Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебно-методическое пособие для студентов дневного отделения агау барнаул 2013 удк 159. 9 331. 108. 2


Скачать 64.41 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов дневного отделения агау барнаул 2013 удк 159. 9 331. 108. 2
Анкорmetodichka Osnovy psikhologii dnevnoe.docx
Дата13.01.2017
Размер64.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаmetodichka_Osnovy_psikhologii_dnevnoe.docx
ТипУчебно-методическое пособие
#4535
страница2 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


СЕМИНАР 1. Проблемы изучения психики человека

  1. Возникновение учений о душе в V в. до н.э.

  2. Историческое преобразование предмета психологии.

  3. Объект и предмет изучения современной психологии. Структура и функции психики.

  4. Взаимосвязь психологии с другими науками. Современные отрасли психологии.

  5. Актуальность психологического образования современного инженера-специалиста для его успешной профессиональной деятельности.

  6. Принципы изучения психики.

  7. Методы изучения психики человека.

  8. Основные периоды психического развития человека.

Темы для докладов и самостоятельной исследовательской работы:

  1. Научное и житейское понимание психологических явлений.

  2. Возникновение психологических знаний и их развитие в античный период.

  3. Развитие психологических знаний в 17 веке.

  4. Развитие психологических знаний и выделение психологии в самостоятельную науку (19 век).

  5. Возникновение новых направлений в психологи (конец 19 - начало 20 в.).

  6. Современные направления исследований в психологии.

  7. Организация процесса самопознания личности.

Практические задания

    1. Выполнить самостоятельно психологические тесты:

  • Диференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов).

  • Тест смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев).

2. Заполнить в тетради таблицу:

Этапы развития психологии

Этапы

Временной период

Предмет исследования в психологии на этом этапе

Основные идеи и воззрения на природу психики в этот период развития психологических знаний

Теории, возникшие в этот период и их основатели

I













II













III













IV














3. Работа с основными понятиями (записать в словарь определения): психология, объект и предмет психологии, анимизм, дуализм, идеализм, материализм, душа, психика, рефлексия, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности, наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, психическое развитие.
СЕМИНАР 2. Основные направления современной психологии

  1. Фрейдизм и психоаналитические направления в современной психологии.

  2. Бихевиоризм. Основные идеи и основатели теории.

  3. Гештальтпсихология. Основные идеи и основатели теории.

  4. Гуманистическая психология. Основные идеи и основатели теории.

  5. Трансперсональная психология и Нейро-лингвистическое программирование – популярные направления современной психологии.

  6. Трансактный анализ Э. Берна.

  7. Когнитивная психология. Основные идеи и основатели теории.

  8. Становление и развитие русской научной психологии (до 1917 года).

  9. Отечественная психология (послереволюционный и современный период).

Темы для докладов и самостоятельной исследовательской работы:

  1. Представления о душевных явлениях в работах древних философов.

  2. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время.

  3. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики. Античный период и современность.

  4. Восточные философские учения о природе души.

  5. Популярные современные направления в психологии.

  6. Вклад отечественных ученых в развитие психологии.

Практические задания

  1. Выполнить самостоятельно психологические тесты:

  • Исследование уровня самоактуализации личности (Л.Я. Гозман).

  1. Заполнить в тетради таблицу:

Характеристика основных направлений современной психологии

(Фрейдизм, Аналитическая психология, Индивидуальная психология, Бихевиоризм, Гештальтпсихология, Гуманистическая психология, Трансперсональная психология, Нейро-лингвистическое программирование, Трансактный анализ, Когнитивная психология)

Название

Страна и годы, в которые данное направление возникло. Авторы направления

Предмет исследований

Основные идеи направления

Что является движущими силами развития психики по мнению создателей этого направления



















  1. Работа с основными понятиями (записать в словарь определения): глубинная психология (психоанализ), фрейдизм, неофрейдизм, защитный механизм, сублимация, бессознательное, самоактуализация личности, гуманистическая психология, деятельностный подход, когнитивная психология, бихевиоризм, необихевиоризм, гештальтпсихология, трансперсональная психология, навык, подкрепление, поведение, мотивация, деятельность.


СЕМИНАР 3. Внутренний мир и состояния сознания человека

  1. Основные этапы развития психики в процессе филогенеза.

  2. Основные источники и условия развития высших психических функций у человека.

  3. Предпосылки и условия возникновения сознания человека.

  4. Психологическая характеристика сознания и его связь с бессознательным. Проявление сознания и бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.

  5. Физиологические основы психики. Функциональное предназначение нервной системы человека в целом и её основных отделов.

  6. Качественное отличие интеллектуального развития высших животных и человека.

  7. Виды деятельности. Умения, навыки и привычки в структуре деятельности человека.

Темы для докладов и самостоятельной исследовательской работы:

  1. Методы исследования мозга человека.

  2. Альтернативные теории происхождения человека.

  3. Интеллектуальное поведение как высшая форма развития психики в животном мире.

  4. Измененные состояния сознания.

  5. Новейшие научные исследования и открытия в области нейрофизиологии.

  6. Соотношение между сознательным и бессознательным в психике человека.

  7. Становление высших психических функций в процессе деятельности.

  8. Функциональная асимметрия мозга, ее проявление и значение в регуляции психических процессов и состояний.

  9. Факторы, влияющие на развитие психики.

Практические задания

  1. Выполнить самостоятельно психологические тесты:

  • Диагностика системы ценностных ориентаций личности (модификация Л.С. Колмогоровой, Д.В. Каширского).

  1. Заполнить в тетради таблицу:

Строение и функции основных отделов

нервной системы (НС) человека

Название отдела

Строение и расположение

Какие физиологические функции обеспечивает

Какие психические функции обеспечивает

Периферическая НС










Спинной мозг










Большие полушария головного мозга










Промежуточный мозг










Средний мозг










Продолговатый мозг










Мост










Мозжечок













  1. Работа с основными понятиями (записать в словарь определения): психика, онтогенез, филогенез, психический процесс, психическое состояние, психическое свойство, раздражимость, чувствительность, рефлекс, инстинкт, навык, интеллектуальное поведение, высшая нервная деятельность, нейрон, рецептор, нервная система человека (центральная, периферическая, вегетативная, соматическая), ЦНС (центральная нервная система), свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность), первая и вторая сигнальные системы, межполушарная асимметрия, сознание, бессознательное, подсознательное, деятельность, цель, мотив, действия, операции, умственная деятельность человека (перцептивная, мнемическая, мыслительнвая, имажитивная), основные виды деятельности (общение, игра, учение, труд), социализация.


СЕМИНАР 4. Познавательные процессы: чувственное и рациональное познание мира

  1. Внимание как регуляторный процесс. Характеристика его основных видов. Качества внимания.

  2. Ощущения: виды и свойства ощущений.

  3. Отличие восприятия от ощущений, виды и свойства восприятия. Иллюзии.

  4. Репрезентативные системы восприятия информации.

  5. Память: основные процессы, виды, развитие и нарушения. Закономерности памяти.

  6. Особенности мышления человека как высшей формы познавательной деятельности, его формы, виды, качества.

  7. Воображение как познавательный процесс. Воображение – основа творческого мышления.

  8. Понятие и структура интеллекта. Основные подходы к изучению и измерению интеллекта.

Темы для докладов и самостоятельной исследовательской работы:

  1. Роль внимания в различных видах профессиональной деятельности.

  2. Значение ощущений в жизни человека.

  3. Экстрасенсорные способности человека.

  4. Законы и загадки восприятия человека.

  5. Интеллект: норма и отклонения.

  6. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

  7. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека. Мнемоника.

  8. Психология творческого мышления.

  9. Влияние воображения на состояние организма человека.

  10. Гендерные особенности познавательных процессов.

Практические задания

    1. Выполнить самостоятельно психологические тесты:

  • Прогрессивные матрицы Равена.

  • Тест структуры интеллекта (ТСИ-2).

    1. Заполнить в тетради таблицу:

Психологическая характеристика внимания и познавательных процессов

Психический процесс



Определение


Свойства

Классификация видов

Исследователи

Индивидуальные

особенности и нарушения

Методы тренировки и развития

Внимание



















Ощущения



















Восприятие



















Память



















Мышление



















Воображение






















    1. Работа с основными понятиями (записать в словарь определения): внимание, раздражитель, ощущения, рецептор, репрезентативные системы, порог ощущений (абсолютный и разностный), сенсибилизация, адаптация, восприятие, иллюзии восприятия, память, мнемоника, представления, амнезия, эйдетизм, запоминание, воспроизведение, забывание, узнавание, реминисценция, мышление, абстракция, анализ, гипотеза, индукция, дедукция, интеллект, коэффициент интеллекта (IQ), инсайт, обобщение, понятие, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, воображение, творчество, креативность, агглютинация, акцентирование, мечта.


СЕМИНАР 5. Личность: теории, основные понятия

  1. Соотношение объема и содержания понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

  2. Основные подходы к определению личности и ее структуры в зарубежной и отечественной психологии.

  3. Характеристика психогенетических теорий личности.

  4. Биогенетические теории личности.

  5. Социогенетические теории личности.

  6. Воля, ее основные признаки, характеристика и функции Этапы волевого действия.

  7. Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства.

Темы для докладов и самостоятельной исследовательской работы:

  1. Норма и патология в развитии личности. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

  2. Проблема развития личности в работах зарубежных психологов.

  3. Влияние эмоций на человеческую индивидуальность.

  4. Сравнительный анализ основных теории эмоций.

  5. Исследование личности в трудах отечественных психологов.

  6. Влияние стресса на психологическое и соматическое здоровье человека.

  7. Психологические приемы регуляции эмоциональных состояний.

  8. Гендерные особенности личности.

  9. Развитие эмоциональной сферы у человека и воспитание нравственных чувств.

Практические задания

  1. Выполнить самостоятельно психологические тесты:

  • Исследование самооценки личности (Н.М. Пейсахов).

  • Шкала локус-контроля (Дж. Ротер).

  1. Заполнить в тетради таблицу:

Теории личности




Какие теории личности могут быть примером (привести не менее трех)

Основатели теории

Какие факторы указываются в этих как движущие силы развития личности

Биогенетические теории










Социогенетические теории










Психогенетические теории













  1. Работа с основными понятиями (записать в словарь определения): человек, индивид, личность, индивидуальность, биогенетические теории, социогенетические теории, психогенетические теории, кризис личностного развития, комплексы, эмоции, чувства, воля, функции эмоций (приспособительная, сигнальная, побудительная, подкрепляющая, коммуникативная), виды эмоций и эмоциональных состояний (настроение, аффект, страсть, стах, стресс, фрустрация).


СЕМИНАР 6. Структура личности

  1. Мотивационно-потребностная сфера личности. Виды мотивов и потребностей.

  2. Направленности личность как «центральное ядро личности». Виды направленности.

  3. Типы темперамента и их психофизиологические характеристики. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

  4. Характер человека, его формирование. Типологии характера. Психографология.

  5. Акцентуации характера.

  6. Способности как психологическое свойство личности. Уровни и условия развития способностей.

Темы для докладов и самостоятельной исследовательской работы:

  1. Направленность личности и профессиональное самоопределение.

  2. Развитие мотивационно-потребностной сферы человека.

  3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Выбор профессии.

  4. Типологии характеров (конституционная теория Э. Кречмера, социальная типология характера Э. Фромма, физиогномика, астрология, хиромантия, и др.).

  5. Исследование личности в трудах отечественных психологов.

  6. Влияние семьи на развитие личности ребенка.

  7. Психология гениальности.

  8. Творческие способности и успешность профессиональной деятельности.

Практические задания

  1. Выполнить самостоятельно психологические тесты:

  • Определение направленности личности (Б. Басс).

  • Личностный опросник (Айзенк).

  • Формула темперамента (А. Белов).

  • Определение акцентуаций характера (К. Леонгардт).

  1. Заполнить в тетради таблицы:

Типы темперамента

Название

Свойства нервной системы, определяющие данный тип темперамента

Проявления темперамента в поведении и деятельности

«+»

положительные

«-»

отрицательные

Сангвинический










Холерический










Флегматический










Меланхолический











Акцентуации характера*

Тип акцентуации

Особенности проявления

Рекомендации для коррекции и преодоления акцентуации

Рекомендуемый вид профессиональной деятельности













*В таблицу записать 5 акцентуаций, по которым вы набрали больше всего баллов, выполняя тест «Определение акцентуаций характера» (К. Леонгардт).


  1. Работа с основными понятиями (записать в словарь определения): структура личности (направленность, знания, умения, навыки, индивидуально-типологические особенности), формы направленности личности (мировоззрение, убеждение, интересы, идеал, склонности, желания, потребность, влечения и т.п.), мотивация, типы темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), акцентуации характера (циклотимный, демонстративный, педантичный, гипертимный, эмотивный и т.д.), уровни развития способностей (одаренность, талант, гениальность, идиотия, дебильность, имбицильность), социализация, установка, ценностные ориентации, способности, задатки.

СЕМИНАР 7. Межличностные отношения и общение

  1. Общение как социально-психологическая категория. Функции общения. Виды общения.

  2. Понятие и классификация групп.

  3. Вербальные и невербальные средства общения.

  4. Характеристика демократического, авторитарного и либерального стилей общения.

  5. Коммуникативная компетентность в структуре профессиональной компетентности современного специалиста.

  6. Назовите факторы, определяющие систему межличностных отношений в группе.

  7. Причины и типология конфликтов.

  8. Способы профилактики и разрешения конфликтов.

  9. Методика социометрического исследования.

Темы для докладов и самостоятельной исследовательской работы:

  1. Типы отношений людей в группе.

  2. Положительное и отрицательное влияние группы на личность.

  3. Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе.

  4. Общение как фактор развития личности.

  5. Конфликт поколений: причины и способы преодоления.

  6. Технология разрешения конфликтной ситуации.

  7. Манипулятивное воздействие в межличностных отношениях и в средствах массовых коммуникаций.

  8. Гендерные особенности поведения людей в конфликтных ситуациях.

  9. Профилактика конфликтных взаимодействий. Медиация в конфликтах.

  10. Психологические особенности взаимодействия с конфликтными личностями.

Практические задания

  1. Выполнить самостоятельно психологические тесты:

  • Методика диагностики эмпатических способностей (В.В. Бойко).

  • Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

  • Тест «Описания поведения в конфликтной ситуации» (К. Томас).

  • Тест «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон).

  1. Заполнить в тетради таблицу:

Стили общения




Как проявляется в общении с равным по статусу человеком.

Является ли оптимальным и почему?

Как проявляется в общении начальника с подчинёнными.

Является ли оптимальным и почему?

Как проявляется в общении родителей с ребёнком.

Является ли оптимальным и почему?

Авторитарный стиль










Демократический стиль










Либеральный стиль













  1. Работа с основными понятиями (записать в словарь определения): общение, речь, вербальные средства общения, невербальные средства общения, коммуникативная компетентность, группа, коллектив, роль (социальная), статус, толерантность, отношения, социометрия, коммуникативная компетентность, конфликт (объективный, субъективный, конструктивный, деструктивный, внутриличностный, межличносный и др.), конфликтогены, стратегии поведения в конфликтных ситуациях (соперничество, сотрудничество, избегание, приспособление, компромисс), профилактика конфликтов, манипуляция в общении.



1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей