Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Упражнения для коррекции псих. сост. Метод. пособие. Учебно-методическое пособие для психологов и учителей общеобразовательной школы Ульяновск 2011 удк 37. 015. 31 Ббк 88. 4 Н 16


НазваниеУчебно-методическое пособие для психологов и учителей общеобразовательной школы Ульяновск 2011 удк 37. 015. 31 Ббк 88. 4 Н 16
АнкорУпражнения для коррекции псих. сост. Метод. пособие.doc
Дата04.10.2017
Размер1.55 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУпражнения для коррекции псих. сост. Метод. пособие.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#25425
страница4 из 5
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5

3. Упражнение «Знаменитые мореплаватели».

Цель: формирование команды, обучение группы альтруизму.


Инструкция: Попросите учеников образовать группы по 2-5 человек. Каждая группа получает пластиковый мешок с количеством головоломок по числу человек в группе. Каждая группа школьников должна сидеть вокруг стола, достаточно большого, чтобы у каждого была своя личная площадка, и то же время достаточно маленького, чтобы каждый мог дотянуться до общей площадки.

«После того, как ваша группа получит мешок, каждый из вас должен выбрать один цвет, видимый через мешок. Вы не должны открывать мешок на этой стадии. Следуйте, пожалуйста, следующим правилам:

- Вы - команда.

- Каждый член вашей команды должен построить квадрат из кусочков, начиная с какого-либо цвета.

- На обратной стороне цветных кусочков изображены портреты великих мореплавателей прошлого – первооткрывателей новых земель. Собирая свой квадрат, Вы сможете прочитать, что это за люди.

- Накладывать, сгибать или рвать кусочки запрещаются. Не разрешается оставлять промежутки между кусочками в сложенной головоломки.

- Перед каждым находится его личная площадка и в середине - общая площадка.

- Вы не можете ни передавать, ни получать кусочки из чьей-либо личной площадки. Вы можете оставлять или брать кусочки только из общей площадки.

- Не разрешается разговаривать или стараться привлечь чье-либо внимание во время упражнения.

- Команда должна использовать все кусочки.

Пожалуйста, достаньте из мешка кусочки Вашего цвета. Теперь начинайте».

В этом упражнении решение может быть найдено только по признании того, что выполнение задачи требует сотрудничества в группе, а не конкуренции. Благодаря этому заданию происходит прямое обучение альтруизму. Запрещение общаться предоставляет каждому участнику возможность самому понять, что такое альтруизм.

Послеигровое обсуждение:

- Каких мореплавателей, совершивших великие географические открытия Вы можете назвать? Какие открытия совершил каждый из них?

- Как вы начинали это упражнение? Как менялось у вас понимание задачи в процессе выполнения упражнения?

- Насколько трудно было отказываться от ваших фигур, когда вы были способны закончить квадрат из имеющихся у вас кусочков? Что чувствовали люди, которые были вынуждены ждать, пока у партнеров сменится отношение к игре?

- Нарушались ли правила и для какой цели? Как вы справились с заданием, никаким образом не общаясь с партнерами?

- Что значит вовремя придти на помощь? Значит ли это просто отдать другому лишние вещи?

Квадраты к упражнению «Знаменитые мореплаватели»




Лицевая сторона



- красный
- желтый

- оранжевый



- синий
- зеленый



Обратная сторона

Итальянец по происхождению. Открыл новый материк, получивший название Америка.


Христофор Колумб

(1451-1550)





Португальский мореплаватель. На парусных кораблях совершил первое в истории кругосветное плавание, доказавшее, что Земля имеет форму шара.

Португальский путешественник. Открыл морской путь в Индию вокруг Африки.


Фернандо Магеллан

(1480-1521)

Васко да Гама

(1469-1524)


Датчанин по происхождению, служивший в России. Исследователь северо-восточного побережья Азии, морей северной части Тихого океана.




Русский путешественник. С его экспедиции началась история освоения Антарктиды.



Беллинсгаузен Фадей Фадеевич

(1778-1852)

Беринг Витус Ионассен

(1681–1741)

В каждой команде все члены, за исключением одного, будут способны закончить фигуру из кусочков, которые они взяли в начале игры. Однако эти головоломки так сконструированы, что отдельные люди, выполняя свою задачу с первоначальным цветом, мешают выполнению задачи всей командой. Есть только одна возможность успеха для каждого (и, следовательно, успеха всей команды) - оставить чей-то начальный результат и разделить кусочки (даже те, которые были необходимы для чьего-то личного успеха) среди остальных членов команды через общую площадку. Поскольку ни вербальное, ни невербальное общение не разрешается, члены команды должны независимо друг от друга принять решение о сотрудничестве. Это решение и соответствующее действие являются основным моментом упражнения.

4. Упражнение «Борьба большими пальцами».

Цель: установление доверия в учебной группе.

Инструкция: Ваша цель - получить как можно больше очков.

Вы получаете одно очко, когда аккуратно прижмете большой палец Вашего оппонента между своим указательным к большому. Немедленно освободите палец, начинайте снова.

По команде сцепите с оппонентом руки в «замок» и ждите команды «Начали!».

За 15 секунд постарайтесь получить как можно больше очков.

Сами считайте свои очки, будьте честными.

Функциональная направленность упражнения заключается в предоставлении обучаемым возможности поставить под сомнение свои изначальные предположения и увидеть, как эти предположения могут привести к соревнованию вместо сотрудничества, и таким образом, к низким результатам.

К послеигровому обсуждению данного упражнения относятся следующие вопросы: «Кто набрал 2 и более очков? Поднимите руки. Кто набрал 5 и более? 8 и более? 12 и более?» Затем попросите одну из команд с большим счетом встать и продемонстрировать метод, который они использовали.

Затем спросите: «На каких предположениях вы обосновали свою игру?». Общее предположение: «Я соревновался со своим партнером».

Спросите учеников, почему они соревновались, а не сотрудничали? Затем проинтерпретируйте и зафиксируйте их ответы шестью фразами и запишите их в указанном месте так, чтобы в конце составить из первых букв слово «глупец». Шесть факторов, которые заставили людей полагать, что это была соревновательная игра:

1. Глубокая неуверенность - не поставил цель или не подумал хорошенько том, как ее можно достичь наилучшим образом. Если люди ставят мелкие цели, то им нет необходимости находить новые способы их достичь.

2. Летящее быстро время - только за 15 секунд нужно набрать как можно больше очков.

3. Ужасно ненадежный партнер, недостойный доверия - предположение о соревновательном характере задания заставляет нас не верить, что партнер поймет наши лучшие намерения.

4. Плохой пример - инструкторы преподносят игру как соревнование

5. Если сказали «борьба», надо бороться! - «наберите как можно больше очков» и «растяжение» дают чувство напряженности и настрой на борьбу.

6. Цель неадекватна нормам поведения - наиболее часто в этом упражнении предполагают, что победить можно только, если другой проигрывает.

По-настоящему высокого уровня доверия можно было бы достичь, если бы человек подставил свой большой палец и позволил другому человеку придавить его 15 раз, а затем бы они поменялись ролями.
- для учащихся старших классов

1. Упражнение «Игра Роджера».

Цель: установление доверия в учебной группе, обучение групповому сотрудничеству.

Инструкция: «Эта игра на высокую организованность действий. За каждый заполненный ряд ваша команда получает конфету. Это будет что-то типа командной игры в «Крестики-нолики», в которой ваша команда пытается заполнить шесть клеточек подряд вашим знаком. Ваша команда может заполнить больше, чем один ряд. Каждый раз вы должны помечать только одну клеточку знаком вашей команды. Я выберу одного, кто будет лидером в вашей группе. Перед началом в течение нескольких минут обсудите с вашей командой стратегию».

Пошаговая инструкция к игре Роджера:

- Цель игры - получить как можно больше законченных рядов, отмеченных для вашей команды, с шестью знаками по прямой линии, как в игре «Крестики-нолики».

- Одна команда рисует нолики, друга - крестики.

- Каждый член команды имеет 15 секунд, чтобы добежать до доски, написать соответственно крестик или нолик и вручить мел другому члену команды.

- Каждая команда попеременно помечает на доске знаки до тех пор, пока все квадраты не заполнятся или не будет больше возможности получить законченный ряд, колонку или диагональ, составленные из одного знака.

Учителю следует начинать отсчитывать секунды вслух, если кто-то замедляет свой ход. Не давайте участникам замедлять темп игры.

Функциональная направленность упражнения заключается в том, что в этой игре каждый побеждает, если сотрудничает, и потенциально проигрывает, если соревнуется. Понимание приходит после выполнения задания во время обсуждения, когда команды понимают, что уменьшили свой счет из-за того, что не сотрудничали.

Эта игра почти всегда ведется как конкуренция. Обычный результат: либо никакая команда не выигрывает конфеты, либо кто-то делает ошибку, чем позволяет другой команде закончить линию. Иногда, однако, команды все-таки сотрудничают.

Укажите группе, что максимальное теоретическое число линий, которое может быть заполнено на доске, - три линии одной командой и три линии - другой. Такая стратегия позволяет обеим командам «победить». Будьте готовы к некоторому неприятию этого аргумента поначалу, так как многие полагали, что эта игра должна быть соревновательной. Объясните, что вы построили игру так, чтобы она показалась соревновательной, хотя при этом и не говорили о том, что команды не могут сотрудничать.

Идея этой игры очень хороша для реальных деловых отношений. Скажите группе, что они могут побеждать чаще с помощью других людей и что другие могут помочь им, если они увидят что-то в этом для себя выгодное.

2. Упражнение «Вавилонская башня».


Цель: в ходе упражнения ученики учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Инструкция: Ученики делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному ученику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Ученикам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Обсуждение упражнения: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

3. Упражнение «Ступеньки».


Цель: помочь ученикам выстраивать адекватную самооценку в группе.

Инструкция: ученикам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, учитель сообщает ключ к этой методике:

- 1-4 ступенька – самооценка занижена

- 5-7 ступенька – самооценка адекватна

- 8-10 ступенька – самооценка завышена
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей