Главная страница
qrcode

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста (С. В. Погодина) -.. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов автор-составитель Е. В. Полозова


НазваниеУчебно-методическое пособие для воспитателей и методистов автор-составитель Е. В. Полозова
АнкорТеоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста (С. В. Погодина) -..
Дата04.06.2019
Размер0.85 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПродуктивная деятельность с детьми раннего возраста.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#52491
страница1 из 7
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7


ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

с детьми младшего возраста

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МЕТОДИСТОВ

Автор-составитель Е. В. Полозова

Воронеж

2007

Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.-сост. Е. В. Полозова. Учебно-методическое пособие для вос­питателей и методистов. — ЧП Лакоценин С. С, Воронеж. — 2007.

Основная часть предлагаемого пособия представлена авторскими под­робно разработанными тематическими конспектами занятий по продук­тивной деятельности с детьми раннего возраста. Даны рекомендации по организации и проведению предлагаемых занятий.

Подробно описана структура интегрированного занятия, эффективность которого определяется комплексом методов и приемов.

Приведены диагностические карты для выявления уровня развития де­тей раннего возраста.

Пособие рекомендуется к использованию воспитателями младших групп детского сада и методистами.

Другие публикации настоящего издания в любой форме,

в целом или частями, являются противоправными

и преследуются по закону.

ЧП Лакоценин С. С, издатель, 2007

Полозова Е. В., автор-составитель, 2007

Памяти моей мамы,

Мозолевской

Тамары Михайловны,

посвящаю

Вступление
«Рисование, лепка, аппликация, конструирование — одни из самых больших удовольствий для ребенка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции состав­ляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изоб­разительная деятельность является источником хорошего настроения, следу­ет поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.»

Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ре­бенка. Придается большое значение мышечным ощущениям руки, и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время рисования, лепки, аппликации, конструирования развивается не только рука, но и речь ребенка. «Рассказывая о своем рисунке, поделке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Он становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концен­трация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребе­нок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины, учится под­мечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазиру­ет. У малыша развивается художественный вкус.»

Уже с первых занятий педагог приучает детей сидеть прямо, рисовать правой рукой, левой придерживать лист.

Рисование карандашами, красками требует освоения определенных навыков. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша паль­цами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком сла­бое — не удерживает карандаш.

Детей учат при рисовании краской обмакивать кисть в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю легким прикосновением к краю баночки. Дети должны рисовать только на бумаге, нельзя пачкать одежду, стол, руки, стучать карандашом, следует аккуратно пользоваться всем материалом.

Длительность занятий 10-20 минут (кто-то заканчивает работу раньше, кто-то позже).

После 3-4 занятий рисования карандашами можно перейти к рисова­нию красками.

На первых занятиях лучше давать фломастеры или цветные карандаши.

При рисовании краской лучше дать всей группе краску одного цвета. Дети способны выразить образное содержание простым приемом «примакивания» (прикладывание кисти ворсом к бумаге). Затем воспитатель подводит к простейшему изображению, намечая дидактические задания: нарисовать ниточки к шарикам, или дорожки, по которым катятся мячи и т.д.; изобра­жать округлые формы разных величин (большой и маленький). Дети учатся ритмично наносить на бумагу мазки яркого цвета.

Ребенок рисует правой рукой, придерживая лист левой рукой.

У ребенка не сразу получается рисовать карандашом, т.к. рука еще не окрепла, пальчики не слушаются, карандаш выпадает. Ребенок очень долго учится правильно держать карандаш. Каждое движение дается ему с трудом. Без помощи взрослого ему не обойтись. Наложите свою руку поверх ладош­ки малыша. Возьмите его ладонь в свою, легонько помассируйте и покажите, как держать карандаш. Помогите ребенку ощутить правильное напряжение пальцев и кисти. Взрослым следует терпеливо приучать малыша держать ка­рандаш правильно: большим, средним и указательным пальцами.

Этим пальчиком поймали,

Этим пальчиком обняли,

Этот сверху тут как тут.

Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста на занятиях по продуктивной деятельности

Создание эмоционально-положительного настроения
Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятель­ности
Формирование восприятия предметного мира и модели­рование в различных видах продуктивной деятельности
Знакомство с сенсорными эталонами
Развитие мелкой моторики рук
Активизация словаря
Развитие умений:
рисование
держать правильно карандаш, кисть
проводить горизонтальные и вертикальные линии
рисовать предметы округлой формы
ритмично наносить мазки
лепка
раскатывать комок (глины, пластилина, теста) прямыми и круговыми движениями ладоней
сплющивать комочек между ладонями, отделять от боль­шого куска небольшие комочки
конструирование
различать основные формы деталей строительного мате­риала
сооружать постройки по образцу
надставлять детали в высоту, длину
располагать кирпичики, пластины вертикально
Структура интегрированного занятия
В данном пособии представлены и интегрированные занятия. Интегрирование — объединение частей в одно целое. Так, интегриро­ванные занятия построены по принципу объединения нескольких ви­дов деятельности и разных средств развития детей. Интегрированные занятия построены по принципу тематического планирования. Все виды деятельности объединены одной темой, что позволяет детям по­знавать целостную картину окружающего мира. Интересные по содер­жанию и проводимые в системе, интегрированные занятия дают высо­кие результаты в развитии детей раннего возраста. Результативность работы можно отследить с помощью диагностических карт (см. При­ложение).

Интегрированное занятие ведется по направлениям:

Ребятам необходимо познакомиться с реальным объектом, только после этого следует переходить к продуктивной деятельности.


На занятии происходит процесс многократного повторения и зак­репления изучаемого материала в игре, где каждый ребенок имеет воз­можность раскрыться, показать свои возможности.

Занятие можно разделить на 5 частей:
Создание эмоционально-положительного контакта.
Мотивация к деятельности (проблемная ситуация, сюрп­ризный момент, игровой момент, поисковые вопросы и т.д.)
Моделирование реального объекта на сенсорных трена­жерах + развитие речи (рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование, работа с развивающими тренажерами).
Продуктивная деятельность (обучение технике изобрази­тельной деятельности).
Итог занятия.
С помощью интегрированного занятия формируется инте­рес к поиску, развивается инициатива, положительное отноше­ние к занятиям. Каждое занятие должно быть хорошо продумано, соответствовать возрастным особенностям детей, быть увлекательным и интересным, с четко поставленными вопросами. Воспитателям необходимо использовать сказочных персонажей, наглядные пособия и развивающие тренажеры, которые должны быть красочными и эсте­тичными.

1. Развитие речи

Интегрированные занятия по продуктивной деятельности способствуют формированию и активизации словаря с помощью:
существительных, обозначающих названия игрушек, пред­метов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, транс­портных средств, овощей, фруктов, домашних животных и их де­тенышей;
глаголов, обозначающих трудовые действия, действия про­тивоположные по значению, действия, характеризующие взаимо­отношения людей, их эмоциональное состояние;
прилагательных, обозначающих цвет, величину, вкус, тем­пературу предметов;
наречий (высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко); овладению грамматическим строем речи с использованием в речи
предлогов (в, на, у, за, под); пониманию ребенком речи окружающих.
2. Знакомство с сенсорными эталонами

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми раннего возраста. Это возраст наиболее благоприятен для разви­тия восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накоп­ления представлений об окружающем мире.

Восприятие — познавательный психический процесс, зак­лючающийся в целостном отражение в психике человека предме­тов, воздействующих на его органы чувств.

«Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в контексте специфических дошколь­ных видов деятельности. В основном в игровой форме. В игровой форме происходит «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его познавательного и эмоционального опытов.

Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоя­тельное значение, т.к. обеспечивает получение отчетливых представле­ний об окружающем мире, с другой — составляет фундамент общего умственного развития ребенка».

В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей, понимаемых как способности к использованию в элементарной форме сенсорных эталонов.

СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Спектры цвета
Геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал)
Величина
Существует три вида действий по использованию сенсор­ных эталонов:
Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.
Действия по соотношению предмета с эталоном.
Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывания» их на эле­менты, соответствующие усвоенным эталонным представлениям
с последующим воссозданием целостного предмета.
«Усвоив сенсорные эталоны, дети могут использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Работа по сенсорному развитию должна проходить без разгра­ничения с дидактическими играми и продуктивной деятельностью».
Рассматривание в соответствии с формой, цветом, раз­мером
Раскладывание на макетах, дидактическом столе
Обведение формы пальцем в воздухе, на подносе с крупа­ми, развивающих тренажерах и т.д.
Определение предметов на ощупь в Чудесном мешочке
Сравнение формы, цвета, величины
Катание, прикладывание, наложение и т.д.
Работа с массажными шариками
Работа с липкими досками и фланелеграфом
Игра с предметами-заместителями
Работа с юбкой-тренажером
Работа на развивающих пробковых тренажерах

Составляющей частью занятий является работа с развивающими сенсорными тренажерами из бросового материала. Используемые мо­бильные и сюжетные тренажеры можно изготовить самостоятельно из коробок от конфет, самоклеящейся пленки различных цветов или цвет­ной бумаги, горловин с резьбой от пластиковых бутылок и клея. В ко­робках прорезаются отверстия для горловин от пластиковых бутылок на определенном расстоянии. Верх коробки обтягивается самоклеящей­ся пленкой или цветной бумагой, приклеиваются горловины. В листах картона прорезаются отверстия в той же последовательности, что и на коробке. Затем на листах картона под отверстия создается рисунок с помощью самоклеящейся пленки или цветной бумаги (машины, цве­ты, вишни и т.д. по тематике занятий). Листы картона надеваются на коробку и меняются в зависимости от тематики занятий.

Так же в занятии используется многофункциональная юбка-тренажер. Каждый клин этой юбки соответствует определенной тематике, например теме «Фрукты» соответствует клин «Фрукты» (текстильная аппликация фруктов различных цветов и размеров), теме «Времена года» соответствует клин «Снеговик» (текстильная аппликация снеговика и новогодней елки с нашивкой пуговиц в виде игрушек) и клин «Дом и яблоня» (текстильная аппликация дерева с яблоками) и т.д.

Более подробное описание изготовления и применения раз­вивающих тренажеров можно найти в пособии «Развивающие тренажеры из бросового материала» Е.В. Полозовой.

ЦВЕТ: Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. Ребенка нужно научить обследовать эти сочета­ния, улавливать ритм в расположении отдельных цветовых тонов.

ФОРМА: Восприятие формы предполагает умение раздро­бить предмет на отдельные элементы и определить соотношение этих элементов между собой.

ВЕЛИЧИНА: Выделение разных измерений величины — дли­ны, ширины, высоты.

«Усвоить сенсорные эталоны — это вовсе не значит научить­ся правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, глав­ное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в продуктивной деятель­ности ребенка»
3. Развитие восприятия. Игры и задания

Ощущения и восприятия — первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Также важным является вопрос о неотделимой связи в раннем возрасте сенсорного воспитания и продуктивной деятельности детей.
Развитие эмоционального мира

Цель: Развить умение чувствовать настроение и сопереживать ок­ружающим, понимать настроение, создание благоприятного психоло­гического климата для ребенка.

1. «ФОТОГРАФИЯ»

Рассматривание с детьми альбома группы. Показывая фото­графии ребенка и других детей, расспрашивайте, какое настрое­ние было у него на этой фотографии, что он испытывал и чув­ствовал: удивление, испуг, радость, грусть и т.д. Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана эта фотография. Упражнение помогает ребенку развить понимание чувств и эмоций, укрепляет привязанность к группе и воспитателям.

2. «ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ»

Попросите ребенка: нахмуриться, как:
тучка
рассерженный человек
злая волшебница.

Улыбнуться, как:
солнышко
кошечка на солнышке
как радостный ребенок.
Воспитатель предлагает детям найти рукавичку, которая «улы­бается», после того, как дети найдут, воспитатель надевает ее и гладит всех деток, улыбаясь.

Позлиться, как:
человек, которого ударили
ребенок, у которого отняли игрушку.
Воспитатель предлагает найти рукавичку, которая злится.

Спрашивает, нравится или нет настроение этой рукавички?

Удивиться,
как будто ты увидел огромный торт
как будто в группе появилась корова.
Погрустить, как:
дождик осенний
ребенок, который ждет маму
котенок, у которого нет домика.
Активизация зрения ребенка

Несколько рекомендаций:
Говорите с детьми о тех предметах, которые попадают в его поле зрения.
Показывайте «фокусы», накройте платком яркий предмет, который мог бы заинтересовать малыша. Сдерните платок и пред­ложите внимательно рассмотреть этот предмет, расскажите о его предназначении.
Сравнивайте и обобщайте увиденное.
Важным этапом развития зрения малыша является пере­ход от восприятия объемных предметов к восприятию плоско­стных изображений (картинок).
Развитие слухового восприятия

ИГРЫ С МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

Цель: знакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием, развивать чувство ритма.

В музыкальном уголке находятся разнообразно звучащие игрушки — барабан, дудки, свистки, ксилофон, синтезаторы. Взрос­лый знакомит детей с их звучанием. Можно устроить ансамбль, дав каждому музыкальный инструмент.

«Быстро — медленно»

Взрослый стучит по барабану, меняя темп ударов то быстро, то медленно, детям предлагается двигаться по барабанную дробь самостоятельно.

«Один удар — много ударов»

Малыш ударяет по барабану столько раз, сколько сделали вы. Барабан лежит перед ребенком. Взрослый развивает умение ударять по барабану 1 раз и много раз подряд.

Цель: развить слуховую память.

Малыш не видит барабан, когда вы по нему стучите, у него нет зрительной подсказки, и он должен быть внимательным, для того чтобы запомнить количество ударов. Игра хорошо развивает слуховую память.

Цель: развивать умение различать источник звучания.

Взрослый берет две музыкальные игрушки и демонстрирует детям, какие звуки они издают. Затем играет на любой из музы­кальных игрушек так, чтобы дети не видели, на чем играет взрос­лый, и предлагает детям отгадать и показать эту игрушку, звуча­ние которой он только что слышал.

Цель: развивать умение слышать разницу в звучании.

Несколько пустых коробочек из-под фотопленки наполните на 1/3 различными крупами. Потрясите коробочками над ухом малыша, и он поймет, что они издают звуки. Обратите внимание на разницу в звучании.

Цель: развивать слух ребенка с использованием звукозаписей.

На аудиокассете записаны определенные звуки (например

рычание медведя, пение птиц и т.д.). Разложите перед ребенком

картинки, на которых нарисованы животные или птицы. Дав малышам прослушать аудиозапись, предложите им показать, кого они сейчас ус­лышали. Начинать с 2 звуков, постепенно увеличивая их количество.

Записать на магнитофон голоса людей (мужской, женский и дет­ский) и дать отгадать малышам, кто говорит.

Развитие обоняния

Цель: формировать умения различать предметы по запаху, давая характеристику тому или иному запаху. Обогащать словарный запас ре­бенка за счет прилагательных: сладкий, острый, тонкий, терпкий, не­приятный.
В пустые коробочки из-под фотопленки насыпьте любое
содержимое с сильным запахом (корица, ванилин, гвоздика). Сде­
лайте для малыша набор из пар баночек с одинаковым запахом.
Предложите ему найти баночки с одинаковым запахом.
Завяжите глаза малыша и попросите угадать, что вы дали
ему понюхать. Это могут быть цветы, фрукты, овощи.
Дайте ребенку баночки с кремом и флаконы духов, попро­
сите описать, как они пахнут. Предложите понюхать и сказать,
понравился ли ему запах.
В коробочки от киндер-сюрпризов положите содержимое с
разными запахами (чеснок, лепестки роз, лимон, крем). Предло­
жите ребенку понюхать каждую коробочку и угадать содержимое.
Предложите ребенку понюхать коробочки и отложить в сто­рону ту коробочку, в которой находится чеснок (или лимон, в зависимости от занятия).

Вкусовое восприятие

Цель: формировать у детей умение различать предметы по вкусу (овощи, фрукты, чай, молоко и т.д.)

— Завяжите глаза малыша и попросите угадать, что он по­
пробовал на вкус. Это могут быть фрукты, овощи, напитки.

Развитие тактильных ощущений

Цель: формировать умение различать предметы твердой и мягкой фактуры. Активизировать в речи слова «твердый», «мягкий», «мягонь-

кий». Развивать умение находить мягкие и твердые предметы по образ­цу, слову воспитателя, на ощупь.

Ход:

Дети сидят за столами. Перед ними подносы с набором мел­ких предметов (камешков, желудей, деревяшек), кусочков ткани, меха, ваты. Воспитатель берет из своего набора камешек, спраши­вает: «Что это? Какой камешек? — Твердый.»

Педагог предлагает каждому найти твердый камешек. Дети находят, показывают воспитателю и друг другу. Воспитатель спра­шивает название качества предмета у двух-трех детей. Предлагает положить камешки. Берет кусочек ваты. Спрашивает, что это та­кое. Просит взять с подносов по кусочку ваты. Проверяет, пра­вильно ли выполнено задание. Спрашивает, какая вата? (Мягкая, белая...)

Дети возвращают вату на подносы. Воспитатель показывает им кусочек меха. Предлагает помять мех. Спрашивает: «Мех ка­кой?» Выслушивает ответы, подчеркивает: «Мех тоже мягкий».

Затем предлагается задание иного порядка.
Взять с подноса любой твердый предмет.
Взять с подноса что-нибудь мягкое.
Затем воспитатель достает мешочек. В нем тоже лежат мяг­кие и твердые предметы. Теперь дети на ощупь определяют, мяг­кий или твердый предмет. Упражнение повторяется 4-5 раз.

Завершая занятие, воспитатель предлагает детям еще раз потрогать предметы, определить, какие они.

Развитие стереогностического чувства

Цель: Развивать тактильные ощущения и чувство объема. Знакомство с принципом разделения (сортировки) по категориям в зависимости от свойств. Расширять словарный запас.

Упражнение 1

Материал: Менажница, разные сорта орехов (семян, пуговицы).

Все орехи лежат в одном отделении. Взрослый предлагает ребенку ощупать один орех и кладет его в пустое отделение. Ребе­нок ощупывает орехи и сортирует их по видам.

Упражнение 2

Материал: Мешочек, в котором лежат разные предметы (камешек, карандаш, монетка, бутылочка, воронка, шишка, тряпочка, бусинка, шарик, бумажная салфетка и др.).

Взрослый засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достает из мешка и показывает ребенку. Так все предметы выкладываются на стол, затем складываются опять в мешочек. Ребенок повторяет упражнение.

Упражнение 3

Материал: Два мешочка, в которых лежат одинаковые предметы.

Взрослый засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, на­зывает его, достает и показывает ребенку. Затем просит ребен­ка достать такой же предмет из своего мешочка. Играют, пока все предметы не будут выложены на стол.

Развитие температурных представлений и чувства тяжести

Цель: формировать умение различать ощущения, усвоить поня­тия: холодный, теплый, горячий. Развивать барические представления (представление о соотнесении предметов по весу).
Наполните контейнер кубиками льда и дайте ребенку по­
играть с ними. Затем предложите ему согреть руки, опустив в
тазик с теплой водой. Таким образом, ребенок испытывает раз­
личные температурные ощущения.
Для того чтобы малыши поняли, какие предметы легкие, а
какие тяжелые, покажите им опыт. На одну руку положите пе­
рышко, а на другую — камень. Пусть дети дунут на перышко, они
увидят, что перышко летает, оно легкое. Дети повторяют — лег­
кое. Попросите малышей подуть на камень. Камешек не летает —
он тяжелый. Выделяйте слова «легкий» и «тяжелый» голосом, для
того чтобы ребенок обратил на них внимание.
В пустые коробочки из-под фотопленки насыпьте крупу,
камешки, песок, положите вату и т.д. Предложите малышам отыс­
кать самую тяжелую и самую легкую коробочку. Можно сделать
пару одинаковых коробочек по весу и дать возможность детям
найти одинаковые по весу коробочки.
Методы и приемы

1.Рисование

Наиболее доступным видом изобразительной деятельности для детей раннего возраста является рисование. «Необходимо вызывать у детей интерес кдействиям с карандашом, красками, фломастером, вы­зывать желание заниматься. Слово воспитателя направляет и органи­зует действия детей. Существенное значение имеет рассматривание ре­ального объекта и явлений окружающего. Большое значение имеют дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах.»

Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учеб­ное задание, воспитателю нужно провести специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.

Чтение стишков, песенок, потешек — важный методический прием. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Следует побуждать рисовать самые разные предметы, окру­жающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру пред­мета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.

По мере овладения рисованием карандашами можно давать ребенку краски и кисть.

Одна из главных задач — учить правильно держать карандаш, фло­мастер, кисть: тремя пальцами, чуть выше металлической или заточен­ной части, не сжимая сильно пальцами.

«Для успешного овладения рисованием важно развивать сен­сорные основы изобразительной деятельности: восприятие пред­метов различной формы (зрительное, осязательное, кинестети­ческое) и цвета.»

Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у де­тей интерес к результатам сверстников, собственной деятельнос­ти. Анализ работ должен идти от игрового персонажа.

Занятия детям должны доставлять радость!

2. Лепка

Для детей младшей группы наиболее значительный матери­ал — глина. Детей привлекает ее вязкость, пластичность, масса. Они фактически знакомятся со свойствами глины и производят игровые действия с ней. Малыши раскатывают продольными и вращательными движениями ладоней комочек глины.

Обучение лепке в основном сводится к общим задачам:
Содействовать формированию интереса к лепке.
Знакомить со свойствами материала (мягкий, пластичный
— можно отрывать, что-то делать из него).
Учить аккуратно пользоваться глиной (не разбрасывать,
лепить за столом).
Обучать простейшим техническим приемам (отщипывать,
скатывать, раскатывать, сплющивать).
Формировать умение лепить несложные предметы.
Детей объединяют маленькими группами (5-6 человек); вос­питатель садится рядом и медленно, размеренно объясняет и по­казывает необходимые действия с глиной.

Занятия проводятся 10-15 минут.

Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. под­ражательный, повторяющий формообразующие движения.

Необходимое условие при обучении малышей — введение игровых приемов, обыгрывание тех предметов, которые они бу­дут лепить.

Занятия по лепке носят предметный характер, т.е. дети ле­пят отдельные фигурки.

Важный момент в проведении занятия — оценка деятельности детей. Педагог вызывает радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживает у детей желание лепить.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подо­бранный материал и оборудование: хорошо подготовленная глина, дос­ки, плотно лежащие на столе.

3. Подготовка к аппликации

Аппликация — один из любимых видов изобразительной деятельно­сти: детей радуют яркий цвет бумаги, ритмичное расположение фигур.

Специфика аппликации дает возможность детям активнее усваи­вать знание о цвете, строении предметов, их величине.

Занятия аппликацией в младшей группе носят ознакоми­тельный характер. Учитывая особенности возраста (недостаточно развиты мелкие мышцы рук, слабая координация движений, сла­бый зрительный контроль за своими действиями), специфику выполнения аппликационных работ, им не дают ножницы: все фигуры или их части малыши получают в готовом виде.

На занятиях воспитатель учит детей различать круг, квадрат, треугольник. В процессе занятий дети учатся соотносить с пред­метами и называть цвета.

Дети обучаются простейшим ориентировкам на плоскости листа бумаги. Усваивают пространственные понятия вверху, вни­зу, в середине.

При выборе тематики занятий воспитатель проявляет вы­думку и индивидуальность.

Предметная аппликация — дети учатся наклеивать предмет­ные изображения на основе кругов, квадратов. Иногда проводят­ся коллективные работы. Коллективные работы развивают эсте­тические чувства, стимулируют заниматься аппликацией.

Выделяются два основных направления — подготовка к за­нятию и обучение на занятии. В процессе подготовки воспита­тель применяет информационно-рецептивный (ознакомление с предметами, которые предстоит изобразить) и репродуктивный методы упражнения в различении формы, цвета предмета.

Воспитатель организует непосредственное восприятие пред­мета. Педагог задает вопросы, направляя внимание детей на качества предмета, использует образное слово, обрисовывающий жест.

Особое внимание воспитатель уделяет дидактическим играм на знакомство с формой, величиной и цветом.

Важный момент — показ способов выкладывания и наклеи­вания. Используются игровые приемы, мотивация, это повышает интерес, стимулирует активность.

Воспитатель использует различные формы индивидуального обучения.

Детские работы обязательно выставляются для любования. Воспитатель вызывает у детей положительные эмоции: хвалит всех детей.

4. Конструирование

Под детским конструированием принято понимать созда­ние разнообразных построек из строительного материала, состав­ление предметов из картона, дерева и других материалов.

В процессе обучения конструированию осуществляется умствен­ное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, са­мостоятельность мышления, творчество, формируются ценные ка­чества человека (личности) — целеустремленность, настойчивость.

В младшей группе детей знакомят со строительным матери­алом — кубиками, кирпичиками, формой, величиной, различным расположением (кирпичик лежит, стоит) и разной устойчивостью в зависимости от положения, учат размещать кирпичики по гори­зонтали (поезд, дорожка), накладывать один на другой, комбини­ровать различное размещение.

Воспитатель учит малышей находить сходство между пост­ройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.

В первом полугодии детей учат сооружать 8 — 10 несложных построек: мебель, башня, горка, лесенка, мост, домик, трамвай.

Сначала каждый предмет дети создают отдельно и в различ­ных вариантах. Для обыгрывания этих построек малышам дают куклу, посуду. Далее учатся накладывать детали сверху друг на друга, строить лесенку, упражняться в укладывании деталей вверх. На участке в д/с и в групповой комнате воспитатель побуждает детей воспроизводить постройки, которые они создавали на за­нятиях, и играет с ними.

Итак, в работе с детьми по конструированию главными для вос­питателя являются задачи:
вызвать у детей интерес к конструированию из разных видов
конструктивного материала;
способствовать развитию целенаправленного конструи­
рования;
побуждать детей к практическому использованию выпол­
ненных ими построек;
знакомить детей с простейшими способами конструи­
рования.
«В начале года в младшей группе на занятиях воспитатель составляет группы по 4 — б детей. Постепенно количество детей увеличивается, со второй половины года занятия проводятся со всеми детьми.

В основной части в обучении конструированию воспитатель использует информационно-рецептивный и репродуктивный ме­тоды.

Детей знакомят с тем, что и как надо построить, т.е. демон­стрируют образец, показывают и объясняют процесс возведения постройки.»

В конце занятия воспитатель показывает детям, как играют с данной постройкой, и предлагает эту возможность обыграть. Конструктивная деятельность становится более интересной, если воспитатель использует стихотворения, потешки, сюжеты сказок.

Анализируя детскую деятельность, воспитатель дает поло­жительную оценку процессу работы и ее результатам.

После занятий со строительным материалом воспитатель си­стематически показывает детям, как разбирают постройки и ук­ладывают материал на место.

Примерное тематическое

планирование занятий

по продуктивной деятельности

детей раннего возраста

Тема: «Человек»
«Наши ручки» (рисование — монотипия)
«Витамины» (лепка)
«На год стали мы взрослей» — интегрированное занятие
(лепка)
«Угощение для куклы Кати» (лепка)
Тема: «Животные»
«У котика усы» (рисование карандашом)
«Следы котенка» (пальчиковая живопись)
«Орехи для белочки» — интегрированное занятие (рисова­
ние тампоном)
«Дорога к зайчику» — интегрированное занятие (рисование
кистью)
«Норка для мышки» (рисование карандашом)
«Дрова для ежика» (лепка)
«Морская свинка» — интегрированное занятие (лепка)
«Улитка» (лепка)
«Гусеница» (лепка)
Тема: «Птицы»
«Петушок» (рисование - монотипия)
«Корм для птичек» (рисование фломастером)
Тема/«Рыбы»
«Водоросли в аквариуме» (рисование карандашом)
«Корм для рыб» (рисование фломастером)
Тема: «Одежда»
«Украсим платочек» — интегрированное занятие (пальчи­
ковая живопись)
«Пуговицы для платья» — интегрированное занятие (лепка)
«Летняя одежда» — интегрированное занятие
«Укрась шарфик узором» — (аппликация)
Тема: «Обувь»

— «Сапожки для матрешки» — интегрированное занятие (ри­
сование)

Тема: «Посуда»
«Тарелки» (рисование карандашом)
«Салфетки» (аппликация)
Тема: «Мебель»
«Разноцветный ковер» (пальчиковая живопись)
«Коврики» (аппликация)
«Мебель для трех медведей» (конструирование)
Тема: «Транспорт»
«Дорога для автомобиля» (рисование кистью)
«Зайке дети помогли, его к дому отвезли» — интегриро­
ванное занятие (лепка)
«Грузовик» — интегрированное занятие
Тема: «Фрукты»
«Яблонька» (пальчиковая живопись)
«Яблоки для матрешки» — интегрированное занятие (паль­
чиковая живопись)
«Наш лисенок заболел, фруктов очень захотел» — интег­
рированное занятие (рисование кистью)
«Виноград» (лепка)
«Фрукты для зайкиной подружки» — интегрированное занятие
(лепка)
«Яблоки» (лепка)
«Поможем вылечить медвежат» (аппликация)
Тема: «Овощи»

— «Помидор» — интегрированное занятие (рисование кистью)

Тема: «Игрушки»
«Дорисуй ниточку к шарику» — интегрированное занятие
(рисование карандашом)
«Дом для куклы» (конструирование)
Тема: «Времена года» «Зима»
«Снег идет» (рисование кистью)
«Новогодняя елка» — интегрированное занятие
«Сугробы» (аппликация)
«Игрушки для новогодней елки» (аппликация)
«Весна»
«Трава на лужайке» (рисование кистью)
«Первые ручейки» (рисование кистью)
«Цветочный хоровод» — интегрированное занятие (рисо­
вание губкой)
«Лето» — «Солнышко» — интегрированное занятие (рисование мел-

ками)

— «Трава для зайчат» (рисование карандашом)

«Осень»

«Осеннее дерево» — интегрированное занятие (рисование

кистью)

Примерные

планы-конспекты

занятий

Тема: «ЧЕЛОВЕК»

1. «НАШИ РУЧКИ» Рисование(монотипия)

Цель:
вызывать у детей интерес к действиям с красками
формировать умение различать и называть цвет (зеленый, синий)
развивать мелкую моторику руки
снять психологический барьер боязни использования краски
вызвать удовлетворение от собственной работы
Материал:
гуашь синего и зеленого цвета
губка, пропитанная краской
лист бумаги на каждого ребенка
юбка-тренажер (клин «Девочка»)
Ход занятия:

Сюрпризный момент

Воспитатель входит в группу в дидактической юбке-трена­жере. Отстегивает откидной карман, и дети на юбке видят девочку (тек­стильная аппликация).

— В гости девочка пришла,
Нам цветочки принесла,
Синий, желтый, красный —
Вот букет прекрасный.

(Дети отстегивают и пристегивают цветы на юбке, которые кре­пятся с помощью кнопок).
Девочка на нас похожа? (Да).
У нее есть глаза? (Да.)
Покажите их.
(Дети показывают на лице девочки глаза.)

— А ваши глаза где?

(Дети показывают глаза на своем лице и называют.) Далее воспитатель просит детей показать и назвать рот и нос сна­чала у девочки, затем у себя.

— Да, на нас она похожа,
Ручки есть и ножки тоже.

Также воспитатель просит показать и назвать ручки и ножки.
У девочки ручки большие или маленькие? (Маленькие.)
А у вас, дети, ручки большие или маленькие? (Большие.)
Воспитатель говорит детям, что эта девочка не может рисовать
своими ручками.

— Мы с вами может рисовать ладошками? (Да.)
Воспитатель гладит ладошки детей, говорит детям, что они руч­
ками (ладошками) будут рисовать для девочки. Затем подводит к сто­
лу для рисования, где приготовлены губки, пропитанные краской (зе­
леного или синего цвета, на выбор ребенка). На первом занятии мо­
нотипией нежелательно брать красный цвет, чтобы не напугать ребен­
ка. Воспитатель помогает детям надавить на губку рукой так, чтобы
краска отпечаталась по всей ладони. Под словесное сопровождение
«примакнуть — поднять» дети отпечатывают поочередно ладошки на
листе бумаги.

Воспитатель хвалит детей, говорит, какие красивые получились ладошки. После того, как работы высохнут, дети любуются ими, затем складывают работы в карман девочки.

2. «ВИТАМИНЫ» Лепка

Цель:
продолжать вызывать у детей интерес к лепке, знакомить со
свойствами глины
учить отрывать куски от большого кома и скатывать ша­
рики между ладонями
Материал:
глина
доски
баночка от витаминов
Ход занятия:

Игровая мотивация
Вчера мне позвонили куклы и сказали, что, когда стано­
вится холодно, они начинают часто болеть.
Вам нужны витамины, они очень полезные, они дают силу,
делают детей веселыми, ловкими, помогают быстрее расти, — ска­
зала я им.
Наверное, это какое-нибудь лекарство? — спросили они
меня, И конечно, какое-нибудь горькое, противное?
Нет, это не так, — сказала я им, — витамины как раз очень
вкусные. Это маленькие шарики, кисло-сладкие, они более всего
похожи на конфеты, и по вкусу, и по форме. Продают их в баноч­
ках или в коробочках (воспитатель демонстрирует детям баночки
или коробочки от витаминов).
Куклы обрадовались и попросили дать им витамины, но
когда я пришла сегодня в группу, то обнаружила, что витамины у
нас закончились. Что же нужно сделать? Давайте слепим витами­
ны для кукол?
Чтобы получилось много витаминов, нужно из большого
куска глины сделать много маленьких кусочков. Попробуем это
сделать.
Воспитатель вместе с детьми отщипывает от большого куска глины маленькие кусочки.

— Витамины у нас на что похожи? На шарики?

— Да, они круглые, ровные, гладкие. Чтобы у нас получились круг­лые витаминки, положите на ладошку маленький кусочек глины, дру­гой ладошкой прикройке и скатайте шарик.

Когда дети вылепят витамины, воспитатель предлагает на выбор взять игрушки, померить им температуру, смазать мазью лапки, забин­товать и дать витамины.

Когда большинство детей закончит игру, воспитатель предлагает собрать витамины в коробочку для дальнейших игр.

3. «НА ГОД СТАЛИ МЫ ВЗРОСЛЕЙ» Лепка. Интегрированное занятие

Цель:
продолжать развивать интерес у детей к лепке
формировать умение скатывать шарики круговыми движе­
ниями ладоней и колбаски продольными движениями ладоней
закреплять знания о фруктах, животных, умение узнавать и на­
зывать цвет (синий, желтый, красный, зеленый), размер (большой, ма­
ленький)
развивать мелкую моторику рук, навыки аккуратного обраще­
ния с материалом
создать эмоционально-положительное настроение, удовлетво­
рение от результатов работы
Материал:
тесто для леп ки
салфетки
поднос для пирога
развивающие пробковые тренажеры
мобильные файлы для развивающих тренажеров «Фрукты»
юбка-тренажер (клин «животные», «фрукты», «карман-цветок»)
игрушки животных
отрезок обоев (дорожка)
печенье, конфеты
  1   2   3   4   5   6   7

перейти в каталог файлов


связь с админом