Главная страница
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
qrcode

Методичка по эмбриологии. Учебное пособие для сту дентов медицинских вузов Сост. Е. В. Коледаева В. Б. Зайцев, И. Н. Гамулинская. Киров Кировская гма. 2008. 65 с илл.


НазваниеУчебное пособие для сту дентов медицинских вузов Сост. Е. В. Коледаева В. Б. Зайцев, И. Н. Гамулинская. Киров Кировская гма. 2008. 65 с илл.
АнкорМетодичка по эмбриологии.doc
Дата13.01.2017
Размер4.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаMetodichka_po_embriologii.doc
ТипУчебное пособие
#4639
страница1 из 16
КаталогОбразовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» ФЕДЕРАЛЬНГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Основы

общей и сравнительной

эмбриологии

Киров 2008

УДК 611.013

ББК 28.03

0-75

Издается по решению ЦМС и РИС

ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия»

(протокол № от )

Основы общей и сравнительной эмбриологии: Учебное пособие для сту­дентов медицинских вузов / Сост.: Е.В. Коледаева В.Б. Зайцев, И.Н.Гамулинская. – Киров: Кировская ГМА. - 2008. — 65 с: илл. ?.
В пособии представлено подробное систематизированное изложение основ общей и сравнительной эмбриологии. Большое внимание уде­лено закономерностям эмбрионального развития птиц и млекопитающих. Подробно рассматриваются вопросы гистогенеза и органогенеза, необходимые для изучения студентами-медиками основ эмбриологии человека. Пособие снабжено зна­чительным иллюстративным материалом и заданиями для самостоятельной работы студентов.

Содержание пособия соответствует Программе по гистологии, цитоло­гии и эмбриологии для высших медицинских учебных заведений (Москва, 2002). Эмбриологический словарь содержит необходимые термины для успешного усвоения учебного материла. Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов медицинских Вузов.

Рецензенты:

Спицин А. П. – заведующий кафедрой патофизиологии Кировской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор.

Панфилов А.Б. — заведующий кафедрой гистологии, цитоло­гии и эмбриологии, анатомии и патофизиологии Вятской государственной сельскохозяйственной академии, доктор ветеринарных наук, профессор.

© Е.В. Коледаева, В.Б. Зайцев, И.Н. Гамулинских, 2008

© ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава
Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ
Эмбриология (от греч. Embrion – зародыш и Logos – учение) - это наука, изучающая закономерности развития зародыша до рождения (т.е. индивидуальное развитие, которое начинается оплодотворением и заканчивается рождением плода).

Истоки эмбриологии теряются в веках. Становление эмбриологии как науки тесно связано с именем Карла Бэра, который сформулировал правило: развитие организма происходит от общего к частному; А.О. Ковалевского, который изучал сравнительную эмбриологию и выявил единый план развития ланцетника, червей, кишечнополостных; обосновал теорию зародышевых листков;

Э. Геккеля – немецкого биолога – сформулировавшего биогенетический закон: «Онтогенез – есть краткое повторение филогенеза». Большой вклад в развитие эмбриологической науки внесли теории параллельного и дивергентного развития тканей, разработанные выдающимися учеными профессором А.А. Заварзиным и профессором М.Г. Хлопиным.

Бурное развитие эмбриологии отмечается в последние несколько десятилетий.

Оно обусловлено рядом выдающихся открытий в области генетики, иммунологии, молекулярной биологии, которые позволили переосмыслить некоторые этапы эмбрионального морфогенеза. Освоение эмбриологической науки играет огромную роль в подготовке современного врача, так как проблемы бесплодия, аномалий внутриутробного развития человека в настоящее время актуальны. Об этом свидетельствует действующая в нашей стране национальная программа по охране материнства и детства. Для освоения курса эмбриологии человека студент-медик должен иметь глубокие знания об эволюционном усложнении эмбрионального развития позвоночных.

Данное учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения общей и сравнительной эмбриологии для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов. Материал изложен в доступной форме с наглядными иллюстрациями, схемами и таблицами, что позволяет систематизировать изучаемый материал. Для закрепления знаний в пособии представлены ситуационные задачи и тестовые задания для студентов. Пособие содержит подробный современный словарь эмбриологических терминов.

При подготовке учебного пособия использованы фундаментальные издания по эмбриологии:

Кнорре А.Г. Краткий очерк эмбриологии человека. 1967г., Пэттен Б.М. Эмбриология человека. 1959г., Токин Б.П. Общая эмбриология. 1977г., а также издания современных эмбриологических школ, возглавляемых академиком РАМН Волковой О.В., профессором Вальковичем Э.И., профессором Даниловым Р.К..

Методические указания



Учебное пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов и для аспирантов медицинских вузов, а также будет полезно для студентов факультетов биологической и ветеринарной медицины.

Цель учебного пособия – дать подробное систематизированное изложение современных данных по общей и сравнительной эмбриологии.

Учебное пособие включает задачи:

  1. Рассмотреть основные явления биологии развития

  2. Выявить отличия половых клеток от соматических

  3. Изучить последовательные этапы собственно эмбриогенеза и их особенности

  4. Изучить гистогенез и органогенез

  5. Изучить эволюционную сравнительную характеристику эмбрионального развития, начиная от низших позвоночных до млекопитающих.

Необходимыми для изучения темы смежными дисциплинами (базисные знания) являются: анатомия (гистофизиология половых органов, развитие мужских (сперматогенез) и женских (овогенез) половых клеток), биология (мейоз, типы яйцеклеток, бластул, гаструл низших позвоночных).

Согласно учебной программе длительность изучения темы составляет 3 часа для лечебного факультета и 3 часа для педиатрического факультета, что составляет 3-4% общей учебной нагрузки.

По данной теме читается лекция, разбор её осуществляется на практическом занятии.

Самостоятельная работа студентов включает в себя посещения медицинской библиотеки, подготовку докладов к практическим занятиям, заседаниям научного кружка, а также решение ситуационных задач, контрольных тестов и диагностику гистологических микропрепаратов и электронограмм.

В результате изучения данного раздела дисциплины студенты должны знать: классификацию яйцеклеток, типы дробления и гаструляции, комплекс осевых зачатков органов, дифференцировку зародышевых листков и особенности эмбрионального развития низших и высших позвоночных.

Студенты должны уметь: диагностировать гистопрепараты бластулы, гаструлы и нейрулы лягушки, гистопрепараты зародыша курицы на стадии нейрулы и стадии образования провизорных органов, электронограммы сперматозоида и яйцеклетки, решать ситуационные задачи по теме.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

перейти в каталог файлов

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей

Образовательный портал Как узнать результаты егэ Стихи про летний лагерь 3агадки для детей