Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка по диплому.. Учебно-методическое пособие по написанию дипломной работы для студентов очного и заочного обучения исторического факультета


Скачать 266.74 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие по написанию дипломной работы для студентов очного и заочного обучения исторического факультета
АнкорМетодичка по диплому..pdf
Дата12.04.2017
Размер266.74 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMetodichka_po_diplomu.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебно-методическое пособие
#14482
страница1 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3

БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Митупов К. Б-М., Васильева С.В.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ
(методическое пособие)
Улан-Удэ
2008

2
Работа выполнена по программе учебно-методической комиссии кафедры истории Отечества и утверждена ученым Советом исторического факультета БГУ.
Ответственный редактор: доктор исторических наук, профессор Е.Е. Тармаханов
Митупов К. Б-М., Васильева С.В.
Учебно-методическое пособие по написанию дипломной работы для студентов очного и заочного обучения исторического факультета.
Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2008. – 30 с.
Учебно-методическое пособие предназначено студентам исторического факультета для прохождения государственной аттестации - защиты дипломной работы. Студенту-дипломнику предоставлена возможность воспользоваться рекомендациями по выбору темы, составлению структуры, оформлению дипломной работы и подготовки ее защиты. В пособии рассмотрены вопросы работы с литературой и даны основные правила оформления библиографии.
С Бурятский государственный университет, 2008.
С Митупов К. Б.М., Васильева С.В., 2008.

3
Введение
Подготовка и защита дипломной работы является завершающей формой учебного процесса БГУ.
Особенно важное значение имеет то, что в процессе ее выполнения дипломник углубляет и систематизирует полученные в университете знания, активизирует работу по изучению источников, применяя различные методологические приемы для более полного раскрытия темы. Современная стратегия исторического образования предполагает отказ от тоталитарной идеологии и использование многофакторного подхода, позволяющего решать сложные проблемы общественного развития.
Используя накопленные знания, студент-дипломник имеет возможность практически воплотить свои знания для решения проблем на конкретно- историческом материале.
Сегодня еще продолжается работа по созданию системной концепции и конструированию на ее основе содержания исторического образования, поэтому студенты-дипломники испытывают трудности в самостоятельном, объективном, неидеологизированном воспроизведении и трактовке исторических событий.
Плюрализм мнений в исторической науке постепенно становится приоритетным.
Выполнение дипломных работ — это завершающий этап обучения студентов в вузе, имеющий своей целью:

систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении исследовательских задач;

развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой исследования и розыска архивного материала при решении разрабатываемых в дипломной работе вопросов;

выяснение подготовленности студентов к самостоятельной работе.
На качество дипломной работы особо влияет выбор и обоснование темы и умение решать на основе научных исследований и обобщения достижений историографии задачи, поставленные самим автором. Наиболее полно эти требования и возможности могут быть реализованы при выполнении дипломной работы и использовании фактического архивного материала, собранного во время преддипломной практики.
Выполнение дипломной работы включает следующие задачи:
— ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к дипломным работам;
— выбор и утверждение темы дипломной работы;
— составление плана и согласование его с руководителем дипломной работы;
— подбор и изучение литературных источников и нормативных актов, в том числе законов Российской Федерации по теме дипломной работы;
— сбор и анализ архивного материала, изучение литературы вышедшей по этой теме;
— написание и оформление дипломной работы;
— подготовка дипломной работы к защите;

4
— защита дипломной работы.
В настоящем учебном пособии сделана попытка рассмотреть в сжатой форме все обозначенные выше этапы подготовки дипломной работы и порядок ее защиты в
Государственной аттестационной комиссии.
За последние несколько лет на историческом факультете были защищены дипломные работы, претендующие на новую трактовку известных событий истории
России и Бурятии.
Авторы надеются, что это пособие несколько облегчит студентам- дипломникам тернистый путь научного познания.

5
Выбор темы дипломной работы
Выбор темы дипломной работы имеет исключительно большое значение. Опыт показывает, что правильно выбрать тему и предмет исследования значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение.
Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающей кафедрой, а затем рассматривается и утверждается на заседании кафедры. Перечень тем дипломных работ ежегодно объявляется студентам. Прежде всего, студенту рекомендуется избрать тему дипломной работы, которая соответствует специальности и специализации, по которой он обучается в вузе.
Студент самостоятельно, с учетом научных интересов выбирает тему дипломной работы. При выборе темы желательно сочетание интересов студента и интересов кафедры, при которой выполняется работа. Часто тема дипломного сочинения является частью плановой темы НИР кафедры. Начало работы над дипломным сочинением должно происходить на III-IV курсе.
Данный этап подготовки дипломного сочинения требует серьезного отношения, так как требует достаточно хорошего знания источникового материала.
Источниковая база должна быть достаточной для освещения событийного ряда
и выявления наиболее важных моментов проблемы.
Важнейший критерий правильности выбора темы - ее актуальность.
Необходимо обратить внимание на освещенность избранной темы в исторической литературе. Наличие достаточного количества трудов по избранной теме затруднит поиск и изложение новых аспектов хорошо изученной проблемы. Вместе с тем и недостаточное отражение темы в литературе может говорить как об установившейся исследовательской традиции, о недостаточности источниковой базы, или, напротив, на чрезвычайную обширность источника, не поддающегося усилиям одного исследователя. Дипломное сочинение должно иметь элемент научной новизны.
Степень научной новизны исследования зависит от его уровня. И хотя в студенческих дипломных работах проводятся сравнительно несложные исследования, они должны нести в себе элемент научного поиска, новизны, а не повторения уже известных истин.
Следует точно определить хронологические рамки исследования. Они должны быть убедительно обоснованы. Тема согласуется с научным руководителем. С согласия руководителя студент подает на имя заведующего кафедрой заявление с просьбой утвердить тему (и научного руководителя, если он еще не назначен). Заявление должно содержать точную формулировку темы дипломного сочинения с указанием хронологических границ рассматриваемого периода.
Решение кафедры, а затем утверждении темы дипломной работы Советом факультета, является окончательным. Изменения в утвержденной теме в случае необходимости могут быть внесены только по согласованию с научным руководителем по специальному решению кафедры.

6
Назначение руководителя дипломной работы и выдача дипломного
задания
Решением заседания кафедры назначаются руководители дипломных работ из числа профессоров, доцентов, старших преподавателей кафедры.
По отдельным темам в целях сближения учебных требований с практикой к руководству дипломными работами привлекаются специалисты, а также наиболее опытные преподаватели и ведущие научные сотрудники другого вуза или НИИ.
Руководитель дипломной работы:

выдает студенту задание на дипломную работу;

оказывает студенту помощь в составлении календарного графика на весь период выполнения дипломной работы;

рекомендует студенту необходимую основную литературу: законы, справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;

проводит предусмотренные расписанием беседы со студентом и дает ему консультации, назначаемые по мере надобности;

проверяет выполнение работы (по частям или в целом).
Как известно, консультации по дипломным работам имеют двоякое значение.
С одной стороны, они оказывают студенту-дипломнику научную, целенаправленную, педагогическую помощь, а с другой — носят контрольно- проверочный характер. Опытные руководители дипломных работ проводят консультации в форме бесед на кафедре или в учебном кабинете.
По предложению руководителя в случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам дипломной работы, за счет лимита времени, отведенного на руководство этой работой.
Консультантами по отдельным разделам дипломной работы могут назначаться профессора и преподаватели высших учебных заведений. Консультанты проверяют соответствующую часть выполненной студентом работы.
Это задание вместе с дипломной работой представляется в Государственную аттестационную комиссию.
Дипломное задание должно быть выдано до преддипломной практики. В нем указывается: тема дипломной работы, исходные данные к ее выполнению, перечень подлежащих разработке. В соответствии с темой руководитель дипломной работы выдает студенту задание, утвержденное заведующим кафедрой, с указанием сроков окончания работы по теме и представления законченной дипломной работы.
Дипломное задание определяет весь процесс дальнейшей самостоятельной работы студента по теме дипломной работы. На основе задания студент по согласованию с научным руководителем составляет календарный план выполнения дипломной работы.
При определении сроков представления законченной работы решающее слово остается за научным руководителем, который руководствуется учебным планом и решением ученого совета вуза, определяющими сроки защиты дипломных работ и выпуска специалистов.

7
После получения задания начинается самостоятельная работа студента по выполнению дипломной работы. Успех ее в значительной мере будет зависеть от подготовки теоретического раздела, сбора и анализа фактического материала. На подготовку теоретического раздела в значительной степени влияют условия, созданные библиотекой вуза и кафедрой.
Использование в дипломной работе научных достижений
Поскольку научность преподавания характерна для всего учебного процесса в вузе, постольку дипломная работа, являющаяся завершающей частью этого процесса, должна носить научный характер.
При подготовке дипломных работ необходимо использовать в них научные достижения исторической науки, а также экономики, статистики, архивоведения, при интеграционном характере работы возможно использование методов исследования других дисциплин. Дипломную работу, особенно ее теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учетом новейших достижений науки.
Студентам, приступающим к выполнению дипломных работ, надлежит овладеть не только основным содержанием, но и методологией, которая позволит им исследовательски подойти к анализу архивного материала, установить связи и закономерности, сделать верные выводы.
Творческое использование научных достижений в дипломных работах дело трудное потому, что наука, непрерывно развиваясь, усложняется, и требуются большие усилия для ее изучения.
В последние годы меньше стали цитировать Маркса, Энгельса, Ленина, хотя запрета на использование их работ не было. В произведениях этих мыслителей есть немало высказываний, касающихся области общественных отношений, полезных для современного периода. Поэтому к использованию их трудов надо подходить объективно, творчески, критически.
Самостоятельная творческая работа поможет студентам овладеть достижениями современных наук, методами научных исследований и применить их в подготовке дипломных работ.
Научный подход к изучению исторического процесса требует, прежде всего, постоянного обращения к наследию ведущих ученых в области исторического познания. Решая вопрос о выявлении основных тенденций, студент-дипломник дол- жен уметь анализировать события прошлого и новые явления в общественной жизни, уметь использовать приводимые архивные документы, факты и статистические материалы для подтверждения того или иного положения ретроспективного анализа. Только путем сопоставления данных, глубокого их анализа дипломник может постичь суть изучаемой проблемы. Особенно ценны исследования междисциплинарного характера.
На современном этапе с особой остротой встала проблема освещения взаимодействия исторических явлений федерального, регионального и местного уровня, сочетания текущего и ретроперспективного анализа исторических событий.

8
Работа с литературой.
Следующим этапом работы над дипломным сочинением является составление библиографии. Существует определенная схема библиографического поиска литературы, основой которой являются работа с каталогами и справочными изданиями. В каталогах и картотеках отражена литература, имеющаяся в фондах библиотек. Необходимо использовать справочно-библиографические издания: энциклопедии, словари, справочники, тематические библиографические указатели.
Основой написания дипломной работы могут служить основные исторические источники: архивные материалы, сборники документов, воспоминания, эпистолярное наследие. Важным историческим источником является и периодическая печать, материалы которой целесообразно просматривать и во время написания работы. Рекомендации по использованию архивных материалов студент обычно получает от научного руководителя. Архивные материалы - один из наиболее трудных видов источников. Большой объем материала, и в тоже время, возможные пробелы, степень сохранности, трудность чтения рукописных или машинописных копий - все это требует от исследователя не только терпения, но и большой эрудиции, знания других видов источников по проблеме, с которыми можно было бы сопоставить архивные данные. Ориентироваться в этом безбрежном океане информации могут помочь путеводители по архивам, каталоги, описи и конечно, работники архивов.
Желательно, в ходе написания дипломной работы использование дипломных или диссертационных работ. Следует использовать альтернативные и оригинальные источники на иностранных языках.
Затем приступают к ознакомлению с литературой, чтобы войти в круг проблем, связанных с темой исследования. В большинстве случаев начинают знакомство с работами наиболее общего характера, затем переходя к частным проблемам.
При чтении документов и литературы главное внимание уделяется разделам, которые непосредственно связаны с темой исследования и предполагаемыми вопросами плана. Чтение литературы, как правило, сопровождается выписками (с обязательной ссылкой на источники с указанием страницы). Знакомясь с литературой, нужно брать на заметку технические приемы анализа (таблицы, диаграммы, методы группировки данных), возможно, некоторые из них могут быть применены в аналитической части работы. Целесообразно, при работе с источниками и литературой систематизировать выписки и ссылки, соответственно главам и параграфам работы.
При ознакомлении с источниками студенту необходимо критически подойти к имеющимся сведениям, сопоставить данные из различных источников, попытаться определить свою точку зрения на поставленные проблемы.

9
Структура дипломной работы
Подготовка структуры работы – необходимый этап работы. Только продуманная и логически выверенная структура может позволить раскрыть тему.
Структура оформляется в план.
Наличие плана обеспечивает целенаправленный отбор источников и литературы и облегчает работу с ними. План дает возможность увидеть четкую перспективу и тем самым облегчает решение поставленной задачи.
Предварительный вариант плана составляется после выбора темы. Окончательный вариант плана составляется после изучения основных источников и утверждается научным руководителем. Чем подробнее будет план, тем проще писать дипломное сочинение. Исходя из общего объема работы и важности отдельных вопросов размечается примерный объем каждой главы и параграфа, что поможет выдержать соразмерность частей. В процессе сбора и анализа фактического материала, план может уточняться в соответствии с полученными выводами. План составляется в двух экземплярах, один у студента, другой - у научного руководителя.
Собрав и изучив литературные источники и архивный материал, студент приступает к написанию дипломной работы. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.
Хотя дипломная работа выполняется по одной теме, в процессе ее написания студент использует весь имеющийся у него запас знаний и навыков, приобретенных при изучении ряда дисциплин.
Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным. При написании дипломной работы не всегда целесообразно использовать весь законспектированный и собранный материал, лучше выбрать основные данные, позволяющие четко и обоснованно раскрыть тему.
Излагать материал в дипломной работе рекомендуется своими словами, не допуская дословного переписывания из литературных источников. Не допускается также произвольное сокращение слов.
Приводимые в тексте цитаты, архивные данные следует тщательно сверять и снабдить их постраничными ссылками на источники.
Формулы и справочные материалы, если они заимствованы, также должны иметь ссылки на источник. Работа без ссылок на источники не принимается к рассмотрению.
Дипломная работа обычно состоит из титульного листа, плана, введения, двух-четырех глав, посвященных рассматриваемой проблеме, заключения, списка источников и литературы, приложений. Главы, как правило, состоят из двух- четырех параграфов. Все они органически связаны между собой и подчинены целям и задачам, поставленным перед дипломной работой. Научно-справочный материал дается в ссылках под строкой и в приложении. В приложение могут быть вынесены таблицы, карты, диаграммы и др.
На титульном листе указываются: название вуза, в котором выполнялась дипломная работа, название кафедры, фамилия и инициалы студента-дипломника, полное название темы дипломной работы, фамилии, инициалы, ученые звания и степени научного руководителя, год и место выполнения работы.

10
За титульным листом рекомендуется размещать план или оглавление, в котором последовательно указываются заголовки разделов и страницы начала разделов. Оглавление раскрывает структуру работы, отражает связь и взаимосвязь ее разделов и подразделов.
Введение. Введение содержит постановку проблемы, цель дипломного сочинения, очерчивает круг задач, которые следует решить. Во введении обосновываются хронологические и территориальные рамки исследования, отмечается место поставленной проблемы среди других проблем исторической науки, оценивается ее актуальность, определяется методология. Если в дипломной работе затрагиваются лишь отдельные аспекты проблемы, необходимо мотивировать это во введении.
Во введении дается развернутый анализ использованных источников.
Задача источниковедческого обзора - выделить особенности источников, определяющих характер их использования, указать анализ назначения и характер документа, структуру, степень достоверности данных и документа. Давая общую характеристику источникам нужно подробнее остановиться на наиболее важных, малоизвестных и впервые вводимых в научный оборот источниках. При характеристике источниковой базы рекомендуется сгруппировать источники по видам (сборники документов и материалов; решения и постановления правительства и различных партий; статистические материалы; справочники; мемуары; архивные материалы).
Завершает источниковедческий обзор вывод о том, насколько исследуемая тема обеспечена источниками.
Обязательной частью введения является
определение
степени
разработанности темы - анализ состояния историографии вопроса. Необходимо указать, в какой степени изучаемая проблема освящена в литературе, работы каких историков посвящены непосредственно проблеме, а в каких работах затрагиваются лишь отдельные аспекты проблемы и какие стороны нуждаются в дальнейшей разработке. Анализ историографии позволяет выделить главные вопросы и определить объект своего исследования и задачи, увидеть возможность внести свой вклад в изучение данной проблемы.
Историографический обзор невозможен без исчерпывающего представления о том, что уже сделано в плане разработки выбранной проблемы. Поэтому рекомендуется обратиться к крупным обобщающим трудам по историографии истории СССР, России, Бурятии. В дополнение к этому следует изучить специальные историографические главы и историографические введения к монографиям и статьям.
Историографический и источниковедческий обзоры могут быть как частью введения, так и составлять отдельные самостоятельные главы.
При обработке данных следует использовать современные методы экономического и исторического анализа, с тем, чтобы выявить закономерности, определить влияние факторов на динамику событий.
Для более глубокого изучения отдельных вопросов могут быть проведены репрезентативные анкетные обследования и опросы.

11
Основную часть дипломной работы составляют главы, как правило,
разбитые на параграфы.
Содержанием первого раздела или введения являются, как правило, теоретические и историографические вопросы по теме дипломной работы, написанные с использованием литературных источников.
Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо со ссылкой на автора. Точно так же общепринятым должен быть и весь понятийный аппарат исключение составляют впервые вводимые научные понятия, четко определяемые автором в понятиях.
Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос поставленной проблемы, а параграф - часть этого вопроса. Главы принято нумеровать римскими цифрами, а параграф арабскими; перед цифрой , обозначающей порядковый номер параграфа ставится знак «параграф». Параграфы нумеруются отдельно в каждой главе или могут иметь сквозную нумерацию по всей дипломной работе.
Обозначения глав и их порядковые номера пишут отдельной строкой над соответствующими заголовками глав, причем после названия главы точка не ставится. Порядковые номера параграфов располагаются в одну строку с их заголовками, в конце которых ставится точка.
Например:
  1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей