Главная страница
qrcode

Учебное пособие для студентов направления подготовки бакалавра


НазваниеУчебное пособие для студентов направления подготовки бакалавра
Дата11.08.2019
Размер0.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBiznes-planirovanie_metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#62555
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8

3
Д.П. БАРСУКОВ, С.А. ФАТОВА
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебное пособие
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013

4
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»
Институт экономики и управления
Кафедра экономики и организации коммерческой деятельности
Д.П. БАРСУКОВ, С.А. ФАТОВА
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебное пособие для студентов направления подготовки бакалавра
100700 «Торговое дело»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013

5
Рецензенты: доктор экономических наук, доцент, профессор СПбГУЭиФ заслуженный деятель науки РФ
Т.А. Лаврова,
кандидат экономических наук, доцент СПбГУКиТ
О.А. Чеснова
Барсуков Д.П.Бизнес-планирование: учеб. пособие /Д.П. Барсуков, С.А. Фатова. – СПб.: СПбГУКиТ, 2013. – 80 с.
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями
ФГОС ВПО. В нем освещены теоретические и методические вопросы организации бизнес-планирования на предприятии; определены основные цели, этапы и технология разработки бизнес-плана; предложены развёрнутые описания основных разделов бизнес-плана, их содержательное и теоретическое обоснование; рассмотрены показатели и методы оценки экономической эффективности бизнес-проекта.
Учебное пособие предназначено для студентов по направлению подготовки бакалавра 100700 «Торговое дело».
Рекомендовано к изданию в качестве учебного пособия кафедрой экономики и организации коммерческой деятельности
СПбГУКиТ.
Протокол № 5 от 07 декабря 2012 года.
Одобрено к изданию Советом института экономики и управления СПбГУКиТ.
Протокол № 9 от 12 декабря 2012 года.
© СПбГУКИТ,
2013
© Д.П. Барсуков,

6
С.А. Фатова

7
Редактор Л.Н. Горбачева
Корректор О.А. Оськова
Подписано в печать 21.12.2012. Формат 60

84 1/16
Бумага офсетная. Печ. л. 4,75. Уч.-изд. л. 5,8.
Тираж 50 экз. Зак.
------------------------------------------
Редакционно-издательский отдел СПбГУКиТ
191102. Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 22
------------------------------------------
Подразделение оперативной полиграфии СПбГУКиТ
191102. Санкт-Петербург, ул. Бухарестская, д. 22

8
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ........................................................................................................................................ 9
РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ
ПРЕДПРИЯТИЕМ ........................................................................................................................... 10 1.1. Сущность, цели и задачи бизнес-планирования ................................................................. 10 1.2. Функции и принципы бизнес-планирования ...................................................................... 12 1.3. Этапы разработки бизнес плана ........................................................................................... 14
РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА ......... 20 2.1. Краткое содержание бизнес-плана ....................................................................................... 20 2.2. Резюме .................................................................................................................................... 21
РАЗДЕЛ 3. ОТРАСЛЬ, ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО БИЗНЕС ........................................................ 25 3.1. Общее описание компании ................................................................................................... 25 3.2. Анализ отрасли ...................................................................................................................... 26 3.3. Продукция, работы, услуги................................................................................................... 28
РАЗДЕЛ 4. АНАЛИЗ РЫНКА ....................................................................................................... 31 4.1. Общее описание рынка и его целевых сегментов .............................................................. 31 4.2. Анализ конкурентов .............................................................................................................. 32
РАЗДЕЛ 5. ПЛАН МАРКЕТИНГА .............................................................................................. 35 5.1. Стратегия маркетинга............................................................................................................ 35 5.2. Ценообразование ................................................................................................................... 37 5.3. Продвижение и сбыт ............................................................................................................. 40
РАЗДЕЛ 6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН ............................................................................... 45 6.1. Описание местоположения фирмы ...................................................................................... 45 6.2. Производственный процесс и его обеспечение .................................................................. 46
РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН ................................................................................ 49 7.1. Организационная структура управления............................................................................. 49 7.2. Кадровая политика и развитие персонала ........................................................................... 50
РАЗДЕЛ 8. РИСКИ И СТРАХОВАНИЕ ....................................................................................... 53 8.1. Анализ рисков ........................................................................................................................ 53 8.2. Страхование рисков ............................................................................................................... 55
РАЗДЕЛ 9. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН .......................................................................................... 57 9.1. План прибылей и убытков .................................................................................................... 57 9.2. План движения денежных средств ...................................................................................... 59 9.3. Балансовый план .................................................................................................................... 60
РАЗДЕЛ 10. ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСПРОЕКТА ......................................................................................................................................... 64 10.1. Показатели экономической эффективности бизнес-плана предприятия ....................... 64 10.2. Методы оценки эффективности бизнес-проекта .............................................................. 65 10.3. Реализация и оценка выполнения бизнес-плана ............................................................... 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................................ 77
ГЛОССАРИЙ ................................................................................................................................... 78
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ....................................................................................................... 82
ЛИТЕРАТУРА .................................................................................................................................. 83

9
ВВЕДЕНИЕ
Управляя развитием бизнеса в условиях рынка, нельзя полагаться на волю случая. Без качественного планирования невозможно достижение предприятием успеха. Более того, отсутствие хорошего планирования ведет предприятие к значительным экономическим потерям и утрате финансовой стабильности.
Многолетний опыт зарубежных и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности, сведение его к минимуму или некомпетентное осуществление часто приводит к большим, ничем не оправданным потерям и в конечном счете к ликвидации бизнеса.
В рыночной экономике бизнес-план для предприятий является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Наличие хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические таблицы, по которым можно будет оценивать, как развивается дело.
Бизнес-план побуждает предпринимателя тщательно изучить каждый элемент предполагаемого рискового рыночного занятия, в котором наверняка обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться средства.
Бизнес-планирование – это именно то, с чего следует начинать любой бизнес-проект, нацеленный на успех. Этот процесс предполагает построение плана действий, определение шагов, которые ведут предприятие к намеченной цели.
Эффективный бизнес-план позволяет:

определить конкретные направления деятельности, целевые рынки и место предприятия на этих рынках;

сформулировать долговременные и краткосрочные цели, стратегию и тактику их достижения;

выбрать состав и определить показатели товаров/услуг, которые будут предложены потребителям;

выявить соответствие кадрового потенциала организации поставленным задачам и целям;

создать предпосылки для более рационального распределения ресурсов;

предусмотреть трудности и препятствия, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.

10
РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ В
УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Сущность, цели и задачи бизнес-планирования
Любая компания, начиная свою деятельность, должна представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных и трудовых ресурсах, источники их получения, а также степень эффективности использования имеющихся средств. В современной экономической ситуации предприниматель не сможет добиться долгосрочных положительных результатов, если не будет планировать свою деятельность, постоянно собирать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Бизнес-план представляет собой всестороннее описание бизнеса и среды, в которой он действует. В нем описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем.
Бизнес-план важен как для вновь создаваемой компании, так и для существующей фирмы. На действующем предприятии бизнес-планирование всегда направлено на повышение эффективности деятельности компании. В одном случае, когда компания оказалась в трудном положении, бизнес-план разрабатывается для того, чтобы спасти её, предупредить банкротство. Для успешной компании бизнес-план составляется для того, чтобы закрепить успех, подняться на более высокую ступень развития, обеспечить лучшее будущее.
Составлению бизнес-плана предшествует определение целей бизнеса в целом и бизнес-плана в отдельности.
Цель бизнес-плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, то есть спрогнозировать и спланировать её деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению. Цель реализуется путем решения ряда задач [6].
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;

определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;

обеспечить жизнеспособность фирмы в условиях жесткой конкуренции;

11

добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;

оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся и привлекаемых ресурсов поставленным перед фирмой целям;

предусмотреть трудности и подводные камни, которые могут помешать выполнению бизнес-плана [10].
Хорошо разработанный бизнес-план позволяет привлечь внимание инвестора (кредитора) и вызвать у него интерес к бизнесу путем сообщения ему необходимой информации, убедить инвестора в том, что предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.
Бизнес-план, описывая все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяя способы решения этих проблем, должен ответить на вопрос, стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты.
Итак, бизнес-план – это:
- краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса;
- рабочий инструмент предпринимателя для организации его работы, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения;
- документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия и определяющий степень его жизнеспособности и будущей устойчивости;
- результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке в виде системы количественных и качественных показателей развития;
- система доказательств, убеждающая инвестора в выгодности проекта;
- прогноз, оценка и мера предупреждения рисков предпринимательской деятельности;
- развитие перспективного (стратегического) взгляда на организацию и её рабочую среду, и получене ценного опыта планирования.
В условиях жесткой рыночной конкуренции предприятию необходимо четко осознавать свою стратегию существования и развития. Нужно уметь быстро и правильно реагировать на меняющиеся условия, которые происходят внутри предприятия и во внешней среде. Для этого служит бизнеспланирование на предприятии, которое проводится с учётом всех факторов, влияющих на работу фирмы.

12
1.2. Функции и принципы бизнес-планирования
Бизнес-планирование как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;

прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов;

оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;

координация и интеграция – учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;

безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;

упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;

контроль –оперативное отслеживание выполнения плана, выявление ошибок и его корректировка;

воспитание и обучение –воздействие образцовых, рационально спланированных действий на поведение работников и обучение их, в том числе и на ошибках;

документирование – представление действий в документальной форме, что является доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.
Любой из этих функций было бы достаточно для выбора бизнес-плана как инструмента при организации и развитии бизнеса [17].
Основные функции планирования представлены на рис. 1.
Планирование
Обоснованное определение и поддержание необходимых пропорций развития фирмы
Приведение в относительное соответствие намерений фирмы и её возможноей в обеспечении рынка товаром
Удовлетворение спроса потребителей в соответствующих товарах и получение максимальной прибыли
Рис. 1. Основные функции планирования

13
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основные принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (табл. 1).
Таблица 1
Основные принципы планирования [12]

п/п
Принципы
планирования
Содержание
1
2
3
1
Необходимость
Предполагает, что:
1) обязательное применение планов в любой сфере деятельности обусловливает рациональное поведение людей;
2) каждый должен знать, чего хочет и что может
2
Непрерывность
Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно и включает:
1) последовательную разработку новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов;
2) скользящее планирование, то есть по истечении части планового периода должен составляться обновленный план, с расширенным горизонтом планирования, а на оставшийся период план должен уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы
3
Эластичность и гибкость
Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям должны осуществляться путем:
1) введения плановых резервов по основным показателям;
2) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных;
3) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды
4
Единство и полнота (системность)
Системность достигается тремя способами:
1) выработкой общей (единой) экономической цели и ориентаций на её достижение всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования;
2) объединением планов структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) в общий, сводный план социальноэкономического развития фирмы;
3) учетом в плане всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений
5
Точность и детализация
Предполагает, что:
1) любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели;
2) по мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность

14 и детализация планирования уменьшается вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы
6
Экономичность
Предполагает, что:
1) расходы на планирование должны соразмеряться с получаемыми от него выгодами;
2) вклад планирования в эффективность состоит в улучшении качества принимаемых решений
7
Оптимальность
Предполагает, что:
1) на всех этапах планирования должны выбираться наиболее эффективные варианты решений;
2) при планировании необходимо стремиться к максимизации результативных показателей фирмы и минимизации затратных
8
Участие персонала
Предполагает, что:
1) активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию;
2) планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других
9
Социальная ориентация
Направлена на:
1) социальное развитие коллектива;
2) обеспечение экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемой продукции/услуг
10
Стабильность
Неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты.
11
Вариантность
Разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного и др.
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой, определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
[12].
1.3. Этапы разработки бизнес плана
Независимо от сферы деятельности и особенностей компании можно выделить несколько ключевых этапов, которые необходимо последовательно пройти при его разработке[12].
Определение целей разработки бизнес-плана. Цели определяются перечнем проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять,

15 что внутренние и внешние цели организации могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.
Определяя внутренние и внешние проблемы бизнес-планирования, стоит задуматься о возможности их взаимопроникновения. Например, внешние цели
(привлечение инвесторов) могут быть быстрее достигнуты, если предложить коммерческим банкам стать не только кредиторами, но и полноправными участниками предпринимательского проекта.
Во-первых, это привлечет к проекту дополнительное внимание. Для российских коммерческих банков более привлекательным представляется не простое выделение кредитов под бизнес-план, а сочетание кредита с непосредственным участием в его осуществлении: совместная деятельность, долевое участие в акционерном капитале, распределение прибыли и т. д. Если данные моменты будут выделены в бизнес-плане, это поможет легче получить необходимые финансовые ресурсы.
Во-вторых, специалисты коммерческих банков и других финансовых компаний, как правило, обладают необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов. В своих инвестиционных управлениях коммерческие банки, учитывая отсутствие нужного опыта и знаний у российских предпринимателей, создают специальные подразделения, эксперты которых помогают разобраться в сложных проблемах оценки будущих перспектив бизнеса. Таким образом, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем нового бизнеса на уровне современных научных методов с применением сложного экономико-математического аппарата.
Определение целевых читателей бизнес-плана: будут ли это только внутренние участники организации (что маловероятно) или также внешние лица, которых компания хотела бы видеть своими инвесторами, будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты.
Венчурные, или рисковые, капиталисты – это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также в области финансирования отдельных рисковых подразделений – видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию. Венчурные капиталисты участвуют в финансировании бизнеса через систему долговых расписок, приобретение акций и других ценных бумаг фирмы, нуждающейся в финансировании. Цель деятельности венчурного капитала – вложение средств в рискованные предприятия для получения высокой прибыли.
Разработка общей структуры бизнес-плана. Структура создаваемого документа, то есть состав и логическая последовательность разделов бизнесплана, его объём, зависит от сферы деятельности, к которой относится бизнес, от размера данного бизнеса, от суммы инвестиций, необходимых для его организации, от объёма и ассортимента будущего продукта. Соответствующие его разделы отражают сведения о продукции, её качестве, уровне цен, рынках сбыта, о результатах маркетинговых исследований, о конкурентоспособности продукции и финансовых результатов от её продажи.

16
Сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов
бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знают внутреннюю среду организации
(это могут быть работники организации). Однако следует учесть, что собранная информация во многом будет субъективной, поэтому желательно привлечь также внешних консультантов для её анализа и корректировки в соответствии с изменениями во внешней среде (в сфере финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка). Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе, специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.
Лучше потратить некоторые средства на исследования и уточнение информации, чем потом нести несравнимые с этими затратами убытки.
Перед сбором информации, полезно составить вопросник, в который включить существенные вопросы по каждому из разделов бизнес-плана.
Написание бизнес-плана. Важное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов завершается на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществить её первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю.
Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана комунибудь другому, то причинами этого могут быть:

неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений её деятельности, а возможно, и будущего запланированного проекта;

незнание основ планирования, что негативно скажется на деятельности организации (планирование – это неотъемлемый компонент управленческой деятельности);

неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам, в результате чего предприниматель может потерять доверие инвесторам, несовершенный, не совсем удачный, но составленный самостоятельно бизнес-план можно исправить, а вот потерянное доверие восстановить гораздо сложнее.
Отправная точка, с которой начинается каждое новое предприятие - это бизнес-идея, закладываемая в его основу. В повседневной практике идея отражает общее представление о чем-либо. Бизнес-идея – это концепция бизнеса, которая связана с пониманием его ценности, предлагаемой потребителю.
Поиск новой бизнес-идеи и её реализация относится к числу самых сложных задач нового бизнеса. Как правило, инновационные бизнес-идеи являются результатом творческой деятельности, которая порождает нечто качественно новое. Причем в качестве инноваций может выступать все что угодно – от нового продукта до новой системы управления бизнесом. При разработке новых

17 продуктов (услуг) акцент должен быть сделан на увеличении выгоды потребителя. Инновации в бизнесе должны прежде всего сопровождаться сокращением затрат, тогда эта выгода может быть частично передана потребителю в виде снижения цен.
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономической идеи до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рис. 2.
Рис. 2. Процесс бизнес-планирования
Бизнес план призван [12]:

стать главным документом для нового предприятия, так как он показывает, какими методами и средствами руководитель собирается достичь своих целей, является пошаговым дневником в организации нового дела;

ознакомить партнёров, компаньонов или уже имеющихся сотрудников с некоторыми особенностями проекта. Это поможет им увидеть в руководителе не просто начальника, а своего коллегу;

18

привлечь потенциальных инвесторов (кредиторов). Именно на основе разработанного бизнес-плана они будут принимать решения о финансировании бизнеса;

показать емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта;

оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать эту продукцию (услуги), чтобы определить потенциальную прибыльность дела;

обнаружить все возможные подводные камни, подстерегающие новое дело в период его реализации;

определить показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел и осуществлять управление;

повысить доверие и уважение не только со стороны коллег, но и со стороны инвесторов.
Стоит особо сказать, что бизнес-план обычно разрабатывается на перспективу и составлять его следует примерно один раз в 3-5 лет, при этом для первого года основные показатели следует указывать поквартально, для последующих лет – в целом за год. В любом случае завершение срока планирования должно совпадать со сроком погашения кредита независимо от даты начала проекта. Выбирая вид бизнес-плана, следует иметь в виду, что планирование на более длительный срок носит более формальный характер и должно основываться на подробных исследованиях в краткосрочном периоде и долгосрочных тенденциях и перспективах.
Бизнес-план должен быть подготовлен с учётом следующих рекомендаций [5]:

краткость – изложение самого главного по каждому разделу бизнесплана;

доступность изложения и понимания – бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей;

не перегруженность техническими подробностями;

убедительность, лаконичность, которые должны пробуждать интерес у партнёра;

соответствие определенным стандартам – бизнес-план должен быть удобен для чтения и понятпен с точки зрения методики его составления;

гибкость – бизнес-план составляется, как правило, на несколько лет вперед, а затем может корректироваться и пересматриваться по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие цели и задачи позволяет решать бизнес-план?
2. Назовите основные требования, предъявляемые к структуре бизнесплана.
3. Каким требованиям должен отвечать профессионально подготовленный бизнес-план?

19 4. Какова последовательность работ в процессе разработки бизнес плана?
5. Какие методы используют для получения аналитической информации?
6. Какие стадии процесса бизнес-планирования можно выделить?
7. Назовите основные функции бизнес-планирования.
8. Какие основные стадии процесса бизнес-планирования можно выделить?
9. В чем суть бизнес-идеи?
10. Каково ваше отношение к такому источнику получения новых бизнесидей, как анализ и оценка продукции (услуг) конкурентов?

20
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом