Главная страница

Упражнения для коррекции псих. сост. Метод. пособие. Учебно-методическое пособие для психологов и учителей общеобразовательной школы Ульяновск 2011 удк 37. 015. 31 Ббк 88. 4 Н 16


Скачать 1.55 Mb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для психологов и учителей общеобразовательной школы Ульяновск 2011 удк 37. 015. 31 Ббк 88. 4 Н 16
АнкорУпражнения для коррекции псих. сост. Метод. пособие.doc
Дата04.10.2017
Размер1.55 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУпражнения для коррекции псих. сост. Метод. пособие.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#25425
страница1 из 5
Каталог
  1   2   3   4   5

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РФ




Ульяновский государственный педагогический университет
им. И.Н. Ульянова


А.Ю. Нагорнова

Упражнения для коррекции

психических состояний учащихся на уроке




Учебно-методическое пособие для психологов и учителей

общеобразовательной школы



Ульяновск – 2011



УДК 37.015.31

ББК 88.4

Н 16
Печатается по решению редакционно-издательского совета УлГПУ

им. И.Н. Ульянова

Рецензент: доктор пед. наук, проф. О.И. Донина

Н 16 Нагорнова А.Ю. Упражнения для коррекции психических состояний учащихся на уроке: учебно-методическое пособие для психологов и учителей общеобразовательной школы. Ульяновск: SIMJET, 2011. - 76 с.
В учебно-методическом пособии кратко характеризуются теоретические вопросы исследования проблемы психических состояний в России, рассматривается проблема коррекции психических состояний в обучении учащихся, описывается методика коррекции психических состояний учащихся на уроке, в процессуальную часть которой входят различные упражнения для коррекции психических состояний. Пособие содержит подробное описание данных упражнений для учащихся начальной, основной и старшей школы.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических вузов, учителей общеобразовательной школы, школьных психологов и родителей школьников.



УДК 37.015.31

ББК 88.4

ISBN 978-5-9904777-9-7 SIMJET, 2011

А.Ю. Нагорнова, 2011

Оглавление

1. Краткий анализ исследования проблемы психических состояний в России


4

2. Проблема коррекции психических состояний в обучении учащихся

9

3. Методика коррекции психических состояний учащихся

13

- упражнения, направленные на разрешение личных проблем, снятие стрессов, самокоррекцию


16

- направленные на повышение настроения, снижение усталости, самовыражение, снижение эмоциональной напряженности в группе


21

- упражнения, направленные на развитие эмпатического переживания, проективное выражение своего Я, тренировку эмпатийного сопереживания



26

- упражнения, направленные на формирование и развитие наблюдательной сенситивности, расшифровку психического состояния другого человека



34

- упражнения, направленные на тренировку уверенного поведения при взаимодействии с другим


41

- упражнения, направленные на осознание своей роли в группе и формирование желаемой модели поведения, усиление групповой сплоченности



51

- упражнения, направленные на развитие воображения, творческой активности, гибкости и оригинальности мышления


64

4. Литература

71

1. Краткий анализ исследования проблемы психических состояний

в России
В педагогике к проблеме психических состояний обращались многие русские и советские ученые: К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

К.Д. Ушинский одним из первых дал глубочайший для своего времени анализ антропологических, физиологических и психологических факторов в условиях учебно-воспитательного процесса. В своей фундаментальной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский отмечал, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [58, с. 23], при этом воспитание следует строить на изучении ребенка с привлечением других наук, и, в первую очередь психологии, созданной на основе физиологии.

К.Д. Ушинский считал, что педагогика должна иметь научно-обоснованную систему взглядов на закономерности психофизи­ческого развития ребенка; раскрывать цель воспитания, содержа­ние образования, пути и методы обучения и воспитания, показы­вать роль, содержание, формы и методы работы учителя, школы, семьи и государства в деле формирования человека.

Одним из направлений научно-педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта было изучение анатомо-физиологических и психологических особенностей ребенка. В работе «Семейное воспитание» П.Ф. Лесгафт дал классифика­цию наиболее часто встречающихся школьных типов. Самыми ха­рактерными он считал лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный. Каждый из них под­робно характеризовался П.Ф. Лесгафтом, обращалось большое внима­ние на поведение конкретного типа в школе и на те социально-бытовые условия, под влиянием которых формируется тот или иной тип.

Л.Н. Толстой обращал особое внимание на необходимость соответствия разнообразных методов и приемов обучения особенностям детской психики. «Чем меньше в школе принуждения и педантичного вмешательства учителей в работу учащихся, - отмечал Л.Н. Толстой, - тем оживлённее и радостнее становится в классе. Идеалом каждой школы должны быть новые отношения - большей свободы, большей простоты и большего доверия» [56, с. 254].

В XX в. П.П. Блонский указывая на то, что обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка, дал в своем учебнике «Педология» (1936) представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ними особенностей воспитания и обучения.

А.С. Макаренко, развивая теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, важное значение придавал учету и возбуждению у детей психических состояний. Так, для детского коллектива, по А.С. Макаренко, необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера [32].

В.А. Сухомлинский продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, указывая, что успех работы воспитателя возможен только при организации сочетании мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей и психических особенностей каждого ребенка [55].

В современной педагогической науке психические состояния учащихся и педагогов мало исследованы. Отдельные исследования, проведенные в этой области, раскрывают лишь значимость учета, управления, саморегуляции и коррекции психических состояний в системе «учитель-ученик». Так, Н.Д. Левитовым обнаружена закономерность, имеющая важное значение для воспитательного процесса, - формирование новых черт характера в большинстве случаев осуществляется через переходный этап психических состояний, повторение состояний приводит к закреплению черты характера [29]. Психические состояния, переживаемые педагогом, отражаются на обучаемых, которые склонны к подражанию. К.К. Платонов и Г.Г. Голубев выделяют дидактогенные психические состояния учащихся, связанные с неадекватным поведением и действиями педагога, и предлагают алгоритм управления настроением учащихся, намечают пути устранения отрицательных психических состояний [46]. Т.С. Шевцова раскрывает психологические особенности деформаций в педагогическом общении [62].

В современной литературе имеется достаточное количество исследований различных дидактогенных заболеваний учеников [16, 17, 18, 61], описание различных невротических состояний. Как показывают исследования этих авторов, количество детей, заболевших неврозами и неврозоподобными расстройствами, не уменьшается, а, наоборот, имеет тенденцию к увеличению.

Часто педагоги руководствуются индифферентными представлениями об учащихся как «об устройствах по переработке информации» [51, с. 215]. Иногда это приводит к безличным и неадек­ватным требованиям, с которыми обучаемые просто не могут справиться. Эти нагрузки особенно велики в периоды контроля и оценивании. Именно здесь часто совершается одна из грубейших педагогических ошибок: негативную оценку результатов усвоения учебной программы педагог переносит на оценку личности ученика в целом.

Вопросы информационной перегрузки учеников показаны в работе М.В. Антроповой, В.Н. Козловой и др. [44]. М.М. Хананашвили подчеркивал влияние на здоровье учеников нарастающего дефицита времени, отведенного на прием, переработку и усвоение чрезмерно большого объема информации, что нередко приводит к отклонениям в высшей нервной деятельности, неврозам и болезням [61]. По мнению И.В. Страхова психические состояния являются предпосылкой формирования педагогического такта [54]. А.О. Прохоров указывал, что отрицательно окрашенные психические состояния педагогов снижают эффективность обучения и воспитания, повышают конфликтность в учебном коллективе [47].

Заставляя учащегося переживать негативные эмоции, педагог оказывает прямое влияние на физическое состояние и здоровье школьника.

Как свидетельствуют данные Всемирной организации здравоохранения, учащиеся старших классов характеризуются худшими показателями физиологических функций в своей возрастной группе. Они лидируют по числу больных гипертонией, тахикардией, диабетом, нервно-психическими нарушениями. Причины этого, как показывают исследования, кроются в том, что в процессе обучения в школе ученики испытывают сильное психическое напряжение, часто разрушительное для здоровья [51].

Н.В. Басова подчеркивает, что здоровье обучаемых находится в пря­мой зависимости от структуры образовательного процесса [4]. Это доказало исследование, проведенное в МГУ. Было выявлено 68% нервно-психиче­ских заболеваний у тех, кто переходит в другие школы или на домашнее обучение [9, с. 65]. Причины неврозов: 1) социально-культурные (не только в России, но и в других странах) - 32%; 2) психологические, связанные с взаимоотноше­ниями лиц в различных микрогруппах, - 28%; 3) психолого-педагогические, отражающие не­посредственно воздействие образовательного процес­са, - 40% [9, с. 67-68].

Последние были вызваны: адаптационными труд­ностями; изменениями микросоциального окруже­ния; несоответстви­ем уровня требований педагогов подготовке обучаемых; авторитарностью педагога; психи­ческим, эмоциональным напряжением; повышени­ем невротизации в период экзаменов; чрез­мерно большим объемом информации; дефицитом времени; снижением уровня мотиваций к учебе из-за неудовлетворенности методами обучения; конфликтными ситуациями с педагогом и учебно-вспомогательным персоналом.

При перестройке образовательных технологий необходимо включать в учебный про­цесс такие взаимодействия, которые не усложняли бы обучаемым познавательной деятельности и помо­гали переживать жизненные коллизии без пагуб­ных последствий для здоровья (Н.В. Басова).

По исследованию влияния травматических психических состояний на эффективность учебной деятельности учащихся, проведенному А.В. Котеневой, каждый третий обучаемый страдает пониженным уровнем настроения, испытывает нарушения в психосоматической сфере (бессонница, возбудимость нервной системы, потеря эмоционального контроля, трудности сосредоточения), отличается стремлением уйти от своих переживаний и решения оставшихся после травм проблем [24, с. 53].

В.А. Якуниным было проведено исследование по изучению эмоционально-коммуникативного поведения обучаемых в конфликтных ситуациях социального взаимодействия, вызывающих у его участников состояния фрустрации. В.А. Якунин предположил существование связи между показателями фрустрации как психического состояния с разнородными структурными компонентами личности [63, 64].

С.Д. Смирнов подчеркивает, что часто у обучаемых может наблюдаться ги­пертрофированная и несколько абстрактная неудовлетворен­ность жизнью, собой и другими людьми. При неадекватном педагогическом воздействии такие состояния могут стать причи­ной деструктивных тенденций в поведении. Но при обращении энергии этого эмоционального состояния на решение сложной и значимой для учащегося задачи неудовлетворенности может стать стимулом к конструктивной и плодотворной работе [51].

Благоприятное положение ученика в окружающей его среде содействует нормальному развитию его личности. Не должно быть существенного расхождения между самооценкой и оценкой, полу­чаемой обучаемым от значимых для него людей (референтной группы), к которым обязательно должен относиться и учитель. В этом случае он может помочь учащемуся в преодолении неблагоприятного соотношения самооценки, ожидаемой оценки и оценки, исходящей от референтной группы. Это можно сделать, целенаправленно, организовав такую педагогическую ситуацию, чтобы ученик предстал перед значимыми для него «другими» в выгодном свете и получил положительную оценку, что приведет к повышению ожидаемой оценки, улучшит его психологическое состояние и сделает более благоприятной позицию личности в целом [51].

Таким образом, психические состояния, возникающие в обучении, являются отражением тех ситуаций, которые имеют место в учебном процессе у школьника, с одной стороны, и у учителя в педагогической деятельности - с другой.

2. Проблема коррекции психических состояний в обучении учащихся
В справочной и специальной коррекционно-педагогической литературе (Т.А. Власова, В.А. Лапшин, М.С. Певзнер, Б.П. Пузанов, С.Г. Шевченко и др.) довольно подробно дана характеристика ведущих категорий коррекционной педагогики и производных от них понятий [11, 14, 27].

Коррекция (лат. correctio - исправление) определяется как сис­тема специальных и общепедагогических мер, направленных на ос­лабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении. Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специ­фические действия, направленные на частичное исправление недос­татка или преодоление дефекта (например, коррекция речи), в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, на­правленное на изменение формирующейся личности.

В рамках единого педагогического процесса коррекция высту­пает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю со­вокупность мер педагогического воздействия на личность обучаемого с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она на­правлена на изменение познавательных возможностей человека, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных лично­стных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранно­сти, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.

Коррекционно-развивающее обучение - это система мер диф­ференцированного образования, позволяющая решать задачи свое­временной помощи учащемуся, испытывающему трудности в обучении и адаптации. Основная задача данной работы - системати­зация знаний, направленных на повышение общего уровня разви­тия человека, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и на­выков, коррекцию отклонений в познавательной сфере, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Коррекционно-педагогическая деятельность - это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое яв­ление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, вос­питание и развитие), выступающий как единая педагогическая сис­тема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно-деятельностный и оце­ночно-результативный компоненты. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и психокоррекционная деятельность. Исходя из существующего положения и трактовки коррекци­онной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном процессе, в кото­рый входят обучение, воспитание и развитие.

Представители специальной (коррекционной) педагогики при­ходят к выводу, что не существует отдельной программы коррек­ционной работы, что она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета (курса), т.е. сле­дует говорить о коррекционной направленности образовательно­го процесса. В то же время при характеристике коррекционной работы, при исправлении индивидуальных недостатков развития или поведения речь может идти о специальных педагогических приемах, перестройке отдельных функций организма, формиро­вании определенных личностных качеств.

В работах по дефектологии и специальной педагогике коррек­цию чаще всего связывают с развитием ребенка, поскольку она, прежде всего, нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда речь идет о коррекционно-педагогической работе, то ее невозможно оторвать от образова­тельного процесса, включающего в себя обучение, воспитание и развитие. Поэтому коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания. Поскольку развитие учеников осуществляется в ходе обучения и в процессе воспита­ния, то, естественно, и коррекционное воздействие будет присут­ствовать в этой деятельности.

Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность, на наш взгляд, раскрыли психологи и психотерапевты (С.А. Бадмаев, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, А.С. Спиваковская и др.), которые видят коррекцию как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологиче­ских новообразований, которые определяются как психологиче­ские факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений человека со средой [3, 21, 26].

В.А. Кан-Калик рассматривает социально-педагогическую коррекцию в контексте трех основных задач обучения: обучающей, воспитывающей и развивающей. При этом решение обучающей задачи позволяет обеспечить реальный психологический контакт с учениками, формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий. При решении воспитывающих задач налаживаются воспитательные и педагогические отношения, формируется познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в учебном коллективе. При решении развивающих задач создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности, преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т.п.), создаются возможности для выявления и учета индивидуально-типологических особенностей обучаемых [19].

Единицей коррекционно-педагогического процесса можно считать материализованную педагогическую задачу как воспита­тельную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педагогов и обучаемых с определенной целью.

Педагогическая задача, имея четкую структуру, позволяет рас­смотреть коррекционную деятельность в строгой логике и после­довательности: 1) анализ ситуации и постановка педагогической задачи; 2) проектирование вариантов решения и выбор оптимального из них для данных условий; 3) осуществление плана решения задач на практике, включаю­щего организацию взаимодействия, регулирование и коррегирование течения педагогического процесса; 4) анализ результатов решения [14].

Целесообразность и необходимость проведения коррекционно-педагогической деятельности в образовательной системе в современных условиях обусловлены как внешним социально-педагогическим обстоятельством, изменением социальных обстоятельств, сменой ценностей и моральных требований, так и особенностями внутрен­них психических процессов, происходящих в духовном мире учеников, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму. Кроме того, как отмечают исследователи, целесообразность коррекцион­ного воздействия мотивируется и рядом индикаторов неблагополу­чия в развитии школьников, основные из которых: 1) нарушение коммуникации в системе отношений «педагог - учащийся» и «учащийся - учащийся», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм обучения; 2) низкий уровень достижений, значительно расходящийся с по­тенциальными возможностями обучаемого; 3) поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований; 4) переживание обучаемым состояния эмоционального неблаго­получия, эмоциональный стресс и депрессия; 5) наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций; 6) аномальные кризисы развития, которые в отличие от нор­мативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя формированию психологических новообразований, знаменующих переход к новому возрастному циклу и др.

3. Методика коррекции психических состояний учащихся
Научно-методологическое обоснование методики коррекции психических состояний тесно взаимосвязано с деятельностью, в которой осуществляется коррекция. Эта деятельность – обучение. Общепризнанно, что для обучения характерно протекающее при осознанности цели эксплицитное овладение процессуальными знаниями или знаниями, непосредственно относящимися к профессиональным умениям [50]. Традиционные формы обучения ограничиваются передачей обучаемым различного рода предметной информации, необходимой им для последующего самопостроения деятельности, и отличаются, поэтому, низкой степенью эффективности формирования профессиональных навыков [31].

Цель коррекционной методики – повысить эффективность передачи знаний, умений и навыков учащихся посредством коррекции их психических состояний [35-43]. Данная коррекция осуществляется в условиях учебно-воспитательного процесса и ориентирована в основном на проведение занятий с использованием специальных коррекционных упражнений.

Практическая дидактика методики коррекции негативных психических состояний учащихся ставит на первый план задачу осознания учащимися их индивидуальных механизмов самокоррекции психических состояний посредством применения различных психотехник (психорегулирующая тренировка, аутотренинг и др.).

Задачами методики коррекции психических состояний учащихся являются:

1) улучшение личностного самочувствия обучаемых, организация в коллективе благоприятного психологического климата;

2) осознание обучаемым себя в ситуации: своих целей и целевой структуры ситуации, ролей, паттернов поведения, репертуаров участников, правил, содержания ситуации, средств самокоррекции негативных психических состояний;

3) осознание обучаемыми ценности своего пребывания среди других индивидов, овладение приемами декодирования психологических сообщений, идущих от окружающих людей и групп;

4) осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям и чувственное познание групподинамических феноменов;

5) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков обучаемых, овладение ими приемами самокоррекции;

6) развитие у обучаемых социальной сенситивности и восприимчивость к состояниям, мнениям других людей [35-43].

Диагностика актуальных психических состояний учащихся проводится педагогом до и после занятия посредством использования таблицы с рисунками. При этом ученик рисует на поле тетради соответствующий смайлик, характеризующий его состояние в данный момент. Таким образом, педагог может оценить общий эмоциональный настрой как класса в целом, так и отдельных учеников, и эффективность своей работы по коррекции психических состояний учащихся.




- счастливый




- несчастный




- спокойный




- веселый




- грустный




- усталый




- оптимистичный




- пессимистичный




- сонливый




- увлеченный




- равнодушный




- удивленный




- радостный




- печальный




- разочарованный


Методика коррекции негативных психических состояний учащихся, таким образом, состоит в соответствующем подборе упражнений, снижающих личностную психическую напряженность, что обеспечивает хорошее освоение изученного учебного материала и овладение конкретными знаниями, умениями, навыками. Данный результат достигается за счет анализа реальных ситуаций при взаимодействии учащихся, проигрывания ситуаций в ходе социально-психологических тренингов и других творческих заданиях.

Все упражнения, входящие в коррекционную методику можно подразделить на упражнения, направленные на: 1) разрешение личных проблем, снятие стрессов, самокоррекцию; 2) повышение настроения, снижение усталости, самовыражение, снижение эмоциональной напряженности в группе; 3) развитие эмпатического переживания, проективное выражение своего Я, тренировку эмпатийного сопереживания; 4) формирование и развитие наблюдательной сенситивности, расшифровку психического состояния другого человека; 5) тренировку уверенного поведения при взаимодействии с другим; 6) осознание своей роли в группе и формирование желаемой модели поведения, усиление групповой сплоченности; 7) развитие воображения, творческой активности, гибкости и оригинальности мышления.

Следует подчеркнуть, что данные упражнения могут быть логично встроены педагогом в канву практически любого урока, сочетаясь с опросом домашнего задания, изучением нового материала, его закреплением и повторением старого материала. Они могут быть встроены в учебно-воспитательную деятельность, отрабатываться в ходе классных часов и экскурсий.
Упражнения, направленные на разрешение личных проблем, снятие стрессов, самокоррекцию:
- для учащихся начальной школы

1. Упражнение  «Сосулька».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы сосулька или мороженное.

Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения, замрите в этой позе на 1 - 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять.

Расслабьте  постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

2. Упражнение «Воздушный шар».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

3. Упражнение  «Муха».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

4. Упражнение «Лимон».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: сядьте удобно, руки свободно, положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок, расслабьтесь. Запомните свои ощущения, теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнения одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
- для учащихся основной школы

1. Упражнение «Путешествие».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: сидите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно.

2. Упражнение «Слушай себя»-1.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

   Инструкция: сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Посидите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

3. Упражнение «Слушай себя»-2.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: напрягите сразу все мышцы ног - от пяток до бёдер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряжённое состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза. Посидите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

4. Упражнение «Звук».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: понаблюдайте за окружающими звуками. Старайтесь воспринимать физическую сторону звука: там звук, здесь звук. Попробуйте не придавать звукам какого-то особенного значения. Если рядом говорит кто-то, попробуйте представить себя животным, не понимающим человеческой речи. Понаблюдайте за своими мыслям. Попробуйте и к своим мыслям отнестись как к ничему не обязывающему, постороннему явлению.
- для учащихся старших классов

1. Упражнение «Упрись в стену».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

2. Упражнение «Напряжение – расслабление».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

Напрягите и расслабьте икры.

Напрягите и расслабьте колени.

Напрягите и расслабьте бёдра.

Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

Напрягите и расслабьте живот.

Расслабьте спину и плечи.

Расслабьте кисти рук.

Расслабьте предплечья.

Расслабьте шею.

Расслабьте лицевые мышцы.

Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывёте, – вы полностью расслабились.

3. Упражнение «Счет».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Инструкция: сядьте поудобнее, сложите руки на коленях, поставьте ноги на пол и найдите глазами предмет, на котором можно сосредоточить своё внимание.

Начните считать от 10 до 1, на каждом счёте делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счёте. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.

Не открывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в тёплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счёта, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю начните считать от 20 до 1, ещё через неделю – от 30 и так до 50.

4. Упражнение «Лыжник».

Цель: быстрое снятие стресса и восстановление нервной системы.

Инструкция: данное упражнение состоит из взмахов руками вверх-вниз и синхронных подъемов и опусканий пяток. Отчасти, оно напоминает движения лыжника, поэтому так и называется «Лыжник».

Для его выполнения надо встать, расслабить свое тело и начать совершать движения в максимально удобном для вас режиме. Вы можете производить махи руками вверх-вниз с ровной спиной, а можно немного согнувшись, или даже пригнувшись совсем низко к полу, как это делает лыжник во время спуска с горы. Ноги также могут быть прямыми или полусогнутыми. Делаете махи руками вверх над собой и затем бросаете их вниз. Пятки при этом также поднимаются и опускаются с небольшим стуком. Соответствие движений рук и пяток также подбирается индивидуально. Главный критерий – легкость и удовольствие от выполнения данного упражнения. Делайте так, как вам удобно. Главное, чтобы руки ходили вверх-вниз, а пятки при этом отрывались от пола и опускались.

Делать от 5 до 15 минут в зависимости от уровня напряжения. Чем дольше делаете – тем ниже напряжение.

Упражнения, направленные на повышение настроения, снижение усталости, самовыражение, снижение эмоциональной напряженности в группе:
- для учащихся начальной школы

1. Упражнение «Карикатура».

Цель: игра помогает осознать свои личностные качества, дает возмож­ность «посмотреть на себя со стороны».

Инструкция: в группе выбирается один ребенок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребенке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребенка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующим занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребенок.

2. Упражнение «Лепим сказку».

Цель: работа с пластилином дает возможность сместить «энергию ку­лака». Разминая пластилин, ребенок направляет на него свою энергию, рас­слабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной дея­тельности.

Инструкция: детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При подборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много геро­ев, чтобы каждый ребенок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсу­ждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои замыслы. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».

3. Упражнение «Дерево».

Цель: повышение уверенности.

Инструкция: вы должны сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сжать зубы. «Ты могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, ты никого не бо­ишься».
4. Упражнение «За что меня любит мама».

Цель:Повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

Инструкция:все дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь.

После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимыми для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, за то, что любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этого упражнения дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.
- для учащихся основной школы

1. Упражнение «Настроение».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: возьмите кисти, краски и чистый лист бумаги. Расслабьтесь и  левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет: линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь в свои переживания. Выберите цвет и проведите линии так, как вам хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы свое настроение переносите на бумагу. Когда закончите рисовать, переверните лист и напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение.

2. Упражнение «Ты - лев».

Цель: повышение уверенности.

Инструкция: закрой глаза. Представь льва - царя зверей, сильного, могучего, уве­ренного в себе, спокойного и мудрого. Он красив, выдержан, свободен. Этого льва зовут как тебя. У него твое имя, твои глаза, твое тело. Лев - это ты!

3. Упражнение «Эмоция злости».

Цель: учить детей различать эмоции, показывать выразительные дви­жения.

Инструкция: учитель просит показать, какие бывают выражения лица, поза, жесты у взрослых, когда они сердятся на детей.

4. Упражнение «Эмоциональный словарь».

Цель: разбитие эмоциональной сферы ребенка.

Инструкция:перед детьми раскладывают набор карточек с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях.

Ребенку предлагают ответить на вопрос, «Какие эмоциональные состояния изображены на карточках?». После этого ребенку предлагают вспомнить, когда он сам был в таком состоянии. Как он чувствовал себя, находясь в данном состоянии? Хотел бы он снова вернуться в это состояние? Может ли данное выражение лица отражать другое состояние человека? А в каких состояниях, которые изображены на карточках, ты бываешь еще? Давай их нарисуем. Все приведенные детьми примеры из жизни учитель записывает на листе бумаги. Через 2-3 недели игру можно повторить, при этом можно сравнить те состояния ребенка, которые были характерны для него раньше и те, которые возникали недавно. Можно ответить на вопросы: «Каких состояний было больше за прошедшие 2-3 недели - негативных или позитивных? А что ты можешь сделать, чтобы испытывать как можно больше положительных эмоций?».



- для учащихся старших классов

1. Упражнение «Поплавок в океане».

Цель: снять эмоциональное напряжение.

Инструкция: закройте глаза и вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. Почувствуйте полное расслабление Вашего тела.

2. Упражнение «Я в лучах солнца».

Цель: повышения самооценки, настроения, настрой на позитив.

Инструкция: на листе нарисуйте солнце – с кружком посередине и множеством лучей. В кружке напишите свое имя. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача – вспомнить как можно больше хорошего. Листы прикрепите к доске.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом