Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Воспитательный процесс изучение эффективности. Методические рекомендации.pdf Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения. УМК. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей Рекомендовано учебно-методической комиссией двггу в качестве учебно-методического пособия


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов и преподавателей Рекомендовано учебно-методической комиссией двггу в качестве учебно-методического пособия
АнкорВоспитательный процесс изучение эффективности. Методические рекомендации.pdf Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения
Дата06.10.2017
Размер0.83 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУМК.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#26442
страница5 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ДЕМЕНЦИЯ


Деменция – приобретенное слабоумие стационарного или прогрессирующего характера, при котором нарушается ряд высших мозговых функций (память, мышление, речь и др.) с последующим распадом личности и извращенным поведением больного.

Основные причины деменции:

–органическое поражение мозга;

–употребление психоактивных веществ (алкоголь, табак, наркотические вещества).

Основные виды течения патологического процесса:

–стационарное слабоумие (патологический процесс останавливается на определенном этапе развития интеллектуальных нарушений);

–прогрессирующее слабоумие (происходит постоянное нарастание интеллектуальных нарушений).

Органическая деменция. Основными этиологическими факторами органической деменции являются инфекция, травма, интоксикация, дегенеративные заболевания центральной нервной системы, нарушения обменных процессов, ведущие к повреждению нервной ткани и нарушающие ее дальнейшее развитие и функционирование в возрасте после 1,5 – 2 лет, когда значительная часть мозговых структур уже сформирована. Выделяют резидуальную деменцию, обусловленную остаточными явлениями перенесенных поражений мозга (инфекции, интоксикации, травмы), и деменцию, связанную с текущими органическими процессами (воспалительные, дегенеративные, атрофические процессы и дефекты обмена). Последние, как правило, имеют тенденцию к прогрессированию болезненных расстройств.

Клиническая картина органической деменции имеет ряд особенностей, отличающих ее от умственной отсталости.

1.Для деменции характерна парциальность (частичность) интеллектуальных расстройств. В зависимости от локализации повреждения одни интеллектуальные функции могут быть нарушены, другие – оставаться относительно сохранными. Для врожденной умственной отсталости более типична тотальность недоразвития.

2.При деменции имеются более грубые нарушения интеллектуальных функций. Например, расстройство речи проявляется в виде моторной, сенсомоторной алалии и афазии, тогда как при умственной отсталости недоразвитие речи характеризуется бедностью, малым запасом слов, наличием аграмматизмов, дефектами звукопроизношения.

3.Для деменции характерны различные энцефалопатические расстройства:

– церебрастенические растройства или психическая истощаемость

- психопатоподобные расстройства или психомоторная расторможенность с импульсивностью, повышенными либо извращенными влечениями;

–эпилептиформные расстройства (общие и локальные припадки, бессудорожные пароксизмы);

–апатико-адинамические расстройства;

–аффективные расстройства (эйфория с двигательной расторможенностью, болтливостью, дурашливостью, либо дисфория с подозрительностью, склонностью к агрессии, злобности и угрюмости). При умственной отсталости данные явления встречаются лишь при осложненных формах.

4.При органической деменции имеется нарушение критичности к себе и окружающим. Большинство детей не осознают свою несостоятельность. Они беспечны или апатичны и, нередко, оказываются не в состоянии правильно оценить происходящее вокруг.

5.Поведение дементных больных характеризуется эмоциональной скудностью. У подобных детей нет привязанности к родным и близким.

6.Больные дети плохо обучаются даже при отсутствии выраженного интеллектуального недоразвития.

7.Двигательные навыки у дементных больных более сохранены, чем у умственноотсталых.

8.При деменции, за исключением генетически-обусловленных прогрессирующих заболеваний, нет характерных для умственноотсталых детей дисплазий и врожденных пороков развития различных органов и систем.

Особенности клинической картины органической деменции являются проявлением повреждения мозговых структур, в отличие от врожденной умственной отсталости, отражающей, в основном, их недоразвитие. Однако, когда заболевание возникает в первые годы жизни, нередко имеется сочетание клинических проявлений недоразвития и повреждения мозговой ткани. Это относится к врожденным дефектами обмена. В этих случаях диагноз умственной отсталости, как говорилось выше, является условным.

При диагностике деменции необходимо учитывать:

1)анамнестические данные (указание на первоначально правильное и своевременное развитие ребенка, наличие инфекции или травмы черепа с симптомами церебрального поражения и последующего нарушения психического развития);

2)клиническую картину;

3)исследования двигательной сферы, неврологического, психического и соматического состояния;

4)лабораторные данные (на электроэнцефалограмме, пневмоэнцефалограмме, компьюторной томограмме может наблюдаться локальная патология; при спинномозговой пункции у некоторых больных отмечается изменение состава и давления ликвора).

Текущие заболевания, вызывающие органическую деменцию.

Туберозный склероз (болезнь Бурневиля). Это семейно-наследственное заболевание, характеризующееся сочетанием множественных неоплазий (опухолевх процессов) с дисплазиями. Клиническая картина:

–прогрессирующее слабоумие;

–системное поражение кожи (опухолевидные образования на лице, пояснице, пальцах, чаще в виде розово-желтых бляшек величиной с просяное зерно (аденомы сальных желез);

–эпилептиформные припадки;

–патология глаз (хориоретинит, помутнение хрусталика и др.);

–иногда наблюдаются гемипарезы;

–очаги обызвествления на краниограмме, гидро- и микроцефалия.

Если припадки возникают в возрасте до 2-3 лет, то заболевание быстро прогрессирует с развитием глубокой психической деградации. Если приступы редкие и появляются после 2-3 лет, прогрессирование деменции может быть нерезким. Такие дети способны к обучению.

Нейрофиброматоз (болезнь Реклингаузена). Это наследственное системное заболевание с тяжелым поражением нервной и других систем. В основе лежит появление опухолей (нейрофибром) по ходу нервных стволов. Клиническая картина:

–прогрессирующее слабоумие и припадки в результате образования опухолеподобных узелков в коре, подкорковых областях мозга, 30 % больных детей плохо поддаются обучению;

–светлые пигментные пятна на коже в количестве не менее 5 штук, они появляются в детстве, и их число увеличивается с возрастом;

–мелкие множественные пигментные пятна в складках тела (подмышечной впадине, в паху и др.);

–нейрофибромы на коже и в различных органах;

–костные дисплазии.

Заболевание характеризуется прогрессирующим течением. Специфического лечения нет, только – симптоматическое (хирургическое удаление нейрофибром и др.).

Энцефалотригеминальный ангиоматоз (болезнь Штурге Вебера). Данное заболевание характеризуется наличием ангиом в головном мозге, коже, других органах и тканях. Ангиома – это опухоль, состоящая из сосудов и их элементов, представляется в виде различных размеров и форм пятен багрово-красного цвета, которые бледнеют при надавливании.

Клиническая картина:

–ангиома кожи лица;

–судорожные припадки;

–слабоумие, нередко на уровне дебильности;

–врожденная глаукома;

–часто имеются парезы и параличи.

Диагностика: клиническая, рентгенография (выявление кальцификатов, зигзагообразного вида с двойными контурами).

Лечение: симптоматическое (противосудорожная терапия), хирургическое.

Лейкоэнцефалит Ван-Богарта. Лейкоэнцефалит – это хронический воспалительный процесс в головном мозге, возникающий после перенесенной неспецифической инфекции. Поражается в основном белое вещество. Патологический процесс начинается с явлений невротического характера (вялость, рассеянность, плаксивость, замкнутость, апатия, пугливость) и двигательных расстройств. Позже присоединяются нарушения речи, памяти, счета и других высших мозговых функций. Постепенно слабоумие нарастает, и к нему присоединяются судорожные припадки с потерей сознания и нарушение зрения. Заболевание начинается в 4 – 16 лет, но иногда встречается и у взрослых.

Юношеский (ювенильный) прогрессирующий паралич. Данная патология развивается на фоне врожденного сифилиса в возрасте 10 – 15 лет.

Клинические нарушения:

–психические нарушения (быстрое снижение интеллекта вплоть до дебильности, выраженное расстройство внимания и памяти, отсутствие критичности, апатия благодушие, беспечность);

–соматические дефекты (костные деформации, периоститы, кератиты, отиты, гутчинсоновские зубы и др.);

–неврологические нарушения (неравномерность зрачков, отсутствие реакции на свет, гиперкинезы, гемипарезы.

Лечение: симптоматическое, антибиотикотерапия.

Эпилептическая деменция. Эпилепсия – хроническое прогрессирующее заболевание мозга, характеризующееся судорожными припадками и психическими нарушениями (слабоумием, специфическими особенностями эмоционально-волевой сферы и мышления). Она может быть приобретенной, но чаще врожденной, генетически обусловленной. Не любое слабоумие, сочетающееся с судорожными припадками, можно отнести к эпилептическому.

Особенности эпилептического слабоумия:

1)особенности мышления (тугоподвижность мышления, резкая замедленность речи, процессов чтения, письма, счета, воспроизведения, медленная психическая переключаемость, вязкость, склонность к чрезмерной детализации и педантичности, застревание на малосущественных деталях, отсутствие способности выделять главное)

2)особенности эмоционально-волевой сферы (преобладание хмурости, угрюмости, немотивированные колебания настроения в виде дисфорий (угрюмо-тоскливое настроение без видимого повода), склонность к взрывчатости, ярости, гневливости, в выраженных случаях наблюдается сочетание злопамятности мстительности, эгоцентрических установок с назойливой ласковостью, угодливостью).

Диагностика: клиническая, лабораторная (на ЭЭГ отмечаются пароксизмы эпилептической активности). Лечение: противосудорожное.

Шизофреническая деменция. Шизофрения – прогрессирующее психическое заболевание, этиология и патогенез которого до настоящего времени точно не установлены. Большинство исследователей значительную роль отводят наследственному фактору. В клинико-психологической структуре шизофрении различают основные (негативные, отражающие деструктивную сущность болезненного процесса) и дополнительные (продуктивные) симптомы.

Негативным симптомы:

1) аутизм (ослабление связи с реальностью, отгороженность от внешнего мира, замкнутость, отсутствие потребности в контактах с окружающими, предпочтение мира фантазий);

2) изменения эмоционально-волевой сферы (неадекватное реагирование на происходящее, нет потребности в общении с близкими, снижение живости, яркости эмоций и переживаний, постепенное эмоциональное оскудение);

3) нарушения мышления (мышлние характеризуется сначала вычурностью, парадоксальностью, склонностью к символизму, затем наблюдается вялость и скудность суждений);

Тяжесть шизофренического дефекта зависит от степени выраженности перечисленных симптомов.

Продуктивные расстройства: аффективные, галлюцинаторные, бредовые, неврозоподобные, двигательные (кататонические) синдромы, расстройства сознания.

Типы течения заболевания:

1) непрерывное течение (характерно преобладание негативных расстройств):

– непрерывно-вялое;

– непрерывно-прогредиентное;

2) приступообразное течение (характерно преобладание острых приступов с различным сочетанием продуктивных расстройств; для негативных нарушений типичны незначительность и медленное нарастание);

3) смешанное течение (характерно непрерывно-приступообразное течение, когда острые приступы сменяются периодами с прогрессированием негативной симптоматики).

В детском дошкольном возрасте шизофрения чаще имеет непрерывное или приступообразное течение. При непрерывном вялом течении степень выраженности негативных расстройств невелика. Такой ребенок может обучаться по программе массовой школы или индивидуально, принимая профилактические дозы лекарственных препаратов. В периоды обострений дети находятся на стационарном лечении.

При шизофрении, начавшейся в очень раннем возрасте и протекающей по непрерывно-прогредиентному или непрерывно-приступообразному типу, негативные расстройства приводят к нарушению интеллектуального, общего психического развития и явлениям шизофренической деменции.

Аутизм у таких детей проявляется в отсутствии контактов с внешним миром, интереса к окружающему, большая часть переживаний связана со страхами, боязнью внешнего мира. Снижение психической активности выражается в вялости, пассивности. На первый план часто выступает слабость инстинкта самосохранения, незаинтересованность в еде, тепле, физическом комфорте (отсутствие реакции на мокрое белье, тесную обувь, холодную одежду и т. д.), может наблюдаться энурез. Нарушения эмоционально-волевой сферы наблюдаются в виде зачастую неадекватных (ребенок выражает чувствительность к незначимым ситуациям и отсутствие реакции на реальную опасность и конфликт) и противоречивых реакций (смех при грустной ситуации). Ребенок, который хорошо до этого разговаривал, вдруг начинает мало общаться или вообще замолкает (мутизм), иногда употребляет придуманные слова (неологизмы). Для речи становятся характерными такие черты, как неравномерность высоты голоса, тембра речи или, наоборот, монотонность интонаций. В тяжелых случаях аутичная речь состоит из цепочки звукосочетаний, непонятных для окружающих, однако, в состоянии аффекта, больной может произнести даже целую фразу. Эмоции обычно сглажены, невыразительны. Может сохраняться привязанность к одному близкому человеку.

Нарушения мышления имеют следующие специфические черты: слабость активного внимания при сохранении пассивного, склонность к бесплодным рассуждениям (о целесообразности ножек стола и др.), навязчивое повторение одних и тех же вопросов без заинтересованности в ответе, отсутствие корреляции между действиями и переживаниями. Дети затрудняются выполнять конкретные задания. Игра, как правило, носит характер однообразных манипуляций. При этом предмет (палочка, коробка и т. д.) может наделяться несвойственным ему значением.

У больных детей имеется диссоциированность моторики: вялость мимики и одновременно наличие гримас, угловатость, причудливость и манерность движений, вычурность поз и походки с подпрыгиванием, мелкими перебежками, «летающими» движениями рук, другими стереотипиями.

Продуктивная симптомика при непрерывном течении шизофрении у детей дошкольного возраста чаще не занимает ведущего места в клинической картине.

Аффективные расстройства выражаются нередко в форме бепредметных страхов, неопределенной тревоги и беспокойства. Часто отмечаются неадекватные страхи (боязнь жизни вообще, смерти, воды, ветра, облаков, лампы, меха, необоснованная боязнь определенных лиц и т. д.). Иногда наблюдаются патологические влечения, агрессивность, злобность, жестокость по отношению к близким, элементы садизма (стремление мучить животных, намеренно ломать игрушки, рвать книжки).

Бредовые расстройства у детей дошкольного возраста проявляются в виде бредоподобных фантазий с погружением в мир сказок, особых ситуаций, иногда окрашенных переживаниями страха, агрессивностью, предметы наделяются чертами одушевленных существ. Характерны бредовые идеи перевоплощения (ребенок считает себя котенком, собакой, зайчиком, ходит на четвереньках, просит кормить себя едой для животных). Такие фантазии носят патологический характер, т. к. проявляется в разрыве связей с реальностью, постоянном пребывании в фантастическом мире, выдуманной ситуации.

Навязчивость характеризуется стереотипным повторением отдельных слов, движений и действий.

Галлюцинаторные расстройства встречаются в виде «окликов», отдельных звуков, сказочных персонажей устрашающего характера (баба-яга, большой медведь), вызывающих чувство страха.

Кататонические синдромы перекликаются с негативной симптоматикой и проявляются в виде застывшей позы, стереотипных движений (накручивание волос на палец, однообразное кивание головой, подпрыгивание).

Неврологические симптомы для шизофренической деменции не характерны. Более специфичны явления вегетативной дисфункции (нарушения сна, аппетита), мышечная и вегето-сосудистая гипотония.

В физическом состоянии наблюдается некоторое отставание в росте и инфантильность телосложения.

Диагностика: по клиническим, анамнестическим данным (задержка формирования двигательных функций, навыков самообслуживания и др.).

Дифференциальную диагностику следует проводить с органической деменцией и умственной отсталостью. В начале болезни (чаще в возрасте 2– 3 лет), в отличие от случаев органического поражения нервной системы, на первый план выступают интеллектуальные нарушения и эмоциональные изменения: утрата привязанностей, интереса к окружающему, снижение активности. Лечение: осуществляется психиатрами.
ПСИХОЗЫ

У БОЛЬНЫХ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Психозы – выраженные формы психических расстройств, при которых психическая деятельность больного неадекватна окружающей действительности, реальный мир воспринимается в искаженном свете, что проявляется в виде патологических симптомов и синдромов в поведении.

Психозы в основном возникают в подростковом возрасте. Причинами этого являются гормональные сдвиги с наступлением полового созревания, осознание своей неполноценности, неприятие со стороны сверстников и др.

До сих пор неясно являются ли психозы у умственно-отсталых самостоятельной нозологической формой или это видоизмененные психозы, возникающие у интеллектуально полноценных людей.

Большинство авторов часть психозов относят к специфическим расстройствам, а другую часть – к «обычным», которые приобрели атипичную форму из-за развития их на патологической почве, чем и объясняется атипичность их клинических проявлений и течения.

Общепринятой систематики психозов у умственно отсталых пока нет.

Классификация психозов у умственно отсталых по клиническим проявлениям:

–психозы с преобладанием аффективных расстройств (в виде дисфорических, дистимических, тревожно-депрессивных, депрессивно-ипохондрических состояний);

–психозы с преобладанием двигательных расстройств;

–галлюцинаторно-бредовые психозы;

–психозы, протекающие по типу истерического сумеречного расстройства сознания;

–острые психотические реакции (состояния острого страха и растерянности, реакцию тоски по дому — ностальгию и др.).

Классификация по выраженности интеллектуального недоразвития:

–психозы при дебильности;

–психозы при глубокой умственной отсталости.

Классификация по течению процесса:

–острые психозы;

–хронические психозы.

Особенности психозов при умственной отсталости:

    1. наиболее характерны эпизодические и рецидивирующие психозы, затяжные (хронические) формы наблюдаются редко и, как правило, у больных с глубоким психическим недоразвитием;

    2. продуктивная симптоматика недооформленна и фрагментарна;

    3. психотические симптомы разнообразны, и им трудно дать однозначную оценку;

    4. психические явления нередко напоминают обыденные (житейские) переживания; высказывания, связанные с болезненными переживаниями, бедны, отрывочны и примитивны;

    5. психотические расстройства, в основном, обратимы и транзиторны.

Лечение психозов: этиотропное лечение (если возможно), симптоматическая терапия, препараты для улучшения метаболизма в мозговых структурах (ноотропы), реабилитационные мероприятия (устранение психотравмирующих и неблагоприятных ситуаций, возможное обучение и трудоустройство).

Дифференциальный диагноз. Дифференциальная диагностика умственной отсталости проводится со следующими заболеваниями:

1) резидуальные деменции после перенесенных в раннем возрасте органических поражений головного мозга;

2) рано начавшиеся органические заболевания головного мозга с прогрессирующим слабоумием;

3) состояния интеллектуального дефекта при рано начавшихся и неблагоприятно протекающих психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия);

4) пограничные задержки развития (субдебильность, психический инфантилизм, вторичные задержки развития).

Органическое поражение головного мозга у ребенка моложе 3 лет, как правило, сопровождается не только очаговой симптоматикой, но и общей задержкой развития мозговых структур, что характерно для умственной отсталости. Задержка выражена тем больше, чем меньше возраст к началу возникновения органического заболевания. Напротив, при умственной отсталости, обусловленной органическим поражением головного мозга во внутриутробном или перинатальном периоде, характерно общее интеллектуальное недоразвитие и очаговая симптоматика, последняя характерна для резидуальной деменции.

Дифференциальная диагностика проводится также между фенотипически сходными, но генетически различными нозологическими единицами в рамках самой умственной отсталости. Следует отграничивать экзогенно обусловленные эмбриопатии от сходных по клиническим проявлениям наследственных заболеваний (например, эмбриопатию при употреблении талидомида от наследственной фокомелии). Дифференциально-диагностические затруднения возможны при установлении степени психического недоразвития.

Во многих руководствах по психиатрии, рано начинающиеся прогрессирующие процессы традиционно включаются в группу умственной отсталости (наследственные обменные нарушения и др.), что, строго говоря, неверно, поскольку в этих случаях наблюдается не психическое недоразвитие, а неуклонное прогрессирование клинических симптомов с психической деградацией. Кроме того, до начала заболевания нередко предшествует период нормального психического развития.

ОБЩАЯ СИМПТОМАТИКА И ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Симптоматическая картина умственной отсталости разнообразна, что приводит к формированию множества клинических форм.

Основные общие черты умственной отсталости:

1) «тотальное» недоразвитие: нарушение психики в целом, что выражается в недоразвитии интеллекта, мышления и высших мозговых функций (восприятия, памяти, внимания, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы и т. д.);

2) преимущественное нарушение развития онтогенетически молодых функций (мышления и речи), за которые отвечает кора головного мозга, и относительная сохранность эволюционно более древних элементарных функций и инстинктов, которые формируются в других мозговых структурах (мозжечок, гипоталамус и др.);

3) особенности мышления: преобладание частного, конкретного и отсутствие отвлеченного абстрактного мышления (больные не могут найти сходства между предметами объединять их в группы, исключать лишний предмет, не понимают смысл пословиц, несложного рассказа, стремятся дословно передать их содержание и др.); недостаточность логического мышления (с трудом осваивают абстрактный счет, решение арифметических задач, плохо понимают грамматические правила), осмысливание и логическое запоминание они подменяют механическим заучиванием и подражанием; у больных преобладает пассивное внимание с бездумной регистрацией окружающего, а активное, целенаправленное внимание снижено (дети с трудом привлекаются, их внимание плохо фикси­руется, легко рассеивается);

4) особенности памяти: память слабая (относительно сохранн­а только механическая память, когда для усвоения нового материала требуется неоднократное повторение);

5) особенности речи: речь недоразвита (в наиболее тяжелых случаях больные не говорят и не понимают обращенную к ним речь, при меньшем недоразвитии они располагают ограниченным запасом слов, но не могут выстроить длинную фразу; характерно неправильное смысловое употребление слов; дефекты развития речи часто сочетаются с недостаточностью усвоения навыков чтения и письма);

6) особенности моторики: психомоторика выражена недостаточно (затруднения вызывает выполнение дифференцированных, координированных и точных движений, манипуляции больных медлительны, угловаты, неловки, неритмичны; мимика и жестикуляция отличаются бедностью, однообразием и невыразительностью; при глубоком слабоумии наблюдаются множество лишних, бесцельных движений, синкинезий);

7) основные типы темперамента: торпидные (вялые, апатичные и медлительные) и эретичные больные (эйфоричные, с неустойчивым настроением, суетливые);

8) особенности эмоциональной сферы: эмоции ригидны и скованны; высшие эмоции, связанные со способностью к абстрагированию недоразвиты (любовь к родине, потребность познать окружающее и др.), но относительно сохранены примитивные эмоциональные реакции (сочувствие, обида, стыд, могут осознавать свою недостаточность, стесняются ее, стремятся скрыть); эмоции мало дифференцированы и однообразны, тонкие оттенки переживаний отсутствуют; больные неспособны подавлять свои влечения и желания, им свойственны неадекватные реакции, которые выражены сильнее при тяжелом психическом недоразвитии; большинство больных склонны к повышен­ной самооценке;

9) особенности волевой сферы: побуждения и целенаправленная деятельность выражены слабо; поведение умственно отсталых непоследова­тельны и необдуманны, они неспособны предвидеть последствия своих по­ступков; больные легко внушаемые, но их психика ригидная (с тру­дом переключаются на новую деятельность) и одновременно неустойчивая (глубоко отсталые не могут долго заниматься даже простым физиче­ским трудом, при дебильности больные нередко усердны и старательны, справляются с простой работой, не требующей инициативы, самостоятельности и быстрого переключе­ния). Работоспособность больных во многом зависит от их темперамента (при торпидном типе продуктивность снижена из-за вялости, апатичности, инертности, при эретическом – из-за неусидчивости, суетливости); при легкой умственной отсталости больные неплохо разбираются в привычных житейских ситуациях, у них легко вырабатывается правильное поведение;

10) соматические признаки слабоумия: пороки развития условно делятся на специфичные (типичные для определенных заболеваний – крыловидные складки на шее при болезне Дауна, фокомелия) и неспецифичные (характерные для многих болезней – пороки развития органа зрения, аномалии развития органов слуха, пороки внутренних органов и др.);

11) неврологическая картина: в основном неспецифична – мышечная гипотония, нерезко выраженные парезы, выявляющиеся лишь при функциональной нагрузке, снижение кожных и повышение сухожильных рефлексов, резидуальная симптоматика при воздействии экзогенных факторов на мозг и др.

Типы слабоумия:

    1. первый (основной) тип (преимущественное недоразвитие эволюционно-поздних систем мозга при относительной сохранности древних);

    2. второй тип (одинаково недоразвиты как эволюционно поздние, так и ранние системы);

    3. третий тип (сочетание симптомов недоразвития и распада уже сформировавшихся психических функций по типу «смешанного» слабоумия);

    4. четвертый тип (глубокая связь недоразвития психики с поражением моторного и сенсорного аппарата).


Тест на тему: ОБЩАЯ СИМПТОМАТИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дополните

  1. Основная особенность клиники умственной отсталости ______________.

  2. При умственной отсталости преимущественно нарушается развитие онтогенетически ___________ структур мозга.

  3. Виды нарушения мышления при умственной отсталости_____________.

  4. Типичные нарушения внимания при умственной отсталости ___________.

  5. Характер нарушения памяти при умственной отсталости___________.

  6. Три вида расстройства речи при умственной отсталости____________.

  7. Дефекты речи при умственной отсталости сочетаются с __________. усвоения навыков чтения и письма.

  8. Четыре вида расстройства психомоторики при умственной отсталости ___________.

  9. Две основные характеристики расстройств эмоций при умственной отсталости ___________.

  10. Две основные характеристики патологии воли при умственной отсталости ___________.

  11. Критика больных с умственной отсталостью определяется уровнем __________.

  12. Соматические признаки умственной отсталости ____________.

  13. Наиболее распространенные соматические пороки при умственной отсталости __________.

  14. Три вида пороков органов зрения при умственной отсталости __________.

  15. Самая частая аномалия развития органов слуха при умственной отсталости ______________.

  16. Редкий дефект слуха при умственной отсталости ____________________.

  17. Частая патология конечностей при умственной отсталости _____________.

  18. Наиболее распространенные аномалии внутренних органов ____________.

  19. Самая частая патология ЖКТ при умственной отсталости _____________.

  20. Типичные неврологические нарушения при умственной отсталости _____.


Тест на тему: ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Дополните

  1. Восемь вариантов в динамике умственной отсталости ___________.

  2. Восстановление или компенсация функций пораженных органов и систем характеризует ______ динамику.

  3. Период жизни, когда положительная динамика больше подвержена нарушению________________.

  4. Основные характеристики отрицательной динамики при умственной отсталости _______.

  5. Три основных причины отрицательной динамики ________________.

  6. Основные клинические проявления декомпенсации ______________.


Характеристика степеней умственной отсталости

В зависимости от глубины психического недоразвития выделяют 3 степени умственной отсталости: идиотию, имбецильность, дебильность и промежуточные состояния.

Идиотия – наиболее глубокая умственная отсталость с почти полным отсутствием речи и других психических функций. Больные беспомощны, нуждаются в постоянном надзоре и уходе, их «умственный возраст» остается на уровне ребенка, не достигшего 3 лет (IQ<20).

При идиотии резко снижены все виды чувствительности (больной ни на что не реагирует) или их реакции неадекватны на окружающее. Восприятия неполноценны, слабо дифференцированы, внимание отсутствует или крайне неустойчиво, на чужую мимику и жестикуляцию не реагируют, не интересуются игрушками. Речь ограничивается нечленораздельными звуками, иногда отдельными словами, больные часто не понимают обращенную к ним речь, хотя иногда правильно реагируют на интонацию.

У детей, страдающих идиотией, не развиты статические и локомоторные функции, или они приобретают их очень поздно. Такие больные не умеют жевать, проглатывают пищу непрожеванной, иногда питаются только жидкой пищей. Часто наблюдается неврологическая клиника в виде параличей, судорожного синдрома.

Осмысленная деятельность при идиотии невозможна, больные не владеют даже простыми навыками самообслуживания, неопрятны. Предоставленные самим себе, они неподвижны или находятся в состоянии постоянного бессмысленного возбуждения (бесцельно бегают или ползают по комнате), совершают стереотипные движения (хлопают в ладоши, маятникообразно раскачиваются и т. п.).

Больным недоступны даже элементарные умственные операции. Память не развита. Нередко больные не узнают родных.

Эмоции связаны с ощущением удовольствия или неудовольствия, что выражается в виде возбуждения и криков, иногда с определенной интонацией. Больные очень легко впадают в аффективное состояние (злоба, «слепая ярость и агрессия, нередко – аутоагрессия (больные кусают, царапают, наносят телесные повреждения)). Часто повышены и извращены влечения: больные прожорливы, поедают нечистоты, жуют и сосут все, что попадает под руку, упорно онанируют.

Нередко имеются грубые дефекты физического развития, пороки внутренних органов, глухота, слепота.

Встречаются более легкие варианты идиотии, когда возможна некоторая положительная динамика с возрастом. Однако темп психического развития в этих случаях чрезвычайно замедлен и возможности больных крайне ограничены. У больных отмечается некоторое понимание речи, они реагируют на мимику и жесты окружающих, иногда узнают близких.

Имбецильность – среднетяжелое и выраженное психическое недоразвитие. «Умственный возраст» соответствует психическому развитию ребенка 3 – 7 лет(IQ = 20 – 50). В соответствии с указаниями Комитета экспертов ВОЗ по психогигиене различают резко выраженную (IQ =20 – 35) и более легкую

(IQ =35 – 50) имбецильность.

Речь больных примитивна, аграмматична, косноязычна, но иногда их словарный запас достигает 200-300 слов, они могут составлять несложные фразы, некоторые имбецилы могут считать до десяти, знают отдельные буквы, но чтением и письмом не овладевают. Возможно посещение вспомогательной школы при умеренной степени имбецильности.

Развитие статических и локомоторных функций очень замедленно, но больные приобретают навыки опрятности, самостоятельно едят, могут самостоятельно ходить.

Имбецилам доступны владение некоторым запасом простых бытовых знаний, они способны ориентироваться в обычной житейской обстановке, но новую ситуацию не осмысливают и не воспринимают, легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре. Абстрактные понятия и логика им недоступны, мышление конкретно и непоследовательно. Благодаря относительно хорошей механической памяти и пассивному вниманию, больные в состоянии усвоить некоторые элементарные знания, которыми пользуются как штампами. Также усваивают самые простые трудовые навыки (уборка, стирка, мытье посуды), но выполняют их небрежно. Из-за несамостоятельности и плохой переключаемости, больные не способны к трудовой деятельности. Благодаря повышенной внушаемости и склонности к подражательности, могут возникать асоциальные формы поведения.

Относительно развиты эмоциональные реакции. Появляются индивидуальные характерологические особенности больных, многие имбецилы чрезвычайно привязаны к близким, сочувствуют другим людям, охотно подражают хорошему примеру.

Дебильность (лат. – слабый, неспособный) – легкое психическое недоразвитие. При дебильности больные обучаются во вспомогательных школах, овладевают определенными трудовыми навыками, с дальнейшим социальным приспособлением в ограниченных пределах. «Умственный возраст» соответствует психическому развитию ребенка 8-12 лет (IQ=50-70). Многие врачи и дефектологи различают глубокую, умеренно выраженную и легкую дебильность. Последняя почти не отличимая от условной нижней границы нормального интеллекта.

При дебильности обнаруживается довольно хорошее развитие речи, имеется большой запас слов. Могут наблюдаться некоторые дефекты в виде заикания, аграмматизмов, шепелявости и др.

Поведение более адекватно и самостоятельно, чем при имбецильности. Этому способствуют хорошая механическая память и подражательность больных.

При тщательном наблюдении выявляется недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Переход от простых, конкретных к более сложным, отвлеченным понятиям для них затруднителен. В процессе обучения обнаруживаются отсутствие инициативы и самостоятельности, медлительность и инертность. Основная трудность состоит в изменении привычного образа мышления, больной всегда стремится использовать шаблоны.

Эмоционально-волевая сфера довольно развита. Тем не менее у больных можно отметить слабость самообладания и способности подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание своих поступков, некоторую импульсивность поведения, повышенную внушаемость.

С годами, особенно при умеренно выраженной и легкой дебильности, умственное недоразвитие становится менее заметным, и возможно неплохое приспособление к практической жизни.

Наибольшие трудности возникают при отграничении легкой дебильности от педагогической и социальной запущенности и нижним уровнем условной интеллектуальной нормы. В ряде случаев наблюдается сочетание дебильности с приобретённым слабоумием – например, при присоединении к ней эпилепсии, энцефалита, черепно-мозговой травмы.

Выделяют такое понятие, как двигательная дебильность.

Это заболевание детского возраста, характеризующееся несостоятельностью, несовершенством движений, не соответствующих требованиям повседневной жизни. Такие дети отличаются неловкостью, им трудно даются резкие и сложные движения.

Составляющие синдрома:

1)паратония – затруднение произвольного расслабления мышц;

2)синкинезия – излишние, сопутствующие движения;

3)нарушение координации.

Предполагается, что в основе синдрома лежит врожденная или приобретенная патология пирамидных путей (нерезко выраженная энцефалопатия), которая сопровождается недостаточностью произвольного торможения двигательных функций. Данная патология часто сочетается с умственной отсталостью.


Обобщенные признаки умственной отсталости

Тяжелая степень идиотии

Легкая и средняя степени идиотии

Имбецильность

Дебильность

Отсутствует речь

Лексикон ограничен несколькими десятками слов, некоторое понимание чужой речи

Более или менее развита речь, дефектная, словарный запас ограничен, понимают чужую речь в пределах их постоянного обихода, могут выучить алфавит, не владеют чтением и письмом, выучивают счет до 20 (с трудом)


Относительно большой словарный запас, не хватает гибкости речи,

большей части прибегают к стереотипным выражениям, трафаретным фразам, заученным словарным оборотам,

дефекты речи в виде шепелявости, аграмматизмов, могут писать и читать

Внимание почти ничем не привлекается, на чужую мимику и жестикуляцию не реагируют, выражение лица бессмысленное, окружающих не узнают

Фиксируют взгляд на предметы, умеют смеяться и плакать, узнают близкие лица, проявляют элементарную привязанность


Понимают чужую мимику, жестикуляцию в пределах их постоянного обихода


Отсутствует потребность в размышлении, не умеют абстрагироваться от конкретных представлений, не могут самостоятельно мыслить, рассуждать,

Обобщать, сравнивать, анализировать

Пищу глотают не разжевывая

Самостоятельно принимают пищу, но едят не опрятно





Движения плохо координированы, идиотические движения (маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону), не способны к самообслуживанию, неопрятны в естественных отправлениях

Ориентируются в привычном месте, но не ориентируются во времени, могут осмыслить простейшую ситуацию, способны к элементарному самообслуживанию


Простейшие навыки усваивают, но выполняют небрежно, новую ситуацию не осмысливают полностью и нуждаются в помощи, указаниях и руководстве



Обучаются в условиях специальной школы,

усваивают несложные трудовые навыки

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей