Главная страница
qrcode

Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. Методическое пособие. 4 класс. Учебное пособие для общеобразоват организаций Т. В. Емельянова. 2-е изд., доп. М. Просвещение,2017. 215 с. Isbn


НазваниеУчебное пособие для общеобразоват организаций Т. В. Емельянова. 2-е изд., доп. М. Просвещение,2017. 215 с. Isbn
АнкорОсновы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. Методическое пособие. 4 класс.pdf
Дата19.04.2019
Размер1.39 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаOsnovy_religioznykh_kultur_i_svetskoy_etiki_Osnovy_buddiyskoy_ku
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#45771
страница1 из 20
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
УДК 372.8:2
ББК 74.268.77
Е60
УДК 372.8:2
ББК 74.268.77
Емельянова Т. В.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. Методическое пособие.
4 класс
:
учебное пособие для общеобразоват. организаций
/
Т.В.
Емельянова.

2-е изд.,
доп.—М.:Просвещение,2017.—215 с.—ISBN
978-5-09-043492-8.
Пособие написано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Пособие раскрывает особенности тематического планирования школьного курса Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры, содержит методические разработки и дополнительные материалы к урокам (приложение, а также включает рекомендации по выстраиванию межпредметных связей, организации внеурочной деятельности и использованию электронного приложения к учебнику, размещённого на сайте издательства, как на уроке, таки во внеурочное время. Особое внимание уделено достижению планируемых результатов и проектной деятельности учащихся.
Пособие поможет понять, как наилучшим образом использовать учебник в образовательном процессе, как правильно выстроить урок, достигнув максимальных результатов в расширении образовательного кругозора учащихся и воспитании порядочного, честного и достойного гражданина.
Е60
© Издательство Просвещение, 2015
© Художественное оформление.
Издательство Просвещение, Все права защищены 978-5-09-043492-8
16+
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модуль Основы буддийской культуры — один из шести модулей, составляющих курс Основы религиозных культур и светской этики. В качестве основного методологического подхода реализации курса выбран культурологический, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной культуре и светской этике. В контексте учебного курса ОРКСЭ культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника рассматривается как формирование и развитие ценностного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Культурологический характер комплексного курса
ОРКСЭ проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т. п. Отсюда — необходимость осуществления на уроках межпредметных связей с окружающим миром, литературным чтением, русским языком, языками других народов России, изобразительным искусством, музыкой, технологией, изучаемыми в начальной школе. Например, при осуществлении учебного проекта в рамках модуля Основы буддийской культуры учащиеся могут часть работы выполнять на других уроках (музыки, технологии, изобразительного искусства, литературного чтения).
В поурочном планировании межпредметные связи отражаются на уровне основной образовательной программы безотносительно к учебниками учебным пособиям для начальной школы, так как школы работают по разным программам. В данных методических рекомендациях предлагаются варианты работы на уроке, однако учитель вправе сам определить, на какой учебный материал из других предметов он может опереться при изучении той или иной темы модуля Основы буддийской культуры».
Данное методическое пособие является частью УМК, обеспечивающего преподавание в 4 классе предмета
4
ОРКСЭ в соответствии с требованием Базисного учебного плана ФГОС начального общего образования. Уроки разработаны к учебнику В. Л. Чимитдоржиева Основы буддийской культуры (М Просвещение, 2011) в соответствии с концепцией данного учебника.
Основными источникамиизучения курса Основы буддийской культуры в 4 классе являются. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс. — М Просвещение,
2012.
2. Чимитдоржиев В. Л. Основы буддийской культуры 4 кл Учеб. для общеобразоват. учреждений. — М Просвещение, 2011.
3. Электронное приложение Основы буддийской культуры. — М Просвещение, 2010.
4. Основы религиозных культур и светской этики Кн. для учителя / Б. Х. Бгажноков, О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др Под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. — М Просвещение, 2010.
5. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики Кн. для родителей. — М Просвещение, При работе с учебником Основы буддийской культуры учителю важно проанализировать структуру уроков — включённые в них рубрики Вы узнаете, Это интересно, Важные понятия, Вопросы и задания и продуктивно использовать весь учебный материал в работе с детьми. В пособии предложены варианты работы с этим материалом, но учитель может использовать методический аппарат учебника по своему усмотрению.
Рубрика Вы узнаете — своеобразная целевая установка урока, к ней нужно обязательно привлечь внимание детей. Материалы рубрик Важные понятия и Это интересно требуют определённого методического решения. В планировании урока предложен один из возможных вариантов проведения работы с материалами этих рубрик. Содержание рубрики Вопросы и задания можно использовать с разными целевыми установками (повторение материала на уроке или дома, организация беседы сродными, друзьями, работа в парах, группах. Конкретные рекомендации даны в планировании, они также могут быть пересмотрены учителем (дополнены, упрощены, заменены).
Методическое пособие адресовано учителям, преподающим курс ОРКСЭ, не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам, которые, возможно, незнакомы с особенностями методики преподавания в начальной школе. Данное пособие облегчит учителям процесс подготовки и проведения уроков, обеспечит их
дополнительными материалами и методическими идеями к урокам. В методическом пособии осуществляется координация материала учебника, электронного приложения. Отметим, что материал ко всем урокам избыточный, что позволит учителю его творчески осмыслить, скорректировать в соответствии с конкретными условиями образовательной организации, соблюдая требования к содержанию и результатам освоения модуля Основы буддийской культуры».
Пособие включает следующие разделы. Пояснительная записка. Особенности тематического планирования уроков Основы буддийской культуры. Методический комментарий к урокам по курсу Основы буддийской культуры. Тематическое планирование курса Основы буддийской культуры. Поурочные методические разработки и дополнительные текстовые материалы для учителя, расширяющие содержание уроков. Глоссарий. Список литературы.
В Пояснительной записке дана краткая характеристика курса ОРКСЭ и модуля Основы буддийской культуры».
Методический комментарий ориентированна практическую деятельность учителя. Комментарий содержит рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся описание системы межмодульных и межпредметных связей описание системы оценки достижения планируемых результатов образования.
Примерное тематическое планирование курса Основы буддийской культуры отражает оптимальный вариант распределения уроков в течение учебного года и соответствует обязательному образовательному минимуму, определённому в приказе № 69 Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. В методических рекомендациях учитель найдёт характеристику содержательных блоков (разделов) конкретного модуля, которые отражены в тематическом планировании.
Поурочные методические разработки В построении уроков в рамках курса Основы буддийской культуры учитывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета (приоритет личностного развития, актуальности, опора на самостоятельность мышления, вариативность, деятельностное обучение).К урокам прилагаются дополнительные текстовые материалы, которые учитель может использовать по своему усмотрению. Это
исторические справки, стихотворения, рассказы, притчи. Материалы приложений можно использовать для организации самостоятельной работы детей, для подготовки внеклассных мероприятий, включать в уроки. Выученные стихотворения можно включать в содержание урока или конкурс чтецов. Иногда авторы данного пособия включают их в структуру урока. Так, на уроке 2 Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию предлагается прочитать и обсудить стихотворение С. Маршака «Всё то, чего коснётся человек…».
Глоссарий
основных терминов и понятий к учебному модулю Основы буддийской культуры содержит понятия и термины, которые необходимы для полноценного освоения содержания курса учителем и объяснения их учащимся.
Список литературы содержит перечень нормативных документов, словарей и энциклопедий, книг, учебников, пособий и интернет-источников, использованных при подготовке данного пособия. К этой литературе может обратиться учитель при подготовке к урокам.
ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА УЧЕБНИКА
В состав учебно-методического комплекса входит электронная форма учебника, представляющая собой электронное издание, которое соответствует по структуре и содержанию печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Электронная форма учебника (ЭФУ) представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в том числе при подключении устройства к интерактивной доске любого производителя.
Электронная форма учебника представляет собой многослойную структуру и включает в себя изложение учебного материала в виде текста, кратко излагающего содержание темы печатного учебника, и главной иллюстрации галерею изображений (зрительный ряд дополнительные объекты (включающие текст, иллюстрации и аудиоматериалы), а также задания для контроля и проверки знаний. В электронном учебнике создана база проверочных заданий, охватывающая изучаемую программу. При
1
Для начала работы с ЭФУ необходимо установить приложение Учебник цифрового века на планшет или стационарный компьютер. Скачать приложение можно из магазинов мобильных приложений или с сайта издательства
каждом входе в режим проверки знаний генерируется уникальный тест из определённого количества заданий в разной комбинации. Из любого выбранного раздела электронной формы учебника возможен переход к полной версии учебника (в формате PDF). ЭФУ имеет удобную навигацию, инструменты изменения размера шрифта, создания заметок и закладок. Инструмент Закладки даёт возможность сохранять ссылки на выбранные разделы электронного учебника в отдельном списке и осуществлять быстрый переход к этим разделам. С помощью инструмента Заметки можно создать комментарий к выделенному фрагменту текста ЭУ и осуществить переход к нему. Данная форма учебника может быть использована как на уроке в классе (при изучении новой темы или в процессе повторения материала, при выполнении как самостоятельной, таки парной или групповой работы, таки вовремя самостоятельной работы дома, при подготовке к уроку для проведения внеурочных мероприятий. ОСОБЕННОСТИ ТЕМАТИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ
«Основы буддийской культуры»
Содержание модуля Основы буддийской культуры подразумевает выделение четырёх тематических разделов, каждый из которых имеет свою ценностную ориентацию и ведущую воспитывающую идею:
Раздел 1 — Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (урок Раздел 2 — Культурологические и исторические основы буддийской религиозной традиции (уроки Раздел 3 — Буддийская религиозная традиция в контексте российской истории и культуры (уроки Раздел 4 — Духовные традиции многонационального народа России уроки часа — подготовка и презентация ученических проектов, знакомство учащихся с содержанием других модулей).
Первый раздел выполняет функцию введения в курс
ОРКСЭ и состоит из одного урока.
Первый урок Наш дом — Россия является общим для всех модулей и проводится при полном составе класса (если далее дети делятся на группы, изучающие разные модули курса. На этом уроке школьники узнают о единстве многонационального российского народа
и о многообразии культурных, духовных, религиозных традиций в российском обществе и получат первоначальные представления о том, что такое духовность, традиция, нравственные ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества.
Ведущей идеей первого урока является мысль о том, что народы России едины в понимании гражданских ценностей и норм, которые закреплены в Конституции РФ, у всех народов, населяющих Россию, есть общая история, общие традиции, нравственные основы жизни. Это создаёт возможности для взаимопонимания и сотрудничества людей в обществе независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (православные христиане, мусульмане, буддисты, иудеи и др.).
Во вступительном слове учителю следует побеседовать с детьми о курсе ОРКСЭ, о том, чем он отличается от других предметов, и о специфике каждого модуля. Целесообразно обсудить с учащимися, что на уроках по изучению курса они будут знакомиться с основами разных культур (в зависимости от выбранного модуля) для того, чтобы научиться понимать самих себя и других людей. При этом они будут изучать схожие темы, поэтому смогут обмениваться мнениями и информацией с одноклассниками, выполняя различные задания, вместе работая над одним проектом, а на последних общих уроках смогут поделиться своими открытиями с одноклассниками и найти то общее, что объединяет разные культуры.
Перед первым уроком можно дать учащимся опережающее домашнее задание — выучить наизусть стихотворения, данные в Приложении к уроку. Вначале урока или на заключительном этапе можно организовать работу с этими стихотворениями, актуализируя знания учащихся по теме урока или подводя его итоги.
Содержание второго раздела Культурологические и исторические основы буддийской религиозной традиции осваивается учащимися на уроках С урока Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию (урок 2) начинаетсяпредметноеизучение выбранного родителями и детьми модуля, содержание которого раскрывает историю и духовные основы религии, образ жизни верующих людей, их религиознонравственные, семейные и общественные ценности. Ученики одного класса могут выбрать разные модули, но останутся одноклассниками, опосредованно, через общение друг с другом будут знакомиться с основами других религиозных культур. Важно, чтобы дети поняли, что разделение их на группы (по их выбору) будет способствовать их духовному обогащению, так как при выполнении
различных заданий, совместной работе над проектом они научатся выделять общее в этих культурах, отмечать специфические особенности каждой.
Второй урок создаёт перспективу для изучения предмета, намечает векторы развития познавательного интереса учащихся. На уроке вводятся основополагающие понятия курса — культура и религия. Широкое понимание культуры в связи с историей, осознание непрерывности нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества важно для процесса самоидентификации школьников как представителей всего человечества, своей страны, национальной, этнической, религиозной общности.
На первом уроке уже шёл разговор о культурных традициях. Дети знают, что культурные традиции — это богатство нашей многонациональной страны. Эту мысль важно укрепить и расширить на данном уроке, привлечь внимание детей к тому, что культура и религия выполняют общие функции в передаче опыта от одних людей к другим культуры и религии объединяют людей. Вместе стем они существенным образом отличаются друг от друга. Общее и различное следует отметить в культурах и религиях разных народов, что создаст основу для межкультурного, межконфессионального диалога.
Особенностьпоследующих уроков данного раздела заключается в том, что происходит приобщение детей к нравственным ценностям, о которых они, бесспорно, слышали, но вряд ли размышляли в контексте буддийской культуры это свобода, совесть, разум, милосердие, любовь.Следует актуализировать знания учащихся о культуре в целом, религиозной культуре, буддизме.
По возможности освоение предлагаемых нравственных категорий следует строить с опорой на жизненный опыт детей. Они должны понять, что человеку дана свобода, но свобода предполагает ответственность за свои поступки, к свободе полагается ещё и разумно разум без совести, милосердия и любви может приносить зло.
На уроках Буддийский священный канон «Трипитака» (уроки 3—4) необходимо актуализировать уже полученные учащимися знания о том, что такое религиозная культура, в чём она выражается акцентировать внимание на понятии священная книга и объяснении, почему
Трипитака является священной книгой буддизма, какую роль она играет в религиозной и повседневной жизни верующих. Также целесообразно на этом уроке упомянуть освященных книгах других религий и напомнить о необходимости уважительного отношения к ним. Сточки зрения воспитательных задач курса важно, чтобы дети
усвоили, что человек неверующий или исповедующий иную религию не должен выказывать неуважительного отношения к священным книгам, чтобы не оскорбить религиозного чувства верующих. В контексте светской, культуроведческой направленности курса у учащихся должно сложиться представление освященных книгах не только как об источниках рождения и поддержания в человеке религиозного чувства, не только как о Законе для верующих, но и об их всемирном культурно-историческом значении. Желательно, чтобы учащиеся пришли к осознанию, что знание священных текстов помогает глубже понять религиозную культуру, которая на них основана, а через неё — специфические черты жизни, быта, мышления исповедующих эту религию людей. На этом и последующих уроках важно выделять и акцентировать содержание, усиливающее их воспитательную составляющую. Например, на уроках 3—4 необходимо обратить внимание учащихся на отношение к мудрости, знанию и учению в буддийской культурной традиции, на уважительное отношение к интеллектуальному труду.
Особенностьпоследующих уроков данного раздела заключается в том, что их задача — вывести учащихся на новый уровень понимания и помочь осознать ценностное содержание таких понятий, как свобода, ответственность, совесть, разум, милосердие, любовь, семья, традиция и др, которые дети эмпирически уже усвоили, но теперь им предстоит осмыслить их в контексте буддийской культуры.
На уроках 16 и 17 этого тематического раздела подводятся промежуточные итоги по пройденному материалу.
Учебный материал третьего раздела (уроки 18—29) направленна расширение знаний учащихся о буддийской духовной традиции в контексте российской истории и культуры ознакомление их с примерами жизни людей, которые следуют высоким нравственным ценностям формирование у учащихся представлений о том, во имя каких нравственных идеалов и на основе каких ценностей должен жить человек. Тематика этого раздела посвящена истории развития буддизма в России и связанным с этим вероучением нравственным заповедям важнейшим буддийским обрядами праздникам, их месту в буддийской культуре. Кроме этого, в третьем разделе представлен материал, посвящённый буддийскому искусству и священным сооружениям, а также ещё одной группе важнейших этических категорий долги добродетель, свобода и ответственность.
Материал этого раздела следует осваивать с учётом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где находится школа. Большое место в содержании этого раздела занимают темы семьи,
ценностей семейной жизни. Семья рассматривается как нравственная ценность, как духовный союз любящих друг друга и заботящихся друг о друге людей.
Тема Родины, патриотизма, гражданственности, любви к родной земле, служения Отечеству определяет направленность большинства тем этого блока как в историческом, таки в современном контексте.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

перейти в каталог файлов


связь с админом