Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошколь ных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой пси хического развития


Скачать 2.13 Mb.
НазваниеУчебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошколь ных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой пси хического развития
АнкорLalaeva_R_I__Serebryakova_N_V__Zorina_S_V_Narushenia_rechi_i_ikh_korrektsia_u_detey_s_zaderzhkoy_psikhicheskogo_razvitia[1] (.
Дата21.09.2017
Размер2.13 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаLalaeva_R_I__Serebryakova_N_V__Zorina_S_V_Narushenia_rechi_i_ikh
ТипУчебное пособие
#16061
страница3 из 20
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

С этим файлом связано 40454 файл(ов). Среди них: Kopytin_A_I_Diagnostika_v_art-terapii_Metod_Mandala.pdf, Бютнер Жить с агрессивными детьми.doc, Теремкова Н.Э. - Логопедические домашние задания для детей 5-7 л, что такое ЦИПР.docx, Kopytin_A_I_Art-terapia_-_novye_gorizonty.pdf, Сетка песочного листа.docx, АУТИЗМ ПРЕЗЕНТАЦИЯ Краснова (1).ppt.ppt, Professia_tyutor_Informatsionno-metodicheskiy_byulleten.pdf, Semago_M_M_Rabochaya_kniga_psikhologo_-_mediko_pedagogicheskogo_ и ещё 40444 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

. ЗПР с невропятоподобным синдромом

Этиология этой формы ЗПР связана с легкой органической недостаточностью мозга, которая возникает в результате воздействия патологических факторов на ран-немэтапеонтогенеза.

Электроэнцефалографическое исследование выявляет у этих детей негрубые изменения биоэлектрической активности головного мозга. При неврологическом исследовании выявляются признаки дисфункции вегетативной нервной системы.

В клинической картине отмечается задержка развития ряда психических функций на фоне симптомов, сходных с невропатией («врожденной нервностью»).

Раннее психомоторное развитие этих детей проходят в пределах нормы. Однако наблюдается ряд особенностей их поведения: крикливость, излишняя возбудимость, подвижность, склонность к капризам. У многих детей наблюдаются соматовегетативные нарушения: срыгивание, рвота, нарушение чередования сна и бодрствования, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и др.

Эмоционально-волевая сфера этих детей характеризуется неустойчивостью эмоций, повышенной истощаемостью, впечатлительностью, обидчивостью, плаксивостью, склонностью к невротическим реакциям.

Излишняя отвлекаемость, суетливость, быстрая истоща-емость произвольного внимания приводят к трудностям усвоения знаний, к конфликтам с учителями, которые могут провоцировать эффектные реакции в виде крика, плача. Школьная неуспеваемость усиливает невротические реакции детей, вызывает страхи, нежелание посещать школу.

Познавательная деятельность характеризуется недоразвитием ряда психических функций. Особенности психического развития приводят в школьном возрасте к возникновению дисграфии и дискалькулии.
Прогноз психического развития этих детей благоприятен при условии своевременной и целенаправленной психолого-педагогической помощи.

ЗПР с психопатоподобными синдромами

При раннем поражении структур головного мозга нарушения психического развития могут комбинироваться и с искаженным формированием личности. Наиболее характерными вариантами этой формы ЗПР являются следующие:

1) ЗПР с синдромом гиперактивности

Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы этих детей проявляются в гиперактивности. При этом движения и действия этих детей непоследовательны, хаотичны.

В конфликтных ситуациях эти дети проявляют агрессивность, но без жестокости, однако быстро успокаиваются. В поведении этих детей наблюдается также упрямство, аффективная напряженность.

Особенности познавательной деятельности проявляются, прежде всего, в нарушении концентрации внимания при осуществлении интеллектуальных операций, в быстрой от-влекаемости внимания при относительной сохранности процессов памяти и мыслительных операций.

Школьная неуспеваемость этих детей обусловлена такими особенностями мыслительной деятельности, как недо^ статочная системность, упорядоченность, отсутствие четкой направленности и планомерности при решении интеллектуальных задач и при усвоении школьных знаний. Неудачи ребенка в школе вызывают негативное отношение к школе, к обучению, школьную фобию.

В дальнейшем, после прохождения подросткового периода, происходит либо постепенное сглаживание симптоматики, улучшение поведения и отношения к школе, либо усложнение деформации личности.

2) ЗПР с синдромом гипоактивности

С раннего возраста у таких детей отмечается замедленный темп моторного и психического развития.

Движения и действия этих детей замедленны. Они не сразу включаются в различные виды деятельности, нерешительны при выборе и прогнозе предстоящих действий, не сразу реагируют на поведение других детей в процессе игры.

У этих детей отмечается замедленность восприятия и понимания речи. Формирование других психических функций также характеризуется более замедленным темпом.

Многие психические процессы характеризуются пассивностью, инертностью. Исследования мышления обнаруживают у этих детей шаблонность, стереотипность, отсутствие творческой активности, гибкости, оригинальности.

3) ЗПР с аутистическим синдромом

Нарушения психомоторного развития наблюдаются у этих детей с раннего возраста. Развитие моторики часто отстает от нормы. У детей отмечается неловкость движений, наличие двигательных стереотипов.

В речи этих детей отмечаются нарушения звукопроизно-шения, просодических компонентов речи, обилие речевых штампов.

С раннего возраста проявляется аутичность. Эти дети ведут себя так, как будто они одни, не стремятся к общению и игре с другими детьми, иногда предпочитают избирательно контактировать с некоторыми взрослыми людьми.

Круг их интересов избирателен и ограничен. Чрезвычайно трудно вовлечь этих детей в деятельность, которая им не нравится.

Учебная деятельность их не интересует и вызывает большие трудности.

При этой форме ЗПР отмечается диспропорция в развитии различных видов мышления. При относительной сохранности вербального мышления имеет место задержка в развитии невербального интеллекта (наглядно-образного, в частности, конструктивного мышления).

Школьная неуспеваемость этих детей осложняется недостаточной сосредоточенностью и целенаправленностью.

В связи с имеющимися особенностями психической деятельности, у детей обнаруживаются нарушения чтения, письма и счета.

ЗПР при детских церебральных параличах

При ДЦП, кроме грубой неврологической симптоматики, нарушений моторики, у детей обнаруживаются и нарушения восприятия, внимания, памяти, мышления.

Двигательная недостаточность обусловливает и нарушения тактильной и кинестетической чувствительности, расстройство зрительно-пространственных функций. В связи с этим, частыми симптомами при ДЦП являются нарушения гнозиса, праксиса, агнозоапраксии, асте-реогноз.

У детей с ДЦП наблюдаются и проявления ц е р е б р о -астенического синдрома.

Нарушения познавательной деятельности во многом определяются формой ДЦП. Так, при спастической и гемипаретической формах ДЦП у 1/3 детей отмечается умственная отсталость, а у остальных детей выявляется ЗПР различной степени выраженности с преобладанием нарушений наглядно-образного мышления.

Эмоционально-волевая сфера этих детей характеризуется сензитивностью, излишней впечатлительностью, переживанием своего дефекта.

При гиперкинетической форме ДЦП преобладают нарушения вербально-логического мышления при относительной сохранности наглядно-действенного мышления. При этом, однако, темп мыслительных операций, как правило,замедлен.

В поведении этих детей наблюдается недостаточная критичность по отношению к себе, бестактность, назойливость, эгоцентричность.

У детей с ДЦП частыми являются неврозоподобные симптомы, депрессии, страхи.

ЗПР при общем недоразвитии речи

Нарушения речевого развития у. этих детей часто сочетаются с особенностями мыслительной деятельности. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развиваются без особых отклонений. В то же время формирование вербально-логического мышления характеризуется задержкой в развитии. Эти особенности мышления в сочетании с тяжелыми нарушениями речевого развития приводят к большим трудностям школьного обучения, к возникновению дислексии, дисграфии, дискалькулии.

ЗПР при тяжелых дефектах слуха

Дефекты слуха приводят, прежде всего, к нарушению речевого развития. В связи с этим, у глухих детей страдает вербально-логическое мышление, в то время как наглядно-действенное и наглядно-образное мышление развиваются без отклонений. Нарушения речевого развития приводят к трудностям формирования понятий, процессов обобщения, абстракции.

В подростковом возрасте у детей с тяжелым нарушением слуха могут наблюдаться переживания своего дефекта, чувство неполноценности, черты инфантилизма, недостаточная самостоятельность, повышенная самооценка.

В том случае, когда глухота вызвана органическим поражением мозга, могут наблюдаться признаки цереброас-тенического синдрома.

ЗПР при тяжелых дефектах зрения

Тяжелые дефекты зрения приводят к отставанию в формировании моторной сферы, отрицательно влияют на развитие пространственных функций, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Вследствие слепоты нарушается участие ребенка в различных видах деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, что также задерживает психическое развитие.

У детей с тяжелыми дефектами зрения часто отмечаются характерные особенности эмоционально-волевой сферы: сензитивность, замкнутость, чувство неполноценности, капризность, эгоистичность, тревожная мнительность, склонность к самоанализу. В качестве компенсаторных реакций формируется склонность к соблюдению порядка, доходящая до педантизма.

Довольно часто у этих детей наблюдаются невротические реакции и в целом патологическое формирование личности.

ЗПР при тяжелых соматических заболеваниях

Из-за длительных соматических заболеваний у детей возникает астенический синдром, который проявляется в быстрой утомляемости при физической и психической нагрузке.

Гиперопека к больному ребенку в семье и медицинском учреждении приводит к формированию таких черт личности, как инфантильность, отсутствие самостоятельности, повышенная внушаемость, эгоистичность.

Характерной чертой при этой форме ЗПР является повышенная истощаемость произвольного внимания, памяти и мышления, недостаточная скорость запоминания и обработки информации. У многих детей наблюдается эмоциональная неустойчивость, обидчивость, сензитивность, склонность к капризам. В ряде случаев имеют место невротические реакции.

ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности

Одной из причин ЗПР может служить эмоциональная и сенсорная депривация ребенка, которая наблюдается при тяжелой семейно-бытовой запущенности.

Психическая депривация может привести к снижению познавательной активности ребенка, к отставанию психического развития, к изменению эмоционально-волевой сферы.

Объем пред став л ений об окружающем мире у таких детей ограничен, а знания бессистемны, поверхностны, неточны. Отсутствие контроля за выполнением обязанностей приводит к слабости волевых усилий, к неумению планировать свою деятельность для достижения цели. Такие дети по уровню имеющихся у них знаний и представлений, по особенностям поведения оказываются неподготовленными к школьному обучению.

Уже в 1 классе у детей отмечаются страхи школьного обучения, школьная дезадаптация. Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы сопровождаются трудностями в овладении школьными навыками, чтением, письмом и счетом.

Таким образом, согласно классификации Ю. Г. Демьянова, ЗПР часто комбинируется с различными формами дизонтогенеза.

В целом, при ЗПР различного этиопатогенеза чаще всего имеет место сочетание различных симптомов: замедление темпа развития одних психических функций, стойкое недоразвитие других и нарушение структуры третьих психических функций.

В связи с этими особенностями психического развития, необходима наиболее ранняя клиническая, психологическая й педагогическая диагностика задержки психического развития.

Сложность структуры психического дизонтогенеза у детей с ЗПР вызывает необходимость комплексного подхода при коррекции нарушений психического развития, включающего биологическую терапию, психотерапию, психологическую и педагогическую коррекцию, с учетом особенностей структуры дефекта, неравномерности и дисгармоничности психического развития этих детей.

Таким образом, классификация В. В. Лебединского и Ю. Г. Демьянова существенно отличаются друг от друга с точки зрения общего подхода к определению самого понятия «задержка психического развития».

В классификации В.В.Лебединского ЗПР определяется как специфическое нарушение психического развития, отличающееся от других форм дизонтогенеза

в детском возрасте: нарушений психического развития при дефектах анализаторов, аутизме, психопатиях и др.

В классификации Ю. Г. Демьянова понятие ЗПР рассматривается более широко и включает все виды нарушений психического развития (кроме вариантов умственной отсталости), при которых имеются отклонения в психическом развитии и снижение интеллекта.

Особенности психомоторного развития. Психологические особенности

У детей с ЗПР отмечается значительное замедление темпа психического развития и его качественное своеобразие по сравнению с нормой (Т. В. Егорова, Л. В. Кузнецова, В. И. Лу-бовский, Н. А. Менчинская, Л. И. Переслени, В. Л. Подо-бед, У. В. Ульенкова, Г. В. Шаумаров, П. Б. Шошин).

Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с ЗПР имеются отклонения в процессах переработки сенсорной информации. Так, у этих детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы, отмечаются более низкие показатели зрительного опознания. Дети с ЗПР замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающиеся сверстники.

Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления. Эти особенности зрительного восприятия не могут не оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обусловливает большие трудности при обучении грамоте.

Как отмечают Strauss и Lethinen (цит. по 3. Тржесоглава), у детей с задержкой психического развития имеются нарушения интерсенсорной и сенсомоторнои интеграции и координации. Эти дети с трудом выделяют фигуру из структурированного фона.

3. Тржесоглава обнаруживает у детей с легкой дисфункцией мозга нарушения ориентировки «право-лево», у них часто выявляется невыраженная или перекрестная л а -теральность. Однако автор не разделяет мнение о том, что среди детей с ЗПР преобладает левшество.

Многие иследователи (Т. В. Егорова, В. Л. Подобед,Н. Г. Под-дубная) отмечают, что в структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР большое место занимают нарушения памяти. Особенно ярко эти нарушения проявляются у младших школьников, когда ведущей является учебная деятельность. Известно, что необходимым условием успешной учебной деятельности является сформирован-ность памяти.

У детей с ЗПР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность этих детей.

Исследования Н. Г. Поддубной показали, что наглядный материал запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.

По мере развития ребенка и особенностей учебной деятельности все большее значение приобретает произвольная память. Снижение произвольной памяти, по мнению Т. А. Власовой и М. В. Певзнер, представляет одну из значимых причин неуспеваемости этих детей. Школьники с ЗПР с большим трудом запоминают условие задачи, быстро забывают прочитанное.

Детям с ЗПР свойственна недостаточность использования рациональных способов запоминания.

У детей с задержкой психического развития страдает как механическая, так и логическая память (Л. В. Подобед). Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.

Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка
воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.

По уровню развития мыслительной деятельности группа детей с ЗПР очень неоднородна. Незначительная часть этих детей по результатам выполнения мыслительных задач приближается к нормально развивающимся сверстникам. Большая же часть детей с ЗПР характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, неумением контролировать свои действия. У детей с ЗПР часто отсутствует этап ориентировки в задании. Так, дети не анализируют инструкцию, не планируют свои действия в соответствии с заданием.

У детей с ЗПР обнаруживается недостаточная сформиро-ванность аналитико-синтетической деятельности как в области наглядно-образного, так и понятийного мышления. Дети затрудняются в решении наглядно-образных задач, не могут вычленить отдельные части сложного, многоэлементного комплекса. Еще большие затруднения наблюдаются при необходимости синтезировать определенные признаки объектов.

Исследования мышления свидетельствуют и о недостаточной подвижности наглядных образов у детей с ЗПР. В тех случаях, когда решение задачи связано с оперированием образами, представлениями, дети прибегают к внешним действиям, к манипулированию объектами.

Наиболее страдаету детей с ЗПР абстрактное мышление, у них с трудом формируется обобщение, решение задач по аналогии, затруднено формирование отвлеченных закономерностей. Дети с ЗПР с большим трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия.

В целом, мышление детей с ЗПР является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным (3. Тржесоглава). При выполнении мыслительных задач дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, застреванием, бессмысленными повторениями, замедленностью. Процессу мышления детей с ЗПР свойственна повышенная чувствительность к незначительным раздражителям, слабая интеграция отдельных процессов.

Важным условием нормального функционирования психической деятельности является внимание. Внимание улучшает восприятие существенных для организма воздействий, ослабляя реакцию на незначительные, второстепенные раздражители.

Нарушения внимания являются характерным признаком ЗПР. К недостаткам внимания детей с ЗПР относят его слабое развитие и неадекватность.

Особенно часто нарушения внимания отмечаются у детей с ЗПР церебрально-органического гене-за. Sturma (цит. по З.Тржесоглава) выделяет следующие особенности внимания этих детей:

  1. нарушения концентрации внимания как следствие утомления ЦНС;

  2. неадекватные колебания внимания, что является отражением незрелости нервной системы;

  3. чрезвычайно ограниченный объем внимания. В каждый данный момент дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим, осуществление деятельности замедляется;

  4. «генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках. Ребенок не может этого сделать из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности, у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий;

5) «прилипание» (персеверация) внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Описанные нарушения внимания у детей с ЗПР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

У детей с ЗПР часто обнаруживаются симптомы недоразвития моторики, неловкость, неуклюжесть движений (3. Тржесоглава). По данным Gwerder (цит. по 3. Трже-соглава), почти у половины детей с легкой дисфункцией мозга имеются нарушения тонкой моторики, что во многом обусловливает их неудачи в письме, рисовании, конструировании.

Особенно часто нарушения моторики наблюдаются в группе детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Выделяются следующие признаки недоразвития моторики у этих детей:

  1. неловкость движений;

  2. нарушение координации движений;

  3. гиперактивность;

  4. синкинезии;

  5. повышенный мышечный тонус.

Указанные особенности психического и моторного развития детей с ЗПР не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, какой является речевая функция.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей