Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Воспитательный процесс изучение эффективности. Методические рекомендации.pdf Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения. УМК. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей Рекомендовано учебно-методической комиссией двггу в качестве учебно-методического пособия


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов и преподавателей Рекомендовано учебно-методической комиссией двггу в качестве учебно-методического пособия
АнкорВоспитательный процесс изучение эффективности. Методические рекомендации.pdf Причины неуспеваемости в школе и пути их устранения
Дата06.10.2017
Размер0.83 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУМК.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#26442
страница8 из 10
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Критерии определения оценок

Оценка «отлично» ставится студенту, показавшему полное знание учебно-программного материала, дополнительной литературы, рекомендованной рабочей программой, проявившему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценка «хорошо» ставится студенту, показавшему полное знание учебно-программного материала, освоившему основную литературу, рекомендованную рабочей программой дисциплины, обнаружившему стабильный характер знаний и способному к их самостоятельному восполнению и обновлению в ходе практической деятельности.

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, показавшему знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы, знакомству с основной литературой, рекомендованной программой дисциплины, однако допустившему неточности в ответе на экзамене, но обладавшему необходимыми знаниями для их устранения при корректировке со стороны экзаменатора.

Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, обнаружившему существенные пробелы в знании основного учебно-программного материала, которые не позволяют ему приступить к освоению последующих дисциплин без дополнительной подготовки.
Задания для самостоятельной работы

  1. Современное состояние учения об умственной отсталости.

  2. Психический дизонтогенез и его варианты.

  3. Основные принципы лечебной педагогики.

  4. Современные подходы к болезни Дауна.

  5. Сложные сенсорные дефекты и интеллектуальная недостаточность при синдроме врожденной краснухи.

  6. Цитомегаловирусный синдром. Сложная структура дефекта.

  7. Структура интеллектуального дефекта при алкогольном синдроме плода.

  8. Особенности психического развития детей с ранним детским аутизмом.

  9. Нарушения психического развития у детей с церебральным параличом.

  10. Методы клинико-психологической диагностики и патопсихологического обследования детей с интеллектуальной недостаточностью.

  11. Роль нейропсихологического метода в диагностике психического развития.

  12. Организация помощи умственно отсталым детям и подросткам.



Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Клинические особенности олигофрении, осложненной психопатоподобным синдромом.

  2. Интеллектуальная недостаточность при слепоте и слабовидении. Особенности эмоционально-волевой сферы, мышления, речи. Отграничение от олигофрении.

  3. Основные принципы систематики ЗПР.

  4. Макро- и микроскопические особенности структуры мозга при олигофрении.

  5. Гидроцефалия: этиология, патогенез, клиника, прогноз.

  6. Интеллектуальная недостаточность при общем недоразвитии речи. Дифференциация с олигофренией. Особенности структуры дефекта, Методы коррекции.

  7. Характеристика процессов чувственного познания у детей, страдающих олигофренией.

  8. Интеллектуальная недостаточность при церебрастенических и психоорганических синдромах. Понятие синдрома минимальной мозговой дисфункции.

  9. Особенности клиники олигофрении, обусловленные инфекционным поражением плода и эмбриона. Синдром врожденной краснухи.

  10. Пограничная интеллектуальная недостаточность при ДЦП. Особенности мышления, личности. Лечение и коррекция параличей.

  11. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей-олигофренов.

  12. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств.

  13. ЗПР церебрально-органического генеза.

  14. Олигофрения, осложненная сенсорными дефектами. Клинико-психологическая характеристика. Лечебные и коррекционные мероприятия.

  15. Дифференциально-диагностические признаки олигофрении и деменции.

  16. Основные направления медицинской работы в специальных учреждениях для слабоумных детей.

  17. Психический и психофизический инфантилизм.

  18. Олигофрении, обусловленные нарушением числа и строения половых хромосом.

  19. Особенности соматического развития и неврологического состояния детей, страдающих олигофренией.

  20. Эпилептическая деменция: особенности мышления, личности, поведения. Прогноз обучаемости и социальной адаптации.

  21. Клинические критерии ядерной олигофрении. Атипичные формы.

  22. Умственная отсталость как медицинская, психолого-педагогическая и социальная проблема.

  23. Современный понятийно-терминологический словарь клиники интеллектуальных нарушений.

  24. ЗПР соматогенного происхождения.

  25. Этиологические факторы легких форм умственной отсталости.

  26. ЗПР: общая характеристика причин и механизмов развития. Клинико-психологическая структура дизонтогенеза.

  27. Клинические характеристики имбецильности.

  28. Органическая деменция: этиология, клиника, динамика клинических проявлений.

  29. Энзимопатические формы олигофрении.

  30. Умственная отсталость, обусловленная внутриутробной вирусной патологией.

  31. Клинические особенности олигофрении, осложненной эпилептиформным синдромом.

  32. Шизофреническая деменция: особенности мышления, личности, поведения, динамика клинических проявлений.

  33. Медико-биологические основы профориентации детей, страдающих олигофренией.

  34. Психогенная задержка психического развития.

  35. Особенности эмоционально-волевой сферы детей-олигофренов.

  36. Микроцефалия. Этиология, патогенез, клинические проявления.

  37. Олигофрения, обусловленная нарушением числа и строения аутосом.

  38. Клинические особенности олигофрении, осложненной нейродинамическими расстройствами.

  39. Олигофрения, обусловленная вредностями пери- и постнатального периодов.

  40. Олигофрения как один из видов психического дизонтогенеза – психического недоразвития.

  41. Особенности психомоторики детей-олигофренов.

  42. Принципы систематики олигофрениии. Классификация олигофрении Г. Е. Сухаревой и М. С. Певзнер.

  43. Клиническая характеристика идиотии.

  44. Умственная отсталость, обусловленная текущими наследственными заболеваниями.

  45. Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных.

  46. Клинико-психологическая структура олигофрении.

  47. Клиническая характеристика дебильности.

  48. Классификация пограничной интеллектуальной недостаточности по В. В. Ковалеву.

  49. Психическое недоразвитие при микроаберрациях хромосом.

  50. Причины тяжелых форм умственной отсталости у детей.

  51. Пограничная интеллектуальная недостаточность. Отставание развития школьных навыков (чтения, письма, счета).

  52. Особенности олигофрении, связанной с врожденным сифилисом.

  53. Основные клинико-патогенетические закономерности ядерной олигофрении.

  54. Синдром врожденного токсоплазмоза. Клинические проявления. Прогноз.

  55. Пограничная интеллектуальная недостаточность. Искаженное психическое развитие. Особенности личности, общения и моторики.

  56. Клинические особенности олигофрении, осложненной лобной недостаточностью.

  57. Искаженное психическое развитие. Особенности личности, общения, моторики.

  58. Основные направления медицинской работы в специальных учреждениях для умственно отсталых детей.

  59. Дифференциально-диагностические признаки олигофрении и задержки психического развития.

  60. Основные принципы диагностики, социальной адаптации и реабилитации детей с умственной отсталостью.

  61. Значение наследственных факторов в этиологии общего психического недоразвития.

  62. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации (микросоциальная педагогическая запущенность).


Приложение 4.

КЛИНИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. Больной X., 25 лет, обвиняется в краже кур у жителей села.

Анамнез. Отец больного злоупотреблял алкоголем. О своем раннем детстве больной сообщил скудные сведения. Со слов ма­тери знает, что был «недоразвитым», ребята его дразнили «дурач­ком», «лунатиком». Перенесенных в детстве заболеваний не помнит. Отмечается ночной энурез до настоящего времени. Школу начинал посещать несколько раз, но к учению был неспособен и не мог окончить даже одного класса. Помогал родным в хозяйстве. Брат несколько раз пытался устроить его на работу на завод, но испытуемый не мог справиться с самой неквалифицированной работой. Затем работал в колхозе. Не мог понять, почему бригадир отстранил его от работы. Товарищей не имел, с девушками не знакомился, так как они смеялись над ним. Вместе с тем часто испытывал половое возбуждение, занимался онанизмом. Алкоголем не злоупотреблял. К военной службе признан негодным.

В последнее время дома ничем не занимался, иногда помогал матери по хозяйству. По характеру с детства общительный, охотно играл с детьми младшего возраста до последнего времени. Иногда бывал беспричинно раздражителен, злобен, придирчив, в такие периоды ссорился со всеми, затевал конфликты, дрался не только с посторонними, но и с родными. Сам говорит о том, что в состоянии возбуждения, особенно если его кто-либо обижал, мог человека убить. Был очень внушаемый. Однажды, под влиянием уговоров знакомых ребят, пытался себе выколоть глаз. В другой раз, по их внушению, бросил спичку в бочку, на дне которой был бензин, и сам при этом получил ожоги. Часто разводил костры там, где это запрещалось делать, и т. д. Выполнил просьбу других ребят и украл несколько кур, за что и был привлечен к уголовной ответственности. У психиатров никогда не лечился.

Физическое состояние: среднего роста, диспластического телосложения; лицо пастозное, одутловатое; отложение жира избыточное, по женскому типу; врожденная асимметрия лица; со стороны внутренних органов отклонений от нормы нет; кровяное давление 120/70 мм рт. ст.

Нервная система: глазные щели неравномерны (слева шире), зрачки правильной формы, равномерные, реакция их на свет и при конвергенции сохранена; мимика бедная, асимметричная, правая носогубная складка сглажена; язык высовывается по средней линии; сухожильные рефлексы слегка неравномерны (справа выше); кожные рефлексы вызываются, равномерные; патологических рефлексов нет; все виды чувствительности не расстроены; в позе Ромберга устойчив; дермографизм красный, стойкий; атаксий нет.

Заключение окулиста: глазное дно в норме.

Заключение отоларинголога: хронический катаральный отит справа, сухой перфоративный отит слева.

Электроэнцефалограмму снять не удалось из-за отказа боль­ного от этого исследования. Реакция Вассермана в крови отрицательная. Анализ ликвора: белка 0,24‰, цитоз – 7/3, реакции Ноне – Апельта и Вейхбродта положительные; реакция Вассермана отрицательная.

Психическое состояние: больной довольно охотно вступает в беседу с врачом. Во время беседы совершает много ненужных движений, размахивает руками, почесывает голову и т. д. В первое время был несколько испуган, растерян, однако вскоре стал более активен, сам задает вопросы врачу, высказывает крайне примитивные суждения по тому или иному поводу. Речь несколько убыстренная по темпу, дефектная, много слов он произносит неотчетливо, часто их коверкает. Словарный запас его очень ограничен. Иногда во время беседы без какого-либо смущения и вне какого-либо аффекта употребляет циничные выражения. Сведения о себе сообщает непоследовательно, кратко, односложно, после настойчивых расспросов врача.

Больной склонен к наивному самовозвеличению. Так, с чувством соб­ственного достоинства, многозначительно подмигивая врачу, гово­рит о том, что он «человек нужный и для дома и для страны», т. к. он «работящий». Не может объяснить вместе с тем, что он называет страной, не знает других стран, кроме «нашей» и «Америки», не имеет никакого представления о масштабах России, о ее государственном управлении и устройстве. Часто возвращается к теме о правонарушении, но к совершенному относится без должной критики. Говорит, что украл кур потому, что «ребята попросили» об этом. В поведении в отделении испытуемый растор­можен, назойлив, создает в палате много шума, дурачится, охотно надевает на голову кем-то сделанный бумажный колпак. Обнаруживает повышенную сексуальность, иногда онанирует, стремится обнажать половые органы при женском персонале.

Крайне обжорлив, поедает остатки после других больных, в мастерской пытался выпить из миски клей, считая, что это кисель. Охотно работает по уборке помещения, любит похвалу. В обращении с персоналом назойлив, многократно задает одни и те же вопросы. Наряду с этим у него часто наблюдаются колебания настроения в сторону некоторой подавленности, раздражительности. В это время он становится угрюмым, злобным, вступает в конфликты с персоналом и больными. По незначительному поводу, а иногда и без внешнего повода возбуждается, впадает в состояние ярости, обнаруживая при этом агрессивные и разрушительные тенденции. На высоте такого аффективного разряда часто не дифференцирует окружающих, проявляет агрессию в отношении лиц, случайно попавших в поле зрения. При попытках удерживания молча, со злобой отбивается от персонала, кусается, иногда издает нечленораздельные воющие крики. Через несколько часов или на следующий день после такого приступа неясно припоминает происшедшее, иногда же совсем не помнит своих действий.

Нередко во время пониженного настроения обращается к персоналу с требованием отпустить его домой, при этом начинает плакать, причитать, кусает пальцы, пытается биться головой о двери, стены. К создавшейся ситуации больной относится без должной критики, не осмысляет наказуемость содеянного. Отсутствует критическое отношение и к своему состоянию, считает себя психически вполне полноценным. Он обнаруживает крайне низкий уро­вень общего развития, едва читает по слогам, пишет неразборчиво, без каких-либо грамматических правил, пропись букв не всегда правильная. Не имеет самых элементарных географических сведений, из городов знает только Москву. Совершенно не ориентирован в текущих событиях.

Память у него недостаточная, он путается в датах событий своей жизни, нечетко вспоминает события недавнего прошлого, быстро забывает усвоенное в последнее время. Элементарный счет производит правильно только до двадцати (сложение и вычитание). Мышление конкретного типа, смысл отвлеченных понятий и выражений ему недоступен.
2. Больной П., 26 лет, обвиняется в самовольном оставлении работы и в хищении спецодежды. Направлен на экспертизу в связи с тем, что на работу он не устраивается, время проводит среди ребят школьного возраста, «подражает Тарзану».

Анамнез. Отец больного сильно злоупотреблял алкоголем. В роду у матери были психически больные. Больной развивался с задержкой, говорить начал с 3-летнего возраста. По характеру в детстве был общительным, веселым, но очень трусливым. Товарищи над ним смеялись, называли «дурачком». До настоящего времени дружит с маленькими ребятами. В детстве он болел корью, которая протекала относительно легко. В семь лет пошел в школу, учился очень плохо, ничего не понимал. В каждом классе учился по два года. Был расторможен, не мог долго усидеть на месте, уроки готовил неаккуратно. С большим трудом окончил три класса, выучился только немного читать и писать. После того как оставил школу, около двух лет работал пастухом. Затем в течение ряда лет нерегулярно работал чистильщиком обуви. Окружающими событиями, общественно-политической жизнью никогда не интересовался. В течение последнего года не работает. Книг никогда не читал, несколько раз пытался читать газету, но ничего не понимал. Девушек избегал, боялся их, и лишь в последнее время начал испытывать влечение к пожилым женщинам. Для целей воинской экспертизы его направляли в психиатрическую больницу, где он был признан негодным к военной службе с диагнозом олигофрении.

Несмотря на многократные просьбы матери устроиться на работу, продолжал свой обычный образ жизни до момента задержания по настоящему делу.

Физическое состояние: среднего роста, диспластического телосложения, лоб низкий, имеется врожденная асимметрия лицевого черепа; со стороны внутренних органов отклонений от нормы нет; кровяное давление 120/80 мм рт. ст.

Нервная система: зрачки узкие, равномерные, реакция зрачков на свет и при конвергенции удовлетворительная; мимика бедная, правая носогубная складка сглажена; язык при высовывании слегка отклоняется влево; сухожильные рефлексы равномерны, оживлены; кожные рефлексы вызываются, равномерные; патологических рефлексов нет; все виды чувствительности сохранены; атаксий, нарушений координации и статики нет; дермографизм розовый, нестойкий; отмечается повышенная потливость; речь нечеткая, смазанная.

Заключение окулиста: глазное дно в норме.

Заключение ларинголога: со стороны ЛОР органов отклонений от нормы нет.

Данные электроэнцефалографии: во всех областях коры головного мозга (во всех отведениях) отмечается резко сниженная электрическая активность, отсутствуют альфа-волны, местами в лобных и теменных отведениях отмечаются медленные волны. Определяется снижение реактивности на световое раздражение.

Исследование ликвора не было проведено ввиду тяжелой вегетативной реакции больного при попытке взять спинномозговую жидкость.

Психическое состояние: больной в окружающем ориентирован лишь поверхностно, знает, что находится «в какой-то больнице», но для чего он направлен в институт и в чем задача экспертизы не понимает, этим вопросом вообще не интересуется. На беседу в кабинет врача идет размашистой неуклюжей походкой. Увидев врача, широко глуповато улыбается, фамильярно подмигивает. Во время беседы держится развязно, часто улыбается, иногда громко смеется. Осмысляет лишь элементарные вопросы, смысл более сложных вопросов не улавливает. Анамнестические сведения сообщает охотно, но очень односложно и лишь после настойчивых расспросов врача. Ответы его конкретны, примитивны. С большим трудом вспоминает даты и отдельные эпизоды своей жизни, причем плохо помнит и не в состоянии датировать не только события далекого прошлого, но и самого последнего периода. Сообщая сведения о себе, неуместно смеется. Психически больным или умственно недоразвитым себя не считает, даже обижается, когда врач задает ему об этом вопрос. Несмотря на любовь к кино, он не в состоянии вспомнить (кроме «Тарзана») ни одной просмотренной картины, совершенно не помнит и не понимает их сюжет. Создавшейся ситуацией не обеспокоен. Не осмысляет своей вины, о возможности наказания говорит со смехом. В палате с окружающими он чрезмерно общителен, но контактирует только с интеллектуально ограниченными больными.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей