Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

методичка 2013. Учебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета


НазваниеУчебно-методическое пособие к лабораторным занятиям по фармакологии для студентов лечебного факультета
Анкорметодичка 2013.doc
Дата30.10.2016
Размер1.58 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаmetodichka_2013.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#817
страница9 из 17
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

Спирт этиловый
План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Выполнение заданий.

Опыт 1. Противовспенивающее действие этанола (уяснить возможность использования спирта этилового в терапии отека легких).

Задание 1. Составить план беседы на тему «О вреде алкоголизма».

3. Обсуждение узловых вопросов темы.

1. Фармакокинетические особенности этанола в различных концентрациях.

2. Влияние этанола на ЦНС в зависимости от стадии опьянения.

3. Влияние хронического употребления алкоголя на ССС, ЖКТ, печень, почки, процессы метаболизма.

4. Влияние этанола на половые клетки, генетический код, формирование плода, течение беременности.

5. Социальный вред алкоголизма.

6. Симптомы острого отравления этанолом, меры помощи.

7. Принципы лечения алкоголизма и характеристика препаратов, используемых с этой целью.

8. Взаимодействие этанола с другими препаратами (опасность возникновения тетурамоподобного действия).
4. Выписать в рецептах:

  1. Спирт этиловый для компресса;

  2. Спирт этиловый для обработки операционного поля;

  3. Препарат для лечения алкоголизма.


Снотворные средства
План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Выполнение заданий.

Задание 1. Характеристика снотворных средств: феназепам, нитразепам, зопиклон, золпидем, метаквалон, доксиламин, димедрол в соответствии с графами таблицы.


Название препарата


Форма выпуска,

дозы

Длительность сна


Свойства препарата


Показания к применению


Осложнения


Антидоты



3. Обсуждение узловых вопросов темы.

1. Классификации снотворных средств по химической структуре и назначению при разных видах инсомний.

2. Механизмы действия снотворных средств, влияние на структуру сна.

3. Фармакокинетика снотворных средств (время засыпания, период полувыведения Т½, длительность сна, способность к кумуляции).

4. Фармакодинамика основных наиболее часто используемых препаратов, побочные эффекты.

5. Симптоматика отравления снотворными средствами, меры помощи.
4. Выписать в рецептах:

1. Циклопироллон, эффективный при инсомниях, связанных с апноэ во сне;

2. Бензодиазепин с коротким периодом полувыведения;

3. Бензодиазепин длительного действия;

4. Бензодиазепин средней продолжительности действия;

5. Препарат бензодиазепиновой группы, который может быть использован в таблетках при невротической бессоннице, а в ампулах при эпилептическом статусе (два рецепта).
Противоэпилептические и противопаркинсонические средства
План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Выполнение заданий.

Опыт 1. Изучить действие дифенина на слизистую желудка лягушки (отметить характер действия дифенина на слизистую желудка); сделать заключение о рациональном времени приема препарата (до еды, во время еды, после еды).

Задание 1. Классификация противоэпилептических средств по фарматерапевтическому принципу (препараты указать по-латыни).

Задание 2. Классификация противопаркинсонических средств по механизму действия (препараты указать по-латыни).

3. Обсуждение узловых вопросов темы.

1. Классификация противоэпилептических средств по химической структуре и применению в клинике.

2. Компоненты механизма действия противоэпилептических средств.

3. Фармакологическая характеристика фенобарбитала, дифенина, вальпроата натрия, клоназепама, ламотритджина, карбамазепина, этосуксимида.

4. Классификация противопаркинсонических средств по механизму действия.

5. Фармакологическая характеристика леводопы, мидантана, бромокриптина, циклодола, мидокалма, мадопара, синемета.
4. Выписать в рецептах:

1. Барбитурат для лечения grand mal эпилепсии;

2. Бензодиазепин при лечении любых форм эпилепсии;

3. Бензодиазепин для купирования эпилептического статуса;

4. Препарат, применяемый в терапии эпилепсии и при неврозах тройничного нерва;

5. Производное гидантоина при grand mal эпилепсии;

6. Дофаминомиметик в терапии паркинсонизма;

7. Производное адамантана в терапии паркинсонизма;

8. Предшественник дофамина в терапии паркинсонизма;

9. Центральный холиноблокатор в терапии паркинсонизма.
Занятие 9.

Болеутоляющие средства. Средства, вызывающие лекарственную зависимость.
Актуальность темы. Анальгетическими (анальгезирующими) средствами или анальгетиками называются лекарственные средства, обладающие специфической способностью ослаблять или устранять чувство боли. Анальгетическое действие могут оказывать не только собственно анальгетики, но и другие вещества, относящиеся к другим группам (средства для наркоза, местные анестетики, спазмолитические, холиномиметические и др.). Под анальгетическими в собственном смысле слова подразумевают средства, доминирующим эффектом которых является анальгезия, не сопровождающаяся в терапевтических дозах выключением сознания и нарушением двигательных функций. По химической природе, характеру и механизмам фармакологического действия современные анальгетики делятся на две группы: 1) наркотические, включающие морфин и близкие к нему соединения, обладающие опиатоподобным действием; 2) ненаркотические анальгетики – синтетические производные салициловой кислоты, пиразолона и др. соединений.

Для наркотических анальгетиков характерны: 1) сильная анальгезирующая активность, позволяющая снимать боли, угрожающие развитием шока; 2) особое влияние на ЦНС человека, выражающееся в развитии эйфории и появлении при повторном применении синдромов психической и физической зависимости (наркомании), что ограничивает возможность их длительного использования; 3) развитие болезненного состояния (абстинентного синдрома) у лиц с синдромом физической зависимости при лишении их анальгетического препарата.

Ненаркотические анальгетики имеют широкое применение в повседневной медицинской практике. Ими пользуются при локализованных болях (головная, зубная, невралгиях, миозитах и т.д.). Так как они не только снимают боль, но и снижают температуру тела, их часто называют анальгетиками–антипиретиками. Некоторые из этих препаратов обладают и противовоспалительным действием. Воспаление является универсальной реакцией организма на воздействие экзогенных и эндогенных повреждающих факторов, определяющих местные или общие реакции организма. Основное действие современных противовоспалительных средств, потребность в которых огромна, направлено на уменьшение образования или действия разнообразных биологически активных веществ, участвующих в развитии воспаления.

Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты основных анальгезирующих средств.

Задачи:

  • изучить классификации наркотических и ненаркотических анальгетиков, НПВС, механизмы их обезболивающего эффекта;

  • уяснить фармакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты болеутоляющих препаратов, чтобы осуществлять выбор наиболее рационального препарата;

  • запомнить показания и противопоказания к назначению анальгетиков;

  • знать токсикологическую характеристику при острой и хронической интоксикации, меры помощи; признаки лекарственной зависимости и меры ее профилактики;

  • уметь выписать в рецептах наиболее используемые препараты этой темы.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать действие основных наркозных средств, а также использовать их свойства при применении на практике:

- уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики основных наркотических и ненаркотических анальгетиков, оценивать возможность развития эффекта при их применении;

- знать побочные эффекты болеутоляющих средств, оценивать возможность развития лекарственной зависимости при их применении;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств анальгетиков, условий их применения, особенностей форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм;

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать болеутоляющие средства, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики анальгетических средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие болеутоляющих средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью применять основные анальгетические средства при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях (инфаркт миокарда, травматический шок);

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики анальгетиков, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике;

- уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора болеутоляющих средств для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных анальгетических средств:

- знать принципы изыскания и испытания новых болеутоляющих средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных анальгетических средств.

Препараты для изучения: морфин, морфилонг, омнопон, кодеин, этилморфина гидрохлорид, пентазоцин, налбуфин, бупренорфин, буторфанол, промедол, просидол, фентанил, лоперамид, пиритрамид, трамадол, эстоцин, налоксон, налтрексон, налорфин, анальгин, баралгин, антипирин, парацетамол, кеторолак; ацетилсалициловая кислота, натрия салицилат, бутадион, ибупрофен, ортофен, индометацин, напроксен, кетопрофен, фенопрофен, толметин, тиапрофеновая кислота, ацеклофенак, этодолак, мефенаминовая кислота, нифлумовая кислота, дифлунисал, пироксикам, мелоксикам, лорноксикам, целекоксиб, нимесулид.

План изучения темы (уяснить и запомнить).

  1. Классификация наркотических и ненаркотических анальгетиков по химической структуре, механизмы обезболивающего эффекта.

  2. Фармакокинетические и фармакодинамические эффекты морфина.

  3. Сравнительная характеристика с морфином препаратов его группы.

  4. Показания и противопоказания к применению морфина и препаратов его группы.

  5. Симптомы острого и хронического отравления морфином, меры помощи.

6. Особенности отдельных ненаркотических анальгетиков и НПВС, механизмы гипотермического действия, показания и противопоказания к применению.

7. Классификация НПВС по химической структуре, механизм антифлогистического эффекта этих препаратов.

8. Фармакологические эффекты НПВС, побочные эффекты, противопоказания к применению отдельных препаратов.

9. Сущность действия комбинированных препаратов типа «Пенталгин», «Седалгин», «Баралгин» и др., применение.

Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания к применению (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): морфин, промедол, омнопон, фентанил, пентазоцин, налбуфин, трамадол, налорфин, налоксон, АСК, анальгин (в таблетках и ампулах), парацетамол, индометацин, ортофен (в таблетках и ампулах), ибупрофен, напроксен, пироксикам, мелоксикам, целекоксиб, кетопрофен, нимесулид.
Источники информации:

а) Основная литература:

        1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

        2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

  1. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

  2. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

  3. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

  4. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

  5. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

  1. Периодические издания – журналы:

    1. «Экспериментальная и клиническая фармакология»


Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)


План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Выполнение заданий.

Опыт 1. Изучить действие морфина на мотонейроны спинного мозга мыши (феномен Штраубе).

Опыт 2. Взаимодействие морфина с танином и калия перманганатом.

Задание 1. Представить фармакодинамические эффекты влияния морфина на:

- кору головного мозга,

- глазодвигательный центр,

- центр вагуса,

- кашлевой центр,

- дыхательный центр,

- рвотный центр,

- на ЖКТ (сфинктеры, перистальтика, желчные ходы),

- секрецию желез,

- активность желудочного сока,

- секреторную активность поджелудочной железы,

- мочеточники и мочевой пузырь,

- матку,

- обменные процессы,

- спинной мозг.
3. Обсуждение узловых вопросов темы.

    1. Основные черты наркотических и ненаркотических анальгетиков.

    2. Классификация.

    3. Механизмы анальгезирующего эффекта.

    4. Фармакокинетика и фармакодинамика морфина.

    5. Сравнительная характеристика морфина с препаратами его группы.

    6. Показания и противопоказания к применению морфина и других препаратов группы.

    7. Симптомы острого и хронического отравления морфином и меры помощи.

    8. Морфинизм, социально-биологические аспекты, лечение.


4. Выписать в рецептах:

  1. Производное фенантрена при болях, угрожающих развитием шока;

  2. Препарат, используемый при нейролептанальгезии;

  3. Производное фенилпиперидина для обезболивания родов;

  4. Неогаленовый препарат опия при почечной колике;

  5. Анальгетик агонист–антагонист опиоидных рецепторов;

  6. Антагонист опиоидных анальгетиков.



План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Выполнение заданий.

Задание 1. Классификация НПВС по химической структуре (препараты указать по-латыни).

Задание 2. Дать характеристику препаратов: АСК, анальгин, парацетамол, индометацин, ибупрофен, ортофен, напроксен, пироксикам, мелоксикам, целекоксиб; представить в виде таблицы.


Препарат

Формы выпуска

Т1/2

Частота приема
в сутки

Фармако-динамические эффекты

Показания к применению

Осложнения




  1. Обсуждение узловых вопросов темы.

  1. Классификация ненаркотических анальгетиков.

  2. Механизм обезболивающего действия, отличия от наркотических анальгетиков.

  3. Фармакологические эффекты АСК, анальгина, парацетамола.

  4. Показания к применению, побочные эффекты и противопоказания для ненаркотических анальгетиков.

  5. Классификация НПВС по химической структуре.

  6. Механизм антифлогического эффекта НПВС.

  7. Фармакологические эффекты отдельных препаратов, показания к применению.

  8. Побочные эффекты НПВС, противопоказания для отдельных препаратов.




  1. Выписать в рецептах:

  1. Анальгетик–антиагрегант;

  2. Гипотермический препарат группы анилина;

  3. Анальгетик группы пиразолона в таблетках и ампулах;

  4. НПВС при острых артралгиях;

  5. Ингибитор ЦОГ-2 при артрите;

  6. Производное индолуксусной кислоты при остеохондрозе.



Занятие 10.

Антипсихотические средства. Анксиолитики.

Седативные средства. Средства для лечения маний.
Актуальность темы. В последние десятилетия наблюдается значительный рост нервно-психических заболеваний. По данным ВОЗ, от 30 до 50% больных, обращающихся к врачам общемедицинской сети, составляют лица с функциональными расстройствами нервной системы. Тяжелые психические заболевания, требующие госпитализации пациентов, составляют около 1% от всех заболеваний, что требует назначения антипсихотических средств, уменьшающих продуктивную симптоматику психозов (галлюцинации, бред, агрессивность и др.). При неврозах, неврастениях приоритетными в настоящее время являются транквилизаторы бензодиазепиновой группы. Врачу необходимо знать фармакологическую характеристику указанных групп средств, отличия их от давно известных бромидов, валерианы, пустырника и уметь четко ориентироваться в назначении соответствующих препаратов.

Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты основных нейролептиков, транквилизаторов и седативных средств.

Задачи:

  • уяснить особенности нейролептиков, механизмы антипсихотического эффекта, показания к применению, побочные эффекты;

  • знать транквилизаторы разных групп, механизм седативного действия, другие фармакодинамические эффекты, применение;

  • изучить свойства бромидов, валерианы, пустырника, особенности действия, применение;

  • особенности действия и применение лития карбоната;

  • уметь выписывать рецепты на основные препараты темы.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать действие основных антипсихотических, анксиолитических и седативных препаратов, а также использовать их свойства при применении на практике:

- уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики изучаемых средств, оценивать возможность развития эффекта при их применении;

- знать побочные эффекты нейролептиков, транквилизаторов, седативных, солей лития, оценивать возможность развития лекарственной зависимости при их применении;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств нейролептиков, транквилизаторов и седативных средств, условий их применения, особенностей форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм;

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать нейролептики, транквилизаторы, седативные и нормотимические средства, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики изучаемых средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие нейролептиков, транквилизаторов, седативных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью применять основные нейролептические, транквилизаторы и седативные средства при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях (острый психоз);

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики антипсихотических, анксиолитических и успокоительных препаратов, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике;

- уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора нейролептиков и транквилизаторов для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных нейролептиков, транквилизаторов, седативных и солей лития:

- знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных нейролептических, анксиолитических, седативных средств.

Препараты для изучения: аминазин, пропазин, левомепромазин, алимемазин, метеразин, этаперазин, трифтазин, флуфеназин, тиопроперазин, пипотиазин, перициазин, тиоридазин, хлорпротиксен, зуклопентиксол, флупентиксол, галоперидол, дроперидол, бенперидол, флуспирилен, пимозид, пенфлюридол, азалептин, оланзапин, карбидин, зипрасидон, сертиндол, сульпирид, тиаприд, сультоприд, амисульприд, рисперидон, кветиапин; хлозепид, сибазон, феназепам, нозепам, лоразепам, бромазепам, мезапам, гидазепам, эстазолам, клоразепат, клобазам, альпразолам, тетразепам, тофизопам, мепротан, амизил, гидроксизин, буспирон, оксилидин, мебикар; валерианы корневища с корнями, валокормид, валоседан, корвалол, валосердин, валокордин, пустырника трава, пассифлоры трава, ново-пассит, натрия бромид, калия бромид, бромкамфора; лития карбонат, микалит, лития оксибутират,
План изучения темы (уяснить и запомнить).

1. Классификация нейролептиков по химической структуре. Особенности действия пиперазиновых, пиперидиновых и алифатических производных фенотиазина.

2. Механизмы антипсихотического эффекта.

3. Фармакокинетика и фармакодинамика аминазина.

4. Сравнительная характеристика с аминазином других антипсихотических средств.

5. Показания к применению аминазина, побочные эффекты, противопоказания.

6. Классификация транквилизаторов по химической структуре.

7. Механизмы седативного действия транквилизаторов и фармакодинамические эффекты.

8. Показания к применению транквилизаторов, побочные эффекты, противопоказания; тактика назначения этих средств.

9. Механизм седативного действия бромидов, фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания.

10. Фармакологические эффекты валерианы, пустырника, применение различных препаратов этих растений.

11. Эффекты и применение лития карбоната.

Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): аминазин в драже и ампулах, трифтазин, дроперидол, тиоридазин, азалептин, сибазон в таблетках и ампулах, феназепам, нозепам, настой и настойку валерианы, корвалол, настойку пустырника, микстуру Бехтерева.
Источники информации:

а) Основная литература:

        1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

        2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

        1. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

        2. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

        3. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

        4. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

        5. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

8.Периодические издания – журналы:

    1. «Экспериментальная и клиническая фармакология»


Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)


План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Выполнение заданий.

Опыт 1. Изучить влияние аминазина на агрессивность мышей.

Опыт 2. Изучить потенцирование аминазином действия эфира на мышь.

Задание 1. Классификация нейролептиков по химической структуре.

Задание 2. Сравнительная характеристика фармакодинамических эффектов, представленных в таблице препаратов (максимальное действие – ++++).


Препараты



Анти-психо-тичес-кий эффект



Седа-

тивное дейст-

вие



Адрено-негатив-ное действие

М-холинобло-киру-ющее



Н-холи-нобло-киру-ющее



Про-тиво-рвот-ное



Гипо-тер-мичес-кое



Про-тиво-гиста-минное



Экстра-пира-мидные рас-строй-ства


Ток-

сич-

ность



Аминазин































Трифтазин































Галоперидол































Сибазон

































Задание 3. Составить краткую характеристику натрия бромида, настойки валерианы, корвалола в виде таблицы.


Препарат

Форма выпуска,

дозы

Фармакологические эффекты

Показания

к применению


3. Обсуждение узловых вопросов темы.

1. Классификация нейролептиков по химической структуре (препараты).

2. Механизмы антипсихотического эффекта.

3. Фармакокинетика и фармакодинамика аминазина.

4. Характеристика различных препаратов фенотиазиновой структуры в сравнении с аминазином.

5. Показания к применению аминазина, побочные эффекты, противопоказания.

6. Фармакологическая характеристика галоперидола, дроперидола, хлорпротиксена, сульпирида, азалептина в сравнении с аминазином, показания к применению этих препаратов.

7. Классификация транквилизаторов по химической принадлежности.

8. Механизмы транквилизирующего действия. Отличия транквилизаторов от нейролептиков.

9. Фармакодинамические эффекты транквилизаторов.

10. Показания к назначению транквилизаторов, побочные эффекты, тактика их применения.

11. Фармакологическая характеристика бромидов (механизм действия, правила их дозирования, особенности фармакокинетики, применение, побочные эффекты).

12. Действующие начала валерианы и эффекты действия ее препаратов; особенности препаратов травы пустырника, применение.

13. Особенности солей лития (влияние на психическую сферу, успокаивающее действие при маниях), показания к применению.
4. Выписать в рецептах:

1. Первый фенотиазиновый нейролептик алифатической структуры (драже, ампулы);

2. Фенотиазин с пиперазиновым радикалом;

3. Препарат для НЛА;

4. Транквилизатор при status epilepticus;

5. Бензодиазепиновый транквилизатор при невротической бессоннице;

6. Бензодиазепиновый антифобический препарат дневного действия;

7. Микстура Бехтерева при неврозах ССС;

8. Препарат, содержащий бромизовалериановую кислоту при повышенной возбудимости.

Занятие 11.

Антидепрессанты. Психостимуляторы.

Ноотропные препараты. Адаптогены. Аналептики.
Актуальность темы. Антидепрессанты – вещества, применяемые для лечения психической депрессии, которая проявляется патологически подавленным настроением, апатией, снижением двигательной активности. Антидепрессанты способствуют устранению плохого настроения и чувства тоски. Помимо антидепрессивного эффекта они могут оказывать седативное или психостимулирующее действие.

Психостимуляторы повышают умственную и физическую работоспособность, уменьшают чувство усталости, могут улучшать настроение, снимают сонливость. Применяют эти вещества при невротических субдепрессиях, нарколепсии, а также для повышения работоспособности при утомлении.

Ноотропные средства активируют высшие интегративные функции головного мозга, улучшая обменные процессы в мозговой ткани. Вещества этой группы оказывают благоприятное влияние на процесс обучения и память при их нарушении. На высшую нервную деятельность здоровых людей влияние незначительное.

Адаптогены – средства, повышающие неспецифическую резистентность организма человека к действию неблагоприятных факторов внешней среды. Это - лекарства-регуляторы. Термин «адаптоген» введен в начале 60-х годов отечественным фармакологом Н.В. Лазаревым - основателем профилактической фармакологии. По теории Н.В. Лазарева, с помощью адаптогенов организм можно ввести в особое состояние – «неспецифической повышенной сопротивляемости».

Аналептики стимулируют ЦНС, влияя на синаптическую передачу. Они либо усиливают процесс возбуждения, либо нарушают тормозные механизмы. Аналептики действуют на всех уровнях ЦНС, однако наибольший интерес представляет их стимулирующее влияние на жизненно важные центры продолговатого мозга – дыхательный и сосудодвигательный, что проявляется в наибольшей степени при их угнетении.

Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты психостимуляторов, адаптогенов, антидепрессантов, ноотропных препаратов.

Задачи:

  • изучить группы перечисленных средств, четко знать показания к их назначению во врачебной практике;

  • уметь выписывать в рецептах основные препараты разных групп.

Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций:

ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать действие основных антипсихотических, анксиолитических и седативных препаратов, а также использовать их свойства при применении на практике:

- уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики изучаемых средств, оценивать возможность развития эффекта при их применении;

- знать побочные эффекты нейролептиков, транквилизаторов, седативных, солей лития, оценивать возможность развития лекарственной зависимости при их применении;

- владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств нейролептиков, транквилизаторов и седативных средств, условий их применения, особенностей форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм;

ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать нейролептики, транквилизаторы, седативные и нормотимические средства, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов:

- знать классификацию и основные характеристики изучаемых средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты;

- уметь анализировать действие нейролептиков, транквилизаторов, седативных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах;

- владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний.

ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью применять основные нейролептические, транквилизаторы и седативные средства при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях (острый психоз);

- знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики антипсихотических, анксиолитических и успокоительных препаратов, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике;

- уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

- владеть навыками выбора нейролептиков и транквилизаторов для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях.

ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных нейролептиков, транквилизаторов, седативных и солей лития:

- знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных средств; информационно-справочные и поисковые системы;

- уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов;

- владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных нейролептических, анксиолитических, седативных средств.

Препараты для изучения: ниаламид, пиразидол, тетриндол, инказан, моклобемид, бефол, сиднофен, имипрамин, кломипрамин, опипрамол, амитриптилин, азафен, фторацизин, мапротилин, доксепин, ребоксетин, флуоксетин, флувоксамин, сертралин, пароксетин, циталопрам, тразодон, милнаципран, венлафаксин, дулоксетин, миртазапин, тианептин, миансерин, зверобоя экстракт; кофеин, кофеин-бензоат натрия, этимизол, фенамин, сиднокарб, бемитил, камфора, сульфокамфокаин, кордиамин, коразол, бемегрид, алмитрин, женьшеня корень, пантокрин, стрихнин, секуринин, йохимбин, силденафила цитрат, варденафил, тадалафил; аминалон, пирацетам, натрия оксибутират, фенибут, пантогам, пикамилон, пиридитол, ацефен, деманол, мемоплант.

План изучения темы (уяснить и запомнить).

  1. Классификация психостимуляторов по химической структуре.

  2. Фармакокинетика и фармакодинамические эффекты кофеина. Особенности диметилксантинов (эуфиллин, теофиллин).

  3. Показания и противопоказания к применению кофеина.

  4. Характеристика меридила, сиднокарба, применение.

  5. Теизм и кофеинизм, распространение.

  6. Классификация антидепрессантов по механизму действия, тактика назначения отдельных препаратов.

  7. Классификация аналептиков по механизму действия, эффекты, показания к применению.

  8. Классификация ноотропных средств по химической принадлежности.

  9. Влияние ноотропных средств на функции мозга, механизмы действия (влияние на биоэнергетику); показания к назначению.

  10. Адаптогены, фармакодинамика, показания и противопоказания к назначению.

Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания к применению (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): кофеин-бензоат натрия в таблетках и ампулах, меридил, сиднокарб, амитриптилин, флуоксетин, ниаламид, пирацетам в таблетках и ампулах, аминалон, фенибут, бемегрид, этимизол, кордиамин, настойку женьшеня, пантокрин.

Источники информации:

а) Основная литература:

        1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО

        2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО

б) Дополнительная литература

        1. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров : учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИФ "Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО

        2. Майский, В.В. Фармакология : учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с. : ил. Гриф УМО

        3. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства : пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М. : Новая Волна, 2008.

        4. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М. :МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО

        5. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М. :Бином; СПб. : Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ

Имеется также электронный ресурс.

8.Периодические издания – журналы:

    1. «Экспериментальная и клиническая фармакология»


Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • Государственный реестр лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx)

  • Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента (https://www.rlsnet.ru)

  • Поисковая система PubMed (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed)


План работы на лабораторном занятии.

1. Контроль исходного уровня знаний (выполнение одного из вариантов тестовых заданий).

2. Выполнение заданий.

Опыт 1. Изучить влияние кофеина на ЦНС, АД, Р, дыхание (на студенте-добровольце). Учесть быстроту наступления эффекта, выраженность и длительность действия.

Задание 1. Центральные и периферические эффекты кофеина (представить в виде таблицы).

Задание 2. Классификация антидепрессантов по механизму действия (препараты указать по-латыни).

Задание 3. Представить влияние ноотропных средств на функции мозга и их действие на биоэнергетику.

Задание 4. Составить краткую характеристику кофеина, амитриптилина, флуоксетина, ниаламида, пирацетама, аминалона, бемегрида, кордиамина, женьшеня, пантокрина в виде таблицы.


Препараты


Фармакологи-ческая группа


Механизм действия на ЦНС


Фармакологичес-кие эффекты


Форма выпуска, дозы


Применение



3. Обсуждение узловых вопросов темы.

1. Классификация психостимуляторов по химической структуре.

2. Фармакологическая характеристика кофеина: фармакокинетика, влияние на процессы возбуждения в коре головного мозга, спинном мозге; на центры продолговатого мозга, ССС, ЖКТ, диурез.

3. Метаболические эффекты кофеина, связанные со стабилизацией цАМФ.

4. Отличие от кофеина препаратов его группы – эуфиллина, применение в клинике.

5. Показания и противопоказания к применению кофеина.

6. Особенности действия меридила, сиднокарба, применение.

7. Теизм, кофеинизм; распространение, влияние на ЦНС, ССС.

8. Классификация антидепрессантов по механизму действия.

9. Особенности отдельных препаратов разных групп: амитриптилина, ниаламида, флуоксетина, сертралина. Тактика назначения препаратов этих групп.

10. Классификация аналептиков по механизму действия.

11. Фармакодинамические эффекты бемегрида, этимизола, кордиамина, цититона. Показания к их применению

12. Классификация ноотропных средств по химической принадлежности.

13. Действие ноотропных препаратов на функции мозга (интегративную деятельность, ассоциативные процессы, память и т.д.).

14. Механизм ноотропного действия (влияние на метаболические процессы мозга).

15. Показания к применению ноотропных средств, тактика назначения, побочные эффекты).

16. Фармакологическая характеристика адаптогенов (женьшень, левзея, аралия, заманиха, лимонник, элеутерококк, пантокрин). Клинические проявления действия, показания и противопоказания к применению.

4. Выписать в рецептах:

1. Психостимулятор группы пурина (в таблетках и ампулах);

2. Психостимулятор – производное сиднонимина;

3. Антидепрессант трициклической структуры;

4. Антидепрессант – ингибитор МАО необратимого действия;

5. Антидепрессант – избирательный ингибитор обратного нейронального захвата серотонина;

6. Основной ноотроп группы пирролидина (в ампулах и таблетках);

7. Ноотроп – синтетический аналог ГАМК;

8. Аналептик – антагонист барбитуратов;

9. Аналептик с противовоспалительным и противоаллергическим эффектом;

10. Аналептик смешанного типа действия (официнальный препарат);

11. Адаптоген растительного происхождения;

12. Адаптоген животного происхождения.

Занятие 12.

Заключительное занятие по разделу:

«Средства, влияющие на центральную нервную систему».
Актуальность темы. Заключительное занятие по этому разделу частной фармакологии предусматривает контроль усвоения и умения обобщать материал пройденных тем, уметь анализировать и сравнивать свойства отдельных препаратов для наркоза, снотворных, спирта этилового, анальгетиков, НПВС, нейролептиков, психостимуляторов, транквилизаторов, седативных, противосудорожных средств, антидепрессантов, аналептиков, адаптогенов и ноотропных препаратов.

Цель занятия:

  • закрепить и углубить знания по перечисленным выше темам;

  • уметь выписать в рецептах по конкретным показаниям наиболее широко применяемые препараты.

Для достижения цели самоподготовки к занятию необходим следующий объем знаний:

  1. Для отдельных групп лекарственных средств:

- классификация;

- общая характеристика наиболее типичных эффектов;

- основное применение в медицине.

2. Для отдельных препаратов:

- химическое строение (принадлежность к группе химических соединений);

- фармакодинамика (основные эффекты, локализация и механизм действия);

- фармакокинетика (всасывание, распределение, биотрансформация, пути выведения);

- показания и противопоказания к применению;

- сравнительная характеристика препаратов;

- побочные эффекты препаратов и вопросы токсикологического плана.

При подготовке к заключительному занятию необходимо повторить материал, изученный на занятиях по входящим в раздел темам.
Источники информации:

1. Харкевич Д.А. Фармакология. Учебник. – М.: ГЭОТАР–Медиа, 2005. – С. 157-257.

2. Материалы лекций.
Контрольные вопросы

1. Классификация снотворных средств по химической структуре. Механизмы снотворного эффекта препаратов. Применение при разных видах гипосомний. Побочные эффекты. Симптомы отравления снотворными, меры помощи.

2. Местное и резорбтивное действие этанола, применение в медицине, показания к применению. Симптоматика острого отравления этанолом, меры помощи. Социально-биологические аспекты алкоголизма, лечение.

3. Классификация наркотических анальгетиков по преимущественному влиянию на опиоидные рецепторы. Механизмы анальгезирующего эффекта. Отличительные особенности фармакодинамики промедола, омнопона, фентанила, трамала, бупренорфина, пентазоцина от морфина.

4. Фармакодинамика и фармакокинетика морфина. Показания и противопоказания к применению. Симптомы острого отравления, меры помощи. Социально-биологические аспекты морфинизма, принципы терапии.

5. Классификация ненаркотических анальгетиков по химической структуре. Механизмы анальгезирующего и гипотермического эффектов данных препаратов. Показания к применению, побочные эффекты.

6. Классификация НПВС по химической структуре, механизмы антифлогистического действия. Особенности отдельных препаратов, показания к применению, побочные эффекты.

7. Фармакотерапевтическая классификация противоэпилептических средств. Механизмы противосудорожного действия, особенности отдельных препаратов, побочные эффекты.

8. Классификация противопаркинсонических средств по механизму действия. Особенности отдельных препаратов.

9. Классификация нейролептиков по химической структуре. Механизмы антипсихотического эффекта.

10. Фармакодинамические эффекты и фармакокинетика аминазина. Показания и противопоказание к применению, нежелательные эффекты.

11. Классификация транквилизаторов по химической структуре. Механизмы седативного действия, фармакодинамические эффекты. Показания к применению, тактика рационального назначения, побочные эффекты.

12. Седативные средства различных групп (бромиды, растительные препараты). Влияние на ЦНС, фармакокинетика, показания к применению, побочные эффекты.

13. Классификация антидепрессантов по механизму действия, фармакодинамические особенности отдельных препаратов, побочные эффекты.

14. Классификация психостимуляторов по химической структуре. Механизмы влияния на ЦНС. Фармакодинамика кофеина. Показания и противопоказания к применению. Теизм, его отрицательное влияние на организм.

15. Ноотропные средства, классификация. Влияние на функции мозга. Показания к применению.

16. Адаптогенные препараты. Фармакодинамические эффекты. Показания и противопоказания к применению.
Выписать в виде врачебных рецептов с указанием показания к применению:

  1. Нитразепам

  2. Дифенин

  3. Карбамазепин

  4. Клоназепам

  5. Леводопа

  6. Мидантан

  7. Морфин

  8. Промедол

  9. Трамал

  10. Кислота ацетилсалициловая

  11. Ортофен (табл. и амп.)

  12. Анальгин (табл. и амп.)

  13. Индометацин

  14. Бутадион

  15. Ибупрофен

  16. Аминазин

  17. Эуфиллин

  18. Дроперидол

  19. Сибазон (табл. и амп.)

  20. Феназепам

  21. Настойка валерианы

  22. Корвалол

  23. Амитриптилин

  24. Кофеин-бензоат натрия

  25. Пирацетам

  26. Аминалон

  27. Настойка женьшеня

  28. Кавинтон

  29. Парацетамол

  30. Зопиклон (имован)

  31. Циннаризин

  32. Церебролизин

1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей