Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5-9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций Центр гуманитарного образования. Редакция русского языка и литературы. Зав редакцией си. Красовская


НазваниеУчебное пособие для общеобразовательных организаций Центр гуманитарного образования. Редакция русского языка и литературы. Зав редакцией си. Красовская
АнкорГотовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. Методические рекомендации. 5-9 класс.pdf
Дата13.01.2017
Размер0.73 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаGotovimsya_k_sochineniyu_Tetrad-praktikum_dlya_razvitia_pismenno
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#3795
страница5 из 6
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
1   2   3   4   5   6
Эриманф итак далее, то действие сказки происходит в некотором царстве, в некотором государстве. События мифа имеют значение для всего мироздания Прометей открывает для человечества огонь, а ссора между Герой, Афиной и Афродитой приводит к такой катастрофе, как Троянская война, а события сказки изменяют только судьбу её персонажей. Вариант Дед Мороз и Санта-Клаус
Сейчас многие принимают Деда Мороза и Санта-Клауса заодно лицо. У них одинаковая задача — дарить детям на Новый год и Рождество подарки, и внешне они очень похожи. Однако два этих новогодних персонажа очень сильно различаются.
Дед Мороз — русский герой, в Санта-Клауса же верят дети в Англии ив Америке.
Происхождение Деда Мороза связано с персонажем восточнославянской мифологии — духом холода, Трескуном, или, как его ещё называют, Студенцом. Прототипом же Санта-Кла- уса является реально живший в IV веке человек — святитель Николай, архиепископ Мирликийский.
Множество различий имеется во внешнем виде Деда Мороза и Санта-Клауса. Дед Мороз одет в отороченную лебединым пухом шубу до пят, меховую шапку, тёплые варежки, белые валенки, у него длинная, до пояса, серебристая борода, в руке он держит посох. А на Санта-Клаусе — короткая куртка с кожаным ремнём на поясе, красные штаны, колпак с помпоном, перчатки, чёрные сапоги, у него наносу очки, во рту — трубка, и борода его гораздо короче, чему Деда Мороза.
Если Санта-Клаус передвигается в оленьей упряжке по небу, то Дед Мороз ходит пешком или же едет в санях, за- пряжённых тройкой лошадей.
Санта-Клаусу помогают эльфы — Деда Мороза сопровождает его внучка, Снегурочка.
В отличие от Санта-Клауса, который, тихо спускаясь потру- бе, раскладывает подарки в стоящие у камина башмаки и чулки, Дед Мороз оставляет подарки под ёлкой.
Рассмотрим упр. 28.
28
Прочитайте сочинение ученика, написанное больше десяти лет назад.

В последнее время вновь чрезвычайно обострились отношения между США и Ираком. После событий одиннадцатого сентября Америка объявила войну терроризму, оплотом которого считает эту арабскую страну. По мнению американских политиков, на территории Ирака укрывается Усама бен Ладен, и, кроме того, Вашингтон считает, что, несмотря на всевозможные обещания, Багдад продолжает разработку оружия массового поражения.
Существует два способа решения данной проблемы военный и мирный. Военный заключается в том, что США и их союзники по НАТО высадят в Ираке свои войска, сместят Сад- дама Хусейна и установят правительство, лояльное Западу, как это уже сделано в Афганистане. Мирный же способ — послать в Ирак инспекторов и наблюдателей ООН стем, чтобы они на месте выяснили, существует ли реальная угроза со стороны Ирака, или это только домыслы США.
Конечно, если США захватят Ирак, можно будет не опасаться того, что там укрываются террористы или производится оружие массового поражения, которое может быть использовано против Запада. Но при этом пострадает огромное число мирных людей, к тому же это вызовет соответствующую реакцию со стороны экстремистов. С другой стороны, нельзя до конца верить Ираку, инспектора могут просто не найти базы террористов или места производства оружия массового пора- жения.
На мой взгляд, всё-таки стоит, и хочется, чтобы все это понимали, попытаться решить конфликт мирным путём, потому что военная операция будет слишком кровавой, а Саддаму Ху- сейну всё равно наверняка удастся избежать наказания
Определите, какую проблему рассматривает автор, какие пути решения этой проблемы он видит и какой из них ему кажется более правильным.
Отредактируйте текст, чтобы сделать его более внятным. Для этого рассортируйте аргументы какие — за
войну, какие — против. Перестройте текст согласно схеме и выделите самый сильный аргумент.
В этом довольно внятном рассуждении хорошо изложена проблема и сформулированы два пути её решения, из которых автор предпочёл бы второй. Гораздо слабее вывод он смазан упоминанием о Саддаме Хусейне, те. всё заканчивается доказательством, причём явно не самым сильным. Вообще аргументация выглядит несколько запутанной. Распутать её и улучшить текст не так уж сложно, нужно только рассортировать доказательства. Аргументы за войну — не удастся укрыться террористам будут найдены места производства оружия массового поражения. Аргументы против — пострадает огромное число мирных людей появится соответствующая реакция со стороны экстремистов. Саддама Хусейна всё равно не накажут. При этом самый сильный аргумент — гибель и страдания людей. Они должен быть выделен как решающий.
В отредактированном виде текст может выглядеть так:
В последнее время вновь чрезвычайно обострились отношения между США и Ираком. После событий одиннадцатого сентября Америка объявила войну терроризму, оплотом которого считает эту арабскую страну. По мнению американских политиков, на территории Ирака укрывается Усама бен Ладен, и, кроме того, Вашингтон считает, что, несмотря на всевозможные обещания, Багдад продолжает разработку оружия массового поражения.
Существует два способа решения данной проблемы военный и мирный. Военный заключается в том, что США и их союзники по НАТО высадят в Ираке свои войска, сместят Сад- дама Хусейна и установят правительство, лояльное Западу, как это уже сделано в Афганистане. Мирный же способ — послать в Ирак инспекторов и наблюдателей ООН стем, чтобы они на месте выяснили, существует ли реальная угроза со стороны Ирака, или это только домыслы США.
Конечно, нельзя до конца верить Ираку, инспектора могут просто не найти базы террористов или места производства оружия массового поражения, а если США захватят Ирак,
можно будет не опасаться того, что там укрываются террористы или производится оружие, которое может быть использовано против Запада.
Но захват Ирака вызовет соответствующую реакцию со стороны экстремистов, Саддаму Хусейну всё равно наверняка удастся избежать наказания. А главное — при этом пострадает огромное число мирных людей. Военная операция будет слишком кровавой. Поэтому, намой взгляд, всё-таки стоит попытаться решить конфликт мирным путём.
Теперь редактору остаётся только устранить повторы во втором абзаце.
Рассмотрим более сложный случай — упр. 29.
29
Прочитайте сочинение ученика.
Принято считать, что автомобиль — самое опасное средство передвижения. Действительно, количество погибших в автомобильных авариях ужасает. Пять лет подряд в Нью-Йорке число таких смертей перегоняло число жертв инфарктов и инсультов. Максимальная скорость среднестатистического автомобиля возрастает с каждым годом вместе с количеством жертв автомобильных дорог.
Правда, по статистике, восемьдесят процентов погибших былине пристёгнуты ремнями безопасности. Каждый день происходят тысячи аварий, виновниками которых стали водители в нетрезвом состоянии.
Так что стоит хорошо задуматься может ли автомобиль стать безопасным, если им пользоваться правильно. Ведь до того времени, когда мистер Отис изобрёл безопасный лифт, аварии в лифтовых шахтах происходили очень часто, а теперь лифт — самое безопасное средство передвижения. Может быть, всё дело в безответственности большинства автомобильных производителей Ново всех странах принят закон о безопасности автомобильного транспорта, так что автомобильные концерны просто не могут относиться к проблемам безопасности халатно. Значит, видимо, всё дело в отношении водителей к вождению, и его изменение — важная задача правительства всех стран.
Отредактируйте текст чтобы сделать его более внятным, перестройте его согласно выбранной схеме.
Цель работы — анализ чужой мысли и её уточнение частичное опровержение
Мысль ученика, написавшего приведённое рассуждение, в общем, понятна, но выражена довольно сбивчиво, невнятность порождена композиционными ошибками.
В тексте есть первый тезис — Принято считать, что автомобиль — самое опасное средство передвижения — и его доказательство, вводимое словом действительно,
— остальные предложения абзаца. Дальше рассматриваются причины того, что автомобиль так опасен. Второй тезис — предположение о возможной безответственности производителей, он подкрепляется примером с лифтами Отиса и опровергается сообщением о законах. Третий — Значит, видимо, всё дело в отношении водителей к вождению — и есть окончательное суждение, высказанное в данном тексте. Доказательства этого тезиса содержатся во втором аб- заце.
Прежде всего нужно восстановить структурную схему сначала рассмотреть предположение, которое будет опровергнуто, а потом то, которое автор считает правильным. Можно сделать и иначе сразу твёрдо и решительно высказать и доказать правильный тезиса потом сказать, что другие мнения нетрудно опровергнуть. В любом случае нельзя отрывать тезисы от доказательств. Нужно внести и другие исправления. Некоторые союзы и вводные слова использованы неправильно. Неуместно вначале второго абзаца слово правда, обычно указывающее на то, что приводимые дальше возражения не могут всерьёз повлиять на вывод. Неправильно употреблены в третьем абзаце союз следствия так что и союз ведь, который, по Ожегову, обычно указывает на причину, основание предшествующего утверждения.
Приводим возможный исправленный вариант:
Принято считать, что автомобиль — самое опасное средство передвижения. Действительно, количество погибших в автомобильных авариях ужасает. Пять лет подряд в Нью-Йорке число таких смертей перегоняло число жертв инфарктов и инсультов. Количество жертв автомобильных дорог возрастает с каждым годом вместе с максимальной скоростью среднестатистического автомобиля.
Может быть, всё дело в безответственности большинства автомобильных производителей Ведь до того времени, когда мистер Отис изобрёл безопасный лифт, аварии в лифтовых шахтах происходили очень часто, а теперь лифт — самое безопасное средство передвижения. Ново всех странах принят
закон о безопасности автомобильного транспорта, так что автомобильные концерны просто не могут относиться к проблемам безопасности халатно. Причина огромного количества несчастных случаев на дорогах в другом.
По статистике, восемьдесят процентов погибших былине пристёгнуты ремнями безопасности. Каждый день происходят тысячи аварий, виновниками которых стали водители в нетрезвом состоянии.
Значит, видимо, всё дело в отношении водителей к вождению. Необходимо его изменить. Автомобиль может стать безопасным, если им пользоваться правильно. Повлиять на поведение водителей и тем сберечь жизни своих сограждан — важная задача правительств всех стран.
Легко заметить, что второй вариант, понятный и логичный, почти не содержит слови предложений, отсутствующих в первом варианте. Добавлены только связки Причина огромного количества несчастных случаев на дорогах в другом и Необходимо его изменить и чуть-чуть расширен вывод. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ГУМАНИТАРИЕВ
В тетради для 9 класса есть раздел Дополнительные задания для гуманитариев — упражнения, предназначенные в первую очередь для тех, кто углублённо изучает литературу и хочет научиться писать на серьёзные литературные темы. В основе этих упражнений — фрагменты литературоведческих статей, в основном связанные с материалом, изучаемым на уроках литературы. По характеру заданий это упражнения комбинированные, те. в них требуется выполнить разные действия, которые уже отрабатывались в предыдущих разделах восстановить порядок предложений и абзацев, добавить недостающие тезисы, переходы, доказательства. Есть упражнения и на понимание прочитанного (упр. 34), и на создание новых текстов на основе данных требуется сравнить приведённые точки зрения упр. 35), восстановить текст по краткой записи (упр. 41). С помощью упр. 36 школьники отрабатывают разные способы введения доказательств — прямое цитирование и пересказ. Выполняя эти упражнения, учащиеся не только
закрепляют полученные навыки и приобретают новые, но и осваивают содержание серьёзных литературоведческих работ, написанных в основном известными учёными.
В тетради ответы к этому разделу не приведены, публикуем их здесь.
34
Ложные утверждения 1, 2, 3, 5.
35
1) В данном тексте сравниваются два стихотворения, как ив тексте упр. 37, но здесь сравнение идёт по строками строфам, а в упр. 37 сначала анализируется целиком одно стихотворение, а потом потому же плану, с оглядкой на него, — второе. В упр. 37 строго выдержан научный стиль, а этот текст гораздо непринуждённее, есть элементы публицистического стиля — вопросы, восклицания — и даже разговорного) Ответ девятиклассника
Мы видим, как за один век изменилось самосознание человека. Теперь ему не кажется, что главное в жизни — прославиться, приблизиться к царю. Свобода, чувства добрые, самоотверженный труд важнее. Державин говорило собственной значительности, о том, что он будет известен, пока во вселенной есть славяне. Пушкин говорит о человеке, а не о народе и не думает, что его могут понять люди, не относящиеся к узкому кругу пиитов) Авторы обеих работ о пушкинском Памятнике полагают, что в стихотворении Пушкин говорит о завоёван- ном им бессмертии, но если Рассадин (упр. 35) считает, что поэт перечисляет свои заслуги и гордится независимостью от государей, то Гершензон (упр. 34) убеждён, что четвёртая строфа содержит мнение не Пушкина, а толпы, которая будет чтить память поэта за. мнимую и жалкую полезность для обиходных нужд. И соответственно, по- разному толкуется смысл заключительной строфы. Расса- дин видит в ней гордое сознание того, что поэт — сам свой высший суда Гершензон усматривает покорность Божьей воле, признание того, что все попытки «оспори- вать глупца относительно подлинной ценности искусства тщетны и надо смириться.
36
В начале х гг. Пушкин склонен был считать старинное дворянство, уже утратившее свои сословные привилегии и имущество, естественным союзником народа. Так родился замысел «Дубровского». 31 января 1833 г. Пушкин начал Капитанскую дочку. Первоначальный замысел развивался в русле сюжета «Дубровского»: в центре сюжета должна быть судьба дворянина Шванвича, перешедшего на сторону Пугачёва. Однако документальный материал разрушил эту схему. 2 ноября 1833 г. Пушкин окончил Историю Пугачёва». В предназначенных для Николая Замечаниях о бунте он дал исключительно чёт- кий социологический анализ восстания Весь чёрный народ был за Пугачёва... Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачёв и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны». Когда 19 октября г. Пушкин поставил точку на рукописи Капитанской дочки, он уже не думало крестьянском восстании под руководством дворянина. Шванвич был превра- щён в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек жестокого века, странный приятель вождя крестьянского бунта Гринёв.
Изучая движение Пугачёва по подлинным документами собирая в заволжских степях и Приуралье народные толки, Пушкин пришёл к новым выводам. Прежде всего он убедился, что самозванец для дворянско-правитель- ственного лагеря, Пугачёв был для народа законной властью. Пушкин записал речи пугачёвцев солдатам Долго ли вам, дуракам, служить женщине — пора одуматься и служить государю».
«Противуположность выгод дворянства и крестьян делает конфликт между ними фатально непримиримым, ибо каждая сторона отстаивает коренные и, со своей точки зрения, самые справедливые свои права, и доброта отдельных участников событий не ослабляет жестокости конфликта. Добрый капитан Миронов приказывает пытать, чтобы заставить говорить, пленного башкирца, у которого вырезан язык (этот же башкирец позже вешает капитана
Миронова), а казаки, подталкивая Гринёва в петлю, повторяют небось, небось, может быть, и вправду желая его ободрить. Но жестокая логика борьбы может отступить перед душевной широтой, гуманностью и поэзией, поскольку исторические закономерности проявляются через людей, а людям свойственна спасительная непоследовательность. Когда Белобородов обвиняет Гринёва в шпионаже в пользу оренбургских командиров и предлагает прибегнуть к пытке, Гринёв не может не признать, что логика его была довольно убедительною. Но Пугачёв руководствуется не только логикой ума, но и логикой сердца Казнить так казнить, жаловать так жаловать таков мой обычай».
37
Стихотворения К Чаадаеву» и Демон написаны с интервалом влет первое в Петербурге впору близкой дружбы с деятелями тайных обществ, второе на юге, когда рухнули надежды на торжество свободы в Греции, Испании, Италии и это наряду с другими, личными причинами привело Пушкина к духовному кризису. В обоих стихотворениях изображены перемены в душевном состоянии, в первом — от мирных, тихих, частных радостей, юных забав — к восторгу гражданского служения, во втором — от сильных возвышенных чувств — к разочарованию. Сходство подкрепляется единством размера и двухчастным строением.
В послании любовь, надежда, тихая слава, названные обманом, исчезают, как сони душа, откликаясь на отчизны. призыванье», пробуждается для более сильных и значимых переживаний любви — к вольности святой, веры — в пленительное счастье, когда рухнет самовла- стье; ожидания громкой славы борца за свободу Отечес- тва.
Стихотворение построено классицистически чётко и логично на движении отложных ценностей к истинным. Оценочная лексика помогает выявить главное противопоставление понятия любовь, надежда, слава, ли- шённые внутреннего конфликта, ощущаются как слабые это подкрепляется эпитетом тихий и сравнением с утренним туманом) и противопоставляются напору ивы- соте новых чувств, возникших при осознании «гнёта власти роковой, самовластья; именно эти гражданские чувства, души прекрасные порывы, описываются языком любовной лирики горит. желание, «томленье упо- ванья».
Торжественное нарастание пафоса создаётся и сквозным мотивом пробуждения (исчезли юные забавы, как сон, Россия вспрянет ото сна, и всё усложняющимся синтаксисом, и двукратным призывом к другу и единомышленнику (мой друг, отчизне посвятим, товарищ, верь
В Демоне нет противопоставления личного как слабого и ложного гражданскому — истинному и святому. Вначале одинаково сильно волновали кровь героя и «впе- чатленья бытия (привычный лирический перечень взоры дев, шум дубровы, пенье соловья, и возвышенные чувства (рядом поставлены, а не противопоставлены свобода, слава и любовь и вдохновенные искусства Образ счастья, создаваемый всеми этими отвлечёнными понятиями и эпитетами возвышенные и вдохновенные, разрушается катастрофически, неестественно, как в послании исчезли юные забавы, а вдруг, вторжением в середину фразы слов тоска внезапная. Демон, герой части II стихотворения, воспринимается поэтому как злое начало он не предлагает новые ценности взамен разрушенных, но всё отрицает заканчивается стихотворение отрицанием всеобщим И ничего во всей природе благословить он не хотел. Возвышенному и вдохновенному противопоставлены язвительность, насмешка, клевета. Чтобы ни символизировал этот демон для поэта — воздействие извне или внутренний голос, — он осознаётся как зло, но зло таинственное и романтически обаятельное он навещает поэта тайно, у него чудный взгляд, и хладный яд проникает в душу.
Контраст настроений частей I и II подкрепляется и синтаксически вся первая часть — цепь придаточных предложений, произносимых с восходящей интонацией это восхождение прерывается появлением злобного гения, названного в главном. И дальше подряд идут до итогового двустишия однострочные простые предложения, разрушительный перечень ощущение методичного разрушения создаётся и многократным монотонным повторением местоимения «он».
Если в оптимистическом послании мы означало содружество людей, объединённых и общим разочарованием в прошлом, и общей высокой целью, тов Демоне, отражающем другой, романтический этап сознания поэта, его духовной биографии, личность раздваивается на вдохновенное я и язвительное он но он не заменяет я, хотя и воздействует на «я».
В стихотворении нет ни настоящего, ни тем более будущего времени. И поэтому кажется, что опустошительное отрицание, которым оно заканчивается, — в прошлом, это эпизод, один из этапов, который может быть преодолён, смениться другим
План. Обстоятельства написания стихотворений общее в теме, композиции, размере. Анализ стихотворений. К Чаадаеву»:
а) содержание, сюжет, движение настроения;
б) особенности лексики;
в) синтаксические и интонационные особенности. Демона) содержание, сюжет, движение настроения;
б) особенности лексики;
в) синтаксические и интонационные особенности г) некоторые грамматические особенности.
Следовало бы подробнее сказать о синтаксических конструкциях и особенностях глагольных форм в стихотворении К Чаадаеву».
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей