Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка 2013. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета


НазваниеУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета
Анкорметодичка 2013.doc
Дата30.10.2016
Размер1.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmetodichka_2013.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#817
страница8 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17

а) Основная литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

1. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

  1. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

  2. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

  3. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

  4. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

  1. Периодические издания – журналы:

    1. «Экспериментальная и клиническая фармакология»


Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)


План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Выполнение заданий.

Опыт 1. Изучить развитие эфирного наркоза (опыт на крысе).

Задание 1. Клиническая характеристика стадий эфиро-кислородного наркоза.


Ста-

дии

нар-коза



Функцио-нальное состоя-

ние ЦНС



Соз-нание



Болевая чувстви-тель-ность



Тонус мышц



Вели-чина зрачка



Реак-

ция

зрач-

ка на

свет



Рого-

вич-

ный

реф-

лекс



Ды-

ха-

ние



АД



Пульс



Спин-но-мозговые реф-лексы



Ос-

лож-

не-

ния




Задание 2. Фармакологическая характеристика эфира, фторотана, азота закиси.


Препа-раты



Концентрация во вдыхаемом воздухе для поддержания наркоза



Наркоз-

ная ши-

рота



Длитель-ность ста-дии воз-буждения



Влияние на

Раздра-

жающее

действие



Частота рефлекторных осложнений



дыхатель-ный

центр


сосудо-

двига-

тельный

центр


мио-

кард



3. Обсуждение узловых вопросов темы.

1. Классификация ингаляционных наркозных средств.

2. Клиническая характеристика стадий эфирного наркоза.

3. Сравнительная характеристика фторотана, азота закиси с эфиром.

4. Симптомы передозировки наркозных средств и меры помощи.

5. Классификация неингаляционных наркозных средств по длительности действия.

6. Характеристика неингаляционных средств (быстрота наступления наркоза, способ введения, глубина наркозного эффекта, последействие, антидот при возникших осложнениях).

7. Механизмы действия наркозных средств.
4. Выписать в рецептах:

    1. Препарат трихлорфторбромэтан для наркоза;

    2. Препарат, дающий длительную стадию возбуждения;

    3. Препарат для неингаляционного наркоза короткого действия;

    4. Барбитурат для неингаляционного наркоза.



Занятие 8.

Спирт этиловый. Снотворные средства.

Противоэпилептические средства.

Противопаркинсонические средства.

Актуальность темы. В медицинской практике спирт этиловый обычно используется как наружное антисептическое (для обработки рук хирурга, операционного поля, дезинфекции хирургических инструментов и т.д.) и раздражающее средство (для обтираний, компрессов). Кроме того, этиловый спирт применяется для изготовления настоек, экстрактов, лекарственных форм, применяемых наружно, в качестве растворителей в химической практике, служит сырьем для ряда химических производств.

Исходя из широкого применения этилового спирта, врач должен знать его фармакологическую и токсикологическую характеристику, в том числе для проведения лекционной работы среди населения о вреде злоупотребления спиртными напитками.

Согласно современным статистическим данным, нарушения сна встречаются более чем у трети населения. Коррекция бессонницы – первостепенная задача врача, выполнимая только при условии всестороннего знания препаратов этой группы. Снотворные средства, угнетая синаптическую передачу в ЦНС, облегчают засыпание и обеспечивают достаточную продолжительность сна. Однако врачу необходимо помнить, что при применении снотворных средств возможно развитие привыкания и лекарственной зависимости, поэтому период их систематического применения должен быть ограничен.

Паркинсонизм – это хроническое полиэтиологическое заболевание нервной системы человека, которое проявляется нарушениями преимущественно двигательной сферы в виде симптомов: гипокинезия, тремор, мышечная ригидность. Общей патофизиологической причиной любых клинических форм паркинсонизма является повреждение нигро-стриатных дофаминергических нейронов. Фармакотерапия болезни Паркинсона основана на компенсировании дефицита дофамина и нарушений равновесия в других биохимических системах (ацетилхолин, серотонин, норадреналин, ГАМК).

Согласно определению ВОЗ, эпилепсия – хроническое заболевание головного мозга различной этиологии, характеризующееся повторными припадками, возникающими в результате чрезмерных нейрональных разрядов.

Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты этилового спирта, а также основных снотворных, противоэпилептических и противопаркинсонических средств.

Задачи:

• усвоить классификацию этанола, снотворных, противоэпилептических и противопаркинсонических средств по фармакотерапевтическому принципу, механизмы действия, свойства отдельных препаратов и показания к их применению в медицинской практике;

  • изучить побочные эффекты и симптоматику острого отравления этанолом, снотворными и меры помощи. Алкоголизм, социально-биологические аспекты, влияние алкоголя на различные органы и системы при его хроническом употреблении. Лечение алкоголизма.

  • уделить внимание взаимодействию этанола с препаратами разных групп;

  • изучить назначение определенных препаратов при разных видах гипосомний, тактика назначения снотворных средств, побочные эффекты;

  • уметь выписывать в рецептах изучаемые препараты.


Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать действие основных наркозных средств, а также использовать их свойства при применении на практике:

- уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики этилового спирта, снотворных, противосудорожных средств, оценивать возможность развития эффекта при их применении;

- знать побочные эффекты изучаемых препаратов, оценивать возможность развития лекарственной зависимости при их применении;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств этанола, снотворных, противосудорожных средств, условий их применения, особенностей их форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм; формирования у населения мотивации к устранению вредных привычек.

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать снотворные, противоэпилептические и противопаркинсонические средства, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики снотворных и противосудорожных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие этанола, снотворных и противосудорожных препаратов по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования на практике; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью применять снотворные и противосудорожные средства при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях (эпиприступы):

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых средств, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике;

- уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора снотворны, противоэпилептических и противопаркинсонических средств для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения этанола, снотворных и противосудорожных средств:

- знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии этанола, снотворных и противосудорожных средств.
Препараты для изучения: спирт этиловый, феназепам, сибазон, нитразепам, флунитразепам, флуразепам, бротизолам, триазолам, темазепам, мидазолам, золпидем, зопиклон, циклобарбитал; реладорм, бромизовал, доксиламин, клометиазол, фенобарбитал, бензонал, гексамидин, вальпроат натрия, вальпроат магния, клоназепам, карбамазепин, дифенин, мидокалм, тизанидин; циклодол, тропацин, этпенал, дидепил, динезин, леводопа, прамипексол, толкапон, мидантан, мемантин, перголид, селегилин, пирибедил, леводопа+карбидопа, леводопа+бенсеразид.
План изучения темы (уяснить и запомнить).

  1. Физико-химические свойства спирта этилового;

  2. Фармакокинетика спирта этилового:

- скорость окисления спирта этилового в организме (мл/ч);

- роль алкогольдегидрогеназы, альдегиддегидрогеназы, ксантиноксидазы в биотрансформации спирта этилового;

- пути элиминации спирта этилового.

3. Действие спирта этилового на ЦНС:

- изменение высшей нервной деятельности в зависимости от степени алкогольного опьянения; причины снижения умственной работоспособности даже при легком алкогольном опьянении;

- основной механизм алкогольного «возбуждения».

4. Действие спирта этилового на сердечно-сосудистую систему при хронической интоксикации (влияние на обмен липидов, артериальное давление, коронарные сосуды, метаболизм и сократительную функцию миокарда, продукцию тромбоксана А2, простациклина и агрегационные свойства тромбоцитов).

5. Действие спирта этилового на желудочно-кишечный тракт при хронической интоксикации:

- изменение кислотно– и пепсинообразовательной, моторно-эвакуатор-
ной и экскреторной функции желудка;

- заболевания желудка и поджелудочной железы, развивающиеся при хронической интоксикации спиртом этиловым.

6. Действие спирта этилового на печень и почки при хронической интоксикации (алкогольные болезни):

- нарушение функции печени (антитоксической, белково-синтетиче-
ской, синтез жирных кислот и гликогена, активность микросомальных ферментов);

- нарушение функции почек, изменение почечной ткани.

7. Симптомы острого отравления этанолом и меры помощи.

8. Влияние алкогольной интоксикации родителей на потомство (действие на половые клетки, генетический код, эмбриогенез, тератогенный эффект). Влияние на течение беременности, родов, жизнеспособность и развитие плода.

9. Появление нарушений фармакокинетики и фармакодинамики различных препаратов у лиц, страдающих алкоголизмом (транспорт через биомембраны; влияние на микросомальный аппарат печени в начальной стадии алкоголизма и при циррозе печени).

10. Принципы лечения алкогольной зависимости (механизм действия препаратов терапии алкоголизма).

  1. Классификация снотворных средств по химической структуре и длительности действия.

  2. Виды инсомний и применение при них определенных препаратов.

  3. Механизм снотворного действия препаратов, фармакологические эффекты, побочные эффекты препаратов, тактику их назначения.

  4. Симптомы отравления снотворными, меры помощи.

15. Классификация противоэпилептических средств по химической структуре и фармакотерапевтическому принципу.

16. Компоненты противосудорожного действия средств терапии эпилепсии.

17.Фармакологическая характеристика основных противоэпилептических средств, эффекты, побочное действие.

18. Классификация противопаркинсонических средств по механизму действия.

19.Фармакологическая характеристика отдельных противопаркинсонических средств, побочные эффекты.
Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): спирт этиловый 40%, спирт этиловый 70%, спирт этиловый 95%, феназепам, нитразепам, золпидем, зопиклон, доксиламин, диазепам, сибазон (в таблетках и ампулах), дифенин, фенобарбитал, вальпроат натрия, карбамазепин, клоназепам, леводопа, циклодол, бромокриптин.

Источники информации:

а) Основная литература:

1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

3. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

4. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

5. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

6. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

7. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

8. Периодические издания – журналы:

«Экспериментальная и клиническая фармакология»
Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)

1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей