Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка 2013. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета


НазваниеУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета
Анкорметодичка 2013.doc
Дата30.10.2016
Размер1.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmetodichka_2013.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#817
страница3 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Раздел 1.

Введение в фармакологию.

Общая рецептура. Общая фармакология.

Занятие 1.

Введение. Документы, регламентирующие оборот, правила хранения, отпуска, использования и выписывания лекарственных средств. Государственная фармакопея. Рецепт, его структура. Мягкие и твердые лекарственные формы, капсулы.
Актуальность темы. Наиболее значительной и распространенной формой воздействия на организм больного человека является фармакотерапия. Знание основных положений фармакологии лекарственных средств позволит врачу ориентироваться в постоянно растущем арсенале новых препаратов, будет содействовать их оптимальному использованию, что обеспечит эффективность и безопасность лекарственной терапии.

Рецепт – это один из видов врачебной документации, содержит письменное предписание врача провизору (фармацевту) об изготовлении и выдаче больному избранной лекарственной формы, а также указания больному о том, как принимать эту лекарственную форму. Рецепт – не только врачебный документ, но документ официальный, юридический, финансовый. Правила выписывания рецептов регламентируют приказами Минздрава России.

Умение правильно выписывать рецепты – неотъемлемая предпосылка успеха фармакотерапии и юридической защищенности врача.

Широкое использование в медицине твердых и мягких лекарственных форм требует знаний общих закономерностей общего, местного и резорбтивного действия назначаемых в этих формах лекарственных веществ и умения выписать их в рецептах.

Цель занятия. Изучить документы, регламентирующие оборот, правила хранения, отпуска, использования и выписывания лекарственных средств; структуру рецепта, основные твердые и мягкие лекарственные формы.

Задачи:

знать содержание фармакологии, ее задачи и положение среди других медицинских дисциплин;

изучить правила выписывания рецептов на основании приказа №1175 от 20.12.12 г.;

дозология (классификация доз по эффекту и периодичности назначения);

понятие о лекарственных формах, их виды;

характеристика отдельных видов твердых и мягких лекарственных форм и правила выписывания их в виде рецептов.

особенности всасывания лекарственных веществ при ректальном назначении, показания к применению, способы выписывания;

уметь выписать в рецептах разные виды мягких лекарственных форм.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать основную документацию по правилам выписывания рецептов, структуру рецепта, основные твердые и мягкие лекарственные формы:

- уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики твердых и мягких лекарственных форм, оценивать возможность развития эффекта при их применении;

- знать побочные эффекты твердых и мягких лекарственных форм;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств твердых и мягких лекарственных форм, условий их применения, особенностей их форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм;

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать твердые и мягкие лекарственные формы, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать основные характеристики твердых и мягких лекарственных форм, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты; общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;

- уметь анализировать действие твердых и мягких лекарственных форм по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать рецепты;

- владеть правилами назначения изучаемых лекарственных препаратов при лечении, профилактике различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.
Источники информации:

а) Основная литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

3. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

4. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

5. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

6. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

7. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

8. Периодические издания – журналы:

«Экспериментальная и клиническая фармакология»
Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)



План работы на лабораторном занятии.

1. Вступительное слово преподавателя (структура предмета, требования, предъявляемые к студентам при изучении фармакологии, порядок работы на занятии, используемая литература и т.д.).

Обсуждение и выполнение заданий.

Задание 1. ПРИКАЗ от 20 декабря 2012 г. N 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»

Задание 2. Классификация доз по эффекту и периодичности назначения.

Задание 3. Виды твердых и мягких лекарственных форм (в тетради указать по латыни).

Задание 4. Характеристика порошков (по составу, дозированию, степени измельчения, способу употребления). Правила выписывания порошков в рецептах.

Выписать рецепты:

  1. Порошок кислоты ацетилсалициловой (Acidum acethylsalicylicum) по 0,25 г.

  2. Порошок дибазола (Dibazolum) по 0,02 г.

  3. Порошок, содержащий 0,5 магния окиси (Magnesii oxydum) и натрия гидрокарбоната (Natrii hydrocarbonas) и 0,015 экстракта красавки сухого (Extractum Belladonnae siccum).

  4. Порошок, содержащий 30,0 магния сульфата (Magnessi sulfas); прием по 1 столовой ложке на 1 стакан воды 1 раз в день.

  5. 10 г присыпки стрептоцида (Streptocidum).

  6. 50% присыпки стрептоцида 10 г.

  7. 50 г присыпки, содержащей 3% анестезина (Anaesthesinum), 10% цинка окиси (Zinci oxydum), тальк (Talcum) и крахмал (Amylum) поровну.

Задание 5. Достоинства таблеток, разновидности, применение. Правила выписывания в рецептах.

Выписать рецепты:

  1. 50 таблеток дигоксина (Digoxinum) по 0,00025. Внутрь по 1 таблетке 1 раз в день.

  2. 40 таблеток, содержащих по 0,0005 нитроглицерина (Nitrogly-cerinum). По 1 таблетке сублингвально при болях в сердце.

  3. 30 таблеток «Аллохол» (Allocholum). Внутрь по 1 таблетке после еды.

Задание 6. Виды и характеристика капсул. Правила выписывания в рецептах.

Выписать рецепты:

1. 30 желатиновых капсул, содержащих порошок ампиокса (Ampioxum) по 0,25. Внутрь по 2 капсулы 3 раза в сутки.

2. 15 желатиновых капсул, содержащих по 1 мл касторового масла (Olei Ricini). Все капсулы принять в течение 10 минут.

Задание 7. Понятие о драже, правила выписывания в рецептах.

Выписать рецепты:

20 драже диазолина (Diazolinum) по 0,05. Внутрь по 1 драже 2 раза в день после еды.

30 драже ибупрофена (Ibuprophenum) по 0,2. Внутрь по 1 драже 3 раза в день после еды.

Задание 8. Понятие о глазных лекарственных пленках.

Задание 9. Виды мягких лекарственных форм написать по-латыни в тетради.

Задание 10. Характеристика разных видов мазевых основ.

Задание 11. Состав мазей и паст, варианты и правила их выписывания в рецептах.

Выписать рецепты:

  1. 20,0 10% цинковой мази (Zinci oxydum) четырьмя способами с учетом официнальности данной мази.

  2. 20,0 мази на вазелине и ланолине, взятых поровну, с содержанием 10% ксероформа (Xeroformium) для нанесения на пораженный участок кожи.

  3. 50,0 10% пасты анестезина (Anaesthesinum).

  4. 40,0 пасты, содержащей 4% резорцина (Resorcinum), 15% серы осажденной (Sulfur praecipitatum) для нанесения на кожу.

Задание 12. Особенности всасывания лекарственных веществ при ректальном назначении и показания к применению.

Задание 13. Виды суппозиториев, состав, варианты написания в рецептах.

Выписать в рецептах:

12 ректальных суппозиториев (двумя вариантами), содержащих 0,3 анестезина (Anaesthesinum).

10 ректальных суппозиториев «Нео-анузол» Neo-anusolum»).

Занятие 2.

Жидкие лекарственные формы.

Лекарственные формы для инъекций.
Актуальность темы. Жидкие лекарственные формы, в т.ч. лекарственные формы для инъекций, занимают основное место в рецептуре современных аптек (45-50%) и требуют знаний общих закономерностей местного и резорбтивного действия назначаемых в этих формах лекарственных веществ, умение выписывать их в рецептах. Инъекционные растворы обладают высокой степенью биодоступности, их часто применяют для оказания скорой и неотложной помощи, для парентерального питания, химиотерапии и др.

Цель занятия. Изучить основные виды жидких лекарственных форм.

Задачи:

  • знать общую характеристику растворов для наружного и внутреннего применения, их свойства, достоинства, недостатки;

  • изучить характеристику лекарственных форм для инъекций, лекарственных аэрозолей, их свойства;

  • виды линиментов, применение, правила их выписывания;

  • способы приготовления масляных и семенных эмульсий, настоев, отваров, жидких экстрактов, микстур;

  • уметь выписывать в рецептах указанные разновидности жидких лекарственных форм.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать основную документацию по правилам выписывания рецептов, структуру рецепта, основные твердые и мягкие лекарственные формы:

- уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики твердых и мягких лекарственных форм, оценивать возможность развития эффекта при их применении;

- знать побочные эффекты твердых и мягких лекарственных форм;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств твердых и мягких лекарственных форм, условий их применения, особенностей их форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм;

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать твердые и мягкие лекарственные формы, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать основные характеристики твердых и мягких лекарственных форм, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты; общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;

- уметь анализировать действие твердых и мягких лекарственных форм по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать рецепты;

- владеть правилами назначения изучаемых лекарственных препаратов при лечении, профилактике различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

План изучения темы (уяснить и запомнить).

  1. Основные виды жидких лекарственных форм для наружного и внутреннего применения.

  2. Виды растворов, характеристика растворителей, способы дозирования.

  3. Способы выражения концентрации растворов и варианты прописи в рецептах.

  4. Характеристика, виды и назначение суспензий, правила выписывания в рецептах.

  5. Требования, предъявляемые к лекарственным формам для инъекций, достоинства, недостатки.

  6. Правила выписывания в рецептах ампульных и неампульных растворов.

  7. Правила выписывания таблетированных, порошкообразных форм для инъекций; имплантационные таблетки, «пеллеты».

  8. Значение слизей и правила выписывания рецептов.

  9. Виды линиментов, применение, правила выписывания в рецептах.

  10. Характеристика аэрозолей, правила выписывания в рецептах.

  11. Виды эмульсий, их значение, применение; эмульгаторы. Правила выписывания эмульсий.

  12. Порядок приготовления настоев, части растения, из которых они готовятся, дозирование, выписывание в рецептах.

  13. Порядок приготовления отваров, части растения, из которых они готовятся, дозирование, применение, правила выписывания в рецептах.

  14. Характеристика настоек и экстрактов, способы приготовления, дозирование, достоинства данных лекарственных форм. Правила выписывания в рецептах.

  15. Понятие о микстурах, определение, правила выписывания.

  16. Понятие о новогаленовых препаратах, правила выписывания.



Источники информации:

а) Основная литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

3. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

4. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

5. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

6. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

7. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

8. Периодические издания – журналы:

«Экспериментальная и клиническая фармакология»
Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)


План работы на лабораторном занятии.

  1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов заданий по рецептуре).

  2. Обсуждение и выполнение заданий.

Задание 1. Виды жидких лекарственных форм указать по-латыни в лабораторной тетради.

Задание 2. Указать объемы, в которых выписываются растворы в виде глазных, ушных капель и капель в нос, а также объемы растворов для внутреннего и наружного применения. Отметить, чем дозируются растворы для внутреннего применения.

Задание 3. Указать способы выражения концентраций растворов и варианты их выписывания

Выписать рецепты:

  1. Натрия бромид (Natrii bromidum, p.д. 0,15) на 10 приемов столовыми ложками (в развернутой и сокращенных формах прописей).

  2. 1% раствор физостигмина салицилата (Physostigmini salicylas) для закапывания в глаз.

  3. 5% раствор тaнина (Tanninum) в глицерине (Glycerinum) для смазывания десен (в развернутой форме прописи).

  4. 0,1% раствор этакридина лактата (Aethacridini lactas) для промывания ран.

  5. Атропина сульфат (Atropini sulfas) (разовая доза 0,001 г) для приема внутрь по 10 капель на прием (на 10 приемов).

  6. Микстуру, содержащую кодеина фосфат (Codeini phosphas) (разовая доза 0,015 г), натрия гидрокарбонат (Natrii hydrocarbonas) (разовая доза 0,3 г) и простой сироп (Sirupus simplex), для приема внутрь столовыми ложками.

Задание 4. Указать назначение слизей, порядок выписывания в рецептах.

Выписать в рецептах:

  1. Хлоралгидрат (Chlorali hydras, p.д. 0,5) для приема внутрь cтоловыми ложками за 30 минут до сна (вещество обладает раздражающим действием).

  2. Хлоралгидрат (Chlorali hydras, р.д. 2,0) в виде лекарственной клизмы объемом в 30 мл (вещество обладает раздражающим действием).

Задание 5. Дать характеристику линиментов (виды, применение, способы выписывания).

Выписать в рецептах:

  1. 10 мл 5% линимента стрептоцида (Streptocidum) при пиодермии.

  2. 40 мл жидкой мази, содержащей хлороформ (Chloroformium) и беленное масло (Oleum Hyoscyami) поровну, для втирания в кожу.

  3. 100 мл официнального линимента «Нафтальгин» Naphthalginum») для втирания в область пораженного сустава.

Задание 6. Требования, предъявляемые к растворам для инъекций, правила выписывания в ампулах и общей склянке.

Выписать в рецептах:

1. 10 ампул, содержащих по 1 мл 0,025% раствора строфантина К (Strophanthinum K) для медленного внутривенного введения в 20 мл 5% глюкозы.

2. 10 ампул, содержащих по 10 мл раствора панангина (Pananginum) для внутривенного введения.

3. 10 ампул, содержащих по 1мл (5 ЕД) окситоцина (Oxytocinum) для капельного внутривенного введения в 500 мл 5% глюкозы.

4. 12 флаконов, содержащих по 1.500.000 ЕД бициллина-5 (Bicillinum-5). Содержимое флакона растворить в 5 мл воды для инъекций. Вводить глубоко внутримышечно 1 раз в месяц.

5. 500 мл 5% раствора глюкозы (Glucosum) для подкожного капельного введения.

Задание 7. Понятие о суспензиях, применение, правила выписывания в рецептах.

Выписать в рецептах:

1. 10 мл 0,5% суспензии гидрокортизона ацетата (Hydrocortisoni acetas). Глазные капли; по 1-2 капли каждые 4 часа.

2. 100 мл 10% суспензии гризеофульвина (Griseofulvinum) для приема внутрь десертными ложками.

Задание 8. Понятие об аэрозолях, достоинства, применение, правила выписывания.

Выписать рецепты:

1. Аэрозоль «Эфатин» Ephatinum») по 10 мл в виде ингаляций 1-5 раз в сутки.

2. Аэрозоль «Пантенол» Pantenol») для нанесения на ожоговую поверхность.

Задание 9. Виды эмульсий, состав, приготовление, особенности этой лекарственной формы, правила и варианты выписывания в рецептах.
Выписать рецепты:

    1. 200 мл эмульсии из 20 мл рыбьего жира (Oleum jecoris). Внутрь по 1столовой ложке 2 раза в день.

    2. 200 мл эмульсии семян льна (semen Lini). Для приема внyтрь столовыми ложками.

Задание 10. Способы приготовления, дозирования настоев и отваров, правила их выписывания в рецептах.

Выписать рецепты:

Настой травы термопсиса (h. Thermopsidis, p.д. 0,05) на 10 приемов, столовыми ложками.

Отвар коры дуба (cortex Quercus) для наружного применения.

Отвар листьев толокнянки (folium Uvae ursi) для приема внутрь столовыми ложками 4 раза в день (р.д. травы 1,0).

Микстуру из настоя травы горицвета (h. Adonidis vernalis p.д. 0,5), натрия бромида (Natrii bromidum p.д. 0,5), кодеина фосфата (Codeini phosphas p.д. 0,015). Для приема внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день).

Задание 11. Особенности настоек, способы получения, дозирования, выписывания в рецептах.

Выписать рецепты:

25 мл настойки пустырника (Leonurus) для приема внутрь 3 раза в день.

Настойку ландыша (Convallaria) с настойкой валерианы (Valeriana) по 5 и 10 капель на прием соответственно.

Микстуру из настоя корней валерианы (radix Valerianae p.д. 0,5) и настойки пустырника (Leonurus p.д. 20 капель) для приема внутрь столовыми ложками 3 раза в день.

Задание 12. Виды экстрактов, применение. Порядок выписывания экстрактов и новогаленовых препаратов.

Выписать рецепты:

25 мл жидкого экстракта крушины (Frangula).

20 мл лантозида (Lantosidum) для приема внутрь по 20 капель.
Занятие 3.

Общая фармакология (пути введения лекарственных средств; всасывание; распределение лекарственных средств в организме, депонирование, биотрансформация и пути выведения лекарственных средств).

Основные фармакокинетические параметры.
Актуальность темы. Общая фармакология - основа для понимания и правильной оценки фармакокинетики, фармакодинамики и токсичности лекарственных веществ с целью проведения рациональной и безопасной фармакотерапии.

Изучение будущими врачами общих вопросов и закономерностей действия и применения лекарственных веществ необходимо для научно обоснованной оценки препаратов, изучаемых в курсе частной фармакологии.

Цель занятия. Изучить основные вопросы общей фармакологии.

Задачи:

- изучить основные пути введения лекарственных средств;

- освоить особенности всасывания лекарственных средств;

- изучить распределение лекарственных веществ в организме, их депонирование;

- биотрансформация (метаболизм) и пути выведения лекарственных веществ;

- основные фармакокинетические параметры.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать основные понятия общей фармакологии;

- знать общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств; общие представления о путях введения, всасывания, распределения и выведения лекарственных средств;

- уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики лекарственных средств; оценивать возможность развития лекарственной зависимости при их применении;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств лекарственных средств, условий их применения, особенностей и состояния организма для рациональной фармакотерапии.

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства с учетом их путей введения, всасывания, распределения и выведения из организма:

- знать основные пути введения лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств;

- уметь анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения;

- владеть навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний с учетом основных фармакодинамических параметров.
План изучения темы (уяснить и запомнить).

1. Пути введения лекарственных средств:

      • особенности энтерального способа введения (время развития эффекта, значение рН среды желудочно-кишечного тракта, характера пищи, интенсивности моторики желудочно-кишечного тракта); характеристика ректального способа применения;

      • особенности внутривенного способа введения (время развития эффекта, длительность сохранения активной концентрации в крови);

      • особенности внутримышечного и подкожного введения (скорость всасывания и развития эффекта, преимущества и недостатки).

2. Всасывание (абсорбция) лекарственных (химических) веществ:

- виды и механизмы транспорта лекарственных веществ через биологические мембраны;

- типы клеточных мембран и их характеристика;

- особенности всасывания в различных отделах ЖКТ (ротовая полость, желудок, кишечник);

- всасывание из ЖКТ в зависимости от различных факторов (физико-химические свойства препарата, лекарственная форма, анатомо-физиологические особенности, рН и состав желудочного сока, моторика, состояние нормофлоры, заболевания ЖКТ, состав и характер пищи, совместный прием других ЛС и др.);

- особенности всасывания ЛС при внутримышечном, подкожном и ингаляционном способе введения ЛС, факторы, влияющие на всасывание;

- особенности всасывания и транспорта ЛС через мембраны почечных канальцев, кожи, ГЭБ, эпителия молочных желез, плацентарного барьера;

- понятие биодоступности и эквивалентности ЛС (биологическая, химическая, терапевтическая).

3. Распределение лекарственных веществ в организме:

- влияние на распределение ЛС различных гистогематических барьеров;

- степень связывания ЛС с белками плазмы и форменными элементами крови (влияние на распределение, практическое значение);

- влияние на распределение химических, фармацевтических и физиологических факторов;

- понятие объема распределения и депонирования ЛС.

4. Биотрансформация (метаболизм) лекарственных веществ:

- органы и ткани, в которых происходит биотрансформация;

- возможные изменения активности ЛС в результате биотрансформации;

- фазы печеночной биотрансформации ЛС (химические реакции и ферменты, обеспечивающие микросомальный и немикросомальный метаболизм);

- факторы, влияющие на биотрансформацию ЛС в печени;

- понятие о пресистемном метаболизме, печеночном клиренсе;

- индукторы и ингибиторы метаболизма ЛС в печени (практическое значение для комбинированной лекарственной терапии);

- понятие о пролекарствах (pro drugs).

5. Экскреция и элиминация лекарственных веществ из организма:

- определение терминов «экскреция» и «элиминация»;

- пути экскреции;

- основные процессы в почках, определяющие уровень экскреции (почечный клиренс);

- факторы, влияющие на уровень почечной экскреции (патологические состояния, гипотония, гипоксия, гипоальбуминемия и др.);

- особенности экскреции ЛС с желчью через легкие и молочные железы.

6. Понятие «фармакогенетика»; значение некоторых энзимопатий в изменении фармакологической активности лекарственных средств (идиосинкразия):

изменение активности глюкозо-6-дегидрогеназы;

изменение активности каталазы;

изменение активности бутирилхолинэстеразы;

изменение активности N-ацетилазы.

Источники информации:

а) Основная литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

3. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

4. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

5. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

6. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

7. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

8. Периодические издания – журналы:

«Экспериментальная и клиническая фармакология»
Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)



План работы на лабораторном занятии.

  1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

  2. Выполнение заданий.

Опыт 1. Местное действие дикаина на роговицу глаза (опыт на кролике).

Опыт 2. Рефлекторное действие 10% раствора аммиака (опыт на кролике).

Опыт 3. Антагонизм между атропином и ацетилхолином (опыт на лягушке).

3. Обсуждение узловых вопросов темы.

- Фармакокинетическая характеристика путей введения лекарственных веществ (биодоступность, время развития эффекта и др.).

- Типы клеточных мембран, виды и механизмы транспорта лекарственных веществ через биомембраны.

- Фазы биотрансформации лекарственных веществ и химические реакции их обеспечивающие.

- Понятие об индукторах и ингибиторах микросомальных ферментов печени (примеры); обосновать тактику врача при назначении с подобными препаратами других лекарственных веществ.


Занятие 4.

Общая фармакология (мишени и виды действия лекарственных средств; зависимость фармакотерапевтического эффекта от свойств лекарственных средств, условий их применения, особенностей и состояния организма; побочное действие лекарственных средств; виды лекарственной терапии).
Актуальность темы. Общая фармакология - основа для понимания и правильной оценки фармакокинетики, фармакодинамики и токсичности лекарственных веществ с целью проведения рациональной и безопасной фармакотерапии.

Изучение будущими врачами общих вопросов и закономерностей действия и применения лекарственных веществ необходимо для научно обоснованной оценки препаратов, изучаемых в курсе частной фармакологии.

Цель занятия. Изучить основные вопросы общей фармакологии.

Задачи:

- изучить основные мишени и виды действия лекарственных средств;

- знать зависимость фармакотерапевтического эффекта от свойств лекарственных средств, условий их применения, особенностей и состояния организма;

- освоить побочное действие лекарственных веществ в организме, виды лекарственной терапии.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать основные понятия общей фармакологии;

- знать общие представления о мишенях и видах действия лекарственных средств; зависимости фармакотерапевтического эффекта от свойств лекарственных средств, условий их применения, особенностей и состояния организма;

- уметь анализировать побочные эффекты лекарственных средств; оценивать возможность развития лекарственной зависимости при их применении;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств лекарственных средств, условий их применения, особенностей и состояния организма для рациональной фармакотерапии.

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства с учетом их фармакотерапевтического эффекта, условий их применения, особенностей и состояния организма;

- знать основные мишени и виды действия лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств;

- уметь анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения;

- владеть навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний с учетом основных фармакодинамических параметров.
План изучения темы (уяснить и запомнить).

1.Виды действия лекарственных веществ:

местное и резорбтивное;

прямое и рефлекторное;

избирательное, обратимое, необратимое;

основное и побочное;

с учетом возникающих эффектов, в зависимости от нормы (тонизирующее, возбуждающее, стимулирующее, успокаивающее, угнетающее, парализующее).

2. Основные механизмы действия лекарственных веществ:

точки приложения для реализации действия ЛС (рецепторы, ферменты, транспортные системы, гены и др.);

понятие о рецепторах и медиаторах, типы (подтипы) рецепторов, вторичные передатчики («мессенджеры»);

понятие об агонистах (полные и частичные), антагонистах (конкурентные и неконкурентные), аффинитете;

факторы, влияющие на эффект лекарственных препаратов (свойства ЛВ, индивидуальные особенности организма, биоритмы, внешние факторы и др.).

3. Побочное действие лекарственных веществ:

причины побочных эффектов в применении ЛС (фармакологические свойства препарата, абсолютная передозировка, проявления на путях введения и др.);

токсическое действие (нейро-, гепато-, нефротоксичность, угнетение кроветворения, канцерогенность, мутагенность, тератогенность, эмбриотоксичность);

аллергические реакции (замедленного и немедленного типов);

побочные эффекты, связанные с противомикробным действием ЛС;

синдром отмены.

4. Виды лекарственной терапии (этиотропная, патогенетическая, симптоматическая, заместительная, профилактическая).

Источники информации:

а) Основная литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

3. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

4. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

5. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

6. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

7. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

8. Периодические издания – журналы:

«Экспериментальная и клиническая фармакология»
Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)



План работы на лабораторном занятии.

    1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Обсуждение узловых вопросов темы.

- Мишени и виды действия лекарственных веществ:

- местное и резорбтивное;

- прямое и рефлекторное;

- избирательное, обратимое, необратимое;

- основное и побочное;

- с учетом возникающих эффектов в зависимости от нормы (по Н.П. Кравкову), привести примеры.

- Виды лекарственной терапии.

Занятие 5.

Взаимодействие лекарственных средств. Принципы лечения острых отравлений лекарственными средствами
Актуальность темы. В современной медицине нередко приходится использовать одновременно несколько лекарственных средств, поэтому изучение взаимодействия препаратов представляется важным для будущих врачей.

Изучение острых отравлений лекарственными средствами и принципов их лечения необходимо для обоснованного применения препаратов в практической медицине.

Цель занятия. Изучить основные виды взаимодействия лекарственных средств и принципы лечения острых отравлений лекарственными препаратами.

Задачи:

- изучить основные виды взаимодействия лекарственных средств;

- знать особенности отравлений лекарственными препаратами и принципы их лечения.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать основные понятия общей фармакологии;

- знать общие представления о видах взаимодействия лекарственных средств;

- уметь анализировать побочные эффекты лекарственных средств; оценивать возможность развития лекарственной зависимости при их применении; общие представления о лекарственной зависимости, наркоманиях и токсикоманиях; средства, вызывающие зависимость; медицинские и социальные аспекты борьбы с наркоманиями и токсикоманиями;

- оценивать возможность развития лекарственной зависимости при применении лекарственного средства.

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать медикаментозные средства с учетом их взаимодействия;

- знать основные особенности взаимодействия лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств;

- уметь анализировать взаимодействие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для лечения различных заболеваний;

- владеть навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний с учетом их взаимодействия и возможных побочных эффектов.
План изучения темы (уяснить и запомнить).

1.Виды взаимодействия лекарственных веществ:

2. Явления, наблюдающиеся при повторном введении лекарственных средств:

кумуляция, привыкание, тахифилаксия;

лекарственная зависимость (психическая и физическая);

вещества, вызывающие лекарственную зависимость, понятие «наркомания».

3. Принципы лечения острых отравлений лекарственными средствами.

Источники информации:

а) Основная литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

3. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

4. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

5. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

6. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

7. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

8. Периодические издания – журналы:

«Экспериментальная и клиническая фармакология»
Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)



План работы на лабораторном занятии.

    1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Обсуждение узловых вопросов темы.

- Виды взаимодействия лекарственных средств при комбинированном назначении (примеры), значение для клиники.

- Особенности детского организма, правила и формулы дозирования препаратов для детей разного возраста.

- Понятие об остром отравлении лекарственными средствами и принципах их лечения.

Занятие 6.

Итоговое занятие. Раздел: «Рецептура».


Выполнение контрольной работы по разделу «Рецептура».

ВАРИАНТ I

1. Выписать аминазин (Aminazinum разовая доза 0,025) в порошках, таблетках, драже, капсулах на 12 приемов 3 раза в день после еды.

2. Выписать стрептоцид (Streptocidum) в виде присыпки (5%), мази (20%), пасты (10%), линимента (5%) в количестве 10,0. Наносить 2 раза в день на пораженный участок кожи.

3. Выписать кофеин натрия-бензоат (Coffeinumnatrii-benzoas разовая доза 0,1) для приема внутрь:

а) по 20 капель;

б) столовыми ложками на 10 приемов;

в) для 10 подкожных инъекций по 1 мл в ампулах.

4. Выписать микстуру, содержащую настой травы весеннего горицвета (Adonidisvernalis разовая доза 0,5) с добавлением кодеина фосфата (Codeiniphosphas разовая доза 0,015) и бромида натрия (Natriibromidum разовая доза 0,5) на 12 приемов столовыми ложками.

5. Выписать в виде настойки и жидкого экстракта траву пустырника (h. Leonuri по 30 капель 3 раза в день).

6. Выписать эмульсию из 20 г касторового масла (OleumRicini) для приема внутрь столовыми ложками в течение 30 минут.

7. Выписать дигитоксин (Digitoxinum) в виде ректальных суппозиториев (разовая доза 0,00015).
ВАРИАНТ II

1. Выписать анестезин (Anaesthesinum разовая доза 0,3) в порошках, суппозиториях на 12 приемов при болях.

2. Выписать салициловую кислоту (Acidumsalicylicum) в виде 5% присыпки, 1% мази, 10% пасты по 10 г и 100 мл 2% спиртового раствора для наружного применения.

3. Выписать анальгин (Analginum разовая доза 0,5) для приема внутрь:

а) в таблетках при болях;

б) чайными ложками на 10 приемов 3 раза в день;

в) для 10 внутримышечных инъекций в ампулах по 1 мл при болях.

4. Выписать новокаин (Novocainum) в виде 0,25% раствора 500 мл на изотоническом растворе хлорида натрия для инфильтрационной анестезии.

5. Выписать в виде настойки и жидкого экстракта плоды боярышника
(fr. Crataegi) по 30 капель 3 раза в день.

6. Выписать в виде микстуры настой травы мышатника (h. Thermopsidis разовая доза 0,05) с добавлением кодеина фосфата (Codeiniphosphas разовая доза 0,015) и натрия гидрокарбоната (Natriihydrocarbonas разовая доза 0,2) на 12 приемов столовыми ложками 3 раза в день.

7. Выписать эмульсию из 20 г семян льна (Sem. Lini) для приема внутрь столовыми ложками каждые 20 минут.

8. Выписать драже аминазина (Aminazinum разовая доза 0,025) по одной драже 3 раза в день. Отпустить 25 драже.
ВАРИАНТ III

1. Выписать папаверин хлористоводородный (Papaverinihydrochloridum разовая доза 0,04):

а) в порошках, суппозиториях, таблетках на 12 приемов 3 раза в день;

б) для приема внутрь по 20 капель и чайными ложками на 10 приемов;

в) для 10 подкожных инъекций в ампулах по 2 мл.

2. Выписать окись цинка (Zincioxydum) в виде 1% присыпки, 10% мази, 25% пасты по 10 г для наружного применения.

3. Выписать в виде микстуры настой травы пустырника (h. Leonuri разовая доза 1,0) с добавлением натрия бромида (Natriibromidum разовая доза 0,5). Отпустить на 12 приемов столовыми ложками 3 раза в день.

4. Выписать отвар коры дуба (Quercus) для примочек.

5. Выписать левомицетин (Laevomycetinumразовая доза 0,2) в капсулах на 12 приемов, 3 раза в день; в виде 10% линимента 10 г.

6. Выписать микстуру, содержащую хлоралгидрат (Chloralihydratiразовая доза 1,0) для приема внутрь за 30 минут до сна по столовой ложке, на 10 приемов (вещество с раздражающим действием).

7. Выписать жидкий экстракт листьев крапивы (fol. Urticae).
ВАРИАНТ IV

1. Выписать атропина сульфат (Atropinisulfas разовая доза 0,0005) в виде:

а) порошков и таблеток на 12 приемов по одному при болях;

б) 1% раствора в виде глазных капель по 2 капли 2 раза в день;

в) для 10 подкожных инъекций по 1 мл в ампулах (разовая доза 0,001) один раз в день;

г) для приема внутрь по 20 капель на 10 приемов 3 раза в день;

д) 1% глазной мази. Закладывать за края век 2 раза в день.

2. Выписать танин (Tanninum) в виде:

а) 3% присыпки 10 г;

б) 5% раствора в глицерине для смазывания десен два раза в день 30 г;

в) 15% пасты с добавлением 5% окиси цинка (Zinci oxydum) и 3% дерматола (Dermatolum) 10 г. Наносить 2 раза в день на пораженный участок.

3. Выписать в виде микстуры настой листьев наперстянки (fol. Digitalis разовая доза 0,05) с добавлением настойки валерианы (Valeriana разовая доза 10 капель) на прием и темисала (Themisalumразовая доза 0,5) на 12 приемов столовыми ложками 3 раза в день.

4. Выписать настойку и жидкий экстракт травы пастушьей сумки (Bursaepastoris). По 20 капель 3 раза в день.

5. Выписать 0,05% раствора строфантина (Strophantinum) в ампулах по 1 мл (6 ампул).

6. Выписать фепранон (Phepranonum) в драже по 0,025.

7. Выписать экстракта красавки (Belladonnae) в ректальных суппозиториях по 0,02 (6 суппозиториев).


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей