому же молодежное движение в США изначально было религиозным, так как в этой стране просто неприлично быть неверующим. Поэтому и психоделическое движение, которое по большей части затрагивало хиппи, было с самого начала религиозным. Но для многих современников Лири религиозные чувства, связанные с культовым ритуалом, давно превратились в скучную рутину. Требовалось нечто типа битнического «кика» (или пинка, чтобы оживить остроту ощущений, придать значение религиозному чувству, экзальтация которого должна была подниматься до уровня мистифицируемого экстаза и сопровождаться необыкновенными видениями. И как тут обойтись без галлюциногена Ведь Лири же отмечал, что современный человек настолько болен, что наркотики — единственный способ достичь религиозного переживания»
4
Но зачем нужна была психоделическая революция и ее следствие наркокультура? Как уже отмечалось, Лири сетовал, что и современное индустриально развитое общество, и современный человек утратили созвучие с природными ритмами «Современ-
1
Leary Т The Politics of Ecstasy. NY, 1968. P. 117.
2
Ibid. P. 239.
3
Битники придумали и ввели в обиход особый способ общения, который поэтически назвали пинок (kick). Дж. Керуак отмечал Жизнь — это выбор между скукой и пинками. Пинки у битников были искусственным средством, которое обостряло ощущения и тем самым давало возможность входить в контакт с другими людьми. Тем самым битники выработали свой, особый путь познания, который проходил через пивные, кабаре, вечеринки. Пинки превращались в средство интенсификации невыясненных чувств, и к пинкам относились и безудержный секс как протест против условностей и проявление искомой чувственности (они говорили Секс — это сама суть нового откровения, его проза и поэзия, и наркотики (Керуак считал, что именно под влиянием наркотиков битник действительно чувствует электрический контакт с другими человеческими существами, и джаз.
4
Leary Т The Politics of Ecstasy. NY, 1968. P. 241.
ный американец совершенно выпал из ритма с природой он вне ритма с сезонами он вне ритма с планетами он вне ритма с почвой. Существующая политическая ситуация состоит, намой взгляд, в духовном возрождении, которое вызвано поиском внутреннего базового ритма и установления созвучия с ним. Итак, задача психоделической революции согласно Лири — восстановление этого созвучия, возвращение назад к гармонии с вашим собственным телом и с жизнью вокруг вас. Это можно сделать в неполитическом движении, направленном на пробуждение внутренней божественной природы, скрытой в каждом человеке. Ив результате, когда люди выпадут, включатся и настроятся на постижение своей скрытой божественной природы, возникнет хорошее, совершенное, гармоничное общество. И люди стали создавать это гармоничное совершенное общество. Но все оказалось не так просто. История развития психоделического движения показала, что если в начальной его фазе наркотики воспринимались как единственное средство реализации социально-реформистских упований молодежи, тов дальнейшем оказалось, что не все проблемы можно решить с помощью наркотиков. А точнее, что сих помощью проблемы-то как разине решаются. Человек лишь выключается из социальной жизни, но возвращаться-то надо опять в нее. Следующий этап развития психоделического движения привел к еще более ошеломляющим открытиям. Наркотики стали использовать как средство пробуждения религиозно-мистического транса. Им отводили служебную роль в системах религиозно-мистических представлений, но оказалось, что сформировать подобную целост-
1
Leary Т The Politics of Ecstasy. NY, 1968. P. 214.
2
Ibid. P. 214.
3
He правда ли, знакомый контркультурный мотив, разве что вне- сколько новой трактовке А помните, как пели «Битлз»: Мы все хотим совершить революцию, Но для этого не надо менять конституцию,
Прочисть, прочисть свои мозги. Эта операция прочистки мозгов должна была, как предполагалось, послужить вымыванию из человеческого сознания всех навязанных ему культурой представлений, чтобы возродить инстинктивного, естественного человека, свободно повинующегося своим природным импульсами счастливого в этой свободе.
ную религиозную систему Лири еще не мог. Он был неспособен конкурировать с рядом восточных религиозно-мистических представлений, использовавших в своей практике за много лет до Лири различные стимуляторы. Но также выяснилось, что вызванное наркотиком психологическое состояние личности, будучи отделено от догм, часто ведет к абсурду и совершенно иррациональным процессам. Экспериментальные психологические исследования показали, что после приема наркотика религиозное переживание наступает лишь при соответствующей подготовке. А она, как правило, состоит в ознакомлении с теми или иными трактовками наркотического экстаза, обычно содержащими довольно большой набор религиозно-мистических представлений. Человек должен посредством самовнушения стремиться идентифицировать наступившие изменения своего сознания. Кроме того, для религиозного содержания необходима была соответствующая благоприятная внешняя обстановка, например, наполненная аксессуарами религиозного культа часовня и т. п Это же имел ввиду и А. Уотте, когда в эссе Новая алхимия писал Изменение сознания под воздействием химикатов не является в буквальном смысле слова мистическим переживанием, заключенным в бутылку. Состояния, родственные мистическому переживанию, возникают только у определенных индивидов, если они значительно сосредоточивают свои усилия на использовании наступивших определенным образом изменений сознания. Химикаты такого рода можно рассматривать как помощников восприятия, подобно телескопу, микроскопу или спектроскопу Эти открытия привели к тому, что третий этап развития психоделического движения стал характеризоваться мистификацией
ЛСД, стремлением создать новую религиозную догматику и сформировать особую религиозную практику. На этом этапе Лири и прилагал усилия создать психоделическую церковь, но его попытки не увенчались успехом. Оказалось, что объявить наркотики таинством, а их потребление — ритуальным культом еще недоста-
1
Leary Т The Politics of Ecstasy. NY, 1968. P. 19. Здесь Лири ссылается на авторитетного английского востоковеда Р. Зехнера.
2
Ibid. Р. 15.
3
Watts A. This Is It and Other Essays on Zen and Spiritual Experience. NY,
1960. P. 129.
точно для создания религии, которая предполагает появление откровения, то есть оригинального вероучения
1
К концу х годов XX столетия психоделическое движение вступило в стадию упадка и вырождения. Оно дифференцировалось, распавшись на банальную наркоманию и ряд религиозных сект, течений, в разной мере негативно расценивавших культ наркотиков неоиндуистские, неохристианские секты, современный оккультизм. Самого же Лири дважды — в 1966 и 1970 годах — арестовывали за хранение и употребление наркотиков. Первый раз суд его оправдал. Решение второго — тюремное заключение сроком на пять лет. Из тюрьмы Лири сразу бежали некоторое время скрывался сначала в Алжире, а потом в Швейцарии. Нов году швейцарские власти выдали его. Он был депортирован в США, где отбывал заключение вплоть до 1978 года. Выйдя из тюрьмы, Лири узнало появлении новой технологии изменения сознания — компьютерной и до последнего дня своей жизни, а умер он в своей постелив кругу друзей в возрасте 75 лет, занимался проблемами киберкультуры. Таким образом, идеи психоделической революции, нарко- культуры, наркофилософии, наркорелигии потерпели поражение. Они не выдержали испытания как в обыденной жизни, таки в коммунах хиппи. Контркультурные коммуны, создававшиеся в рамках Студенческой революции х годов XX столетия, которые претендовали на то, чтобы выжить и не распасться впервые же дни или недели своего существования, должны были в первую очередь отказаться именно от наркокультуры, поскольку им предстоял выбор либо работать и жить, либо кайфовать и умирать с голоду. Но потерпев поражение в варианте наркофилософии и нарко- религии, наркотики превратились чуть лине в атрибут молодежной субкультуры. Уже в 1968 году газета «Нью-Йорк Тайме писала В конце х годов, как показало обследование, проведенное нашей газетой по стране, наркотики, в особенности марихуана, в глазах студентов стали одним из компонентов процесса возмужания они также широко распространены ныне, как и пресловутая фляга со спиртным, которую носили в заднем кармане во времена "сухого закона 1
Voices of Revelation. N. H. Deane (ed.). Boston, 1970. P. 386.
2
Цит. по Боноски Ф Две культуры. M., 1978. С. 247.
Однако стечением времени изменилось отношение к наркотикам. В настоящее время людьми, рекламирующими наркотики и настойчиво внедряющими их в молодежную среду, руководят вовсе не философские идеи, не попытки найти эффективное средство расширения сознания и не стремление посредством галлюциногенов причаститься, а банальное стремление нажиться на молодых, превращая их хотя бы на какое-то время в стабильный источник дохода. А потому и наркомания становится элементом не столько молодежной субкультуры, сколько элементом культуры для молодых. Ведь, по сути, для дельцов нет никакой разницы, как зарабатывать на молодежной аудитории можно выпускать пор- ножурналы, можно торговать молодежной одеждой, можно устраивать концерты на стадионах, а можно и приторговывать наркотиками. Главное, чтобы это приносило доход. Деньги жене пахнут.
МОЛОДЕЖНОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СЕКТАНТСТВО КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ Американский писатель-фантаст Рои Хаббард, получив как-то небольшой гонорар за свое очередное литературное произведение, с грустью заметил Смешно писать и получать по центу за слово. Если ты действительно хочешь заработать миллион долларов, то лучше всего создать свою собственную религию. Сказали сделал. И эта созданная Хаббардом религия оказалась одним из лучших его вовсе не фантастических произведений. Она принесла и ему, а также его родными близким такие доходы, о которых он в бытность писателем и мечтать-то не мог. Да, кстати, и продолжает приносить неплохие доходы и посей день, уже после смерти ее создателя. Речь здесь идет об активно рекламируемой и пропагандируемой дианетике, или сайентологии. Правда, данная секта напрямую не может быть отнесена лишь к молодежной субкультуре, поскольку, желая вовлечь в нее максимальное число своих потенциальных последователей, Хаббард выдвинул претензию на некую наукообразность. Он даже придумал два названия для секты дианетика и сайентология. Причем второе название играло двоякую роль людям образованным оно говорило, что секта предназначена именно для них, поскольку, чтобы понять учение Рона
Хаббарда, необходимо обладать определенным набором знаний и уровнем образования людям же по тем или иным причинам необразованным или малообразованным, но желавшим восполнить этот пробел, оно говорило, что сайентология с лихвой компенсирует им нехватку образования, поскольку предлагаемая им наука — самая главная, и, освоив ее, можно отказаться от немалых затрат — и материальных, и различных других — на свое обучение. Однако название — это лишь одна из многочисленных наживок, которую ничего не подозревающий потенциальный сектант должен заглотнуть. Для человека, пришедшего в секту, все начинается тогда, когда он сделал первые два шага навстречу к ней. Два — потому что организаторы секты рассчитывают не только на то, что он придет к ним, но и на то, что он у них останется. А вот для того, чтобы он в секте остался, ее создатели или организаторы идут на различные ухищрения, в числе которых и максимальное
1
Science (англ) — наука.
13-3185
копирование той или иной социальной организации, разновидностью которой является и молодежная субкультура. Разговор о молодежных религиозных сектах необходимо вести потому, что в последнее время в России многие из них, преследуя свои узкоутилитарные цели, которые, по сути, сводятся к тому, чтобы максимально заработать на созданном ими предприятии, пытаются имитировать неформальные молодежные объединения, чтобы заманить молодых людей к себе. Для этого они копируют, перенимают многие характерные внешние черты неформальных молодежных объединений их символику, атрибутику, сленг и т. д. Цель этой имитации — стремление руководства сект хотя бы на первых порах не дать молодому человеку почувствовать подмену. В результате часто случается так, что молодой человек уже практически стал членом секты, принимает участие в ее жизни, но при этом даже не догадывается о том, что это секта. И действительно, поначалу такая мысль даже не может закрасться ему в голову, поскольку в том месте его окружают такие же молодые люди, как ион сам. Только эти люди особенные они к нему так хорошо относятся они видят в нем человека они умеют его внимательно выслушать и действительно прислушаться к тому, что он говорит и т. д. Ему и невдомек, что к нему уже применяется тактика так называемого артобстрела любовью, практикуемая во всех сектах для того, чтобы привести новичка в секту и на первых порах удержать его в ней. Этот артобстрел любовью лишает молодого человека способности критически относиться к тому, что с ним происходит, и обращать внимание на детали, которые говорят о том, что все далеко не так простои не так хорошо, как ему кажется. Дело усугубляется тем, что и родители молодого человека на первых порах еще не понимают, что их ребенок оказался в секте, поскольку тот ходит на встречи с «себеподобными» и ни о каких религиозных заведениях и речи не ведет, а то ли в шутку, то ли всерьез называет своих новых друзей либо семьей, либо братством, либо содружеством, либо сообществом, либо чем-то в этом роде. Все действительно серьезные проблемы, будто внезапно подкравшиеся и к молодому человеку, и к его родными близким, выплывут потом. На первых же порах он будет очень доволен своим положением и
1
Применительно к молодежным нетрадиционным религиям используются два термина — секты и культы, которые практически равнозначны одержим желанием делать всевозможное, чтобы во всем помогать своим новым «друзьям-братьям». Плоды же всего этого и ему, и его близким придется пожинать несколько позже. Описанная ситуация стала реальностью жизни современных индустриально развитых обществ. Началось все это не так давно, чуть более сорока лет назад, а для России не будет и пятнадцати летно уже успело превратиться в своеобразную болезнь, от которой ни одному обществу невозможно избавиться, вылечиться и которая приносит большой вред, одновременно паразитируя и на религии, и на молодежной субкультуре. Феномен молодежных религиозных сект появился лет на пятнадцать позже, чем молодежная субкультура, и это естественно, поскольку для того чтобы что-либо копировать (имитировать, нужно иметь уже готовый образец. Атакой образец был готов лишь ко второй половине х годов XX столетия и прежде всего в Соединенных Штатах Америки, в стране, ранее других индустриально развитых стран начавших постепенный переход к постиндустриализму, познакомившейся с феноменом молодежной субкультуры. Именно тогда и доморощенные и чужеземные основатели будущих молодежных религиозных культов, или сект, впрочем, как и дельцы от большого бизнеса, осознали, что молодежь — это именно тот слой общества, на котором можно делать деньги и немалые. И именно тогда эти просветленные начали работу сначала с хиппи и новыми левыми США, постепенно вовлекая в свою деятельность все большее число молодых людей. В то время А. Тоффлер писал Миллионы людей неистово ищут свою подлинную индивидуальность или обращаются за помощью к какой-нибудь магической терапии, чтобы переформировать свою личность и незамедлительно обрести близость в человеческих взаимоотношениях, или достичь экстаза, или подняться на "более высокий" уровень сознания. То время пришлось на начало заката Студенческой революции, на переход от мягкого политического режима к жесткому. То время сопровождалось тем, что многие молодые люди, как участвовавшие в Студенческой революции, таки не имевшие к ней прямого отношения, потеряли смысло- жизненные ориентации ив результате, уже не понимая, что такое хорошо, а что такое плохо, вовсе не желали брать на себя
1
Toffler A. The Third Wave. NY, 1981. P. 382.
ответственность за свои поступки и стремились переложить ее на кого-либо. Именно тогда стали возникать молодежные религиозные секты-культы и предлагать молодым людям осчастливить их, превратив их в вечных детей, за которых все решает и несет ответственность «кто-то». От молодых же людей требовалось лишь одно полное послушание и выполнение предписаний семьи, братства, коммуны, членами которой они становились
1
Чтобы разобраться в том, что такое молодежные религиозные секты, каковы их характерные черты и особенности, обратимся к краткой истории этих сект в Соединенных Штатах Америки. США выбраны неслучайно именно там впервые появились молодежные религиозные секты, более того, деятельность этих сект поначалу поддерживалась правящими кругами страны. Спустя некоторое время часть возникших в конце х — х годах XX столетия молодежных религиозных сект прекратила свое существование, а другая часть умудрилась настолько укрепиться, что распространилась практически по всему миру. Однако вне зависимости оттого, на примере какой конкретной страны рассматривать молодежные религиозные секты, мы придем к тому, что все подобные секты действуют поболее или менее общей схеме и различаются лишь в деталях, а не по сути. Итак, США началах годов XX столетия. Как уже отмечалось, к этому времени контркультурная утопиях годов практи-
1
Здесь невольно напрашивается аналогия с Буратино, которого лиса Алиса и кот Базилио ведут на Поле Чудес в Стране Дураков.
2
Есть свидетельства о том, что, к примеру, Движение Иисуса было фабрикацией церковников. Так, один из главных руководителей Движения людей Иисуса в США X. Линдсей прямо указывал на финансовую поддержку сектантов со стороны деловых людей Люди, которые меня поддерживают, убеждены в том, что единственный ответ на проблемы современной молодежи состоит в том, чтобы привести ее к Иисусу Христу. По их мнению, это может быть наилучшим образом осуществлено вне официальных церквей. И они не связывают со своими финансовыми пожертвованиями никаких условий (цит. по Adler G.
Die Jesus Bewegung
Aufbruch der Enttauschten Jugend. Düsseldorf, 1972. S. 44). Подобные свидетельства имеются ив отношении других молодежных сект-культов, в том числе и Церкви Унификации, организатор и руководитель которой Мун Сан Мен сумел раскрутить свое дело только благодаря поддержке ЦРУ.
3
Например, такие секты-культы, как Международное общество Сознания Кришны, Церковь Унификации Мун Сан Мена, Дети Бога Давида Берга и др.
чески терпела поражение, что сопровождалось усталостью молодежи от бесплодного и разрушительного риска и вхождением молодежного движения в новый этап развития, отмеченный серьезным духовным кризисом, разочарованием, когда большую часть еще недавно бунтовавших молодых людей охватила глубокая депрессия. Молодежи нужна была какая-то альтернатива их контркуль- турному поведению и образу жизни, но альтернатива в рамках молодежной субкультуры или, вернее сказать, более или менее похожая на молодежную субкультуру. И такая альтернатива не заставила себя ждать молодежные религиозные секты стали возникать как грибы после дождя. Причем, за исключением Движения людей Иисуса и некоторых других направлений сектантства, подавляющее большинство современных нетрадиционных религий в томили ином варианте возникло задолго до Студенческой революции х годов XX столетия, однако, получив распространение в молодежной среде, выступило в качестве специфического для нее одеяния. Поскольку в США изначально поощрялась религиозная терпимость и всегда можно было подобрать себе по вкусу ту или иную
1
Как отмечали американские социологи Е. Майер и JL Китч, начиная с 1965 года, в США появилось свыше 1300 новых религиозных организаций (см Rudin J. A., Rudin M. R.
Prison or Paradise? Philadelphia, 1980. P. 15). Другие авторы увеличивали эту цифру до 3 тысяч с количеством последователей в несколько миллионов, причем свыше половины сектантов — молодежь, часто несовершеннолетние (см In Gods We Trust. New Patterns of Religious Pluralism in America / Robins T. and Anthony D. (eds.). L., 1981.
P. 77). Поданным тех же авторов, проведенный в середине х годов опрос 1000 молодых людей водном из районов США показал, что 17,3% из их числа участвовали во всякого рода псевдотерапиях, окрашенных религиозной мистикой (Ibid. Р. 217). Другой автор, Дэвид Хант считает, что к началу х годов США имеют более 5 тысяч религий и псевдоре- лигиозных культов {Hunt D. The Cult Explosion. Eugene, Or., 1980. P. 5).
2
Первая поправка к Конституции США, вступившая в силу в 1791 году, гласила Конгресс никоим образом не должен издавать законов, устанавливающих какую-нибудь религию или запрещающих ее свободное вероисповедание. Поэтому в США никогда не было государственной церкви ни формально, ни фактически. «Е1и одна церковь никогда не оказывала преимущественного влияния ни на мораль, ни на искусство, ни на интеллектуальную или политическую жизнь этой огромной страны. Традиционный принцип, всегда оправдывающий себя в Америке лучшая религия для человека та, которую он находит сам {Ревель Ж.-Ф. Революция продолжается Америка. 1972. № 189. С. 27).
религию, стали возникать разнообразные молодежные религиозные культы, дабы у молодых людей имелся выбор с учетом их склонностей и пристрастий. Это полностью соответствовало чаяниям молодых людей, также выбиравших по себе и конкретное неформальное молодежное объединение. Но здесь следует сделать одну оговорку в то время молодые люди сознательно обращались к религии, при этом главными моментами для них были ее нетрадиционный и молодежный характер. А потому для большинства тогдашних основателей сект и их помощников не стояло задачи скрывать от обращаемых того, что те имеют дело с религиозной сектой- культом. В настоящее же время ситуация кардинально изменилась немногие молодые люди обращаются в нетрадиционную веру добровольно, а потому именно религиозная сторона скрывается от обращаемых организаторами секты. Студенческая революция в США не сумела реализовать поставленные ею цели. Осознание молодежью бесплодности своих попыток выпасть из реальности, создать особую, отличную от господствовавшей культуру в конечном счете обернулось интенсивным богоискательством. ПС. Гуревич отмечал, что уже в конце х годов. стали создаваться многочисленные секты, коммуны, общины и ячейки. Колонии хиппи постепенно преобразовывались в "братства"»
1
Самой благоприятной почвой для распространения новой религиозности ив том числе возникновения неохристианского Движения людей Иисуса были колонии хиппи, которые изначально культивировали религиозное сознание. Кроме того, после 1967 года, когда произошел первый съезд хиппи в США, начался стремительный распад сообществ хиппи. Именно в это время в местах наибольшей концентрации хиппи (Сан-Франциско, Калифорнии и др) стали появляться пророки, проповедники, религиозные кофейни, чайные, читальни. Миссионерская деятельность новых пророков имела столь ошеломляющий успех, что уже очень скоро воз Гуревич ПС Спасет ли мессия МС Даже потребление наркотиков, в частности ЛСД, американские хиппи обыгрывали как совершение обряда причащения (см, например, сцену из фильма Волосы.
3
Уже к концу х годов одна из самых знаменитых коммун хиппи
Хэйт-Эшбери, прозванная раем хиппи, стала напоминать джунгли, населенные душевнобольными и уголовниками-наркоманами.
никло множество мест, где можно было услышать библейское слово и напрямую пообщаться с Богом. Затем Люди Иисуса двинулись в университетские кампусы. Началась полоса религиозных митингов, массовых празднеств, коллективных молитв. К началу х годов было уже около 2 тыс. точек, где агитировали за Иисуса. Следующим этапом были читальни и дискуссии на христологические темы. Моления, собрания, празднества, фестивали предназначались для массового обращения заблудших. А. Тоффлер в 1970 году писал об этом времени «Дзэн, йога, спиритические сеансы и колдовство стали популярным развлечением. Экзистенциалистские оракулы присоединяются к христианскими индуистским гуру в восхвалении мистического и эмоционального в противоположность научному и рациональному»
1
Пророками-проповедниками, как правило, становились либо те, кто, имея церковное образование, по тем или иным причинам отходили от традиционных религий (например, Берг, создатель секты Дети Бога, либо те, которые вдруг услышали глас Господень (например, Тони и Сью Аламо
2
, кореец Мун Сан Мен). Пророки, или проповедники, играли на самых нежных струнах человеческой души стремлении к любви, семье, дружбе, справедливости, свободе. На вооружение они брали многое из мироощущения хиппи и сочетали это с верой в Бога. К примеру, свобода в понимании хиппи — это отказ, бегство от реального мира внутрь самого себя путем так называемого видения, то есть самоуглубления с целью постижения мира сейчас, здесь, мира
1
Toffler A. The Third Wave. NY, 1981. P. 450.
2
Тони Аламо (настоящее имя Бернард Хоффман) в прошлом был импресарио музыкальных рок-групп. Будучи в зените славы своей карьеры, он услышал глас Господень, призвавший его к деятельности проповедника. Его жена, также работавшая в шоу-бизнесе, поддержала начинание мужа. Вначале супруги активно агитировали на улицах Голливуда, призывая прохожих осознать порочность окружавшего их мира и, обратившись в новую веру, очиститься затем создали секту. Они постоянно манипулируровали сектантами, спекулируя на том, что, дескать, Сью
Аламо, фактически канонизированная как святая, больна раком и давно бы умерла, если бы не молилась но каждый раз ее молитва достигала Бога, и Тот продлевал ей жизнь. Когда ей становилось плохо, проповедники утверждали, что сектанты в чем-то согрешили, и призывали усилить религиозное рвение. Поэтому членов группы могли разбудить среди ночи и заставить молиться и каяться.
как конкретно-чувственной реальности ив тоже время мира как всех возможных принципов мироустройства. Хиппи достигали этого с помощью наркотиков, в секте же — путем изнурительного многочасового повторения молитв. Аналогично коммунам хиппи создавались и секты (коммуны) новых христиан. Подчеркивалось, что если все поверят в Иисуса, оценят его слово, станут соблюдать его заповеди, то само собой искоренится зло, исчезнет вражда, стихнут недобрые страсти. Именно это положение было тщательно разрекламировано средствами массовой информации, которые превратили молодежное сектантство в моду, в результате чего вскоре в США возник новый религиозный бум
3
В описываемый период в США было в основном два крупных направления молодежного сектантства неохристианское (в рамках Движения людей Иисуса, или Иисус-революции) и восточное. Из восточных культов наибольшее распространение получили дзэн-буддизм (или битнический, вульгарный буддизм, движение Хари Кришна и Трансцендентальная медитация Махариши
Махеш Йоги. В рамках неохристианских молодежных религий мож-
1
Это относится и к неохристианскому направлению молодежных нетрадиционных религий (например, секты Мун Сан Мена, Дети Бога и др) и к восточному (например, движение Хари Кришна, отчасти Трансцендентальная медитация.
2
Как отмечал ПС. Гуревич: Американцы научились рекламировать ту или иную веру точно такими же методами, какими они продвигают на рынок тот или иной стиральный порошок. Секты располагают крупными средствами и тщательно организуют свою рекламу. Изо дня вдень средства массовой информации распространяют их послания (Гуревич ПС. Спасет ли мессия МС Социолог Питер Роули в книге Новые боги в Америке отмечал, что к началу х годов XX столетия число приверженцев нетрадиционных религий достигло 2,5 млн человек. Это притом, что всего 10—20 лет назад последователей таких религий насчитывалось не более 100 тыс. человек (см Rouley P. New Gods in America. NY, 1971. P. 3).
4
В х годах XX столетия численный состав некоторых из этих религиозных сект был таков в храмах Международного общества Сознания Кришны проживало 7000 человека вначале х годов эта секта насчитывала тыс. человек в секте Дети Бога — 8000 человек (в 1977 году в
70 странах существовало 734 колонии этой секты Церковь Объединения
Муна насчитывала 500 тыс. сектантов и 2 млн сотрудничающих сними.
но отметить само Движение людей Иисуса, секту Дети Бога Давида Берга
1
, Церковь Объединения, или Церковь Унификации
Мун Сан Мена. Далее мы рассмотрим именно эти молодежные религиозные культы, поскольку, во-первых, они представляют собой различные вариации молодежных субкультура во-вторых, за исключением Движения людей Иисуса, все они благополучно существуют и посей день, но теперь ив России. Кроме того, обращение к основным положениям указанных культов позволит в дальнейшем вывести черты, характерные для всех, без исключения молодежных религиозных сект.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей