Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

лекции. Учебно-методическое пособие введение в языкознание (в подвале взять) Ветлицкая. Реформацкий А. А. Введение в языковедение


Скачать 400.5 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие введение в языкознание (в подвале взять) Ветлицкая. Реформацкий А. А. Введение в языковедение
Анкорлекции.doc
Дата18.09.2017
Размер400.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлалекции.doc
ТипУчебно-методическое пособие
#14285
страница3 из 3
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3

Основы грамматики

Грамматика-это грамматический строй (структура, конструкция, которая заполняется словами).

Грамматика

  • Морфология (грамматика слова)

      • Словообразование

      • Части речи

  • Синтаксис (грамматика связной речи)


Грамматика-строй языка, наука об образовании слов и их изменении, о классах, сочетаниях и употреблении слов в контексте.
Краеугольные понятия грамматики

Грамматическая форма-грамматический знак, имеющий форму и содержание. Это языковой знак, в котором грамматическое значение (сигнификат знака) находит свое регулярное стандартное выражение в грамматическом способе. -er, -s (-es)

Отличие грамматических значений от лексического

Лексическое значение-объект, действие, явление которое мыслимое, а грамматика изменяет слово не меняя значение и суть.

Лексическое значение

Грамматическое значение

Языковая единица = неязыковой действительности

Внутреязыковое значение, содержит информацию об отношениях, связях между ними

Имеет меньшую степень обобщения, обобщает однотипные явления действительностт

Имеет большую абстракстность и степень обобщения

Показатель-корень слова и словообразовательные аффиксы (основа слова)

Показателями являются (средства):

Суффиксы, префиксы

Окончания

Повторение корня (редукликация)

Использование разных корней в одном грамматическом ряду (сублективизм)

Вспомогательные слова

Служебные слова

Порядок слов

Интонация



Грамматическое значение

Грамматическое значение отвлеченное значение, присущее ряду слов

Название типа

Примеры

Грамматическое значение КЛАССОВ СЛОВА

Грам. значение предметности, признака предметности, процессуальности, признака процессуальности

Грамматическое значение ФОРМ СЛОВА

Грам. значение падежа, рода, числа, времени и тп

Грамматическое значение КОМПОНЕНТОВ СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Грам. Значение субъекта, объекта, предиката, инструмента

Грамматическое значение ТИПОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Грам. значения утверждения или отрицания наличия обозначаемой ситуации, связи между явлениями или ситуациями


Грамматический способ или грамматическое средство

Способ

Примеры

АФФИКСАЦИЯ

Делать-сделать

Ходить-ходил

Book-boks

ВНУТРЕННЯЯ ФЛЕКСИЯ

Избегал-избежал

РЕДУПЛИКАЦИЯ

Белый - белый-белый

СУППЛЕТИВИЗМ

Я-меня

Иду-шел

СЛУЖЕБНЫЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Буду читать, самый читаемый

ПОРЯДОК СЛОВ

Мать любит дочь

ИНТОНАЦИЯ

Зима пришла. Зима пришла? Зима пришла!



Грамматическая категория-система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородным значением.

Грамматические категории:

  • Объективные - для всех объектов (Число. Много мальчиков, девочек, зверей, вещей...)

  • Субъективные (Время, лицо)

  • Формальные - внутриязыковая грамматическая категория (Род)


Грамматические категории:

  • Морфологические - включают морфологические средства (время, лицо, число)

      • Словоизменительные

      • Классификационные

  • Синтаксические - включают синтаксические выражения (повествовательные, побудительные и вопросительные предложения)


Морфема

Морфология-учение о строении слова. Морфема минимальная единица языка.

Морфемы могут быть:

  • Словообразующими-несут часть лексического значения и служат для образования новых слов. -ист ПИАНИСТ, ТРАКТОРИСТ. ОБРАЗУЮТ НОВОЕ СЛОВА, чаще новую часть речи.

  • Формообразующими-несут грамматическое значение и служат для образования грамматических форм слова -и ДОСКИ, -л ПИСАЛ




  • Корневые-основная, обязательная морфема, несущая главную часть его лексического значения

  • Аффиксальные-служебные, факультативные морфемы, различным образом прикрепляющиеся к корню

      • Префиксы (приставки)

      • Постфиксы (суффиксы)

      • Флексия (окончания)

+ в некоторых языках

      • Интерфиксы (соединительная гласная)

      • Инфиксы

      • Конфиксы (циркумфиксы) - комбинация префикса и суффикса ПОДоконНИК

      • Трансфиксы

      • Амбификсы-могут прикрепиться и спереди с сзади к корню. Take over, overtake




  • Однофонемные (участвует один звук) (bookS, читал)

  • Двухфонемные (большой)

  • Многофонемные (прочитал)




  • Моносемные

  • Полисемные


Виды афиксации:

  • Фузия-морфемы проникают друг в друга и их сложно разделить (мужицкий-мужик+ск+ий)

  • Агглютинация-(англ. клей)границы морфемы четко обозначены, они иклеиваются друг у другу


Части речи делятся на: знаменательные, служебные, междометийные
Лексическое значение-существенные черты. Номинация мира.

Грамматическое значение-склонение слова и его изменение отражает определенное состояние падежа и тп. Очень абстрактное.
Служебные слова-значение связанное с отношением между единицами.

  • Выражают грамматические значения отдельных слов

      • Артикли

      • Частицы

      • Вспомогательные глаголы

      • Слова степеней сравнения

  • Выражают синтаксические значения предложений и словосочетаний

      • Союзы

      • Частицы

      • Союзные слова

      • Глаголы связки


В отличии от афикса служебные слова не являются частью слова.

Чередование звуков-фонетический способ передачи грамматического значения слова + перенос ударения. (Друг, друзья, дружить;сон, сна, день, дня)

Супплетивизм - сближение корней и основ, для выражения грамматической категории.

Словообразование. Способы:

  • Конверсия - перевод слова из одной части речи в другую. Больной (сущ., прил.)

  • Фонетико-морфологический - отбрасывание окончание и одновременное смягчение основы. Зелёный--->зелень

  • Семантический

  • Основосложение

      • Полная основа

      • Усечение основы (партком, ВУЗ)

  • Аффиксальный

      • Суффиксальный

      • Префиксальный

      • Суффискальный-превиксальный


Части речи-классы слов, выделяемы на основании их общности синтаксических, морфологических, семантических признаков.
Если слово может стоять в предложением на одном и том же месте (синтаксическое основание), то можно их объединить в один класс слова. У существительных первая синтаксическая форма - подлежашее, морфологическая общность - наличие одинаковых аффиксов.
Принципы теории частей речи (почему выделились части речи)

  • Категориальный

      • Смантический

      • Синтаксический - первичная синтаксическая функция

      • Словообразовательный

      • Морфологический

  • Классификационный - признает неоднородность части речи

    • Знаменательные слова

        • Имена

            • Существительные

            • Прилагательные

            • Числительные

            • Местоимения

        • Глаголы

            • Неспрягательные глаголы

            • Спрягательные глаголы

        • Наречия

    • Служебные слова

  • Историко-типологический - признание универсальностью частей речи. Являются определенными универсальными классами, которые есть в каждом языке


Синтаксис

Наука, которая изучает синтаксические связи и отношения между словами и между построенными из слов высказываниями. Грамматическое учение о связанной речи, единицей которого являются структура большими чем слово.

Единицей синтаксиса является предложение. Предложение-объединение слов для выражения законченной мысли по определенным правилам.

Отличительные свойства предложения

  • Предикативность - отношение информации, которая содержиться в информации, к внеязыковой действительности. (Я ходить аптека. Я ходил в аптеку. = временная предикативность). Пропозиция - каркас (я, доклад. Я докладываю, мой доклад...)

  • Коммуникативность - любое предложение должно быть адресовано кому-то. Коммуникативная категория передает коммуникативное намерение, те сообщить людям информацию о чем либо. Внешними показателями служат интонация, знаки препинания.

  • Модальность - отношение говорящего к высказываемой информации. Выражается модальными словами, грамматической категорией наклонения (хотелось бы поспать), интонацией.

  • Наличие структурной модели - построение предложения по определенной схеме, которая находится в сознании носителя языка.

  • Относительная самостоятельность - выражает законченную мысль. Выражается интонациями, паузами.


Типы и способы связей в синтаксисе

Типы связей:

  • Сочинительная - связь между однородными словосочетаниями или предложениями, которых мы видим их независимость. Мороз и солнце. Пришёл, увидил, победил. Связь может быть союзная или бессоюзная.

  • Подчинительная - связь между разнородными членами словосочетания и ли предложения, где один член-главный, а другой-зависимый. Любовь матери, быстро бежать


Типы подчинительной связи:

  • Согласование - при такой связи, зависимое слово принимает те же грамматические значения, что и главное. При изменении главного слова изменяется и зависимое. Красивая девушка.

  • Управление - главное слово требует от подчиненного слова определенной грамматической формы. Читать книгу, думать о будущем.

      • Непосредственное - главное слово напрямую управляет зависимым словом. Лист березы.

      • Опосредованное - главное слово требует определенного предлога и через него - формы зависимого слова. The legs of the table.

  • Примыкание - главное слово связывается с зависимым посредством интонации и порядка слов. Быстро бежать.



Членение предложений

  • Актуальное членение - деление информации по степени важности, актуальности, в конкретном. Тема - информация от которой отталкивается говорящий. Рема - та информация, которая является новой в данной речевой ситуации. Рема выделяется интонацией.

  • Членение по модальности

  • Членение по логико-грамматическому делению - выделять в предложении основного. Выделяются поверхностная структура (выражается в части речи) и глубинная структура (логическая структура: операторы - субъект, объект, предикат)

Предложения

  • Повествовательные - содержат сообщения

  • Побудительные - содержит побуждение, приказ

  • Вопросительные - содержит вопрос

      • Собственно-вопросительные - Куда ты идешь?

      • Риторические - не требуют ответа

      • Вопросительно побудительные - Не сходишь ли ты в магазин?


Предложения:

  • Простые - отражает одно предикативное ядро, те отражает одну ситуацию.

    • Односоставне - Морозит, светает.

    • Двусоставные - Снег идет.

    • Нераспространенные

    • Распространенные

  • Сложные

    • Сложносочиненные

    • Сложноподчиненные


Прагматика

Семиотика

    • Семантика - отношения знака к обозначаемым объектам. Знак замещает что-то.

    • Синтактика - межзнаковые отношение

    • Прагматика - отношение говорящего к используему знаку.



Задача прагматика - объяснение явлений речи, с присутствием человеческого фактора.

Предмет прагматики - факты языка, объяснить которые можно лишь, обращаясь к установкам коммуникантов, их фоновым знаниям и условиям притекания речевого акта.

Теория о речевых актов

Оценивает цель высказывания. В коммуникативную ситуацию включают компоненты и условия протекания речевого акта. Джон остин - создатель теории.

Речевой акт, элементы:

Локуция - что говориться.

Иллокуция - тот поведенческий смысл который выражается в акте. Цель воздействия

Перлокуция - коммуникативный эффект.
Классификация речевых актов:

Иллокутивная сила

  • Репризинтативная форма. Х убежден, что А.

  • Директивы. Х оказывает влияние на У, что бы У совершил А.

  • Комесиивы. Х принимает на себя обязательство совершить А.

  • Экспрессивы. Х выражает свое психологическое состояние по поводу А.

  • Декларации. Х, говоря А, делает А фактом.


Один речевой акт может иметь несколько значений, а быть выражен другим актом.

Сферы изучения прагматики:

  1. Проблематика говорящего субъекта, его явные и скрытые цели высказывания, намерения. Выявить все недопустимые или логически несвязанные высказывания, но которые известны речи.

        1. Речевая тактика. Формулы вежливости, этикета

        2. Косвенные смыслы высказывания. Намёки, иносказания.

        3. Исследуются нормы правильного разговора


Разговор должен быть подчинен принципу сотрудничества.

Разговор следует строить в соответствии с его целью и мы должны адекватно нормировать информацию - максима количества.

Мы должны сообщать истинную информацию - максима качества.

Тема должна совпадать с целью разговора - максима реливантности.

Речь должна быть ясной, недвусмысленно и последовательно - максима последовательности.
Пресупозиция - общеизвестные факты, их не надо говорить они мыслятся автоматически, мгновенно
Лингвистика (грамматика) текста

Некое упорядоченное множество предложений, между которыми мы можем увидеть различные виды связей: грамматическая, стилистическая, логическая... Это сложное целое, функционирующее как структурно-семантическое единство.
В семиотике - текст - осмысленная последовательность любых знаков:

  • Танец

  • Ритуальное действие

  • Музыкальное произведение

  • Последовательность вербальных знаков (лингвистика)


Вербальный текст может быть устным и письменным и должен отвечать требованиям текстуальности:

  • Внешняя связанность

  • Внутренняя осмысленность

  • Возможность восприятия

  • Соблюдение необходимых условий коммуникации



В узком смысле под текстом понимается - произведение речи, обладающее:

  • Завершенностью

  • Форма письменного документа

  • Литературно обработанного

  • Имеющий заголовок и другие единицы

  • И обладающий набором связей


Лингвистика текста - это направление лингвистических исследований, объектом которых являются правила построения связанного текста и его смысловые категории, выражаемые по этим правилам.
Мжет быть наукой чисто лингвистической, но и не чисто, например литературоведение.
Задачи:

  • выявить содержательные компоненты, обеспечивающие правильную коммуникацию и правильное построение текста вообще

  • Определить смысловые различия в употреблении артиклей, местоимений, частиц и тп

  • Определить общую для автора текста и адресата "картину мира"


Частицы ЖЕ и ВЕДЬ передают общеизвестные сведения о фактах и даже навязывают преподносимые факты как общеизвестные. Он же не хотел этого делать.
Единица лингвистики текста - сверхфразовое единство (сложное синтаксическое целое, микротекст, период) - отрезок речи в форме последовательности двух или более предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки. Могут быть различны по размеру. Может совпадать с абзацем, текстом, а минимальное сверхфразовое единство составляют

  • Вопрос и ответ

  • СЕ высказывание состоящее из посылки и вывода. (Это положение обусловлено следующими факторами: во-первых...,во-вторых...,...

  • Описание одного и тогоде лица или предмета. (в аудитории студенты. Они слушают лекцию, им предстоит сдавать экзамен по данной теме.)


Связи сверхфразовых едениц текста.

Анафора - предупоминание. Петя пошел в школу. Он взял с собой бутерброд. Он это отсылка к Пете.

Катафора - отсылка к следующему элементу. Пример это наоборот местоимение ---> существительное.
Анафорическое отноешение - предупоминание, это отношение между языковыми выражениями, состоящее в том, что в смысл одного выражения, входит отсылка к другому. (дом стоял темный и молчаливый. Огня в нем не было.) первый член называется анцендентом, второй анафором.

Содержание анафорической отсылки:

  • Тождество событий (кореферентность), ситуаций, фактов. Яркле выражение это местоимение.

  • Концептуальное тождество. Вы просите песен. Их нет у меня.

  • Значение употребления (такой, так) и различия (другой, иной, остальные, иначе)


Анафорическое отношение противопоставляется катафорическому, при котором элемент с отсылающим значением является линейно предшествующим (ясно одно: я должен уехать)
Эти элементы создают когезию текста.

Когезия текста - слитность, спаянность, связанность предложение по смыслу и форме. (Она вышивала воротник мужской рубашки. Работа была сложная.)
Горизонтальная когезия (способы выражения):

  1. Актуальное членение. Тема->рема

  2. Анафорическое/катафорическое построение

  3. Все виды повторов. Как на фонетическом так и на морфологическом уровне. Так же лексическом и синтаксическом.

  4. Средства текстовой связи - типы коннекторов (во-первых, следующее, хотя, кроме того...), синонимические ряды, ключевые слова.

  5. Рассказ о мире, пересказ мира (планы соощения, коммуникации, система видовременных форм)

  6. Рассмотрение текста как цепочка замен, первичных и повторных номинаций

  7. Выражение определенности и неопределенности


Вертикальная когезия (способы выражения):

  1. Замысел автора

  2. Его составные части

  3. План...

...которая через ряд преобразований воплощается в поверхностную, линейную структуру.
Горизонтальная и вертикальная связь существуют неотделимо друг от друга.
Дейксис - указание, это указание как значение или функция языковой единицы. Он может выражаться лексически или грамматически.

Сфера действия дейксиса:

  • Указание на участников речевого акта (ролевой дейксис) личные и притяжательные местоимения первого и второго лица

  • Указание на предмет речи (предметный дейксис) местоимения третьего лица

  • Указание на степени отдаленности объекта высказывания (остранственный дейксис): этот, тот, вон, вот

  • Указание на временную и пространственную локализацию сообщаемого факта (хронотопический дейксис): раньше, теперь, всегда, сейчас, здесь

1   2   3

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей