Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошколь ных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой пси хического развития


НазваниеУчебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошколь ных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой пси хического развития
АнкорLalaeva R I Serebryakova N V Zorina S V Narushenia rechi i ikh korrektsia u detey s zaderzhkoy psikhicheskogo razvitia[1] (.
Дата21.09.2017
Размер2.13 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаLalaeva_R_I__Serebryakova_N_V__Zorina_S_V_Narushenia_rechi_i_ikh
ТипУчебное пособие
#16061
страница2 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Глава II. Дифференциальная диагностика нарушений развития

В ряде случаев у детей с РДАотмечаются нарушения речи аналитического характера, в частности, нарушение понимания значения слов, неусвоение грамматических правил. Б. Хермелин и М. О. Коннор рассматривают нарушения речи у детей, страдающих аутизмом, как одно из проявлений интеллектуальной недостаточности, связывая их с трудностями использования знаков и символов.

Нарушения речевого развития у детей с РДА могут проявляться в четырех вариантах (К. С. Лебединская, О. С. Никольская и др.):

Первый вариант. Появление гуления, лепета, первых слов соответствует норме или наблюдается даже раньше, чем в норме. Первые слова ребенка, однако, не обусловлены его потребностями: не слова типа да, на, мама, папа, баба, а слова, сложные по звукослоговой структуре (листок, трава), которые произносятся ребенком утрированно четко. Употребляя слова, ребенок не соотносит их с определенными предметами.

Появление и развитие фразовой речи соответствует нормеи осуществляется довольно быстро. Однако обращает на себя внимание неконкретный характер речи, в отличие от речи здоровых детей.

В период 2-2,5 лет происходит регресс речи. Внешней причиной является либо соматическое заболевание, либо психическая травма. Иногда регресс происходит без видимых причин. В ряде случаев ребенок полностью утрачивает речь. Регресс речи сочетается с увеличением моторных трудностей.

Второй вариант речевого развития детей с РДА характеризуется задержкой развития речи. Так, гуление наблюдается в 3-5 мес, лепет — в 5-11 мес, первые слова — от 1 г. 2 мес. до 3 лет. Как правило, первые слова представляют собой штампы.

В речи детей имеются стойкие нарушения з в у к о -п.роизношения, перестановки звуков в словах и другие искажения структуры слова. Темп речи чаще всего

замедленный. Из-за отсутствия побуждения к речи словарный запас обогащается очень медленно. Развитие фразовой речи нарушено, наблюдаются аграмма-т и з м ы, нарушения в употреблении предложно-падежных конструкций, в согласовании существительного и прилагательного, существительного и глагола и др.

Ребенок не использует местоимение «я», заменяет его местоимениями второго и третьего лица. Фразовая речь часто является воспроизведением штампов, лишенных конкретного содержания, она не соотносится с определенной ситуацией.

Диалогическая речь у этих детей не сформирована, дети не отвечают на вопросы и сами не задают их.

У детей наблюдается м о т о р н а я не л овкостьнетоль-ко в общей, но и в пальцевой, и в артикуляторной моторике.

Третий вариант. Начальные этапы становления речи соответствуют нормеи даже протекают быстрее, чем в норме. Словарный запас очень быстро обогащается, рано появляются сложные грамматические фразы. Ребенок усваивает стереотипно речь взрослых и как бы отражает ее в собственной речи.

В речи детей появляются длинные монологи, но дети неспособны к гибкому диалогу, к учету собеседника в процессе диалога.

У этих детей обнаруживается повышенный интерес к звуковой структуре слова, они любят «играть со словом», заменяя отдельные звуки, слоги, переставляя их. Им свойственна любовь к словотворчеству.

Фонетическая сторона речи характеризуется напряженностью голоса, повышением его высоты в конце фразы, более быстрым темпом, недоговариванием слов, пропуском и заменой звуков. Иногда в речи наблюдается смазанное произношение, в других случаях речь скандированная.

Четвертый вариант. Раннее речевое развитие соответствует норме. Однако, как и при первом варианте, в период 2-2,5 лет наблюдается регресс речи. Этому предшествует соматическое заболевание или психическая травма. Но регресс речи не заканчивается полным мутизмом. Развитие речи как бы останавливается на период до 5-6 лет. Фразовая речь исчезает. В речи ребенка преобладают эхолалии. В дальнейшем развитие фразовой речи характеризуется аграмматизмами.

Импрессивная же речь ребенка значительно более сохранна. Ребенок обладает богатым пассивным словарем, соответствующим нормальному речевому развитию. У него нет нарушений звукослоговой структуры слова. Такие дети в большей мере интересуются смыслом речи. У них отсутствует склонность к употреблению речевых штампов.

Для всех вариантов речевого развития детей с РДА характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме роль эхолалии; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи.

В. В. Лебединский и другие авторы считают, что основные факторы, нарушающие психическое развитие ребенка с РДА, это:

  1. дефект психической активности;

  2. нарушения аффективного характера;

  3. нарушения сенсорной сферы;

  4. моторные нарушения;

  5. нарушения речи.

При раннем детском аутизме психическое развитие характеризуется асинхрониеи формирования отдельных функций и систем: так, развитие речи часто опережает развитие моторики, «абстрактное» мышление обгоняет развитие наглядно-действенного и наглядно-образного. Все это усложняет картину искаженного психического развития аутич-ного ребенка.

Дисгармоничное психическое развитие

К этому виду нарушений психического развития относятся психопатии и патологическое развитие л и ч н о с т и. В основе этих аномалий психического развития лежит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Как правило, психопатии и патологическое развитие личности у детей не сопровождаются нарушениями речевого развития, а в связи с этим отпадает необходимость подробно рассматривать этот вид нарушений психического развития. Следует отметить, однако, что дисгармоническое развитие личности является благоприятной основой для возникновения заикания.
Глава II. Дифференциальная диагностика нарушений развития

ВЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗПР. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

У детей с задержкой психического развития отмечается большая распространенность нарушений речи (Ю. Г. Демьянов, В. А. Ковшиков, Е. В. Мальцева, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко, Н. Ю. Борякова и др.).

Этиопатогенетические факторы нарушений речи у детей с ЗПР полиморфны, однако прежде всего они связаны с особенностями психомоторного развития этих детей.

Клиническая характеристика детей с ЗПР

Этиология ЗПР связана с конституциональными факторами, хроническими соматическими заболеваниями, с неблагоприятными социальными условиями воспитания и, преимущественно, с органической недостаточностью ЦНС резидуального или генетического характера (Ю. Г. Демьянов, Е. С. Иванов, В. В. Лебединский).

Задержка психического развития проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.

В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.

Классификация ЗПР К. С. Лебединской

С учетом этиологии различают 4 основных варианта задержки психического развития:

  1. конституционального происхождения;

  2. соматогенного происхождения;

  3. психогенного происхождения;

  4. церебрально-органического генеза.

К задержке психического развития конституционального происхождения относят психический и психофизический инфантилизм. Этот вариант ЗПР характеризуется следующими особенностями. При психофизическом инфантилизме детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей более младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. В игре они проявляют выдумку и сообразительность, однако очень быстро устают от учебной деятельности.

Задержка психического развития соматогенного происхождения связана с длительными хроническими заболеваниями. Она характеризуется физической и психической астенией. У детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость. У них формируются такие черты характера, как робость, боязливость, неуверенность в себе.

При ЗПР психогенного происхождения основными этиологическими факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно-психической сферы, что обусловливает патологическое развитие личности. При этом варианте ЗПР преимущественно страдает эмоционально-волевая сфера. Так, при педагогической запущенности, безнадзорности у ребенка формируется психическая неустойчивость, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности. При гиперопеке появляются эгоцентрические установки, эмоциональная холодность, неспособность к волевому усилию, труду. При авторитарном, императивном воспитании, в психотравмирующих, жестоких для ребенка условиях наблюдается невротическое развитие личности, формируется робость, боязливость, отсутствие инициативы, самостоятельности.

Наиболее сложной и специфической формой является ЗПР церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция).

Этиология этой формы ЗПР связана с органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикации, инфекции, травмы ЦНС в первые годы жизни ребенка. В отличие от олигофрении, ЗПР обусловлена более поздним повреждением мозга, когда уже начинает осуществляться дифференциация многих мозговых систем.

При этой форме ЗПР, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения ЦНС (гидроцефалии, нарушений черепно-мозговой иннервации, выраженной вегето-сосудистой дистонии).

При ЗПР церебрально-органического генеза имеется незрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. В зависимости от того, что преобладает в клинической картине: эмоциональная незрелость или нарушение познавательной деятельности, — ЗПР центрально-органического генеза подразделяют на две группы: первая группа — с преобладанием органического инфантилизма; вторая — с преобладанием нарушений познавательной деятельности.

Органический инфантилизм проявляется, прежде всего, в эмоционально-волевой незрелости, в примитивности эмоций, внушаемости, слабости воображения, преобладании игровых интересов над учебными. У одних детей преобладает импульсивность, психомоторная расторможен-ность, неспособность к волевым усилиям. У других детей выявляется робость, боязливость, склонность к страхам, пассивность, заторможенность.

Нарушения познавательной деятельности у детей с минимальной мозговой дисфункцией носят мозаичный характер. Парциальное нарушение корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем. Таким образом, нарушения психического развития характеризуются направлением «снизу вверх».

Особые случаи задержки психического развития связаны с проблемой микросоциальной, или педагогической, запущенности. Длительная недостаточность информации, условия интеллектуальной и эмоциональной депривации могут привести к задержке интеллектуального развития ребенка и со здоровой нервной системой. Однако и психологическая структура нарушения, и прогноз в этом случае будут иными, чем при ЗПР церебрально-органического генеза.

Недостаточный уровень развития навыков, знаний и умений педагогически запущенного ребенка обусловлен не органическим повреждением ЦНС, не парциальным нарушением высших корковых функций, а условиями социальной депривации.

Классификация ЗПР Ю.Г. Демьянова

Выделяют следующие варианты ЗПР:

  1. с цереброастеническим синдромом;

  2. психофизический инфантилизм;

  3. с невропатоподобным синдромом;

  4. с психопатоподобным синдромом;

  5. при детских церебральных параличах;

  6. при общем недоразвитии речи;

  7. при дефектах слуха;

  1. при тяжелых дефектах зрения;

  2. при тяжелых соматических заболеваниях; 10) при тяжелой семейно-бытовой запущенности.

Рассмотрим клиническую характеристику этих вариантов ЗПР.

ЗПР с цереброастеническим синдромом

Этиология этой формы ЗПР связана с негрубыми нарушениями течения беременности и родов, истощающими соматическими заболеваниями и черепно-мозговыми травмами впервые годы жизни ребенка.

Наряду с причинами биологического характера, часто отмечаются и социальные причины: неблагоприятные внутрисемейные отношения, педагогическая запущенность.

При неврологическом обследовании у детей часто обнаруживают симптомы дисфункции вегетативной нервной системы, в ряде случаев — рассеянную микросимптоматику очагового характера.

Электроэнцефалографические исследования часто выявляют диффузные изменения биоэлектрической активности, дисфункцию срединных структур головного мозга и негрубые локальные изменения коры головного мозга.

Цереброастенический синдром проявляется в быстрой истощаемости произвольного внимания, утомляемости, неспособности к длительному психическому напряжению.

У детей с этой формой ЗПР отмечается сужение объема зрительной и слуховой памяти, недостаточная скорость запоминания информации, слабость речеслуховои и зрительной памяти.

Нарушения памяти проявляются и в процессах «рядооб-разования». У детей наблюдаются трудности запоминания последовательности движений, воспроизведения серии графических изображений, ритмических рисунков. Эти дети затрудняются в запоминании времен года, дней недели, месяцев, стихотворений.

Нарушения познавательной деятельности проявляются и в особенностях восприятия, мышления.

В дошкольном возрасте у детей отмечается отставание в развитии устной речи. С первых этапов школьного обучения обнаруживаются трудности в овладении чтением, письмом, счетом (дислексии, дисграфии, дискалькулии).

В учебной деятельности особенно резко проявляются черты цереброастенического синдрома. У детей отмечается быстрая утомляемость и отвлекаемость. Вследствие быстрой утомляемости дети становятся пассивными, вялыми, рассеянными либо раздражительными, капризными.

Психофизический инфантилизм

Эта форма ЗПР проявляется в трех вариантах.

1)Гармонический психофизический инфантилизм.

Этиология этого варианта психофизического инфантилизма связана с наследственными факторами и истощающими заболеваниями в раннем периоде.

В дошкольном возрасте, как правило, отставание в психическом развитии этих детей не замечается окружающими, так как проявляется в легкой форме. Эти дети общительны, эмоциональны, доброжелательны и приветливы. У них не возникает проблем в отношениях со взрослыми и детьми.

У детей с этой формой ЗПР обнаруживается отставание как физического, так и психического развития на 2-3 года. Особенности телосложения, пропорций тела, моторики характерны для детей более младшего возраста. Эмоционально-волевая сфера характеризуется незрелостью.

В школьном возрасте у этих детей продолжают доминировать игровые интересы, наблюдается непосредственность в рассуждениях, наивность.

Вместе с этим, у детей с психофизическим инфантилизмом не обнаруживается существенных нарушений познавательной деятельности (гнозиса, мышления, внимания, памяти). Прогноз психического развития благоприятный.
2)Дисгармо ни ч е с к и й психический инфантилизм.

Причинами этой формы инфантилизма являются негрубые повреждения головного мозга на ранних стадиях развития.

В ряде случаев у этих детей наблюдается отставание физического развития, черты эмоциональной незрелости. Характерными для этих детей являются черты цереброас-тенического синдрома. Это проявляется в том, что дети оказываются неспособными к длительному интеллектуальному напряжению. На фоне переутомления у них обнаруживается невозможность концентрации внимания, повышенная пере-ключаемость внимания, патологическая инертность. У этих детей обнаруживается ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность длительно удерживать информацию различной модальности. Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, классификации протекают замедленно и вызывают определенные затруднения.

Эмоционально-волевая сфера этих детей характеризуется эмоциональной неустойчивостью. Обращают на себя внимание и особенности поведения этих детей: склонность к конфликтам, драчливости, агрессивности. Во многих случаях у детей наблюдается эгоистичность, отсутствие самокритичности. По причине указанных особенностей личности эти дети не имеют друзей.

Прогноз психического развития этих детей менее благоприятный, чем при гармоническом психофизическом инфантилизме.

3) Психофизический инфантилизм при эндокринной недостаточности.

Темп психического развития этих детей отстает от нормы. Телосложение характеризуется диспластичностью. В моторной сфере выявляется неловкость, неуклюжесть движений, нарушение координации, синхронности и последовательности движений.

У этих детей отмечается повышенная внушаемость, пассивность, робость, застенчивость, наивность в суждениях. Наряду с этим, проявляется ворчливость, резонерство, хвастливость.

Психическая деятельность этих детей характеризуется пассивностью, недостаточной гибкостью, замедленным темпом, быстрой истощаемостью.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей