Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка 2013. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета


НазваниеУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета
Анкорметодичка 2013.doc
Дата30.10.2016
Размер1.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmetodichka_2013.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#817
страница5 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать М,Н–холиномиметики, М-холиномиметики, атихолинэстеразные средства и Н–холиномиметики, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики изучаемых препаратов, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие М,Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых лекарственных препаратов при лечении, профилактике различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью применять основные М,Н–холиномиметики, М-холиномиметики, атихолинэстеразные средства и Н–холиномиметики при наиболее часто встречающихся хронических заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях:

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики М,Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся для терапии неотложных состояний;

- уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов при лечении патологических состояний, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора М,Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных М,Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков:

- знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных препаратов; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии М,Н–холиномиметиков, М-холиномиметиков, атихолинэстеразных средств и Н–холиномиметиков.

Препараты для изучения: ацетилхолин, карбахолин, цизаприд, пилокарпин; физостигмина салицилат, галантамина гидробромид, стефаглабрина сульфат, дезоксипеганина гидрохлорид, амиридин, такрин, донепизил, ривастигмин, аминостигмин, прозерин, пиридостигмина бромид, оксазил, хинотилин, дистигмина бромид, армин, дипироксим, изонитрозин, аллоксим, диэтиксим; никотин, лобелина гидрохлорид, цитизин, анабазина гидрохлорид.

План изучения темы (уяснить и запомнить).

    1. Локализация М–холинорецепторов, их подтипы.

    2. Эффекты возбуждения М–холинорецепторов разных органов.

    3. Классификация М–холиномиметиков.

    4. Фармакологическая характеристика М–холиномиметиков, показания к применению отдельных препаратов.

    5. Противопоказания к применению М–холиномиметиков.

    6. Фармакологическая характеристика антихолинэстеразных средств (классификация, показания к назначению).

    7. Симптомы отравления мускарином, ФОС и меры помощи.

    8. Локализация Н–холинорецепторов.

    9. Фармакологическая характеристика Н–холиномиметиков (препараты, механизм действия, эффекты, показания к применению).

    10. Токсикология острого и хронического отравления никотином и другими соединениями табачного дыма. Зависимость между табакокурением и возникновением различных заболеваний.


Уметь выписать в рецептах по конкретным показаниям (выписать рецепты в тетради для самостоятельной работы): лобелина гидрохлорид, цититон, пилокарпина гидрохлорид (глазные капли), прозерин (ампулы, таблетки), галантамина гидробромид (ампулы), пирензепин (таблетки), экстракт красавки в суппозиториях.

Источники информации:

а) Основная литература:

  1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

  2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

  1. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

  2. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

  3. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

  4. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

  5. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

  1. Периодические издания – журналы:

    • «Экспериментальная и клиническая фармакология»


Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)


План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Выполнение заданий.

Опыт 1. Изучить токсическое действие продуктов табачного дыма на белую мышь и проанализировать полученные результаты.

Опыт 2. Изучить влияние дитилина на тонус скелетной мускулатуры кролика.

Задание 1. Эффекты возбуждения М–холинорецепторов (оформить в виде таблицы).


Локализация

Эффекты

возбуждения

Глаз

Бронхи

Сердце и сосуды

ЖКТ

Слюнные и потовые железы

Матка

Мочевой пузырь

Обмен веществ





Задание 2. Классификация М–холиномиметиков (препараты указать полатыни).

3. Обсуждение узловых вопросов темы.

1. Механизм действия селективных М–холиномиметиков, препараты, показания к применению.

2. Классификация антихолинэстеразных средств по механизму действия (препараты).

3. Показания к применению различных антихолинэстеразных препаратов.

4. Противопоказания к применению М–холиномиметиков.

5. Симптомы отравления мускарином и ФОС, меры помощи. Принцип действия реактиваторов холинэстеразы (препараты).

  1. Локализация Н–холинорецепторов.

  2. Н–холиномиметики, механизм действия, показания к применению.

  3. Токсикологическая характеристика никотина и продуктов табачного дыма. Зависимость между табакокурением и формированием различных заболеваний:

а) неспецифические заболевания легких;

б) рак легких и других органов;

в) заболевание ССС (ИБС, ГБ, атеросклероз, эндоартериит и др.);

г) заболевания ЖКТ;

д) пагубное влияние курения на детский организм;

е) недопустимость курения во время беременности;

ж) препараты, облегчающие отвыкание от курения, принцип их действия.

4. Выписать в рецептах:

  1. М – холиномиметик растительного происхождения;

  2. Препарат-алколоид в терапии ДЦП;

  3. Антихолинэстеразный препарат при атонии ЖКТ;

  4. Препарат для купирования почечной колики;

  5. Препарат для иммобилизации радужной оболочки;

  6. Препарат для премедикации, не влияющий на величину зрачка;

  7. Средство при отравлениях угарным газом;

  8. Препарат при отеке легких;

  9. Препарат для «управляемой гипотонии»;

  10. Препарат терапии эндоартериита;

  11. Препарат для интубации трахеи;

  12. Препарат для купирования судорог при столбняке.



Занятие 3.

М–холиноблокаторы. Ганглиоблокаторы и миорелаксанты.
Актуальность темы.

М–холиноблокаторы периферического действия имеют широкий спектр фармакологической активности и применяются в клиниках внутренних болезней, офтальмологии, анестезиологии и т.д.

М– и Н–холиноблокаторы центрального действия применяются в неврологической практике (спастические параличи, болезнь Паркинсона и т.д.).

Вещества, блокирующие Н–холинорецепторы ганглиев, применяют в неотложной терапии (гипертонические кризы, отек легких, обострение эндоартериита и др.). Они необходимы в хирургии для создания контролируемой гипотонии.

Миорелаксанты – основные препараты для создания полной миоплегии во время хирургических операций.

Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты М-холиноблокаторов, ганглиоблокаторов и миорелаксантов.

Задачи:

  • анализировать эффекты М-холиноблокаторов с учетом их фармакодинамических и фармакокинетических свойств;

  • проводить сравнительную характеристику препаратов, что определяет их показания к назначению;

  1. характеристику ганглиоблокаторов (механизм действия, фармакодинамика, фармакокинетические особенности, показания и противопоказания к применению);

  2. характеристику миорелаксантов (классификацию по механизму действия и длительности эффектов, показания к применению, условия, необходимые для их использования, показания к применению).

  3. уметь выписывать рецепты на препараты по конкретным показаниям.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать действие основных М-холиноблокаторов, ганглиоблокаторов и миорелаксантов, а также использовать их свойства при применении на практике:

- уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики М-холиноблокаторов, ганглиоблокаторов и миорелаксантов, оценивать возможность развития эффекта при их применении;

- знать побочные эффекты основных изучаемых средств;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств изучаемых препаратов, условий их применения, особенностей их форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм;

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать М–холиноблокаторов, ганглиоблокаторов и миорелаксантов, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики изучаемых препаратов, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие М–холиноблокаторов, ганглиоблокаторов и миорелаксантов по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых лекарственных препаратов при лечении, профилактике различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью применять основные М–холиноблокаторы, ганглиоблокаторы и миорелаксанты при наиболее часто встречающихся хронических заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях:

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики М–холиноблокаторов, ганглиоблокаторов и миорелаксантов, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся для терапии неотложных состояний;

- уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов при лечении патологических состояний, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора М–холиноблокаторов, ганглиоблокаторов и миорелаксантов для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных М–холиноблокаторов, ганглиоблокаторов и миорелаксантов:

- знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных препаратов; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии М–холиноблокаторов, ганглиоблокаторов и миорелаксантов.

Препараты для изучения: атропина сульфат, препараты красавки, скополамина гидробромид, гоматропина гидробромид, дурмана листья, белены листья, платифиллина гидротартрат, спазмолитин, апрофен, арпенал, метацин, бускопан, хлорозил, циклозил, фубромеган, тропикамид, циклопентолат, ипратропия бромид, тиотропия бромид, тровентол, пирензепин, флавоксат, оксибутинин, толтеродин; бензогексоний, пентамин, димеколин, имехин, гигроний, кватерон, камфоний, пахикарпин, пирилен, темехин, тубокурарина хлорид, диплацин, алкурония хлорид, панкурония бромид, пипекурония бромид, векурония бромид, атракурия безилат, мивакурия хлорид, цисатракурия безилат, теркуроний, мелликтин, дитилин, диоксоний.

План изучения темы (уяснить и запомнить).

    1. Классификация М–холиноблокаторов (препараты разных групп).

    2. Фармакодинамические и фармакокинетические эффекты атропина, показания к применению; противопоказания.

    3. Сравнительная характеристика с атропином препаратов его группы и показания к их назначению.

    4. Симптомы отравления атропиноподобными веществами и меры помощи.

    5. Фармакологическая характеристика ганглиоблокаторов (классификации, фармакодинамика, показания и противопоказания к применению).

    6. Фармакологическая характеристика миорелаксантов (классификация, эффекты, применение).

Уметь выписать в рецептах по конкретным показаниям (выписать рецепты в тетради для самостоятельной работы): атропина сульфат (ампулы, глазные капли), платифиллина гидротартрат (ампулы), метацин (ампулы), ипратропя бромид, бензогексоний (в ампулах и таблетках), гигроний, пирилен.

Источники информации:

а) Основная литература:

  1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

  2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

  1. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

  2. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

  3. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

  4. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

  5. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

  1. Периодические издания – журналы:

    • «Экспериментальная и клиническая фармакология»


Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)


План работы на лабораторном занятии.

  1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

  2. Выполнение заданий.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей