Тест на тему: УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ПРИ ХРОМОСОМНОЙ ПАТОЛОГИИ Мутация.
Моносомия, полисомия, транслокация, делеция, хромосомный мозаицизм, аномалии количества аутосом и половых хромосом.
Признаки психического и физического недоразвития, дисплазии и грубые дефекты телосложения.
Умственная отсталость не обязательна, типичны нарушения половых желез, заболевания непрогредиентны.
Дауна.
Регулярная трисомия, транслокация, мозаицизм.
Передается.
1:700-1:800.
Увеличения.
Психическое и физическое недоразвитие в сочетании с различными аномалиями строения.
Щитовидная, половые, гипофиз и надпочечники.
Сердца и множественные уродства.
Небольшой рост, короткие конечности при относительно длинном. туловище, короткие широкие пальцы.
Расположение складок на ладонях, изменение пальцевых узоров.
75 % – имбецильность, 20 % – идиотия, 5 % – дебильность.
13.
18.
100 – 300.
Делеция короткого плеча пятой пары хромосомы.
Отсутствие одной Х-хромосомы (45 ХО).
Половой инфантилизм.
Присутствие в кариотипе трех и более Х-хромосом (47 ХХХ).
Увеличение количества Х- хромосом (47 ХХУ).
Гипогенитализм и признаки обоих полов.
Увеличением числа У-хромосом (47 ХУУ).
Психопатоподобный синдром, агрессивное поведение и умственная отсталость.
Тест на тему: умственная отсталость, вызванная генной патологией.
Определяющиеся (диагностируемые) формы.
Наследственные дефекты.
Вредные факторы, действующие в антенатальный, перинатальный и неонатальный периоды.
Малые размеры черепа, низкий лоб, вытянутая формы головы и т. д.
Размером черепа и ростом.
Идиотия или глубокая имбецильность.
Торпидные и эретичные.
Обилие быстрых движений.
Соразмерные и точные.
Не возможна.
Внутриутробное поражение.
Очаговая неврологическая симптоматика и иногда судорожные припадки.
Синдромы Крузона и Апера, фокомелия.
Аномалия черепа в сочетании с глазными и неврологическими симптомами.
Высокий с лобным горбом.
Широко расставленные глаза.
Птичий.
Экзофтальм и косоглазие.
Внутричерепная гипертензия.
Акроцефалия с синдактилией на руках и ногах.
Широкое переносье, уплощение глазных впадин, экзофтальм.
Легкой дебильности до идиотии.
Недоразвитие или отсутствие предплечий.
Глубокое слабоумие.
Тест на тему: Умственная отсталость, обусловленная Экзогенным влиянием вредных факторов на плод во время беременности и на ребенка во время первых трёх лет жизни.
Рубеолярная.
Трансплацентарный.
Первый.
12.
7,2 .
4.
5.
Глаз, ССС и слухового аппарата.
Мышечная гипотония, гиперкинезы, нарушения глотания.
Психомоторное возбуждение, импульсивность поведения, расстройство сна.
Предупреждение заболевания коревой краснухой.
Умственная отсталость.
Дикие и домашние животные.
«Детский септический грануломатоз» и менингоэнцефалит.
Глубокий.
Проявления психоорганического синдрома и резидуальной неврологической симптоматики.
Трансплацентарный.
Тяжелый.
Эпилептиформные, психопатоподобные и астенические расстройства.
Зрачковые (Аргайла Робертсона) симптомы, параличи, парезы, снижение или отсутствие сухожильных рефлексов.
Трансплацентарный.
Погибает.
Глазные нарушения, внутримозговые обызвествления с гидроцефалией и судорожные припадки.
Гемолитическая болезнь новорожденных.
Умственная отсталость.
Плод резус-отрицательной матери наследует резус-положительную кровь отца.
Антител.
Реакция антиген-антитело.
Предшествующие аборты, выкидыши и переливание резус-положительной крови.
Конец беременности.
Липоидосодержащими соединениями.
Лора головного мозга.
Экстрапирамидные двигательные расстройства, дефекты слуха, нарушение интеллекта.
Назойливость, расторможенность.
Анамнестические сведения, определение резус-фактора родителей, определение количество билирубина в крови новорожденных.
Обменное переливание крови новорождённому в первые сутки жизни.
Специфический и неспецифический.
Введение антирезусного иммуноглобулина в первые часы после родов, аборта.
Профилактика абортов (контрацепция), сохранение первой беременности, переливание совместимой крови, гипосенсибилизирующая терапия во время беременности
Симптомы недоразвития и остаточные явления повреждения головного мозга.
Церебрастения, психопатоподобные расстройства и иногда судорожные припадки.
От легкой дебильности до тяжелой идиотии.
Первичное поражение мозга инфекцией.
Поражение мозга, как осложнение при инфекционных заболеваниях других органов и систем.
Чем младше ребенок, тем уровень тяжелее.
Нет диспластичности телосложения и нет пороков развития отдельных органов.
Психическое недоразвитие с симптомами органического поражения.
Коррекционные мероприятия и специальное обучение.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Краткий словарь терминов
Агнозия – нарушение различных видов восприятия; зрительная агнозия – нарушение узнавания предметов; слуховая агнозия – нарушение способности узнавать мелодии, интонации, речь; сенситивная агнозия – нарушение кожной чувствительности.
Аграмматизм – нарушение грамотного построения речи.
Аграфия – утрата способности правильно писать.
Акалькулия – утрата возможности считать.
Алалия – недоразвитие речи вследствие поражения коры в доречевой период.
Алексия – нарушение чтения и непонимание прочитанного.
Апраксия – нарушение произвольных движений.
Афазия – расстройство речи, при котором утрачивается возможность. пользоваться словами; сенсорная афазия – непонимание речи; моторная. афазия – нарушение воспроизведения устной речи
Дебильность (лат. – слабый, неспособный) — легкое психическое недоразвитие.
Делеция – тип генной мутации, при которой выпадает участок ДНК; делеция – тип хромосомной мутации, при которой утрачивается участок хромосомы.
Деменция – это приобретенное слабоумие с признаками распада психической деятельности.
Дизартрия – нарушение звукопроизношения вследствие повреждения нервного аппарата мускулатутуры, отвечающей за артикуляцию.
Дифференцировка – это приобретение признаков, свойственных только данному явлению; клинически дифференцированный – это когда явление имеет четко очерченную клинику, позволяющую выделить его из общей группы похожих явлений; этиологически дифференцированный – это когда у данного явления выявлена причина возникновения.
Дупликация – тип генной мутации, при которой удвоен какой-либо участок ДНК; дупликация – удвоение участка хромосомы.
Идиотия – наиболее глубокая умственная отсталость с почти полным отсутствием речи и других психических функций.
Инверсия – тип генной мутации, при которой в определенном участке ДНК последовательность оснований изменена на обратную; инверсия – тип хромосомной мутации, при которой изменена последовательности генов на обратную.
Имбецильность – среднетяжелое и выраженное психическое недоразвитие
Интеллект (от лат. интеллектус) – понимание, познание, постижение, разумение. В широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида от ощущений и восприятия до мышления и воображения, в более узком смысле – просто мышление.
Лечебная, или медицинская, педагогика – это педагогическое (обучение и воспитание) воздействие на личность больного ребенка или подростка с лечебной целью.
Логорея – многословие.
Мозаицизм – наличие клеток с двумя и более вариантами хромосомного набора или генных мутаций у одного индивида.
Моносомия – состояние клетки, при котором какая-либо хромосома представлена в единичном числе.
Мутизм – немота.
Неологизм – создание новых слов, понятных только самому больному.
Олигофрения (от греческих слов олигос – малый, френ – ум, т. е. малоумие)– врожденное или рано приобретенное слабоумие, которое проявляется недоразвитием психики в целом с преимущественной недостаточностью интеллекта.
Парафазия – искаженное употребление слов, букв, звуков.
Персеверация – повторение одного и того же слова, словосочетания некоторое время.
Полисомия – добавочные хромосомы в кариотипе.
Психозы – выраженные формы психических расстройств, при которых психическая деятельность больного неадекватна окружающей действительности, реальный мир воспринимается в искаженном свете, что проявляется в виде патологических симптомов и синдромов в поведении
«Словесная окрошка» – поток бессмысленных звукосочетаний.
Транслокация – хромосомная мутация с изменением положения сегмента хромосомы.
Экзогения – это патология, возникающая под влиянием внешних факторов.
Эндогения – патология, возникающая под воздействием измененных внутренних факторов.
Приложение 2.
Список литературы
Биология и общая генетика / А. П. Пехов. – М.,1993.
Дети-олигофрены / М. С. Певзнер. – М., 1959.
Детская психиатрия / М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко. – М., 2005.
Клиническая генетика / Н. П. Бочков. – М., 2004.
Клиническая психиатрия / Г.И. Каплан, Б. Дж. Сэдок; под ред.
Т.Б. Дмитриева. – пер. с англ. – М., 1998.
Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева. – М., 1998.
Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст/Е. М. Мастюкова. – М., 1997.
Мама, почему у меня синдром Дауна? / – К. Филипс. – М., 1998.
Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Новые исследования в области изучения умственной отсталости. – Дефектология, 1994, №5.
Мастюкова Е. М. Современные аспекты клинико-психологической диагностики синдрома ломкой Х-хромосомы. – Дефектология, 1996, №2.
Московкина А. Г., Дурдыева Т. М. Медико-генетические и психолого-педагогические аспекты умственной отсталости. – Дефектология, 1995, №6.
Московкина А. Г., Пахомова Е. В., Абрамова А. В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей. – Дефектология, 2000, №2.
Наследственные болезни нервной системы / под ред. академика РАМП Ю. Е. Вельтищева, профессора П. А. Темина. – М., 1998.
Общая психопатология / А. О. Бухановский, Ю. А. Кутявин,
М. С. Литвак. – Ростов-на-Дону, 2000.
Они ждут нашей помощи / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина. – М., 1991.
Отбор детей во вспомогательную школу. / Сост. Т. А. Власова,
К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. – М., 1983.
Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. – М., 2004.
Психомоторика умственно отсталых детей / Н. П. Вайзман. – М., 1997.
Ребенок с отклонениями в развитии / Е. М. Мастюкова. – М., 1992.
Репродуктивная эндокринолоия /под ред. С. С. К. Йена, Р. Б. Джаффе. – М., 1998.
Современная клиническая психиатрия / Ю. В. Попов, В. Д. Вид. – М., 1997.
Современные подходы к болезни Дауна / под ред. Дэвида Лейна и Бриайна Стрэтфорда. – М., 1991.
Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) / под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. – М., 1979.
Приложение 3.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «КЛИНИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «ЛОГОПЕДИЯ», «ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА» И «СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Пояснительная записка
Требования государственного образовательного стандарта
Выпускник, получивший квалификацию учитель-логопед, олигофренопедагог или специальный психолог соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Выпускник должен знать: Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, основы общих и специальных дисциплин в объеме, необходимом для решения профессиональных задач.
Выпускник:
– владеет умением проводить психолого-педагогическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;
– владеет методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;
– владеет методами консультирования детей и взрослых с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
– владеет методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;
– владеет умениями и приемами обучения детей с различными нарушениями учебным предметам в общеобразовательных специальных коррекционных учреждениях;
– владеет методами воспитания детей;
– владеет знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;
– владеет способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
– способствует повышению психолого-педагогической культуры педагогов и родителей;
– владеет навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Видами профессиональной деятельности специалиста являются:
– преподавательская;
– образовательная;
– воспитательная;
– коррекционно-развивающая;
– диагностико-аналитическая;
– культурно-просветительская;
– научно-методическая;
– управленческая.
Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является подготовка высококвалифицированных специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии, использующих в своей профессиональной деятельности и научной работе знания и умения по «Клинике интеллектуальных нарушений».
Задачами дисциплины являются:
– будущих специалистов-дефектологов (специальная психология, логопедия и олигофренопедагогика) распознавать проявления нервно-психических расстройств, связанных с интеллектуальной недостаточностью и подлежащих профилактике, лечению и коррекции;
– познакомить студентов с целым рядом нозологических форм умственной отсталости и пограничной интеллектуальной недостаточности и методами их профилактики, лечения и коррекции;
– интегрировать полученные знания по клинике интеллектуальных нарушений в базисную информацию, полученную студентами при изучении других дисциплин медико-биологического цикла, а также сформировать основу для последующего усвоения дисциплин психолого-педагогического цикла. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины
При изучении данной дисциплины студент должен знать:
– современную трактовку учения об умственной отсталости;
– этиопатогенетические закономерности умственной отсталости;
– классификации интеллектуальных нарушений;
– клинико-психологическую структуру интеллектуального дефекта при различных формах интеллектуальной недостаточности;
– особенности нарушений речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью, методы клинико-психолого-педагогической диагностики и коррекции;
– особенности соматических и психоневрологических расстройств у детей, страдающих умственной отсталостью, методы клинико-психолого-педагогической диагностики и коррекции;
– особенности психомоторики и эмоционально-волевой сферы и поведения умственно отсталых детей, методы клинико-психолого-педагогической диагностики и коррекции;
– атипичные и осложненные формы олигофрении;
– динамику и дифференциальную диагностику различных форм интеллектуальной недостаточности;
– клинику и динамику пограничных форм интеллектуальной недостаточности, в том числе задержек психического развития;
– дифференцированные формы интеллектуальной недостаточности и методы их профилактики, лечения и коррекции;
– принципы профилактики, лечения, адаптации и организации помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Студент долженуметь:
– распознавать клинические проявления умственной отсталости, правильно использовать понятийно-терминологический аппарат при описании нозологических форм и структуры дефекта;
– использовать диагностические методики для дифференциальной диагностики различных форм интеллектуальной недостаточности;
– совместно с врачами проводить профилактические мероприятия, направленные на профилактику вторичных дефектов у детей с первичной интеллектуальной недостаточностью;
– эффективно работать с врачами в медико-педагогических консультациях и комиссиях, правильно квалифицировать степень и характер интеллектуальной недостаточности и определять пути помощи;
– использовать полученные знания по клинике интеллектуальных нарушений в работе с семьей. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |