69
относятся словесные (рассказ, беседа, работа с книгой), наглядные (метод примера) и практические (упражнения, приучение и др.) методы.
В практике социальной реабилитации наиболее широко используемым методом является упражнение. Упражнение — планомерно организованная деятельность, предполагающая многократное повторение каких-либо действий с целью формирования определенных навыков и умений. Упражнения необходимы при обучении детей любой деятельностью и овладении теми или иными формами поведения. Первоначально они опираются на такой метод, как приучение, представляющий собой организацию планомерного и регулярного выполнения определенных действий с целью превращения их в привычные формы поведения (привычки). Особенно эффективен он на ранних этапах развития детей.
В реабилитационной практике также широко применяется метод моделирования воспитывающих ситуаций. Детям создаются такие условия, когда они становятся перед необходимостью выбирать определенное решение из нескольких возможных вариантов: промолчать, сказать правду или ответить «не знаю». Необходимо иметь в виду, что при использовании метода упражнений следует предусматривать прохождение трех взаимосвязанных этапов: воспроизведение действий по образцу; применение усвоенных действий в новых условиях; выполнение упражнений творческого характера.
При организации самостоятельной работы детей, как правило, необходим такой метод, как инструктаж. Инструктаж в системе методов является исходным и применяется в тех случаях, когда дети не имеют ясного представления о способах и условиях решения тех или иных практических задач. Он обеспечивает понимание детьми задач и способов осуществления определенных действий, последовательности выполнения операций, а также типичные приемы их использования.
2. Методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе. Любая деятельность протекает эффективно, если у ребенка есть желание ее выполнять, имеются мотивы, побуждающие его быть активным. В целях подкрепления усилий ребенка действовать применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются: соревнование, поощрение и наказание.
Соревнование — метод, в основе которого лежит стремление детей и подростков к соперничеству и самоутверждению.
70
Вовлечение детей в процессе социальной реабилитации в борьбу за достижение лучших результатов стимулирует их быть более активными, инициативными и ответственными. Соревнование может быть индивидуальным и групповым. В процессе его организации следует соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность и сравнимость показателей. Для детей с ограниченными возможностями особенно важно, чтобы в ходе соревнования они испытывали переживание успеха. Поэтому необходимо подбирать такие задания, которые были бы по силам конкретному ребенку.
Поощрение —'способ выражения положительной оценки поведения и деятельности отдельного ребенка или группы детей. Его стимулирующая роль проявляется в том, что в нем содержится признание того образа действия, который избран ребенком. Переживая чувство удовлетворения, ребенок испытывает прилив сил, уверенность, желание выполнять действие и дальше.
Наказание — это такое воздействие на личность ребенка, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения, принятым в обществе. Средствами метода наказания являются замечание, выговор, порицание. Применение наказаний в процессе реабилитации требует от специалиста такта и определенного мастерства. Применение метода наказания в любой форме в целях стимулирования активности ребенка является исключением и может быть оправдано лишь в экстремальных ситуациях.
Методы контроля эффективности социально-реабилитационного процесса. Контроль направлен на получение информации о результатах реабилитационных воздействий за определенный промежуток времени. Он необходим для того, чтобы внести коррективы в программу социальной реабилитации ребенка. Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность социальной реабилитации. Наиболее распространенными методами контроля в социальной реабилитации выступают наблюдение за деятельностью детей и методы психодиагностики. Чрезвычайно важно, чтобы у ребенка в процессе социальной реабилитации сформировались основы самоконтроля, позволяющие ему самому оценивать успешность выполняемых действий.
Наряду с понятием метод существует также понятие методический прием. Прием — это элемент метода. Он не имеет самостоятельной задачи и подчиняется той, которую преследует данный метод. Например, при использовании метода
71
рассказа можно применить такой прием, как повторение одной и той же мысли, чтобы обратить на нее внимание. Приемы и методы в процессе социальной реабилитации выступают как единое целое. Методический прием может быть использован в разных методах.
Основная форма организации социальной реабилитации детей — реабилитационное (коррекционное) занятие, проводимое в условиях реабилитационного центра. Оно может осуществляться в индивидуальной или групповой формах. В первом случае взаимодействие осуществляется один на один с ребенком при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае специалист работает с группой детей, которые взаимодействуют не только "с ним, но и между собой. Группа облегчает процесс осознания своих чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе легче происходит самораскрытие, возрастает уверенность в себе.
Индивидуальное взаимодействие удобно тем, что быстрее снимаются психологические барьеры, которые могут возникать у ребенка в присутствии других детей. В то же время оно не эффективно в выработке навыков общения и межличностного взаимодействия. Противопоказаниями для организации процесса социальной реабилитации в условиях группы могут быть сильно выраженная эмоциональная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность ребенка, трудный характер, низкий уровень интеллектуального развития.
Кроме реабилитационных занятий, которые могут проходить в виде тренинга, учебного занятия, в социально-реабилитационной практике используются и другие формы: кружки и секции различного профиля, проведение различных вечеров, встреч, дискотек, экскурсий, работа в мастерских и т. д. Использование различных форм в организации социальной реабилитации хорошо просматриваются, например, в деятельности Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Химкинского района. Названный центр является базовым учреждением Комитета социальной защиты населения Московской области. Здесь проводится амбулаторно-комплексная реабилитация (социальная, медицинская, профессиональная) инвалидов с рождения до 18 лет. Центр реализует следующие направления в своей деятельности: работа с детьми; работа с подростками; работа с родителями; научно-методическая работа. Помощь детям с ограниченными возможностями предусматривает социально-психологическую поддержку их семей.
72
В центре функционируют:
— Группа социальной адаптации детей-инвалидов, где их готовят к обучению в школе, формируют необходимые для этого личностные качества.
— Группа «Особый ребенок». Ее посещают неблагополучные в медико-социальном отношении дети дошкольного возраста. Главная задача работы в этой группе — развитие активной речи детей, умений правильно пользоваться игрушками, слушать и понимать сказки, музыку и др.
— Клуб «Республика "Подросток"», объединяющий детей с 12 до 18 лет. Задача клуба — способствовать включению детей-инвалидов в общество сверстников и выбору ими профессии. В нем имеются: компьютерные курсы; секция кара4-тэ; фольклорный ансамбль «Лель»; кружки бисероплетения и батика. Клуб организует проведение вечеров, дискотек, встреч, бесед, экскурсий и т. д. .
— В центре оборудован компьютерный класс, работают гончарная мастерская, кружок декоративно-прикладного искусства, функционирует отделение социально-бытовой ориентации, где дети учатся чистить овощи, делать салаты, печь блины. Родители и дети создали театр моды. Костюмы, изготовленные в нем, использует молодежный фольклорный ансамбль «Лель». По программе реабилитации матерей образован ансамбль духовной песни.
Большое внимание уделяется культурно досуговой реабилитации детей-инвалидов и родителей. С ними проводятся экскурсии в Кижи, Сочи, Петрозаводск, Санкт-Петербург, Псков, Муром, Владимир, на теплоходе по Волге и др.
В центре действует родительская академия, в которой специалисты центра читают лекции, проводят семинары, организуют «круглые столы», выпускают методическую литературу.
Все перечисленные направления и формы работы названного центра реабилитации детей и подростков направлены на то, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не была только личным делом семей и не заслоняла им весь мир.
Как в видим, у специалиста по социальной реабилитации имеется значительный арсенал средств, методов и форм организации занятий с детьми с ограниченными возможностями, используя которые можно успешно решать поставленные задачи.
73
Коррекция психического
и личностного развития детей
с ограниченными возможностями здоровья
Чтобы обеспечить нормальное психическое и личностное развитие ребенка, нужна система целенаправленного развивающего воздействия, а в случае нежелательного развития и коррекция появляющихся новых психических образований и форм поведения. Понятия «развивающая» и «коррекцион-ная» деятельность не тождественны, каждое из них имеет свое содержание.
Развивающая деятельность направлена на создание социально-психологических условий развития личности. Коррек-ционная деятельность — имеет более узкую направленность. Она ориентирована на решение в процессе развития ребенка конкретных проблем, связанных с исправлением недостатков развития психики и свойств личности, неадекватных форм поведения и самочувствия.
Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые, так и больные дети. Коррекцией нарушений психического и личностного развития здоровых детей занимаются психологи, специалисты по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекцией аномального развития — медицинские психологи, патопсихологи и нейропсихологи.
Традиционно психологическую коррекцию рассматривают как в широком, так и в узком смысле этого понятия.
В широком смысле психологическая коррекция — это комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле — метод психологического воздействия, ориентированный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития качеств личности.
В зависимости от характера диагностики и направленности коррекции Д.Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на источник и причины отклонений в развитии. Психологическая коррекция должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на источниках,
74
порождающих эти отклонения. Поэтому к анализу психологической структуры дефекта, выяснению причин его возникновения, использованию содержания и форм психологического воздействия на личность ребенка нужен в каждом конкретном случае глубоко продуманный методологический подход.
Главная задача психологической коррекции — укрепление психического здоровья, обеспечение гармонического формирования личности ребенка, имеющего ограниченные возможности жизнедеятельности.
В практике психологической помощи таким детям сложились следующие направления психологической коррекции нарушений развития:
Первое направление — коррекция эмоционального развития ребенка. Цель коррекции — смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными расстройствами, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Эмоциональные нарушения среди детей и подростков встречаются часто. С точки зрения нарушения системы отношений к другим людям и самому себе выделяют три основные группы детей с эмоциональными нарушениями. В первую группу входят дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений (повышенная возбудимость, аффективные вспышки в процессе общения, особенно со сверстниками). Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная заторможенность, слабо выраженная общительность, необоснованные страхи, глубокое переживание обиды. Для третьей группы характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты. В поведении таких детей преобладают агрессивность, импульсивность.
Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. Их в большинстве своем рассматривают как болезни личности. Наиболее распространенная причина детских неврозов — психическая травма.
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений в развитии ребенка осуществляется в рамках двух подходов: психодинамического и поведенческого.
Психодинамический подход предполагает создание условий, снимающих внешние социальные преграды, которые
75
провоцировали конфликт. Поведенческий подход означает нивелирование имеющихся дезадаптивных форм поведения за счет усвоения новых адекватных поведенческих стереотипов.
По назначению методы коррекции эмоциональных нарушений делят на две группы: основные и специальные. К основным методам относят: игротерапию, арттерапию (метод основан на использовании возможностей изобразительного искусства), психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенную тренировку, поведенческий тренинг. Специальные методы — это тактические и технические приемы психокоррекции, цель которых — устранение имеющихся дефектов с учетом индивидуально-психологических факторов.
По своей направленности методы бывают групповыми и индивидуальными .
Второе направление — коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности осуществляется в отношении детей с психическим недоразвитием (умственная отсталость), с задержкой психического развития (ЗПР) и с поврежденным психическим развитием.
1) У детей с психическим недоразвитием наблюдается нарушение константности и предметности восприятия, замедленный темп узнавания предметов, трудности обобщения сенсорных сигналов. У них заметно снижен объем памяти, имеют место существенные трудности в хранении и в воспроизводстве информации, наблюдается недоразвитие мышления, неспособность к образованию понятий, трудности использования навыков и умений на практике. В ходе коррекции детей с названными отклонениями в развитии учат усваивать сенсорные эталоны; манипулировать с предметами различной формы, величины, цвета; развивают зрительную, слуховую и осязательную память; обучают пользоваться вспомогательными предметами (орудийные действия); формируют наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенность коррекционных воздействий состоит в том, что они используются в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации, а также в игре.
2) При задержке психического развития у детей наблюдается замедленный темп формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. С возрастом возможно сглаживание интеллектуального дефекта, вплоть до достижения нормального уровня развития. Однако эта тенденция зависит от причини
76
задержки психического развития. У одних детей может быть недоразвитие предпосылок интеллекта, у других — мотиваци-онной обусловленности учебной деятельности, у третьих — зрительно-пространственных представлений, памяти, внимания.
Следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено на формирование соответствующих психических процессов. Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе.
3) При поврежденном психическом развитии (приобретенное слабоумие) наблюдается ярко выраженная инертность мышления, истощаемость внимания. Могут также иметь место органические деменции и эпилепсия. При органической деменции нарушается целенаправленность мышления, критичность, поведенческие реакции. Последствия поврежденного развития психики ребенка делят на три клинических этапа (М.О. Гуревич).
— Церебрастения: ребенок неспособен к умственному напряжению, имеют место повышенная утомляемость, снижение объема слуховой и зрительной памяти, трудности в концентрации и устойчивости внимания, в нарушении динамики мыслительных процессов. Могут быть обострения в виде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса. В целом прогноз адаптации — удовлетворительный. Основным направлением психологической коррекции с цереб-растеническим синдромом является повышение их умственной работоспособности с помощью специальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций, а также коррекция эмоциональных нарушений (снятие тревожности, развитие уверенности в себе и др.).
— Церебропатия* У детей наблюдается вялость, общая заторможенность или же повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, могут проявляться психопатопо-добные реакции. Для них характерна неадекватная самооценка, снижение критики своего состояния.
Коррекционные воздействия при церебропатии направлены на изменение поведения ребенка. Достигается это с помощью повышения социальной активности ребенка в семье, в школе, а также с помощью специальных психокоррекционных воздействий, цель которых — усвоение и развитие навыков общения в семье, в коллективе сверстников.
— Слабоумие проявляется в снижении умственной деятельности и умственной активности. Психологическая коррекция
77
провоцировали конфликт. Поведенческий подход означает нивелирование имеющихся дезадаптивных форм поведения за счет усвоения новых адекватных поведенческих стереотипов.
По назначению методы коррекции эмоциональных нарушений делят на две группы: основные и специальные. К основным методам относят: игротерапию, арттерапию (метод основан на использовании возможностей изобразительного искусства), психоанализ, метод десенсибилизации, аутогенную тренировку, поведенческий тренинг. Специальные методы — это тактические и технические приемы психокоррекции, цель которых — устранение имеющихся дефектов с учетом индивидуально-психологических факторов.
По своей направленности методы бывают групповыми и индивидуальными .
Второе направление — коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности осуществляется в отношении детей с психическим недоразвитием (умственная отсталость), с задержкой психического развития (ЗПР) и с поврежденным психическим развитием.
1) У детей с психическим недоразвитием наблюдается нарушение константности и предметности восприятия, замедленный темп узнавания предметов, трудности обобщения сенсорных сигналов. У них заметно снижен объем памяти, имеют место существенные трудности в хранении и в воспроизводстве информации, наблюдается недоразвитие мышления, неспособность к образованию понятий, трудности использования навыков и умений на практике. В ходе коррекции детей с названными отклонениями в развитии учат усваивать сенсорные эталоны; манипулировать с предметами различной формы, величины, цвета; развивают зрительную, слуховую и осязательную память; обучают пользоваться вспомогательными предметами (орудийные действия); формируют наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенность коррекционных воздействий состоит в том, что они используются в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации, а также в игре.
2) При задержке психического развития у детей наблюдается замедленный темп формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. С возрастом возможно сглаживание интеллектуального дефекта, вплоть до достижения нормального уровня развития. Однако эта тенденция зависит от причини
76
задержки психического развития. У одних детей может быть недоразвитие предпосылок интеллекта, у других — мотиваци-онной обусловленности учебной деятельности, у третьих — зрительно-пространственных представлений, памяти, внимания.
Следовательно, коррекционное воздействие должно быть направлено на формирование соответствующих психических процессов. Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе.
3) При поврежденном психическом развитии (приобретенное слабоумие) наблюдается ярко выраженная инертность мышления, истощаемость внимания. Могут также иметь место органические деменции и эпилепсия. При органической деменции нарушается целенаправленность мышления, критичность, поведенческие реакции. Последствия поврежденного развития психики ребенка делят на три клинических этапа (М.О. Гуревич).
— Церебрастения: ребенок неспособен к умственному напряжению, имеют место повышенная утомляемость, снижение объема слуховой и зрительной памяти, трудности в концентрации и устойчивости внимания, в нарушении динамики мыслительных процессов. Могут быть обострения в виде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса. В целом прогноз адаптации — удовлетворительный. Основным направлением психологической коррекции с цереб-растеническим синдромом является повышение их умственной работоспособности с помощью специальных психотехнических приемов по развитию памяти, внимания, скорости реакций, а также коррекция эмоциональных нарушений (снятие тревожности, развитие уверенности в себе и др.).
— Церебропатия* У детей наблюдается вялость, общая заторможенность или же повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, могут проявляться психопатопо-добные реакции. Для них характерна неадекватная самооценка, снижение критики своего состояния.
Коррекционные воздействия при церебропатии направлены на изменение поведения ребенка. Достигается это с помощью повышения социальной активности ребенка в семье, в школе, а также с помощью специальных психокоррекционных воздействий, цель которых — усвоение и развитие навыков общения в семье, в коллективе сверстников.
— Слабоумие проявляется в снижении умственной деятельности и умственной активности. Психологическая коррекция
77
с такими детьми организуется с учетом специфики дефекта и проводится в двух направлениях: во-первых, принимаются меры к организации жизнедеятельности и общения ребенка в семье и в группах детей, где бывает ребенок. Во-вторых, такого ребенка учат доступным видам деятельности и проявляют заботу о развитии его эмоциональной и познавательной сфер (коррекция проводится по аналогии с коррекцией ребенка, имеющего психическое недоразвитие). Данная работа осуществляется в тесном контакте с родителями, логопедом, кор-рекционным педагогом.
Третье направление — психологическая коррекция поведения детей и подростков. Поведение — это система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в ходе его взаимодействия со средой. Несоответствие реакций, действий и поступков человека общепринятым в обществе формам и нормам поведения рассматривается как нарушение поведения. Основными причинами нарушения поведения детей и подростков могут быть: искаженное психическое развитие; дисгармоническое психическое развитие; искаженные семейные отношения; психическая и социальная депривация; дезадаптация, связанная с трудностями обучения и др.
1) Психологическая коррекция при искаженном, психическом развитии. При искаженном психическом развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных функций, приводящих к появлению патологических новообразований.
Одним из клинических выражений этого типа нарушений является детский аутизм. Его характерным признаком является неадекватность психических реакций. У детей, страдающих аутизмом, наблюдается быстрая истощаемость любой целенаправленной деятельности, однообразное, стереотипное поведение, уход в фантазию, своеобразный грамматический строй языка.
Программа коррекции аутичных детей разрабатывается с учетом степени тяжести и специфики нарушения. Задачи психокоррекционной работы с ними состоят в том, чтобы преодолеть негативизм при общении, смягчить характерный для таких детей сенсорный и эмоциональный дискомфорт, преодолеть отрицательные формы поведения, повысить психическую активность в процессе общения с взрослыми и детьми.
78
Основными направлениями коррекционной работы являются:
— обучение ребенка внешним контактам;
— обучение более сложным формам поведения;
— развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
2)Психологическая коррекция при дисгармоническом психическом развитии. Данный вид дизонтогенеза определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Лица, страдающие психопатией, не осознают свои характерологические особенности, недооценивают психотравмирующие ситуации, способствующие дезорганизации поведения. Сохранный интеллект ребенка не регулирует его эмоционально-волевые процессы. Названные особенности личностного развития негативно отражаются на поведении ребенка. Ему становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет личностную дисгармонию.
В этой связи основной целью психокоррекции детей с дисгармоничным развитием является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и устранение или сглаживание психотравмирующих факторов. Важно пробудить у ребенка или подростка интерес к своей личности и особенностям поведения, научить распознавать психотравмирующие ситуации, обучить его большему количеству вариантов поведения, которые можно использовать в трудных ситуациях, развить способность к саморегуляции и самооценке.
Для реализации этих целей рекомендуются специальные групповые занятия с использованием игр-драматизаций, система психорегулирующих тренировок, методов психодинамического, поведенческого, когнитивного и других направлений психокоррекции.
3) Психологическая коррекция нарушений в поведении детей и подростков, обусловленных отрицательным влиянием семьи, психической и социальной депривацией и дезадаптацией в связи с трудностями в обучении.
Искаженные семейные отношения и негативное воспитание в семье являются чаще всего источником нервно-психических расстройств с разнообразными девиациями поведения. У детей из неблагополучных семей, к тому же с теми или иными дефектами развития, наблюдаются, как правило, высокий уровень тревожности, агрессивность, недоверие к взрослым. Однако, несмотря на неблагополучие в семье, дети, попадая
79
в специализированные учреждения, тоскуют по родителям, бережно хранят семейные реликвии. Поэтому, осуществляя необходимую коррекцию в психическом развитии ребенка, вызванную негативным воспитанием в семье, не следует ограждать ребенка «от дурного влияния плохих родителей». Опыт работы с такими детьми показывает, что нужно укреплять связи с родственниками, организовывать с ними встречи в выходные дни, на каникулах. Положительную роль играет ведение семейного альбома, сохранение семейных реликвий, а коррекционную работу с такими детьми следует рассматривать как временную поддержку семьи, находящейся в кризисном состоянии.
Серьезной проблемой в системе социальной реабилитации является школьная дезадаптация детей с ограничениями жизнедеятельности. Многие из них имеют сенсорное недоразвитие, задержку психического развития (ЗПР), интеллектуальную недостаточность, являющиеся причиной формирования у них внутренней напряженности, тревожности, агрессивности, конфликтности, ощущения неполноценности, ненужности, что приводит к дисгармонизации отношений с социальной средой.
Основной путь оказания помощи дезадаптированным детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, — это создание условий для интеграции в нормально развивающуюся социальную среду, разработка индивидуальных программ специально организованной помощи и поддержки. В основу программы должны быть положены коррекция психических функций и эмоционально-волевой сферы психики ребенка, формирование самооценки, навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающей социальной среде.
Четвертое направление — коррекция развития личности. В процессе онтогенеза могут возникать негативные личностные качества, создающие реальную угрозу искаженного развития личности в целом. Чтобы не допустить нежелательного развития и появления негативных личностных качеств, осуществляется их исправление, коррекция.
Целесообразность психокоррекции личности реально возникает на 4—5 году жизни ребенка, когда сформировавшиеся личностные качества начинают мешать его социальной адаптации.
В этой связи объектом психокоррекционных воздействий могут выступать относительно сложные психологические образования (мотивы, ценностные ориентации, черты характера,
80
установки, самооценка, уровень притязаний и т. п.), формирование которых происходит относительно независимо от возможных патопсихологических расстройств. Формы, тематика и содержание коррекционных занятий по «исправлению» личностных свойств достаточно разнообразны. К ним относят: сюжетно-ролевые игры, специальные учебные занятия, выполнение определенных тестовых заданий с обратной связью и др.
Основной принцип построения коррекционных занятий заключается в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему поведенческими стереотипами, и демонстрации результатов, свидетельствующих о возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.
Выбор конкретной формы психологической коррекции определяется уровнем развития и конкретными проблемами воспитания ребенка. Исходя из задач социальной реабилитации, коррекционная работа организуется таким образом, чтобы обеспечить целостное воздействие на личность во всем многообразии мотивационных, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других проявлений личности. Основными направлениями коррекции нарушений личностного развития могут быть:
1. Преодоление микросоциальной педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания ребенка.
2. Помощь ребенку в разрешении психотравмирующих ситуаций, в формировании продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми, в повышении социального статуса, в развитии компетентности в вопросах нормативного поведения.
3. Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов у детей. Эта задача решается в ходе индивидуальной и групповой психокоррекции детей с психическим недоразвитием и задержкой психического развития.
4. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения. Обеспечивается в процессе групповых занятий с детьми с асинхронией психического развития (искаженного, диспропорционального и дисгармоничного).
5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка
81
путем активного привлечения родителей в психокоррекцион-ный процесс.
6. Создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Достигается путем активной работы не только с членами семьи, но и с педагогами, обучающими ребенка, а через них с одноклассниками, друзьями и знакомыми.
Коррекционная работа с детьми, имеющими ограниченные возможности, наряду с развивающей работой, является основным направлением в социальной реабилитации детей. Однако чтобы она была эффективной, важно соблюдать следующие требования и условия, предъявляемые к ее проведению.
Во-первых, она должна опираться на глубокие знания закономерностей психического развития ребенка вообще и знаний специфики дизонтогенеза, вызванного тем или иным болезненным процессом и его последствиями в частности.
Во-вторых, содержание коррекционной работы должно определяться особенностями сензитивных периодов возрастного развития, необходимостью формирования тех психических новообразований и качеств личности, которые на данном этапе наиболее актуальны.
В-третьих, коррекционную работу необходимо осуществлять на основе специальных программ, которые разрабатываются применительно к каждому ребенку и к каждой возрастной группе с учетом специфики заболевания или вызвавшего нарушения дефекта. При этом программа должна учитывать «зону ближайшего развития» ребенка, потребности и мотивы, побуждающие его к активности, особенности культурной и социальной среды, в которой он воспитывается, ведущий вид деятельности, присущий данному возрастному этапу, и уровень его сформированности. Необходимо стремиться к тому, чтобы коррекционные занятия осуществлялись в естественных для ребенка условиях.
В-четвертых, в ходе организации коррекционной работы необходимо соблюдать доступность, преемственность и последовательность в формах и методах ее проведения.
И наконец, чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов в социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если
82
ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.
В ходе психологической коррекции не следует стремиться к одновременному решению многих задач, а терпеливо работать над одной, двумя составляющими более сложной задачи. Регулярные маленькие, но успешные изменения в развитии ребенка приведут к положительным результатам и в решении более сложных личностных проблем. Например, если ребенок затрудняется общаться со сверстниками из-за недостатка развития речи, пополнение словарного запаса ребенка должно стать в работе с ним первоочередной задачей. Одновременно будет решаться и важная социальная задача, ребенок приобретает навыки межличностных отношений.
Осуществляя коррекционную работу, важно помочь ребенку в ходе возрастного развития постепенно стать хозяином своего внутреннего мира, научиться управлять своими желаниями, уметь ставить цели, направленные на преобразование самого себя. Этот процесс требует много времени и усилий как со стороны ребенка, так и взрослого. Сам ребенок не может реализовать поставленные задачи. Добиться положительных сдвигов в своем развитии можно только на практике и эту практику могут организовать только взрослые.
Контрольные вопросы
1. Раскройте сущность понятия «социально-реабилитационная деятельность».
2. В чем единство и различие в содержании понятий «педагогическая деятельность» и «социально-реабилитационная деятельность»? Охарактеризуйте понятие «социальная реабилитация» с точки зрения ее вариантов: социальная реабилитация как процесс, как конечный результат и как деятельность.
3. Раскройте основные качественные характеристики социально-реабилитационной деятельности.
4. Назовите основные принципы социально-реабилитационной деятельности и раскройте требования, которые они отражают.
5. Раскройте цели и задачи социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Назовите основные направления в социально-реабилитационной деятельности и раскройте их сущность.
7. Что понимается под средствами реабилитационного воздействия? Дайте характеристику основным из них.
83
8. Охарактеризуйте основные виды психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, используемые в процессе социальной реабилитации.
9. Назовите основные виды специальной помощи, применяемые в процессе социальной реабилитации, и раскройте их суть.
10. Раскройте сущность методов, используемых в социальной реабилитации детей с отклонениями в развитии.
11. Назовите основные формы организации социально-реабилитационного процесса.
12. Что такое психологическая коррекция? Назовите основные направления психокоррекционной работы с детьми-инвалидами.
Темы для докладов и сообщений
1. Комплексный подход в реабилитации детей-инвалидов — важнейшее условие их подготовки к интеграции в общество.
2. Благотворительность — одна из гуманных инициатив с целью оказания помощи и поддержки детям-инвалидам и их семьям и ее проявление в условиях города, области.
3. Средства массовой информации — мощный рычаг общественной поддержки проблем инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Неправительственные и общественные организации как активные участники создания полноценных условий для успешной интеграции инвалидов в общественную жизнь.
Литература
1. Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М., 1997.
2. Бороздин АЛ. Дошкольный центр социальной реабилитации в Академгородке (Школа Бороздина) // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М., 1995.
3. Долгу>шкинА.К. Введение в социальную реабилитологию. М., 2000.
4. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
5. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1993.
6. Мамайчук ИМ. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии: Учебное пособие. СПб., 2000.
7. Опыт регионов России по внедрению комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2001.
8. Опыт социальной работы в рамках реализации концепции независимой жизни в деятельности неправительственных организаций. СПб., 2001.
9. Осипова АА. Общая психокоррекция. М., 2000.
84
10. Охапкина НА. Центр-школа «Цветик-семицветик» // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М., 1995.
11. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы / Под ред. А,М. Панова. М., 1997.
12. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М., 1977.
13. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М-, 2001.
14. Тукузова Т.М. Трамвай для чудаков // Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования. М., 1995.
15. «Школа 2100». -Образовательная программа и пути ее реализации / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. М., 1999.
перейти в каталог файлов
| Образовательный портал
Как узнать результаты егэ
Стихи про летний лагерь
3агадки для детей |