Главная страница

Самостоят Раб в ПиАПП 2011. Учебно-методическое пособие Издательство Тулгу тула 2011


Скачать 1.06 Mb.
НазваниеУчебно-методическое пособие Издательство Тулгу тула 2011
АнкорСамостоят Раб в ПиАПП 2011.pdf
Дата27.01.2017
Размер1.06 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаSamostoyat_Rab_v_PiAPP_2011.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#7596
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6
Морозов В.Б. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА студентов в дисциплине ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ
учебно-методическое пособие Издательство ТулГУ Тула 2011
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет Кафедра Технологические системы пищевых и перерабатывающих производств Морозов В.Б. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА студентов в дисциплине ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ
учебно-методическое пособие Издательство ТулГУ Тула 2011

2
УДК 664:800:378.147.886:159.9.072(07) Морозов В.Б. Самостоятельная работа студентов в дисциплине Процессы и аппараты пищевых производств учебно-методические пособие. Тула Изд-во ТулГУ, 2011. 104 сил
Учебно-методические пособие предназначено для проведения всех видов самостоятельной работы студентов при освоении дисциплины Процессы и аппараты пищевых производств. Издание рекомендуется для использования в учебном процессе студентов, обучающихся по направлению 151000 Технологические машины и оборудование по профилю Машины и аппараты пищевых производств. Пособие предназначено для аудиторных лекционных, практических и лабораторных занятий, а также всех видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов по очной и заочной формам обучения. Рекомендуется использовать представленные материалы в практиках и исследовательских проектах. Материалы, изложенные в пособии, также могут быть использованы педагогами вузов и ссузов при обучении техническим дисциплинам. Печатается по решению библиотечно-издательского совета Тульского государственного университета
© В.Б. Морозов, 2011
ISBN 978-5-7679-1994-9
© Издательство ТулГУ, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 5 1. Компетентностный подход при изучении дисциплины. 6 2. Общие вопросы самостоятельной работы студентов. 10 Разновидности самостоятельной познавательной деятельности. 10 Мотивация и реализация самостоятельной работы. 11 Организация и формы самостоятельной работы. 13 Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы. 14 3. Самостоятельная работа при изучении разделов дисциплины. 18 Самостоятельное изучение некоторых разделов. 18 Самостоятельная работа студентов на лекциях. 21 Самостоятельная работа с материалами при подготовке к аттестации. 26 4. Самостоятельная работа при выполнении практических занятий. 27 5. Самостоятельная работа при выполнении лабораторных работ 6. Курсовое задание. 34 Требования к оформлению. 35 Теоретические основы Исходные данные курсового задания. 46 Методика расчёта…………………………………………………… 48 Представление (защита) курсового задания. 69 7. Научно-исследовательская работа студентов. 71 Цели и задачи НИРС……………………………………………….. 71 Классификация научно-исследовательских работ. 72 Этапы научно-исследовательской работы Организация НИРС в рамках самостоятельной деятельности. 75

4 8. Словарь терминов и определений. 80 Список литературы. 83 Приложение 1. Форма рецензии на курсовое задание. 86 Приложение 2. Форма учётной карточки по выполнению практических работ. 87 Приложение 3. Форма учётной карточки по выполнению лабораторных работ Приложение 4. Основные правила оформления чертежей по ЕСКД………………….. 89 Приложение 5. Оформление титульного листа пояснительной записки. 90 Приложение 6. Примеры оформления списка литературы по ГОСТ Р 7.0.1-2008......... 91 Приложение 7. Типы и характеристики выпарных аппаратов. 92 Приложение 8. Свойства некоторых водных растворов Приложение 9. Температурные депрессии водных растворов при атмосферном давлении. Приложение 10. Основные параметры барометрических конденсаторов. Приложение 11. Характеристики вакуум-насосов…………………………………………. 103
ВВЕДЕНИЕ Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путём передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая, в настоящее время, реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является непросто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой [18]. Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учётом потребностей и возможностей личности. При этом значительную роль начинают играть инновационные подходы, информационная поддержка, включённость во множество сопутствующих процессов (дополнительное образование, наука, воспитание, культурно-массовая и волонтёрская деятельность и т.д.). Очевидно, что не следует менять пропорции аудиторного и внеаудитор- ного времени. Возникает задача активации каждого вида занятий, рост их отдачи. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. При обучении дисциплине Процессы и аппараты пищевых производств, которая, в свою очередь, является базой для всего обучения по профилю Машины и аппараты пищевых производств, роль самостоятельной работы значительно актуализируется. Возникает цель планирование, организация форм и методов, методическое обеспечение и система отслеживания результатов самостоятельной работы студентов. Настоящее учебно-методическое пособие направлено на достижение этой комплексной цели в рамках задач мотивационного, процессуального, технологического и академического курсового обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов в дисциплине Процессы и аппараты пищевых производств.

6
1. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель освоения дисциплины Процессы и аппараты пищевых производств заключается в формировании соответствующих профессиональных компетенций в области технологических процессов в производстве пищевой продукции и реализующих их инструментальных средствах – аппаратах, на основе общекультурных компетенций в рамках подготовки выпускника к произ- водственно-технологической, организационно-управленческая, проектно- конструкторской и научно-исследовательской деятельности [14-17, 27-29]. В соответствии с поставленной целью дисциплина призвана решить следующие основные задачи В рамках производственно-технологической деятельности
- изучение многообразия технологических процессов пищевых производств и используемого
- приобретение навыков в обслуживании, доводке, освоении и эксплуатации некоторых машин и аппаратов пищевых производств
- изучение современных высокоинтенсивных инновационных технологических процессов, новейших конструкций аппаратов высокой производительности интенсивности с учётом экологических, эргономических, экономических и т.п. параметров. В рамках организационно-управленческой деятельности
- ознакомление с основными теоретическими, методологическими и практическими направлениями в области организации и управления процесса пищевых производств и соответствующих технологических систем
- организация работы малых коллективов исполнителей в виде бригад, выполняющих лабораторные и практические работы
- составление отчётной документации по изучению процессов и аппаратов пищевых производств по установленным формам (ККР, ЛР, ПР, СР). В рамках научно-исследовательской деятельности
- изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по процессами аппаратам пищевых производств
- проведение возможных экспериментов по функционированию аппаратов и машин пищевых производств в определённых эксплуатационных условиях. В рамках проектно-конструкторской деятельности
- изучение и практическое применение стандартных методов расчета деталей и узлов машин и аппаратов пищевых производств
- ознакомление с основами технико-экономическое обоснование проектных решений. В процессе подготовки обучающийся может приобрести другие (специальные) компетенции, связанные с конкретным профилем его подготовки. Дисциплина Процессы и аппараты пищевых производств даёт возможность расширения и углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной
профессиональной деятельности и/или продолжения профессионального образования в магистратуре. Процесс изучения дисциплины Процессы и аппараты пищевых производств направленна формирование элементов следующих компетенций студента в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО поданному направлению подготовки а) общекультурных
- готов к использованию этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений – в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов
- способен на научной основе организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы
- способен к приобретению с большой степенью самостоятельности новых знаний с использованием современных образовательных и информационных технологий
- способен самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами
– в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов
- способен к целенаправленному применению базовых знаний в области математических, естественных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности – в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов
- умеет применять современные методы для разработки малоотходных, энергосберегающих и экологически чистых машин, приводов, систем, различных комплексов, машиностроительных технологий, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности
- обладает достаточными для профессиональной деятельности навыками работы с персональным компьютером – в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов – в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов
- знает основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, умеет использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии с использованием традиционных носителей информации, распределенных баз знаний, а также информации в глобальных компьютерных сетях – в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов
- понимает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен получать и обрабатывать информацию из различных источников, готов интерпретировать, структурировать и оформлять информацию в доступном для других виде – в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов- свободно владеет литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи умеет создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний – в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов и методов проверки знаний
- способен участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности – в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов. б) профессиональных (ПК) – в рамках рассматриваемых дисциплиной вопросов
- способен обеспечивать технологичность изделий и процессов их изготовления, умеет контролировать соблюдение технологической дисциплины при изготовлении изделий
- способен обеспечивать техническое оснащение рабочих мест с размещением технологического оборудования, умеет осваивать вводимое оборудование- умеет проверять техническое состояние и остаточный ресурс технологического оборудования, организовывать профилактический осмотри текущий ремонт оборудования
- умеет проводить мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, контролировать соблюдение экологической безопасности проводимых работ
- умеет выбирать основные и вспомогательные материалы и способы реализации основных технологических процессов и применять прогрессивные методы эксплуатации технологического оборудования при изготовлении изделий машиностроения
- способен организовывать работу малых коллективов исполнителей, в том числе над междисциплинарными проектами
- способен осуществлять деятельность, связанную с руководством действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным
- умеет составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, сметы, планы, заявки на материалы и оборудование) и подготавливать отчетность по установленным формам, подготавливать документацию для создания системы менеджмента качества на предприятии
- готов выполнять работы по стандартизации, технической подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, организовывать метрологическое обеспечение технологических процессов с использованием типовых методов контроля качества выпускаемой продукции
- умеет подготавливать исходные данные для выбора и обоснования на- учно-технических и организационных решений на основе экономических расчетов- способен к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по соответствующему профилю подготовки- способен участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности (ПК-20);
- умеет применять стандартные методы расчета при проектировании деталей и узлов изделий машиностроения
- умеет применять методы контроля качества изделий и объектов в сфере профессиональной деятельности, проводить анализ причин нарушений технологических процессов в машиностроении и разрабатывать мероприятия по их предупреждению (ПК-26). В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать

- параметры, структуру современных технологических процессов пищевых производств,
- природу процессов, осуществляемых в пищевой и перерабатывающей промышленности,
- принцип действия, устройство и эксплуатационные характеристики основных современных машин и аппаратов пищевых и перерабатывающих производств- правила работы с оборудованием ив лабораториях, в т.ч. с информационным обеспечением,
- теоретические основы моделирования процессов и аппаратов пищевых производств,
- основы организационно-экономических аспектов процессов и аппаратов пищевых производств. Уметь
- определять основные характеристики процессов и аппаратов пищевых производств,
- задавать основные параметры технико-технологического функционирования пищевых производств,
- пользоваться методами моделирования процессов и аппаратов пищевых производств, в т.ч. с использованием информационных технологий. Владеть
- навыками работы с основными машинами и аппаратами пищевых и перерабатывающих производств,
- навыками организации процессов пищевых производств с использованием теории процесса и имеющимися техническими средствами,
- навыками организации исследовательских работ,
- навыками групповой работы над задачами курса,
- приёмами первичной обработки данных по параметрам функционирования машин и аппаратов, осуществляющих процессы пищевых производств. Реализация комплекса компетенций не может быть полновесной без активной самостоятельной работы студентов.

10
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Разновидности самостоятельной познавательной деятельности Выделяют четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности студента в процессе обучения [25]. Каждая из них отличается спецификой целеполагания и планирования
1. Постановка цели и планирование предстоящей деятельности студент осуществляет с помощью преподавателя
2. Только постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется студентом самостоятельно
3. Постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы осуществляется студентом самостоятельно в рамках предъявленного преподавателем задания
4. Работа осуществляется студентом по собственной инициативе он без помощи преподавателя сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельное выполняет. Важнейшим средством формирования у студентов всех перечисленных разновидностей познавательной деятельности является выполнение ими различных типов и видов самостоятельных работ. Виды самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала представлено в табл. 2.1. Таблица 2.1 Виды самостоятельных работ Виды

Структур-
но-
логические связи По образцу
Реконструктив-
но-вариативные
Частично-
поисковые Исследовательские Внутри- предметные Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную внутри- предметную ситуацию Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификацией в необычную внут- рипредметную ситуацию Самостоятельные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов вне- обычную внутри- предметную ситуацию и их комбинирования для решения новой задачи Самостоятельные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения внутрипредметной проблемной задачи Межпредметные Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа в аналогичную или отдаленно аналогичную предметную ситуацию Самостоятельные работы, которые требуют переноса известного способа с некоторой его модификацией в необычную межпредметную ситуацию Самостоятельные работы, которые требуют переноса нескольких известных способов вне- обычную межпредметную ситуацию них комбинирования для решения новой задачи Самостоятельные работы, которые требуют создания нового способа, метода решения межпредметной проблемной задачи Предоставление студентам возможности самостоятельно планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допускаемые входе собственных познавательных действий, вносить необходимую коррекцию в процесс осуществления своей деятельности – всё это является сильной стороной обучения. Научить этому – задача преподавателя. К достижению именно такого уровня обученности стремится подлинный мастер преподавания, предметом повседневной деятельности которого является планирование, организация и контроль деятельности студента. Мотивация и реализация самостоятельной работы В первую очередь необходимо достаточно чётко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, таки вне е, в контакте с преподавателем ив его отсутствии. Самостоятельная работа реализуется [26]:
1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и лабораторных занятиях, при самостоятельном изучении отдельных вопросов и выполнении курсовой работы (проекта) – КР (КП) или контрольно курсовой работы – ККР.
2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по учебным вопросам, входе научно-практических контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.
3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач, в т.ч. поп. Границы между этими видами работ достаточно размыты, асами виды самостоятельной работы пересекаются. Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, таки вне е. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют ввиду в основном внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально – творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Кафедра Технологические системы пищевых и перерабатывающих производств (ТСПиПП) Тульского государственного университета уделяет внимание как логического начала в преподнесении своих дисциплин, таки уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Прослеживаются внутри и междисциплинарные связи (см. табл. 2.1), преемственность дисциплин. Знания студентов, закреплённые связями, имеют хорошую сохраняемость как остаточные знания.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьёзной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Выделены следующие внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы
1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на КР (КП) или ККР, то он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и соци- ально-экономического, естественнонаучного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы, например, в его выпускную квалификационную работу.
2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.
3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно- деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а непросто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.
4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, федеральном тестировании, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки – баллы, рейтинг, тесты. Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
6. Поощрение студентов за успехи в учёбе и творческой деятельности стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учёбу. Например, за работу, сданную не в срок, можно проставлять лишь недиффе- ренцированную оценку в форме допуска к экзамену (зачту.
7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, таки вне е, постоянное их обновление.
8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе ив первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цик- ловое обучение (метод погружения. Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач. Другим примером может быть комплексное сочетание в недельном расписании лекционных, практических, лабораторных и консультационных занятий. Организация и формы самостоятельной работы Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации её отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне её входе всех видов учебной деятельности. Простейший путь – уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы – не может решить проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объёмов аудиторной работы совсем необязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте. В стандартах высшего профессионального образования на внеаудитор- ную работу отводится не менее половины бюджета времени студента. Это время полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, также включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время. В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методики форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Второй – повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеау- диторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, причём ив профессиональном ив психологическом аспектах. Основная задача организации СРС заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать переход студентов от формального выполнения опре- делённых заданий при пассивной роли студента к познавательной активности сформированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Тогда цель СРС – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания стем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом вообще, ас конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. При этом педагог должен использовать мощный методический блок, в том числе настоящее издание. Преподавателя распознаёт лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации. При изучении дисциплины Процессы и аппараты пищевых производств организация СРС должна представлять единство трёх взаимосвязанных форм
1. Внеаудиторная самостоятельная работа.
2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа. Виды внеаудиторной СРС разнообразны подготовка и написание КР
(КП) или ККР, докладов по ним. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, таки часть студентов группы выполнение КР подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др. Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной
СРС, следует на каждом е этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, консультаций, выполнении лабораторного практикума и вовремя чтения лекций. Подробное рассмотрение этого комплекса аудиторных и внеаудиторных работ представлено ниже. Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса. Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов её контроля. Существуют следующие виды контроля

15
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины (применяется пожеланию преподавателя
- текущий контроль, те. регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям
- контроль качества КР (КП) или ККР;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины. Благодаря рейтинговой системе Тульского государственного университета всё это позволяет заложить самостоятельную работу в конкретную кредит- но-рейтинговую систему. Согласно приказу №33 от 19 января 2004 г. балльная оценка по дисциплине определяется как сумма баллов, набранных студентом в результате работы в семестре (текущая успеваемость) и зачёте/экзамене (промежуточная аттестация. Максимальное количество баллов, которое может набрать студент поте- кущей успеваемости – 60 баллов, а на промежуточной аттестации – 40 баллов. Общий балл по текущей успеваемости складывается из следующих составляющих) по очной форме
- по семестру, заканчивающемуся зачётом без ККР: выполнение заданий по дисциплине в течение семестра (работа на практических занятиях) – до 30 баллов, контрольные мероприятия (тестирования) первой половины семестра к первой аттестации) – до 10 баллов и второй половины семестра (ко второй аттестации) – до 10 баллов. За посещение лекционных занятий предусмотрена балльная оценка – до 10. Посещение практических занятий непосредственно баллов не предусматривает, однако они заложены в общую оценку ПР. Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования с возможным последующим устным собеседованием. Итоговая аттестация (зачёт) – максимально 40 баллов.
- по семестру, заканчивающемуся экзамену выполнение заданий по дисциплине в течение семестра (работа на практических занятиях) – до 10 баллов, контрольные мероприятия (тестирования) первой половины семестра к первой аттестации) – до 10 баллов и второй половины семестра (ко второй аттестации) – до 10 баллов. За посещение лекционных занятий предусмотрена балльная оценка – до 10.
Качество выполнения и защиты лабораторных работ оценивается максимально в 20 баллов. Посещение практических занятий непосредственно баллов не предусматривает, однако они заложены в общую оценку ПР. Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования с возможным последующим устным собеседованием. Итоговая аттестация (экзамен) – максимально 40 баллов.
2) по заочной форме
- по семестру, заканчивающемуся зачётом без ККР: выполнение заданий по дисциплине в течение семестра (работа на практических занятиях) – до 50 баллов, посещение лекционных и практических занятий предусмотрена балльная оценка – до 10. Итоговая аттестация (зачёт) – максимально 40 баллов.
- по семестру, заканчивающемуся экзамену выполнение заданий по дисциплине в течение семестра (работа на практических занятиях) – до 20 баллов, посещение лекционных, практических и лабораторных занятий предусмотрена балльная оценка – до 10, качество выполнения и защиты лабораторных работ оценивается максимально в 30 баллов. Итоговая аттестация (экзамен) – максимально 40 баллов
3) по заочной сокращённой форме
- по семестру, заканчивающемуся зачётом без ККР: выполнение заданий по дисциплине в течение семестра (работа на практических занятиях) – до 50 баллов, посещение лекционных и практических занятий предусмотрена балльная оценка – до 10. Итоговая аттестация (зачёт) – максимально 40 баллов.
- по семестру, заканчивающемуся экзамену, с ККР выполнение заданий по дисциплине в течение семестра (работа на практических занятиях) – до 10 баллов, посещение лекционных, практических и лабораторных занятий предусмотрена балльная оценка – до 10, качество выполнения и защиты лабораторных работ оценивается максимально в 20 баллов, выполнение контрольно-курсовой работы – до 20 баллов. Итоговая аттестация (экзамен) – максимально 40 баллов Перевод балльных оценок в академические оценки производится последующей шкале

17
для зачёта:
0-39 баллов – «незачтено»;
40-100 баллов – зачтено.
для экзамена
- неудовлетворительно – 0-39 баллов
- удовлетворительно – 40-60 баллов
- хорошо – 61-80 баллов
- отлично – 81-100 баллов. Согласно Порядка проведения зачетов, экзаменов и ликвидации академических задолжностей, утверждённого 04.05.2010 допустимо при наличии предусмотренных ЛР и ККР (как допуска) прохождение итоговой аттестации исходя из 100 баллов. Для этого используется расширенный тестовый вариант поп.
Оценивание Курсовой работы осуществляется по системе
35 баллов – качество выполнения работы
5 баллов – рецензия работы
20 баллов – представление (презентация) работы
40 балов – ответы на вопросы комиссии. Состав комиссии – не менее х человек во главе (председатель) сведущим преподавателем определяется распоряжением по кафедре. Форма рецензии представлена в прил. 1. Рейтинговая система
− это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объёма самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, ас другой
− объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою цену. Получается, что стоимость работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания.

18
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом