Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5-9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций Центр гуманитарного образования. Редакция русского языка и литературы. Зав редакцией си. Красовская


НазваниеУчебное пособие для общеобразовательных организаций Центр гуманитарного образования. Редакция русского языка и литературы. Зав редакцией си. Красовская
АнкорГотовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5-9 класс.pdf
Дата13.01.2017
Размер0.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGotovimsya_k_sochineniyu_Tetrad-praktikum_dlya_razvitia_pismenno
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#3795
страница3 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
22
20
Прочитайте отрывок. Подумайте, какие действия происходят одновременно, какие — одно за другим. Вставьте на месте пропусков слова, указывающие на время потом, вскоре, сперва, однажды, пока, когда, потом , когда Кристофер Робин, Винни-Пух и Пятачок сидели и мирно беседовали, Кристофер Робин сказал, как будто между прочим Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама.
они заговорили о чём-то другом, и пришла пора Пуху и Пятачку идти домой. Они пошли вместе.
, они плелись по тропинке на краю Дремучего Леса, оба молчали но они дошли до речки и стали помогать друг другу перебираться по камушкам, а бок о бок пошли по узкой тропке между кустов, у них завязался Очень Умный Разговор.
Повествование надо уметь строить. В первую очередь важно отобрать необходимые для рассказа события — узлы повествования. В тетрадях для 5 и 6 классов есть упражнения, в которых надо найти грубейшие ошибки повествования, делающие текст непонятным, — пропуск важного узла или разъяснения причини исправить эти ошибки, те. дописать недостающее. Например, в упр. 25 для
5 класса приведён сделанный ученицей сжатый пересказ сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», в котором за словами Бросилась Женя собаку догонять, да только сама заблудилась. Испугалась Женя и заплакала сразу идёт предложение Пожалела старушка Женю, привела её в свой садик. Дети могут заметить, что здесь явно не хватает предложения, вводящего нового участника событий старушку.
В упр. 16 для 6 класса нужно внести исправления в сочинение шестиклассника. Это нелёгкая задача, поэтому стоит обсудить текст на уроке.
Когда я был ещё очень маленьким, я часто хотел взять сковородку с плиты, чтобы посмотреть, что в ней находится. Но взрослые не давали мне это сделать. Так продолжалось в течение долгого времени.
Но один раз мама разрешила мне дотронуться и только держала сковородку, чтобы она не упала. Когда я коснулся сковородки, я испытал такую боль, какую никогда в жизни не испытывал
Я расплакался и убежал в свою комнату. Потом пришёл мой папа и сказал, чтобы я подставил руку под холодную воду.
Это был один из первых уроков в моей жизни.
В этом тексте почти все названные связи между событиями временные (когда, в течение долгого времени, один раз, когда, потом. Правда, есть два указания нацель действий (чтобы посмотреть, чтобы не упала сковородка. Но цель и смысл центральных, основных действий не названы непонятно, почему мама вдруг разрешила дотронуться до горячей сковородки, был ли папа рядом вовремя рокового прикосновения и почему лишь спустя какое-то время мальчик получил совет подставить руку под холодную воду. Вся история производит впечатление какой-то изощрённо жестокой воспитательной акции, но и это прямо не сказано. Значит, нужно придумать, какие предложения вставить, чтобы история разъяснилась.
Этот текст нуждается в добавлениях и комментариях ещё и потому, что повествование ведётся от первого лица, а переживания героя показаны минимально, да и то больше внешне (расплакался и убежал. Конечно, очень нужны сообщения о том, что герой думал, чего хотел, что почувствовал, дотронувшись до сковородки. Герой совсем маленький мальчика рассказывает об этом уже шестиклассник. И поэтому хорошо было бы показать, что мальчик с тех давних пор поумнели не только запомнил, что нельзя дотрагиваться до горячей сковородки, но и лучше понимает, что произошло в его раннем детстве. Только добавив необходимые разъяснения, можно сделать текст понятными психологически убедительным.
Чтобы дети научились рассказывать истории не только правильно, но ещё и живо и интересно, нужно дать им представление о сценическом способе рассказывания (термин называть ненужно, при котором события представляются через жесты, движения, подробности читатель наблюдает за действием, как будто оно происходит на его глазах. Тогда используется не прошедшее, а настоящее или будущее простое время глаголов, в текст вводятся диалоги и описания. Одни упражнения (например, упр.
29, 5 кл) позволят потренироваться в оживлении данного текста, а другие — в нахождении разных ошибок и комплексном исправлении текстов, сочинённых школьниками, те. в редактировании. Улучшая чужой текст, ученики должны помнить несколько правил построения хорошего повествования нужно выделить самое главное
событие — кульминацию и строить рассказ так, чтобы его было интересно читать, чтобы с самого начала не было известно, что случится потом, чтобы что-нибудь случилось неожиданно.
Рассмотрим упражнение 21 для 6 класса Прочитайте не очень удачное сочинение шестиклассницы. Подумайте, как его можно улучшить. Запишите исправленный текст.

Когда я была ещё очень маленькой, я часто смотрела, как мама делает яичницу. Как-то, когда никого из взрослых не было, я решила сделать её сама. Не считая того, что она была пригорелая и несолёная, получилось неплохо.
Но этот опыт не был таким уж удачным. Я сняла сковородку и поставила её на стол. Но моё ликование самостоятельно приготовленным обедом быстро сменилось разочарованием. Когда я убрала сковородку, вся скатерть под ней была насквозь проплавлена.
Сначала назовём ошибки, связанные с последовательностью изложения. Непонятно, когда героиня-рассказчица ела яичницу до того, как поставила сковороду на стол, что можно предположить по первому абзацу, или после — иначе зачем былое ставить на стол?
Но главное — перевод повествования в сценический план. Из нескольких последовательных событий (замысел, собственно приготовление яичницы, еда, обнаружение по- вреждённой скатерти) кульминацией, видимо, надо считать последнее. Значит, стоит строить рассказ так, чтобы ничто этой развязки не предвещало иона была неожиданной и описанной сильно и выразительно.
Надо позаботиться об оживлении каждого события. Можно передать замысел героини с помощью прямой речи. Например Тут я подумала Сделаю всё сама) Обязательно подробно описать сам процесс приготовления — лучше, если с помощью глаголов настоящего времени, — и ощущения вовремя еды, а также вид повреждённой скатерти и чувства героини. Кроме того, сочинению явно недостаёт отчётливого завершения.
Напомним то, что хорошо известно всем на практике существуют традиционные разновидности начала и конца повествования. Начало чаще всего содержит общую мысль рассказа или указание на место, время, действующее лицо. В завершении содержится развязка и/или нравственная мысль, вывод из повествования
Если такая работа выполнена успешно, то рассказы собственного сочинения у пяти, шестиклассников получатся более удачными.
В 7 классе школьники учатся понимать, чем различаются повествования от первого и от третьего лица, и сочинять истории с учётом позиции рассказчика. Так, в упр. 25 приводится довольно большой отрывок из книги А. Я. Бруштейн Дорога уходит вдаль, в котором от лица героини, Сашеньки Яновской, рассказывается, как она, услышав словно из-под земли детский голосок, спускается по лестнице в подвали обнаруживает там нищенское жильё и больную девочку Юльку. Естественно, большое место в рассказе занимают чувства героини (е страх, обида оттого, что к ней никто не спешит на помощь, описание подвала, поразившего девочку из хорошей семьи, портрет девочки-хозяйки. Семиклассникам предлагается рассказать эту же историю от лица Юльки. В слабом классе можно всем вместе обсудить, что придётся исключить из рассказа (ясно же, что переживаний Сашеньки Юлька знать не может, а если догадается о них, то они вызовут у неё не сочувствие, а насмешку описывать себя и свой так хорошо ей знакомый подвал Юлька тоже не станет, а что нужно добавить (возможно, то, как выглядит Сашенька со стороны и что чувствует Юлька, когда к ней попадает нежданная гостья).
В тетрадях для 8 и 9 классов уже нет упражнений, по- свящённых повествованию. Но умение рассказывать толково и не пропускать существенное нужно ив старших классах, например, в сочинении на литературную тему бывает необходимо сжато пересказать сюжет произведения. Чтобы потренироваться и предотвратить типичные ошибки, можно в добавление к имеющимся упражнениям вили классе предложить исправить пересказ повести Гоголя «Шинель».
Жил в Петербурге бедный, немолодой, одинокий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин. Однажды оказалось, что его старая шинель пришла в полную негодность и нужно шить новую. Ограничивая себя во всём, чиновник копил деньги на шинель, мечтало ней, в жизни его появился новый смысл. Нов первый же день грабитель сорвал новую шинель с бедного чиновника. Тот простудился и умер. А вскоре по Петербургу поползли слухи о покойнике, который отнимает шинели у прохожих. В нём узнали Башмачкина. Грабежи прекратились только после того, как была отнята шинель у значительного лица, бывшего начальника покойного Башмачкина.
Поскольку сюжет повести Гоголя излагается кратко, закономерно, что в пересказ не вошли некоторые эпизоды, например разговор с портным Петровичем. Но вот упоминание о значительном лице оказывается в пересказе совершенно необъяснимым, потому что пропущен необходимый узел повествования — рассказ о том, как бедный Акакий
Акакиевич, лишившись шинели, бросился за помощью к значительному лицу и был изгнан. УПРАЖНЕНИЯ НА ПОСТРОЕНИЕ

ОПИСАНИЯ — РИСУЕМ СЛОВАМИ»
Старинные риторики учили, что повествование занимается действием, а описание — предметом, повествование опирается на память, а описание — на внешние чувства. Известно, что в повествовании передаётся движение событий во времени, а в описании перечисляются свойства, стороны предмета или явления, присущие ему в опреде- лённый момент. Кажется, что может быть легче что видишь, то и пиши. Ноу детей это дело вызывает большие затруднения. Вот свидетельство — отрывок из воспоминаний преподавателей Яснополянской школы Первые темы, которые самым естественным путём пришли нам в голову, были описания простых предметов, как то хлеба, избы, дерева и т. п но, к крайнему удивлению нашему, требования эти доводили учеников почти до слёз, и, несмотря на помощь учителя, они решительно отказывались писать на темы такого рода. Мы попробовали предложить описание каких-нибудь событий, и все обрадовались, как будто им сделали подарок. Столь любимые в школах описания так называемых простых предметов — свиньи, горшка, стола — оказались, без сомнения, труднее, чем целые, из воспоминаний взятые рассказы».
Мы будем действовать постепенно. Сначала предложим детям хорошие образцы — фрагменты из детских книжек и с помощью этих фрагментов решим две задачи во- первых, покажем, что описание может быть интересным красивым, смешным, неожиданным, а во-вторых, продемонстрируем языковые средства, помогающие создавать нескучные описания. (Сами дети, как правило, вначале порождают только унылые однообразные конструкции из существительных и прилагательных в именительном падеже Яблоко круглое, зелёное. У него розоватый бочок) В упр. 31 и 33 для 5 класса нужно вставить подходящие по смыслу глаголы. Важно осознать, что глаголы очень нужны не только для передачи движений живого существа (как в упр. 33), но и для описания предметов неодушевлённых. В упр. 31 описывается автомобиль, перегруженный багажом.
Из окон сундуки и кофры. К ступенькам были коробки и шляпные картонки. И даже наводи- тельском месте, казалось, два огромных сакво- яжа.
Понятно, что здесь напрашиваются для вставки слова высовывались или выглядывали, привязаны (прикручены, прикреплены. А в третьем случае пятиклассники часто бывают невнимательны к слову. Типичная ошибка И на водительском месте, казалось, лежали два саквояжа они действительно лежали, а казалось, что сидели или
развалились).
Предотвратить грамматическое однообразие помогают и другие упражнения. В упр. 32 требуется раскрыть скобки и поставить существительные и прилагательные в нужные падежи. Например, предложение Это была крошечная, тоненькая, хрупкая старушка, древняя-древняя (жидкие седые волосы, сморщенное, высохшее личико и тоненькие, как палочки, ножки) правильно записать не так Это была крошечная, тоненькая, хрупкая старушка, древняя-

древняя, у небыли жидкие седые волосы, сморщенное, высохшее личико и тоненькие, как палочки, ножки, атак Это была крошечная, тоненькая, хрупкая старушка, древняя-древняя
, с жидкими седыми волосами, сморщенным, высохшим личиком и тоненькими, как палочки, ножками. В упр. 38 предлагается отредактировать текст, объединив предложения:
Моя собака маленькая, коричневая. У негладкая шерсть. У неё белое пятно на правом боку. У неё белое пятно на левом глазу. У недлинные висячие уши. У неё короткие кривые ноги. У неё короткий хвост.
Выполнить его можно примерно так:
Моя собака маленькая, гладкая, почти вся сплошь коричневая, нос двумя белыми пятнами — на правом боку и на левом глазу. Уши у недлинные, висячие, а кривые лапы и хвост короткие
Заметим, что пришлось заменить ноги на лапы, исправив довольно распространённую ошибку (а ещё вдет- ских описаниях животных нередки рот и лицо, и употребить творительный падеж существительного — с пятнами».
В упр. 39 нужно этот же текст переделать ещё раз — превратить описание из статического в динамическое, те. показать собаку в движении, но так, чтобы все её постоянные признаки тоже были названы (в качестве образца можно использовать текст упр. 33; термины вводить не нужно).
В пятом классе предлагается выполнить серию упражнений, посвящённых сравнениям сначала найти сравнения и выяснить, с помощью каких слов они вводятся в текст (упр. 35), а потом потренироваться в использовании этих слов для разнообразного оформления сравнений упр. 36, 37). Эти последние упражнения представляют собой разновидность испорченного текста, содержание которого задано, а синтаксическое оформление нарочито однообразно или неполно, и его предстоит восстановить.
Например, даются такие предложения (упр. Наш заварной чайник похож на птицу. Изогнутый носик похож на птичью шею с маленькой головкой. Ручка чайника похожа на хвостик.
Текст можно исправить разными способами:
Наш заварной чайник похож на птицу. Кажется, что изогнутый носик — птичья шея с маленькой головкой. А ручка вроде хвостика.
Или:
Наш заварной чайник напоминает птицу. Изогнутый носик как птичья шея с маленькой головкой. А ручка торчит наподобие хвостика. И т. д.
Работая над описанием, школьники попутно осваивают его важные структурные особенности, запоминают, что начинать лучше с общего впечатления или сообщения о том, кто и почему смотрит на объект описания, о том, что важно выбрать определённый порядок называния признаков.
В 6 классе тоже встретится некоторое количество упражнений, в которых содержание описаний дано, его надо сохранить или дополнить, закрепляя полученные в 5 классе навыки (упр. 23, 24, 26, 27). В упр. 29 приводится ученическое сочинение, которое нужно отредактировать с уч- том того, чему школьники уже научились.
Осенний лист
Он жёлто-малиновый в крапинку. Он лохматый. И если его перевернуть вверх ногами, он похож на мочковатый корень. Края у него острые, как иглы. И эти иглы похожи на самолёты, летящие прочь, ив тоже время они похожи на горы, а обломленные верхушки похожи на вулканы. Пахнет отвратительно. Он морщинистый, как лоб старого, старого дедушки, а ножка как нос. Когда он падает, он, как будто лодка, качается на волнах, и если посмотреть на него сбоку, у него выемка.
Видно, что ученица стремилась создать творческое описание и нашла довольно интересные сравнения. Но допустила все типичные ошибки не смогла выстроить текст, определить главную черту, связать между собой отдельные признаки и придумать логику расположения частей в сочинении много однообразных синтаксических конструкций и неоправданных повторов.
Повтор слова похожи исправляется просто — пропуском, те. использованием неполных предложений. Исправить композицию труднее. Если попытаться сформулировать главное ощущение от описываемого листка, может получиться такое начало:
Лист, который я разглядываю, уже очень старый — жёлто- малиновый в крапинку, лохматый, морщинистый, как лоб старого, старого дедушки, и пахнет отвратительно. Но рассматривать его интересно…
Но есть в 6 классе и другие задания придумать свои описания по аналогии с прочитанными и дополненными упр. 23, 25, Например, в упр. 24 дано описание картины — морского пейзажа, и надо восстановить пропущенные слова, а в упр. 25 предлагается Вообразите, что рядом с картиной, описанной в предыдущем упражнении, висит другая, и это тоже пейзаж, нона нём изображена лесная поляна. Опишите эту воображаемую картину, чтобы зрители почувствовали общее впечатление от не, поняли, какое на ней время суток, какая погода, и увидели и то, что впереди, и то, что в глубине, и небо».
Кроме описаний условно творческих, субъективных, передающих авторское отношение к предмету, шестиклассники осваивают и описания относительно научные, точные, и учатся составлять сравнительные описания сначала по готовым текстам выявлять слова, помогающие описывать различия (прилагательные в сравнительной степени и др, и правильную структуру сравнительного описания типичный план (например, сначала общие признаки, потом различия) и дописывать вступление с обоснованием того, зачем может понадобиться сравнительное описание объектов (упр. 30); потом в отдельных описаниях двух объектов находить общее и различное и составлять сравнительное научное или научно-популярное описание (упр. 31) и, наконец, самостоятельно писать художественное или научно-популярное сравнительное опи- сание.
Рассмотрим подробнее упр. 31, где даны описания ужа и гадюки. Далеко не все шестиклассники могут справиться с ним самостоятельно.
Чтобы удобнее было сравнивать, сразу определим признаки, о которых говорится в текстах. Это длина, окраска, форма тела (отдельно — головы и хвоста, форма глаз и зрачков. Если перечитывать описания параллельно, легко заметить, что общего немного и ужи гадюка — змеи, и у них может быть одинаковая окраска — сверху бурая, серая, зелёная (оливковая, а брюшко серое или чёрное. Эти слова в текстах в соответствии с заданием подчеркнём прямой чертой) Но даже в окраске есть существенные различия тёмный зигзаги ряды тёмных пятен у гадюки, оранжевые пятна по бокам головы у ужа. А всё остальное и длина, и форма головы, тела, хвоста — у гадюки и ужа разное. Примерный план понятен сначала вступление о практическом смысле данного сравнения (он очевиден надо быстро понять, опасна ли встретившаяся змея, потом общее и различное — каждый признак — особый пункт плана. После того как вся подготовительная работа проделана, можно составлять текст, в случае необходимости используя упр. 30 как образец.
Если в упр. 30, 31 описания объективные, безоценоч- ные, то текст упр. 32 даёт описание подчёркнуто пристрастное, неодобрительное. Спросим шестиклассников, в каких словах это неодобрение выражено, и заметим, что отношение к описываемому объекту проступает на протяжении всего текста, а не только впервой или завершающей фразе, как часто бывает в неудачных детских сочинениях Я люблю свою кошечку, Моя комната очень уютная
Упражнения, выполненные до создания самостоятельного сочинения, помогают предотвратить некоторые типичные ошибки или хотя бы, что тоже важно, понять и учесть замечания учителя, высказанные по прочтении сочинения.
Можно вместе с учениками подумать, в каком тексте ив какой ситуации необходимо сухое и точное описание, и задать написать непросто сочинение-описание, а, например, фрагменты детективной истории, где киллер получает словесный портрет предполагаемой жертвы, стражи порядка в протоколе фиксируют состояние комнаты, где было совершено преступление, а сосед, ведущий самостоятельное расследование, развешивает объявления с приметами собаки, в ошейнике которой, по его предположению, спрятана важная записка, проливающая свет на происшедшее. А если у класса настрой более лирический, разыскивать по словесному портрету будет волшебник или благодарная бабушка, у которой спасли внука, и нес преступной целью, а чтобы наградить или как-нибудь иначе обрадовать и т. д.
Но, разумеется, можно задавать описания и без дополнительной мотивации. Некоторые темы предложены в упр. 40 для 5 класса ив упр. 33 для 6-го.
В следующих классах специальные упражнения на описания не предусмотрены. Нов седьмом классе есть раздел Рассказываем и описываем с заданиями переделать повествование, изменив позицию рассказчика, или рассказать историю от лица разных героев. Во всех этих случаях в рассказ необходимо включать уместные описания отдельных предметов, обстановки, внешности героев. УПРАЖНЕНИЯ НА ПОСТРОЕНИЕ
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей