Главная страница

Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5-9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций Центр гуманитарного образования. Редакция русского языка и литературы. Зав редакцией си. Красовская


Скачать 0.73 Mb.
НазваниеУчебное пособие для общеобразовательных организаций Центр гуманитарного образования. Редакция русского языка и литературы. Зав редакцией си. Красовская
АнкорГотовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5-9 класс.pdf
Дата13.01.2017
Размер0.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGotovimsya_k_sochineniyu_Tetrad-praktikum_dlya_razvitia_pismenno
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#3795
страница1 из 6
Каталог

С этим файлом связано 42066 файл(ов). Среди них: и ещё 42056 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6

УДК 372.8:811.161.1
ББК Рус Ш23
Серия Учимся с «Просвещением».
«Просвещение» — учителю основана в 2014 году
Шапиро Н. А.
Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / НА. Шапиро. — М. : Просвещение,
2016. — 64 с. — (Учимся с Просвещением. Просвещение учителю. — ISBN Методические рекомендации относятся к серии тетрадей-прак- тикумов для развития письменной речи учащихся 5—9 классов. Автор серии — учитель русского языка и литературы, методический редактор журнала Русский язык ИД Первое сентября НА. Шапиро.
Пособие адресовано учителям.
УДК 372.8:811.161.1
ББК Рус 978-5-09-043149-1 © Издательство Просвещение,
2016
© Художественное оформление.
Издательство Просвещение, Все права защищены
Ш23
16+
У ч е б но е издание iСерия Учимся с «Просвещением».

«Просвещение» — учителю»
Шапиро Надежда Ароновна
Готовимся к сочинению
Тетрадь-практикум
для развития письменной речи
Методические рекомендации классы
Учебное пособие для общеобразовательных организаций
Центр гуманитарного образования. Редакция русского языка и литературы. Зав. редакцией СИ. Красовская.
Редактор Е. В. Горлова. Ответственный за выпуск Е. В. Горлова. Художественный редактор Е. В. Дьяч-
кова. Техническое редактирование и компьютерная вёрстка ПА. При-
тумановой. Корректор Т. С. Крылова.
Налоговая льгота — Общероссийский классификатор продукции ОК 005-
93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать. Формат 60 90 1
/
16
. Гарнитура SchoolBookCSanPin.
Уч.-изд. л. Акционерное общество Издательство Просвещение. 127521, Москва,
3-й проезд Марьиной рощи, 41.
От автора
Все учителя русского языка (да, впрочем, и других предметов) хотят, чтобы их ученики точно и полно понимали прочитанное, могли выражать свои мысли чётко, доказательно, грамотно. У одних детей это получается хорошо, у других — не очень, у многих — совсем плохо. Успех здесь во многом зависит от способностей, от речевой и общей культуры семьи. Школа, конечно, тоже участвует в развитии речи учащихся, предлагая им читать книги, учебные и художественные, дети под руководством учителей формулируют тему и идею текста, определяют его тип и стиль, ищут изобразительно-выразительные средства и сами пишут — о любимом животном, о летних каникулах, о том, кем они станут, когда вырастут, и как бы переделали мир, будучи волшебниками. А позже — о трагизме судьбы Печорина и об отношении Льва Николаевича Толстого к войне.
Учителя систематически задают писать сочинения и проверяют написанное. А ученики, даже если в пятом классе с удовольствием описывали любимую игрушку и рассказывали смешные истории, в более зрелом возрасте, переходя к рассуждениям на заданную тему, нередко утрачивают к сочинению всякий интерес и воспринимают его как дело трудное и скучное, а то и невыполнимое.
Возможно, первая причина наших неудач в том, что мы стремимся добиться соответствия экзаменационным требованиям, чересчур доверяем не очень-то совершенной методике и недостаточно — своему живому чувству, своему пониманию детей, которых мы учим.
Всё начинается стемы. Если она неинтересна, ребёнок высказываться не хочет — ни устно, ни письменно. У него остаётся единственная мотивация — необходимость исполнить приказ, выполнить задание. При этом бывает, что тема как будто требует от пишущего откровенности, на которую он несогласен (по разным причинам. До сих пор детям разных возрастов предлагают писать сочинения о том, что дружба — великая сила, нужно много читать, помогать людям, любить и беречь родную природу, гордиться нашей страной.
Считается, что таким образом осуществляется идеологическое и нравственное воспитание. Оно и осуществляется, ноне так, как нам бы хотелось. Вырабатывается привычка к единомыслию, на фоне которой интерес к собственным ощущениям, стремление разобраться в чём-либо самостоятельно, без подсказки воспринимаются чуть лине как безнравственность.
Необходимо осознать связь между письменными работами по русскому языку, мышлением и этикой. Наши задания порождают порочную цепь чтобы написать на чужую тему, надо сообразить, чего от тебя ждут (правильный ответ известен, вспомнить, что и как про это говорили, а дальше для сильного ученика — сымитировать искренность, для слабого — продержаться нужное количество строк. Отвыкнув думать по существу, школьники оказываются неспособны высказаться на конкретную тему.
Учителя и методисты чувствуют, что пора освободиться от плена отвлечённо-морализаторских или отвлечённо-ли- рических теми строить развитие речи на каких-то более конкретных и интересных основаниях. Поэтому так важно предлагать темы, над которыми ученику будет интересно думать, и при этом не сообщать ему готовое правильное содержание (именно это некоторые учителя до сих пор считают обучением сочинению, а вооружить его умением выстраивать и грамотно оформлять результаты своих наблюдений и размышлений.
Но как вырабатывать это умение ив чём оно, собственно, состоит Увеличение количества сочинений само по себе наших задач не решает.
Мы добросовестно исправляем и отмечаем ошибки — орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические, логические — какие ещё? Ставим «3» или «2» — и чувствуем безнадёжность ситуации. Что делать дальше?
Допустим, можно сказать Фактические ошибки, бедный язык, повторы нарушена последовательность, пересказ вместо рассуждения бездоказательно, нет опоры на текст. Выполни работу над ошибками. Но как работать над орфографией и пунктуацией, ученики знают, а как с остальным Они могут механически ликвидировать повторы, выстраивая из синонимов и местоимений цепочку вроде заяц — зверёк — он — косой или Пушкин — он — поэт — стихотворец, но нас и это не устраивает, а остальные учительские претензии и вовсе ставят детей в тупики вызывают либо раздражение непонятностью, либо ощущение бессилия и обречённости. Строго говоря, мы спрашиваем с детей то, чему их специально не учили.
Иногда мы говорим Очень плохо, перепиши — и уже не интересуемся, откуда взялся улучшенный вариант (кто диктовал, проверял или откуда списано. А то и сами произносим приемлемый текст, чтобы ученик запомнили
5
воспроизвёл, а мы получили формальное основание для положительной оценки. И при этом мы, конечно, понимаем, что польза от такой переделки невелика и вряд ли наш ученик действительно чему-то научился ив следующий раз сам напишет лучше. Ион не верит, что может научиться Не всем же быть писателями. Это неверие поддерживают в школьниках некоторые псевдопособия, в которых добрые взрослые предлагают типовые сочинения на разные ходовые темы и дают советы, как эти сочинения чуть-чуть переделывать, чтобы учитель не мог уличить в прямом списывании.
Нам не удастся сделать язык каждого ученика гибкими богатым, сформировать у каждого тонкое чувство стиля и способность рассуждать обо всём глубоко и оригинально. И словотворчество применительно к письменным работам учеников массовой школы представляется чересчур высокими не вполне уместным.
Но каждого (или почти каждого) человека можно научить выражать понятно, связно и убедительно свои собственные мысли, чувства, впечатления.
Как известно, ученик, пишущий сочинение, решает сразу много задач. Ему нужно 1) понимать тему 2) осознавать, какой тип речи ему понадобится, чтобы тему раскрыть) обдумывать содержание в соответствии с типом речи 4) вырабатывать план 5) записывать содержание связно, правильными и неоднообразными предложениями
6) проверять и редактировать готовый текст.
А мы можем натренировать ученика в решении каждой из этих задач по отдельности.
Многие учителя понимают, что нужно отрабатывать с учащимися речевые и мыслительные навыки, причём делать это, во-первых, опираясь на изученный грамматический материала во-вторых, поэтапно, планомерно, систематически, проявляя настойчивость, соизмеримую с усилиями, которые обычно затрачивают на трудные орфографические правила, например правописание безударных гласных корня. Само собой разумеется, что, как ив случае с безударными гласными, никакая продуманная система не обеспечит стопроцентного успеха. Но планомерное, осмысленное выполнение предлагаемых упражнений даёт ощутимые результаты.
Сделаем важную оговорку. Серия тетрадей-практикумов представляет собой единую систему. Задания постепенно усложняются, и, если к работе подключаются семи, восьми- или девятиклассники, у них, скорее всего, не получится сразу выполнять упражнения, соответствующие классу, — нужно хотя бы в сжатом виде или выборочно пройти предыдущие этапы.
Усложняются и сами тексты. Мы старались, чтобы они небыли скучными, чтобы, работая сними, школьники могли получать удовольствие от фрагментов хороших художественных произведений, черпали любопытную информацию из разных областей знаний. Но если в первых тетрадях много отрывков из знакомых детских книжек, то позже в упражнениях становится больше текстов исторических, культурологических, встречаются лингвистические и литературоведческие. Если они окажутся для каких-то школьников совсем неинтересными, учителю не стоит настаивать можно ограничиться текстами, не вызывающими отторжения, — таких достаточно в каждой тетради.
Структура тетрадей-практикумов примерно одинакова. В каждой из них есть необходимые теоретические сведения и упражнения, которые надо выполнять прямо в тетради-практикуме
*
. В конце пособий есть ответы к упражнениями они неслучайно сопровождаются нарисованными ножницами. Эту часть тетради надо отрезать, скрепить листы и держать отдельно, чтобы ученики не испытывали постоянного искушения подсмотреть, ведь смысл упражнений именно в интеллектуальной тренировке, в самостоятельных умственных усилиях. Но совсем отказаться от публикации ответов было бы неправильно, ученик должен иметь возможность сравнить выполненную работу с образцом Для выполнения некоторых упражнений понадобится чистая тетрадь

7
1. УПРАЖНЕНИЯ НА ПОНИМАНИЕ
ТЕКСТА — ЧИТАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО»
Открывают каждую тетрадь упражнения на понимание

текста.
Известно, что недостаточно уметь складывать буквы в слова, чтобы понимать прочитанное. Часто и ученики начальной школы, и дети постарше торопятся, пропускают мимо сознания слова, особенно служебные или вводные, довольствуются приблизительным общим смыслом или домысливают то, чего в тексте нет. Чем отличается непонимание или неточное, приблизительное понимание от настоящего, покажут предлагаемые упражнения.
Для них отобраны тексты небольшого объёма и разного назначения отрывки из прозаических и стихотворных произведений, инструкции, фрагменты учебных или науч- но-популярных статей. Разумеется, от класса к классу тексты эти становятся сложнее.
Такие упражнения выполняются на уроке. Сначала ученики молча читают текст столько раз, сколько нужно каждому, чтобы в нём разобраться. Учитель советует представить себе то, о чём идёт речь, перечитать те места, которые кажутся не вполне понятными, может быть, в уме составить план, задать себе вопросы и снова обратиться к тексту, если ответ на них неочевиден. (В упр. 3 тетради для 7 класса приведены промежуточные вопросы — те, которые должен задать себе ученик, если он не смог с первого раза выполнить задание правильно. Эти вопросы можно использовать как образец при освоении трудных текстов) Только когда ученик сочтёт, что ему всё понятно, он переходит к заданию, которое специально помещено не подтекстом, а на другой странице, потому что выполнять его нужно, не глядя в текст.
Задание обычно представляет собой набор утверждений. Ученик должен решить, какие из них верны, те. соответствуют тому, что содержится в тексте, а какие только похожи на верные, и отметить то, что требуется. Бывают и другие задания, например выбрать правильное название текста или правильный план из двух или нескольких предложенных дописать вывод вставить в продолжение текста нужные по смыслу слова.
Сделаем важную оговорку это упражнения не налоги- ку, а на понимание текста. Поэтому ложными мы будем считать не только те утверждения, которые противоречат
тексту, но и те, которые в тексте не содержатся. Например, в упр. 4 для 5 класса ничего не сказано о пище ондатры, поэтому утверждение о том, что ондатра питается тростником, камышом и осокой, хотя это теоретически и возможно, — ложное. Точно также надо рассматривать утверждения из упр. 5 для 6 класса о том, что книгу Ко- менского в России переписывали от руки или что Комен- ский ввёл школьную форму. Утверждение из упр. 1 для
9 класса Если погода была хорошая, представления шли под открытым небом верно с логической точки зрения, как верно было бы и утверждение о том, что в плохую погоду представления шли под открытым небом, но для нас это утверждение ложное, потому что в предложении содержится ненужное сточки зрения языка ограничение, искажающее смысл текста, — представления шли под открытым небом всегда, независимо от погоды, никакого помещения под крышей для представлений не было.
Основная цель учителя, предлагающего подобные упражнения, — не контроль за качеством чтения, а обучение работе по осознанию и запоминанию. Первые результаты часто бывают неожиданно для детей плохими. Тогда стоит какие-то упражнения разобрать совсем классом. Учитель покажет, как себя проверять, какие задавать себе вопросы (конкретные, особые для каждого текста, и общие Что главное в тексте С какой целью он написан Из каких частей состоит. Если детям трудно, можно разрешить им на первых порах смотреть в текст, сверять с ним утверждения, содержащиеся в зада- нии.
Рассмотрим для примера упр. 2 для 5 класса. Текст представляет собой инструкцию — Правила пользования лесным трамваем».
Пятиклассники могут сами или с помощью учителя задать себе такие вопросы:
На какие группы делятся всевозможные пассажиры?
Кому можно ехать?
Кому можно ехать бесплатно?
Какие правила поведения должны выполнять отдельные группы пассажиров?
После того как вопросы поставлены и ответы на них найдены, дети переходят на другую страницу и читают предложения, описывающие поведение в трамвае разных лесных жителей. Сложностей здесь для пятиклассников много кому-то трудно соотнести обобщённые названия с конкретными (насекомое — шмель, двуногое пернатое —
синица, кого-то сбивают столку подробности и частичное следование правилам. Те, кто действительно разобрался в инструкции, заметили, что медведи — нарушители и плата за проезд не отменяет запрета, шмель имеет право бесплатного проезда, ноне должен был садиться на сиденье, ж хотел провезти бесплатно двух детей, а можно только одного.
Очень часто дети ошибаются, когда забывают сосредоточиться на конкретных названиях, деталях или на последовательности действий или событий, они соглашаются со всяким утверждением, в котором почти все слова такие же, как в исходном тексте. Так, пятиклассникам может показаться правильным утверждение, что китайцы (а не американские индейцы) назвали ондатру младшим братом бобра (упр. 4), шестиклассникам — что Коменский учил идти от сложного к простому (на самом деле — наоборот, от простого к сложному упр. 5); девятиклассникам — что зрители в провинции любили смотреть трагедии (а не комедии упр. Такие упражнения не только развивают память, внимание и стремление понять написанное, они ещё помогают освободиться от гипноза печатного слова, ведь даже в наше время многие считают, что всё, что напечатано, — правда, ив доказательство подлинности каких-нибудь сведений могут сказать Я же сам это читал...»
От класса к классу усложняется не только содержание текстов, но и характер заданий. Иногда новое предваряет- ся маленькими теоретическими пояснениями.
Например, в тетради для 7 класса (с. 10—11) написано о том, как могут выглядеть хорошие планы к текстам, содержащим описание, повествование и рассуждение. А в упр. 6 одно из заданий — выбрать правильный план из двух приведённых:
План I
1. Вера наших предков в добрых и злых духов. Этимология слов домовой, полевой, боровой, водяной. Загадка слова леший. На помощь приходит псковский диалект.
План II
1. Домовой — добрый дух. Духи за порогом дома — злые духи. Каких птиц мы встречаем. Лешие родом из Псковской области
Ясно, что правильно составлен первый план, потому что в нём последовательно отражена основная тема текста — происхождение наименований духов. Этот текст лингвистический, чего совершенно нельзя понять по второму плану на первый взгляд его формулировки имеют отношение к содержанию, нона поверку они представляют собой выхваченные из текста слова, несвязанные с назначением текста.
В 7 классе бывают и другие задания предлагается вставить пропущенные слова (упр. 3, 8), выбрать из двух предложенных фрагментов тот, который обобщает и объясняет сказанное в тексте (упр. 6), дописать завершение — вывод упр. 5, Рассмотрим упр. 8 (7 кл. Оно представляет собой текст из пособия по физике с описанием опыта, точнее, опытов. Большинство семиклассников поймёт, что этих опытов 2 ив обоих использованы 2 цилиндра и доска. Ноне каждый сумеет задать себе вопросы, которые помогут осознать главное. Эти вопросы можно в случае первоначальной неудачи обсудить в классе. Возможные формулировки Чем схожи и чем различны цилиндры Чем различаются опыты Чем различаются их результаты Ответы на эти вопросы содержатся в тексте цилиндры одинакового размера и массы, но сделаны из разных материалов, и один сплошной, а другой полый во втором опыте цилиндры не скользят, а катятся, те. вращаются, ив этом случае они достигают финиша не одновременно. Однако задание проверяет и то, о чём в тексте прямо не говорится, но что вытекает из сказанного требуется вставить пропущенное слово в предложение Сплошной цилиндр надо изготовить из более
материала, чем полый. Ученик сообразит, что пропущено слово лёгкого, если он представил себе цилиндры, подумало том, при каком условии полый цилиндр будет весить столько же, сколько сплошной, а читая предложение Это возможно, если они сделаны из разных материалов, например из дерева и металла,спро- сил себя, какой из цилиндров должен быть из дерева, какой из металла и почему.
Отрывки из художественных произведений тоже требуют понимания того, что не сказано прямо или сказано вскользь и могло бы остаться незамеченным. Но для того чтобы восстановить эти пропущенные звенья, понадобится, кроме внимания к слову, ещё и интерес к тому, что чувствуют герой и рассказчик. Так, в упр. 2 (7 кл) по фрагменту поэмы АС. Пушкина Руслан и Людмила, где
сказано, что досада, изумленье, гнев в его [Рогдая] чертах изобразились и что герой, с поникшею главою скорей отъехав оторва, бесился. но едва, едва сам не смеялся над
собою,приведены утверждения, из которых надо выбрать истинные Рогдай бесился оттого, что не убил Фарлафа;
Рогдай смеялся над Фарлафом; Рогдай досадовал на себя за свою ошибку. Чтобы выполнить это упражнение, не требуется знать весь текст поэмы, достаточно приведённого отрывка. Из него видно, что у героя руки опустились, когда узнаёт Фарлафа он,значит, он не его хотел убить — первое из утверждений не соответствует тексту. Но ведь
Фарлаф изображён откровенно насмешливо он, со страха

скорчась, обмирала потоми вовсе вверх ногами свалился тяжко в грязный ров,поэтому некоторые соглашаются со вторым утверждением, если не замечают, что над Фарла- фом смеётся рассказчика Рогдай испытывает совсем другие чувства.
В тетради для 8 класса говорится о том, как важно иметь представление об эпохе, чтобы понимать произведения, действие в которых разворачивается не в наше время, в тетради для 9 класса — как может быть выражено отношение автора к тому, о чём он пишет.
Рассмотрим подробнее упр. 6 для 9 класса. В нём после текста, в котором излагаются взгляды НМ. Карамзина на способ правления в России, идёт задание Как, по вашему мнению, относится автор к идеям Карамзина? Как выражена в тексте авторская позиция Письменно ответьте на эти вопросы.
Смысл задания в том, чтобы девятиклассники потренировались отличать точку зрения героя от позиции автора и выявлять позицию автора, когда она не сформулирована в тексте. Это упражнение довольно трудное, поэтому после проверки его обязательно нужно обсудить с классом. Всегда находятся ученики, которым кажется, что автор одобрительно относится к взглядам Карамзина, потому что в тексте есть слова идея была проста, доступна, соответствовала взглядам подавляющего большинства, последовательно и логично доказывал, отлично знал русскую историю, умел оперировать историческими фактами, обосновывать ими свою точку зрения, стоял на
почве российской действительности. Но есть и девятиклассники, замечающие фразу были свои достоинства, так говорят, когда считают, что главное ошибочно автор употребляет глагол доказывал, но ни разу не пишет доказала простота и доступность идеи и согласие с нею
большинства вовсе не являются доказательством её истин- ности.
Прокомментируем упр. 4 для 9 класса. Чтобы правильно понять содержащийся в нём научно-популярный текст, надо обратить внимание на слова, указывающие насте- пень важности названных признаков. Верны ли утверждения и Самый главный признак многоклеточного организма — наличие разных типов тканей В тексте названы два существенных отличия многоклеточных организмов от колоний.
В действительности в тексте высказано четыре суждения. Первое из них ошибочно, это видно из того, как оно оформлено оно предваряется вводным словом казалось бы и за ним идёт несомненное опровержение, открывающееся противительным союзом но. Второе суждение автор принимает, нос оговорками, оно верно, но недостаточно за ним следует уточнение со словами впрочем, некоторых. Третье суждение сразу подаётся как безусловно истинное, в отличие от предыдущего это ясно из слов существенное в другом. Отметим, что следующее за ним предложение содержит не возражение или уточнение, как в первых двух случаях, а пояснение. Однако есть в тексте и ещё более важное суждение — четвёртое, оно выделено словами самый главный и настоящего правда, категоричность такой оценки смягчена вводным словом пожалуй.
Получается, что четыре возможных ответа на вопрос о том, чем отличаются многоклеточные организмы от колоний, расположены в тексте по принципу градации — нарастания признаков от кажущегося очевидным, но ошибочного через частично верный, но недостаточный к существенному и, наконец, самому главному. (Значит, мы выбираем утверждение 8 и не соглашаемся с утверждением На этом примере можно показать ученикам, как важно при рассуждении заранее оценить возможные аргументы и продумать порядок их предъявления — таким образом автор выражает свою собственную позицию.
Стоит обсудить в классе и е задание Попробуйте правильно прочитать вслух е предложение текста, интонацией передать его смысл. Не всегда удаётся сделать это правильно с первой попытки. На каком слове второго предложения нужно поставить логическое ударение —
предков, современных, беспозвоночных или каком-нибудь ещё? Если понятен смысл противопоставления, выраженного с помощью противительного союза однако, правильное решение найдётся: что-то значительное осталось от предков позвоночных, а также от моллюсков — беспозвоночных, нос твёрдой оболочкой, а вот от предков беспозвоночных, не имевших скелета или твёрдой оболочки, — почти ничего.
Если учитель считает подобную работу нужной, он не ограничится 5—10 упражнениями в каждом классе, а придумает свои и/или будет систематически предлагать задания на осознание того, что в тексте существенно, как он построен и пр. УПРАЖНЕНИЯ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом