Главная страница
qrcode

Учебное пособие для студентов направления подготовки бакалавра


НазваниеУчебное пособие для студентов направления подготовки бакалавра
Дата11.08.2019
Размер0.94 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаBiznes-planirovanie_metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#62555
страница4 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8
РАЗДЕЛ 6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
6.1. Описание местоположения фирмы
Удачное расположение фирмы способно приносить прибыль. Если вы собираетесь заняться бизнесом, попытайтесь вначале представить идеальное местонахождение фирмы, а затем прикинуть, какой степени приближения к идеалу вы сможете достичь.
Выбор местоположения предприятия относится к числу важных решений и зависит от вида деятельности самого предприятия.
У каждой фирмы свои запросы. В оптовой торговле низкая арендная плата и близость транспортных магистралей ценится гораздо выше, чем местонахождение или близость заказчика. Для предприятий розничной торговли, сферы сервиса и общественного питания выбор местоположения объекта определяется тем, где находятся клиенты (покупатели) фирмы. В этих целях необходимо составить анализ потоков клиентуры, учитывая такие важные факторы, как пешеходные и транспортные потоки, наличие парковки, наличие подъездных путей, конкурентное окружение и др. Кроме того, при выборе местоположения предприятия важно учесть экологический фактор. Это особенно важно для предприятий, создающих большую нагрузку на окружающую среду.
Необходимо дать обоснование выбора географического местоположения предприятия, в зависимости от близости к рынку сбыта, поставщикам сырья и материалов, доступности транспортных магистралей и рабочей силы, условий аренды, наличия складских помещений и т.д.
Кроме того следует дать разъяснения относительно[27]:

степени удалённости от потребителей и от основных поставщиков сырья;

транспортных схем (наличия подъездных путей, близости или удалённости автомобильных, железнодорожных и других транспортных магистралей и узлов);

коммуникационных сетей (линий электропередач, воды, газа, сточных вод и выбросов);

потребности дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры
(теплосети, водопровода);

социально-экономического окружения.
Задача оптимального размещения компании – это чисто экономическая задача, в рамках которой необходимо определить оптимальную комбинацию затрат на доставку ресурсов к производственным объектам и конечную продукцию на рынок сбыта. Основной задачей в рамках данной модели является минимизация суммарных затрат, и уже исходя из этого определение оптимального местоположения компании.

46
6.2. Производственный процесс и его обеспечение
Описание производственного процесса должно показать путь, посредством которого компания планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю; обосновать реальную возможность обеспечить производство необходимого продукта требуемого качества и в нужные сроки.
Потенциальный читатель (инвестор, партнёр и др.) вправе спросить, как будет произведена продукция, услуга; насколько обеспечен рост объёмов продаж, который предусмотрен в бизнес-плане.
Ключевые вопросы, которые должны раскрываться в этом подразделе:

схема производственного процесса;

необходимое оборудование;

закупка сырья, материалов и компонентов;

репутация фирм-поставщиков, опыт работы с ними;

производственная кооперация – с кем и на каких условиях;

контроль качества продукции;

уровень издержек производства и их динамика;

затраты на утилизацию отходов и защиту окружающей среды.
Необходимо также разъясненить, как организована система выпуска продукции/предоставления услуг; охарактеризовать какие технологические операции лежат в основе процесса изготовления продукции/оказания услуг; объяснить, каким образом будут регулироваться сезонные производственные нагрузки (за счет создания запасов, привлечения вспомогательной рабочей силы и т. д.), а также указать, какие методы управления производством планируется использовать.
По всем операциям необходимо дать схему производственных потоков: показать, откуда и как будут поступать все виды сырья и как они будут перерабатываться, чтобы получить продукцию; каким образом и куда эта продукция будет поставляться с предприятия. В этой схеме обязательно должно найтись место и для процессов контроля качества. Необходимо отметить на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль качества (какими стандартами при этом необходимо руководствоваться) и каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции/услуг
(например, затраты труда и материалов).
Задача стоит в том, чтобы описание сложного производственного процесса сделать понятным для тех, кто не обладает специальными познаниями.
По тем операциям, которые будут выполняться силами самого предприятия, необходимо представить краткие сведения о характеристиках производственного процесса. Если выполнение отдельных операций предполагается поручить субподрядчикам, то необходимо пояснить какие именно и почему. Требуется показать, каким образом это отразится на результатах (к примеру, в экономии затрат, повышении качества продукции/услуг, уменьшении длительности технологического цикла).

47
Для уже существующего производственного процесса требуется дать его описание с указанием проблем и способов их преодоления.
Отметим, что общая схема производственного процесса должна отражать производственные операции и производственные потоки (движение сырья и материалов, промежуточных и конечных продуктов). При этом, следует уточнить, какие потребуются материальные ресурсы, кто их будет поставлять и по каким ценам, какие ресурсы потребуются в будущем и как предполагается построить систему управления запасами на складе. Пожалуй, одна из существенных проблем начинающих предпринимателей – правильное планирование производственных потоков и осуществление закупок оборудования и материалов.
Инвесторы обычно рассматривают бизнес-план с точки зрения того, насколько рациональна технологическая схема, обеспечивает ли она сокращение затрат труда, времени и материалов, а также изменения ассортимента продукции с учётом требований рынка.
В процессе разработки этого подраздела необходимо собрать предварительную производственную информацию: составить спецификацию всего необходимого оборудования и по каждой единицы оборудования выяснить, можно ли его арендовать или нужно покупать; определить потребность в помещениях, возможности аренды помещений, их покупки и т. д.
При выборе поставщиков основными критериями являются: надежность поставщика, способность поставлять необходимые ресурсы должного качества и в нужные сроки, поставка материальных ресурсов по возможно минимальным ценам, удаленность поставщика от потребителя и т. д.
Если бизнес-план разрабатывается для расширения или поддержания существующего производства согласно требуемым объёмам будущих продаж, следует обосновать увеличение производственных площадей, оборудования.
В заключение приводится информация о сложившемся и планируемом уровне издержек по всему циклу производства и сбыта продукции. Для этого составляется общая смета расходов на производство и сбыт.
В издержки включаются затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды.
Календарный план реализации проекта. Инвесторы всегда хотят иметь представление о том, как и в какие сроки будет реализовываться проект, – это один из важных факторов, способных привлечь или оттолкнуть инвестора. С этой целью разрабатывается календарный план выполнения работ.
Календарный план работ должен показывать планируемые сроки осуществления отдельных мероприятий связанных с реализацией проекта. При его разработке учитываются затраты времени на выполнение отдельных работ
(государственной регистрации фирмы, оформление лицензий и разрешений, разработку рабочего проекта, заключение договоров аренды помещений, приобретение и монтаж технологического оборудования, подготовку производства и др.), сроки их выполнения, а также последовательность их проведения.

48
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные составляющие и ключевые вопросы производственного плана?
2. Какие факторы необходимо учитывать при создании и выборе местоположения предприятия?
3. От чего зависит потребность в производственных ресурсах и как определяются издержки, связанные с производством продукции/предоставлением услуг?
4. Какие виды ресурсов должны быть учтены при оценке прямых производственных затрат?
5. Какие виды издержек входят в состав накладных (общепроизводственных) затрат?
6. Какие факторы могут выступать источниками операционных конкурентных преимуществ?
7. В чем проявляются важнейшие отличия стратегического образа мышления менеджеров на основе ресурсного подхода по отношению к разработке производственного плана?

49
РАЗДЕЛ 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
7.1. Организационная структура управления
Организационный план – одна из наиболее важных составляющих любого проекта. От качества его разработки и исполнения зависит эффективность реализации проекта.
Здесь рассматривается организационная структура управления, которая четко покажет, кто и чем будет заниматься (численность, функции, подчиненность); схему взаимодействия всех управленческих команд и рабочих групп между собой, координации и контроля их деятельности. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции). Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно, а главное – эффективно.
Поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах даже самые многообещающие проекты, такого рода информация интересует инвесторов и банкиров. Потенциальный инвестор с учётом данных этого подраздела бизнес-плана оценивает способность предприятия и его управленческого персонала осуществлять намеченные в бизнес-плане мероприятия.
Известны типовые схемы организационной структуры, но единого образца для всех предприятий не существует. Конкретное содержание организационной структуры во многом определяется видом предпринимательской деятельности (производство, коммерция, финансы и т.п.).
Следует иметь в виду, что организационная структура не является статичной. Для создаваемого малого предприятия на первой стадии его развития организационная структура управления может быть достаточно простой. По мере роста предприятия усложняется и его организационная структура, появляются новые задачи и функции, уточняются или дополняются должностные инструкции в соответствии с новыми функциями и задачами, стоящими перед предприятием. Независимо от реальной численности управленческого персонала важно представить весь перечень основных управленческих функций, необходимых для успешного управления предприятием.
Организационная структура должна разрабатываться с учётом его целей, стратегии, политики и других особенностей. Для реализации бизнес-плана важно, чтобы организационная структура управления соответствовала принятой стратегии и кадровой политике предприятия.
Организационная структура управления служит основанием для разработки штатного расписания.

50
7.2. Кадровая политика и развитие персонала
Кадровая политикапредставляет собой систему правил и норм работы с персоналом, обеспечивающую процессы воспроизводства, управления и развития персонала в соответствии с выбранной стратегией организации. Она должна показать, насколько выдвинутые ранее цели и задачи обеспечены кадровым потенциалом, как будет осуществляться необходимое развитие персонала и соответственно какой комплекс мероприятий и финансовых средств необходим для этого.
В целом необходимо увязать этот подраздел с остальными разделами бизнес-плана, раскрывающими функциональные стратегии и методы их реализации.
Целью кадровой политики является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности предприятия в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени. При этом указываются возможности инициаторов проекта по подбору и подготовке персонала, способности команды менеджеров реализовать данный проект, определяется необходимая квалификация и численность специалистов.
Кадровый состав является важным ресурсом компании, так как от его качества и методов использования во многом зависят результаты деятельности и конкурентоспособность. Жить или умереть фирме

это зависит от того, кто на ней работает. Слаженный коллектив может вдохнуть жизнь в едва теплящееся предприятие, а слабый

погубить процветающую фирму.
В этом подразделе объясняется, каким образом организована команда менеджеров компании, и описывается роль, функциональные обязанности и ответственность каждого менеджера, приводятся краткие биографические данные
(возраст, образование, опыт работы, навыки).
Необходимо отметить таланты, знания, способности и квалификацию всей управленческой команды в целом. В идеальном случае таланты и умение каждого менеджера будут дополнять друг друга и охватывать все функциональные области бизнеса (маркетинг, финансы, производственный процесс).
Многие инвесторы рассматривают этот подраздел бизнес-плана как наиболее важный. И это естественно, инвесторы понимают, что самая превосходная идея может потерпеть крах из-за плохого исполнителя. И наоборот, хороший менеджер может спасти даже посредственный план.
Согласно многочисленным исследованиям факторов, обусловливающих банкротство мелких фирм, 98% неудач объясняется скверным менеджментом.
Это обстоятельство нужно учесть, следует убедиться в том, что вероятный инвестор в курсе принятых или предпринимаемых мер по исправлению каких бы то ни было ошибок, допущенных ведущими менеджерами.
Другая задача этого подраздела – спланировать и оценить расходы на заработную плату персонала. В этой связи необходимо разобрать основные положения системы оплаты труда: будет применяться система участия в прибылях или намечается использовать другие формы материального стимулирования (медицинское и иное страхование за счет фирмы, оплата образовательных

51 программ, премирование, участие в деловых турне и т. п.). Целесообразно подробно осветить механизм стимулирования и мотивации сотрудников предприятия, показать, каким образом они будут заинтересованы в достижении поставленных в бизнес-плане целей.
Не менее важным является разработка системы подбора кадров.
Фирмой оговариваются принципы найма и методика отбора сотрудников: по опыту работы, образованию, возрасту, по результатам тестирования и деловой проверки. К приему дополнительных работников следует прибегать только в том случае, если это повысит доходность фирмы. Поэтому, прежде чем принимать на работу новых людей, следует проанализировать, действительно ли это так уж необходимо. Заработная плата служащих относится к числу постоянных издержек, поэтому необходимо обосновать их целесообразность.
Анализ не только позволит менеджерам лучше cпланировать кадровую политику, но и продемонстрирует потенциальному инвестору чувствительность бизнес-плана к важной проблеме найма ключевых сотрудников.
Необходимо предусмотреть выбор метода и периодичность оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе. Отправной точкой должны быть квалификационные требования, то есть необходимо показать, какие именно специалисты и сколько (какого профиля, с каким образованием, с каким опытом, с какой заработной платой) понадобятся для успешного ведения дел фирмы сейчас, в ближайшем будущем, через 2-3 года.
При этом необходимо указать, где и как можно заполучить таких специалистов на постоянную работу или в качестве совместителей.
Следует определить, необходима ли переподготовка и подготовка кадров, а также указать затраты, необходимые на обучение и повышение профессионального мастерства рабочих и служащих предприятия. Затраты на обучение могут оказаться неприятным сюрпризом не только в финансовом отношении, но и как дополнительные затраты времени, требующие учёта влияния на реализацию целей бизнес-проекта.
Для чёткого определения круга обязанностей каждого сотрудника предприятия составляются должностные инструкции, которые представляют собой подробное описание характера выполняемой работы, перечень особых условий её выполнения и требования к квалификации исполнителя.
Таким образом, потенциальный инвестор должен получить представление о том, какова кадровая политика фирмы, кто будет осуществлять руководство фирмой, какова система расстановки кадров и каким образом будут складываться отношения между сотрудниками на практике.
Этот подраздел бизнес-плана следует прорабатывать с особой тщательностью, поскольку большинство опытных инвесторов доверяют свои средства прежде всего людям, которые способны успешно реализовывать бизнес-идеи заложенные в бизнес-плане.
Таким образом в подразделе должны описывать стратегию развития персонала предприятия.

52
Вопросы для самоконтроля
1. Почему опытные инвесторы уделяют пристальное внимание рассмотрению организационного плана?
2. Назовите ключевые вопросы, которые должны быть отражены в этом разделе?
3. Какова последовательность действий по разработке организационной структуры управления предприятием?
4. Какие изменения должны отражаться в организационной структуре по мере развития предприятия?
5. Как будет осуществляться необходимое кадровое развитие персонала и какие мероприятия и финансовые средства необходимы для этого?
6. С какой целью в бизнес-плане дается информация по ключевым менеджерам?

53
РАЗДЕЛ 8. РИСКИ И СТРАХОВАНИЕ
8.1. Анализ рисков
Реализация проекта всегда сопряжена с определенной долей риска. С развитием рыночных отношений бизнес осуществляется в условиях неопределенности и изменчивости как внешней, так и внутренней среды. Это значит, что постоянно возникает неясность в полезности ожидаемого конечного результата и, следовательно, возникает опасность непредвиденных потерь или неудач.
Риск – это потенциальная возможность понести потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, либо получит доходы ниже тех, на которые рассчитывал.
Цель данного подраздела – перечислить весь спектр рисковых событий, выявить вероятность их наступления и провести анализ негативных факторов способных оказать значительное влияние на реализацию проекта.
Как правило, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияния на деятельность компании. При этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных.
Перечень рисков весьма многообразен, вероятность каждого типа риска различна, неодинакова и сумма убытков, которые они могут вызвать.
Определение, характеристика и нейтрализация риска в бизнесе помогает понять потенциальному инвестору намерения и возможности предпринимателя по преодолению трудностей и рискованных ситуаций.
Существуют различные виды рисков (рис. 3 ) [12]:
РИСКИ
предпринимательские производственные политические рыночные ущерб сотрудников финансовые ущерб активов инфляционные нематериальные убытки
Рис 3. Виды рисков
Предпринимательские риски –это риски, возникающие при любых видах предпринимательской деятельности, связанных с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией; товарно-денежными и финансовыми операциями; коммерцией.

54
Рыночные риски – риски утраты позиций на рынке, риск потери сегмента.
Финансовые риски – риски утраты финансовой независимости предприятия.
Инфляционные риски – риски недооценки результатов инфляции.
Производственные риски – риски невозврата инвестиционных вложений в предприятие.
Ущерб материальных активов – поломки, пожары.
Ущерб сотрудников – риски получения травмы, ухудшения здоровья.
Нематериальные потери – риски возникновения возможных простоев предприятия по каким-либо причинам.
Политические риски – возможность изменения хозяйственной деятельности предприятия, обусловленная какими-либо политическими факторами:

изменением законодательной базы;

введением дополнительных платежей;

изменением договорных условий;

изменением трансформации форм собственности;

отчуждением имущества и денежных средств по каким-либо активам.
Для измерения степени риска используют абсолютные и относительные показатели.
Абсолютные показатели – возможность потери дохода, прибыли или основных производственных фондов.
Относительные показатели используют отношение абсолютных потерь или к основным и оборотным средствам, или капиталовложениям и текущим затратам, или к суммарным доходам и суммарной прибыли:
Риск увеличивается – увеличиваются потери (рис.4) [20].
ПОТЕРИ
финансовые материальные трудовые потери времени специальные потери
Рис. 4. Потери от риска
Материальные потери – дополнительные затраты, прямые потери имущества, сырья, продукции, энергии и др. (измеряются в натуральных и стоимостных единицах).
Финансовые потери – прямой денежный ущерб, связанный с дополнительными платежами непредусмотренных налогов, платежей в фонды, выплаты штрафов, пени, неустоек.

55
Трудовые потери – потери рабочего времени, вызванные случайными непредвидимыми обстоятельствами.
Потери времени – потери, которые несет предприятие от того, что производственный процесс идет медленнее, чем предполагалось.
Специальные потери– потери, которые проявляются в виде нанесения ущерба здоровью людей, окружающей среде, а в результате – нанесения ущерба престижу предприятия.
Каждое предприятие или новый проект неизбежно сталкивается с определенными трудностями, угрожающими его существованию. Для любого предпринимателя важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться фирма.
8.2. Страхование рисков
Перечисленные риски отражают лишь часть трудностей, с которыми может столкнуться предприниматель. Задачей предпринимателя является выбор из перечня рисков наиболее болезненных для данного предприятия и разработка мероприятий по смягчению действий риска.
Существуют способы снижения риска и потерь. Одним из них и самым основным является система страхования. Программа страхования рисков должна быть выработана на основе исследования особенностей бизнеса и тонкостей рынка страховых услуг. Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, но и повышает ответственность лиц, принимающих решения, принуждая их регулярно проводить защитные мероприятия в соответствии со страховыми контрактами.
При развитой системе современного коммерческого страхования в бизнес-плане можно просто указать, какие типы страховых полисов и на какие суммы планируется приобрести. Предотвращение возможности потерь является центральным звеном в программе уменьшения рисков, и реализация этой программы на должна ограничиваться собственно страхованием.
Одно из требований к составлению данного подраздела бизнес-плана таково: главные рискованные моменты должны быть изложены доступно и объективно. В то же время недопустимо простое описание вероятного риска без характеристики предлагаемых мер по его ликвидации или смягчению последствий. Наиболее значимые риски проекта, степень возникновения которых велика, следует ранжировать, то есть выделить проблемы, наиболее опасные для реализации предпринимательской идеи, затем подробно изложить предложения и мероприятия, направленные на минимизацию последствий неблагоприятных обстоятельств.
Рекомендуется составлять таблицы наиболее специфических и характерных для данного проекта рисков и способов уменьшения отрицательных последствий от их возникновения.
Специфические виды рисков и способы уменьшения отрицательных последствий приведены в табл. 7 [11].

56
Таблица 7
Мероприятия по снижению вероятности возникновения рисков и их
отрицательных последствий
Риски
Мероприятия, снижающие отрицательные
последствия
Несоблюдение условий хозяйственных договоров поставщиками
Внимательный отбор поставщиков, их дублирование
Противодействие конкурентов
Прогноз реакции конкурентов, планирование контрмер (рекламная компания, ценовая политика и т.д.)
Изменение цен на сырье и материалы Использование фьючерских сделок
Неплатежи за услуги
Включение 100 % денежной предоплаты в расчёты по договорам
Непредвиденные затраты
Страхование и самострахование: создание предприятием специального резервного фонда – фонда риска, за счет отчислений из прибыли
Cтрахование рисков, основной прием снижения риска. Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой, но и повышает ответственность лиц, принимающих решения, принуждая их серьезнее относиться к разработке и принятию решений, регулярно проводить защитные мероприятия в соответствии со страховыми контрактами.
Вопросы для самоконтроля
1. С какой целью раздел «Риски и страхование» приводится в бизнесплане?
2. Какими должны быть основные составляющие этого раздела?
3. Назовите основные виды риска. Какие из них непосредственно связаны с осуществлением деятельности предприятия?
4. На какие факторы риска предприятие может оказывать непосредственное воздействие?
5. Каковы способы снижения высокой степени риска?
6. Чем отличаются понятия «неопределенность» и «риск»?
7. Одним из способов снижения рисков является страхование и самострахование. В чем сущность этого метода?

связь с админом