Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Основы организации медицины катастроф. Учебно-методическое пособие для студентов II курса стоматологического, III курсов лечебного, педиатрического


НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов II курса стоматологического, III курсов лечебного, педиатрического
АнкорОсновы организации медицины катастроф.pdf
Дата05.11.2017
Размер1.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOsnovy_organizatsii_meditsiny_katastrof.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#30795
страница4 из 8
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8
Пакет перевязочный индивидуальный(ППИ, ППМ).
Показания: предназначен для наложения первичной асептической повязки на рану, ожоговую поверхность, при сквозных ранениях конечностей, для наложения окклюзионной повязки при проникающем ранении грудной клетки, осложненном пневмотораксом.
Состав: стерильный перевязочный материал, заключенный в две оболочки: наружную из прорезиненной ткани (с напечатанным на ней описанием способа вскрытия и употребления) и внутреннюю - бумажную. В складке внутренней оболочки имеется безопасная булавка. Перевязочный материал включает марлевый бинт шириной 10 см, длиной 7 м и две равные по величине ватно- марлевые подушечки размером 17×32 см. Одна из подушечек пришита к бинту, другая соединена с ним подвижно и свободно перемещается по полотну бинта.
Оболочки обеспечивают стерильность перевязочного материала, предохраняют его от механических повреждений, сырости и загрязнения.
Порядок применения. При проникающих ранениях грудной клетки для наложения окклюзионной повязки используется прорезиненная оболочка, которая накладывается на рану внутренней стерильной стороной, придавливается подушечками и плотно прибинтовывается.
2.4. МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И СПАСАТЕЛЕЙ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Задачи МПЗ: организация и оказание специализированной помощи пострадавшему в ЧС населению; ликвидация психолого-психиатрических последствий, носящих массовый и долговременный характер.
При работе в очаге ЧС спасателиподвергаются воздействию большого
количества стрессовых воздействий, основными из которых являются:
1.
угроза жизни и здоровью, которая может быть вызвана обрушением конструкций зданий и сооружений, взрывами, выбросами пламени, опасными химическими веществами, радиационным воздействием, поражениями электрическим током и другими факторами;
2.
необходимость быстрого принятия решений в постоянно изменяющейся опасной обстановке и высокая ответственность за их правильность, осознание спасателями «цены» ошибки, каждая из которых может привести к неоправданным людским потерям;
3.
экстремальные физические нагрузки, вызванные длительным выполнением трудоемких работ, отсутствием возможности полноценного отдыха, работой в средствах индивидуальной защиты, вибрацией, задымлением, высокими или низкими температурами, и т.д.;

28 4.
эмоциональные перегрузки, обусловленные созерцанием тел погибших и пострадавших людей и животных, разрушенных зданий и сооружений, картиной пожаров и другими причинами.
Все перечисленные стрессовые воздействия в своей совокупности, как
правило, вызывают у спасателей временные стрессовые состояния.
В отличие от спасателей, население не проходит специализированной
психологической подготовки к действиям в различных ЧС, и поэтому возникновение ЧС почти всегда застает местных жителей врасплох, на них действуют две основные группы условий, оказывающих травмирующие воздействия на психику и вызывающие нарушения психической деятельности:
1. Условия, связанные с наличием физической угрозы для жизни и здоровья
человека (взрывы, пожары, обрушения конструкций зданий и сооружений, радиоактивное загрязнение, заражение химически опасными веществами, токсичные продукты горения и другие условия). Психические расстройства наблюдаются в основном на фоне общих физиологических (медицинских) нарушений, к которым относятся травмы, ожоги, радиационные поражения, химические отравления, болевой и травматический шок.
2. Факторы информационной природы - отсутствие достоверной информации о масштабах ЧС и ее последствиях, степени их угрозы жизни и здоровью, незнание порядка действий в ЧС, переживание за судьбы родных и близких, изменение привычного образа жизни, чувство бессилия перед обстоятельствами и неопределенности в будущем. К особенностям психотравмирующего воздействия информационных условий следует отнести то, что расстройства психоэмоционального статуса у пострадавших не являются следствием нарушений физиологических процессов в организме, но при этом способны явиться их причиной.
Воздействия на человека психотравмирующих условий обеих групп не могут быть полностью предупреждены или нейтрализованы в процессе работ по ликвидации ЧС, однако проведение медицинскими работниками и спасателями планомерной психологической и социальной работы с пострадавшими может значительно повысить психологическую устойчивость населения к этим воздействиям.
Существует три основных периода развития ЧС, в ходе которых у
пострадавших наблюдаются различные психические нарушения.
Первый период связан с внезапно возникшей угрозой жизни людей (пожар, взрыв, землетрясение, наводнение, ураган и т.д.), ограничен временными рамками от момента возникновения угрозы (начала ЧС) до момента начала проведения
аварийно-спасательных работ (АСР) продолжительностью около 5 ч. В это время
мощные стрессовые воздействия чаще всего вызывают у человека реакции
страха, паники и оцепенения различной степени тяжести.
Второй период по своим временным рамкам соответствует процессу
выполнения АСР. Возникновение у населения психических нарушений связано не

29 только с личностными особенностями пострадавших и осознанием ими продолжающейся или пережитой опасной для жизни и здоровья ситуации, но и с появлением новых стрессовых воздействий, обусловленных потерей или неизвестностью судьбы родных и близких, разобщением семей, утратой имущества и жилья. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала данного
периода, сменяется к его окончанию повышенной утомляемостью и
выраженными депрессивными проявлениями [психозы и непсихотические расстройства (неврозы)].
Третий период, начинающийся для пострадавших после их эвакуации в
безопасные районы или после окончания ликвидации ЧС, с точки зрения психических нарушений характеризуется возникновением так называемых
посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР).
Основным условием возникновения ПТСР является факт переживания человеком события, способного травмировать психику практически любого здорового человека, например, серьезная угроза жизни и здоровью (своему или близких людей); внезапное разрушение жилья или общественного здания и т.п.
Характерным признаком ПТСР является также то, что пережитое событие сопровождалось интенсивными эмоциями страха или ощущением беспомощности человека перед лицом обстоятельств, что, собственно, и составляет основной фактор в развитии постстрессовых состояний.
Психические нарушения, которые в зависимости от характера и масштаба
ЧС способны развиться у 25% людей, оказавшихся в зоне бедствия (очаге поражения), могут сделать затруднительным, а иногда и невозможным эффективное использование местного населения в проведении АСР.
Для ослабления психологической напряженности среди населения и
нормализации его психо-эмоционального статуса, делающих возможным
привлечение части местных жителей для оказания помощи при выполнении АСР,
личному составу спасательных подразделений необходимо выполнить
следующий комплекс мероприятий:
организация системы информирования населения об обстановке в зоне
ЧС, характере и объеме проводимых АСР, мерах само- и взаимопомощи, местах расположения пунктов оказания медицинской помощи пострадавшим и эвакопунктов. Среди сообщений должны присутствовать сведения о фамилиях спасенных и эвакуированных жителей, а также местах их эвакуации, что поможет части населения получить сведения о родных и близких, в значительной мере способствующие улучшению психического состояния;
организация системы медицинской сортировки пострадавших, изоляция лиц, находящихся в тяжелом состоянии, оказание первой и психотерапевтической помощи, эвакуация лиц, нуждающихся в госпитализации;
организация обеспечения населения средствами индивидуальной защиты,
необходимыми медицинскими препаратами, а также разъяснение правил их применения;

30 четкая организация выполнения АСР с привлечением местных жителей, сохранивших способность к осознанной целенаправленной деятельности.
На период чрезвычайных ситуаций (ЧС) психологическая и
психиатрическая помощь пострадавшим организуется органами
управления
здравоохранением
и
руководителями
учреждений
здравоохранения, оказывающих психиатрическую помощь, с использованием действующих отделений "Телефон доверия", кабинетов социально-
психологической помощи, отделений кризисных состояний, врачебных и
фельдшерских бригад скорой психологической помощи.
2.5. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
Задача 1. Подготовьте и представьте преподавателю план-конспект
занятия с личным составом (15 человек руководящего состава, 140 человек
работников) объекта экономики, находящегося в зоне ответственности вашего
лечебного учреждения на тему: «Табельные медицинские средства индивидуальной защиты. Аптечка индивидуальная, содержание, порядок применения». В плане-конспекте необходимо отразить время, место проведения занятий, количество учебных групп, длительность занятий, необходимые учебно- методические, демонстрационные пособия, конспект темы с указанием времени необходимого для обсуждения отдельных вопросов. См. приложение 1.
Ответ:
Задача 2. На промышленном предприятии, выпускающем инсектициды
(препараты группы ФОС), произошел взрыв. 17 рабочих складских помещений жалуются на слабость, головокружение, расстройства зрения, тошноту, одышку.
Объективно установлены учащенное поверхностное дыхание с отделением розоватой пены, сужение зрачков, слюнотечение. Слышны влажные хрипы («звук кипящего самовара»).
1. Сформулируйте ваши рекомендации по использованию медицинских
средств индивидуальной защиты.
Ответ:

31
2. Перечислите группы препаратов, с указанием формы выпуска и схемы
применения, которые будут использоваться в очаге при проведении АСР, а
также на этапах эвакуации для лечения пострадавших. Какие из них являются
табельными?
Ответ:
Задача 3. Неизвестными вооруженными лицами была захвачена школа, ученики и учителя взяты в заложники. При проведении антитеррористической операции многие погибли, получили травмы различного характера и степени тяжести
Используя материалы лекции, рекомендуемую литературу,
1.
сформулируйте психотерапевтические и психофармакологические
рекомендации для заложников террористов в фазу воздействия.
Ответ:
2.
сформулируйте аналогичные рекомендации для родственников
погибших (в фазе формирования постстрессовых расстройств).
Ответ:
3.
перечислите формирования, участвующие в оказании медико-
психологической помощи населению в данной ситуации.
Ответ:

32
Задача 4.По данным средств массовой информации, на атомной электростанции, расположенной в регионе вашего проживания, произошѐл выброс радиоактивных веществ. Радиоактивное облако движется в направлении вашего населѐнного пункта. Данное сообщение вызвало широкий общественный резонанс, панику среди населения.
Сформулируйте рекомендации по организации медицинской защиты ваших
земляков в этой ситуации.
Ответ:
Задача 5. Вы занимаетесь оснащением врачебно-сестринской бригады табельными МСИЗ. У вас имеются круглый пенал голубого цвета – 5 шт., четырехгранный пенал белого цвета – 6 шт., четырехгранный пенал без окраски –
11 шт., восьмигранный пенал розового цвета – 12 шт., длинный круглый пенал без окраски – 6 шт., круглый пенал красного цвета – 7 шт.
1. Сколько полноценных комплектов АИ-2 вы сможете сформировать из
этого медицинского имущества?
Ответ:
2. Определите, сколько профилактических препаратов (название и
количество поштучно) вам потребуется для заполнения ячеек всех
рассчитанных в п.1 комплектов АИ-2.
Ответ:
3. По условиям задачи для создания комплектов АИ-2 вы использовали
часть пеналов. Рассчитайте, какие пеналы остались невостребованными,
перечислите их названия и количество необходимых дополнительно
профилактических препаратов (поштучно)
Ответ:

33
4. Предложите вариант замены таблетированного препарата в гнезде
№2 на инъекционный (название, форма выпуска, количество для вашей ситуации).
Ответ:
Подпись преподавателя: ___________________________________________
Для заметок:

34
3. ПОДГОТОВКА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
К РАБОТЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Время: 6 часов.
I. Учебные вопросы
1.
Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в чрезвычайных ситуациях.
2.
Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения.
3.
Защита медицинского персонала, больных и имущества.
4.
Организация работы больницы в чрезвычайных ситуациях.
5.
Эвакуация медицинских учреждений.
II. Рефераты и доклады:
Технические требования к повышению устойчивости функционирования лечебно-профилактического учреждения в чрезвычайной ситуации.
Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения.
Организация работы больницы на приѐм пострадавших вне очага ЧС
Эвакуация медицинских учреждений из очага ЧС.
III. Литература
основная:
Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы). -
М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.
дополнительная:
1. Избранные лекции по медицине катастроф / Под ред. С.В. Жукова. - М.:
ГЭОТАР-МЕД, 2001.
2. Соков Л.Л. Медицина катастроф. – М.,1999.
Важная роль в выполнении задач медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС) принадлежит объектам
здравоохранения: больницам, поликлиникам, центрам государственного санэпиднадзора, станциям переливания крови, аптекам и аптечным складам. Одни являются базой создания учреждений и формирований службы МК, участвуют
в
выполнении
лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, другие
обеспечивают объекты
здравоохранения и службу МК средствами оказания медицинской помощи и
лечения.

35
3.1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛПУ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. Общие требования:
- специфичные для учреждений здравоохранения,
- реализуемые во всех проектах.
2. Специальные требования, зависящие:
- от природных факторов,
- от региона застройки,
- от типа учреждения.
3. Технические требования:
-
аварийное освещение (с помощью подвижных электростанций, устанавливаемых вне зданий или в защитных сооружениях и обеспечивающих подключение к сетям внутри здания);
-
аварийное теплоснабжение (обеспечивается созданием запасов газа в баллонах и других видов топлива (для котельных или печей) на период восстановления основного источника теплоснабжения, а также возможностью подачи газа от внешних сетей с помощью гибких муфт и специальных устройств);
-
специальные отстойники в системе очистных сооружений;
-
водоснабжение в ЧС обеспечивается путем создания запасов питьевой воды из расчета 2 л/сут на больного (пострадавшего) и технической воды — по 10 л/сут на койку. Аварийные емкости устанавливаются в верхней части здания или в отдельной водонапорной башне (бассейне). Предусматривается возможность подачи воды с помощью трубопроводов (гибких шлангов) от внешних сетей или подвижных средств с применением специальных присоединительных конструкций;
-
специальная система вентиляции;
-
внутрибольничная безопасность от поражающих факторов — создается максимально возможная герметичность внутренних помещений при закрытых окнах; система вентиляции должна при необходимости создавать подпор воздуха в палатах, операционных и процедурных и иметь систему фильтров в местах забора воздуха; достигается рациональным распределением потоков больных и обслуживающего персонала, а также рациональным размещением и оборудованием соответствующих помещений больницы, созданием системы вентиляции и шлюзов, препятствующих распространению вредных факторов за пределы рабочих помещений;
-
защитные сооружения (строительство защитных сооружений - убежищ или противорадиационных укрытий осуществляется согласно СНиП П-11-77);
- система экстренной эвакуации (индивидуальные спасательные устройства, которые могут использоваться при невозможности эвакуации обычным порядком: через окна на первом этаже, а начиная со второго этажа и выше — с использованием трапов, запасных лестниц, специальных сетей или других устройств, позволяющих опустить человека на безопасную площадку).
4. Создание резервов медицинского имущества.

36
5. Канализационная система в лечебных учреждениях, которые по плану предназначены для приема пораженных с территорий, находящихся на следе радиоактивного облака, должна обеспечивать проведение дезактивации с учетом безопасности для персонала и окружающей среды (специальные отстойники в системе очистных сооружений).
3.2.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей