Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Учебное пособие для общеобразовательных организаций Центр гуманитарного образования. Редакция русского языка и литературы. Зав редакцией си. Красовская


НазваниеУчебное пособие для общеобразовательных организаций Центр гуманитарного образования. Редакция русского языка и литературы. Зав редакцией си. Красовская
АнкорGotovimsya k sochineniyu Tetrad-praktikum dlya razvitia pismennoy rechi Metodicheskie rekomendatsii 5-9 klass.pdf
Дата13.01.2017
Размер0.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGotovimsya_k_sochineniyu_Tetrad-praktikum_dlya_razvitia_pismenno
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#5397
страница6 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
38
В 1814 г. Жуковский перевёл балладу Уланда Га- ральд», двумя годами позже написаны Рыбаки Лесной царь. Три баллады повествуют от мных силах, пленяю- щихся человеком, зовущих его в своё царство и тем самым губящих. Феи, резвясь, усыпляют дружину Гаральда, асам король засыпает, испив из волшебного ручья. Манит в золотые чертоги мальчика лесной царь. Очаровывает рыбака неземной красотой и пением русалка. Баллады объединены общей системой ключевых слови понятий наваждение, сон, прохлада, музыка («лёгкий хоровод фей в «Гаральде», игра и полёт дочерей лесного царя, шум волны, превращающийся в песню русалки в «Рыба-
ке»).
«Русалочья музыка захватила Жуковского, создавшего баллады о красоте и притягательности зла величав и царственно прекрасен даже страшный лесной царь, таин-
ственно-прельстительны феи в «Гаральде» и русалка в Рыбаке. Впрочем, поэт не забывает о зловещей природе речных и лесных духов. Если в Рыбаке финал двусмыслен К нему она, он к ней бежит — гибель героя в объятиях коварной русалки описывается как вожделенное соединение с возлюбленной, тов Лесном царе он однозначно страшен.
Позже Жуковский освободился от наваждения русалочьих песен. Неразрешимые антитезы и соблазнительные парадоксы — не его удел
Развивать скрытые возможности баллады Рыбак будут поэты следующих поколений, в первую очередь Лер- монтов.
О хрустально-прохладном царстве пот, расплёскивая серебристую пену волны, лермонтовская русалка Русалка. Витязь, спящий на дне речном, — двойник героя баллады Жуковского Рыбак. У Лермонтова нет балладного сюжета — есть балладная ситуация традиционный балладный амфибрахий перебивается строками анапеста стихия ускользающей мелодии околдовывает читателя. Годом прежде написан тем же дразнящим размером Ангел — стихи о душе, услышавшей небесную песню. Песня русалки рифмуется с тихой песней ангела просторы блаженства безгрешных духов отражаются в хрустальном холоде русалочьего царства.
«Прохлада», покой, влага, песня — важнейшие лейтмотивы поэзии Лермонтова. Счастье ухода и покоя ассоциируется у Лермонтова с зыбкой сферой полусна-полу- яви, слова хладный и сладкий стягиваются в некое целое не только звучанием.
Но это лишь один аспект русалочьей темы. В поэтической системе Лермонтова один и тот же мотив может обретать полярные смысловые окраски.
Стихотворение Морская царевна, например, порождает ряд неразрешимых вопросов кем была морская царевна красавицей или чудищем Кто — она или герой — повинен в гибели красоты И т. д. Сквозь привычную картинность баллады проступают мучащие Лермонтова философские антиномии. Поэт напряжённо следит за превращением красоты в пугающее уродство, истины в ложь, любви в ненависть.
Так в Мцыри стилистически сходно воплощены русалочья ложь песня Рыбки, вариация песни из Рыбака Жуковского) и единственный покой, даруемый герою сон, прохлада, тень
— в заключительной главке, тонко- торой заставляет вспомнить финальную строфу стихотворения Выхожу один я на дорогу...».
Из двух суждений верно второе. Полужирным шрифтом выделены вставки и исправления.
39
Прочитав в рукописи Родину Лермонтова, Белинский писал Что за вещь, пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских. Авторитет Белинского ив дальнейшем при
оценке и анализе этого шедевра заставлял искать в нём следование Пушкину, почти подражание. И неслучайно утверждал пушкинист Д. Благой, — давно уже обращавшее на себя внимание исследователей сходство не только в общем колорите, но ив отдельных подробностях между лермонтовской Родиной и Путешествием Онегина».
А между тем Родина — вещь непросто не пушкинская, а откровенно, намеренно противопушкинская, и сходство отдельных подробностей это подчёркивает, даже если отвлечься от спрятанной в пейзаже идеи, тоже, разумеется, антипушкинской.
Общих подробностей действительно много. Пушкинские стихи так прочно вросли в память, что восприятие прежде всего фиксирует общее. У Пушкина две рябины, и у Лермонтова чета берёз». У Пушкина избушка, и у Лермонтова изба. У Лермонтова — гумно, и у Пушкина. Отрывок из «Онегина» кончается пляской, Родина также.
Однако проверим, так ли велико сходство. А для этого обратим внимание не только на повторяющиеся подробности, но и нате детали, которых нету Пушкина. А главное, на оттенки, какие приобретают в лермонтовском тексте уже вроде бы знакомые по Пушкину предметы. Пушкин посадил свои рябины перед самой избушкой, Лермонтов увенчал четою берёз холм. И это сразу преобразило картину вместо убогой деревушки, приютившейся где- тона краю песчаного косогора, мы видим картину степного раздолья. Именно степь, а не деревня занимает первый план его пейзажа, а затерявшийся в ночи обоз вносит в стихотворение элемент «кочевья».
Иначе, чему Пушкина, смотрится в Родине и деревня. У Пушкина занимающая первый план избушка кажется придавленной песчаным косогором. Впечатление убогости усиливают и остальные детали сломанный забор, калитка (а не ворота, серенькие тучи, валяющаяся перед гумном солома. У Лермонтова деревня вовсе не выглядит убого — он подчёркивает в её бытовом укладе как раз противоположные черты полное гумно, окно с резными ставнями. Да и время дня другое у Пушкина серенький день, у Лермонтова — росистый вечер, то есть самое выгодное для деревенского ландшафта освещение. А как умело вносит он в свою картину и ещё один элемент, также отсутствующий у автора Евгения Онегина», элемент праздника. И праздник этот начинается ещё до въезда в деревню, счеты белеющих берёз, которые напоминают,
что скоро кончится страда и наступит время деревенских свадеб!
Но характернее всего концовка. На первый взгляд именно здесь Лермонтов ближе всего к образцу, который он якобы копирует. Но это только на первый взгляд. У Пушкина пляшут пьяные, ипритом где — возле кабака. Ау Лермонтова Кабака в его картине нет, да и хмельные мужики не участвуют в пляске он отодвинул их в сторону, чтобы не мешали, не портили ни песни, ни пляски топанье и свист остаются в плясовом кругу, усиливая впечатление вольницы, а пьяный говор выносится за его «черту»...
Пушкинский пейзаж, искусно замаскированный под зарисовку с натуры, — литературная декларация, реплика в защиту реализма и нагой простоты. Лермонтов по крохам, по крупицам собирает водной картине, водной раме, на одном холсте всё, что заставляет его, несмотря на все- зрячесть, любить отчизну.
Полужирным шрифтом выделены вставки.
40
Пейзаж в поэтических произведениях Лермонтова
В ранний период творчества Лермонтов мало заботился о конкретности художественного изображения, его пейзаж обычно был условно-романтическим:
Ревёт гроза, дымятся тучи
Над тёмной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся, волны меж собой.
(«Гроза», Бури в природе соотнесены с бурями душевного мира. Бурная природа в стихотворении Мой демон (1830—
1831 гг.) прямо связывается с демонизмом:
Собранье зол его стихия;
Носясь меж тёмных облаков,
Он любит бури роковые
И пену реки шум дубров;
Он любит пасмурные ночи,
Туманы, бледную луну...
В соответствии с романтической традицией (прежде всего байронической) пейзаж здесь собирательный, абстрактный поэт не вглядывается в предмета окидывает мироздание единым взором. В ранних стихах Л. избегает изображения земной красоты красоту, идеал возвышенного для него символизируют лишь небо изв зды.Постепенно Л. отказывается от поэтизации демонической природы:
Любил и я в былые годы,
В невинности души моей,
И бури шумные природы,
И бури тайные страстей.
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг,
И мне наскучил их несвязный
И оглушающий язык.
(«Из альбома С. Н. Карамзиной»,
1839 или 1841)
Обобщённая картина мироздания приобретает новые черты. Яркий пример — стихотворение Когда волнуется желтеющая нива 1837 г здесь каждое из описаний конкретно, нов едином художественном пространстве соединено несоединимое — приметы разных времён года весны, лета, осени природа пробуждает в душе поэта светлое, целительное чувство.
Пейзаж в стихотворении Как часто, пёстрою толпою

окружён...» (1840) символизирует навсегда утраченное поэтом, но желанное идиллическое бытие, которое так пронзительно контрастирует с бурей тягостных сомнений и страстей современной жизни при этом высокий барский дом, сад с разрушенной теплицей, «зелёная сеть трав, которой «подёрнут спящий пруд, — зримые, узнаваемые признаки родных мест»)
.
Глубокий философский смысл несёт пейзаж в вольном переводе из Гёте — Горные вершины. Свежая мгла — и символ надвигающегося успокоения и смерти, и реальная примета, природное явление (у русского слова свежий двоякий смысли «обновлённый», и «холодный»).
В зрелом творчестве земной мир — вся природа, окружающая человека, — человечен, в этом его глубинная тайна и внутренняя ценность. Он также беззащитен перед лицом превратностей бытия, как и лирический герой, идёт тем же путём надежд и разочарований, молитв и ропота такой предстаёт мировая жизнь в лирике Л. Но всё рассказанное о природе — одновременно и задушевное признание лирического героя. Неслучайно ряд стихотворений позднего Л. («Утёс», Листок, На севере диком — все 1841 г) называют иносказательными пейзажами в них звучат характерные для него мотивы одиночества, быстротечности любви, странничества, покоя.
Стихотворение Тучи (1840) построено на отрицательном психологическом параллелизме внешнее сходство состояния странников-туч и героя-изгнанника к концу стихотворения оборачивается их противопоставлением. Образ тучки (как и облака или волны) в поэзии Л. — символ свободы, беспечности и одновременно — отрешён- ности от страстей и страданий, а значит, и символ непричастности к высоким человеческим ценностям.
В стихотворении Выхожу один я на дорогу (1841) лирический герой вновь окидывает единым взором всё мироздание, нона смену трагическому демонизму страшного пространства приходит высокая грусть. В зачине стихотворения природа не безучастная и неравнодушная к человеческой бренности, но полная обещаний одушевлённого участия в человеческой судьбе. Однако прекрасный мир, внемлющий Богу, не утоляет глубокой печали и трагической усталости героя, ион, желая обрести свободу и покой, порывается к некой утопии, которая, правда, включает преображённые земные ценности, в том числе и природу Я б желал навеки так заснуть. надомной чтоб, вечно зеленея, тёмный дуб склонялся и шумел».

Необычайно развёрнут, объективен, самоценен пейзаж Родины (1841). Постепенно от общего плана поэт переходит к плану крупному, простые и потому особенно близкие зрелому Л. черты русской природы слиты с русским бытом и обычаем. Патриотический смысл Родины прямо связан с любовью к русской природе, любованием ею. Мир принимается таким, какой он есть, в его вечной простоте эта мысль звучит в подчёркнуто бытовой интонации финала стихотворения.
Значительное место занимают картины природы в зрелых поэмах Л.
Пейзаж Мцыри при всей реальности, объективности и общего и крупного планов изображения слит с внутренним состоянием героя, передаёт его мирочувствие:
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом
Природа в поэме разнолика: она свободна, красива, сильна, но и безжалостна, безразлична. И всё же в целом она являет собой преддверие к идеалу, зримый блаженный мир — Божий сад, который временно обретает герой и среди которого он желает найти успокоение.
В Демоне природа созерцается глазами повествователя, которому вверена антидемоническая идейная тема — защита грешной земли от уничижительной демонической оценки:
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали;
Счастливый, пышный край земли!
Столпообразные раины,
Звонко бегущие ручьи
По дну из камней разноцветных...
Чинар развесистые сени,
Густым венчанные плющом...
В описаниях природы, преимущественно панорамных, архитектурно-живописных, стройных и величавых, звучит интонация простодушного восторга перед миром. Природа в эпилоге — живая соучастница человеческого бытия, неравнодушная к его этической ценности облака спешат на поклонение чудному храму»)
.
Полужирным шрифтом выделены вставки, курсивом — отредактированный фрагмент.
41
Поток сгустился и тускнеет,
И прячется под твёрдым льдом,
И гаснет цвет, и звук немеет
В оцепененье ледяном, Лишь жизнь бессмертную ключа
Сковать всесильный хлад не может:
Она всё льётся — и, журча,
Молчанье мёртвое тревожит.
Так ив груди осиротелой,
Убитой хладом бытия,
Не льётся юности весёлой,
Не блещет резвая струя, Но подо льдистою корой
Ещё есть жизнь, ещё есть ропот И внятно слышится порой
Ключа таинственного шёпот!
Это очень характерное для Тютчева стихотворение, где явление или событие в природе (нельзя сказать — в неоду- шевлённой природе, потому что она в художественном мире поэта всегда живёт и одушевлена) подобно тому, что происходит в душе человека.
Стихотворение чётко разделено на две восьмистрочные строфы первая — о замерзающем потоке, вторая раскрывает состояние человека.
Иногда говорят о Тютчеве, что он рисует картины родной природы. Это не совсем так. Перед нами неконкретный ручей, текущий по лесу или лугу, не картина, а обоб- щённое состояние, здесь нет красок, света, деталей, то, что сказано поэтом, случается всегда — замерзает вода, прекращается движение, кажется, останавливается жизнь.
Затруднённость движения передаётся и звучанием впервой строке скопление повторяющихся согласных даёт почти физическое ощущение замедления, близкой остановки. В первых трёх строчках — цепочка из 5 выразительных глаголов сгустился, тускнеет, прячется, гаснет, немеет. Существительные называют то, что прекращается, уходит поток, цвет, звук. В четвёртой строчке — торжество неподвижности В оцепененье ледяном — глагола нет, всего два слова, монотонно повторяющиеся гласные.
Второе четверостишие резко противопоставлено первому даже ритмически в нём чётные строчки длиннее нечётных и заканчиваются безударным слогом, те. в нечётных строчках рифмы мужские, а в чётных — женские (впер- вом четверостишии было наоборот. Названа жизнь бессмертная ключа — и упоминание всесильного хлада уже не может остановить движения, потока, жизни. Вслушаемся в строчку она всё льётся и, журча — звуки переливаются, и созвучное с журча молчанье и даже словам ртвое и тревожит с прорвавшимся р создают ощущение движения, торжества жизни над смертью. Именно об этом — не о наступлении зимы, а о жизни и смерти — это стихотворение, и поэтому в нём такие высокие торжественные слова назовём их ещё раз всесильный хлад, жизнь бессмертная, молчаньем ртвое.Вторая строфа начинается словами Таки в груди осиротелой обозначена параллель между миром природы и человеком. Как не было конкретной картины впервой части, так нет конкретной ситуации во второй. Первое четверостишие звучит трагически. Грудь осиротелая — как будто об утрате, может быть, разлуке с близким человеком, а может быть, просто о неумолимом времени,
хладе бытия. Во всяком случае произошло нечто, равнозначное смерти грудь — убита. Это окрашивает всё четверостишие, слова света и движения блещет, «льётся», юность весёлая», резвая струя (заметим, что во второй строфе повторяются многие слова из первой, только теперь уже в другом, переносном значении) называют то, чего нет, невозможное, невозвратимое. Двукратно повторённое не вначале третьей и четвёртой строк делает отрицание категоричным.
И опять резкий поворот мысли и настроения во втором четверостишии. Третья с конца строчка «Ещё есть жизнь, ещё есть ропот — своим ритмическим рисунком напоминает третью от начала И гаснет цвет, и звук немеет, но по смыслу ей противоположна здесь появляется и жизнь, и звука в следующей строке он уже внятно слышится. То есть опять совершается невозможное жизнь чудесным образом победила всесильный хлад, поэтому и незамерзающий ключ жизни назван таинственным. Ощущение таинственности усиливается словом «шёпот» — последним словом стихотворения. ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕТРАДИ-ПРАКТИКУМУ
Очень существенный вопрос — как согласовать работу по развитию письменной речи, предложенную в серии тетрадей-практикумов, с существующими рабочими программами по русскому языку.
Ясно, что это несамостоятельный предмет, что нельзя осваивать каждую тетрадь последовательно от первой страницы до последней, рассматривая разделы как главы закончили одну — переходим к следующей. Упражнения разных разделов, содержащиеся в тетрадях, выполняются более или менее регулярно в течение учебного года и не требуют дополнительных учебных часов.
К упражнениям на понимание текста стоит обращаться разили два раза в четверть вначале или в конце урока, они не занимают много времени и легко совмещаются с любой изучаемой темой.
Упражнения на восстановление связей и использование разнообразных синтаксических конструкций (Восстанавливаем текст) тоже нужно выполнять систематически, но здесь планирование должно быть более тонкое, поскольку
упражнения эти нужно рассматривать как дополнительный материал при изучении конкретных тем по синтаксису и морфологии или позже — для повторения этих тем.
Отдельного учебного времени требуют упражнения, связанные с освоением различных типов речи, они выполняются в часы, отведённые на развитие речи.
Рассмотрим подробнее вариант планирования работы по развитию письменной речи на примере тетради для 5 класса и рабочей программы по русскому языку по УМК М. Т. Баранова, ТА. Ладыженской и др.
В тетради-практикуме 13 упражнений на восстановление связей и использование разных синтаксических конструкций упр. 6—18). Самые простые из них — на употребление подходящих по смыслу союзов в сложном предложении (упр. 6, 7) — можно дать уже в сентябре, когда повторяется изученное в начальной школе, ив частности служебные части речи, упр. 8—12 — в октябре—на- чале ноября, когда пятиклассники изучают синтаксис и пунктуацию и учатся расставлять знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами, остальные (упр. 13—18) распределяются примерно по одному в месяц.
Каждый тип речи, как это предложено ив УМК ТАЛа- дыженской, изучается постепенно, в несколько приёмов.
Освоение повествования целесообразно начать раньше, чем это указано в программе ТА. Ладыженской, — уже в октябре—ноябре при изучении синтаксиса можно выполнить упр. 19—24, обращая внимание на важность в повествовании обстоятельств времени. А упражнения 25—30, помогающие предотвратить типичные ошибки в построении рассказа, будут уместны в апреле—мае, когда по программе пятиклассники пишут «невыдуманный рассказ о себе».
Первые упражнения из раздела Рисуем словами стоит выполнить ещё до обстоятельного разговора об описании — в самом начале учебного года когда повторяются части речи, к месту будет упр. 32, где надо поставить прилагательные в нужный падежи упр. 31 и 33, помогающие обратить внимание на роль глаголов в описании. В декабре, когда по программе изучается описание предмета, выполняются упр. 34—37. В марте—апреле, в связи с изучением имени прилагательного, пятиклассники готовятся к сочинению описанию животного и выполняют упр. К упражнениям на освоение рассуждения упр. 41—50) в соответствии с программой можно обращаться в несколько приёмов в январе—феврале.
Вот один из возможных вариантов планирования работы по тетради-практикуму для 5 класса:
Месяц
Упражнения
сентябрь
1, 2 6, 7 31, 32, октябрь, 9, 10 19, 20, ноябрь 11, 12 22, 23, декабрь 34, 35, 36, январь 14 41, 42, 43, 44, февраль 46, 47, 48, 49, март 38, 39, апрель 17 25, 26, май 28, 29, Такой же принцип стоит положить в основу планирования уроков по развитию письменной речи ив других клас- сах.
Несколько частных рекомендаций.
В 6 классе к упр. 7—9 удобнее всего обратиться вовремя или после изучения местоимений разных разрядов, упр. 26, 39, 42 стоит выполнять в связи с закреплением правописания прилагательных.
В 7 классе упр. 6 можно использовать на вводном уроке о русском языке упр. 9—17 выполняются после того, как получено представление о причастиях и деепричастиях упр. 18 и 19 — когда изучаются частицы упр. 20—
22 — в процессе изучения сочинительных и подчинительных союзов упр. 28 — в связи с закреплением правописания наречий.
В 8 классе упр. 3 можно использовать на вводном уроке о русском языке упр. 11—16 — в связи с изучением обособленных приложений упр. 17—19 — в связи с изучением вводных слов. При этом важно заметить, что по содержанию часть упражнений связана с произведениями, входящими в программу по литературе или изучаемыми на уроках внеклассного чтения Капитанская дочка АС. Пушкина — упр. 20, 21, 23, 33, 34; Ревизор Н. В. Гоголя — упр. 22; Василий Тёркин» АТ. Твардов- ского — упр. 6, 7; Два капитана В. А. Каверина —
упр. 4, 5, 36; Повелитель мух У. Голдинга — упр. 1,
30, 31. Есть смысл совместить выполнение этих упражнений с изучением произведений. Правда, прямая и косвенная речь и цитирование обычно изучаются в конце учебного года, но, поскольку сочинения по литературе восьмиклассники пишут по каждому крупному произведению, стоит познакомить их с правилами цитирования за- ранее.
В 9 классе уже больше половины упражнений посвящены истории, искусству и литературе, поэтому связь с уроками литературы должна оказаться ещё более тесной. При этом упр. 6, 9, 31, 32 требуют знакомства с пунктуацией в бессоюзном сложном предложении, те. могут быть выполнены только в конце 9 класса

Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. Упражнения на понимание текста — Читаем внимательно. . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 2. Упражнения на использование различных синтаксических конструкций и морфологических средств Восстанавливаем текст . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 3. Упражнения на построение повествования — Рассказываем истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 4. Упражнения на построение описания — Рисуем словами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 5. Упражнения на построение рассуждения — Рассуждаем и доказываем, Рассуждаем и сравниваем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 6. Дополнительные задания для гуманитариев . . . . . . . 47 7. Примерное планирование работы по тетради-прак- тикуму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей