Личность самоактуализирующаяся — тип личности, по классификации А. Маслоу, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Личностный смысл — индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система знаний, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой развивается его деятельность.
Маниакальность — патологическое состояние личности, заключающееся в чрезвычайно двигательной возбудимости, ускорении темпа и в то же время в упрощении мышления, его скачкообразности, в акутализации потребности в проявлении своего «Я» в системе межличностных отношений, в повышенном, иногда неистовом настроении, в стремлении к реализации какой-то цели.
Маниакально-депрессивный психоз — психическое заболевание, протекающее в виде приступов (фаз) понижения (депрессия) или повышения (мания) настроения; при смягченном, не резко выраженном течении это циклотимия — спонтанное колебание настроений.
Мания — психическое состояние, характеризующееся повышенным, веселым настроением, неустойчивостью внимания, речедвигательным возбуждением.
356
Методика — конкретное воплощение метода — выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной
процедуры.
Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Механизм сдвига мотива на цель — цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу — сама становится мотивом. ■
Мотив — субъективная причина, непосредственно побуждающая человека к выбору того или иного способа действия и его осуществления.
Мотивация — совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.
Навык — автоматизированное действие, сформированное
путем повторений.
Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
Нарушение здоровья — физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры или функции организма человека.
Невроз — группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, психогенных по природе.
Неврастения — заболевание из группы неврозов, при котором выраженное ослабление деятельности нервной системы проявляется в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению.
Нонконформизм — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.
Образование (от слова «образ*) — единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, гармонично развитая личность и др.).
357
Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Обучение — целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков в системе учитель—ученик; специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Ограничение жизнедеятельности — отклонение в личностном развитии индивида от нормы вследствие нарушения здоровья, характеризующееся ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, учение и трудовую деятельность.
Опыт — результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающейся в единстве знаний, навыков, умений.
Пессимизм — система представлений о мире, связанная с неверием в лучшее будущее.
Поведение девиантное — поведение, отклоняющееся от требований социальных норм.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу.
Помощь психологическая — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей.
Праксис (от греч. praxis— действие) — организованное, координированное сознательное действие. Праксис может нарушаться при различных поражениях головного мозга (см. Апраксин).
Привычка — способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности.
Притязание — стремление личности достигнуть определенного статуса, определенной цели, определенного результата.
Процесс педагогический — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.
Психодиагностика — процедура определения особенностей актуального психического состояния и потенциальных особенностей психического и личностного развития.
Психопатия — патология-характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность
358
свойств, препятствующих его адаптации в социальной среде.
Психопатология — психические явления, свойственные больной личности и изучаемые патопсихологией в аспекте их сущности и психиатрией — в аспекте их лечения.
Психостения — болезненное расстройство психики, характерное крайней нерешительностью, боязливостью, мнительностью, склонностью к навязчивым идеям.
Психотерапия — совокупность разнообразных вербальных и невербальных психологических воздействий, направленных на эмоции, суждения, самосознание человека при психических, нервных и психосоматических заболеваниях, с целью устранения болезненных отклонений и излечения.
Развитие — направленное, закономерное, количественно-качественное конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры, результатом которого является совершенствование.
Развитие дефицитариое — патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.
Реабилитация комплексная — процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Реабилитация социальная — целенаправленный процесс возвращения человека, получившего инвалидность.или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также с помощью комплекса психотехнических и педагогических средств, направленных на целостное развитие индивида как личности в пределах его психофизических возможностей.
Реадаптация социальная — комплекс государственных и общественных мероприятий, направленных на восстановление утраченной приспособленности человека к конкретным условиям его труда и быта.
359
Регрессия поведения — форма психической защиты, вы-ражающаяоя в возвращении к более примитивному, нередко детскому типу поведения в условиях стрессовых ситуаций.
Релаксация — процесс снятия стрессовых нагрузок, психического напряжения, достижение состояния покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических нагрузок.
Рефлексия — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний.
Роль социальная — осуществление совокупности действий, ожидаемых социальным окружением.
Самоопределение личности — сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Саморегуляция психическая — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой.
Самосознание — высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлений индивида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности.
Сензитивность возрастная — способность человека в определенные возрастные периоды оптимально быстро овладевать теми или иными видами деятельности, психической активности.
Система педагогическая — множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных общей образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Ситуация социально-реабилитационная — совокупность условий, в которых специалистом по социальной реабилитации ставятся цели и задачи развития и коррекции ребенка с отклонениями в развитии.
Смысл жизни человека — главная цель в жизни конкретного человека; то, ради чего он живет и к достижению чего стремится в своей жизни.
Социализация личности — процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им навыками практической
360
и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качествах личности.
Социальная защита инвалидов — система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.
Социальная зрелость — уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, самостоятельногб, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому человеку.
Социально-средовая ориентация — определение потенциальных возможностей инвалида с целью последующего подбора на этой основе рационального вида общественной, трудовой и семейно-бытовой деятельности.
Социальное обслуживание — деятельность по оказанию различных видов социальных услуг, социально-экономической поддержки, осуществлению социальной адаптации и реабилитации инвалидов, их семей и граждан пожилого возраста.
Социальные услуги — совокупность элементов общей сферы услуг, направленных на социальную поддержку социально незащищенных слоев населения (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой и других видов помощи).
Социальный опыт индивида — опыт его участия в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным направлениям, а также на содержание установок, знаний, навыков и умений.
Социальный патронаж — медико-социальная, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-бытовая, социально-трудовая и социально-правовая поддержка инвалидов и их семей на дому с целью создания оптимальных условий их реабилитации и жизнедеятельности.
Социальный работник — специалист по социальной работе, оказывающий и организующий материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким
361
престарелым людям, многодетным матерям и другим мало-защищенным гражданам.
Способность к самообслуживанию — способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену.
Среда социальная — конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается конкретная личность, социальная общность.
Среда специальная развивающая — такая организация жизнедеятельности детей, в которой проявляется гармоничное сочетание взаимоотношения ребенка и социальной среды и которая побуждает яетей быть активными и целеустремленными. В основе функционирования специальной развивающей среды лежит оптимальное сочетание учебной и игровой деятельности, содержательного и увлекательного отдыха детей с одновременным решением по разработанной программе специальных обучающих, развивающих, воспитательных и социально-реабилитационных задач.
Стандарты реабилитационные — нормативные документы по оценке качества и эффективности реабилитации инвалидов.
Статус личности — положение личности в группе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющее ее права, обязанности и привилегии.
Статус социальный — положение лица или группы в обществе, отличающее их от других лиц и групп.
Стиль общения — индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими людьми.
Стресс — психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях.
Субъектность человека — способность индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет преобразования. Составляющими этого процесса выступают умения управлять своими действиями, планировать способы их выполнения, реализовывать намеченные программы, контролировать и оценивать результаты своих действий.
Такт — чувство меры, способность соблюдать общепринятые нормы приличия в системе отношений между людьми.
362
Технология педагогическая — последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Технические средства реабилитации — совокупность специальных устройств и приспособлений, позволяющих осуществлять не только замещение анатомических и функциональных дефектов организма, но и способствующих активному приспособлению личности к окружающей среде.
Травма психологическая — временное функциональное нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами.
Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги — психического состояния осознанного или неосознанного ожидания неприятностей.
Тренировка аутогенная — вид психотерапии, основанный на максимальном мышечном расслаблении, сочетающимся с самовнушением.
Трудовая терапия — система методов лечения в целях восстановления различных нарушенных функций организма с использованием определенных видов трудовой деятельности.
Уровень притязаний — установка личности на определенный статус, успех, результат деятельности, находящаяся в зависимости от уровня самооценки личности.
Установка — готовность, предрасположенность субъекта к той или иной деятельности, возникающая на основе прошлого опыта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер ее протекания.
Установка социальная — состояние готовности личности к определенному восприятию и оценке социальных явлений, процессов, ситуаций и поведению в ней.
Устойчивость эмоциональная — способность индивида сохранять стабильный эмоциональный фон в сочетании с адекватными эмоциональными реакциями в различных жизненных ситуациях.
Фрустрация —- психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели, интенсивное переживание неудачи.
Ценностные ориентации — содержание направленности личности, обусловленное спецификой устойчивых значимых
363
оценок окружающей действительности, которые имеют выраженную эмоциональную окрашенность.
Шизофрения — психическое заболевание, многообразное в проявлениях и характеризующееся раздвоением личности, замыканием в себе, нарушением контакта с другими людьми и с внешним миром.
Экспертиза профессиональная — часть медико-социальной экспертизы, представляющая собой специализированную про-Ц6ДУРУ изучения и вероятностной оценки пригодности индивида к овладению определенной профессией и достижению определенного уровня мастерства.
Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение в сущность переживания другого человека. перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |