Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5-9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций Центр гуманитарного образования. Редакция русского языка и литературы. Зав редакцией си. Красовская


НазваниеУчебное пособие для общеобразовательных организаций Центр гуманитарного образования. Редакция русского языка и литературы. Зав редакцией си. Красовская
АнкорГотовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5-9 класс.pdf
Дата13.01.2017
Размер0.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGotovimsya_k_sochineniyu_Tetrad-praktikum_dlya_razvitia_pismenno
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#3795
страница2 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
КОНСТРУКЦИЙ
И МОРФОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ — ВОССТАНАВЛИВАЕМ ТЕКСТ»
Упражнения на восстановление текста выглядят непривычно не только для учеников, но и для многих учителей, поэтому подробнее расскажем, в чём смысл обращения к испорченным текстам.
Как известно, важнейшие свойства хорошего текста — связность и богатство языка. Важно, чтобы школьники осознали существуют специальные слова, указывающие на то, как именно связаны по смыслу отдельные высказывания. Поэтому в 5 классе даются первые упражнения, в которых отдельные предложения нужно соединить в сложные, выбрав из списка подходящий союз (термин союз в 5 классе вводить необязательно. Потом задача усложня- ется.
Синтаксическая бедность языка порождает речевые ошибки, в частности неоправданные повторы. Многие пяти, шестиклассники, а то и старшеклассники привыкли употреблять простые, короткие, однообразные по структуре предложения, обычно двусоставные, начинающиеся с обстоятельства или подлежащего и ничем не осложнённые. Тогда, естественно, они вынуждены использовать в целом ряде предложений одинаковые подлежащие-существитель-

14
ные, изредка перемежая их личными местоимениями. И тут бессмысленный, немотивированный повтор, если применить медицинскую терминологию, не болезнь, а симптом, те. внешнее проявление существенного порока, — неумелый автор, записывая предложение, ещё не знает, что будет писать дальше, и не может подумать вперёд».
Тексты, испорченные специальным образом, помогут научиться обнаруживать бессвязность чужого текста и, главное, овладеть приёмами восстановления связей, те. сформировать или закрепить это важное умение — делать текст связным. Каждое упражнение представляет собой испорченный текст, низкое качество которого очевидно он мог бы быть интересным по содержанию, но выглядит смешными глуповатым из-за навязчивых повторений и обрубленных предложений. А ученики легко могут его исправить, используя уже известные синтаксические конструкции и союзы и другие специальные слова для связи. Если эти слова приводятся в упражнении, задача в том, чтобы их правильно разместить, если нет — их нужно подобрать самим.
Вот пример такого упражнения (5 кл, упр. 15).
15
Прочитайте текст. Восстановите правильное написание слов. Где нужно, объедините предложения. Используйте для связи слова аи всё-таки, и, и, и. Запишите исправленный текст.
Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схв..тил Мартина обеими руками за шею. Нильс пот..щил Мартина к воде. Это было нелёгкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве. Мать раск..рмила его на славу. Нильса сейчас едва от земли видно. Он дот..щил Мартина до самого озера. Он окунул его голову прямо в студёную воду.
Даже для пятиклассников очевидно, что приведённый текст неправильный, потому что состоит из отдельных со- общений-обрубков. Два основных порока этого текста дети могут назвать сами это навязчивые немотивированные повторы и отсутствие указаний на то, как по смыслу связаны между собой коротенькие предложения. И то и другое мы слишком часто обнаруживаем в детских сочинениях и изложениях. Используя уже известные им синтаксические конструкции и специальные слова для связи, наши ученики делают текст более понятными красивым, а повторы исчезают сами собой. Вот как может выглядеть исправленный (восстановленный) текст
Гусь словно не слышал его. Тогда Нильс схватил Мартина обеими руками за шею и потащил к воде. Это было нелёгкое дело. Гусь был самый лучший в их хозяйстве, и мать раскормила его на славу. А Нильса сейчас едва от земли видно. И всё-таки он дотащил Мартина до самого озера и окунул его голову прямо в студёную воду.
Выполняя это упражнение, расставляя служебные слова, дети учатся видеть и показывать различные смысловые отношения между частями, в данном случае — противопоставления и уступки (разумеется, термины вводить совсем необязательно. Такое упражнение удобно предложить в пятом классе при изучении синтаксиса и пунктуации, попутно обсуждая наличие или отсутствие запятой перед союзом и и вставляя пропущенные безударные гласные в корне.
Иногда возможны разные варианты размещения союзов, их стоит обсудить. В упр. 12 и 18 (5 кл) причинно-след- ственные связи неочевидны, поэтому можно помочь детям наводящими вопросами, например Можно ли предположить, почему мартышка идёт впереди, а слонёнок позади В упр. 6 (6 кл) на первый взгляд есть выбор Мама выругала егоза то, что. и Мама выругала его, потому что, но Папа рассердился зато, что. сказать нельзя можно рассердился на то, что, так что единственно правильным остаётся приведённый в ответе вариант.
Начиная с пятого класса (а возможно, и раньше) дети свободно используют однородные члены, строят сложносо- чинённые и сложноподчинённые предложения, восстанавливая отношения противопоставления, уступки, причин- но-следственные и пр.
Упражнения такого рода — необходимое дополнение к тем, что традиционно даются при изучении синтаксиса и пунктуации. Обычно ученики анализируют готовые конструкции, расставляют пропущенные знаки препинания, составляют предложения по заданной схеме. Здесь же содержание не надо сочинять — оно задано, но дети сами должны выбрать конструкцию, использование которой сделает текст понятными красивым.
Упражнения на восстановление стоит выполнять сначала пятого класса и на протяжении всех последующих лет обучения русскому языку, а не только параллельно с изучением синтаксиса.
В пятом классе уже предлагаются испорченные тексты, в которых для связи нужно использовать местоимения и контекстные синонимы, в шестом, когда подробно изучается местоимение как часть речи, количество таких упражнений увеличивается. В упр. 17 (5 кл) требуется использовать местоимение который в соответствующей форме. Проанализируем искажённые слова Карлсона: Лучший в мире специалист по паровым машинам — это
Карлсон! Карлсон живёт на крыше. Таки передай своему папе Что Малыш должен передать своему папе что Карл- сон живёт на крыше или что он лучший в мире специалист по паровым машинам Очевидно, второе. А как показать, что сообщение о том, где живёт Карлсон, не главное Поместить его (сообщение) в придаточное предложение. Это пятиклассники, особенно если они знакомы с книжкой или мультфильмом хотя бы по названию, сделают без труда. Важно только обратить их внимание на то, что полученное придаточное предложение со словом который должно идти сразу за существительным, от которого к нему ставится вопрос. В упр. 8 (6 кл) надо употребить два придаточных определительных со словом который если ученикам трудно будет понять, что делать, пусть они найдут такие самостоятельные предложения, которые кажутся стоящими не на месте и делают текст бессвязными превратят их в придаточные со словом который, а потом уже можно восстанавливать остальные связи.
В седьмом классе возможности расширяются в связи с дальнейшим изучением морфологии, поскольку школьники могут теперь использовать причастные и деепричастные обороты, а также союзы и частицы.
Учитель объяснит, что нужно осознанно выбирать в каждом случае наиболее уместную конструкцию, например решать, сделать ли из двух предложений с одинаковыми подлежащими предложение с однородными сказуе- мыми или одно из сказуемых превратить во второстепенный член, выраженный причастием или деепричастием. Важно определить, какое из действий считать основным, какое добавочным, потому что глагольная форма помогает расставить акценты, уточнить смысл.
Упражнение 11 для 7 класса, в котором один и тот же испорченный текст надо восстановить дважды, помогает осознать тонкую разницу. Ясно, что текст, который начинается словами Малыш, ковылявший по двору, лопотал что-то приветливое. Он улыбался во весь рот, уместнее назвать Приветливый малыша текст, в котором есть сказуемые ковылял, шлёпал, торопился, — Неугомонный малыш
Приходится делать и тонкий выбор между причастными деепричастным оборотами. Так, в упр. 13 для 7 класса, где нужно в данном тексте дописать слова, образуя наиболее подходящие причастия и деепричастия, есть предложение Возвраща
домой к любимой жене Пенелопе Одиссей подвергся многим испытаниям на десять лет отдали
желанную встречу. Формально возможны разные варианты 1. Возвращаясь домой к любимой жене
Пенелопе, Одиссей подвергся многим испытаниям, на десять лет отдалив желанную встречу. 2. Возвращаясь домой к любимой жене Пенелопе, Одиссей подвергся многим испытаниям, на десять лет отдалившим желанную встречу. Возвращавшийся домой к любимой жене Пенелопе Одиссей подвергся многим испытаниям, на десять лет отдалив желанную встречу. 4. Возвращавшийся домой к любимой жене Пенелопе Одиссей подвергся многим испытаниям, на десять лет отдалившим желанную встречу. В действительности же понятно, что варианты 1 и 3 него- дятся, потому что не годится в данном случае деепричастие отдалив, обозначающее активное действие получается, что Одиссей отдалил встречу, а это противоречит смыслу сказуемого подвергся. В вариантах 2 и 4 причастие отдалившим, относящееся к существительному испытаниям, не вызывает возражений. Но равноценны ли варианты возвращаясь и возвращавшийся Почти равноценны, но, поскольку о возвращении героя в тексте говорится первый раз, уместнее обстоятельство, а не определение, те. лучше всё-таки возвращаясь.
Научить правильно употреблять глагольные формы важно, но этого недостаточно для того, чтобы текст получился точными красивым. Снова могут возникнуть повторы уже не слова конструкций, например, текст может оказаться перегруженным причастными оборотами. Тут надо напомнить детям о синтаксической синонимии даже если они не изучали ещё придаточных определительных, на практике сними знакомы все. Точно также, чтобы избежать однообразия деепричастных оборотов — обстоятельств времени — вначале предложений, стоит вместо них иногда использовать придаточные времени.
В тетради для 8 класса есть упражнения, рассчитанные на применение определённых конструкций, например обособленных членов предложения, в частности приложений. Например, в упр. 14, где предлагается исправить текст, есть такой испорченный фрагмент Это были люди бедные, суровые и сильные. Старший из них был Клеанф. Он

был бывший кулачный боец. Он зарабатывал деньги. Он по ночам таскал воду для огородников...Для хорошего решения понадобится непросто соединить предложения, но сначала определить, какая информация самая важная и должна разместиться в грамматической основе, а какую можно выразить второстепенными членами. И при этом надо избежать неоправданных повторов. Поэтому вариант Старший из них был Клеанф, бывший кулачный боец. Он зарабатывал деньги, по ночам таская воду для огородников нельзя признать удачным. Сравним с исходным текстом Это были люди бедные, суровые и сильные. Старший из них, Клеанф, бывший кулачный боец, зарабатывал тем, что по ночам таскал воду для огородников...
Здесь же приводятся задания на осмысленное использование вводных слови предложений. Восьмиклассники учатся употреблять вводные слова, чтобы указать на источник сообщения или на логические связи между частями высказывания (упр. Рассмотрим упр. 17. Прежде всего в нём нужно восстановить правильное написание слови на месте пропусков вписать подходящие по смыслу слова из списка. На этом этапе текст будет выглядеть так:
Слово может расширять своё значение. Кров этимологиче- ски означает крыша, нов сочетаниях типа гостеприимный кровили делить хлеб и кров это слово имеет уже более широкое значение дом. В основе подобного рода изменений нередко лежит обычай называть в речи часть вместо целого.
В других случаях значение слова может сузиться. Более древним значением слова порох было пыль, порошок — уменьшительное от порох. Нов современном русском языке далеко не всякий порошок является порохом, а только тот, который представляет собой особое взрывчатое вещество. Слово порох сузило своё значение.
Текст, в общем, понятен. Понятна и его структура первые предложения каждого абзаца — тезисы, дальше до- казательства-примеры; последние предложения содержат комментарий в первом абзаце — обобщение, во втором — пояснение того, что пример действительно служит доказательством тезиса. Но текст будет восприниматься легче, если выявить переход от одного компонента к другому. Стоит выделить доказательства с помощью вводных слов, те. начать вторые предложения словами например, скажем, так. Роль последнего предложения можно подчеркнуть, поставив в его начале таким образом или иными словами правда, использование второго варианта порождает новую речевую проблему — повтор слова слово).
С добавлениями текст выглядит так:
Слово может расширять своё значение. Скажем, кров эти- мологически означает крыша, нов сочетаниях типа гостеприимный кровили делить хлеб и кров это слово имеет уже более широкое значение дом. В основе подобного рода изменений нередко лежит обычай называть в речи часть вместо целого.
В других случаях значение слова может сузиться. Например, более древним значением слова порох было пыль, порошок — уменьшительное от порох. Нов современном русском языке далеко не всякий порошок является порохом, а только тот, который представляет собой особое взрывчатое вещество. Таким образом, слово порох сузило своё значе- ние.
Теперь виднее, что стоит внести ещё одно усовершенствование подчеркнуть, что второй тезис по значению противоположен первому. Тут пригодятся вводные слова наоборот или напротив В других случаях, напротив, значение слова может сузиться.
С помощью тетради-практикума восьмиклассники упражняются также в правильном цитировании и использовании косвенной речи (упр. В девятом классе в соответствии с изучаемыми темами ученики серьёзнее осваивают возможности сложноподчи- нённых и бессоюзных сложных предложений, учатся использовать конструкции, которые помогают выразить сходство явлений и подчеркнуть противопоставления. Кроме того, в тетради для 9 класса есть упражнение на комплексное редактирование текста (упр. 14). Его можно обсудить в классе.
Когда расставлены и проверены знаки препинания, спросим учеников, всели слова им знакомы (если нет, с помощью словаря выясним, что значит импонировать, кальвинисты, пэр) и есть ли у них предложения по улучшению этого в целом понятного и хорошего, но недостаточно отредактированного текста. Можно построить обсуждение и по-другому — спросить, сколько основных отличий Англии от Франции названо. Мнения могут разделиться и именно из-за неверного использования вводных слов здесь два наконец, что означает последнее в перечне. Вместо первого из них уместно будет поставить
в-третьих или кроме того.
Возможно, ученики заметят и другой дефект — немотивированные повторы. Правда, практика показывает, что первым бросается в глаза повтор вполне оправданный — шесть герцогов и шесть графов. Не стоит считать речевой ошибкой и подвергать правке повтор слов Англия и наука, поскольку они здесь обозначают ключевые понятия и существуют на правах терминов, которые в научных текстах, чтобы не затруднять понимание, не положено заменять местоимениями или синонимами.
Но если продолжить поиски, рано или поздно обнаруживаются настоящие ошибки. В двух последних предложениях первого абзаца есть слова веротерпимость, терпимо, веротерпимость. Веротерпимость — термин, его надо сохранить, а обстоятельство терпимо заменим на миролюбиво, без вражды;возможна и такая перестройка:
...которые не враждуют между собой.
Необходимо исправить предложение Союз науки и религии — вещь, совершенно немыслимая во Франции, — здесь вполне в порядке вещей. Подойдёт, например, такой вариант Союз науки и религии, совершенно немыслимый во Франции, здесь вполне в порядке вещей. Нельзя также оставить без правки повтор слова наблюдает во втором абзаце, тем более что употреблено это слово в разных значениях. В первом предложении ученики без труда заменят его на видит, замечает и т. п.
Редактирование почти закончено, остаётся дописать последнее предложение. Возможны разные варианты, но они должны соответствовать смыслу текста. В оригинале он завершался словами неуважение к королевской власти, церкви, нравами обычаям государства».
Первые упражнения надо выполнить вместе с учениками, чтобы они не испугались нового вида деятельности и поняли, что от них требуется. Они должны увидеть, что передними испорченный текст из коротеньких, почти бессвязных предложений, который можно сделать хорошим, восстановить. Нужно предложить последовательность действий (хотя некоторые дети создают новые конструкции интуитивно, без поэтапных рассуждений. Пусть ученики решат, между какими простыми предложениями уместнее всего по смыслу данный союз, впишут его карандашом прямо в тетради и тут же зачеркнут его в списке, не забыв зачеркнуть и лишнее повторяющееся подлежащее. Потом в тетради записывается исправленный текст
Так может выглядеть работа над упр. 12 для 5 класса:
Попугай бежал по лесу. (и) Попугай быстро заглядывал за все деревья подряд. Мартышка бежала за ними) Мартышка на всякий случай ещё раз заглядывала за те же самые деревья. (А) Слонёнок плёлся позади. (и) Слонёнок никуда не заглядывал. (потому что) Слонёнок шёл, виновато опустив голову. (зато) Он смотрел под ноги.
Проверяя упражнения, выполненные самостоятельно, учитель, конечно, не должен требовать, чтобы ученик точно восстановил оригинальный текст это часто невозможно, да и ненужно. Достаточно, если текст станет понятным, логичным, непротиворечивым. Но сравнить выполненное упражнение с оригинальным текстом, приведённым вот- ветах, бывает полезно.
Важно, чтобы учитель правильно определил момент, когда можно предлагать то или иное упражнение. Так, упр. 18—22 для 7 класса стоит выполнять только в конце учебного года, когда изучены или изучаются союзы и частицы, а упр. 9 для 9 класса — не раньше, чем изучены знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
В пособиях есть разделы, помогающие осознать специфику разных типов речи — повествования, описания, рассуждения и научиться создавать тексты разных типов. УПРАЖНЕНИЯ НА ПОСТРОЕНИЕ

ПОВЕСТВОВАНИЯ РАССКАЗЫВАЕМ ИСТОРИИ»
Раздел Рассказываем истории в тетрадях для 5 и
6 классов посвящён повествованию. Повествование считается самым распространённым и самым простым из типов речи неслучайно именно рассказы о событиях мы находим в древнейших фольклорных произведениях. Повествование изображение событий или явлений, следующих одно за другим. Поэтому в нём обязательно должны быть указания на то, как протекают действия во времени.
В тетрадях для 5 и 6 классов есть упражнения, вырабатывающие привычку употреблять в повествовании такие указания.
Вот пример такого упражнения (5 кл, упр. 20).

1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей