Главная страница
qrcode

Учебное пособие для студентов направления подготовки бакалавра


НазваниеУчебное пособие для студентов направления подготовки бакалавра
Дата11.08.2019
Размер0.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBiznes-planirovanie_metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#62555
страница2 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8
РАЗДЕЛ 2. ОБЩАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1. Краткое содержание бизнес-плана
Структура и содержание бизнес-плана должны отражать организационные, экономические, юридические и другие вопросы, связанные с реализацией проекта. Не существует жесткой структуры плана. В зависимости от цели составления разделы бизнес–плана могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
Как правило, в разделах раскрывается основная идея и цель бизнеса, специфика вида деятельности, характеристика продукта, оценка рынка, стратегия поведения фирмы, перспективы создаваемого предприятия. Естественно, чем крупнее фирма, тем сложнее её функциональная деятельность, тем полнее разработка разделов плана, у небольшого предприятия бизнес–план проще по составу и структуре. Для небольших фирм обычно составляют план, состоящий из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчёты и обоснования. Такая упрощенная структура вызвана тем, что бизнес-план адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнёрском участии или с просьбой о кредитах.
Следует отметить, что структура, содержание, степень детализации отдельных разделов бизнес-плана диктуется поставленными в нём целями и задачами, его временным и пространственным масштабом.
Составление бизнесплана, например, для сферы услуг имеет свою специфику в отличие от бизнесплана в торговле, но его структура не будет существенно отличаться, за исключением некоторых дополнений, например, планирование использования мощностей (вместимости торгового павильона, зрительного зала, гостиницы, стадиона), оборудования (прачечной, химчистки), выпуск продукции/оказание услуги (переплетной мастерской, изготовления визитных карточек, буклетов) и т.п.
Бизнес-план не имеет строгой регламентации и по объёму информации.
Многие предприниматели, не умея излагать главное, пишут слишком большие
(до 200 страниц) бизнес-планы, изобилующие излишними деталями. В результате такие бизнес-планы менее эффективны, чем могли бы быть. Во-первых, излишняя объёмность бизнес-плана затрудняет понимание сути излагаемых в нем идей, а во-вторых, данный бизнес-план вряд ли будут внимательно читать.
Оптимальный размер бизнес-плана вместе с расчётной документацией должен не превышть 50 страниц. Крупные проекты требуют более масштабных исследований и объём их бизнес-планов значительнее.
Оформление и стиль не менее важны для восприятия бизнес-плана, чем его содержание. Небрежно оформленный, неграмотно составленный, чрезмерно раздутый или, напротив, неоправданно сжатый бизнес-план не найдет понимания и поддержки у заинтересованных сторон.

21
Структура бизнес-плана предприятия включает в себя следующие разделы.
Резюме
Краткое содержание.
Отрасль, предприятие и его бизнес
Общее описание компании.
Анализ отрасли.
Продукция, работы, услуги.
Анализ рынка
Общее описание рынка и его целевых сегментов.
Анализ конкурентов.
План маркетинга
Стратегия маркетинга.
Ценообразование.
Продвижение и сбыт.
Производственный план
Производственный процесс и его обеспечение.
Описание местоположения фирмы (производства).
Организационный план
Организационная структура управления.
Кадровая политика и развитие персонала.
Риски и страхование
Анализ рисков.
Страхование рисков.
Финансовый план
План прибылей и убытков.
План движения денежных средств.
Балансовый план.
Рассмотрим основные разделы бизнес-плана предприятия.
2.2. Резюме
Резюме представляет собой предельно краткое изложение сути делового предложения и является своего рода «уведомлением о намерениях».
Как правило, резюме содержит следующие составляющие элементы:

наименование проекта и назначение бизнес-плана;

краткая информация о компании;

22

суть проекта;

общая сумма инвестиций в проект и его потребности в финансировании;

основные финансовые результаты и оценка эффективности проекта.
Резюме – это первый раздел бизнес-плана. Хотя резюме размещается в самом начале бизнес-плана, составляется оно в самую последнюю очередь, когда разработка бизнес-плана уже завершена.
Резюме должно быть кратким (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, поскольку в нем содержатся основные положения всего бизнес-плана.
Резюме должно быть изложено просто, лаконично и убедительно, с минимальным использованием специальных терминов.
По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять своё время и читать бизнес-план до конца. Поэтому необходимо чётко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта: чем будет заниматься фирма, сколько денег потребуется вложить, какой ожидается спрос на продукцию (работы или услуги), почему фирма добьётся успеха, указывается уровень ожидаемой рентабельности и срок окупаемости инвестиций [17].
Многие кредиторы и инвесторы любят читать резюме бизнес-проекта.
Это даёт им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими.
Резюме проекта является визитной карточкой всего бизнес-плана и представляет собой краткое изложение сути проекта, обоснование его привлекательности для потенциальных инвесторов. Многие из тех лиц, кому предназначен бизнес-план, получают немало подобных предложений. Поэтому неудивительно, что они могут ограничиться чтением лишь одного резюме. Плохо подготовленное резюме может послужить причиной того, что предложение будет отвергнуто еще до ознакомления с другими разделами бизнес-плана.
Резюме – краткое изложение стратегии развития предприятия для широкого круга лиц, которым не обязательно знать детали плана, часто являющиеся коммерческой тайной. Полный бизнес-план, содержащий все разделы, обычно представляется ограниченному числу лиц, пользующихся доверием компании.
Большинство специалистов в области бизнес-планирования сходятся в одном: резюме - самая важная часть проектного предложения. Зачастую то, насколько глубоко будет изучаться бизнес-проект зависит именно от того, насколько заинтересует потенциальных инвесторов или кредиторов концепция, изложенная в резюме. Кстати, именно поэтому многие эксперты советуют писать вводную часть в самом конце, когда произведены все расчёты и сформировано ясное представление о том, как можно достичь поставленных целей.
Структура резюме может быть представлена в табличной форме (табл. 2)
[27].

23
Таблица 2
Структура резюме
Ключевые вопросы
Комментарии
Наименование проекта
Инициатор проекта
Краткие сведения об инициаторе проекта:

организационно-правовая форма предприятия;

фактический и юридический адрес;

контактные линии: телефон/факс, е-mail и др.
Сущность проекта
Указываются:

основные цели проекта (объём выпуска продукции/услуг);

планируемая доля рынка сбыта;

пути достижения прибыли
Результаты проекта
Приводятся основные показатели проекта:

объём производства и реализации продукции;

планируемая доля рынка сбыта;

выручка от реализации продукции (услуги), чистая прибыль, сумма накопленной амортизации за период и др.
Общая сумма инвестиций
Указывается общая сумма инвестиций в проект
(в том числе, внеоборотные активы и оборотные средства)
Оценки эффективности проекта
Приводятся показатели по проекту:

период окупаемости;

используемая ставка дисконтирования;

чистый дисконтированный доход;

внутренняя норма доходности проекта
Сумма средств, инвестируемых инициатором проекта
Указывается сумма собственных средств, вкладываемых инициатором проекта
(в том числе в %)
Необходимое финансирование по проект
Указываются:

необходимая сумма заемных средств для осуществления проекта (в том числе в %);

процентная ставка;

срок и график предоставления кредита;

срок возврата суммы и проценты за кредит и т. д. (залог, поручительство)
Сроки осуществления проекта
Указывается дата начала проекта, период планирования, дата актуальности данных по проекту

24
Информационная емкость резюме должна быть достаточна и убедительна для потенциального инвестора. Даже если вы не собираетесь обращаться за ссудой, в бизнес-плане должно быть обосновано целевое использование собственных средств, денег партнёров, друзей.
Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, которые ожидаются от проекта в будущем. Берясь за составление этого раздела, проводят огромную работу, изучают десятки и сотни различных параметров.
Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы ограничения по объёму бизнес-плана?
2. Какие цели преследует раздел «резюме» в бизнес-плане?
3. Каковы основные требования по написанию резюме?
4. Каковы основные составляющие элементы резюме?
5. Каковы ограничения по объёму резюме?
6. Почему резюме располагается в начале бизнес-плана, а пишется в конце?

25
РАЗДЕЛ 3. ОТРАСЛЬ, ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО БИЗНЕС
3.1. Общее описание компании
Сведения об отрасли, предприятии и его бизнесе не связаны непосредственно с планированием конкретной сделки, а призваны дать заинтересованным лицам представление о компании, занимающейся данным видом бизнеса.
В этом разделе даются краткие сведения об истории возникновения предприятия, особенностях менеджмента, применяемой технологии и выпускаемой продукции.
Этот подраздел бизнес-плана должен сжато и точно представить ясный и содержательный образ компании, дать обзор её основных характеристик и их соответствие друг другу.
Цель этого подраздела – дать общее описание компании и помочь читателю (потенциальному инвестору, партнёру) получить ясное представление об интересующей его компании как объекте инвестирования или как о возможном партнёре по бизнесу. Здесь необходимо дать основную и наиболее существенную информацию о компании, подробный перечень необходимых данных в соответствии с целями и потребностями бизнес-плана.
Таблица 3
Общее описание компании
Ключевые вопросы
Комментарии
Основные данные о компании
Указываются:

полное наименование;

организационно-правовая форма;

форма собственности;

структура собственности;

местоположение и юридический адрес компании;

почтовый адрес, электронный адрес, интернет-сайт;

профиль и основные виды деятельности компании;

характеристика юридических документов, требуемых для рассматриваемых видов деятельности (необходимые лицензии, разрешения, кем и когда выданы, сроки их действия, затраты на их получение)
История создания компании
Указываются:

дата основания;

основные этапы;

имеющиеся достижения за последний период и их значение для бизнеса;

стадия развития бизнеса в настоящий момент

26
Текущая организация бизнеса
Описываются:

состав команды менеджеров;

их доли участия в капитале;

размер уставного капитала компании
Краткая характеристика инфраструктуры бизнеса
Указываются:

основные здания и помещения;

производственные мощности;

активы компании.
Главные факторы, которые приведут компанию к успеху
В числе отличительных потенциальных компетенций могут быть:

эффективные системы сбыта продуктов/услуг;

квалифицированный персонал;

уникальные специалисты;

географическое местоположение
Сроки осуществления проекта
Указывается дата начала проекта, период планирования, дата актуальности данных по проекту
Общее описание компании представлено в табл. 3 [27].
Задача состоит в выявлении таких отличительных возможностей компании и развитии тех компетенций (свойств), которые обеспечивают предоставление продуктов и услуг, отличающих конкурентоспособность компании в глазах клиентов. Именно отличительные компетенции выделяют компанию в глазах клиентов от её конкурентов, обеспечивая компании получение значительной прибыли. Отличительные компетенции представляют собой ядро бизнеса, которые необходимо удерживать, развивать и контролировать.
3.2. Анализ отрасли
Цель этого подраздела – дать анализ положения дел в отрасли, в которой предприятие предполагает вести свой бизнес (или действует), выявить потенциал прибыльности, движущие силы конкуренции и ключевые факторы успеха в данной отрасли.
В этом подразделе необходимо представить краткий обзор политических, экономических, социальных или технологических условий в целом, а также выявить действующие факторы внешней среды.
Для этого необходимо собрать и проанализировать информацию об отрасли.
Основные вопросы, которые рассматриваются в рамках анализа отрасли, представлены в табл. 4 [27].

27
Таблица 4
Структура раздела «Анализ отрасли»
Ключевые вопросы
Комментарии
Общее описание отрасли и её размеры
Определяются:

динамика объёмов продаж в отрасли и другие отраслевые характеристики;

тенденции развития отрасли
Наиболее крупные предприятия отрасли
Указываются:

общее количество предприятий отрасли;

перечень ведущих из них;

доля сбыта ведущих предприятий
Региональная структура производства
Описывается:

общая характеристика региона;

распределение предприятий по регионам и областям
Развитие экспорта и импорта продукции/услуг
Даются:

объёмы экспорта и импорта;

перечень экспортируемой/импортируемой продукции;

куда экспортируется/откуда импортируется продукция

• оценка перспектив развития экспорта/импорта

(в отрасли и для региона)
Основные характеристики предприятий отрасли – потенциальных конкурентов
Указываются:

номенклатура и объёмы выпускаемой ими продукции/услуг;

рынки, на которых они работают, и их доли на этих рынках;

конкурентоспособность их продукции/услуг;

ценовая политика и политика в области сбыта;

рентабельность (средняя по отрасли и на лучших предприятиях)
Целевые программы развития отрасли (федеральные, отраслевые) или региона
Описываются:

основные задачи и приоритеты развития;

выделяемые финансовые ресурсы;

предоставляемые льготы (по налогообложению и др.)

28
Ключевые факторы успеха
Указываются ключевые факторы успеха в данной отрасли:

бренд;

доступ к каналам распределения, к финансированию;

технология, инновации
Необходимое юридическое обеспечение выбранного вида бизнеса
Указываются:

необходимые лицензии и разрешения на ведение бизнеса;

затраты на их получение;

перечень контролирующих органов
Чтобы инвестиции в бизнес были эффективными, необходимо учитывать как отраслевые, так и региональные особенности бизнеса: как развивается отрасль (регион), в каких условиях предприятие будет вести бизнес. Важно понять структуру отрасли, выявить основные тенденции, направление и динамику её развития. Все это позволяет понять, какое влияние оказывает отрасль на прибыль предприятия и отдачу от инвестиций.
При описании предприятия главное внимание уделяется его финансовому положению, конкурентоспособности, профессионализму административноуправленческого персонала, наличию идей по организации деятельности.
3.3. Продукция, работы, услуги
Потенциального инвестора интересует в первую очередь что конкретно собирается продавать предприятие, возможные преимущества и недостатки его продукции, работ, услуг, а также оценка возможного платежеспособного спроса на них.
В данном подразделе дается четкое описание тех видов продукции/услуг, которые будут выведены на рынок.
Необходимо дать описание основных характеристик продукции/услуг, при этом должен быть сделан акцент на преимуществах, которые предлагаемая продукция несёт потенциальным потребителям. Указанные описания целесообразно дополнить моделями, фотографиями и т.п.
Цель подраздела – дать ясное представление о потребительских свойствах продукции (услуг) и их конкурентных преимуществах.
Акцент следует сделать на способности компании удовлетворять потребности рынка. Здесь желательно указать также категории или группы возможных потребителей продукта.
Сведения по каждому виду продукции удобно представить в табличной форме (табл. 5) [27].

29
Таблица 5
Описание продукции, работ, услуг
Ключевые вопросы
Комментарии
Наименование продукции, работ, услуг
Указывается наименование продукции, работ, услуг
Назначение продукта
Указываются: удовлетворяемые потребности; область применения продукта
Основные характеристики продукции, работ, услуг
Даётся описание и характеристики (качественные, стоимостные, эстетические и др.), имеющиеся сертификаты качества, характеризующие продукцию/услугу
Потребительские свойства продукции, работ, услуг
Указываются конкретные преимущества, получаемые потребителем от использования продукта. Приводятся показатели: качества, надежности, безопасности эксплуатации, простота обслуживания и ремонта и др. Отмечается, в чем состоит уникальность продукции/услуг
Основные конкурентные преимущества продукции, работ, услуг
Указываются конкурентные преимущества продукции/услуг в сравнении с имеющимися на рынке аналогами, а также с лучшими отечественными и зарубежными образцами
Юридическая защищенность продукции, работ, услуг
Указывается наличие защищенности продукта (патентом, торговой маркой, правом на изготовление копий)
Дополнительные сервисные услуги
Дается краткая характеристика: условия поставки, дополнительные сервисные услуги потребителям, гарантии
Важно, чтобы описание технических характеристик продукции, работ, услуг было представлено в сжатой форме, доступной для понимания неспециалиста. Типичная ошибка при подготовке этого подраздела состоит в том, что максимум внимания уделяется детальному техническому описанию продукта.
Однако технические детали неинтересны инвестору и вряд ли способны оказать положительное влияние на принятие им решений. Такого рода информация может быть дана в приложении к бизнес-плану.
Основной акцент следует сделать на описании основных характеристик продукции и тех преимуществ, которые продукция дает потенциальному покупателю (качество, надежность и конкурентоспособность предлагаемой продукции, а также возможности её использования). Важно пояснить особенности, привлекательные преимущества или отличия предлагаемой продукции по сравнению с аналогичной. Они могут быть выражены в разных формах: качество, низкая себестоимость, инновационная технология и др.

30
Также необходимо отметить возможность совершенствования данной продукции или услуг. Полезно дать комментарий относительно степени готовности продукции к выходу на рынок.
Следует избегать слишком сильной критики продукции/услуг ваших конкурентов, поскольку это вызывает естественные сомнения у человека, не являющегося сотрудником вашей компании.
Для усиления объективности подаваемой в бизнес-плане информации можно рекомендовать указать некоторые слабые стороны вашей продукции, но только в связке с известными вам способами их преодоления. Важно показать при этом, что вы знаете свои слабые стороны и намерены их преодолеть в будущем. Это позволит читателю (инвестору, партнеру) сделать собственные выводы относительно конкурентоспособности вашей продукции на основе объективной информации.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково назначение общего описания компании в бизнес-плане?
2. Какие главные факторы должны быть представлены в общем описании компании?
3. Какие ключевые вопросы необходимо рассмотреть при анализе отрасли?
4. Проанализируйте текущее состояние дел в отрасли и возможные тенденции развития компании в перспективе.
5. Перечислите основные шаги проведения процесса анализа отрасли.
6. На чем необходимо акцентировать внимание при описании продукции, работ, услуг?

связь с админом