Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Л.И. Акатов. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.


НазваниеУчебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
АнкорСоциальная реабилитация детей с ОВЗ. Л.И. Акатов.doc
Дата04.10.2017
Размер2.2 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоциальная реабилитация детей с ОВЗ. Л.И. Акатов.doc
ТипУчебное пособие
#25318
страница27 из 27
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

Личность самоактуализирующаяся — тип личности, по классификации А. Маслоу, для которой характерно непрерыв­ное стремление к возможно более полному выявлению и раз­витию своих личностных возможностей.

Личностный смысл — индивидуальное содержание пси­хического отражения человека, осознаваемое как персональ­ная система знаний, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой раз­вивается его деятельность.

Маниакальность — патологическое состояние личности, заключающееся в чрезвычайно двигательной возбудимости, ускорении темпа и в то же время в упрощении мышления, его скачкообразности, в акутализации потребности в проявлении своего «Я» в системе межличностных отношений, в повышен­ном, иногда неистовом настроении, в стремлении к реализа­ции какой-то цели.

Маниакально-депрессивный психоз — психическое за­болевание, протекающее в виде приступов (фаз) понижения (депрессия) или повышения (мания) настроения; при смягчен­ном, не резко выраженном течении это циклотимия — спон­танное колебание настроений.

Мания — психическое состояние, характеризующееся повышенным, веселым настроением, неустойчивостью внима­ния, речедвигательным возбуждением.

356

Методика — конкретное воплощение метода — выработан­ный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной

процедуры.

Методология — система принципов и способов организа­ции и построения теоретической и практической деятельно­сти, а также учение об этой системе.

Механизм сдвига мотива на цель — цель, ранее побужден­ная к осуществлению каким-то мотивом, со временем приоб­ретает самостоятельную побудительную силу — сама стано­вится мотивом. ■

Мотив — субъективная причина, непосредственно побуж­дающая человека к выбору того или иного способа действия и его осуществления.

Мотивация — совокупность внешних или внутренних ус­ловий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Навык — автоматизированное действие, сформированное

путем повторений.

Научение — процесс и результат приобретения индивиду­ального опыта.

Нарушение здоровья — физическое, душевное и социаль­ное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, рас­стройством психологической, физиологической, анатомиче­ской структуры или функции организма человека.

Невроз — группа наиболее распространенных нервно-пси­хических расстройств, психогенных по природе.

Неврастения заболевание из группы неврозов, при ко­тором выраженное ослабление деятельности нервной системы проявляется в повышенной раздражительности, утомляемо­сти, утрате способности к длительному умственному и физи­ческому напряжению.

Нонконформизм — стремление во что бы то ни стало пере­чить мнению большинства и поступать противоположным об­разом, не считаясь ни с чем.

Образование (от слова «образ*) — единый процесс физи­ческого и духовного формирования личности, процесс со­циализации, сознательно ориентированный на некоторые иде­альные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, гармонично развитая лич­ность и др.).

357

Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и ка­чества усвоения человеком знаний, умений и навыков в про­цессе обучения.

Обучение — целенаправленный процесс формирования зна­ний, умений и навыков в системе учитель—ученик; специ­фический способ образования, направленный на развитие лич­ности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Ограничение жизнедеятельности — отклонение в лично­стном развитии индивида от нормы вследствие нарушения здоровья, характеризующееся ограничением способности осу­ществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, учение и трудовую деятельность.

Опыт — результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, вы­ражающейся в единстве знаний, навыков, умений.

Пессимизм — система представлений о мире, связанная с неверием в лучшее будущее.

Поведение девиантное — поведение, отклоняющееся от требований социальных норм.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу.

Помощь психологическая — область практического при­менения психологии, ориентированная на повышение соци­ально-психологической компетентности людей.

Праксис (от греч. praxis— действие) — организованное, координированное сознательное действие. Праксис может нарушаться при различных поражениях головного мозга (см. Апраксин).

Привычка — способ поведения, возможность осуществле­ния которого в определенной ситуации приобретает силу по­требности.

Притязание — стремление личности достигнуть определен­ного статуса, определенной цели, определенного результата.

Процесс педагогический — это движение от целей образо­вания к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Психодиагностика — процедура определения особенностей актуального психического состояния и потенциальных осо­бенностей психического и личностного развития.

Психопатия — патология-характера, при которой у субъ­екта наблюдается практически необратимая выраженность

358

свойств, препятствующих его адаптации в социальной среде.

Психопатология — психические явления, свойственные больной личности и изучаемые патопсихологией в аспекте их сущности и психиатрией — в аспекте их лечения.

Психостения — болезненное расстройство психики, харак­терное крайней нерешительностью, боязливостью, мнитель­ностью, склонностью к навязчивым идеям.

Психотерапия — совокупность разнообразных вербальных и невербальных психологических воздействий, направленных на эмоции, суждения, самосознание человека при психиче­ских, нервных и психосоматических заболеваниях, с целью устранения болезненных отклонений и излечения.

Развитие — направленное, закономерное, количественно-качественное конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразо­ванием их структуры, результатом которого является совер­шенствование.

Развитие дефицитариое — патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опор­но-двигательного аппарата, при которых недостаток сенсор­ных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.

Реабилитация комплексная — процесс и система медицин­ских, психологических, педагогических и социально-эко­номических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедея­тельности, вызванных нарушением здоровья со стойким рас­стройством функций организма.

Реабилитация социальная — целенаправленный процесс возвращения человека, получившего инвалидность.или имею­щего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом ор­ганизованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также с помощью комплекса пси­хотехнических и педагогических средств, направленных на целостное развитие индивида как личности в пределах его психофизических возможностей.

Реадаптация социальная — комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановле­ние утраченной приспособленности человека к конкретным условиям его труда и быта.

359

Регрессия поведения — форма психической защиты, вы-ражающаяоя в возвращении к более примитивному, нередко детскому типу поведения в условиях стрессовых ситуаций.

Релаксация — процесс снятия стрессовых нагрузок, пси­хического напряжения, достижение состояния покоя, рас­слабленности после сильных переживаний или физических нагрузок.

Рефлексия — внутренняя психическая деятельность чело­века, направленная на осмысление своих собственных дейст­вий и состояний.

Роль социальная — осуществление совокупности действий, ожидаемых социальным окружением.

Самоопределение личности — сознательный выбор и утвер­ждение личностью своей позиции в разнообразных проблем­ных ситуациях.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих воз­можностей, качеств и места среди других людей.

Саморегуляция психическая — система сознательных ак­тов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей пси­хикой.

Самосознание — высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы пред­ставлений индивида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности.

Сензитивность возрастная — способность человека в опре­деленные возрастные периоды оптимально быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической актив­ности.

Система педагогическая — множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образова­тельной целью развития личности и функционирующих в це­лостном педагогическом процессе.

Ситуация социально-реабилитационная — совокупность условий, в которых специалистом по социальной реабилита­ции ставятся цели и задачи развития и коррекции ребенка с отклонениями в развитии.

Смысл жизни человека — главная цель в жизни конкрет­ного человека; то, ради чего он живет и к достижению чего стремится в своей жизни.

Социализация личности — процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им навыками практической

360

и теоретической деятельности, преобразование реально суще­ствующих отношений в качествах личности.

Социальная защита инвалидов — система гарантирован­ных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности и направлен­ных на создание им равных с другими гражданами возмож­ностей участия в жизни общества.

Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедея­тельности человека и необходимости его социальной защиты.

Социальная зрелость — уровень сформированности уста­новок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, самостоятельногб, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому человеку.

Социально-средовая ориентация — определение потенци­альных возможностей инвалида с целью последующего под­бора на этой основе рационального вида общественной, тру­довой и семейно-бытовой деятельности.

Социальное обслуживание — деятельность по оказанию различных видов социальных услуг, социально-экономи­ческой поддержки, осуществлению социальной адаптации и реабилитации инвалидов, их семей и граждан пожилого воз­раста.

Социальные услуги — совокупность элементов общей сфе­ры услуг, направленных на социальную поддержку социально незащищенных слоев населения (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой и других видов помощи).

Социальный опыт индивида — опыт его участия в раз­личных видах деятельности и межличностного взаимодейст­вия, наложивший отпечаток на понимание жизни и отно­шение к ее различным направлениям, а также на содержание установок, знаний, навыков и умений.

Социальный патронаж — медико-социальная, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бы­товая, социально-трудовая и социально-правовая поддержка инвалидов и их семей на дому с целью создания оптимальных условий их реабилитации и жизнедеятельности.

Социальный работник — специалист по социальной рабо­те, оказывающий и организующий материально-бытовую по­мощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким

361

престарелым людям, многодетным матерям и другим мало-защищенным гражданам.

Способность к самообслуживанию — способность самостоя­тельно удовлетворять основные физиологические потребно­сти, выполнять повседневную бытовую деятельность и соблю­дать личную гигиену.

Среда социальная — конкретное проявление обществен­ных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность.

Среда специальная развивающая — такая организация жизнедеятельности детей, в которой проявляется гармо­ничное сочетание взаимоотношения ребенка и социальной среды и которая побуждает яетей быть активными и целе­устремленными. В основе функционирования специальной развивающей среды лежит оптимальное сочетание учебной и игровой деятельности, содержательного и увлекательного отдыха детей с одновременным решением по разработанной программе специальных обучающих, развивающих, воспита­тельных и социально-реабилитационных задач.

Стандарты реабилитационные — нормативные документы по оценке качества и эффективности реабилитации инва­лидов.

Статус личности — положение личности в группе, ее ме­сто и роль в системе межличностных отношений, определяю­щее ее права, обязанности и привилегии.

Статус социальный — положение лица или группы в об­ществе, отличающее их от других лиц и групп.

Стиль общения — индивидуальная, устойчивая форма ком­муникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими людьми.

Стресс — психическое состояние общего возбуждения, пси­хического напряжения при деятельности в трудных, не­обычных, экстремальных ситуациях.

Субъектность человека — способность индивида превра­щать собственную жизнедеятельность в предмет преобразова­ния. Составляющими этого процесса выступают умения управлять своими действиями, планировать способы их вы­полнения, реализовывать намеченные программы, контроли­ровать и оценивать результаты своих действий.

Такт — чувство меры, способность соблюдать общеприня­тые нормы приличия в системе отношений между людьми.

362

Технология педагогическая — последовательная, взаимо­обусловленная система действий педагога, связанных с при­менением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Технические средства реабилитации — совокупность спе­циальных устройств и приспособлений, позволяющих осуще­ствлять не только замещение анатомических и функциональ­ных дефектов организма, но и способствующих активному приспособлению личности к окружающей среде.

Травма психологическая — временное функциональное на­рушение психики человека, вызванное крайне неблагоприят­ными жизненными обстоятельствами.

Тревожность — склонность индивида к переживанию тре­воги — психического состояния осознанного или неосознан­ного ожидания неприятностей.

Тренировка аутогенная — вид психотерапии, основанный на максимальном мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением.

Трудовая терапия — система методов лечения в целях вос­становления различных нарушенных функций организма с использованием определенных видов трудовой деятель­ности.

Уровень притязаний — установка личности на определен­ный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в за­висимости от уровня самооценки личности.

Установка — готовность, предрасположенность субъекта к той или иной деятельности, возникающая на основе прошло­го опыта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер ее протекания.

Установка социальная — состояние готовности личности к определенному восприятию и оценке социальных явлений, процессов, ситуаций и поведению в ней.

Устойчивость эмоциональная — способность индивида со­хранять стабильный эмоциональный фон в сочетании с адек­ватными эмоциональными реакциями в различных жизнен­ных ситуациях.

Фрустрация —- психическое состояние, вызываемое объек­тивно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи.

Ценностные ориентации — содержание направленности личности, обусловленное спецификой устойчивых значимых

363

оценок окружающей действительности, которые имеют выра­женную эмоциональную окрашенность.

Шизофрения — психическое заболевание, многообразное в проявлениях и характеризующееся раздвоением личности, замыканием в себе, нарушением контакта с другими людьми и с внешним миром.

Экспертиза профессиональная — часть медико-социальной экспертизы, представляющая собой специализированную про-Ц6ДУРУ изучения и вероятностной оценки пригодности ин­дивида к овладению определенной профессией и достижению определенного уровня мастерства.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, про­никновение в сущность переживания другого человека.
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей