Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного факультета по производственной практике Помощник младшего медицинского персонала


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного факультета по производственной практике Помощник младшего медицинского персонала
АнкорMetodicheskoe posobie dlya studentov 1 kursa Le.
Дата28.03.2017
Размер0.72 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodicheskoe_posobie_dlya_studentov_1_kursa_Le.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#13311
страница1 из 7
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
«ПОМОЩНИК МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО
ПЕРСОНАЛА»
Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности
060101 «Лечебное дело»
Уфа - 2011

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
«ПОМОЩНИК МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО
ПЕРСОНАЛА»
Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности
060101 «Лечебное дело»
Уфа – 2011

УДК 614.253.5: 378. 147.88 (072.8)
ББК 53.508 я 7
П 80
Рецензенты: д.м.н., профессор Хуснутдинова З. А. – заведующий кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности БГПУ им. М. Аккмуллы д.м.н., профессор Зулькарнеев Р.Х. – профессор кафедры пропедевтики внутренних болезней с курсом физиотерапии БГМУ д.м.н., профессор Гильмутдинов А.Р. – профессор кафедры хирургических болезней
Составители:

д.м.н., профессор Назифуллин В.Л. – заведующий кафедрой терапии и сестринского дела с уходом за больными БГМУ

к.м.н. Фаршатов Р.С. – ассистент кафедры терапии и сестринского дела с уходом за больными БГМУ

Зулькарнаева А.Т. – ассистент кафедры терапии и сестринского дела с уходом за больными БГМУ

Аглямова Д.В. – ассистент кафедры терапии и сестринского дела с уходом за больными БГМУ
Производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала»: учебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного факультета / под общей ред. проф. В.Л.Назифуллина – Уфа: Изд-во БГМУ, 2011. – 83 с.
Учебно-методическое пособие для студентов 1 курса лечебного факультета по производственной практике «Помощник младшего медицинского персонала» составлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта ВПО и примерной программы производственной практики «Помощник младшего медицинского персонала» по специальности 060101 – «Лечебное дело»
(Москва, 2010), положения об организации и порядке проведения практики студентов Башгосмедуниверситета (Уфа, 2003) и рабочей программы учебной практики студентов лечебного факультета по виду «Помощник младшего медицинского персонала» (Уфа, 2012). В учебно-методическом пособии изложены цели и задачи практики, основные обязанности студентов, информационный блок, формы и вид отчетности студентов.
Рекомендовано к печати по решению Координационного научно-методического совета и утверждено редакционно – издательским советом ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России.

Башкирский государственный медицинский университет, 2011

4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предисловие ………………… …………..……………..……………………....…...5 2. Цели и задачи производственной практики………………..…….…………............6 3. Перечень практических навыков, подлежащих освоению студентами……...…...9 4. Объем производственной практики ………………………..……………………....12 5.
Организация и руководство производственной практикой …………………..….23 6. Учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская (НИР) работа студентов во время производственной практики ………………….………...27 7.Подведение итогов производственной практики………………………………….…29 8. Информационный блок ………………… ……………………..………….………...31 9. Учебно-методическое обеспечение производственной практики………..…..…..73
Приложение №1.……………………………………..……………….………………...75
Приложение №2………………………………………………………….….…….…....79
Приложение №3……………………………………………………………..…….…....80
Приложение №4………………………………………………………………………....83

5
1. Предисловие
Производственная практика «Помощник младшего медицинского персонала» студентов лечебного факультета БГМУ является составной частью основной образовательной программы подготовки квалифицированных специалистов по направлению подготовки 060101 – «Лечебное дело» (2010). Практика студентов лечебного факультета БГМУ проводится в республиканских, городских, районных больницах и поликлиниках для взрослых. Для учебно-методического руководства практикой студентов назначаются непосредственные руководители практики от университета и базового учреждения здравоохранения.
Для достиженияучебных целей практики студенты могут использовать технические средства обучения клинической базы практики, участвовать в учебно- исследовательской работе по рекомендациям кафедры, а также в тематических научно- практических конференциях в базовом учреждении; участвовать в информационно- просветительской работе среди населения и общественной жизни коллектива базовых учреждений. В период практики студенты обязаны строго соблюдать правила охраны труда и внутреннего распорядка, а также техники безопасности и производственной санитарии, действующие в базовом учреждении. Студенты должны полностью выполнить программу производственной практики и индивидуальные задания, вести дневник практики с ежедневным отражением содержания и объема выполненной работы, а по окончании практики – представить преподавателю сводный (цифровой) отчет о проделанной работе за период практики, дневник практики и сдать зачет по практике.
2. Цели и задачи производственной практики
2. 1. ЦЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Целями практики является закрепление и углубление теоретической подготовки, приобретение умений по уходу за больными, использованию медицинского оборудования и инструментария, опыта самостоятельной профессиональной деятельности в объеме работы младшего медицинского персонала

6 путем непосредственного участия в деятельности стационара, а также развитие компетенций, необходимых для работы в профессиональной сфере.
2.2. ЗАДАЧИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

закрепление и углубление знаний об основных этапах (содержании) работы, особенностях наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных органов и систем с позиций младшего медицинского персонала;

формирование способностей по организации труда медицинского персонала в медицинских организациях, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления;

формирование способностей по организации мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактика профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечение экологической безопасности.
Производственная практика «Помощник младшего медицинского
персонала»
направлена
на
формирование
у
студента
следующих
общекультурных и профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС
ВПО):
общекультурных (ОК):
- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
профессиональных (ПК):
- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-
1);

7
- способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);
- способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни
(ПК-25);
- способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации), технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц
(СИ), действующие международные классификации, а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);
- способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК- 29).
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате прохождения производственной практики студент должен
Знать:

виды санитарной обработки больных, типы лихорадок, особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма. Основные этапы работы младшего медицинского персонала.
Уметь:

производить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре, осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни;

осуществлять уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем, и их транспортировку;

8

измерять температуру тела, суточный диурез, собирать у пациентов биологический материал для лабораторных исследований;

проводить кормление больных;

проводить антропометрию, различные виды клизм, осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными.
Владеть:

навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания, в том числе за тяжелобольными и агонирующими больными.

9
3. Перечень практических умений и навыков, подлежащих освоению
студентами 1-го курса лечебного факультета на различных участках
производственной практики
Перечень практических навыков, подлежащих выполнению в
централизованном стерилизационном отделении:
Предстерилизационная подготовка изделий медицинского назначения.
Укладка стерилизуемого материала в биксы, бумажные крафт-пакеты, бумажно- полимерные стерилизационные пакеты.
Контроль качества стерилизации.
Контроль качества предстерилизационной очистки.
Перечень практических навыков, подлежащих выполнению в приемном
отделении:
1.
Определение роста и массы тела, окружности грудной клетки пациента.
2.
Транспортировка больного на кресле-каталке, на носилках-каталке и вручную
(на носилках).
3.
Санитарно-гигиеническая обработка больного при поступлении в стационар.
4.
Обработка больного при обнаружении педикулеза.
5.
Участие в оказании неотложной помощи в приемном отделении.
6.
Проведение промывания желудка толстым зондом.
Перечень практических навыков, подлежащих выполнению в терапевтическом
отделении:
1.
Приготовление рабочих растворов дезинфицирующих средств.
2.
Подсчет числа дыхательных движений.
3.
Подача судна.
4.
Подмывание больного.
5.
Проведение туалета полости рта.
6.
Закапывание капель в глаза и промывание глаз.
7.
Умение заложить глазную мазь за нижнее веко из тюбика и глазной лопаточкой.

10 8.
Закапывание капель в уши.
9.
Проведение туалета ушей.
10.
Проведение туалета носа.
11.
Закапывание капель в нос.
12.
Измерение температуры тела и регистрация данных измерения в температурном листе.
13.
Постановка местного согревающего компресса.
14.
Постановка холодного компресса.
15.
Приготовление и подача грелки больному.
16.
Приготовление и подача пузыря со льдом больному.
17.
Проведение втирания, растирания, смазывания кожи лекарственным средством.
18.
Сбор мокроты для лабораторного исследования.
19.
Проведение оксигенотерапии различными способами.
20.
Умение пользоваться карманным ингалятором.
21.
Измерение частоты, свойств пульса.
22.
Измерение артериального давления.
23.
Регистрация результатов исследования артериального пульса и артериального давления.
24.
Проведение осмотра полости рта.
25.
Взятие мазка из зева и носа для лабораторного исследования.
26.
Промывание желудка толстым зондом.
27.
Проведение дуоденального зондирования и фракционного исследования желудочного содержимого.
28.
Введение газоотводной трубки.
29.
Постановка очистительной, гипертонической, сифонной, питательной, лекарственной, масляной клизм.
30.
Определение водного баланса.
31.
Сбор мочи для лабораторного исследования.
32.
Проведение пробы по Зимницкому.
33.
Проведение катетеризации мочевого пузыря мягким катетером.
34.
Сердечно-легочная реанимация.

11 35.
Оказание первой медицинской помощи при рвоте.
36.
Оказание первой медицинской помощи при кровохарканье и легочном кровотечении.
37.
Оказание первой медицинской помощи при внезапной одышке (удушье).
Перечень практических навыков, подлежащих выполнению в хирургическом
отделении:
1.
Дезинфекция медицинского инструментария и средств ухода за больными.
2.
Обработка и дезинфекция подкладных суден, мочеприемников.
3.
Дезинфекция воздуха источником ультрафиолетового излучения.
4.
Подготовка больного к проведению инструментальных методов обследования.
5.
Перемещение больного с кровати на каталку и обратно, с каталки на операционный стол и обратно.
6.
Предоперационная подготовка операционного поля, гигиеническая обработка тела оперированного больного.
7.
Зондирование и промывание желудка.
8.
Постановка очистительной, сифонной, послабляющей и лекарственной клизмы.
9.
Обработка рук дезинфицирующими растворами (гигиеническая антисептика).
10.
Пользование хирургической маской.
11.
Надевание и смена стерильных перчаток.
12.
Надевание стерильного халата самостоятельно и с помощью операционной медсестры.
13.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях средствами дезинфекции.
14.
Помощь больному при рвоте.
Перечень практических навыков, подлежащих выполнению в отделении
анестезиологии и реанимации:
1.
Смена нательного и постельного белья тяжелобольному.
2.
кормление больных в кровати, через зонд и гастростому.
3.
обработка пролежней, пользование функциональной кроватью.
4.
смена нательного и постельного белья.
5.
гигиеническое подмывание больных.

12 6.
газоотведение из толстой кишки.
7.
катетеризация мочевого пузыря.
8.
дезинфекция воздуха источником ультрафиолетового излучения.
4. Объем производственной практики
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачётных единиц.
Таблица 1

Наименование вида производственной работы
Всего
часов
Управляемая самостоятельная работа студента
(производственное обучение)
1.
Работа в ЦСО
6 2.
Работа в приемном отделении
12 3.
Работа в терапевтическом отделении
36 4.
Работа в хирургическом отделении
36 5.
Работа в отделении анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии
24
Итоговый раздел
6.
Итоговое занятие. Защита реферата. Зачет.
6
120
Содержание практики
Таблица 2

Тема и содержание
всего
Управляемая самостоятельная работа студента
(производственное обучение)
Введение
Инструктаж студентов по технике безопасности при работе в клинике.
Знакомство со

13

Тема и содержание
всего
стационаром клинической базы.
Студент должен знать:
Принципы организации
ЛПУ.
Устройство и организацию работы
ЛПУ. Личная гигиена больного.
Организация питания больного в лечебном учреждении. Лечебно- охранительный режим
ЛПУ.
Гигиена медицинского персонала.
Правила поведения студентов в клинике.
В практической части занятия
студенты
проходят
промежуточную аттестацию на
допуск к производственному
обучению.
Работа в ЦСО
Студент должен знать:
Инфекционный контроль в стационаре. Дезинфекционные и стерилизационные мероприятия в стационаре. Понятия: асептика и антисептика.
Студент должен уметь:
Проводить дезинфекцию изделий медицинского назначения
Проводить предстерилизационную обработку изделий медицинского назначения
Проводить укладку изделий медицинского назначения, белья и перевязочного материала в соответствующие стерилизационные упаковочные материалы (бикс, крафт-пакет и т.д.)
Студент должен владеть:

Навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания, в том числе за тяжелобольными и
6

14

Тема и содержание
всего
агонирующими больными.
Работа в приемном отделении
Студент должен знать:
Принципы организации
ЛПУ.
Устройство и организацию работы
ЛПУ.
Организация работы приемного отделения. Личная гигиена больного. Санитарно- гигиеническая обработка больного.
Студент должен уметь:
Выполнить у постели больного:

провести антропометрию

измерение АД;

подсчет частоты пульса;

подсчет частоты дыхания;

провести санитарно- гигиеническую обработку больного;

осуществить транспортировку больного
Студент должен владеть:

Навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания, в том числе за тяжелобольными и агонирующими больными.
12
Работа в терапевтическом отделении
Студент должен знать:
Принципы организации
ЛПУ.
Устройство и организацию работы
ЛПУ. Личная гигиена больного.
Организация питания больного в лечебном учреждении.
Студент должен уметь:
Выполнить у постели больного:
- измерение АД;
- подсчет частоты пульса;
- подсчет частоты дыхания;
- измерение водного баланса.
-провести санитарно- гигиеническую обработку
36

15

  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей